Научная статья на тему 'Парадигмы корпоративного роста'

Парадигмы корпоративного роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТ ФИРМЫ / FIRM GROWTH / ФАКТОРЫ РОСТА / FACTORS OF THE GROWTH / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / FUNDAMENTAL VALUE OF COMPANY / ОРГАНИЧЕСКИЙ РОСТ / ORGANIC GROWTH / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / SUSTAINABLE GROWTH / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ORGANIZATIONAL CHANGES / МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПАНИИ / FIRM LIVE CYCLE MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудина Марианна Валерьевна, Кузьмин Сергей Сергеевич

Выявление закономерностей роста фирмы является важной исследовательской задачей, которая проявляется в виде множества концепций, описывающих корпоративный рост. Возникает проблема систематизации таких концепций. Главная методологическая проблема состоит в том, чтобы перенести исследовательский акцент с поиска количественных характеристик роста фирмы, на изучение возможностей, перспектив и условий развития фирмы, а также на разработку механизмов управления ее ростом. Эта проблема может успешно решаться на базе использования методологии выделения и описания основных парадигм данной предметной области, которые объединяют теории и модели роста фирмы, связанные общими базисными положениями. Выделяются и описываются каузальная парадигма, парадигма результатов роста и процессная парадигма. В результате проведенного исследования и классификации методологических подходов к трактовке корпоративного роста делается вывод о том, что объективные ограничения для роста задаются возможностями компании, которые могут быть расширены за счет поддержания высокого уровня инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Paradigms of the Corporate Growth

Identifying patterns of the corporate growth is an important research task, which manifests itself in the form of a set of concepts describing corporate growth. The main methodological problem lies in transferring research accent from the search for quantitative characteristics of corporate growth to studying the opportunities, prospects and conditions of its development and to the development of mechanisms of management of its growth. There is a problem of the systematization of such concepts. This problem can be successfully solved using the identity-based methodology and describing the main paradigms of the subject area that unite the theories and models of growth related by common basic provisions. Three such paradigms are defined and described in the article: causal paradigm, paradigm of results of growth and process paradigm. As a result of the author’s research and classification of methodological approaches to corporate growth the conclusion is drawn that objective restrictions for growth are set by opportunities of the company, which can be expanded by maintaining the high level of innovations.

Текст научной работы на тему «Парадигмы корпоративного роста»

КудинаМ.В., Кузьмин С.С. Парадигмы корпоративного роста

Кудина Марианна Валерьевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики инновационного развития, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Kudina@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 5515-5825

Кузьмин Сергей Сергеевич — кандидат технических наук, докторант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sskuzmin@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 9870-4072

Аннотация

Выявление закономерностей роста фирмы является важной исследовательской задачей, которая проявляется в виде множества концепций, описывающих корпоративный рост. Возникает проблема систематизации таких концепций. Главная методологическая проблема состоит в том, чтобы перенести исследовательский акцент с поиска количественных характеристик роста фирмы, на изучение возможностей, перспектив и условий развития фирмы, а также на разработку механизмов управления ее ростом. Эта проблема может успешно решаться на базе использования методологии выделения и описания основных парадигм данной предметной области, которые объединяют теории и модели роста фирмы, связанные общими базисными положениями. Выделяются и описываются каузальная парадигма, парадигма результатов роста и процессная парадигма.

В результате проведенного исследования и классификации методологических подходов к трактовке корпоративного роста делается вывод о том, что объективные ограничения для роста задаются возможностями компании, которые могут быть расширены за счет поддержания высокого уровня инноваций.

Ключевые слова

Рост фирмы, факторы роста, фундаментальная стоимость компании, органический рост, устойчивый рост, организационные изменения, модели жизненного цикла компании.

Корпоративный рост, или рост фирмы, является одной из центральных тем исследований в области управления бизнесом. Несмотря на возрастающий интерес к этой тематике, а также быстро наращиваемые массивы эмпирических данных, концептуальное, теоретическое обеспечение этого процесса является явно неудовлетворительным. Этот факт можно проиллюстрировать тем обстоятельством, что по-прежнему наиболее известной и признанной является теория роста фирмы, разработанная более полувека назад американской исследовательницей Э. Пенроуз в книге под названием «Теория роста фирмы»1.

Главная методологическая проблема в этой области состоит в том, чтобы перенести исследовательский акцент с поиска количественных характеристик, отражающих результаты ее деятельности, на изучение возможностей, перспектив и условий развития фирмы а также на разработку механизмов управления ее ростом.

1 Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. New York: Wiley, 1959.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

Точные, квалифицированные ответы на эти вопросы обеспечат исследователям и

практикам управления фирмой рационально обоснованную стратегию достижения

роста и ясные пути ее имплементации.

Наличие такой стратегии делает вопрос о количественных характеристиках прикладным — функцией, определяемой известными переменными. В настоящее время как в России, так и за рубежом, большинство публикаций ориентировано на выявление количественных показателей роста, поиск их оптимального сочетания и на этой основе выявление различий в темпах и абсолютных величинах роста различных сравниваемых фирм, в то время как проблема выявления механизмов и условий, обеспечивающих рост, часто остается в тени.

В подтверждение можно привести данные исследования, проведенного несколько лет назад американскими учеными Д. Шефердом и Дж. Виклундом, в котором рассматривались около 80 работ, опубликованных в ведущих журналах по менеджменту и бизнесу за последние 15 лет, которые посвящены проблематике роста фирмы. Как было выяснено исследователями, все эти работы имели целью продемонстрировать динамику показателей роста, при этом, однако, не рассматривая общего и различий в его механизмах: «Завораживающие цифры роста оставляют в тени все сомнения относительно надежности фундамента, на котором стоит грандиозное здание»2. Поэтому, прежде чем говорить о том, «на сколько» выросла фирма (будь то в показателях рыночной стоимости компании или оборота ее продукции, объема рынка, чистой прибыли и т. д.), необходимо тщательно изучить вопрос «Как именно она растет?», за счет каких механизмов и инноваций, или, образно говоря, насколько выверен и прочен фундамент роста.

В методологическом плане отправным моментом для понимания сущности роста компании является признание того факта, что компания как экономическое благо имеет двойственную природу, которая проявляется, с одной стороны, в разделении понятий «стоимость компании» (как внутреннего объективного содержания ее финансово-экономической природы) и «ценность компании» (как внешней оценки ее характеристик, проявляющейся на рынке); с другой стороны, в сущностном различии «фундаментальной стоимости компании» (как внутренней объективной характеристики, формирующейся под влиянием образующих стоимость факторов) и

2 Shepherd D., Wiklund J. Are We Comparing Apples with Apples or Apples with Oranges? Appropriateness of Knowledge Accumulation Across Growth Studies // Entrepreneurship. Theory and Practice. 2009. Vol. 33. P. 105.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

«рыночной стоимости компании» (как формы проявления, внешней оценки ее

внутренней сущности, на которую оказывают влияние рыночные, в том числе

случайные, факторы). При этом основополагающей, базисной характеристикой

компании является ее фундаментальная стоимость. Отсюда следует вывод, что

исследование компании с позиции формирования и роста ее фундаментальной

стоимости позволяет синтезировать важнейшие аспекты ее деятельности в

современном экономическом пространстве.

