Научная статья на тему 'Парадигма «новых медиа» и новые возможности для управляемости медиапространства'

Парадигма «новых медиа» и новые возможности для управляемости медиапространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые медиа / классификация медиа / медиа / информационные потоки / гибридное пространство / медиапространство / управляемость медиарпостранства / конвергенция медиа / new media / media classification / media / information flows / hybrid space / media space / manageability of the media space / convergence of media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ионова Елена Александровна

Появление «новых медиа» – бесконечный процесс и неважно, какой это исторический период. Автор статьи рассматривает возможность формирования парадигмы «новых медиа», потому что убежден, что пока эта парадигма не сформирована научным сообществом. Причину автор видит в отсутствии единого научного подхода к взаимосвязи между трансформацией общества и функционированием медиа. Тем не менее, парадигма, а на первом этапе, классификация характерных для «новых медиа» черт, могла бы открыть новые возможности в понимании процесса управляемости медиапространства. Автор статьи рассматривает медиапространство как структурированную систему, которая состоит из сочетаний медиа – элементов соответствующей таблицы медиа – элементов (она не существует, но может появиться как инструмент на основании накопленного обществом опыта взаимодействия с медиапространством). Наблюдение за «новыми медиа» через призму таблицы медиа – элементов позволит исследователям медиа строить прогнозы, откроет другие возможности, а пользователям медиа – информации найти свое «место доверия» среди информационных потоков. В конце концов, информационный хаос, в который мы вовлечены, автор надеется, обретет понятную структуру с простыми для пользователя ориентирами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paradigm of «new media» and new opportunities for managing the media space

The emergence of «new media» is an endless process, no matter what historical period it is. The author of the article considers the possibility of forming the «new media» paradigm, because he is convinced that this paradigm has not yet been formed by the scientific community. The author sees the reason in the absence of a unified scientific approach to the relationship between the transformation of society and the functioning of the media. Nevertheless, the paradigm, and at the first stage, the classification of features characteristic of «new media», could discover new possibilities for understanding the process of controllability of the media space. The author of the article considers the media space as the structured system, which consists of combinations of media elements of the corresponding table of media elements (it does not exist, but it may appear as the tool based on the experience of interaction with the media space accumulated by society). Observation of «new media» via the prism of a table of media elements will allow media researchers to make predictions, to discover other possibilities, and media users of information to find their «place of trust» among information flows. In the end, the information chaos in which we are involved, the author hopes, will acquire an understandable structure with simple guidelines for the user.

Текст научной работы на тему «Парадигма «новых медиа» и новые возможности для управляемости медиапространства»

■ ■ ■ Парадигма «новых медиа» и новые возможности для управляемости медиапространства

Ионова Е.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация

Аннотация. Появление «новых медиа» - бесконечный процесс и неважно, какой это исторический период. Автор статьи рассматривает возможность формирования парадигмы «новых медиа», потому что убежден, что пока эта парадигма не сформирована научным сообществом. Причину автор видит в отсутствии единого научного подхода к взаимосвязи между трансформацией общества и функционированием медиа. Тем не менее, парадигма, а на первом этапе, классификация характерных для «новых медиа» черт, могла бы открыть новые возможности в понимании процесса управляемости медиапространства. Автор статьи рассматривает медиапространство как структурированную систему, которая состоит из сочетаний медиа - элементов соответствующей таблицы медиа - элементов (она не существует, но может появиться как инструмент на основании накопленного обществом опыта взаимодействия с медиапространством). Наблюдение за «новыми медиа» через призму таблицы медиа - элементов позволит исследователям медиа строить прогнозы, откроет другие возможности, а пользователям медиа - информации найти свое «место доверия» среди информационных потоков. В конце концов, информационный хаос, в который мы вовлечены, автор надеется, обретет понятную структуру с простыми для пользователя ориентирами.

Ключевые слова: новые медиа, классификация медиа, медиа, информационные потоки, гибридное пространство, медиапространство, управляемость медиарпостранства, конвергенция медиа

Для цитирования: Ионова Е.А. Парадигма «новых медиа» и новые возможности для управляемости медиапространства // Коммуникология. 2022. Том 7. №4. С.34-50.

