Научная статья на тему 'ПАРАДИГМА ВИЗАНТИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА-ТАКСИСА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

ПАРАДИГМА ВИЗАНТИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА-ТАКСИСА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК / ТАКСИС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ТОРГОВЛЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТАКСОНОМЕТРИЗАЦИЯ / THE BYZANTINE EMPIRE / ECONOMY / ECONOMIC ORDER / TAXIS / ECONOMIC POLICY / STATE REGULATION OF THE ECONOMY / TRADE / INDUSTRY / TAXONOMIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елдин Михаил Александрович

Введение. Рассматривается один из ключевых вопросов евразийского экономического порядка, связанного с Византийской империей, длившейся более тысячи лет (395-1453) и пережившей периоды роста и спада, при которых военная экспансия сменялась кризисами и внутренними потрясениями. Византийское государство всегда испытывало давление извне, но оно научилось выживанию среди соперников и врагов. Власть Византии, во многих отношениях опередив свою эпоху, являлась не только крупнейшим феодальным образованием Средневековья, но и централизованным государством, располагавшим мощной системой административного управления, которая играла немаловажную роль в регулировании экономического порядка. Материалы и методы. Актуальные методологические подходы на основе принципа духовного осмысления современной картины мира, а также степень теоретической разработанности на современном этапе развития общества, проблемы формирования менталитета определенной нации, изучение культурных феноменов в историческом контексте способствуют, по нашему убеждению, раскрытию «концептуальной сущности» византийского наследия. Результаты исследования. Проведен анализ источников и материалов, рассматривающих различные аспекты научных трудов византийских таксономистов об экономическом устройстве. Выявлены характерные особенности экономической политики Византийской империи, обоснован вывод о значении византийского опыта для регулирования экономического порядка в современных государствах. Обсуждение и заключение. Византийское государство, активно вмешивающееся в регулирование экономики, получило относительно стабильный экономический порядок, который позволил ему не только поддерживать свое благополучие на протяжении многих веков истории империи, но и справляться с кризисными ситуациями. Разнообразие форм ведения хозяйства в ранней Византии отражалось в эффективном взаимодействии развитого в городах товарного производства и хозяйственной системы сельских поселений. Расцвет торговли и промышленности был в основном характерен для прибрежных городов, экономическая экспансия которых лишь незначительно коснулась аграрного сектора империи, при этом наблюдалась частичная таксонометризация экономики. Несмотря на кратковременные периоды ослабления торговых приоритетов Византии, нельзя говорить об экономической катастрофе империи, поскольку в ее распоряжении находились экономические резервы провинций. Государство неоднократно переживало потрясения, сопровождавшиеся кризисами, однако сохраняло достаточную жизнеспособность, впоследствии возрождаясь и возвращаясь на прежние позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADIGM OF THE BYZANTINE ECONOMIC ORDER-TAXIS: HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL DIMENSION

Introduction. The article deals with one of the key issues of the Eurasian economic order related to the Byzantine Empire, which lasted for more than a thousand years (395-1453) and experienced periods of growth and decline, in which military expansion was replaced by crises and internal upheavals. The Byzantine state has always been under pressure from outside, but it has learned to survive among rivals and enemies. The Power of Byzantium in many respects ahead of its era, was not only the largest feudal entity of the Middle Ages, but also along with this centralized state, which had a powerful system of administrative management, which played an important role in regulating of the economic order. Materials and Methods. Current methodological approaches based on the principle of spiritual understanding of the modern world picture, as well as the degree of theoretical elaboration at the present stage of development of society the problem of forming the mentality of a particular nation, studying cultural phenomena in a historical context contribute, we believe, the disclosure of the “conceptual entity” the Byzantine heritage. Results. The analysis of sources and materials that consider various aspects of scientific works of Byzantine taxonomists on the economic structure. The characteristic features of the economic policy of the Byzantine Empire are revealed and the conclusion about the significance of the Byzantine experience for regulating the economic order in modern States is substantiated. Discussion and Conclusion. The Byzantine state, which actively intervened in the regulation of the economy, received a relatively stable economic order, which allowed it not only to maintain its well-being throughout the centuries of the Empire’s history, but also to cope with crisis situations. The variety of forms of farming in early Byzantium was reflected in the effective interaction of commodity production developed in cities and the economic system of rural settlements. The flourishing of trade and industry were mainly characteristic of coastal cities, whose economic expansion only slightly affected the agricultural sector of the Empire, while there was a partial taxonometrization of the economy. Despite short periods of weakening trade priorities of Byzantium, we can not talk about the economic disaster of the Empire, because it had at its disposal the economic reserves of the provinces. The state has repeatedly experienced shocks accompanied by crises, but has maintained sufficient viability, subsequently reviving and returning to its previous positions.

