Научная статья на тему 'Парадигмы педагогики аудиовизуального творчества в социально-культурной системе деятельности'

Парадигмы педагогики аудиовизуального творчества в социально-культурной системе деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

On the bases of real approach to audiovisal creation as a system of mediaeducation are presented paradigmal foundations using mediasystems in social-cultural activity. Study the kindsof activity, forms and stages activity of mediaamateurs are written in context entrance into activity envionment and subculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадигмы педагогики аудиовизуального творчества в социально-культурной системе деятельности»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2GG9. № 1. С. 179-1S6.

УДК 378 Н.Ф. Хилько

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИКИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

On the bases of real approach to audiovisal creation as a system of mediaeducation are presented paradigmal foundations using mediasystems in social-cultural activity. Study the kindsof activity, forms and stages activity of mediaamateurs are written in context entrance into activity envionment and subculture.

Ключевые слова: аудиовизуальное творчество, система деятельности, парадигмы педагогики.

Нами было установлено, что творчество в аудиовизуальной сфере определяется как иерархия форм экранного выражения образов, характера использования техники, форм коммуникации и духовной организации личности, позволяющих создавать произведения, выходящие на художественно-смысловые обобщения. Большую роль играет «проживание» медиалюбителей в среде предстоящих съемок и, как следствие, более глубокое знание социально-психологических условий работы, изучение темы как бы изнутри, что дает возможность получить публицистически ценные и художественно значимые произведения [1].

С целью выделения парадигм педагогики аудиовизуального творчества любителей с последующим их включением в социальноорганизованную систему деятельности следует проанализировать некоторые специфические черты, определяющие особенность их деятельности, что дает возможность группировки по некоторым типологическим группам. Посетителями являются зрители, игроки и коллекционеры, деятельность которых направлена на потребление экранной информации, характер которой был весьма различным: пассивным или ориентированным на создание системы, коллекции и пропаганду культурных ценностей. Тем не менее, они отнюдь не остаются вне поля творчества. Пользователями считаются медиалюбители, применяющие аудиовидеотехнику с целью последующего потенциального участия в творчестве. Участники - это авторы экранных произведений, которые в своей деятельности были сориентированы отнюдь не на подражание, коллекционирование или какую-либо форму интеграции, а претендовали на полноценное авторство в проектиро-

© Н. Ф. Хилько, 2009

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 08-06-00825а «Гуманизация духовноэстетического потенциала медиатворчества в системе дополнительного образования»).

вании и воплощении собственных замыслов на экране. Также были выявлены медиалидеры - продвинутые участники-пропагандисты, редакторы, критики и так далее, заинтересованные в общественном признании как собственных, так и иных произведений, стимулировании атмосферы творчества. Духовное содержание произведений и их смысл разделяется ими в процессе пропаганды и презентации культурных ценностей в различных сетевых сообществах.

Для анализа видов деятельности обозначенных типологических групп, дейст-

вующих в социально-культурной сфере, рассмотрим совокупность направлений, выявленных в ходе анализа содержания различных социокультурных программ в экранных медиацентрах. В зависимости от сложности предлагаемых заданий на основе анализа потребления экранной информации, пользования техникой для ее создания и оформления, преобразования или локального взаимодействия с ней нами была обнаружена следующая индивидуальная, коллективная или массовая направленность в каждой из групп (табл. 1-4).

Т а б л и ц а 1

Виды деятельности потребителей экранной информации. Виды любительской аудиовизуальной деятельности

Направленность деятельности Виды деятельности

Индивидуальная: Отбор экранной информации, просмотр, первичный анализ фильма, коллекционирование афиш, программ, видеофильмов, критическая оценка, игра

Коллективная Обсуждение фильма, организация портфолио, комментирование, интерпретационная (творческое сочинение), коллективное продуцирование идей и замыслов, коллективные творческие сетевые игры

Массовая Презентации, фестивали, дискуссии, социальная оценка экранной информации, кино- и видеопропаганда, послепро-смотровое творчество

Как видим, индивидуальные формы аудиовизуальной деятельности, как выявлено в ходе анализа, предусматривают поиск способов восприятия, следуют некоторым образцам и имеют усложняющий характер. Подсознательное воздействие экранных манипуляций, как замечено нами, способно принимать логиче-

ски осознанные и выверенные формы, подчиняясь требованиям коллектива. В то же время зрителям и другим посетителям медиацентров свойственно создание своеобразных массовых социально-организованных форм творчества, которые отражают потребности в эмоциях.

