Nekhaychuk Dmytri Valerievich, Nekhaychuk Yulia Serafimovna PARADIGM OF THE CHOICE OF THE OPTIMAL ...
economic sceinces
УДК 336.132.11
ПАРАДИГМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
© 2018
Нехайчук Дмитрий Валериевич, доктор экономических наук, доцент,
профессор кафедры государственных финансов и банковского дела Нехайчук Юлия Серафимовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов предприятий и страхования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (295007, Россия, Симферополь, пр. Ак. Вернадского, 4, e-mail: [email protected])
Аннотация. В научной статье рассмотрены вопросы финансовой автономии местного самоуправления в современных условиях рыночных трансформаций. Исследуются вопрос автономии местного самоуправления, признаков самостоятельности местного самоуправления и его границ. Определена классификация автономии в контексте местного самоуправления, а также организационно-правовые основы ее существования. Показана роль местных бюджетов и бюджетных возможностей в обеспечении финансовой независимости органов местного самоуправления. Проанализирована взаимосвязь и применение понятий «финансовый потенциал», «налоговый потенциал» и «бюджетный потенциал». Предложено выделить основные возможные векторы реализации бюджетного потенциала финансовой независимости местного самоуправления. Разработана авторская схема функционирования механизма реализации бюджетного потенциала финансовой независимости органов местного самоуправления. Доказано, что повышению степени финансовой независимости органов местного самоуправления должны способствовать расширение полномочий органов местного самоуправления в бюджетном процессе, в сфере налогообложения, в вопросах взимания неналоговых доходов и регулирования финансовых взаимоотношений с предприятиями и организациями коммунальной собственности, а также совершенствование межбюджетных отношений.
Ключевые слова: финансовая независимость, органы местного самоуправления, бюджетный потенциал, налоги и сборы, социально-экономическое развитие, муниципалитеты.
PARADIGM OF THE CHOICE OF THE OPTIMAL MODEL FINANCIAL AUTONOMY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
© 2018
Nekhaychuk Dmytri Valerievich, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of public finance and banking Nekhaychuk Yulia Serafimovna, PhD, associate professor, Associate Professor of the Department of finance of fnterprises and insurance V.I. Vernadsky Crimean Federal University
((295007, Russia, Simferopol, Prospekt Vernadskogo 4, e-mail: [email protected])
Abstract. This scientific article describes the issues of financial autonomy of local self-government in modern conditions of market transformations. The authors study the question of the autonomy of local government, signs of independence of local self-government and its limits. There are defined classification of autonomy in the context of local self-government and legal basis for its existence. It demonstrated the role of local budgets and budget to ensure the financial independence of local authorities. The article analyzed the relationship and application of the concepts of «financial capacity», «tax potential» and «budget capacity». It asked to identify the main possible vectors of the implementation of the budget potential of the financial independence of local government. There are shown the author's scheme of the mechanism of realization of the budget potential of the financial independence of local authorities. It proven to increase a degree of financial independence of local authorities should contribute to the empowerment of local governments in the budget process, taxation, levying of non-tax revenues and regulate financial relations with enterprises and organizations of communal ownership and the improvement of intergovernmental relations.
Keywords: financial independence, local governments, fiscal capacity, taxes and charges, socio-economic development, municipalities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Фундаментальным принципом организации и деятельности местного самоуправления является его самостоятельность, или, как часто этот принцип обозначается в международных документах и нормативно-правовых актах зарубежных стран, принцип местной автономии. Автономия и самостоятельность местного самоуправления - как основы общества в пределах функций и полномочий местных общин - общепризнанный современный конституционно-правовой принцип. Не случайно одной из важнейших стратегических задач в рамках реформирование властных институтов управления является создание системы органов местного самоуправления, которая соответствовала бы должным образом, с одной стороны, современным потребностям и задачам государства, а с другой стороны, принципам Европейской хартии местного самоуправления. В этой связи крайне актуальной становится проблема формирования такого механизма взаимодействия государственного управления с местным самоуправлением, который обеспечивал бы реализацию конституционного принципа автономии и самостоятельности местного самоуправления.