Сведения об авторе: Ионова Елена Александровна. Национальная Ассоциация инженеров - консультантов в строительстве (НАИКС). Руководитель PR-направления. Адрес: 117485. г. Москва, ул. Обручева, д. 30/1 стр. 1. E-mail: ulraso@bk.ru

Статья поступила в редакцию: 18.11.2022. Принята к печати: 26.12.2022. Введение

«Новые медиа» в разное время являются новыми. Пока автор в данной статье делает попытку разобраться, а какова парадигма новых медиа сегодня, возможно, в этот самый момент уже тестируются инструменты, после внедрения которых «обнуляться» все имеющиеся формулировки.

В этом и состоит уникальность процессов в изучаемой теме - в невозможности зафиксировать правило, вынести его на суд научного сообщества, пройти этап дискуссий, когда появится парадигма и ровно в этот момент, а то и раньше, она будет неактуальна. О текучести медиапространства как причине его неуловимости автор будет говорить в своем будущем исследовании.

Сейчас автор делает попытку описать возможную парадигму новых медиа, автор считает, что ее пока нет в окончательном виде, и предполагает, невозможность ее появления. Автор сообщает, что раскрытие термина «новые медиа» не входит в задачи, которые он ставит перед собой в рамках данной статьи.

Теории, предвосхитившие «новые медиа»

Мануэль Кастельс сформулировал и обосновал концепцию информационного общества, которая неизбежно переформатирует традиционную модель общественного устройства.

«Растущая интеграция между мыслями и машинами, включая механизм ДНК, ликвидирует то, что Брюс Мазлиш назвал «четвертым разрывом» (разрывом между человеческими существами и машинами), фундаментально меняя то, как мы рождаемся, живем, учимся, работаем, производим, потребляем, грезим, сражаемся или умираем» [Кастельс:52].

Развивая тему, Кастельс указывает на то, что с новой технологической системой взаимодействуют

«культурные/институциональные контексты и целенаправленные социальные действия» [Кастельс]. При этом ученый замечает, что сама технологическая система обладает уникальной логикой, в соответствии с которой вся вложенная в нее информация переводится в общую информационную систему и обрабатывается такая информация с растущей скоростью и мощностью в «потенциально всеобъемлющей поисковой и распределительной сети» [Кастельс], при этом затраты оптимизируются.

Автору данной статьи в рамках темы будущего диссертационного исследования интересны труды канадского социолога Маршалла Маклюэна. Среди всех его работ отдельное внимание автор уделяет книге «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего». Близка убежденность автора книги в том, что определяющим фактором в формировании конкретно взятой социально - экономической системы, двигателем исторического процесса являются изменяющиеся технологии с последующей сменой коммуникаций [Маклюэн:12].

Маклюэн пишет о том, что путь развития человечества прямо зависит от новых технологий, которыми может пользоваться общество. Сначала алфавит, потом печатный станок, а потом электронные коммуникации, которые порождают у индивидуумов многомерное восприятие информации, а со временем языком коллективного общения

становятся сетевые средства массовых коммуникаций [Делокаров, Киреева:31].

Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в работе «Третья волна» описал концепцию трех волн, которые изменили мир. Третья постиндустриальная волна характеризуется ускорением всех информационных процессов и начинается с внедрением компьютеров и новых технологий. «Связанные с банками, магазинами, правительственными учреждениями, соседними домами и с рабочим местом, такие компьютеры предназначены не только для того, чтобы обновить бизнес - от производства до розничной торговли, но и саму природу труда и даже структуру семьи» [Тоффлер:6].

Ученый предвидел появление новых информационных потоков, которые повлияют на мышление людей. «Информационная бомба взрывается в самой гуще людей, осыпая нас шрапнелью образов и в корне меняя и восприятие нашего внутреннего мира, и наше поведение. Переходя от информационного пространства Второй волны к Третьей волне, мы изменяем свою психику» [Тоффлер:6].

Тоффлер снова и снова в своей работе указывает на увеличивающуюся скорость информационных процессов и перемен в обществе - старые образы из прошлой жизни заменяются новыми, которые соответствуют новой реальности. Это обязательный процесс, потому что иначе человек становится некомпетентным. Тоффлер предрекает читателю революционные перемены в представлении о мире и возможностях его познания в связи с появлением новой информационной сферы - эпохи не массовых СМИ. Так, под последний критерий, по мнению автора данной статьи, вполне подходят социальные сети.