Т а б л и ц а 2

Виды деятельности пользователей экранными медиасистемами

Направленность деятельности Виды деятельности

Индивидуальная Освоение технологии, изучение техники, настройка, ввод, электронной информации, передача, эстетический анализ и оценка произведений обработка по алгоритму, придание знаковой формы

Коллективная Проектирование восприятия в программе деятельности, творческое использование медиа, коллекционирование медиапроектов, компьютерных программ, видеофильмов, сайтов

Массовая Организация и монтаж, навигация экранной информации, организация просмотра, социальная регуляция содержания информации, создание программы презентации коллекций

Эти направления деятельности выли- т. е. возникают знаковые символы, под-

ваются в формы социально-культурного чиненные принятым стереотипам в дан-

погружения в художественные традиции, ной сетевой общности. Таким образом,

формируются условия перехода деятельности, связанные с взаимовлиянием той или иной медиасреды. Особое место здесь занимает культуротворческая деятельность, под воздействием которой складывается совокупность устойчивых культурных ценностей. Коллективное содержание аудиовизуального творчества участников

проявляется в адаптации программ по медиакультуре образному содержанию критически осмысленных совместных форм. Массовая деятельность участников кино-, фото-, видео-, компьютерных студий усложнена творческим выбором, формированием общественного мнения, отражающегося в представлении произведений.

Т а б л и ц а 3

Виды деятельности участников медиастудий первоначального уровня

Направленность деятельности Виды деятельности

Индивидуальная Интеграция медиатехники в исследование, аудиовизуальное моделирование образов, анимация духовного и эстетического содержания архетипов, визуализация/экранизация, построение алгоритма творчества в экранных образах, создание монтажного хода, съемка, вторичный (иконнографический) анализ образов (интро-, ретроспекция)

Коллективная Коллективное создание творческих идей и решений, выработка критериев творческой значимости и оценки, критический анализ фильмов и программ, «защита» творческих медиапроектов

Массовая Социально-культурный анализ, проведение фестивалей экранной культуры, представление портфолио и иконногра-фии автора, создание программы презентации авторских программ

Такой подход способствует наполнению деятельности личностным смыслом и возрастанию ее значимости. Развивается художественная оценка образов, наполненных знаковым содержанием, что способствует обновлению форм поиска.

Связь между этими видами деятельности обозначается в концепции авторского произведения, в которой происходит упорядочение познанного, открытого, художественно значимого и выявление значимости инноваций.

Т а б л и ц а 4

Виды деятельности медиалидеров (наиболее продвинутых участников, локально взаимодействующих с экранной информацией на личностном уровне)

Направленность деятельности Виды деятельности

Индивидуальная Медиаредактирование, программирование, медиакритика, экспертиза, рецензирование, регуляции восприятия

Коллективная Отбор, поддержка значимых проектов и результатов экранного творчества, организация взаимооценок, совместная коррекция восприятия, рационализация технического обеспечения деятельности

Массовая Приспособление технологий к особенностям медиатворчества, организация презентаций, фестивалей, просмотров

Индивидуальное назначение деятельности медиалидеров проявляется в минимизации и стимулировании творчества (т. е. уменьшение потерь времени), с одной стороны, и рациональной интенсификации - с другой. При этом направленность занятий связана с погружением во внутренний анализ своих достижений, сочетаемый с педагогической диагности-

кой и прогнозом дальнейшего развития личности. Таким образом, создаются все условия совершенствования деятельности в реализации лидерской направленности. Обозначенные нами виды аудиовизуальной деятельности могут носить как подражательный, имитационный, так и эвристический, творческий характер.

Итак, суть перехода восприятия в аудиовизуальное творчество и выхода из него в следующем: от социально запрограммированного восприятия, испытывающего на себе влияние воспроизводя-ще-воссоздающего использования экранных медиа в процессе обмена информацией, к повышению статуса деятельности зрителей, их творческой социализации, превращающей их в статус пользователя техники.

Таким образом, в целом диалектика аудиовизуального творчества в процессе смены типологии, статуса и социальнокультурной роли участников медиасамодеятельности складывается как система личностно-знаковых трансформаций, направленных на «круговорот архетипов», сменяющих руг друга на основе выбора образов определенного повествования. Это вызывает творческое последействие в новом акте информационного обмена.

