Научная статья на тему 'Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант»'

Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
773
61
Поделиться
Ключевые слова
ассоциат / звук / текстовое поле «тишина» / эпидигматика

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зензеря Ирина Викторовна

В статье анализируются текстовые ассоциаты текстового поля «тишина» вповести В. Короленко «Слепой музыкант»

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зензеря Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Парадигматика текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант»»

Раздел 4.

ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА И ДИСКУРСА

И. В. Зензеря

Парадигматика текстового поля «тишина» в повести

В. Короленко «Слепой музыкант»

В статье анализируются текстовые ассоциаты текстового поля «тишина» в повести В. Короленко «Слепой музыкант»

Ключевые слова: ассоциат, звук, текстовое поле «тишина», эпидигматика.

Мы живём в мире звуков, и звуки речи - это часть реальных звуков среды с теми же акустическими признаками, такими как высота, долгота, интенсивность, степень сонорности. Человек, слышащий звуки, имеет определённые пороги слышимости, он воспринимает лишь звуки с частотами от 16 Гц до 20 КГц. Например, бьётся наше сердце, издаёт некоторое звучание и ток нашей крови, но мы, если специально не прислушиваться, не слышим этого. Не слышны и ультразвуки, которыми лечат. Кроме того, в реальности есть «слабые» для человеческого уха звуки (тиканье часов, жужжание насекомых, шелест травы, листьев под ветром, слабое движение воды и др.), которые человек с необострённым слухом может не ведать. Но есть такое выражение «слушать тишину», важное для звукового аспекта наивной картины мира человека. Это выражение актуально для человека, когда он в поле, в лесу или в другом уединённом месте находится в созерцательном состоянии, - «прислушивается». Тем более обостряется слух у человека незрячего: недостаток, связанный с отсутствием зрения, компенсируется развитием других чувственных восприятий, прежде всего слуховых. И если человек ещё и музыкально одарен, то его слуховые впечатления особенно обострены, осложнены.

Указанное подвигло нас обратиться к особенностям языкового воплощения ассоциативно-семантического поля «тишина» в повести

В. Короленко «Слепой музыкант». Писатель талантливо изобразил психологию чувств, связанных со слуховыми восприятиями у слепого от рождения мальчика. Жизнь в мире «звучащей тишины» формирует в нём будущего музыканта.

Многие русские писатели (Достоевский, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский и др.) рассказывают о тишине - и каждый по-

339

своему. У В. Короленко в повести «Слепой музыкант» своя особенная тишина, которая превращается в «звучащую тишину» (тихие вздохи степи; тихий шёпот степной травы; он с особым выражением прислушивался к тихим всплескам реки; тихое щебетание какой-то пташки; тихо застонал и др.). Слово «тишина» иногда употребляется по 3-4 раза на странице (в самом тексте повести оно встречается 19 раз), оно органически сплетается с душевным состоянием героя, которое тоже описывается среди тишины: в тишине ночи он слушал неопределённые вздохи степного ветра. Тишина у В. Короленко красивая и успокаивающая, она контрастирует со страданиями слепого и, может быть, в какой-то мере возмещает его страдания, как бы утешает мальчика.

Вначале рассмотрим эпидигматические отношения (как разновидность парадигматических) данного поля: употребление однокоренных слов и их ЛСВ. Д. Н. Шмелёв называет эти отношения глубинными. Всего в повести представлено 11 слов с корнем -тих(ш), в словообразовательном словаре их 91. В произведении В. Короленко «Слепой музыкант» слово «тишина» встречается 19 раз, оно представлено всеми значениями, которые отражены в словаре:

1. отсутствие звуков, говора, шума; безмолвие, молчание, например: Несколько секунд стояла тишина, только вода тихо и ласково звенела...

Как мы видим, тишина временная (несколько секунд) и относительная, о чём свидетельствует вторая часть предложения (т.е. неполное соответствие словарной дефиниции). Относительность этого признака мы наблюдаем и в следующем контексте:..его голос (хохла) далеко раскатился в тишине вечера. Здесь тишина нарушается голосом, в предыдущем же фрагменте она соединяется с тихим звоном. Тишина нередко нарушается пением, а также другими различными звуками, например: Смягчённый расстоянием.голос пел о любви.и эти звуки неслись в тишине ночи;...стояла тишина, только мыча-ние.стада долетало сюда, смягчённое расстоянием. Последние два примера говорят о том, что для героя важен пространственный признак (чем дальше расстояние от усадьбы, где рос Петрусь, тем больше у него знаний о мире, которые приобретаются через звучание).