Автор статьи обращает внимание на то, что у Мануэля Кастельса современный читатель находит, что машины становятся продолжением мысли человека (под машинами подразумеваем «технологии», по мнению автора), а это полностью соответствует интеграции современного человека в интернет, и следовательно поиска там собственного места, перетекания в виртуальное пространство и, в результате, слияния виртуального и реального пространств. Автор данной статьи считает, что последнее явление привело к образованию гибридного пространства (как с точки зрения технологической, так и с социальной), в котором существуют индивидуумы и органы государственной власти.

Определение термина гибридности автор находит в монографии ученых - социологов Л.А. Василенко, Н.Н. Мещеряковой и соглашается с ним: «Гибридность как классифицирующая черта современного общества в нашей трактовке - взаимопроникаемость виртуального и реального миров. Они существуют не параллельно, а взаимообусловленно» [Василенко, Мещерякова:75].

Данная трансформация, конечно же, сильно повлияла на коммуникации между обществом и государственной властью. Социум, используя персонализированные медиа в виде собственных аккаунтов социальных сетей, сам научился решать различные вопросы жизнедеятельности. Автор указывает на то, что в пространстве «новых медиа» произошло перераспределение социальных ролей, и это характерная для «новых медиа» черта.

Так, гипотетически автор статьи сравнивает этот инструмент с «правилом семи рукопожатий» - когда проблема вынесена в публичное пространство, затем «подписчики» делятся собственным опытом решения аналогичной задачи, спрашивают у других своих «друзей» по социальной сети их вариант решения и «step by step» автор первого сообщения в социальной сети в итоге разобрался с вопросом без обращения за консультацией в орган власти. Можно переходить уже к непосредственному решению, если нужно, через коммуникацию с ответственным за эту сферу органом власти.

С учетом новых условий, представители института власти могут научиться новым компетенциям и навыкам общения с общественностью в гибридном пространстве и это уже насущная необходимость. Автор публикации согласен с мнением доктора социологических наук Л.А. Василенко, которая исследовала вопрос влияния интернет - коммуникаций на развитие института государственной службы, сформулировав, какие знания в связи с возникновением «новых медиа» необходимы госслужащим [Василенко: 77]. Изучив данное исследование, автор присоединяется к мнению Л.А. Василенко, что в условиях гибридного пространства в основе коммуникаций лежит одинаковое понимание смыслов (или ценностей), и тогда «новые медиа» становятся инструментом для поиска общих смыслов (ниже по тексту автор статьи раскроет шире эту характеристику «новых медиа»).

Что касается каждого отдельно взятого человека, и того, какими качествами он обладает в условиях гибридного пространства, автор цитирует доктора социологических наук Н.В. Проказину: «В обществе идеального будущего особую ценность представляет образованная личность, ориентированная на постоянное развитие и самообразование, живущая в условиях совмещения реальной и виртуальной действительности» [Проказина: 155].

Автор статьи в продолжение темы дополняет, что Герберт Маклюэн указывает на коллективность, базирующуюся на цифровой основе, а Элвин Тоффлер спрогнозировал появление не массовых СМИ.

Все это, по мнению автора, характерные для пользователей «новыми медиа» черты - пользователь научился жить и мыслить в информационном пространстве; все пользователи объединяются в сообщества по узким

темам; информационное пространство состоит из целевых медиа, которые выборочно читает пользователь.

Формирующаяся парадигма новых медиа

Автор данной статьи является сторонником парадигмального способа исследования новых медиа и согласен с мнением тех ученых, кто считает парадигмальный подход адекватным при исследовании СМИ. Парадигмальный подход, по мнению ученого Д.В. Дунаса, это когда «объект/предмет изучается с позиций определенной доминирующей в существующих условиях системы воззрений, носителями которых выступают ученые - представители определенной научной школы» [Дунас:3].

Автор данной статьи предполагает, что сегодня в России пока не сформирована парадигма новых медиа, нет общего взгляда научного сообщества на то, что относить к новым медиа. Можно предположить, что причина отсутствия парадигмы новых медиа кроется в отсутствии единого подхода к взаимосвязи между трансформацией общества и функционированием медиа, о чем пишет Елена Вартанова [Вартанова: 8].

