Научная статья на тему 'Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант»'

Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант» Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
528
47
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ассоциат / звук / текстовое поле «тишина» / эпидигматика

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Зензеря Ирина Викторовна

В статье анализируются текстовые ассоциаты текстового поля «тишина» вповести В. Короленко «Слепой музыкант»

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант»»

Раздел 4.

ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА И ДИСКУРСА

И. В. Зензеря

Парадигматика текстового поля «тишина» в повести

В. Короленко «Слепой музыкант»

В статье анализируются текстовые ассоциаты текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант»

Ключевые слова: ассоциат, звук, текстовое поле «тишина», эпидигматика.

Мы живём в мире звуков, и звуки речи - это часть реальных звуков среды с теми же акустическими признаками, такими как высота, долгота, интенсивность, степень сонорности. Человек, слышащий звуки, имеет определённые пороги слышимости, он воспринимает лишь звуки с частотами от 16 Гц до 20 КГц. Например, бьётся наше сердце, издаёт некоторое звучание и ток нашей крови, но мы, если специально не прислушиваться, не слышим этого. Не слышны и ультразвуки, которыми лечат. Кроме того, в реальности есть «слабые» для человеческого уха звуки (тиканье часов, жужжание насекомых, шелест травы, листьев под ветром, слабое движение воды и др.), которые человек с необострённым слухом может не ведать. Но есть такое выражение «слушать тишину», важное для звукового аспекта наивной картины мира человека. Это выражение актуально для человека, когда он в поле, в лесу или в другом уединённом месте находится в созерцательном состоянии, - «прислушивается». Тем более обостряется слух у человека незрячего: недостаток, связанный с отсутствием зрения, компенсируется развитием других чувственных восприятий, прежде всего слуховых. И если человек ещё и музыкально одарен, то его слуховые впечатления особенно обострены, осложнены.

Указанное подвигло нас обратиться к особенностям языкового воплощения ассоциативно-семантического поля «тишина» в повести

В. Короленко «Слепой музыкант». Писатель талантливо изобразил психологию чувств, связанных со слуховыми восприятиями у слепого от рождения мальчика. Жизнь в мире «звучащей тишины» формирует в нём будущего музыканта.

Многие русские писатели (Достоевский, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский и др.) рассказывают о тишине - и каждый по-

339

своему. У В. Короленко в повести «Слепой музыкант» своя особенная тишина, которая превращается в «звучащую тишину» (тихие вздохи степи; тихий шёпот степной травы; он с особым выражением прислушивался к тихим всплескам реки; тихое щебетание какой-то пташки; тихо застонал и др.). Слово «тишина» иногда употребляется по 3-4 раза на странице (в самом тексте повести оно встречается 19 раз), оно органически сплетается с душевным состоянием героя, которое тоже описывается среди тишины: в тишине ночи он слушал неопределённые вздохи степного ветра. Тишина у В. Короленко красивая и успокаивающая, она контрастирует со страданиями слепого и, может быть, в какой-то мере возмещает его страдания, как бы утешает мальчика.

Вначале рассмотрим эпидигматические отношения (как разновидность парадигматических) данного поля: употребление однокоренных слов и их ЛСВ. Д. Н. Шмелёв называет эти отношения глубинными. Всего в повести представлено 11 слов с корнем -тих(ш), в словообразовательном словаре их 91. В произведении В. Короленко «Слепой музыкант» слово «тишина» встречается 19 раз, оно представлено всеми значениями, которые отражены в словаре:

1. отсутствие звуков, говора, шума; безмолвие, молчание, например: Несколько секунд стояла тишина, только вода тихо и ласково звенела...

Как мы видим, тишина временная (несколько секунд) и относительная, о чём свидетельствует вторая часть предложения (т.е. неполное соответствие словарной дефиниции). Относительность этого признака мы наблюдаем и в следующем контексте:..его голос (хохла) далеко раскатился в тишине вечера. Здесь тишина нарушается голосом, в предыдущем же фрагменте она соединяется с тихим звоном. Тишина нередко нарушается пением, а также другими различными звуками, например: Смягчённый расстоянием.голос пел о любви.и эти звуки неслись в тишине ночи;...стояла тишина, только мыча-ние.стада долетало сюда, смягчённое расстоянием. Последние два примера говорят о том, что для героя важен пространственный признак (чем дальше расстояние от усадьбы, где рос Петрусь, тем больше у него знаний о мире, которые приобретаются через звучание).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Отсутствие вражды, ссоры, общественных волнений, беспорядков:... воспоминание об этом домике, об его тишине и порядке и о стариках, живших в нём тихою жизнью.

