Научная статья на тему 'Парадигма целостности психологической структуры в методологии современного менеджмента'

Парадигма целостности психологической структуры в методологии современного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / PSYCHIC STRUCTURE INTEGRITY / INTELLECTUAL POTENTIAL / MANAGEMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Елена Игоревна

Проводится анализ психологических концепций, лежащих в основе современной методологии общего и стратегического менеджментов. Исследуется вопрос о соотношении понятий, традиционно используемых Санкт-Петербургской (ленинградской) психологической школой, и конструктов, на которых основывается методика стратегического управления организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychic Structure Integrity Paradigm in Contemporary Management Methodology

In the article the analysis of the psychological concepts which form the basis of the contemporary methodology of general and strategic management is conducted. The author investigates the issue of correlation between the concepts traditionally utilized by St. Petersburg (Leningrad) psychological school and the constructs on which the methodic of strategic management of organizations is based.

Текст научной работы на тему «Парадигма целостности психологической структуры в методологии современного менеджмента»

Е. И. Кудрявцева

парадигма целостности психологической структуры

В МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДжМЕНТА

Проблема целостности является одной из центральных проблем, обсуждаемых представителями Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы, начиная с работ ее основателя и автора идеи целостности психологической структуры человека Б. Г. Ананьева1. Большой вклад в разработку концепции целостности внесла Е. Ф. Гыбалко, обосновав идею о том, что продуктом обучения и воспитания является целостность психического развития2. Целостность как характеристика психологической структуры рассматривается не только на уровне человека как целого, но и на уровне индивида, субъекта, личности3, а также — на уровне отдельных психических свойств, функций, процессов4. Проблема целостности обсуждалась и в связи с анализом интеллекта и интеллектуального потенциала5.

Перечисленные исследования доказательно обосновывают базовое положение концепции целостности — в любом возрасте, вне зависимости от набора факторов, оказывающих влияние на человека, результатом психического развития выступает целостность психической структуры, обеспечиваемая функциональными связями отдельных психических механизмов и образований. Вывод, следующий из этого утверждения, очевиден — вне зависимости от того, на какой элемент психической, а также соматической организации человека оказывается воздействие, результатом этого воздействия окажется системное изменение структурно-функционального единства. Направленное или случайное, внешнее или внутреннее, осознанное или незамеченное, воздействие на любого человека отразится и в изменении его поведения, в характеристиках деятельности. для психологии данный вывод очевиден, но при этом всегда обоснован и аргументирован.

В то же время иные научные и практические дисциплины зачастую обходят стороной вопрос о механизме целостности, используя отдельные представления о целостности психических механизмов, в частности — интеллекта и интеллектуального потенциала. Прежде всего, это касается современной теории менеджмента, особенно того направления, которое служит обоснованием создания технологий эффективной деятельности руководителей (менеджеров) в рамках концепции стратегического менеджмента.

Интеллектуальный потенциал в современной теории и практике менеджмента рассматривается с экономической точки зрения (как актив, капитал) или с правовых позиций (как собственность). В то же время содержательная трактовка интеллектуального потенциала в литературе, посвященной менеджменту, свидетельствует о том, что и в этих случаях речь идет о психологическом содержании и соответствующем обосновании не только теоретических положений, но и практических рекомендаций. Это обстоятельство заставляет рассматривать задачи современного менеджмента как социальной практики и различные технологии менеджмента как инструменты деятельности с точки зрения психологической трактовки интеллектуального потенциала, с опорой на концепцию целостности психической структуры человека. Значимость подобного подхода обусловлена ростом интереса

© Е. И. Кудрявцева, 2008

современной практики к вопросам формирования, сохранения, развития и использования интеллектуального потенциала (интеллектуального ресурса, интеллектуального капитала, корпоративного знания). особую роль играют механизмы формирования нового знания, инструменты формирования решений, которые в большинстве случаев скрыты во внутренних механизмах интеллектуальных действий и остаются ресурсами только самого субъекта деятельности. Проблема скрытых механизмов принятия решений описана, в частности, Э. Сьестрандом, Й. Станбергом и М. Тюрступом в книге, которая так и называется — «Невидимый менеджмент»6.