Основываясь на таком понимании сущности корпоративного роста, проблему ответа на вопрос «Как именно она растет?», можно представить как двухуровневую конструкцию: на первом, базисном, уровне рассматриваются механизмы и проявления роста фирмы через возрастание фундаментальной стоимости, на втором — процессы, способствующие проявлению и функционированию этих механизмов и сопровождающие их эффекты.

Было бы неверно в изучении корпоративного роста отдавать предпочтение исследованиям преимущественно только одного уровня. Уровни дополняют друг друга: на первом уровне вскрываются сущностные механизмы роста, носящие универсальный (несмотря на многообразие проявлений) характер. Подобные исследования базируются на постулате, что без возрастания фундаментальной стоимости велик риск иметь дело с иллюзией роста, которая может проявляться через причудливую игру рыночных сил. Что в свою очередь приводит как к «вздутию пузырей» на фондовом рынке бумаг, так и к их шумному «схлопыванию». При таком подходе понимание роста фирмы ограничивается эффектом роста рыночной стоимости корпоративных ценных бумаг, что происходит зачастую безотносительно от процессов реального изменения материальных активов и интеллектуального капитала компании, которые могут развиваться по своим собственным траекториям.

В равной мере было бы неверным изменения второго уровня оставлять на периферии исследовательского внимания. Понимание конкретных механизмов роста, параметров его контекста, внутреннего и внешнего организационного окружения и других факторов, обеспечивающих рост (как в равной мере ему препятствующих), ценно для разработки критериев отбора альтернативных стратегий роста, использования тех или иных закономерностей, которые соответствуют различным моделям, этапам и фазам развития компании.

Обычно в реальной исследовательской практике уровни четко не разделяются, что во многих случаях оправданно, так как грань между ними провести не только не

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

просто, но и не всегда в этом есть необходимость: в большинстве исследований в той

или иной пропорции затрагиваются оба аспекта корпоративного роста. В результате

появляется большое количество моделей роста и, как следствие, проблема

классификации и оценки их методологического потенциала.

В последние годы появился целый ряд исследований, призванных систематизировать различные подходы и концепции роста фирмы3. Их объединяет разнообразие оснований и принципов классификаций концепций. Американские ученые А. Макферсон и Р. Холт, выделив 13 теорий роста фирмы, различающихся в тех или иных аспектах, заключают: «Целью проведенного нами исследования являлось выявление эмпирических данных, которые могли бы лечь в основу дальнейшего изучения роста бизнеса. Однако выявленные нами данные свидетельствуют лишь о множестве часто встречающихся ассиметричных связей между предпринимателями, потребителями, консультантами, технологиями, вклад которых в рост не может быть рассмотрен одним общим набором классификационных признаков и рекомендаций»4.

Рассмотрев большое количество различных подходов к изучению роста фирмы, А. Коуд приходит к похожим результатам. Он делает следующий вывод: теории, пытающиеся объяснить рост, сами по себе не всегда соответствуют действительности в том смысле, что вновь открывающиеся факты часто не только в них не «вписываются», но даже нередко им противоречат. Это создает большую проблему для эмпирического подтверждения концепций. Но в этом случае их «научность» как способность к генерализации суждений, их универсальности и общезначимости ставится под сомнение. А. Коуд пишет: «Мы обнаружили, что теоретическая база относительно понимания роста фирмы весьма ограничена, даже обманчива. Единственно верным нам видится путь эмпирического анализа. Мы бы порекомендовали использовать методологию Г. Саймона, в соответствии с которой фактические данные сначала подвергаются практической проверке, а уже потом обобщаются в теориях, которые и верифицируют возникшие гипотезы»5. Отсюда следует, на наш взгляд, аргументированный вывод, что эмпирические наблюдения не всегда могут оправдать ожидания построения на их основе общих, генерализированных моделей роста, так как

3 См., например: Гранди Т. Рост бизнеса: как создать стратегию, обеспечивающую сбалансированный рост и развитие компании. М.: Эксмо, 2007; Чаран Р. Рост ради прибыли. М.: Вильямс, 2006; McKelvie A., Wiklund J. Advancing Firm Growth // Entrepreneurship Theory and Practice. 2010. Vol. 34. No 2. P. 261-288; Shepherd D., Wiklund J. Op. cit.

4 Macpherson A., HoltR. Knowledge, Learning and Small Firm Growth: A Systematic Review of the Evidence // Research Policy. 2007. Vol. 36. P. 186.

5 CoadA. Firm Growth: A Survey. Papers on Economics and Evolution 2007 / Max Planck Institute of Economics, Evolutionary Economics Group. Jena, 2007. Р. 59.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

рост каждой конкретной фирмы сильно индивидуализирован и зачастую протекает с

большой долей неопределенности.

Неопределенность, «размытость» представлений о факторах корпоративного

роста может достигать высокого уровня, когда ставится задача уже не выявления

закономерностей роста, но корреляций между переменными, которые лишь с

определенной долей вероятности можно считать связанными причинно-следственными

отношениями. В таком случае рост представляется как стохастический процесс: речь

6

может идти о венчурном росте, росте на основе венчурного капитала .

Однако если признавать факт высокого уровня неопределенности относительно актуального и потенциального воздействия на фирму различных факторов роста, то теории, описывающие его механизмы, легче поддаются систематизации на основе выделения их базисных принципов или исходных постулатов, позволяющих объединить их в парадигмы, достаточно отчетливо представленные в литературе

7

концептуальными кластерами .

Прежде всего, можно объединить в одну парадигму концепции, которые базируются на понимании роста как возрастания фундаментальной стоимости компании, эмпирически или понятийно рассматривают рост как зависимую величину или функцию и предлагают целый ряд независимых переменных (причин), чтобы объяснить изменения в результатах роста (следствия). Эту парадигму можно назвать «каузальной (причинно-следственной) парадигмой роста». Она является доминирующей и объединяющей подавляющее большинство исследований в этой области.

Второй концептуальный кластер объединяет различные теории, представления и концепции, которые делают акцент не на механизмах роста и его детерминантах, а на росте как процессе, который закономерно проходит определенные стадии. Здесь рост рассматривается, например, как увеличение стоимости компании, усложнение организационной структуры, или как все большее разнообразие функциональных обязанностей персонала или как усиление специализации, развитие проектного управления, дифференциация источников финансирования проектов и т. п. Этот кластер работ можно назвать «парадигмой результатов роста», которая описывает

6 См., в частности: Кудина М.В. Венчурный капитал в инновационном процессе // Экономика инновационного развития. М.: Форум, 2014. С. 64-83; Gilbert B., McDougall P. Audretsch D. New Venture Growth: A Review and Extensión // Journal of Management. 2006. Vol. 32. Р. 926-950.