Текст научной работы на тему «ПАРАДИГМА ВИЗАНТИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА-ТАКСИСА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

экономическая теория и политика

ECONOMIC THEORY AND POLITICS

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.229-240

УДК 130.17:316

м. А. Елдин

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: eldin1974@yandex.ru

Парадигма византийского экономического порядка-таксиса: историко-философское измерение

Введение. Рассматривается один из ключевых вопросов евразийского экономического порядка, связанного с Византийской империей, длившейся более тысячи лет (395-1453) и пережившей периоды роста и спада, при которых военная экспансия сменялась кризисами и внутренними потрясениями. Византийское государство всегда испытывало давление извне, но оно научилось выживанию среди соперников и врагов. Власть Византии, во многих отношениях опередив свою эпоху, являлась не только крупнейшим феодальным образованием Средневековья, но и централизованным государством, располагавшим мощной системой административного управления, которая играла немаловажную роль в регулировании экономического порядка. Материалы и методы. Актуальные методологические подходы на основе принципа духовного осмысления современной картины мира, а также степень теоретической разработанности на современном этапе развития общества, проблемы формирования менталитета определенной нации, изучение культурных феноменов в историческом контексте способствуют, по нашему убеждению, раскрытию «концептуальной сущности» византийского наследия. Результаты исследования. Проведен анализ источников и материалов, рассматривающих различные аспекты научных трудов византийских таксо-номистов об экономическом устройстве. Выявлены характерные особенности экономической политики Византийской империи, обоснован вывод о значении византийского опыта для регулирования экономического порядка в современных государствах. Обсуждение и заключение. Византийское государство, активно вмешивающееся в регулирование экономики, получило относительно стабильный экономический порядок, который позволил ему не только поддерживать свое благополучие на протяжении многих веков истории империи, но и справляться с кризисными ситуациями. Разнообразие форм ведения хозяйства в ранней Византии отражалось в эффективном взаимодействии развитого в городах товарного производства и хозяйственной системы сельских поселений. Расцвет торговли и промышленности был в основном характерен для прибрежных городов, экономическая экспансия которых лишь незначительно коснулась аграрного сектора империи, при этом наблюдалась частичная таксонометризация экономики. Несмотря на кратковременные периоды ослабления торговых приоритетов Византии, нельзя говорить об экономической катастрофе империи, поскольку в ее распоряжении находились экономические резервы провинций. Государство неоднократно переживало потрясения, сопровождавшиеся кризисами, однако

© Елдин М. А., 2020

сохраняло достаточную жизнеспособность, впоследствии возрождаясь и возвращаясь на прежние позиции.

Ключевые слова: Византийская империя, экономика, экономический порядок, таксис, экономическая политика, государственное регулирование экономики, торговля, промышленность, таксонометризация.

Для цитирования: Елдин М. А. Парадигма византийского экономического порядка-таксиса: историко-философское измерение // Экономическая история. - 2020. - Т. 16. - № 3. - С. 229-240. DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.229-240

Mikhail A. Eldin

National Research Ogarev Mordovia State Universiyty (Saransk, Russia)

e-mail: eldin1974@yandex.ru

The Paradigm of the Byzantine Economic Order-Taxis: Historical and Philosophical Dimension

Introduction. The article deals with one of the key issues of the Eurasian economic order related to the Byzantine Empire, which lasted for more than a thousand years (395-1453) and experienced periods of growth and decline, in which military expansion was replaced by crises and internal upheavals. The Byzantine state has always been under pressure from outside, but it has learned to survive among rivals and enemies. The Power of Byzantium in many respects ahead of its era, was not only the largest feudal entity of the Middle Ages, but also along with this centralized state, which had a powerful system of administrative management, which played an important role in regulating of the economic order Materials and Methods. Current methodological approaches based on the principle of spiritual understanding of the modern world picture, as well as the degree of theoretical elaboration at the present stage of development of society the problem of forming the mentality of a particular nation, studying cultural phenomena in a historical context contribute, we believe, the disclosure of the "conceptual entity'' the Byzantine heritage. Results. The analysis of sources and materials that consider various aspects of scientific works ofByzantine taxonomists on the economic structure. The characteristic features of the economic policy of the Byzantine Empire are revealed and the conclusion about the significance of the Byzantine experience for regulating the economic order in modern States is substantiated. Discussion and Conclusion. The Byzantine state, which actively intervened in the regulation of the economy, received a relatively stable economic order, which allowed it not only to maintain its well-being throughout the centuries of the Empire's history, but also to cope with crisis situations. The variety of forms of farming in early Byzantium was reflected in the effective interaction of commodity production developed in cities and the economic system of rural settlements. The flourishing of trade and industry were mainly characteristic of coastal cities, whose economic expansion only slightly affected the agricultural sector of the Empire, while there was a partial taxonometrization of the economy. Despite short periods of weakening trade priorities of Byzantium, we can not talk about the economic disaster of the Empire, because it had at its disposal the economic reserves of the provinces. The state has repeatedly experienced shocks accompanied by crises, but has maintained sufficient viability, subsequently reviving and returning to its previous positions. Keywords: The Byzantine Empire, economy, economic order, taxis, economic policy, state regulation of the economy, trade, industry, taxonomization.