Анализ современной литературы, посвященной теории и практике менеджмента (как общего, так и касающегося управления человеческими ресурсами) показывает, что можно выделить несколько типичных конструктов, в которых понятие «интеллектуальный потенциал» используется прямо или косвенно. Современный менеджмент не только использует общие представления об интеллектуальном потенциале, но и сам формирует особый вызов интеллектуальному потенциалу специалистов. Содержание этого вызова — использование теорией менеджмента нестрогих понятий, заставляющих специалистов выходить за пределы профессионального языка и профессиональных алгоритмов. Примерами таких нестрогих понятий являются понятия «видение», «миссия», «компетенции».

Прежде всего, это касается практических вопросов стратегического менеджмента и маркетинга. основой практики маркетинга и менеджмента выступает способность профессионалов к точному всестороннему (системному) анализу действительности, умение использовать абстрактные категории как аналитическую матрицу оценки разнородных фактов, готовность к быстрым решениям. Так, в основу стратегического менеджмента, построения подходов к решению задач развития организаций и обоснование соответствующих технологий положен конструкт, именуемый «видением». По сути своей видение — это образ будущего. Видение — модель желаемого состояния, формирующаяся посредством рефлексии с использованием различных процедур интеллектуального моделирования (построение схем, вербализация, наглядное отражение образов и т. д.). Построение видения — самый драматичный момент в формировании стратегии развития организации, т. к. в создании не задействованы все элементы интеллекта как системы. Видение — продукт интеллектуальной деятельности, не носящий в строгом смысле характер продукта профессиональной деятельности, т. к. не обладает заранее определенными правилами построения и заранее оговоренным языком формализации. отсутствие ограничений и правил создает трудности в использовании интеллектуальных механизмов, т. к. неопределенность задачи не позволяет адресоваться к конкретному интеллектуальному инструменту (формуле, модели, закону). Ниже представлены данные об использовании конкретных интеллектуальных инструментов при обсуждении видения в группах топ-менеджеров коммерческих организаций. данные получены при проведении стратегических сессий в 18 организациях (общее число участников групп — 168 человек)

Таблица 1

Использование интеллектуальных инструментов

Интеллектуальные инструменты Метафоры аналогии Структурные модели Вербализация Всего, %

В начальной стадии разработки видения 13 24 37 26 100

Стадия завершения (текстового оформления) 22 7 28 43 100

Несмотря на то что различные школы менеджмента предлагают при формировании видения свои алгоритмы7, задача построения видения не является алгоритмической, т. к. в ее условиях задана аффективная валентность, определяемая авторами алгоритмов как «формулировка, которая должна воодушевить» или «подсознательное затрагивание ценностей».

Когнитивный и аффективный компоненты интеллектуального потенциала ярко выражены во взаимосвязи при работе по формированию видения, особенно — в ситуации, когда видение разрабатывает группа из нескольких специалистов. Практически в каждой группе можно наблюдать ритмический рисунок эмоциональных проявлений, сопряженных с изменением содержания интеллектуального процесса, его направленности, особенно при возникновении одномоментного группового понимания. Феномен видения (в отличие от плана, программы, прогноза) представляет собой новое явление практики, требующее дальнейшего изучения с точки зрения механизмов его построения и факторов, определяющих его технологичность — возможность использования в качестве самостоятельного инструмента интеллектуальной деятельности.

Проблема интеллектуального потенциала скрыта и в быстро завоевавшей популярность концепции компетенций. Компетенции, по точному выражению нидерландских исследователей8, представляют собой символический образ, содержание которого лишено конкретности и объектной отнесенности. Компетенции были призваны заменить собой понятие интеллектуального потенциала. д. МакКлелланд9, аргументируя переход к понятию «компетенции», заявляет, что личностные и интеллектуальные тесты плохо справляются с задачами предсказания успешности респондента в реальной профессиональной деятельности. Вместо этого как альтернатива должен разрабатываться компетентностный подход. Идея МакКлелланда достаточно проста — он полагает, что компетенции являются образами сложных представлений о возможностях конкретного человека выполнять работу, при этом данные образы с трудом могут быть вербализованы, что не мешает пользоваться ими как инструментами принятия решений, прежде всего, при выборе кандидатов для той или иной работы. Л. М. и С. М. Спенсеры10 на основании метода, предложенного МакКлелландом, выделили 21 компетенцию.