7 Понятие «парадигма» используется нами в несколько отличном от кунианского (см.: Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975), но широко распространенном современном его понимании как совокупности теорий, объединенных общими базисными принципами или постулатами, что скорее соответствует методологии научных исследовательских программ И. Лакатоса.

условия и проявления роста, меняющиеся во времени в соответствии с этапами

развития компании.

Наконец, можно выделить кластер концепций, которые не рассматривают рост ни как независимую, ни как зависимую переменную, но лишь как некоторый эмпирически данный процесс, который можно представить как констатацию появления у компании все новых и новых характеристик и признаков, анализируемых и описываемых в процессном менеджменте8. Это исследовательское направление можно назвать «процессной парадигмой роста».

Разумеется, приведенная классификация условна, «чистые» ее типы являются лишь идеальными моделями, и она, как всякая классификация, не претендует на истинность, но лишь служит инструментом для достижения определенных исследовательских целей, которые мы представим ниже.

Каузальная парадигма роста

Самый обширный — исследовательский — кластер по корпоративному росту рассматривает рост как функцию, результат воздействия на организацию определенных, как правило, благоприятных, факторов. Цель исследователя, работающего в рамках этой парадигмы, состоит в том, чтобы объяснить сам факт существования роста и причины изменения его темпов, то есть вскрыть его механизм, построить каузальную модель, которая объединяла бы все причинно-следственные отношения, существенные для роста. Здесь имеется большое количество теорий; каждая из них предлагает свою модель, трактующую в качестве причин роста самые разные факторы: от природных, климатических и географических условий до уровня интенсивности конкурентной борьбы, мотивации персонала или степени развития интеллектуального капитала фирмы9.

Причинность в рамках этой парадигмы понимается не как механическая причинность с однозначными причинно-следственными отношениями. Здесь строятся более сложные модели, когда один или несколько результатов роста определяются одной или несколькими причинами.

Некоторые авторы не выделяют какую-либо одну доминирующую причину роста, но перечисляют несколько из них, считая их в равной степени важными, и строят

8 См.: БиннерХ. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному. М.: Альпина Паблишер, 2010.

9 См., в частности: Пурлик В.М. Интеллектуальный капитал как ключевой фактор развития фирм // Экономика инновационного развития. М.: Форум, 2014. С. 116-132.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

соответствующие модели. Например, Б. Гилберт, П. Дугалл и Д. Аудреч определяют в

качестве необходимых и достаточных факторов роста наличие доступных ресурсов,

четко сформулированной стратегии роста фирмы, ее благоприятного рыночного и

географического положения и, что существенно, наличие важных для роста личных

качеств предпринимателя: ясности целей, воли, готовности рисковать, умения

принимать оптимальные стратегические решения, наличие знаний и навыков10. Едва ли

не главной методологической проблемой подхода к пониманию детерминизма роста

является построение иерархии причин по их важности для получения заданных

результатов роста или объяснения существующих.

На базе данной исследовательской традиции возникают и более сложные

модели роста. В частности, Р. Баум, Э. Локк и К. Смит предложили многоуровневую

модель роста фирмы, где его детерминанты локализованы на разных уровнях

экономической реальности: на уровне индивида и группы, затем — собственно фирмы,

наконец, на уровне отрасли. На каждом из этих уровней действуют свои собственные

факторы, определяющие как условия роста, так и его движущие силы. При этом

картина осложняется тем, что интенсивность действия этих факторов меняется во

времени, а инвестиционная среда фирмы нестабильна11.

Подобные и более сложные модели роста сталкиваются с опасностью

превратиться в объяснения ad hoc, то есть объяснения, созданные для данного

конкретного случая и не претендующими на понимание механизма роста в других,

подобных, но отличающихся случаях. Часто такие модели носят нарративный характер и

как всякий нарратив (в нашем случае — рассказ о росте) интересны деталями, нюансами,

индивидуализирующими ситуацию. Они широко применяются в качестве учебных

кейсов, где нередко приветствуется парадоксальность, креативность мышления.

В рамках казуальной парадигмы исследовательский успех (а следовательно,

реалистичность, адекватность полученных моделей роста) зависит от решения

следующих четырех проблем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правильное, обоснованное выделение единицы анализа;

понимание существенных черт различия моделей роста;

возможность экстраполяции выявленных закономерностей роста в будущее;

правильный выбор показателей роста.

10 Gilbert B., McDougall P. Audretsch D. Op. cit.

11 Baum R., Locke E., Smith K. A Multidimensional Model of Venture Growth // Academy of Management Journal. 2001. Vol. 44. P. 926-950.

Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Выделение единицы анализа. На первый взгляд кажется, что здесь нет проблемы: единицу анализа легко идентифицировать как «фирму», которую эмпирически определить достаточно просто или по названию, или по регистрационным данным юридического лица. Трудности могут возникнуть с идентификацией субъекта роста, когда требуется проследить развитие фирмы в течение определенного отрезка времени. На эту проблему обращала внимание еще Э. Пенроуз, когда утверждала, что «рост — это процесс, который является конечным результатом движения, по крайней мере, между двумя отрезками времени»12. Исследователи роста используют различные интервалы времени, но обычно, как отмечают Ф. Делмар и Дж. Викланд, это периоды в 1, 3 или 5 лет13.

Другая трудность состоит в том, что, даже сохранив прежнее название и юридические атрибуты, фирма может измениться до неузнаваемости за рассматриваемый период — от нее останется только «оболочка». Причины могут быть разными, например, фирма может изменить организационно-правовую форму и / или стать материнской или дочерней компанией. В другом случае фирма может превратиться в многопрофильную корпорацию. В рамках этих процессов, юридическое название фирмы может оставаться неизменным, но ее организационный статус изменится.

Может измениться правовой статус и / или финансовое состояние, когда фирма становится дочерней компанией другой компании, открывает филиал или создает холдинг. Так, в России корпорации, особенно топливно-энергетического комплекса, нередко демонстрируют высокие показатели роста в краткосрочном периоде за счет роста одной-двух дочерних компаний. Но так как дочерние фирмы считаются отдельными компаниями, их характеристики (объем продаж, выручка, количество сотрудников и т. п.) могут и не включаться в финансовый отчет материнской компании, например, из соображений «оптимизации» налогообложения14. Подобные изменения правового статуса, включающие в себя изменения организационно-правовой формы или присоединение дочерних компаний, могут создавать трудности при идентификации самой фирмы в рамках анализа и при измерении ее роста.

12 Penrose Е. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 25.

13 Delmar F., Wiklund J. The Effect of Small Business Managers' Growth Motivation on Firm Growth: A Longitudinal Study // Entrepreneurship Theory and Practice. 2008. Vol. 32. Р. 437.

14 См.: Нефть. Газ. Модернизация общества / под ред. Н. Добронравина, О. Маргания. М.: Омега-Л., 2010. С. 116.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

Спустя время могут меняться цели и задачи компании. Компания может поменять руководство или начать активно привлекать внешние источники финансирования. Впоследствии цели, которые преследует фирма, стремящаяся к росту, могут также существенно измениться15.