For citation: Eldin M. A. The paradigm of the Byzantine economic order-taxis: historical and philosophical dimension. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2020; 16(3): 229-240. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.229-240

Введение

Концепция безупречного социального режима - таксиса была заимствована Византией из античной Греции и оценивалась в империи как идея государства с иерар-

хически выстроенным объединением его членов, социальное положение каждого из которых устанавливает надлежащие полномочия и прямые обязанности. Процесс христианизации власти византийского импе-

230

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 16, № 3. 2020

ратора содействовал выработке понятия о стране, где господствует строгий порядок, предполагающий определенное место каждому члену общества в соответствии с его положением в социальной структуре. При этом позиция императора в государственной иерархии служила предметом особого обоготворения.

Византийская империя в течение более тысячелетнего периода истории (395-1453) испытывала поочередно подъемы, спады, кризисы и внутренние потрясения. Вследствие постоянного давления извне империи приходилось принимать меры, направленные на сохранение ее благополучного существования.

Характерной особенностью Византийской империи являлась ее централизован-ность и разветвленная административная система, позволяющая напрямую проводить экономическую политику. Цель нашей работы состоит в раскрытии византийского опыта управления экономикой.

Следует отметить, что период ранней истории Византии, связанный с правлением императора Юстиниана, был ознаменован сложным внутренним положением государства. Экономический и финансовый кризис привел к колоссальным расходам. Вследствие непрерывного недостатка финансовых средств император был вынужден принимать меры, которые им же осуждались. Это касается в том числе продажи должностей и введения новых налоговых санкций. Один из указов Юстиниана гласил, что уплата «общественных податей» в полной мере является главной обязанностью подчиненных ему людей, что в свою очередь могло рассматриваться в качестве лучшего средства благоволения императору. Достигшее предела положение с налогообложением негативно сказывалось на благосостоянии людей, населяющих государство. Современники указывали, что появление лиц, по долгу службы обязанных взимать налоги, представлялось более страшным событием, чем военное вторжение в империю иностранных государств.

Пытаясь извлечь из торговли Византии с государствами Востока большую прибыль, император определил довольно высокие таможенные пошлины на все импортируемые в Константинополь товары. Ряд производств были преобразованы Юстинианом в монополии под управлением правительства, что позволило освоить в империи производство шелка, которое приносило довольно крупные доходы государству.

Со времен правления императора Константина I наибольшее развитие получили товарно-денежные отношения и обращение золотого солида, являвшиеся основой подъема экономики в средневизантийский исторический период.

Созданные в Византии в середине VII в. и существовавшие до начала XI в. особые военно-административные округа - фемы представляли характерную черту империи и содействовали росту политической, духовной, военной и материальной мощи государства. Фемному устройству сопутствовали и другие перемены в империи. Саморазрушение фемного строя, начавшееся после смерти одного из видных представителей Македонской династии, Василия II Болгаробойцы (976-1025), послужило причиной усиливающейся зависимости крестьянской части Византии, что привело к ослаблению контроля со стороны государства.

Специфической чертой византийского таксиса, отличавшей империю от других соседних государств, выступала экономика, основанная на частной собственности и определившая особую роль Византии, несмотря на то, что императору не принадлежали на правах собственности все земли в империи. Для экономики Византии был характерен непрерывный устойчивый рост торговли и ремесленного производства при отсутствии предпосылок для снижения уровня городской жизни и преобладания аграрного уклада в хозяйстве.

Ремесленные мастерские и торговые лавки крупных византийских городов были заняты производством парчовых и шелко-

вых тканей, отличающихся изысканностью; широкое распространение получило изготовление предметов украшений и роскоши. Известные ювелиры и художники, трудившиеся в мастерских, достигли вершин истинного искусства, а их изделия, пользовавшиеся высоким спросом в мире, было принято считать образцами, достойными подражания.

Международная торговля Византии была достаточно сильно развита, о чем свидетельствует широкий товарообмен византийских купцов не только с соседними странами, но и с более отдаленными государствами. Среди торговых партнеров империи следует указать Аравию, Индию, Цейлон, Китай, Эфиопию, Иран, Ливию, Согдиану, Скандинавию, Британию. Многие достижения коммерческой техники, например вексель, «летучие письма», впервые появились в Византийской империи. Золотая монета солид, выступающая в качестве основной денежной единицы, использовалась в стране на протяжении почти десяти столетий, пока ее не сменил весовой стандарт имперпир, оказавший значительное влияние на возникновение итальянской монеты.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что один из крупных итальянских городов, Венеция, сыграл существенную роль в экономическом развитии Византии, предложив военную поддержку в обмен на торговые привилегии с восточными государствами. Сменившая фемное устройство система проний, основанная на частно-правовых формах эксплуатации сельского населения империи, существовала до завершения истории Византии.

Обзор литературы

С учетом того важного места, которое Византийская империя занимала в истории Средневековья, многие исследователи не только средневековой эпохи, но и последующих за ней исторических периодов посвящали научные труды проблемам экономического развития византийского государства. Зарубежные исследователи византийского таксиса (Х. Г. Бекк, Х. Йорга,

А. Лайу и др.) рассматривали формы собственнических отношений, имевших распространение в империи, начиная экскуссией и завершая парики-ей и корпорацией-эргостирией. Среди отечественных византинистов, ставивших в центр внимания роль государственного управления экономикой Византии, следует назвать труды Б. Г. Горяйнова, М. Я. Сюзюмова, И. П. Медведева. Особое место в этом ряду занимает научное наследие С. П. Карпова с его оригинальным подходом о Трапезунде как городе-эмпо-рии, продолжателе экономических традиций античного Понта. В новейших исследованиях К. В. Хвостовой, О. Парамонова, С. А. Иванова выдвигается вопрос о специализации производства товаров и владения источниками собственности в Византийской империи, а также анализируется проблема влияния менталитета и христианства на экономический комплекс государства.