Особое значение приобретает сегодня осмысление теоретико-политических и конституционно-правовых
аспектов закрепления и формирования принципа автономии и самостоятельности местного самоуправления с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества. В контексте укрепления института местного самоуправления решающее значение приобретает определение границ автономии органов местного самоуправления, что является основным принципом построения системы местного управления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы правового статуса автономных образований исследовалось многими учеными, в частности, С. Авакяном,
A. Автономовым, А. Батановым, В. Борденюком, Г. Енгибаряном, А. Копыленко, А. Кутафиным, А. Мор-двиноным, Н. Мяловицкой, Н. Онищенко, В. Чиркиным,
B. Шаповалом, Ю. Шемшученко и другими. При этом, на наш взгляд, вопрос определения понятия автономии местного самоуправления, находятся в постоянном развитии, остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения и научного исследования в контексте рыночных реформ и трансформаций местного самоуправления.
экономические науки
Нехайчук Дмитрий Валериевич, Нехайчук Юлия Серафимовна ПАРАДИГМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ...
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью научного исследования является концептуализация положений финансовой автономии местного самоуправления, обсуждаемых современным научным сообществом, выявление основных критериев и оптимальных моделей финансовой автономии муниципалитетов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Решающую роль в обеспечении финансовой независимости органов местного самоуправления играют местные бюджеты, а перспективы ее усиления связаны главным образом с реализацией бюджетных возможностей. Поэтому особое внимание должно быть уделено исследованию бюджетного потенциала органов местного самоуправления и механизма его использования с целью обеспечения финансовой независимости этих органов. Решение этой задачи требует выяснения содержания понятия «бюджетный потенциал», т.к. оно еще не получило широкого распространения в отечественной научной литературе.
Потенциал (от лат. «рotenüa» - сила) в широком смысле отождествляется в отдельных энциклопедических изданиях с совокупностью имеющихся возможностей, сил, запасов, средств, которые могут быть использованы [1], поэтому иногда под потенциалом понимают только совокупность определенных видов ресурсов. Однако такая трактовка слишком узка и не полностью раскрывает содержание этого понятия. Полнее его суть отражена в экономической энциклопедии, где потенциалом считаются не только ресурсы, но и их оптимальная структура, а также умение рационально использовать их для поставленной цели [2]. В ряде словарей указано, что потенциал - это скрытые способности, силы для какой-либо деятельности, которые могут оказаться при определенных условиях [3]. Итак, понятие «потенциал» характеризует как возможности, так и способности, то есть не только совокупность имеющихся ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, но и способность их использовать.
В современной экономической литературе часто употребляются дефиниции «финансовый потенциал» и «налоговый потенциал». Однако, по содержанию они существенно отличаются от понятия «бюджетный потенциал» и не могут быть применены вместо него. Нередко в научных публикациях, когда речь идет о финансовом или налоговом потенциале территориальной единицы, финансовый потенциал отождествляют с совокупностью всех финансовых ресурсов территории, а налоговый потенциал считают составляющей, характеризующей возможности сбора на этой территории налогов и других обязательных платежей [4].
Одно из немногих определений «бюджетного потенциала» предложено коллективом российских ученых во главе с профессором А.В. Сидоровичем. Правда авторы применяют его исключительно к государству в целом и толкуют несколько узко - как способность бюджетного механизма аккумулировать финансовые ресурсы. Зато заслуживающим внимания является подход этих ученых к выделению возможного и реального бюджетного потенциалов. Под первым они понимают потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе, тогда как реальный бюджетный потенциал, по их мнению, отражает фактический объем бюджетных ресурсов государства [5].