Подход, предложенный Спенсерами, в наибольшей степени приближает понятие «компетенции» к понятию «интеллектуальный потенциал». В своей работе они предлагают рассматривать модель компетенций через метафору айсберга, где знания и простые навыки представляют верхушку, «надводную» часть, т. к. эти структурные элементы компетенций легко формируются в обучении, а личностные черты, мотивы, ценности «скрыты в глубинах», поскольку данные элементы длительно формируются, взаимосвязаны между собой и не могут быть быстро изменены, даже под воздействием внешних факторов. указанные Спенсерами элементы конструкции «айсберга компетенций» в полной мере корреспондируют с представлениями о сущности и структуре интеллектуального потенциала в рамках концепции целостности психологической структуры человека.

Компетенции как инструменты решения новых проблем в незнакомых ситуациях должны обладать характеристикой «дальнего переноса». С. Е. Эвервиджн11, предложивший этот подход, очень близок в оценке оснований для такого переноса к идее соотношения тенденций и потенций в структуре интеллектуального потенциала. он рассматривает ситуации, в которых взрослым людям приходится использовать приобретенные компетенции в случаях, даже отдаленно не напоминающих те, для которых эти компетенции были предназначены. Фактически, именно это «неспецифическое» использование и наблюдается при работе

менеджеров по созданию новых инструментов корпоративного менеджмента — видения, миссии, стратегии и т. п.

Неявная форма представлений об интеллектуальном потенциале заложена и в методологии построения эффективного поведения руководителей. Модели эффективного поведения, разрабатываемые различными авторами, основываются на совмещении концепций общего и эмоционального интеллекта. В основу этих моделей положена идея развития готовности руководителя к саморефлексии, адекватности восприятия высказываний других людей, критическому осмыслению компонентов рабочей среды12. Модели эффективного поведения основаны на представлениях об эмоциональном интеллекте, который (по результатам различных исследований, инспирированных в т. ч. и д. МакКлелландом) лежит в основе успешности деятельности взрослых людей. определенный кризис концепции интеллекта в его классической (американской) трактовке был вызван активизацией практического запроса со стороны общего и кадрового менеджментов. Связь успешности деятельности и уровня общего интеллекта, измеряемого стандартными тестами, не была доказана, что и привело большую группу исследователей к поиску новых обоснований успешности. Эти поиски способствовали формированию практико-ориентированных моделей, использующих идеи целостности психического развития, тесной связи когнитивных и аффективных компонентов интеллекта. Введение понятия «эмоциональный интеллект» позволило связать идею Спенсеров («айсберг компетенций») с задачей, сформулированной Эвервиджном. Эмоциональный интеллект — легко развивающаяся структура, инструментам эмоционального интеллекта очень легко научиться, т. к. в их основе лежит восприятие реакций других людей — наблюдаемые и легко распознаваемые элементы поведения.

Модель эффективного поведения представляет собой набор факторов, включающих, например, такие, как построение доверия, интеллектуальное стимулирование, мотивация и индивидуальный подход13. Автор модели, так же, как и другие, создавшие подобные конструкты, считает, что взрослый человек, получая обратную связь (мнение других людей

о своем поведении), должен быть готов проанализировать ее содержание, исходя из общих способностей, умений оценивать эмоции других людей, понимания производственных и коммуникативных задач. уровень понимания источников обратной связи и причин, формирующих ее содержание, создает мотивацию, направленную на изменение любого из указанных факторов, обеспечивает развитие позитивно воспринимаемого поведения взрослых людей. Фактически, данный подход также созвучен идее соотношения тенденций и потенций, ресурсов и резервов с движущими силами интеллекта. Представленная модель используется как основа для формирования обучения руководителей разных уровней.