Требования к фирме, часто меняющей собственников (акционеров), а вместе с ними и топ-менеджмент, отличаются от тех требований, которые предъявляют к фирмам с устойчивым управленческим аппаратом. Примером являются требования, которые предъявляют к фирмам, использующим венчурный капитал. Ее инвестор может быть как стратегическим, так и спекулятивным, но продажа — один из самых вероятных сценариев завершения венчурного проекта. По заверениям управляющих, важно лишь выбрать момент, когда компания будет стоить максимально дорого. Сам проект при этом будет продолжать развиваться, и основные прибыли по нему будут получать те, кто приобретает у венчурного инвестора его долю. Возможна такая ситуация, что венчурная компания приобретает свою максимальную стоимость, когда инвесторы в максимальной степени оценивают ее потенциал роста, в то время как непосредственный эффект роста может возникнуть, когда компания сменит не только собственника, но и, вероятно, название и даже юридический статус (например, будет поглощена крупной корпорацией). Подобным образом, фирмы, которые планируют провести первичное размещение акций (Initial public offering, IPO), предъявляют к процессу роста более жесткие требования, так как стремятся добиться большей отдачи от этой процедуры.

Такой подход приемлем только для определенного типа фирм: небольшие или совсем недавно созданные фирмы могут иметь несколько другие требования к росту. Отсюда следует вывод, что только измерение роста на протяжении конкретного временного промежутка может дать точную оценку степени готовности компании к росту, а изменение стратегических целей фирмы может стать препятствием для изучения ее роста.

Различия в моделях роста. Можно условно выделить простые и сложные модели роста. Критерием такого выделения будет принятое в моделях количество факторов, определяющих рост. Подчеркнем, что речь идет не о реально действующих факторах, а тех, которые имеют «объяснительную» силу для модели, то есть являются эпистемологическим (познавательным) конструктом.

15 Delmar F. Wiklund J. Op. cit. P. 442.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

Сама по себе тенденция упрощения реальности в модели представляет собой оправданный и широко распространенный в науке методологический прием. Проблема лишь в том, чтобы, упрощая реальность, правильно выстроить иерархию факторов, влияющих на рост, с точки зрения их важности, существенности и воздействия на результат. На эту проблему указывают П. Девидсон и Дж. Виклунд, видя ее источник в том, что большинство авторов, которые занимаются проблемой роста, имплицитно подразумевают органический рост или рост на основе внутренних ресурсов и возможностей, хотя в действительности «чистый» органический рост составляет, скорее, исключение: «даже фирмы, преимущественно опирающиеся на собственные ресурсы для роста, в той или иной мере используют в своих стратегических планах ресурсы и возможности внешних стейкхолдеров, прежде всего инвесторов»16.

Альтернативными органическому росту являются модели внешнего роста или роста через поглощения, слияния, присоединения. По оценке Б. Гилберта, П. МакДугала и Д. Аудреч, эти модели рассматриваются в литературе существенно реже: лишь около 10% фирм, история роста которых описана в литературе, выросли за

17

счет разного рода интеграционных процессов .

Речь идет не о реальном росте фирм, а о частоте использования модели внутреннего роста в исследованиях. При этом причина такого положения дел находит следующее эпистемологическое объяснение: модель органического роста проще, так как ее легче интеллектуально контролировать, а причинно-следственные отношения — формализовать.

В реальности же, как показали П. Гупта с соавторами, ответ на вопрос, каким образом будет развиваться фирма, с высокой долей вероятности определяется ее возрастом и размером: небольшие фирмы и фирмы в начале своего жизненного цикла растут органически, в то время как для крупных компаний справедливо обратное. Следовательно, крупные компании преимущественно растут, поглощая других, тогда как малый бизнес развивается на базе органического роста. Основываясь на выделенном Э. Пенроуз различии между предпринимательством и менеджментом, авторы заключают, что органический рост и рост через поглощение — это два разных

16 Davidsson P., Wiklund J. Conceptual and Empirical Challenges in the Study of Firm Growth // The Blackwell Handbook of Entrepreneurship / eds.: D. Sexton, H. Landstrom. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. P. 179.

17 Gilbert B., McDougall P., Audretsch D. Op. cit. P. 931.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

процесса, которые требуют разных предпринимательских и управленческих ресурсов и

способностей18.

Возможность экстраполяции в будущее выявленных закономерностей роста. Третья проблема каузальной модели роста заключается в том, что она основывается на методах анализа, которые учитывают преимущественно линейные взаимосвязи между переменными, описывающими основанный на них линейный рост.

Этот постулат должен быть поставлен под сомнение, поскольку лишь немногие фирмы могут быть вовлечены в процесс постоянного, линейного, устойчивого роста на протяжении более или менее длительного отрезка времени. Помимо этого, нет оснований для уверенности, что связи между изменениями интенсивности воздействующих на рост факторов и собственно ростом как функции этих изменений будут носить линейный характер или, по крайней мере, изменяться монотонно.

Этому есть две причины. Во-первых, исследования, которые посвящены изучению роста в течение долгого периода времени (скажем, в течение 3-5 лет) могут не принимать во внимание локальную положительную или отрицательную динамику, которая происходит в данном периоде. Проще говоря, при рассмотрении среднего темпа роста или отрезка между начальным и конечным периодом, не учитываются действительные изменения, которые имели место при развитии компании, но берется некоторая усредненная величина, определяемая начальным и конечным показателем воздействующего на рост фактора.

Во-вторых, в рамках каузальной парадигмы признается существование некоторых ограничений для линейного роста, которые объясняют, почему рост не является устойчивым или постоянным на протяжении определенного времени. Так, во многих отраслях промышленности существуют ограничения для устойчивого роста (прежде всего технологического, инновационного характера) которые сложно преодолеть. Для некоторых фирм преодоление таких ограничений потребует существенных инвестиций, необходимых для увеличения производительности через технологические инновации или увеличения числа работников определенной квалификации, что подразумевает дополнительные издержки и связанные с ними проблемы. Такого рода ограничения являются причиной неравномерного роста фирмы.

Правильный выбор показателей роста. Главная проблема заключается в определении соответствующих показателей роста. Эта проблема включает в себя

18 Gupta Р., Guha S, Subraman S. Firm Growth and Its Determinants // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2013. Vol. 2. No 1. P. 15-32.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

определение конкретной зависимой переменной, которую можно было бы использовать

для эффективного фиксирования роста. Если в качестве такой базисной, сущностной

переменной, отражающей результаты деятельности компании рассматривать рост ее

фундаментальной стоимости, то тогда «анализ результатов деятельности компании

заключается в установлении влияния отдельных факторов успеха... и их совокупности

на динамику стоимости компании»19, которая является наиболее точным объективным

показателем ее роста. Рост фундаментальной стоимости компании определяется через

целый ряд индикаторов. Важнейшими показателями роста являются финансовые, в

частности, следующие: темп роста продаж, операционная маржа, ставка налога,

инвестиции в рабочий капитал, стоимость капитала, а также уровень продаж, рост

акционерной стоимости компании, увеличение доли рынка, возрастание

рентабельности продаж, активов и / или капитала, производительности труда и другие.