В данном текстовом фрагменте контекстуальные синонимы (тишина/порядок) подчёркивают указанное ЛЗ, этому способствует и

340

однокоренное слово «тихий»: С отъездом гостей в усадьбе всё стихло,, но эта тишина показалась слепому какою-то особенной, необыкновенной и странной. В первой части предложения используется глагол в прошедшем времени - «стихло» (временной фактор важен). Именно глагол раскрывает данное значение, а само слово «тишина» (во второй части) имеет оценочные определители (особенная и др.): Ему доставили полное спокойствие и мир, и теперь сама тишина, царившая в его душе, способствовала тому, что внутренняя неудовлетворённость слышалась яснее. Здесь ЛЗ «тишина» раскрывается за счёт синонимов (мир, спокойствие). В данном примере мы наблюдаем другое пространство (внутренний мир героя). Тишина в душе нарушается внутренней неудовлетворённостью слепого и для этого используется аудиальный глагол (слышать), но не в собственном ЛЗ, а в ментальном.

Слово «тихий» употребляется в повести чаще других (48). Из шести языковых значений в тексте реализуется пять (нумерация приводится в соответсивии с нумерацией словаря. - И.З.):

1. Слабо звучащий, едва слышный; негромкий:...казалось, он (Петрусь) совсем уже заснул, как вдруг в темноте послышался его тихий голос (нет различий в языке и тексте). 2. Такой, где нет шума, большого движения, суеты: Для него (слепого мальчика) усадьба замкнулась в своём тесном кругу, довольствуясь своею собственной тихою жизнью (ограниченное пространство). // Без значительных событий, неприятных происшествий, без волнений и тревог: Ничто не изменилось в тихой усадьбе. // Без шумного веселья, развлечений: Хотя музыка была обычным элементом в жизни тихой усадьбы, но вместе с тем это был элемент интимный, так сказать, чисто домашний. Данное значение проявляется в контексте, ЛСВ «тихий» дополняется за счёт других слов (музыка - элемент интимный, домашний), которые не являются контекстуальными синонимами к «тихий» (ср. словарный вариант: свадьба была грустная и тихая. Ф. Достоевский). 4. Смирный, кроткий, не шумливый, не бойкий: Тихий подвиг любви, соединённый с печалью и заботой о чужом горе. 5. Спокойный, без ветра, без бури и т.п.: Был тихий летний ве-чер.6. Медленный, не быстрый:..теперь душевное развитие слепого пойдёт тихим и ровным ходом (контекстуальные синонимы).

Выше мы уже отмечали относительность тишины. Для героя нет абсолютного безмолвия (часто тишина соединяется со звучанием (тихий шёпот) или нарушается чем-либо). Жизнь Петра наполнена раз-

341

личными звуками, он слышит то, что другим не доступно: ...её переливы (дудки) сливались с тихими вздохами степи.

Слово «тихнуть» встречается в тексте 11 раз и имеет приставку с-, при, за-. Тихнуть, становиться тише, слабее; смолкать: Многолюдная зала мгновенно притихла; Все притихли. Приставка при- указывает на неполноту действия: На одно мгновение всё стихло. Здесь подчёркивается временная тишина. Данный глагол используется и для описания душевного состояния героя: Он слышал рядом её шаги (девушки), и понемногу острая душевная боль стихла, уступая место другому чувству. Внешнее звучание сочетается с внутренней тишиной (душевная боль стихла (успокоилась) - неточное отражение словарного варианта.