Проблемы интеллектуального потенциала в рамках современного менеджмента обсуждаются и при построении технологий управления человеческими ресурсами, такими как отбор персонала, ротация кадров, построение карьерных программ. основной вопрос, который волнует менеджмент — гарантии устойчивости деятельности сотрудника, прежде всего — интеллектуальной деятельности, если иметь в виду современную структуру занятости. Альтернативой устойчивости индивидуальной интеллектуальной деятельности является возможность экстериоризации ее продуктов (алгоритмов, правил, моделей) и их фиксация в формах, доступных для использования другими людьми. В этом случае социальный субъект (организация) становится свободным от особенностей индивидуального субъекта (сотрудника), независимым от характеристик его интеллектуальной продуктивности и способов хранения результатов интеллектуальной деятельности. Все перечисленное — компоненты концепции

14

управления знаниями или концепции управления интеллектуальным потенциалом .

основная проблема, обсуждаемая в этой связи, имеет прямое отношение к модели компетенций по Спенсерам («айсберг компетенций»). дело в том, что прямой трансляции и предназначенности для стороннего использования подлежат только элементы «верхней части» структуры компетенций — знания. Знания в современных компетентностных моделях определяются как фиксированные в знаковой форме содержательные конструкции, доступные для использования другими людьми, знакомыми с соответствующим языком формализации. Проблема сохранения интеллектуального потенциала организации возникает тогда, когда становится очевидным, что знаний, оставленных в формализованном виде сотрудником, покинувшим организацию, недостаточно для того, чтобы в его отсутствие остальные сотрудники продолжали работу в прежнем виде. Как правило, оказывается, что попытка использовать чужие тексты, схемы, модели и иные материалы не приводит к повторению результата, достигаемого ушедшим специалистом. Сотрудник фактически оказывается владельцем и распорядителем интеллектуального потенциала, в создании которого принимали участие другие люди (через постановку задач, формы обучения, предлагаемые средства деятельности и т. д.). В организациях возникает острая потребность в экстериоризации тех элементов структуры компетенций сотрудников, которые находятся в глубине, укоренены в личности, связаны с мотивацией, ценностями, индивидуальными способностями. речь идет о том, чтобы субъектную целостность превратить в целостность организационную.

Современные подходы к созданию технологий управления знаниями все больше адресуются к идее целостности психической организации человека. Практика управления человеческими ресурсами отходит от идеи «повышения квалификации» как технологии формирования знаний и развития конкретных навыков. В основу программ развития сотрудников положены технологии развития общих интеллектуальных навыков в рамках общих интеллектуальных операций: образные преобразования, аналогии, семантическое моделирование. Все большую роль в структуре обучения играет мотивационный блок. Подразумевается, что обучение формирует дополнительную мотивацию, направленную на актуализацию интеллектуального потенциала, что и способствует устойчивости профессиональной деятельности специалистов и повышению их эффективности.

одна из концепций профессионального развития создана дж. равеном — автором знаменитого теста оценки уровня интеллекта. Занимаясь вопросами эффективности деятельности общественных институтов, дж. равен обнаружил, что способности специалистов зачастую блокируются недостаточной мотивацией, которая, в свою очередь, напрямую связана с политическими представлениями и установками15. дж. равен выяснил различия между представлениями специалистов о своих общепрофессиональных способностях (таких как управление, принятие решений, осуществление контроля) и реальными умениями людей осуществлять управленческие действия. Прежде всего, равен отмечает, что неумение связано не с отсутствием возможностей к развитию соответствующих навыков, а с незаинтересованностью специалистов в подобном развитии. Следовательно, недостаточно предоставлять возможности для проявления тех или иных компетенций, важно, чтобы требуемые формы деятельности не входили в противоречие с индивидуальной системой ценностей и структурой образа «я».

разрыв между возможным и реальным поведением, описанный равеном, наблюдается и при работе с менеджерами в рамках программ развития управленческих навыков, проводимых нами на постоянной основе. Наиболее часто встречающаяся проблема — декларация взрослыми специалистами различий между знаниями и поведением (когнитивный конфликт). На языке специалистов этот разрыв именуется различием между «теорией» и «практикой».

