Научная статья на тему 'Парадокс как литературная концепция О. Уайльда'

Парадокс как литературная концепция О. Уайльда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3773
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДОКС / ЭСТЕТИЗМ / КРАСОТА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грабазей В. С.

Одним из произведений, оказавших глубокое влияние на мировую литературу ХХ века, является единственный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», написанный в 1890 году. Это произведение является своего рода объединением замыслов и творческих поисков писателя. В своем единственном романе О. Уайльд представляет читателю силу слова и искусство изящной мысли. Роман выделяет глубокие проблемы социального, культурного и межличностного характера, освещая их через различные аспекты человеческих взаимоотношений. Созданные О. Уайльдом художественные образы определяют тесную взаимосвязь между высоким искусством и внутренним миром человека. Выбор и актуальность данной темы обусловлены неоднозначностью оценок данного произведения критиками и литературоведами. Во многих исследованиях, посвященных творчеству О. Уайльда, роман представлен как спорный и таинственный, чья многоплановость позволяет рассматривать его с позиции различных философских и этических точек зрения. Именно широкое разнообразие мнений, вызванное «аморальными» идеями романа, объясняет интерес, возникающий как у простых читателей, так и у литературоведов. В романе прослеживается существование области, для которой противоречие является разрушительным. Это область морали. Перешагнув грань допустимого, добро и зло становятся относительными, стирая принципы этического и эстетического в человеческих отношениях. «Портрет Дориана Грея» это драматичная история, полная парадоксов, история о том, как искусство может стать высочайшим судьей человеческой совести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадокс как литературная концепция О. Уайльда»

ПАРАДОКС КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ О. УАЙЛЬДА

© Грабазей В.С.*

Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского г. Симферополь

Одним из произведений, оказавших глубокое влияние на мировую литературу ХХ века, является единственный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», написанный в 1890 году.

Это произведение является своего рода объединением замыслов и творческих поисков писателя. В своем единственном романе О. Уайльд представляет читателю силу слова и искусство изящной мысли.

Роман выделяет глубокие проблемы социального, культурного и межличностного характера, освещая их через различные аспекты человеческих взаимоотношений. Созданные О. Уайльдом художественные образы определяют тесную взаимосвязь между высоким искусством и внутренним миром человека.

Выбор и актуальность данной темы обусловлены неоднозначностью оценок данного произведения критиками и литературоведами. Во многих исследованиях, посвященных творчеству О. Уайльда, роман представлен как спорный и таинственный, чья многоплановость позволяет рассматривать его с позиции различных философских и этических точек зрения. Именно широкое разнообразие мнений, вызванное «аморальными» идеями романа, объясняет интерес, возникающий как у простых читателей, так и у литературоведов.

В романе прослеживается существование области, для которой противоречие является разрушительным. Это область морали. Перешагнув грань допустимого, добро и зло становятся относительными, стирая принципы этического и эстетического в человеческих отношениях. «Портрет Дориана Грея» - это драматичная история, полная парадоксов, история о том, как искусство может стать высочайшим судьей человеческой совести.

Ключевые слова парадокс, эстетизм, красота, мораль, нравственность, искусство.

Одним из произведений, оказавших глубокое влияние на мировую литературу ХХ века, является единственный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», написанный в 1890 году.

Смелые идеи автора, воплощенные в романе, покорили сердца не одного поколения читателей, заставляя задуматься о морально-этических проблемах человечества в целом и о своей собственной жизни в частности.

* Магистрант кафедры Теории и практики перевода.

116

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

В России первые попытки исследовать творчество О. Уайльда можно отнести к началу 20-го века. Появляются работы З.А. Венгеровой [5, 6], Л.И. Аксельрод [3] и других исследователей, которые стремились осознать эстетические взгляды писателя, а также найти подход к решению моральноэтических проблем, затронутых в романе.

Роман выражает философские идеи социального, культурного и межличностного характера, освещая их через различные стороны человеческих взаимоотношений. Созданные О. Уайльдом художественные образы определяют тесную взаимосвязь между внешней красотой и духовной нравственностью человека.

Философско-эстетические идеи романа «Портрет Дориана Грея» очень многоплановы и являются воплощением парадоксального мышления автора.