Парадигма результатов роста

Вторая парадигма корпоративного роста фокусируется на его результатах. Другими словами, рост в ее рамках рассматривается в качестве независимой переменной как комплекс изменений внутри организации и вне ее, в системе связи организаций с ее стейкхолдерами. Также эта парадигма делает акцент на трудностях, связанных с управлением растущей организацией, фиксирует внимание на теоретических и практических аспектах управления изменениями.

Представленные здесь концепции, теоретические обобщения, модели не ставят перед собой цель сформулировать условия успешного роста или объяснить изменения его интенсивности, но лишь воспринимают рост как данность, как первооснову организационных изменений и рассматривают его последствия.

Наиболее характерной идеологией этого направления является представление о необходимых и неизбежных стадиях развития организации, о ее жизненном цикле, о существовании на траектории ее развития особых временных отрезков, где наиболее вероятны кризисы и переломы, ведущие к росту, о своеобразных «точках бифуркации», которые, при правильном управлении могут использоваться в качестве «коридоров возмущения», чтобы подняться на новый уровень развития, или, наоборот, обрекают организацию на углубление кризиса и последующее неминуемое банкротство при принятых ее руководством ошибочных решениях. Отсюда важная задача — подсказать менеджерам, по каким признакам они могут определить, когда организация «созреет»

19 КудинаМ.В. Теория стоимости компании. М.: Форум; Инфра-М, 2013. С. 133.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

для тех или иных изменений, которые, как правило, ассоциируются с определенными

этапами роста.

В этой парадигме были разработаны разные модели жизненного цикла организаций, но различия между ними незначительны, по сравнению со сходными чертами20. Общая для них аналогия — живой организм, который проходит все жизненные стадии, включающие зачатие, рождение, рост и смерть.

В рамках данного направления фирмы растут как живые организмы, проходя через определенные стадии своего жизненного цикла. При этом они сталкиваются с трудностями и проходят через препятствия, которые ждут их на жизненном пути, а также решают проблемы, связанные с переходом на следующую ступень развития.

Хотя концепция стадий жизненного цикла не обязательно должна быть связана с биологической моделью онтогенеза (такова, например, известная «бостонская матрица»), все же можно предположить, что последняя почти идеально подходит для их описания. Она включает в себя такие взаимосвязанные и взаимодействующие факторы, как окружающую среду, стратегию и структуру компании.

Согласно моделям жизненного цикла, рост сам по себе, или точнее сказать, наибольший рост, которого может достигнуть фирма, является ситуационным обстоятельством, которое выводит фирму из состояния динамического равновесия со средой, тем самым создавая определенные проблемы, которые могут порождать серьезные, угрожающие существованию организации кризисы, на что впервые обратил внимание и учел в своей концепции роста Л. Грейнер, назвав их «периодами существенной турбулентности», расположенными между «относительно спокойными периодами эволюции»21. Таким образом, эта и подобные теории (модели) определяют переходы между стадиями роста с точки зрения основных проблем, которые должно решать руководство компании. Эти проблемы и то, как руководство справляется с ними, приводят фирму к новому порядку или переводят на новую стадию развития.

В частности, парадигма результатов роста исходит из постулата, что организация столкнется с серьезными проблемами, если ее внутреннее развитие происходит непропорционально увеличению ее размера. Чем больше степень

20 См., например: АдизесИ. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2007; ШироковаГ.В. Жизненный цикл организаций: концепции и российская практика. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2007; Грейнер Л.Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2002. Вып. 4. С. 76-94; Морган Г. Имиджи организации. Восемь моделей организационного развития. СПб.: Вершина, 2006.

21 Грейнер Л.Е. Указ. соч. С. 196.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

несоответствия размера компании и ее внутреннего устройства, тем больше

вероятность того, что компании столкнется с определенными проблемами. Отсюда

следует, что модели жизненного цикла по большей части связаны с необходимостью

перемен, которые влекут за собой рост, и определением, как этот рост влияет на другие

характеристики компании, такие как организационная структура или стратегия.

Здесь прослеживается следующая логика: рост создает организационные проблемы внутри фирмы, которые необходимо решить. По мере развития организации на определенной стадии роста ее структура становится все хуже адаптирована к новым управленческим задачам и изменениям в организационном окружении, и ее необходимо изменить — запустить процесс реструктуризации. После реструктуризации, уже на следующей ступени развития вновь возникнет момент, когда структура станет косной, препятствующей дальнейшему росту, и процедура реструктуризации повторяется.

Процессная парадигма роста

Каузальную парадигму и парадигму результатов объединяет общий методологический принцип: они рассматривают растущую организацию как «черный ящик» с доступными для исследования «входами» и «выходами». С точки зрения первой из них, правильно подобранные параметры «входа» (прежде всего подходящая стратегия и необходимые ресурсы) обеспечат нужные результаты на «выходе», в то время как внутренние организационные процессы или «механизм роста» как раз и обеспечивают детерминизм связей между «входом» и «выходом». При этом «правильное» соотношение между входом и выходом фирмы — «черного ящика» определяется условиями максимизации производственной функции, которая моделирует эффекты замены одних факторов производства другими и характеризует максимальный выпуск продукции при данном наборе факторов производства: £ = /(К; Ь; М...),

где £ — максимальный объем выпуска;

К — величина инвестируемого капитала;

Ь — количество труда, затрачиваемого на производство товара;

N — другие факторы, необходимые для производства данного товара.

При этом признается, что оптимум производственной функции носит общеотраслевой характер, определяется принятыми технологиями и не является источником конкурентного преимущества и роста, так как все фирмы отрасли

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

обладают одинаковыми производственными функциями, что следует из аксиомы

неоклассического подхода в экономической теории о равной доступности к

технологиям всех фирм отрасли.

Вторая парадигма вообще выпускает из внимания механизмы, обеспечивающие эволюцию по стадиям роста, чем напоминает биологические теории доменделевского этапа развития биологии, когда эмбриологи, цитологи в мельчайших деталях изучали процессы на уровне клеток, тканей или организмов в целом, имея в лучшем случае метафизические представления («жизненная сила») относительно механизмов, детерминирующих эти процессы.

Как реакция на недостаточно определенные внутренние возможности для роста в первой парадигме и описательный («феноменологический») характер второй в середине 2000-х годов возникла концепция «организационной ДНК», дополнившая уже вполне укоренившиеся в организационной теории объяснения развития «организационных популяций» через механизмы дарвиновского естественного отбора. Аналогия с ДНК здесь уместна: эта концепция претендует на ту же объяснительную функцию для понимания функционирования внутреннего механизма роста, как и теория молекулярного механизма наследования в современной биологии, объясняющая

процессы изменчивости и наследования не только на уровне индивида, но и на

22

популяционном уровне .