Следует, однако, констатировать, что недостаточность теоретических исследований, посвященных проблематике бюджетного потенциала как в отечественной, так и зарубежной литературе, вызывает ряд дискуссионных и неоднозначных трактовок этого понятия. Например, российский ученый В. Воробьева считает, что бюджетный потенциал - это оценка возможных поступлений в бюджет определенного уровня отдельных или всех налогов с конкретной территории на следую-
щий год [6]. С ее мнением мы не можем согласиться, ведь в этом случае речь ведется, безусловно, не о бюджетном, а только лишь о налоговом потенциале территории.
Заслуживает внимания определение казахских ученых, согласно которому бюджетным потенциалом региона считается совокупность экономических и нормативно-правовых условий, позволяющих собрать оптимальный объем доходов, покрывающих нормативные расходы региона, а также обеспечить целевое и эффективное их использование [7].
Недостатком этой трактовки является то, что оно не является универсальным, а приспособлено к методике решения конкретной проблемы - оптимизации влияния бюджета на социально-экономическое развитие региона. Однако указанное определение содержит две важных, на наш взгляд, детали, позволяющие лучше раскрыть содержание бюджетного потенциала и выделить его атрибутивные признаки. Во-первых, авторы справедливо отмечают, что бюджетный потенциал определяют не только экономические, но и нормативно-правовые условия. Во-вторых, он связан с возможностями не только формировать доходы, но и осуществлять бюджетные расходы, с чем мы также согласны.
К выяснению сущности бюджетного потенциала тщательно подошел украинский ученый Ю.В. Пасечник. Однако он изучал его в контексте исследования роли бюджета как фактора экономического роста государства, и это, безусловно, отразилось на полученных им теоретических результатах. Автор считает бюджетным потенциалом «реальные возможности максимального использования имеющихся ресурсов бюджетной системы в течение определенного периода времени» [8], а следовательно отождествляет его с потенциалом всей бюджетной системы государства.
Не умаляя ценности приведенных трактовок, отметим, что они касаются не столько бюджетного потенциала в его широком смысле, сколько несколько узких, более конкретизированных понятий. Они существенно отличаются между собой, ведь различна и цель реализации потенциальных возможностей.
На наш взгляд, бюджетный потенциал в широком смысле - это все бюджетные ресурсы и бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, которые используются или могут быть использованы для достижения определенной цели, реализации задач этих органов.
Таким образом, мы выделяем две основные составляющие бюджетного потенциала:
1) бюджетные ресурсы - совокупность средств, которые аккумулируются и перераспределяются через бюджет (причем имеет значение не только их объем, но и структура);
2) бюджетные полномочия.
Бюджетный потенциал финансовой независимости органов местного самоуправления представляет собой совокупность реальных возможностей обеспечения независимости их в вопросах формирования, использования и регулирования местных бюджетов. Его содержание рассматривается нами согласно трактовке бюджетного потенциала в широком его смысле, однако с учетом конкретного целевого назначения. Этим назначением, которое заключается в обеспечении финансовой независимости органов местного самоуправления, обусловлены специфические принципы, направления и механизм реализации бюджетного потенциала.
Бюджетный потенциал является главной, но не единственной составляющей совокупного потенциала финансовой независимости местного самоуправления, ведь в его формировании не задействованы внебюджетные фонды территориальных общин и финансовые ресурсы предприятий и организаций коммунальной собственности. Соотношение налогового, бюджетного и совокупного потенциалов финансовой независимости органов
Nekhaychuk Dmytri Valerievich, Nekhaychuk Yulia Serafimovna PARADIGM OF THE CHOICE OF THE OPTIMAL ...
economic sceinces
самоуправления можно отобразить таким образом:
иг <и <их
где и - налоговый потенциал;
и, - бюджетный потенциал;
и - совокупный потенциал.