2. Отсутствие вражды, ссоры, общественных волнений, беспорядков:... воспоминание об этом домике, об его тишине и порядке и о стариках, живших в нём тихою жизнью.

В данном текстовом фрагменте контекстуальные синонимы (тишина/порядок) подчёркивают указанное ЛЗ, этому способствует и

340

однокоренное слово «тихий»: С отъездом гостей в усадьбе всё стихло,, но эта тишина показалась слепому какою-то особенной, необыкновенной и странной. В первой части предложения используется глагол в прошедшем времени - «стихло» (временной фактор важен). Именно глагол раскрывает данное значение, а само слово «тишина» (во второй части) имеет оценочные определители (особенная и др.): Ему доставили полное спокойствие и мир, и теперь сама тишина, царившая в его душе, способствовала тому, что внутренняя неудовлетворённость слышалась яснее. Здесь ЛЗ «тишина» раскрывается за счёт синонимов (мир, спокойствие). В данном примере мы наблюдаем другое пространство (внутренний мир героя). Тишина в душе нарушается внутренней неудовлетворённостью слепого и для этого используется аудиальный глагол (слышать), но не в собственном ЛЗ, а в ментальном.

Слово «тихий» употребляется в повести чаще других (48). Из шести языковых значений в тексте реализуется пять (нумерация приводится в соответсивии с нумерацией словаря. - И.З.):

1. Слабо звучащий, едва слышный; негромкий:...казалось, он (Петрусь) совсем уже заснул, как вдруг в темноте послышался его тихий голос (нет различий в языке и тексте). 2. Такой, где нет шума, большого движения, суеты: Для него (слепого мальчика) усадьба замкнулась в своём тесном кругу, довольствуясь своею собственной тихою жизнью (ограниченное пространство). // Без значительных событий, неприятных происшествий, без волнений и тревог: Ничто не изменилось в тихой усадьбе. // Без шумного веселья, развлечений: Хотя музыка была обычным элементом в жизни тихой усадьбы, но вместе с тем это был элемент интимный, так сказать, чисто домашний. Данное значение проявляется в контексте, ЛСВ «тихий» дополняется за счёт других слов (музыка - элемент интимный, домашний), которые не являются контекстуальными синонимами к «тихий» (ср. словарный вариант: свадьба была грустная и тихая. Ф. Достоевский). 4. Смирный, кроткий, не шумливый, не бойкий: Тихий подвиг любви, соединённый с печалью и заботой о чужом горе. 5. Спокойный, без ветра, без бури и т.п.: Был тихий летний ве-чер.6. Медленный, не быстрый:..теперь душевное развитие слепого пойдёт тихим и ровным ходом (контекстуальные синонимы).

Выше мы уже отмечали относительность тишины. Для героя нет абсолютного безмолвия (часто тишина соединяется со звучанием (тихий шёпот) или нарушается чем-либо). Жизнь Петра наполнена раз-

341

личными звуками, он слышит то, что другим не доступно: ...её переливы (дудки) сливались с тихими вздохами степи.

Слово «тихнуть» встречается в тексте 11 раз и имеет приставку с-, при, за-. Тихнуть, становиться тише, слабее; смолкать: Многолюдная зала мгновенно притихла; Все притихли. Приставка при- указывает на неполноту действия: На одно мгновение всё стихло. Здесь подчёркивается временная тишина. Данный глагол используется и для описания душевного состояния героя: Он слышал рядом её шаги (девушки), и понемногу острая душевная боль стихла, уступая место другому чувству. Внешнее звучание сочетается с внутренней тишиной (душевная боль стихла (успокоилась) - неточное отражение словарного варианта.