Новизной в аудиовизуальном творчестве, на наш взгляд, следует считать не столько форму преподнесения материала (несущественные изменения содержания информации, уточнение, конкретизация экранного текста, дополнение его существенными элементами аудио- или визуального ряда), а создание качественно нового информационного объекта.

Следует отметить, что аудиовизуальное творчество обладает обширным многообразием и существует только в целостном виде. Различные подходы к нему помогают прояснить возможность складывания определенных позиций в данном направлении. Кроме того, существует деление на статические (стоп-кадровые) и кинематические (связанные с движущимися изображениями) формы творчества. На основе проведенного выше анализа типологии медиалюбителей и структуры их деятельности сложилось представление о формах аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере.

1. Первичные формы аудиовизуального творчества связаны с эстетическим компонентом развития зрителей и стимулирования деятельности, в которой лишь намечается выход за рамки определенной заданности. Игра в аудиовизуальной сфере также связана с творчеством. Она развивает особые качества личности и создает ситуации принятия всевозможных стратегических решений. Коллекциони-

рование как деятельность, сопровождающая экранное творчество с элементами критики и пропаганды, представляет собой разновидность игры в форме обмена через сбор сайтов, программ, фильмов, передач, отвечающих определенным запросам и интересам.

2. Медиапродуктивные формы творчества связаны с активной съемочной деятельностью, ориентированной на нестандартную ситуацию, предполагающую выбор, оценку и сосредоточение на аудиовизуальных образах, что лежит в основе будущего произведения. Эти виды деятельности дополняются, с одной стороны, монтажом, благодаря которому выстраивается отснятый материал в экранной плоскости, с другой - технической деятельностью, обеспечивающей условия полноценной реализации творческих возможностей аудиовизуальных технологий.

3. Демонстрационные формы чрезвычайно многообразны и включают в себя: критику, редактирование, просмотр. В медиаредактировании сосредоточены критика, построенная на вторичном (усложненном) анализе экранных текстов, реконструкция заданных информационных потоков и знаковых систем, меняющих способы осуществления замыслов. Художественные и технические сферы деятельности включают преобразованное выделение образов-ценностей, трансформацию и визуализацию идей.

Формирование отношений личности начинается на просмотрово-устано-

вочном (перцептивном) этапе, который связан с использованием медиасервис-ной, зрительской, пользовательской и игровой форм аудиовизуальной деятельности. Нужно отметить, что своеобразие творчества, особенности стиля и содержания деятельности здесь проявляются в процессе овладения системой творческих умений. Открываются новые, построенные на воплощении художественных особенностей реальности, сюжеты. Диалог, происходящий при этом, как справедливо отмечает Ю.А. Стрельцов, приводит в относительную гармонию традиционное и новаторское, художественное и внехудо-жественное [2].

Следующий далее проективный этап аудиовизуального творчества связан с предыдущими возможностями использования медиаязыка в творчестве, который

позволяет формировать непосредственность последующего восприятия, благодаря взаимодействию чувств. Здесь имеют место анализ, оценка, сравнение, синтез и результаты в формах сценария, проекта, программы, а также проекты творческих решений, опирающиеся на способности к визуализации и осмыслению экранного образодействия.

Обозначенные замыслы находят необходимое воплощение на конструктивном этапе аудиовизуального творчества, который является более сложной фазой деятельности. Большой социальной значимостью обладают отношения, возникающие в процессе взаимодействия с аудиовизуальными искусствами в процессе их вхождения в русло определенной эстетической системы. Речь идет о воссоздании культуры отношений к миру, выраженной в характере творчества, передаче накопленного опыта и использовании различных образных языков (своего, аналогичного или заимствованного), воплощающих в себе различные представления о мире и их интерпретации. В целом можно заметить, что эти направления нацелены на познание исключительно человеческих ценностей [2]. В ходе практической конструктивной деятельности выделяются медиапродуктивные формы аудиовизуального творчества. К ним относятся съемка и монтаж.

Коммуникативный этап аудиовизуального творчества определяется повторением образов и архетипов, бывших в других произведениях. Здесь возможно художественное обобщение, элементы импровизации. Аудиовизуальное творчество, благодаря эффекту присутствия, атмосфере проникновенной доверительности, непосредственности общения, проявляется в экранном диалоге, который существенно отличается от монологического (личностного) восприятия кино [3]. Здесь особенно ярко проявляет себя закономерность, связанная со слиянием диалога в процессе общения с творчеством. Наличие сюжетной динамики открывает возможности духовного воплощения образо-действия в зрителе.