Материалы и методы

С целью подробного рассмотрения византийского экономического порядка проанализированы источники и материалы, посвященные тем или иным аспектам таксиса империи.

Основой эмпирического уровня работы является выявление и изучение фактического материала из трудов ученых-византологов и в исторической литературе.

В процессе работы использованы различные подходы: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный, а также метод комплексного анализа, направленные на воссоздание объективной картины экономики Византии, которая отражена в научных трудах.

Результаты исследования

Историографические источники отражают многообразные особенности византийского государства. По утверждению известного русского ученого В. С. Соловьева, Византию можно рассматривать как азиатскую деспотию, основанную на угнетении подданных. В работах французского исследователя А. Гийу византийская цивилизация описывается при помощи поня-

тий, свойственных Западу. По мнению ряда византологов, политическое устройство империи можно считать конституционной монархией. Английский историк Д. Оболенский приходит к выводу об уникальности политического устройства Византии, отличавшего его и от Востока, и от Запада. Ученый высказал мысль об именовании политического порядка империи «византийским содружеством государств», в связи с чем отмечает, что в основе византийского таксиса как полиэтнического государственного образования лежит главенство христианства.

Заметим, что понятия «Византия», «Византийская империя» появились в XIX в. Их происхождение связано с названием древнегреческой колонии Византий, где в первой трети III в. возник город, ставший впоследствии столицей новой империи -Константинополем, и которому с полным правом принадлежало верховенство над всеми византийскими городами. При этом стратегическое расположение столицы Византии благоприятствовало укреплению торговых связей как с восточными, так и с западными государствами.

Экономическая жизнь империи претерпела существенные изменения в IV-VI вв. благодаря росту крупных городов и развитию ремесла. Особенно следует выделить снижение товарообмена внутри государства и объемов сухопутной торговли, удорожание доставки товаров в пункты назначения. Дешевые морские перевозки приобретали все большее значение, что оказало положительное влияние на рост приморских городов и портов.

Обсуждение

Ряд исследований В. Ю. Катасонова убедительно доказывают историческое значение византийской парадигмы экономического порядка, способного преодолевать кризисные события за счет регулирования экономики христианского государства. В. Ж. Келле указывал на приверженность социальной философии марксизма [3, с. 53], другие ученые не примкнули ни к одному из известных направлений соци-

альной философии и предлагали авторские трактовки ее предмета: «общество как целое» (П. К. Гречко), «человек и общество» (В. С. Барулин), «социальные системы» (М. С. Каган), «общественное бытие» (В. Н. Шевченко), «всеобщее, познаваемое через социум» (К. С. Пигров), «социальность как совместность» (С. Е. Ячин), «наиболее общие и абстрактные вопросы о существовании и взаимодействии людей» (Н. С. Розов). В их научных исследованиях отмечается существенное значение как государственной, так и частной благотворительности, способствующей развитию экономики. Некоторые исследователи утверждают, что Византию можно рассматривать как первое в истории социальное государство.

Очевидно, что проблемы современной духовной культуры в экономике вызваны системными кризисными процессами современности. Следует принимать во внимание традиции и сохраняющиеся на протяжении веков нормы и ценности, обусловившие своеобразие современной социально-политической обстановки в Евразии, что представляется важным с духовно-нравственной точки зрения, сформировавшейся в далеком прошлом, хотя, по мнению Ф. фон Халема и П. Рикера, нельзя утверждать о достаточно пристальном внимании к вопросам духовной жизни и ее реализации в современной социальной практике.

Показательно, что правители Константинополя с пристрастием следили за соблюдением честности в экономических операциях. Во-первых, был наложен запрет на монополизацию нескольких видов ремесла в руках одного собственника, причем это касалось как крупной, так и средней коммерции, в связи с чем любой ремесленник, булочник или гончар обладал правом самостоятельного сбыта товара на рынке. Во-вторых, коммерсантам в течение продолжительного времени не присваивался статус юридического лица. По сравнению с современными бизнесменами частные предприятия и корпорации в Византийской империи несли личную юридическую ответственность, с трудом ее

233

RUSSIAN JOURNAL OF ECONOMIC HISTORY Vol. 16, No. 3. 2020

избегая. В-третьих, цены и заработная плата должны быть сформированы справедливо. Так, в своде законов «Василики» (X в.) и сборнике судебных прецедентов «Пира» (XI в.) указано, что справедливой считалась цена товара, превышающая ее себестоимость или исторически сложившуюся цену не более чем на 50 %, а справедливой заработной платой - та, размер которой не мог быть ниже прожиточного минимума. При этом законы, принятые во время правления Юстиниана, содержали предписания о том, что прибыль не должна составлять выше 10 %, поскольку в ином случае она будет уже чрезмерной.