В качестве литературного приема парадокс впервые появился в эпоху Возрождения. Он стал оригинальным средством игры с противоречием для писателей того времени, таких как, Шекспир, Сервантес и др. Однако увлечение парадоксом может стать рискованным: будучи неправильно понятым, он способен вводить человека в заблуждение, шаг за шагом отдаляя его от истины.

Вторая волна интереса к этому приему возникла в конце XIX века благодаря одному из наиболее ярких его представителей - О. Уайльду, который развил его в рамках английского эстетизма. В творчестве английского писателя парадокс уже давно перестал быть лишь литературным приемом, но стал для него образом мысли.

Парадоксы Уайльда высмеивают так называемую истину, которая уже давно превратилась в пошлость и фарс. Продажность, «нравственное» лицемерие, власть лжи и денег стали для Уайльда источником вдохновения для создания своих гениальных парадоксов.

В основе романа «Портрет Дориана Грея» лежит несколько парадоксов, которые автор развивает с течением сюжета. Вся жизнь главного героя -философская концепция его друга лорда Генри, который подталкивает юношу на ложную тропу своих представлений о мире, тем самым воплощая в жизнь свои взгляды на истину и мораль.

Также парадокс стал основой для создания образа героя Генри Уоттно-на, чья речь насквозь пропитана цинизмом и противоречиями: «Только пустые люди не судят по внешности», «Я сочувствую всему, кроме людского горя» [11].

Именно в период творчества Уайльда, активно развивается такое направление в английской литературе, как эстетизм. «Портрет Дориана Грея» наиболее полно отражает структуру эстетизма, согласно философии которого, основная задача художника - поиск истинной красоты, лишенной какого либо морального измерения и нравственного начала.

Тема взаимосвязи искусства и реальности имеет большое значение для творчества Уайльда.

Русская и зарубежная литература

117

Двадцать пять афоризмов предисловия формируют теорию эстетических взглядов автора, а сам сюжет романа служит их художественным воплощением.

В то время как искусство само по себе бесполезно и создается лишь ради его самого, эстетичность произведения ценится неизмеримо выше нравственности и морали.

С первых страниц романа, автор высказывает свои взгляды на красоту, на то, каким должно быть искусство и сам художник: «У художника нет этических пристрастий. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля», «Всякое искусство бесполезно» [11].

Декларируя искусство как смысл и саму суть жизни, О. Уайльд приводит своего читателя к логичному и завершенному осознанию абсурдности установленных норм морали, что является парадоксом с точки зрения общепринятых этических ценностей.

«Художник - не моралист» [11]. Так, через образ лорда Генри, одного из основных персонажей романа, писатель выражает мысль о том, что подлинное искусство не имеет отношения к истине и морали. Цинизм, с которым лорд Генри искажает основы этики, является ничем иным, как игрой разума, цель которой - самоутверждение в глазах общества.

Уайльду болезненно дается осознание того, что красота постепенно исчезает из современного мира, в то время как жестокая реальность подавляет стремление к идеалу и разрушает всякое поэтическое воображение. Единственное спасение от рутины и однообразия автор видит в искусстве. Всю свою жизнь знаменитый писатель посвящает поискам истины и прекрасного. Трагедия старости для него состоит не только в утрате внешней привлекательности, но и в том, что душой человек остается по-прежнему молодым.

В основе романа лежит осознание того, что искусство важнее жизни. Портрет, написанный с прекрасного юноши Дориана, обладает уникальным свойством: молодость и красота юноши навсегда остается с ним, в то время как все негативные изменения, вызванные временем и аморальным образом жизни юноши, видны только на портрете, что позволяет Дориану скрывать свою истинную сущность от всего мира. Таким образом, Уайльд выражает мысль о том, что только искусство способно по-настоящему раскрыть суть и природу человека, показать его душу. Именно поэтому писатель ценил его выше реальности.

В романе соединяются две противоположные концепции, которые, однако, являются основой всего сюжета данного произведения.

Первая: автор показывает желание Дориана сделать свою жизнь подобной искусству, сделать ее такой же прекрасной. Юноша окружает себя роскошью, необычными редкими вещами, и стремится во всем потакать своим желаниям, жить, ни в чем себе не отказывая. Если брать в основу тот факт, что, по мнению главного героя романа, красота является наивысшей ценно-

118

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

стью в жизни, он вполне оправдано делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, выраженная в романе, невероятным образом противопоставляется первой: автор демонстрирует односторонность эстетических взглядов Дориана на красоту. Попав под роковое очарование лорда Генри, юноша становится заложником изощренного эстетизма и бредовых идей своего друга, которые в итоге ведут его к смерти. Таким образом, вторая концепция раскрывает идею, основанную на современных представлениях о развитии личности и о причинах ее деградации.