Результирующим звеном деятельности в процессе продвижения фильмов к зрителю является презентативный (социально-

действенный) этап в развитии аудиовизуального творчества, который направлен на поиск различных композиционных и семан-

тических решений, имеющих образную выразительность за счет синтеза содержания, взаимодействие искусств и различной степени обобщения. Этому должна способствовать интеграция различных видов художественной деятельности в процессе демонстрации экранных произведений.

К разрабатываемой нами педагогической теории аудиовизуального творчества могут быть применимы три основных направления, создающих теоретическую основу концепции (визуально-эстетическое, виртуально-техногенное, коммуникативно-диалоговое), созданные на базе теорий, которые можно представить в парадигмальной форме, обозначающей роль медиа в сферах педагогической деятельности: эстетической, образовательной, коммуникативной, творческой и социально-экологической.

Исходной посылкой построения концепции является то, что аудиовизуальное творчество связано с восприятием красоты. Исходя из этого рассмотрим его эстетические особенности. Данные особенности лежат в основе эстетической парадигмы педагогики аудиовизуального творчества. Субкультурные и педагогические основы формирования экранной реальности построены на реализации сенсорночувствительных способностей и включают в себя познание, проектирование, материально-производительную и духовнопрактическую сферы.

Согласно представлениям И.Е. Видта

[4], специфике работы с информацией соответствуют две модели: инструктивная и креативная (И.Е. Видт). Если первая связана с созданием условий для выбора, то в последней явно обнаруживается преобладание гибкой системы ценностей, отражение опыта модернизации и трансформации, нетрадиционных подходов к получению и использованию информации, активному использованию рефлексии и переносу навыков.

Одновременность процессов вхождения в культуру и создание субкультуры в процессе взаимодействия с информацией и творческого научения приводит к образованию форм аудиовизуальной деятельности. Таким образом, с помощью экранных медиасистем становится реальным диалог культур, индивидуальное развитие, открытие новых моделей творческого познания.

Визуально-динамическая образность («образ в движении») имеет некоторое

сходство с изобразительным искусством. Специфику аудиовизуальной образности придает именно эта черта. Уже здесь ощущается переход от частного восприятия к видению целостного образа, а затем к ассоциативно-аналитической переработке модели восприятия и её сознательному воплощению в движении, комбинировании звука, изображения, моментов и ситуаций.

Слияние образных смыслов и технических представлений в экранных образах хорошо проявляется на примере компьютерного творчества, дающего возможность дополнить и расширить художественные представления за счет инновационного использования в расширенном поле воздействия произведений искусства, соединяющих разнонаправленное содержание информации с интерактивными программами [5]. Технически подача экранной информации обеспечивается при помощи слияния и регуляции образных смыслов, объединяемых в пространстве экрана.

Следует также сказать о ситуативно-сти создания визуальных архетипов аудиовизуального творчества, основанной на мгновенном, кратчайшем переводе мысли в образ. Здесь играют роль эффекты имитации, «динамического, временного развития образа, идеи» [6] экранной интерпретации объектов реальности, где смешиваются реальные и виртуальные элементы, случайности, спонтанные находки. В основе подобного восприятия лежит углубленное видение свойств предметов, вещей, явлений как примеров «воплощения определенных общих понятий» (Р. Арнхейм), универсальных архетипов.

Возникающее в данном случае сочетание авторского характера видения образов с социально-культурными его архетипами в аудиовизуальном творчестве может быть рассмотрено также в двух видах авторства: персонифицированном и анонимном. Тем не менее, и в том, и в другом случае аудиовизуальное творчество предстает в определенных своих проявлениях как форма народной художественной культуры хотя бы на том основании, что оно сближается с фольклором и народным искусством благодаря самому признаку авторства. Учитывая, что эта деятельность свойственна участнику на продуктивно-образном этапе творчества, ее решающая роль в деятельности находит

отражение в креативной парадигме педагогики аудиовизуального творчества, которая основывается на художественных, публицистических и технических новообразованиях, происходящих в процессе развития предмета деятельности и включения его в многообразные отношения. Далее следует заметить, что коммуникативно-диалоговое направление в аудиовизуальном творчестве сосредоточено в его публицистическом компоненте, основанном на феномене использования средств массовой коммуникации для социально-культурного построения проблемного пространства, регуляции,

творческого преобразования. Следует признать, что процесс и результат аудиовизуального творчества неизбежно связаны с метакоммуникацией, что требует рассмотрения ряда особенностей медиаобщения.