Автор статьи согласен с Марщалом Маклюэном, что изменяющиеся технологии меняют коммуникации, подтверждение этому сама тема данной статьи о «новых медиа», иначе бы тема даже не возникла. «Новые медиа» появились, потому что мы живем в эпоху цифровой экономики. Автор не ставит целью в данной статье раскрыть понятие и описывать черты, характерные для цифровой экономики и ожидаемые результаты. Автор напоминает, что ставит задачей выявить черты, характерные для «новых медиа».

Автор убежден, что «новые медиа» в процессе существования обязательно используются для влияния на пользователей. Да, автор признает, что вначале своего появления очередное «новое медиа» интересно пользователям своими коммуникационными возможностями. Но, как правило, в дальнейшем «новое медиа» становится инструментом воздействия на аудиторию, точнее, управления ею.

Автор напоминает, изначально такое «новое медиа», как Instagram,1 привлекало пользователей яркими фото, а блогеров капитализацией аккаунтов. Со временем, соцсеть проявила себя как площадка для распространения политических фейков, в частности, о Специальной военной операции (СВО), поэтому была запрещена в Российской Федерации.

Автор согласен с мнением исследователей Л.А. Василенко и Н.Н. Мещеряковой о том, что «информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху

1 Социальная сеть запрещена на территории Российской Федерации.

развития цифровой цивилизации - интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена информационно-психологического управления» [Василенко,

Мещерякова:30].

Автор обращает внимание, опираясь на собственный опыт работы в сфера PR, что для самых массовых «новых медиа», действительно, характерно их присутствие в политической повестке. Автор выделит характерный для «новых медиа» - потенциальное участие в политических процессах.

Исследователи выделяют внутри парадигмы исследования медиа три подхода, которые позволяют применять при исследовании медиапространства понятные инструменты. Так, исследователи называют эмпирико-функционализм, политэкономию и антропологический подход, к таким исследователям относятся Г.П. Бакулев, Л.М. Землянова, Д.В. Дунас и другие, автор статьи не ставит целью углубиться в большое количество теоретических исследований в рамках данной статьи.

Как считает автор, уже есть и применяются некоторые обобщенные характеристики явления «новых медиа». Так, очевидно и общепризнано, что все новые медиа находятся в интернете, что пассивное потребление контента заменено активным вовлечением пользователя в потребление и создание контента.

Английский экономист Кристофер Фримен писал: «Современное изменение парадигмы можно рассматривать как сдвиг от технологии, основанной главным образом на вложении дешевой энергии, к технологии, основанной преимущественно на дешевых вложениях информации, почерпнутых из успехов в микроэлектронике и телекоммуникационной технологии» [Ргеетап:10]. Автор статьи считает, что Фримен говорит о трансформации технологической парадигмы, которая с развитием телекоммуникационных технологий стала матрицей для появления «новых медиа». Значит, все «новые медиа» являются результатом новых технологических решений и это тоже общая характеристика для «новых медиа».

На данный момент сложились следующие постулаты концепции «новые медиа» и это не парадигма, автор приводит их ниже. Это классификация признаков «новых медиа», которая подтверждает, что есть перечень общих черт для «новых медиа», она определяет видение «новых медиа», признаки, им присущие, и, в дальнейшем, возможно, она получит свое отображение в окончательной парадигме, если таковая будет возможна.

«Новые медиа» являются интерактивными и это новое, потому что для прежней парадигмы медиапространства не была характерна интерактивность (в старой парадигме у СМИ была периодичность выхода). Контент медиа обновляется в реальном времени, потребление медиа -

контента пользователем происходит в комфортное последнему время, выбор контента того или иного медиа остается «за» пользователем. Будет ли это видео - сюжет, аналитический материал, новостная лента, подкаст и так далее. Одновременно с выбором контента у пользователя есть возможность внутри медиа вступать в диалог с другим читателем и участником этого же контента.

Автор отмечает, что для социологии интерактивность медиа интересна тем, что вовлекается большее количество пользователей, которые оставляют свои данные, а последние являются ценнейшей социологической информацией.