Уайльд - известный мастер парадоксов. В своих рассуждениях и высказываниях, он представляется общественности то чувствительным циником, то аморальным праведником. Он буквально состоит из парадоксов. Писатель призывает находить смешное в печальном и видеть трагический элемент в комедии. Театр для него - реальнее жизни, безделье - тяжелейший труд. Он утверждает, что реальность более подражает искусству, чем само искусство - жизни.

В своем единственном романе О. Уайльд выражает мысль о том, что искусство нельзя судить с позиции человеческой морали, поскольку оно стоит выше жизни, а значит, может не подчиняться ее законам. В своем произведении писатель искажает основные понятия и представления об этике человеческих отношений, акцентируя внимание на мнимой философии наслаждения, поданной им, как единственно верный способ мировоззрения. Однако трагическая развязка романа ясно доказывает обратное - аморальный образ жизни и погоня за наслаждениями уродуют душу человека и приводят его к саморазрушению, что, в конце концов, на примере главного героя романа, ведет к неизменной гибели и забвению.

Список литературы:

1. Аникст А. Вступительная статья // Уайльд О. Избранные произведения: в 2-х т. - М., 1960.

2. Артамонова С. Блестящий Оскар, или парадоксы О. Уайльда // Библиофил, сб. 1. - СПб., 1999.

3. Аксельрод Л.И. Мораль и Красота в произведениях О. Уайльда. -Иваново-Вознесенск, 1923.

4. Боборыкана Т. А. Оскар Уайльд «Парадоксы». Сборник на английском и русском яз. - СПб., 2002.

5. Венгерова З. Литературные характеристики: в 3-х т. - СПб., 1897; 1905; 1910.

6. Венгерова З. О. Уайльд и английский эстетизм // Литературные характеристики. - СПб., 1897.

7. Колесник С.А. Поиски Идеала (об эстетических взглядах О. Уайльда) // Учёные записки МОПИ им. Крупской. Т. 256. - М., 1971.

Русская и зарубежная литература

119

8. Ланглад Жак де. Уайльд Оскар, или Правда масок. - М., 1999.

9. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. Очерк творчества. - К., 1990.

10. Тростников М.В. О. Уайльд и Россия // Английская литература в контексте мирового литературного процесса. - Киров, 1996.

11. Уайльд, Оскар. Портрет Дориана Грея. Роман. Пьесы. Поэтическое наследие. Афоризмы. Парадоксы. - М., 2001.

12. Фёдоров А.А. Проза Оскара Уайльда и проблема творческой личности // Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. - Уфа, 1993.

ЗАПАДНАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ГЛАЗАМИ ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО

© Славомирски Р.*

Ягеллонский университет, Польша, г. Краков

В своих произведениях Федор Достоевский выражает отрицательное отношение к западным идеям, что сближает его с славянофильством. Писатель критикует концепцию «великих людей» Канта, социализм и западное христианство, которое, исказило образ Христа. По словам писателя, настоящей христианской религией является православное христианство.

Ключевые слова Достоевский, христианство, православие.

Представляя поставленный в заглавии вопрос, следует отнести его к проблеме заблуждения с эпистемологической и аксиологической точек зрения. С ними связан вопрос о том, является ли заблуждение человека или литературного героя жизнью во лжи, рядом с истиной, и, следует ли признать понятие «ошибки» по отношению к слову «фальш» эквивалентным, синонимическим, или, возможно, оба понятия должны рассматриваться отдельно. Следует ли под блужданием понимать отрицание истины, уход от нее, как в случае Федора Михайловича Достоевского, который утверждал, что Запад ошибается? Исходя из этого надо задуматься над тем, чем является истина в трактовке писателя на тему христианства и его последующих угроз. В этом контексте признается классическое понимание истины, представленное в работе Станислава Ковальчика (Stanislaw Kowalczyk) «Cziowiek-spoieczenstwo-wartosc» (рус. «Человек-общество-ценность» [Собственный перевод - Р.С.]):

«Фома Аквинский признает ее следующим образом: (...) это ответственность (соответствие), интеллектуального познания и объективной действи-

Аспирант Института России и Восточной Европы, магистр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.