Слово «тихо» встречается в повести 36 раз. Больше всего текстовых фрагментов, в которых «тихо» сочетается с глаголами движения. Тихо 1. Нареч. к тихий (во всех значениях, кроме 2) (см. «тихий»); Медленный, не быстрый: Тихо двигались / вышла / плыли / катились / выезжали и др. Нередко автор использует здесь слова с семантикой звучания: тихо вылетали переливчатые трели дудки; Лошади тихо жевали, шурша клочьями сена... в конюшню явственно доносился шёпот зелёных буков из сада. Казалось бы здесь «тихо» можно заменить другими словами: медленно, спокойно, но писатель остаётся верен своему замыслу, он и здесь употребляет слова с корнем -тих(ш)-, соединяет их со словами с семантикой звучания. // О наличии тишины где-либо. Было тихо; только вода всё говорила, о чём-то журча и звеня; Было совсем тихо; только листья бормотали - (при помощи ограничительно-выделительной частицы «только»). Это ещё раз доказывает, что для повествователя нет тишины как таковой, для слепого мальчика она наполнена звуками: Когда в комнате бывало тихо и смена разнообразных звуков не развлекала его, ...ребёнок думал о чём-то... Даже очень громкие звуки, порой, не нарушают тишину, а сосуществуют с нею (тихо шумели/колокола). 3. О спокойной, мирной жизни:.Старики зажили тихо и спокойно (синонимы подчёркивают ЛЗ). // О тихой безветренной погоде: Вода чуть шевелилась, ...ветер не подлетал сюда из-за ив, которые тихо и задумчиво склонились.

В повести нет ЛСВ «тихо» в значении состояния душевного покоя, умиротворённости (На душе спокойно, ясно, тихо). Пётр считает себя лишним, его внутренние переживания составляют контраст с внешней тишиной. Слово «тихо» органически сплетается с состоянием героя. Его душевные волнения даны среди тишины и многочис-

342

ленных звукообразов: Вечер вливался ему прямо в душу, а трава шептала ему слова сожаления...душа юноши, настроившись на лад с окружающей тихой гармонией... Природа способна лишь на время унять душевную тревогу героя.

Слово «тише» встречается 8 раз в повести. Часто оно дублируется.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Тише 1. Срав. ст. к прил. тихий и к нареч. тихо: Брови шевелились всё тише и тише - медленно (используется глаг. движения - шевелиться); Так звонит набор колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся в даль, тихо, ровно, всё тише и тише (сразу 3 слова с корнем -тиш(х)- в одном предложении сочетаются со звучанием).

2. Призыв к тишине, к молчанию: - Слепой,- прошептала девушка...

- Тише.

«Тишь» - в языковом поле существует два значения этого слова, в тексте их нет: 1. То же, что тишина (всюду тишь) - у В. Короленко отсутствует полная тишина, она: служит фоном для различных звуков; нарушается. 2. Тихая безветренная погода (тишь - ни ветерка) -в повести это значение реализуется в одном из ЛСВ «тихий».

В произведении «Слепой музыкант» слово «тишь» встречается 3 раза в двух значениях, которые в словаре отмечены так: в тиши 1) в тихое спокойное время: Максим с трудом выносил эту тишь, и то как нечто временное; 2) в тихом, спокойном месте (тишь да гладь): Спокойная тишь усадьбы. Не все слова с корнем -тиш(х)-, которые есть в повести, отражены в толковом словаре, часть представлена в словообразовательном словаре (затишье, стихать, притихнуть, затихать). В. Короленко употребляет причастие «притихший» (2 раза), его нет в словарях (видимо, потому, что пока устойчиво мнение считать причастной формой глагола):...на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и вся она становится равна, одноцветна и бела...

Синонимический ряд (смирившаяся, притихшая, овдовевшая) наталкивает на значение «потерявшая звуки земля/одноцветна» (по сравнению с разнообразием весенних звуков (они у В. Короленко ассоциируются с цветами, см. ниже, где звучит всё): шелест буков, голос малиновки, шёпот травы. Автор изображает звучащую тишину. В словообразовательном словаре есть слово, которое вмещает в себя два этих понятия: «тихозвучный» (слабозвучащий, негромкий). Но его нет в повести, может быть потому, что зрячий человек различает для себя лишь громкие и тихие звуки, либо их отсутствие. Для Петра этого недостаточно, он способен различать тончайшие звуки.

343

Всего в тексте 11 слов с корнем тиш(х)- (в словаре 91); из них преобладают глаголы (4) и сущ. (3) (их в словаре меньше, чем других частей речи). Для автора важна их качественная характеристика: тишина особенная/необычная, тишь заколдованная, затишье душевное.