На возможности использования данных указывает ученый А.С. Генкин: «Новое цифровое неравенство несет опасное искушение - почему бы не использовать цифровой след человека, включая его посты в соцсетях, банками, страховыми компаниями и кадровыми службами» [Генкин].

А.С. Генкин говорит и о позитивных следствиях возможности сбора данных о пользователях - доступность к данным, к аккаунтам в социальных сетях, например, повышает качество работы кадровых служб при поиске работника; обеспечивается получение информации, которой не хватает о человеке, при принятии решения; при наличии информации о человеке, к нему повышается доверие; возможно социальное рейтингование личности, социальных сообществ и государств.

При этом исследователи Л.А. Василенко, Н.Н. Мещерякова указывают на то, что «большие данные не предназначены напрямую для целей изучения общественного мнения, но могут быть для этого использованы. Для их обработки и анализа недостаточно традиционных математических методов, необходимо прибегать к методам как человеческого, так и искусственного интеллекта» [Василенко, Мещерякова: 161].

«Новые медиа» конвергентны, автор рассматривает эту характерную черту как отличительную в сравнении с традиционными медиа, а, значит, автор допускает, что эта характеристика также может быть отнесена к парадигме «новых медиа». Конвергентны не отдельно взятые медиа, автор указывает, что конвергентностью обладает все медиапространство.

В дополнение автор приводит мнение профессора Ф.И. Шаркова, который обращает внимание на то, что «медиаконвергенция - это еще и слияние человека с современной коммуникационной техникой и информационной технологией» [Шарков: 51]. По мнению профессора Ф.И. Шаркова, виртуализация медиапространства происходит на уровне своего собственного восприятия контента различными субъектами, размывая таким способом их идентичность.

Ученый обращает внимание на то, что медиоконвергирование является технологией по воздействию на медиапространство. «В случае

возникновения целесообразности в объединении возможностей различных каналов коммуникации с целью оптимизации усилий по достижению цели приходится прибегать к технологии медиаконвергирования» [Шарков].

Таким образом, автор статьи считает, что пользователь «новыми медиа» видит различные инструменты внутри медиа (в том числе это результат конвергенции), чувствует разные формы воздействия со стороны медиапространства, замечает различные способы применения медийных инструментов, обращает внимание, что «новые медиа» предлагают видовое разнообразие контента и появление очередного вида контента ограничено лишь временем, ведь снова и снова появляются новые предложения.

По данным агентства Traffic (входит в OKKAM Creative), в 2022 году Telegram стал соцсетью с наиболее интересным контентом - 70 % пользователей стали заходить сюда чаще1. В сравнении с ВКонтакте (частота заходов повысилась у 38%), с YouTube (36% чаще стали заходить), WhatsApp (частота увеличилась у 30%), автор отмечает, что в прошедшем году «битву» по привлекательности для аудитории выиграл Telegram. Автор также отмечает, что пока победитель определен, но что информационная война за пользователя продолжается непрерывно, поэтому можно прогнозировать непродолжительность лидерства Telegram как самой контентно - привлекательной сети. Автор предполагает, что успех Telegram подготовлен запретом в России в ответ на недружелюбное поведение деятельности социальных сетей компании Meta2.

Автор считает, что и разнообразие контента, и новые инструменты, и новые возможности для аудитории - все стремится к объединению для достижения одной цели - довести информацию до пользователя, завладеть вниманием потребителя информации и мотивировать «взять» ее, получить «обратную связь» для того, чтобы еще больше узнать о запросах пользователя и увеличить процент попадания информации в целевую аудиторию.

Сделать это сегодня, по мнению исследователей, можно только в том случае, если на первое место создатели контента ставят смыслы.

Профессор Е.Я. Дугин считает, что смыслопорождение и стимулирование у различных групп аудитории спроса на смысл могут стать ведущими функциями деятельности журналистов, средств массовой коммуникаций [Дугин:3]. Автор данной статьи предлагает и «новые медиа» наделить функцией смыслопорождения и стимулирования желания аудитории найти смысл при соприкосновении с медиапространством в условиях цифровизации медиа. Итак, «новые медиа» - это такие медиа,

1 Интернет // Более трети пользователей не пошли за блогерами из заблокированных соцсетей. SOSTAV. URL://www.sostav.ш/puЫicatюn/issledovame-58409.html (дата обращения: 14.12.22).