Эта концепция — частный случай относительно недавно возникшей парадигмы исследования роста, которую можно назвать «процессной парадигмой роста». Она ставит задачу выявления и описания событий, происходящих в организации (в «черном ящике») в процессе роста, сопровождающих рост и / или являющихся условиями успешного роста. Иными словами, теории, которые можно отнести к этой парадигме, делают временные прогнозы и изучают, что происходит с фирмой на этих временных промежутках. Их общую задачу можно сформулировать в виде следующего вопроса: «что происходит с фирмой в то время, когда она растет?», или, несколько переформулировав: «как рост фирмы отражается на ее структуре и внутрифирменных процессах?».

Рост в рамках этой парадигмы оказывается следствием возможных изменений буквально во всех аспектах деятельности фирмы, что очень затрудняет задачу

22 См., например: HonoldL., Silwerman R. Organizational DNA: Diagnosing Your Organization for Increased Effectiveness. Paolo Alto: Davies-Black Publishing, 2002; Moore J. Organizational DNA: Law of Virtue. Lexington, 2013.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формулирования общих рекомендаций или «правил» роста. Исследователям остается

только объяснять, что привело к росту в каждом конкретном случае.

Согласно процессной парадигме, совокупность показателей фирмы не обязательно должна находиться в «правильном» соотношении: предполагается, что процесс роста включает в себя многообразие ее вариантов. Иными словами, процесс роста различен у всех фирм и, соответственно, различается поведение фирм, направленное на обеспечение и поддержание роста.

Например, допускается факт, что фирма «А» добилась существенного увеличения объема продаж своей продукции за счет высокобюджетной маркетинговой кампании. Отсюда не следует, что конкурирующая фирма «Б» будет обязательно поступать так же, или ее постигнет неудача. Вполне вероятно, что фирме «Б» также удастся добиться роста продаж путем найма нового руководителя отдела продаж, известного своими инновационными, креативными решениями маркетинговых проблем. Или, например, при сравнении роста рентабельности компании, порожденного внедрением инновационных технологий, с ее ростом на фирме, которая оптимизировала состав персонала, сократив его на четверть, выясняется, что показатель роста в обоих случаях одинаков, в то время как действия, приведшие к его росту, существенно различаются. Отсюда следует вывод, характерный для процессной парадигмы: рост — это многообразие процессов, ведущих отличающимися траекториями к заданной цели, то есть в основе роста лежит эквифинальность (достижения организационных целей разными путями)23.

В качестве примера можно привести два исследования. В первом, проведенном Дж. Чендлером и его коллегами, использовалась теория транзакционных издержек, чтобы выяснить, когда фирмы, испытывающие рост продаж, нанимают новых сотрудников24. Было обнаружено, что фирмы избирают разные пути решения проблемы нехватки сотрудников, в зависимости от того, является ли среда благоприятной или нет. Таким образом, было сделано предположение, что решения, касающиеся роста компании за счет сотрудников, различаются в зависимости от характеристик среды (дефицита или избытка рабочей силы). В исследовании, проведенном П. Дэвидсоном, П. Стеффенсом и Дж. Фитцсиммонсом, использовались постулаты теории ресурсной

23 См.: ЗубА.Т. Стратегическая эквифинальность в организационном управлении // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 9-й Международной конференции (25-27 мая 2011 г.). М.: Издательство Московского университета, 2011. Часть 2. С. 13-22.

24 Chandler G., McKelvie A., Davidsson P. Asset Specificity and Behavioral Uncertainty as Moderators of the Sales Growth-employment Growth Relationship in Emerging Ventures // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24 (4). Р. 373-387.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

теории роста фирмы для выявления связи между прибылью и ростом продаж, и в итоге

было выявлено, что рост может оказать негативное воздействие на рентабельность25.

Такого рода исследования призваны подтвердить вывод, что не всегда можно

спроектировать оптимальный (и универсальный) вариант роста фирмы: каждая фирма

всегда развивается по своему собственному пути. Это объясняется тем, что процессы

роста фирм всегда индивидуализированы, а уникальность фирмы рассматривается как

залог ее успеха, в основе же ее роста лежат перманентные инновации, когда бизнес

ведется «в стиле фанк», где «выживают только параноики»26.

Эта парадигма, по крайней мере, претендует на объяснение, почему

выявленные для одной фирмы закономерности роста, не работают применительно к

другой, работающей в той же отрасли и примерно в таких же условиях. Поэтому с

позиций парадигмы «процесса роста» понятно высказывание Э. Гарнси с соавторами,

которые характеризуют свое видение ситуации роста следующим образом: «рост фирм

скорее беспорядочен, хаотичен, разнонаправлен, нежели прямолинеен и упорядочен на

основании общих принципов и правил», а варианты роста фирмы не всегда можно

27

спрогнозировать .

Необходимо отметить еще одно качество этой парадигмы: она строится на иных методологических принципах, по сравнению с теорией Э. Пенроуз, которая считается основополагающей и поэтому наиболее часто используемой в исследованиях корпоративного роста.

Ключевая идея теории Э. Пенроуз заключается в том, что фирмы есть не что иное, как административные единицы, обладающие ценными ресурсами. При этом основная функция менеджеров состоит в том, чтобы определить, какие ресурсы запустить в производство, и какие действия для этого предпринять. В этой связи Э. Пенроуз определяет два типа специфических функций руководства фирмы: предпринимательские и управленческие способности.

Предпринимательские способности — это способность творчески мыслить, а управленческие способности основаны на претворении идей в жизнь и, в свою очередь, более практичны. Интересно замечание Э. Пенроуз относительно того, что

25 Davidsson P., Steffens P., Fitzsimmons J. Growing Profitable or Growing from Profits: Putting the Horse in Front of the Cart? // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24. Р. 388-406.

26 Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. 4-е изд. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003; Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.

27 Garnsey E., Stam E., Hefferman P. New Firm Growth: Exploring Processes and Paths // Industry and Innovation. 2006. No 13 (1). P. 11.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 96

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

«предпринимательские способности необходимы для роста, но не являются его

обязательным условием, а без управленческих способностей рост просто

28

невозможен» .

Способность фирмы расти возникает благодаря ее производственным возможностям, выраженным в производственной функции. Они могут по-разному проявляться в зависимости от комбинаций, в которых фирма использует свои ресурсы. Поиск оптимальной комбинации — есть функция предпринимательских способностей менеджеров. При этом подразумевается, что менеджеры, руководствуясь своими суждениями (например, делая прогнозы, основываясь на предпочтениях потребителей и инновациях), решают, как воспользоваться ресурсами наилучшим способом. Иными словами, способность фирмы расти зависит от степени, в которой менеджеры оценивают потенциальные возможности фирмы и свою готовность воспользоваться этими возможностями, используя имеющиеся ресурсы. При этом чем больше

29

возможностей, тем выше потенциал роста .

Однако рост требует и определенных управленческих способностей, то есть умения претворять в жизнь идеи относительно оптимального использования ресурсов, и недостаток таких способностей может стать серьезным препятствием для роста. Здесь возникает проблема: рост требует привлечения новых менеджеров, которые (как ресурс) могут быть получены на рынке труда, однако требуется время для их адаптации к специфическим для данной фирмы условиям управленческого труда, что может являться существенным сдерживающим фактором для роста.