Являясь могущественным государством, Византийская империя была способна выдержать удары от иностранных держав и сохранить основную территорию - Малую Азию, где сформировались ее средневековая государственность и христианская культура, которая, наряду с античным наследием, послужила основой духовной культуры жителей страны. Наибольшая заслуга в сохранении общественного порядка Византии принадлежит экономической сфере бытия империи. А. Гийу приводит данные, согласно которым доходы Византийской империи состояли из трех частей: доходы государства-собственника, которые оно получало с того имущества, которым владело, доходы с монополий и самые большие доходы - налоговые сборы [1, с. 34].

К. Н. Леонтьев, указывая на консерватизм религиозных институтов византийского христианства, подчеркивает их важную роль в спасении русского общества от разрушения и утверждает, что «византийский дух, византийские начала и влияние, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм». В своей пророческой книге «Византизм и славянство» (1875) Леонтьев дает теоретическое обоснование византистских идей и раскрывает возможность их дальнейшего развития в иных исторических условиях [4].

Главным источником пополнения государственной казны стало развитое сель-

ское хозяйство, включающее пахотное земледелие, животноводство и садоводство. Сельскохозяйственная продукция экспортировалась в больших объемах в соседние государства, а доходы, полученные в процессе ее реализации, в достаточной мере удовлетворяли потребности правительственной верхушки, что позволяло императорам разумно распределять финансовые средства, полученные в виде прибыли, направляя их на рост и благоустройство городских территорий, увеличение объемов ремесленного производства и торговли, оказание материальной помощи церкви, создание приютов, богаделен и больниц, что вызывало уважение к ним и популярность в простом народе. Вследствие этих мероприятий была увеличена численность населения империи за счет естественного прироста и миграции из других стран.

В денежном обороте империи находилась византийская большая монета, составлявшая в диаметре 31 мм, на которой был изображен император в церемониальном костюме, держащий скипетр в правой руке и глобус со Святым крестом - в левой.

Благотворительность императора считалась его государственной обязанностью. Наряду с правителем, коммерсанты спонсировали монастыри, церкви, больницы, дома престарелых, миссионерские экспедиции. С духовной точки зрения чрезмерное богатство, нажитое путем получения нетрудовых доходов, в том числе ростовщичества, подвергалось осуждению. С другой стороны, одобрение вызывала материальная помощь неимущим от свободного крестьянского труда. Несомненно, возрастала и экономическая роль монастырей и церквей. По мысли В. В. Розанова, Византия жила церковью и потому сотворила в церкви великое: и службы, и законы, и молитвы, и напевы [9, с. 185].

В данном контексте важными представляются вопросы, поднимаемые Василием Кесарийским, касающиеся тематики обогащения. Данные воззрения мыслителя оказали существенное воздействие на византийские традиции в духовной культуре [2].

Заслуживает внимания тот факт, что в трудах византийских идеологов отмечается негативное отношение к экономической модели, единственной целью которой является накопление «богатства». Гражданское право регулирует экономическое распределение, закрепляя в частную принадлежность (собственность) отдельных лиц всевозможные материальные блага, т. е. предоставляя частным лицам возможность осуществлять по своему усмотрению исключительное хозяйственное господство над этими благами. Регулируя же динамику товарного хозяйства, гражданское право руководствуется общим правилом «недопустимости изменения существующего» [8, с. 17].

Византийская духовная традиция характеризуется прагматичным подходом к проблеме собственности и богатства. Василий Кесарийский, не отвергая предпринимательство, подчеркивал разницу между «необходимым» и «чрезмерным». По его мысли, никакого предела богатства людьми не установлено. Он восхищался Диогеном, в котором видел презрение ко всему человеческому, поскольку тот имел мало жизненных потребностей. Говоря о проблеме обогащения, Великий Василий высказывает мнение, что не надо ожидать богатства, если его нет; в случае же обладания богатством следует думать, как им разумно и с пользой распорядиться. Упоминаются и слова Сократа о возгордившемся богаче, которым бы античный мыслитель восхищался только тогда, когда узнает, что тот умеет правильно пользоваться деньгами.

Христианская греческая традиция, на протяжении ряда веков предполагающая условия общественного бытия людей, содействующие процветанию государства и сохранению в нем стабильности, претерпела качественные изменения, связанные с укреплением позиций ортодоксального христианства, где основным правилом нравственного поведения было положение «поделись с ближним своим». Данная ситуация продиктовала Отцам Церкви необходимость сохранения традиций при их согласовании с реальной действительностью,

причем важным условием такой согласованности стало бы распределение доходов «от имущих к страждущим». Аскетичный подход Василия Великого содержит требование не просто «поделиться», но имеет функциональное значение, смысл которого заключается в том, что каждый должен заниматься своим делом во имя Христа, ради христианской общины - коллектива, каковым привыкли считать себя византийцы. В вышеуказанной концепции отрицались чрезмерная роскошь и щегольство, которые Василий считал сродни разнузданной жизни или покушению на чужое брачное ложе [9, с. 62].