Слово «тихо» встречается в повести 36 раз. Больше всего текстовых фрагментов, в которых «тихо» сочетается с глаголами движения. Тихо 1. Нареч. к тихий (во всех значениях, кроме 2) (см. «тихий»); Медленный, не быстрый: Тихо двигались / вышла / плыли / катились / выезжали и др. Нередко автор использует здесь слова с семантикой звучания: тихо вылетали переливчатые трели дудки; Лошади тихо жевали, шурша клочьями сена... в конюшню явственно доносился шёпот зелёных буков из сада. Казалось бы здесь «тихо» можно заменить другими словами: медленно, спокойно, но писатель остаётся верен своему замыслу, он и здесь употребляет слова с корнем -тих(ш)-, соединяет их со словами с семантикой звучания. // О наличии тишины где-либо. Было тихо; только вода всё говорила, о чём-то журча и звеня; Было совсем тихо; только листья бормотали - (при помощи ограничительно-выделительной частицы «только»). Это ещё раз доказывает, что для повествователя нет тишины как таковой, для слепого мальчика она наполнена звуками: Когда в комнате бывало тихо и смена разнообразных звуков не развлекала его, ...ребёнок думал о чём-то... Даже очень громкие звуки, порой, не нарушают тишину, а сосуществуют с нею (тихо шумели/колокола). 3. О спокойной, мирной жизни:.Старики зажили тихо и спокойно (синонимы подчёркивают ЛЗ). // О тихой безветренной погоде: Вода чуть шевелилась, ...ветер не подлетал сюда из-за ив, которые тихо и задумчиво склонились.

В повести нет ЛСВ «тихо» в значении состояния душевного покоя, умиротворённости (На душе спокойно, ясно, тихо). Пётр считает себя лишним, его внутренние переживания составляют контраст с внешней тишиной. Слово «тихо» органически сплетается с состоянием героя. Его душевные волнения даны среди тишины и многочис-

342

ленных звукообразов: Вечер вливался ему прямо в душу, а трава шептала ему слова сожаления...душа юноши, настроившись на лад с окружающей тихой гармонией... Природа способна лишь на время унять душевную тревогу героя.

Слово «тише» встречается 8 раз в повести. Часто оно дублируется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тише 1. Срав. ст. к прил. тихий и к нареч. тихо: Брови шевелились всё тише и тише - медленно (используется глаг. движения - шевелиться); Так звонит набор колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся в даль, тихо, ровно, всё тише и тише (сразу 3 слова с корнем -тиш(х)- в одном предложении сочетаются со звучанием).

2. Призыв к тишине, к молчанию: - Слепой,- прошептала девушка...

- Тише.

«Тишь» - в языковом поле существует два значения этого слова, в тексте их нет: 1. То же, что тишина (всюду тишь) - у В. Короленко отсутствует полная тишина, она: служит фоном для различных звуков; нарушается. 2. Тихая безветренная погода (тишь - ни ветерка) -в повести это значение реализуется в одном из ЛСВ «тихий».

В произведении «Слепой музыкант» слово «тишь» встречается 3 раза в двух значениях, которые в словаре отмечены так: в тиши 1) в тихое спокойное время: Максим с трудом выносил эту тишь, и то как нечто временное; 2) в тихом, спокойном месте (тишь да гладь): Спокойная тишь усадьбы. Не все слова с корнем -тиш(х)-, которые есть в повести, отражены в толковом словаре, часть представлена в словообразовательном словаре (затишье, стихать, притихнуть, затихать). В. Короленко употребляет причастие «притихший» (2 раза), его нет в словарях (видимо, потому, что пока устойчиво мнение считать причастной формой глагола):...на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и вся она становится равна, одноцветна и бела...

Синонимический ряд (смирившаяся, притихшая, овдовевшая) наталкивает на значение «потерявшая звуки земля/одноцветна» (по сравнению с разнообразием весенних звуков (они у В. Короленко ассоциируются с цветами, см. ниже, где звучит всё): шелест буков, голос малиновки, шёпот травы. Автор изображает звучащую тишину. В словообразовательном словаре есть слово, которое вмещает в себя два этих понятия: «тихозвучный» (слабозвучащий, негромкий). Но его нет в повести, может быть потому, что зрячий человек различает для себя лишь громкие и тихие звуки, либо их отсутствие. Для Петра этого недостаточно, он способен различать тончайшие звуки.

343

Всего в тексте 11 слов с корнем тиш(х)- (в словаре 91); из них преобладают глаголы (4) и сущ. (3) (их в словаре меньше, чем других частей речи). Для автора важна их качественная характеристика: тишина особенная/необычная, тишь заколдованная, затишье душевное.