Полнота использования бюджетного потенциала как важнейшей составляющей совокупного потенциала финансовой независимости территориальных общин в решающей степени сказывается на уровне ее развития. При этом степень бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления зависит, прежде всего, от глубины и характера перераспределения бюджетных полномочий, источников доходов и компетенций по осуществлению расходов между местным самоуправлением и государственной властью.
Предлагаем выделить следующие возможные векторы реализации бюджетного потенциала финансовой независимости местного самоуправления:
1. Расширение полномочий органов местного самоуправления в бюджетном процессе. Оно заключается, прежде всего, в предоставлении органам самоуправления тех бюджетных прав, владение которыми является атрибутивным признаком их финансовой независимости, в частности: проводить собственную, относительно независимую от общегосударственной, местную бюджетную политику; самостоятельно составлять, утверждать и организовывать выполнение местного бюджета; определять приоритетные направления использования бюджетных средств и структуру расходов бюджета; координировать и контролировать деятельность участников бюджетного процесса на местном уровне.
2. Расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере налогообложения. Его следствием является повышение фискального значения местного налогообложения.
3. Расширение полномочий органов самоуправления в вопросах взимания неналоговых доходов и регулирования финансовых взаимоотношений с предприятиями и организациями коммунальной собственности. Этот вектор реализации бюджетного потенциала требует более широкого использования органами местного самоуправления неналоговых платежей и активизации участия субъектов коммунального сектора экономики в формировании местных бюджетов.
4. Сужение расходных обязательств местного самоуправления. Оно может быть применено, если недостаточное обеспечение финансовых потребностей органов местного самоуправления вызвано несоответствием переданных этим органам источников доходов закрепленных за ними полномочиям по осуществлению бюджетных расходов. В этом случае достичь желаемого паритета можно не только путем увеличения поступлений местных бюджетов, но и благодаря отнесению части расходных обязательств к компетенции высших уровней общественного управления.
5. Увеличение доходной части местных бюджетов и оптимизация ее структуры в направлении роста доли доходов, на состояние мобилизации которых органы местного самоуправления могут активно влиять своими решениями и действиями, прежде всего собственных доходов.
6. Совершенствование межбюджетных отношений. Оно может быть направлено как на уменьшение значения межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов, так и на сокращение доли целевых трансфертов. Эта деятельность заключается также в совершенствовании порядка планирования и предоставления трансфертов.
Реализация бюджетного потенциала по каждому из вышеуказанных векторов имеет большое значение для обеспечения финансовой независимости территориальных общин. Так, наделение органов местного самоуправления широкими бюджетными полномочиями позволяет им проводить собственную бюджетную политику, орга-
низовывать бюджетный процесс на локальном уровне и определять структуру расходов с учетом потребностей и предпочтений местного населения. Более того, предоставление им права самостоятельно составлять, утверждать и контролировать исполнение местного бюджета, которое профессор В.А. Лебедев считает важнейшей составляющей финансовых прав местного самоуправления [9], является неотъемлемым условием обеспечения даже минимально необходимого уровня их финансовой независимости (рис. 1).
Рисунок 1 - Векторы реализации бюджетного потенциала финансовой независимости местного самоуправления
Конечно, самостоятельность местного самоуправления в вопросах реализации его бюджетных полномочий не может быть абсолютной. Ее степень зависит от глубины и характера ограничений, установленных общенациональным законодательством и объективных условий функционирования бюджетного сектора страны. Поэтому финансовая независимость определяется как широтой перечня бюджетных полномочий местного самоуправления, так и степени вмешательства государственной власти в процесс их осуществления.