Опираясь на демонстрационные формы творчества, свойственные медиалидеру на коммуникативном этапе, можно выделить соответствующую коммуникативную парадигму педагогики аудиовизуального творчества, основанную на информационной емкости, наглядности, открытости смыслов экранной информации, образно-символическом характере перетекания информации. Усложненным видом коммуникации является публицистическая деятельность. Аудиовизуальные технологии, включенные в разные условия и уровни гармонизации взаимодействия с инфосредой, способствуют постановке и разрешению социальных проблем с помощью их инновационного видения. Здесь прослеживается прямое влияние медиасреды на персонификацию, идентификацию и социализацию в деятельности, обусловленные характером результатов творчества. Подтверждением этому могут служить высказывания Ж. Гонне, в которых экранные медиа представлены как средства экспериментального поиска, самовыражения и раскрытия неявных творческих способностей [7]. Следует признать, что здесь активно развивается критическое мышление, воображение и нравственно-волевые качества. Вместе с тем, в подобного рода деятельности обнаруживается появление у молодежи информационной ответственности и автономии мышления, что приводит к скрытым конструктивным сдвигам.

В связи с этим можно утверждать, что с точки зрения всей совокупности подходов

к аудиовизуальному творчеству функционирование социально-экологической парадигмы в современном обществе сопровождается необходимостью обеспечения здоровой продуктивности творческого процесса. Ее существование связано также с демонстрационной деятельностью медиалидера на этапе воплощения. Экологическая парадигма служит развертыванию всевозможных «фильтров», систем ограничения и управления информационными медиапотоками, преодолению пассивности, чрезмерного потребления эффектов экранного восприятия. Преодоление факторов психического угнетения связано с развитием социально-экологического обоснования творческих умений, связанных с дозированием, контролем избыточного потребления экранной информации. На это направлено большинство современных медиаэкологи-ческих стратегий наряду с формированием всевозможных зон нравственности, красоты и созидания, сохраняющих баланс культурных ценностей, подпадающих в разряд общечеловеческих добродетелей. Здесь необходим критический просмотр, исключение таких произведений экрана, которые могут разрушать личность, выводить из равновесия и дестабилизировать социальные отношения. Здесь требуются экоэсте-тические и духовно-нравственные императивы, приводящие к устойчивости творческого потенциала.

Базой для формирования создаваемой теории послужили основные теоретические подходы в данной области, представленные А.В. Федоровым [8]. Эти направления изначально были развернуты зарубежными авторами (Л. Мастерман, Базалгет, Р. Барт), а также современными отечественными исследователями (Ю.Н. Усов, О.Н. Баранов, С.Н. Пензин, К. Тайнер, Е.А. Бондаренко, А.М. Орлов,). Они включают в себя следующие теории: развитие критического

мышления, семиотическая, эстетическая, идеологическая, предохранительная, этическая и теория потребления. Основываясь на них как на предпосылках форм экранной деятельности, следует выделить соответствующие концепции.

От глубинного восприятия в процессе определения основных подходов и проектирования образных смыслов экранного произведения через конструирование медиасреды во взаимодействии с аудиторией мы приходим к специфическому худо-

жественному представлению результатов. Нужно также иметь в виду, что данная схема творческих действий согласно диалоговокоммуникативному подходу отражает разного рода отношения медиакультуры и личности, сопровождающие творческий процесс, так как образное взаимодействие неизбежно выводит на них. С этих позиций становится ясным, почему парадигмы педагогики аудиовизуального творчества отражаются в трех типах отношений медиакультуры и личности: субъект-объектные (информационно-ориентирующие), субъект-объект- субъектные (диалоговые) и субъект-субъектные (субкулыурогенные), т. е. порождающие культуры. Следует отметить, что именно этот блок отношений, по мнению

В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, отражает многообразные связи человека с миром и их ценностные позиции, регулирующие духовное развитие личности внутри устойчивых личностных смыслов [9]. Из данных посылок вытекает возможность построения нижеприведенной системы отношений медиакультуры и личности в социально-культурном пространстве деятельности.

Информационно-ориентирующие (эвристические) отношения носят исключительно внеличностный характер и отражаются на формировании медиасреды. Подобные отношения участников педагогического процесса и медиакультуры выражаются в следующей формуле, отражающей их социально-психологическое содержание: «личность зрителя - медиасреда», которая обосновывает индивидуальное содержание поисковой любительской деятельности и отражает эстетический потенциал личности.