Необходимо отметить важность влияния христианства на экономическую деятельность Византии. По оценке К. В. Хвостовой, слово «ойкономия» приобрело именно тот духовный смысл, который в него вкладывал Аристотель, понимая под ним правильное, богоугодное ведение государственного и частного хозяйства [10].

В официальных актах и церковных документах имели широкое распространение термины с каноническим значением. Решающее влияние христианства на всю хозяйственную жизнь империи отмечается и в современных исследованиях. Так, византолог А. Лайу говорит, что христианское мышление преобладало в политической и экономической жизни государства до конца XII в. [12].

Необходимость развития грамотности и обученности вызвала появление в Византии разветвленной системы школьного и университетского образования. Хотя обучение было платным, посещать местные учебные заведения имели право и дети рядовых крестьян. О распространении грамотности свидетельствует указ Василия I от 867 г., в котором содержится предписание об изображении фискальных документов при помощи крупных печатных букв для их понимания сельскими жителями. Мы не можем представить точных данных об уровне образованности в империи вследствие отсутствия статистики по данному вопросу, однако, по примерным оценкам, он дости-

гает довольно высокого показателя по тем временам - от 15 до 30 % населения.

Судить о том, была ли византийская экономика успешной, следует, опираясь на количественные данные. Особенность экономики империи выражалась в ее диверсифициро-ванности, при этом 25 % валового национального продукта давали ремесло и торговля. Согласно исследованию Всемирного банка, валовой внутренний продукт на душу населения в Византии в 1Х-ХШ вв. находился в пределах между 1 000 и 1 300 долл. (в ценах 1990 г.). В Западной Европе этот показатель составлял лишь 450 долл., то же наблюдалось и в Индии, чуть больше он был на арабском Ближнем Востоке и в Китае: 600-650 долл. [7, с. 481-483].

К причинам столь быстрого экономического подъема никейского государства следует отнести специфику географического положения западных районов Малой Азии, а также разумную налоговую политику. Внутренняя политика правителей империи была направлена на защиту интересов землевладельцев среднего уровня, которые вместе с зажиточными свободными крестьянами и военными поселенцами составляли социальную опору государства. Ш. Н. Эйзенштадт справедливо отмечает, что византийская система была способна преобразовывать и перестраивать внутреннюю структуру. Особенно речь идет о соотношении сил между правящими кругами империи и аристократией, с одной стороны, и свободным крестьянством - с другой [11, с. 179].

Качественные оценки также определяют эффективность экономики Византийского государства, доказывая, что она была сильнейшей в своей эпохе. Речь идет о разумной финансовой политике, последствия проведения которой выражались в стабильности цен, заработной платы и налогов; активном денежно-товарном обороте на внутреннем едином и внешнем рынках; развитой системе учета и управления в государственной и частной сферах производства; единой монетарной системе и безопасных путях сообщения, снижающих торговые издержки.

В XII в. золотые деньги Византии по-прежнему были одним из «долларов Средневековья», как их обозначил известный экономист-историк Р. Лопес и далее прокомментировал К. Чиполла.

Для спасения своих фискальных резервов императоры ромеев XIII в. оказывали противодействие росту крупного землевладения, Используя свободное крестьянство, они предпринимали попытки преодолеть политический сепаратизм феодальной знати и поддержать централизованность государства, не становясь при этом защитниками народа.

Свободное крестьянство страданиями искупало экономические неурядицы империи, смягчая при этом противоречия, вызванные сохранением рабства, которое обогащало византийские аристократические круги и делало сильной государственность. На основе этого Византийская империя приобрела относительную устойчивость, позволяющую ей поддерживать безопасное существование на протяжении многих столетий и принимать меры по выходу из кризисных ситуаций.

Важно подчеркнуть многообразие экономических форм в Византийской империи, что выражалось в идеальном сочетании производственного потенциала городов с натуральным хозяйством в сельской местности, поскольку обширные владения Византии отличались преимущественно натурально-хозяйственными условиями. Промышленное производство и расцвет торговли был характерен прежде всего для приморских городов, экономическая экспансия которых лишь незначительно влияла на аграрный сектор империи. Г. Г. Литаврин указывал, что никейская империя, унаследовав наиболее богатые районы Малой Азии, создала на восточных границах нового государства мощную систему пограничной обороны Византии [5, с. 31-32].

В связи с этим показательно, что византийской торговле была незнакома та гипертрофия торговли, которая приводила к экономическим кризисам в античной Греции, которая в промышленном подъеме была

обязана достаточно узкой аграрной базе, поэтому вся экономическая система Древней Греции считалась крайне неустойчивой. Временный спад объемов товарооборота Византии не нужно рассматривать как экономическую катастрофу государства, поскольку империя, часто сталкиваясь с трудностями, неизменно сохраняла жизнеспособность и, возрождаясь, вновь возвращала упущенные позиции.