Уменьшение объема расходных обязательств органов местного самоуправления связано с сокращением компетенции этих органов, а следовательно и с сужением сферы их властных полномочий, и поэтому не является рациональным способом преодоления временных финансовых трудностей. Зато передача части расходных обязательств местного самоуправления органам государственного управления высших уровней иногда имеет смысл в случае, когда недостаточное финансовое обеспечение потребностей территориальных общин, вызванное несоответствием их доходов закрепленным за ними полномочиям по осуществлению бюджетных расходов, становится постоянным и массовым явлением. При этом к компетенции высших уровней управления целесообразно относить только те задачи местного самоуправления, которые имеют общегосударственное значение, предусматривают соблюдение единых социальных норм и стандартов и могут не менее эффективно выполняться органами государственной власти. В результате перераспределения должны быть ликвидированы так называемые «непрофинансированные мандаты», то есть полномочия по осуществлению расходов, которые переданы местному самоуправлению без адекватного ресурсного обеспечения.
Увеличение поступлений местных бюджетов, в случае неизменности потребностей территориальных общин, непременно усиливает финансовую самодостаточность органов местного самоуправления. Поэтому важно использовать все резервы увеличения их доходов.
экономические науки
Нехайчук Дмитрий Валериевич, Нехайчук Юлия Серафимовна ПАРАДИГМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ...
Эта деятельность обычно предполагает не только передачу в распоряжение органов местного самоуправления части общегосударственных обязательных платежей или закрепления за ними права устанавливать местные налоги и сборы, но и повышение уровня мобилизации бюджетных поступлений, усиления заинтересованности населения в наполнении бюджета общины.
Вышеуказанный вектор реализации бюджетного потенциала тесно связан с углублением полномочий органов самоуправления в сфере налогообложения. Причем предоставление им широких прав по внедрению местных налогов, установление их ставок и порядка взимания не только способствует расширению финансовых возможностей общин, но и позволяет оптимизировать использование ресурсного потенциала административно-территориальных образований благодаря выбору тех налогов, которые отвечают местным условиям.
Другим необходимым условием роста доходной части местных бюджетов является повышение самостоятельности органов самоуправления в вопросах взимания неналоговых платежей. Оно нуждается в усилении влияния этих органов на экономическое развитие территорий, улучшение эффективности использования коммунального имущества, улучшение деятельности коммунальных предприятий и активизации их участия в наполнении местных бюджетов.
Повышения финансовой независимости местного самоуправления можно достичь также благодаря сокращению доли трансфертов целевого назначения. Ведь замена субвенций альтернативными источниками финансового обеспечения местных расходов делает органы местного самоуправления самостоятельными в вопросах использования бюджетных средств.
Выбирая подходы обеспечения финансовой независимости местного самоуправления, необходимо совмещать все векторы реализации бюджетного потенциала, не акцентируя внимание исключительно на одном или нескольких из них. Ведь результативность высвобождение бюджетного потенциала зависит не только от успешности освоения отдельных потенций, но и от величины синергетического эффекта, достигнутого благодаря одновременному использованию всех возможностей.
В целом реализация бюджетного потенциала предусматривает выполнение двух главных в контексте исследуемой проблематики групп задач: улучшение финансового обеспечения органов местного самоуправления и расширения их бюджетных полномочий. Эти задачи тесно взаимосвязаны. Так, предоставление местным советам широких бюджетных полномочий будет малоэффективным в случае недостатка в их бюджетах средств, необходимых для удовлетворения, по крайней мере, неотложных потребностей территориальных общин. И наоборот, увеличение поступлений местных бюджетов без делегирования органам самоуправления права определять направления их использования и других бюджетных полномочий не приведет к весомому росту финансовой независимости этих органов. Поэтому очень важно выполнять названные задачи комплексно и одновременно.
Результатом реализации бюджетного потенциала финансовой независимости органов местного самоуправления является обеспечение их бюджетной самостоятельности. Бюджетная самостоятельность является главной составляющей финансовой независимости. Она отражает возможность и способность органов местного самоуправления проводить собственную бюджетную политику и самостоятельно формировать и тратить местные бюджеты. Ее уровень зависит как от объема бюджетных полномочий органов местного самоуправления, так и от полноты обеспечения их бюджетными ресурсами.