Диалоговые (коммуникативные) отношения имеют личностный характер и переводят медиасреду в плоскость сугубо человеческих контактов. Им соответствует формула взаимодействия: «личность любителя -медиасреда - аудитория», которая связана с развитием активного диалога/полилога, вызванного просмотренными и созданными произведениями. Они лежат в основе коллективных форм деятельности и требуют развития общения, опосредованного экранным пространством.

И, наконец, существуют субкультуро-генные (социально-творческие) отношения, которые способны порождать не только новую среду общения и взаимодействия как между зрителями, так и с персонажами эк-

ранных образов, но и соответствующее ей социальное пространство в форме субкультуры. Их формула: «личность любителя -субкультура». Они соответствуют сопровождающим творческий процесс межличностным социальным отношениям, культурной атмосфере. Их проявление находит максимальное выражение в массовых формах деятельности. При этом ярко демонстрируется выход на социум, их социальнотворческий и социативный, т. е. порождаемый социумом, характер. Однако с точки зрения степени использования медиа, с одной стороны, и социокультурного статуса деятельности - с другой, эти три группы отношений, которые порождаются информационной средой и создают предпосылки появления соответствующей субкультуры, составляют сущность теории аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. В результате соотнесения изученных нами внутренних и внешних факторов развития аудиовизуального творчества складывается педагогическая система деятельности в парадигмах педагогики аудиовизуального творчества. Эта система суммирует себя формы, этапы, парадигмы и отношения, определяющие типологию медиалюбительства в процессе деятельности, которая носит системный социально-ценный характер. Таким образом, творчество в экранной сфере можно определить как иерархию ступеней вхождения в социально-культурную среду, которая предполагает меняющийся характер использования техники, технологии, коммуникации и деятельности. Взаимодействие с экранными культурными мирами сопряжено с познанием среды, а также оценкой их значимости. Здесь субъект аудиовизуального творчества неизбежно сталкивается с проблемой культурного выбора.

Субъективированный объект становится частью духовного мира личности, и теперь она уже иначе выстраивает свою активность - с учетом этого значимого для него объекта. Следует заметить, что воспитание при помошд аудиовизуального творчества - это не просто усвоение некоторого уровня духовной и материальной культуры, но также адаптация и социализация, способствующие формированию системы культуро-творчества в техногенной среде. Для этого особенно важно, чтобы человек как объект воспитания мог «успеть взрастить внутренний собственный мир, отличный от мира других субъектов, наделенный независимо-

стью и впитавший в себя все достижения кулыуры» в экранной интерпретации [10].

Социально-культурная система аудиовизуального творчества показывает, как переход к более сложным формам деятельности создает условия роста творческого характера деятельности, одновременно повышается статус любителя, что способствует установлению связи между этапами творчества, создает основу занимаемых любителями позиций в отношениях с экранной информацией. Следует сказать, что при этом проявляется ряд внутренних, разнонаправленных отношений медиакультуры и личности, но не вскрывается сущность внешних изменений, связанных с механизмами и факторами, которые разворачиваются в концепции социально-культурного воздействия экранной информации на любителя в процессе аудиовизуального творчества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Стигнеев В.Т. Фотолюбительство и пресса // Народное творчество и средства массовой коммуникации. М., 1984. С. 158-181.

[2] Стрельцов Ю.А. Современное самодеятельное

творчество как диалог художественных культур // Народная художественная культура России: проблемы развития и подготовки кадров: тезисы Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГИК, 1994. С. 86-92.

[3] Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание мира в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 9-16.

[4] Видт И.Е. Культурологическая интерпретация

эволюции образовательных моделей // Педагогика. 2003. № 3. С. 32-38.

[5] Лотман Ю. Семиотика кино и произведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

киноэстетики. Таллин, 1973. С. 7, 9, 21.

[6] Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1980.

С. 233, 239.

[7] Гук А.А. Социокультурные функции и эстетиче-

ские особенности досугового кинотворчества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: МГИК, 1993. 26 с.

[8] Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Кучма, 2005. С. 41-64.

[9] Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в пе-

дагогическую аксиологию: уч. пособие. М.: Академия, 2003. С. 124-127.

[10] Щуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру // Воспитание школьников. М., 1985. № 5. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.