Интересным представляется взимание с торговцев Константинополя налога с продаж - «коммеркион», равного 10 % от стоимости товара. Его надлежало оплачивать ежедневно при совершении торговых сделок на рынках. Торговая наценка выше 2025 % была наказуема, а контроль за соблюдением правил был возложен на местных чиновников, определявших уровень цен и заработной платы. Следует упомянуть при этом о действии рыночных механизмов, конкуренции купцов и ремесленников, что способствовало созданию эффективного взаимодействия государства, рынка и кооперации.

Важно подчеркнуть крепкие экономические связи никейской державы с русскими землями, торговые отношения между которыми постепенно и успешно развивались по восходящей линии до 1204 г., пока Константинополь не был разгромлен крестоносцами. Хотя в первой половине XIII в. объем товарооборота между двумя государствами снизился, Русь продолжала проводить торговые операции с Северным Причерноморьем и городами Малой Азии.

Говоря об ограниченности экономических связей Руси и Византии, необходимо учитывать их важное значение, так как, например, шелковые ткани были доступны не только верхушке аристократического сообщества, но и городскому населению Древней Руси и нередко сельским жителям. При этом православные монастыри как хозяйствующие субъекты играли большую роль в торговых отношениях. По данным И. П. Медведева можно сделать вывод, что в первой половине XIII в. земельная собственность между разными социальными

группами была справедливо перераспределена [6, с. 33].

Потребности двора покрывались доходами от императорских поместий, что позволяло проводить широкое строительство церквей. Поскольку резкое сокращение численности свободного крестьянства при увеличении размера налогов не могло привести к поступлению большого количества средств в государственную казну, Иоганн Ватац организовал императорские поместья на государственной земле [5, с. 36], при этом поддерживая духовенство Афона, Александрии, Иерусалима, Константинополя и культурные связи с Русью.

К XIII в., по свидетельству источников, завершилось оформление различных форм крупной провинциальной собственности, которые де-факто становились экзимини-рованными владениями благодаря получению экскурсии от центральной власти. По нашему мнению, причина этого заключается в ослаблении контроля со стороны центральной власти за провинциальной собственностью и ее движением. К этому периоду относится появление независимых владений - апанажей, владельцы которых становились независимыми государями.

К этому времени обозначились различия в развитии собственности в византийских провинциях, что было связано с разнообразием аграрно-правовых отношений, существовавших в разных регионах Византийской империи.

Так, для Малой Азии были характерны процессы постепенного увеличения доли крупного землевладения. Анализ источников показывает, что в Х-ХШ вв. пополнение землевладельческой знати в этом регионе происходило в основном за счет представителей местного офицерства, получивших земельные наделы от императора за службу. Следует обратить внимание, что источники дают мало информации о крупных латифундиях в этом регионе в Х-Х! вв., из чего можно сделать вывод, что в этот период не земля являлась для провинциальной знати источником экономического благосостояния, а жалованье за службу. Кроме того, как

отмечает К. В. Хвостова, несмотря на взимание налогов со всех подданных, элитные представители византийского общества обладали налоговыми привилегиями [10, с. 98].

Исторические документы, дошедшие до нас из XI-ХШ вв., свидетельствуют, что основа богатства провинциальной знати заключалась в финансовых накоплениях и движимом имуществе. Основные институты землевладения появились в период правления Комнинов (XII в.), когда начали организовываться различные виды провинциального землевладения: пронии, монастырские вотчины и др. По нашему мнению, этот процесс был связан с образованием аристократического клана, занявшего все высшие военные и гражданские должности.

Периодом прогрессирующего упадка промышленности в Византии стало правление Палеологов. Это можно считать результатом политики, направленной на снижение объемов производства в Византии и вывоза специалистов, проводимого итальянскими «морскими республиками» во главе с Венецией. В середине XIII в. во многих итальянских городах открывались мастерские, работавшие по византийским технологиям, и создавались ремесленные цеха по производству шелка, стекла и других товаров. При этом Романия, по сути колониальное государственное образование, была вынуждена поставлять сырье (шелк-сырец, хлопок, сельхозпродукты) и направлять специалистов.

Данную методику «удушения торгового партнера» венецианцы использовали в латинских государствах Романии для обладания налоговыми привилегиями, при этом как местные ремесленники должны были их исправно платить; затем организованно снизить цены на продукцию с целью разорения конкурента и монополизации рынков сбыта товаров. В результате в Ахейском княжестве переживала упадок местная шелкоткацкая промышленность, процветавшая при Комнинах в Спарте, Патрах и Коринфе. Главным поставщиком

шелка-сырца на мануфактуры Венеции стал Пелопоннес. В XV в. Георгий Гемист Плифон констатировал тогдашнее состояние родины, которая производила шерсть, лен, шелк, хлопок, но носила одежду из стран за Ионическим морем. Во времена Плифона экономика Византии была чисто сырьевой с низкими объемами промышленного производства.

Современный византинист К. В. Хво-стова отмечала сакрализацию относительно экономической политики в Византии в отличие от Запада [10]. Прежде всего речь идет о понятиях, связанных с правом прецедентов. В основе этих понятий находилась информация, относящаяся к ведущим понятиям богословия, при этом их семантическое поле существенно расширилось. Например, возникли новые определения с теми же наименованиями, но относящимися к экономическому праву. Под ипостасью понималось земельное владение, а энипо-стати - владельцы земли и т. п. Это и обеспечивало сакрализацию экономико-правовых представлений.