Таким образом, по отношению к слову его ассоциатами можно назвать не только отдельные его ЛЗ (возникшие, например, на основании ассоциаций по сходству или смежности), но и связи этого слова с однокоренными словами (тишина, тихий, затишье), а также синонимы, антонимы этого слова и слова, которые определяются его лексико-семантической валентностью (глубокая тишина; в тишине слышно было движение ветра по листьям). Мы выделили слова, подчёркивающие звучание, которое не нарушает тишину или нарушает её слабо, незаметно (шёпот, шорох, бульканье, журчание). Один человек этого не замечает, а другой (например, Петрусь) напряжённо вслушивается в эту «звучащую тишину», запоминает, чтобы, может быть, потом эта память трансформировалась в музыкальное произведение. Также мы учитываем название звучаний, заметно нарушающих тишину, контрастирующих с нею, тем самым выделяющихся на её фоне.

Таким образом, слово представлено в языке и речи парадигматической, эпидигматической и синтагматической осями. Эпидигмати-ку слова можно рассматривать как часть парадигматики.

Ассоциации могут сказать нам очень многое о тех неосознаваемых структурах, в которых мы мыслим окружающий нас мир. Ассоциативная аура слова исключительно важна в общении, особенно в художественной сфере. Изучение ассоциативных связей слов позволило сделать заключение о том, что ассоциативное поле слова отражает его коммуникативный потенциал. Под коммуникативным потенциалом слова понимается все то, что обуславливает его готовность участвовать в общении в качестве элемента высказывания носителя определённого «кванта» знания и прагматического заряда.

В повести В. Короленко «Слепой музыкант» мы наблюдаем частотное употребление слов с корнем -тих(ш)- (130), несмотря на их небольшое количество (11) по сравнению со словообразовательным словарём (91). Слово «тишина» иногда употребляется по 3-4 раза на странице. Эти слова в тексте повести вызывают определённые настроения, впечатления, например, слово «тихий» в сочетании с различными словами передаёт чувство тревоги (тихий и жалобный) или покоя (тихая гармония).

Слово «тишина» в тексте представлено во всех значениях, первое ЛЗ указывает на звучание, второе опосредованно связано с ним.

344

Негативная сема «отсутствие звуков» нейтрализуется в повести компонентами, выражающими семантику звучания, одни из них нарушают тишину (голос раскатился в тишине), другие включаются в неё (тишина и ласковый звон воды). Один из ЛСВ «тихий» непосредственно указывает на звучание (тихая музыка). Другие однокоренные слова также соединяются с этой семантикой. Глагол «стихнуть» используется автором при описании как внешнего, так и внутреннего мира героя. Также психическое состояние Петра передаётся и другими словами с корнем -тих(ш)-. В повести присутствует глагольная форма (причастие) «притихший», её нет в словаре; приставка при-указывает на неполноту действия, т.е. отражение неполной тишины, что также подчёркивает выделенный нами главный мотив произведения «Слепой музыкант» - «звучащая тишина».

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Короленко В. Слепой музыкант. - М., 1999.

2. Красовская Н. А. Художественно-изобразительные свойства звуков в поэтической речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новгород, 1998.

3. Сулименко Н. Е. Текстовое слово в представлении звуковой картины мира // Функциональная семантика слова. - Свердловск, 1992. - С. 3-23.

С. А. Котельникова

Умение «твердо править словом»: судебные речи русского юриста А. Ф. Кони

В статье рассматриваются приемы и стиль ораторского творчества А. Ф. Кони на примере судебных речей, нравственно-этические аспекты деятельности юриста.

Ключевые слова: А. Ф. Кони, ораторский стиль, судебная речь.

Известный русский юрист Анатолий Федорович Кони (18441927) оставил большое наследие, которое поныне имеет выдающееся значение для истории российского судопроизводства в целом, для прокурорской и адвокатской практики, но, кроме того, представляет немалую литературную и языковую ценность. Все им созданное объединяют твердая моральная позиция автора, обостренный интерес к проблемам совести, мысль об осуществлении в России основанного на законе и справедливости «совестливого» суда. По А. Ф. Кони, право и нравственность не противоположные понятия, а родственные,

345