Степень бюджетной самодостаточности отражает способность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать свои потребности в бюджетных ресурсах за счет собственных и закрепленных на
длительный срок доходов, однако не отражает широту бюджетных полномочий этих органов.
Известные ученые, специалисты Всемирного банка Роберт Эбел и Сердар Йылмаз по степени пригодности разных видов доходов для обеспечения финансовой независимости субцентральних правительств подает их в такой последовательности:
1) собственные налоги;
2) общие налоги;
3) неналоговые доходы;
4) налоги, разграничиваются между бюджетами;
5) общие гранты;
6) специальные гранты [10].
Увеличение доли собственных доходов в совокупных поступлениях органов местной власти в наибольшей степени способствует усилению их финансовой самостоятельности, в то время как рост удельного веса доходов, передаваемых в соответствии с решениями других органов власти и имеющих целевое назначение, наоборот, максимально ее ограничивает.
Австралийский экономист Чарльз Э. Мак-Лурье [11] и русский ученый Т. В. Грицюк [12] выделяют шесть способов распределения полномочий в сфере налогообложения между уровнями публичной власти, применение которых также в разной степени сказывается на уровне самостоятельности регионального и местного самоуправления. По способности обеспечивать финансовую независимость местных властей их можно расположить в такой последовательности:
1) налоговая самостоятельность;
2) децентрализованное распределение налоговых полномочий;
3) унифицированное децентрализованное распределение налоговых полномочий;
4) централизованное распределение налоговых полномочий;
5) размежевание налоговых доходов в условиях централизации налоговых полномочий;
6) полная централизация налоговых доходов и налоговых полномочий.
Рисунок 2 - Схема функционирования механизма реализации бюджетного потенциала финансовой независимости органов местного самоуправления
Таким образом, местные бюджеты как материальная основа бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления формируются по различным видам доходов и разными способами, применение которых неодинаково сказывается на уровне финансовой независимости этих органов. Совершенствование структуры
Nekhaychuk Dmytri Valerievich, Nekhaychuk Yulia Serafimovna economic
PARADIGM OF THE CHOICE OF THE OPTIMAL ... sceinces
доходов позволяет повысить уровень финансовой независимости местного самоуправления и не требует привлечения значительных фискальных ресурсов, поэтому это направление реализации бюджетного потенциала является особенно значимым в условиях недостаточности средств бюджета.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На уровень реализации бюджетного потенциала органов местного самоуправления влияет ряд факторов. В частности, он зависит от общественно-политических факторов, обусловливающих пределы фискальной децентрализации: уровня демократизации общественной жизни; политической и административно-территориальной моделей организации власти, которые применяются в государстве; развитости местного самоуправления и эффективности его функционирования; активности участия населения в деятельности местного самоуправления; социальной направленности государственной политики и одобрение его гражданами. Значительно и влияние экономических факторов: эффективности государственной региональной экономической политики и системы межбюджетных отношений; уровней макрофискальной стабильности и экономической безопасности страны; темпов экономического роста; степени диспропорций в экономическом развитии территориальных единиц и равномерности межтерриториального распределения баз налогообложения; заинтересованности органов местного самоуправления в активизации процессов экономического развития; развитости общественного финансового контроля. Кроме этого, уровень реализации бюджетного потенциала определяется информационным, кадровым и материально-техническим обеспечением органов местного самоуправления, наличием и совершенством необходимого научного, нормативно-правового и методического обеспечения.
Успешность деятельности органов местного самоуправления по использованию бюджетного потенциала с целью обеспечения финансовой независимости зависит от эффективности механизма его реализации. Этот механизм представляет собой совокупность принципов, форм, методов, инструментов, правового обеспечения и мер, применяемых в процессе оценки и использования бюджетного потенциала. Предложенная авторская схема функционирования этого механизма показана на рис. 2.