Под этим углом зрения Э. Пенроуз четко разграничивает органический рост и рост через присоединение, отмечая, что эти две модели роста подразумевают развитые управленческие способности и доступ к управленческим ресурсам, но при этом подчеркивает, что использование одного способа роста влияет на применение другого: «Смысл слияния (и присоединения) может быть наилучшим образом раскрыт в свете

"30

его воздействия. на внутренний рост» .

Говоря об органическом («внутреннем») росте, Э. Пенроуз утверждает, что по мере роста фирмы расширяются и ее возможности использования ресурсов. Однако существуют определенные пределы, до которых фирма способна расти. Это, например, набор возможных действий, которые могут спланировать и предпринять менеджеры.

28 Penrose Е. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 45.

29 Ibid. P. 47.

30 Ibid. P. 112.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

Для обнаружения и реализации этих действий необходимо четко соотнести

существующие возможности с имеющимися ресурсами. Другими словами, именно это

соотношение определяет масштаб возможных действий или предпринимательские

способности, а не количество контролируемых ресурсов.

Таким образом, главное ограничение для роста связывается с ограниченными предпринимательскими способностями. Если оставить в стороне субъективные аспекты ограниченности предпринимательских способностей (связанные с управленческими талантами, навыками и опытом менеджеров), то объективно ограничения задаются возможностями, которые, в свою очередь, могут быть расширены за счет поддержания высокого уровня инноваций. Без инноваций фирмы, которые в прошлом показывали высокий уровень органического роста, быстро дойдут до «потолка» роста, когда все возможности оптимизации использования ресурсов будут исчерпаны.

Источники инноваций для роста могут быть как внутренними, так и внешними. На ранних этапах роста имеется высокий внутренний потенциал для инноваций, но по мере роста он постепенно исчерпывается. И если фирма не ставит своей стратегической целью «быть инновационной», для нее более доступными становятся внешние источники инноваций — внешний рост на основе слияний и присоединений. Э. Пенроуз отмечает, что присоединения могут позволить фирме найти новый путь для развития: «Присоединения могут быть средством достижения продуктивных результатов и освоения знаний, необходимых для того, чтобы фирма смогла работать в новой отрасли»31.

Слияния и присоединения приводят к расширению спектра производственных возможностей фирмы. Он формируется из способностей менеджеров использовать все ресурсы, находящиеся в их распоряжении, в том числе предпринимательские способности, в совокупности возрастающие за счет присоединения. Кроме этого, как считает Э. Пенроуз, присоединение позволяет избавиться от устоявшихся комбинаций ресурсов, способов действия и образа мысли, которые на определенном этапе органического роста фирмы становятся косными, консервативными.

Несмотря на то, что Э. Пенроуз говорит о многих преимуществах роста через присоединение, одновременно с этим признает, что объединение двух компаний влечет за собой определенные трудности для управления. Например, время и управленческие способности менеджеров будут разделены между поглощающей и поглощаемой

31 Penrose Е. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford: Oxford University Press, 2009. P. 114.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 98

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

фирмами. Это ведет к неизбежным издержкам, связанным с адаптацией, а также к

возможным ограничениям роста после поглощения, из-за того, что управленческих

ресурсов для одновременного регулирования процессов интеграции и дальнейшего

органического роста будет недостаточно.

Издержки, связанные с адаптацией после процедуры поглощения, уменьшают

вероятность органического роста в будущем. С одной стороны, присоединение

позволяет найти новые способы использования ресурсов и таким образом открыть

новые пути роста фирмы, отличные от предшествующих. Рассмотрение теории роста

фирмы Э. Пенроуз позволяет прийти к заключению, что выбор между

присоединением и органическим ростом является стратегическим выбором, где не

существует однозначных решений, а также позволяет сделать вывод, что эти две

модели роста существенно различаются по многим показателям.

Список литературы:

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2007.

2. Биннер Х. Управление организациями и производством. От функционального менеджмента к процессному. М.: Альпина Паблишер, 2010.

3. Гранди Т.Рост бизнеса: как создать стратегию, обеспечивающую сбалансированный рост и развитие компании. М.: Эксмо, 2007.

4. Грейнер Л.Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2002. Вып. 4. С. 76-94.

5. Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.

6. Зуб А.Т.Стратегическая эквифинальность в организационном управлении // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 9-й Международной конференции (25-27 мая 2011 г.). М.: Издательство Московского университета, 2011. Часть 2. С. 13-22.

7. Кудина М.В. Венчурный капитал в инновационном процессе // Экономика инновационного развития. М.: Форум, 2014. С. 64-83.

8. Кудина М.В. Теория стоимости компании. М.: Форум; Инфра-М, 2013.

9. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

10. Морган Г. Имиджи организации. Восемь моделей организационного развития. СПб.: Вершина, 2006.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.

11. Нефть. Газ. Модернизация общества / под ред. Н. Добронравина, О. Маргания. М.: Омега-Л., 2010.

12. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. 4-е изд. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003.

13. Пурлик В.М. Интеллектуальный капитал как ключевой фактор развития фирм // Экономика инновационного развития. М.: Форум, 2014. С. 116-132.

14. Чаран Р. Рост ради прибыли. М.: Вильямс, 2006.

15. ШироковаГ.В. Жизненный цикл организаций: концепции и российская практика. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.

16. Baum R., Locke E., Smith K. A Multidimensional Model of Venture Growth // Academy of Management Journal. 2001. Vol. 44. Р. 926-950.

17. Chandler G., McKelvie A., Davidsson P. Asset Specificity and Behavioral Uncertainty as Moderators of the Sales Growth-employment Growth Relationship in Emerging Ventures // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24 (4). Р. 373-387.

18. CoadA. Firm Growth: A Survey. Papers on Economics and Evolution 2007 / Max Planck Institute of Economics, Evolutionary Economics Group. Jena, 2007.

19. Davidsson P., Steffens P., Fitzsimmons J. Growing Profitable or Growing from Profits: Putting the Horse in Front of the Cart? // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24. Р. 388-406.

20. Davidsson P., Wiklund J. Conceptual and Empirical Challenges in the Study of Firm Growth // The Blackwell Handbook of Entrepreneurship / eds.: D. Sexton, H. Landstrom. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. Р. 179-199.

21. Delmar F., Wiklund J. The Effect of Small Business Managers' Growth Motivation on Firm Growth: A Longitudinal Study // Entrepreneurship Theory and Practice. 2008. Vol. 32. Р. 437-457.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Garnsey E., Stam E., Hefferman P. New Firm Growth: Exploring Processes and Paths // Industry and Innovation. 2006. No 13 (1). P. 1-20.

23. Gilbert B., McDougallP. Audretsch D. New Venture Growth: A Review and Extension // Journal of Management. 2006. Vol. 32. Р. 926-950.

24. Gupta Р., Guha S, Subraman S. Firm Growth and Its Determinants // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2013. Vol. 2. No 1. P. 15-32.

25. HonoldL., Silwerman R. Organizational DNA: Diagnosing Your Organization for Increased Effectiveness. Paolo Alto: Davies-Black Publishing, 2002.