Таким образом, по отношению к слову его ассоциатами можно назвать не только отдельные его ЛЗ (возникшие, например, на основании ассоциаций по сходству или смежности), но и связи этого слова с однокоренными словами (тишина, тихий, затишье), а также синонимы, антонимы этого слова и слова, которые определяются его лексико-семантической валентностью (глубокая тишина; в тишине слышно было движение ветра по листьям). Мы выделили слова, подчёркивающие звучание, которое не нарушает тишину или нарушает её слабо, незаметно (шёпот, шорох, бульканье, журчание). Один человек этого не замечает, а другой (например, Петрусь) напряжённо вслушивается в эту «звучащую тишину», запоминает, чтобы, может быть, потом эта память трансформировалась в музыкальное произведение. Также мы учитываем название звучаний, заметно нарушающих тишину, контрастирующих с нею, тем самым выделяющихся на её фоне.

Таким образом, слово представлено в языке и речи парадигматической, эпидигматической и синтагматической осями. Эпидигмати-ку слова можно рассматривать как часть парадигматики.

Ассоциации могут сказать нам очень многое о тех неосознаваемых структурах, в которых мы мыслим окружающий нас мир. Ассоциативная аура слова исключительно важна в общении, особенно в художественной сфере. Изучение ассоциативных связей слов позволило сделать заключение о том, что ассоциативное поле слова отражает его коммуникативный потенциал. Под коммуникативным потенциалом слова понимается все то, что обуславливает его готовность участвовать в общении в качестве элемента высказывания носителя определённого «кванта» знания и прагматического заряда.

В повести В. Короленко «Слепой музыкант» мы наблюдаем частотное употребление слов с корнем -тих(ш)- (130), несмотря на их небольшое количество (11) по сравнению со словообразовательным словарём (91). Слово «тишина» иногда употребляется по 3-4 раза на странице. Эти слова в тексте повести вызывают определённые настроения, впечатления, например, слово «тихий» в сочетании с различными словами передаёт чувство тревоги (тихий и жалобный) или покоя (тихая гармония).

Слово «тишина» в тексте представлено во всех значениях, первое ЛЗ указывает на звучание, второе опосредованно связано с ним.

344

Негативная сема «отсутствие звуков» нейтрализуется в повести компонентами, выражающими семантику звучания, одни из них нарушают тишину (голос раскатился в тишине), другие включаются в неё (тишина и ласковый звон воды). Один из ЛСВ «тихий» непосредственно указывает на звучание (тихая музыка). Другие однокоренные слова также соединяются с этой семантикой. Глагол «стихнуть» используется автором при описании как внешнего, так и внутреннего мира героя. Также психическое состояние Петра передаётся и другими словами с корнем -тих(ш)-. В повести присутствует глагольная форма (причастие) «притихший», её нет в словаре; приставка при-указывает на неполноту действия, т.е. отражение неполной тишины, что также подчёркивает выделенный нами главный мотив произведения «Слепой музыкант» - «звучащая тишина».

Список литературы

1. Короленко В. Слепой музыкант. - М., 1999.

2. Красовская Н. А. Художественно-изобразительные свойства звуков в поэтической речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новгород, 1998.

3. Сулименко Н. Е. Текстовое слово в представлении звуковой картины мира // Функциональная семантика слова. - Свердловск, 1992. - С. 3-23.

С. А. Котельникова

Умение «твердо править словом»: судебные речи русского юриста А. Ф. Кони

В статье рассматриваются приемы и стиль ораторского творчества А. Ф. Кони на примере судебных речей, нравственно-этические аспекты деятельности юриста.

Ключевые слова: А. Ф. Кони, ораторский стиль, судебная речь.

Известный русский юрист Анатолий Федорович Кони (18441927) оставил большое наследие, которое поныне имеет выдающееся значение для истории российского судопроизводства в целом, для прокурорской и адвокатской практики, но, кроме того, представляет немалую литературную и языковую ценность. Все им созданное объединяют твердая моральная позиция автора, обостренный интерес к проблемам совести, мысль об осуществлении в России основанного на законе и справедливости «совестливого» суда. По А. Ф. Кони, право и нравственность не противоположные понятия, а родственные,

345