Механизм реализации бюджетного потенциала финансовой независимости местного самоуправления должен включать ряд обязательных элементов, в частности оценку бюджетной самостоятельности местных советов, мониторинг и анализ результатов использования бюджетного потенциала, мероприятия по выявлению, предупреждению и минимизации возможных негативных последствий ужесточения бюджетной самостоятельности, осуществление которых будет способствовать обеспечению эффективного функционирования этого механизма. Принятию решения о реализации бюджетного потенциала должно предшествовать прогнозирование и анализ возможных положительных и отрицательных результатов его использования и создание условий, необходимых для обеспечения бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления, прежде всего выравнивание диспропорций в экономическом и социальном развитии территориальных единиц, улучшение прозрачности и открытости бюджетного процесса, формирование действенного общественного контроля за планированием и исполнением местного бюджета, совершенствование административно-территориального устройства и межбюджетных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Словарь иностранных слов / [под ред. О.С. Мельничука]. - 2 изд., испр. и доп. - К. : Главная редакция Украинской советской энциклопедии, 1985. - 967 с.
2. Экономическая энциклопедия: в 3 т. Т. 3 / [ред-210
колл.: С.В. Мочерный (отв. ред.) и др.]. - К.: Издательский центр «Академия», 2002. - 952 с.
3. Словарь иностранных слов / [сост. С.М. Морозов и Л.М. Шкарапута]. - К.: Наук. думка, 2000. - 680 с. -(Словники Украши).
4. Коломиец А. Л. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе / А. Л. Коломиец, А. Д. Мельник // Налоговый вестник. - 2014.
- № 3. - С. 5-8.
5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика : учеб. пособ. / [рук. автор. коллектива и науч. ред. А. В. Сидорович]. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, изд-во «ДИС», 1997. - 736 с.
6. Воробьева В. Проблемы формирования бюджетного потенциала муниципалитетов в реализации финансовой политики региона. - [Электронный ресурс] / Виолетта Воробьева. - Режим доступа : http://www. dialogvn.ru/uk/2002/n02/s02-2-09.htm.
7. Описание исследовательского проекта «Мониторинг уровня формирования и исполнения бюджетов социально-экономического развития восточного региона Казахстана». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://arn.eerc.ru/details/ download.aspx?file_id=9550.
8. Пасчник Ю. В. Бюджетний потенщал еко-номiчного зростання в УкраМ : монографiя / Ю. В. Паачник. - Донецьк : ТОВ "Юго-Восток, Лтд", 2005.
- 642 с.
9. Лебедев В. А. Местные налоги. Опыт исследования теории и практики местного обложения / В. А. Лебедев. - СПб. : Типолитография А. М. Вольфа, 1886.
- 583 с.
10. Ebel R. Concept of Fiscal Decentralization and Worldwide Overview / Robert D. Ebel, Serdar Yilmaz. -Washington, D. C. : World Bank Institute, 2012. - № 30346.
- 64 p.
11. McLure Ch. E. The Assignment of Revenues and Expenditures in Intergovernmental Fiscal Relations / Charles E. McLure, Jorge Martinez-Vazquez [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www1.worldbank.org/pub-licsector/Learning Program/ Decentralization/Assignment-Revenues.pdf. - 40 р.
12. Грицюк Т. В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения : монография / Т. В. Грицюк. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 320 с.
13. Тарасов В.И., Трофимова В.В., Нехайчук Д.В. Россия в условиях глобальных вызовов третьего тысячелетия: основные тенденции, проблемы и перспективы развития: Монография. - Симферополь: Крымский институт бизнеса. - 2017. - 512 с.
14. Трофимова В.В., Нехайчук Д.В., Тарасова Н.А. Теоретико-методологические и практические аспекты финансовой обеспеченности территории // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: Коллективная монография.
- Уфа. - 2017. - С. 127-145.
Статья поступила в редакцию 30.12.2017 Статья принята к публикации 24.03.2018