Заключение

Проведенный анализ позволяет заключить, что Византийская империя значительно опередила свое время по многим политическим и социально-экономическим параметрам, являясь уникальной державой. В основе этих достижений опора на православие, централизованное государственное управление и принцип социальной справедливости.

Пример византийского экономического порядка может быть в некоторых положениях взят за образец, причем это сделать гораздо проще, чем у римлян, не оставивших практически никакого письменного наследия, посвященного их хозяйственным стратегиям и тактикам.

Выход из кризиса по византийской экономической модели в каждом случае можно было искать как на путях консервации старого, так и на путях развития нового. Разнородность экономических форм на территории Византии давала ее городам возможность эксплуатировать экономически

отсталые области государства и соседние территории. Собиравшееся же в городах богатство могло быть использовано потом

для дальнейшего развития культуры, торговли, поддержания византийской государственности.

Библиографический список

1. Гийу А. Византийская цивилизация / пер с фр. Д. Лоевски, предисл. Р. Блока. - Екатеринбург : У-Факториал, 2005. - 552 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Елдин М. А. Русская религиозная традиция и финно-угорская этнокультурная общность // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 2. - С. 151-155.

3. Келле В. Ж. К вопросу о перспективах социальной философии в России XXI века // Личность. Культура. Общество. - М., 2002. - Вып. 3-4. - С. 52-56.

4. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. - М. : АСТ, 2007. - 571 с.

5. Литаврин Г. Г. Социально-экономический и политический строй Никейской империи, Эпирского царства и Трапезундской империи // История Византии : в 3 т. Т. 3. - М. : Наука, 1967. - С. 29-50.

6. Медведев И. П. Очерки византийский дипломатики. - Л. : Наука, 1988. - 260 с.

7. Пономарев А. Л. Эволюция денежных систем Причерноморья и Балкан в XIII-XV вв. - М. : Изд-во Московского университета, 2011. - 672 с.

8. Петражицкий Л.И. Иски о незаконном обогащении в 1 ч. Х т. (К характеристике современной юриспруденции) // Вестник Права. - 1900. - № 2. - С. 17.

9. Розанов В. В. Около церковных стен. - М. : Республика, 1995. - 560 с.

10. Хвостова К. В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. - СПб. : Алетейя, 2009. - 206 с.

11. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / пер с англ. А. В. Гордона. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 416 с.

12. Laiou A. E., Morrisson C. The Byzantine economy. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007. - 270 p.

References

1. Guiou A. Byzantine civilization. Translated from the French by Loevsky D. Foreword of R. Block. Yekaterinburg, 2005, 552 p. (In Russ.).

2. Eldin M. A. Russian religious tradition and Finno-Ugric ethno-cultural community. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University. 2011; 2: 151-155. (In Russ.).

3. Kelle V. Zh. To the question of the prospects of social philosophy in Russia of the XXI century. Personality. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo = Culture. Society. Moscow, 2002; Iss. 3-4: 52-56. (In Russ.).

4. Leontiev K. N. Byzantium and Slavism. Moscow, 2007, 571 p. (In Russ.).

5. Litavrin G. G. Socio-economic and political system of the Nicaean Empire, Epirus Kingdom and Trebizond Empire. History of Byzantium: in vol. 3. Vol. 3. Moscow, 1967, P. 29-50. (In Russ.).

6. Medvedev I. P. Essays of Byzantine diplomacy. Leningrad, 1988, 260 p. (In Russ.).

7. Ponomarev A. L. Evolution of monetary systems of the Black sea region and the Balkans in the XIII-XV century. Moscow, 2011, 672 p. (In Russ.).

8. Petrazhitsky L. I. Lawsuits about illegal enrichment. Part 1, Vol. X. (to the characteristics of modern jurisprudence). Vestnik Prava = Вестник Права. 1900; 2: 17. (In Russ.).

9. Rozanov V. V. About Church walls. Moscow, 1995, 560 p. (In Russ.).

10. Khvostova K. V. Byzantine civilization as a historical paradigm. Saint Petersburg, 2009, 206 p. (In Russ.).

11. Eisenstadt Sh. Revolution and transformation of societies. Comparative study of civilizations. Translated from the English by A.V Gordon. Moscow, 1999, 416 p. (In Russ.).

12. Laiou A. E., Morrisson C. The Byzantine economy. Cambridge, 2007, 270 p. (In Eng.).

Поступила 28.04.2020.

RUSSIAN JOURNAL OF ECONOMIC HISTORY Vol. 16, No. 3. 2020

239

Сведения об авторе

Елдин Михаил Александрович - доктор философских наук, профессор, кафедра философии, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: религиозная философия, византо-логия. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid/ org/0000-0001-8734-0814.

E-mail: eldin1974@yandex.ru

Submitted 28.04.2020.

About the author

Mikhail А. Eldin - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: religious philosophy, byzantology. The author has more than 100 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid/org/0000-0001-8734-0814.

E-mail: eldin1974@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.