26. MacphersonA., HoltR. Knowledge, Learning and Small Firm Growth: A Systematic Review of the Evidence // Research Policy. 2007. Vol. 36. P. 182-198.

27. McKelvie A., Wiklund /.Advancing Firm Growth // Entrepreneurship Theory and Practice. 2010. Vol. 34. No 2. P. 261-288.

28. Moore J. Organizational DNA: Law of Virtue. Lexington, 2013.

29. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. New York: Wiley, 1959.

30. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford: Oxford University Press, 2009.

31. Shepherd D., Wiklund J. Are We Comparing Apples with Apples or Apples with Oranges? Appropriateness of Knowledge Accumulation Across Growth Studies // Entrepreneurship. Theory and Practice. 2009. Vol. 33. P. 105-123.

Kudina M.V., Kuzmin S.S.

The Paradigms of the Corporate Growth

Marianna V. Kudina — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Kudina@spa.msu.ru

Sergei S. Kuzmin — Ph.D., doctoral candidate, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: sskuzmin@gmail.com

Annotation

Identifying patterns of the corporate growth is an important research task, which manifests itself in the form of a set of concepts describing corporate growth. The main methodological problem lies in transferring research accent from the search for quantitative characteristics of corporate growth to studying the opportunities, prospects and conditions of its development and to the development of mechanisms of management of its growth. There is a problem of the systematization of such concepts. This problem can be successfully solved using the identity-based methodology and describing the main paradigms of the subject area that unite the theories and models of growth related by common basic provisions. Three such paradigms are defined and described in the article: causal paradigm, paradigm of results of growth and process paradigm.

As a result of the author's research and classification of methodological approaches to corporate growth the conclusion is drawn that objective restrictions for growth are set by opportunities of the company, which can be expanded by maintaining the high level of innovations.

Keywords

Firm growth, factors of the growth, organic growth, sustainable growth, fundamental value of company, organizational changes, firm live cycle models.

References:

1. Adizes I. Upravlenie zhiznennym tsiklom korporatsii. Saint Petersburg: Piter, 2007.

2. Binner Kh. Upravlenie organizatsiiami i proizvodstvom. Ot funktsional'nogo menedzhmenta k protsessnomu. Moscow: Al'pina Pablisher, 2010.

3. Grandi T. Rost biznesa: kak sozdat' strategiiu, obespechivaiushchuiu sbalansirovannyi rost i razvitie kompanii. Moscow: Eksmo, 2007.

4. Greiner L.E. Evoliutsiia i revoliutsiia v protsesse rosta organizatsii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. Menedzhment, 2002, 4, pp. 76-94.

5. Grouv E. Vyzhivaiut tol'ko paranoiki. Kak ispol'zovat' krizisnye periody, s kotorymi stalkivaetsia liubaia kompaniia. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2003.

6. Zub A.T. Strategicheskaia ekvifinal'nost' v organizatsionnom upravlenii. Gosudarstvennoe upravlenie v XXI veke: traditsii i innovatsii. Materialy 9-i Mezhdunarodnoi konferentsii (25-27 maia 2011 g.). Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2011. Chast' 2. Pp. 13-22.

7. Kudina M.V. Venchurnyi kapital v innovatsionnom protsesse. Ekonomika innovatsionnogo razvitiia. Moscow: Forum, 2014. Pp. 64-83.

8. Kudina M.V. Teoriia stoimosti kompanii. Moscow: Forum; Infra-M, 2013.

9. Kun T. Struktura nauchnykh revoliutsii. Moscow: Progress, 1975.

10. Morgan G. Imidzhi organizatsii. Vosem' modelei organizatsionnogo razvitiia. Saint Petersburg: Vershina, 2006.

11. Neft'. Gaz. Modernizatsiia obshchestva / pod red. N. Dobronravina, O. Marganiia. Moscow: Omega-L., 2010.

12. Nordstrem K., Ridderstrale I. Biznes v stile fank. Kapital pliashet pod dudku talanta. 4-e izd. Saint Petersburg: Stokgol'mskaia shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2003.

13. Purlik V.M. Intellektual'nyi kapital kak kliuchevoi faktor razvitiia firm. Ekonomika innovatsionnogo razvitiia. Moscow: Forum, 2014. Pp. 116-132.

14. Charan R. Rost radipribyli. Moscow: Vil'iams, 2006.

15. Shirokova G.V. Zhiznennyi tsikl organizatsii: kontseptsii i rossiiskaia praktika. Saint Petersburg: Izdatel'skii dom Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007.

16. Baum R., Locke E., Smith K. A Multidimensional Model of Venture Growth. Academy of Management Journal, 2001, 44, pp. 926-950.

17. Chandler G., McKelvie A., Davidsson P. Asset Specificity and Behavioral Uncertainty as Moderators of the Sales Growth-employment Growth Relationship in Emerging Ventures. Journal of Business Venturing, 2009, 24 (4), pp. 373-387.

18. Coad A. Firm Growth: A Survey. Papers on Economics and Evolution 2007 / Max Planck Institute of Economics, Evolutionary Economics Group. Jena, 2007.

19. Davidsson P., Steffens P., Fitzsimmons J. Growing Profitable or Growing from Profits: Putting the Horse in Front of the Cart? Journal of Business Venturing, 2009, 24, pp. 388-406.

20. Davidsson P., Wiklund J. Conceptual and Empirical Challenges in the Study of Firm Growth. The Blackwell Handbook of Entrepreneurship / eds.: D. Sexton, H. Landstrom. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. Pp. 179-199.

21. Delmar F., Wiklund J. The Effect of Small Business Managers' Growth Motivation on Firm Growth: A Longitudinal Study. Entrepreneurship. Theory and Practice. 2008, 32, pp. 437-457.

22. Garnsey E., Stam E., Hefferman P. New Firm Growth: Exploring Processes and Paths. Industry and Innovation, 2006, 13 (1), pp. 1-20.

23. Gilbert B., McDougall P. Audretsch D. New Venture Growth: A Review and Extension. Journal of Management, 2006, 32, pp. 926-950.

24. Gupta R., Guha S, Subraman S. Firm Growth and Its Determinants. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 2013, vol. 2, no 1, pp. 15-32.

25. Honold L., Silwerman R. Organizational DNA: Diagnosing Your Organization for Increased Effectiveness. Paolo Alto: Davies-Black Publishing, 2002.

26. Macpherson A., Holt R. Knowledge, Learning and Small Firm Growth: A Systematic Review of the Evidence. Research Policy, 2007, 36, pp. 182-198.

27. McKelvie A., Wiklund J. Advancing Firm Growth. Entrepreneurship Theory and Practice, 2010, vol. 34, no 2, pp. 261-288.

28. Moore J. Organizational DNA: Law of Virtue. Lexington, 2013.

29. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. New York: Wiley, 1959.

30. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford: Oxford University Press, 2009.

31. Shepherd D., Wiklund J. Are We Comparing Apples with Apples or Apples with Oranges? Appropriateness of Knowledge Accumulation Across Growth Studies. Entrepreneurship. Theory and Practice, 2009, 33, pp. 105-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.