Неэффективные, но постоянно воспроизводимые формы деятельности специалисты называют «практикой». К ним относятся форма проведения совещаний, механизм принятия решений, способы осуществления контроля, манера формулирования заданий и оценки результатов их исполнения. Все, что включается в программы организационного обучения с целью повышения эффективности: интеграция представлений о целях, задачах, моделях управления, механизмах формулирования критериев эффективности — специалистами именуется «теорией», которая в большинстве случаев расценивается как интересная, но не имеющая отношения к «практике». На самом деле «теория» — это набор интеллектуальных инструментов, способствующих экстериоризации мыслеобразов. Модели, заложенные в «теории», позволяют выразить представления в виде системы обозначений, наглядно отразить содержание и структуру образов. Использование данных моделей превращает свернутый, внутренний интеллектуальный процесс в систему рефлексируемых процедур. Это во многом и настораживает специалистов, т. к. развернутый процесс формулирования идей и принятия решений отражает не только и не столько уровень их профессиональной подготовки, сколько аффективную сторону интеллекта. Совместная работа в рамках моделей, предлагаемых современным менеджментом, позволяет проявить все стороны интеллектуальной деятельности и личностные особенности: мотивы, ценности, понятийную сферу. Скрытая и свернутая психическая целостность, представленная в привычных «практических» формах только интеллектуальным результатом, превращается в развернутую картину индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.

разнесение неразрывно связанных аспектов деятельности на «теорию» и «практику» является серьезным внутренним препятствием в профессиональном и общем развитиях взрослых людей. Они не готовы самостоятельно включать в свою деятельность интеллектуальные инструменты, предлагаемые учебными программами, а предпочитают использовать навыки, основанные на копировании действий других людей — руководителей и коллег. Самые яркие примеры подобной неготовности наблюдаются именно при формировании стратегии развития организации, определения видения и выбора направления деятельности организации в целом.

Современный менеджмент, базируясь на различных психологических концепциях, ориентирует взрослых людей (специалистов различных направлений) на необходимость не только постоянного развития собственного интеллектуального потенциала, но и на поддержание его целостности. Все механизмы и инструменты, предлагаемые методологией управления, ориентированы на то, что специалист в них включается полностью, а его потенциал раскрывается только при готовности к интеграции личностного и гностического компонентов интеллекта. Во многом повышению этой готовности служит ориентация современного менеджмента на нестрогую терминологию, примеры которой рассмотрены выше (использование понятий «видение» и «компетенция»).

Использование нестрогой терминологии актуализирует образную, эмоциональную и мотивационную сферы, превращает специалистов-профессионалов в конкретной области в универсальных производителей интеллектуального продукта, содержание которого не зависит от профессиональной принадлежности субъектов деятельности. Универсализация интеллектуальной деятельности становится качественной характеристикой, отражающей современные представления о профессиональных требованиях.

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2 Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001; Рыбалко Е. Ф. О потенциале умственного развития человека // Психология — производству и воспитанию / Под общ. ред. А. А. Крылова. Л., 1977.

3 Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека / Е. Ф. Рыбалко, Л. Н. Кулешова, Т. В. Прохоренко, Ж. А. Балакшина // Вестник СПбГУ Сер. 6: Философия, политология, социология, психология, право. 1996. Вып. 2. С. 65-73.

4 Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005.

5 Интеллектуальный потенциал человека: Проблемы развития // Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Голо-вей. СПб., 2003.

6 Invisible management: The social construction ofleadership // Ed. by E. Sjostrand, J. Santberg, M. Tyr-strup. London, 2002.

7 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию: Пер. с англ. М., 2006; Фридаг Х. Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей: Руководство по внедрению: Пер. с нем. М., 2006.

8 StoofA., Martens R. L., MerrienboeJ. J. G. van. What is it competency? Copenhagen, 2007.

9McClellandD. C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. № 28. P. 11-14.

10 Spencer L. M., Spencer, S. M. Competence at work: models for superior performance. New York, 1993.

11 Everwijn S. E. M. Het hoe, wat en waarom van competentiegericht onderwijs [The how, what and why of competence based education] // Competentiegerichte leeromgevingen [Competence based learning environments] / Ed. by K. Schlusmans, R. Slotman, C. Nagtegaal, G. Kinkhorst. Copenhagen, 1999. P. 63-78.

12 Гоулман Д., БояцисР., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005.

13 Nissinen V Military leadership. Helsinki, 2004.

14 Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации: Учеб. Пособие / Под ред. А. Л. Гапоненко, Т. М. орловой. М., 2003.

15 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.