2 Деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации.

которые стимулируют пользователя обращаться внимание на смысл контента, а не на технологичность самого медиа, считает автор данной статьи.

В отличие от прежней парадигмы традиционных медиа, для «новых медиа» характерен более значительный охват аудитории. В отличии от парадигмы традиционных медиа, исчезло ограничение в виде количества полос медиа, хронометража радио - теле -передач, у контента нет ограничений.

Для «новых медиа» характерна высочайшая скорость получения информации пользователем и «обратной связи» от пользователя к медиа. Найти нужную информацию внутри медиа можно за считанные секунды (традиционная газета доставлялась почтой; ТВ - передачу зритель ждал, заглядываю в программку, напечатанную в газете; «обратная связь» могла быть реализована лишь написанием письма в редакцию и так далее).

Традиционные медиа - форматы (газета, журнал, радио, ТВ) перешли к контенту, который определяет само медиа, в любой момент времени возможна смена формата медиа. Конвергенция медиа приводит к тому, что качество и достоверность контента становится значительно важнее медиа - формата, название медиа или автор «нового медиа» стали важнейшим ценным активом, если рассматривать медиа как бизнес -источником, которому аудитория доверяет.

Медиа понимают, что главное - это контент, а не площадка, понимают это и те производители медиа - контента, кто не является официальными СМИ с лицензией, но, по мнению автора, являются «новыми медиа», и это отдельные персоны - блогеры.

Автор предлагает на примере Telegram - каналов 2022 года из ТОП -30 убедиться, что персона с интересным контентом является «новым медиа», а подтверждением принадлежности к «новым медиа» является количество аудитории в блоге автора и показатель среднего просмотра поста, то есть высокая степень влияния может быть также одной из характеристик для «новых медиа».

На первом месте среди telegram-каналов по итогам 2022 года расположен блог Дмитрия Медведева @medvedev_telegram1 с показателем среднего просмотра поста 1622,4 тыс. просмотров. Несмотря на лидерство в тройке первых (по Медиалогии), по количеству подписчиков первое место принадлежит Рамзану Кадырову @rkadyrov_95 (в этом блогер обошел @medvedev_telegram), это более 3 млн подписчиков. На третьем месте Вячеслав Володин @vv_volodin, у него более 700 тыс. подписчиков при среднем просмотре одного поста в 973,3 тыс. человек.

1 Интернет // ТОП -30 каналов Telegram - 2022. Медиалогия. URL://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/11765/ (дата обращения: 04.01.2023)

Текст, аудио, видео, графика, фотографии, анимация «в новых медиа» могут органично сосуществовать в одной сред, мультимедийный формат стер различия между СМИ.

Конечно, традиционные медиа тоже экспериментируют в новой среде, потому что их формализм уже не востребован аудиторией. Например, «Москва360» в традиционном формате создавалось как телевидение, но постепенно концепция СМИ изменилась - так, до запрета социальной сети Instagram в России1, канал имел здесь более 1 млн активных подписчиков, что абсолютный рекорд среди всех российских СМИ до запрета.

Автор возвращается к очевидным характерным для «новых медиа» чертам и указывает на то, что в «новых медиа» нет редакторов (остаются в традиционных классических СМИ), качество контента определяет сама аудитория, свою реакцию аудитория выражает через лайки и комментарии и это суть новых цифровых медиа.

Потребитель информации занимает активную позицию -присутствует желание быть частью медиапространства, взаимодействовать с ним (отличается от потребления медиа раньше). На примере блога

Л

сенатора СФ @andreykHshas автор данной статьи предлагает рассмотреть активность аудитории, как пример участия и влияния аудитории на контент политика. Автор обращает внимание, что каждый пост законотворца сопровождается реакцией пользователей, они задают сенатору вопросы и блогер отвечает на эти вопросы, создавая целые посты. Таким образом, считает автор данной статьи, и происходит совместное с медиа (в данном примере это блог Андрея Клишаса) формирование медиапространства.

Автор уверен, что контент стал пространством, в котором пользователи совершают различные действия - от дискуссий, мнений, до совместного решения вопроса. В отличии от линейного потребления контента традиционных медиа, когда ситуацию контролировало СМИ (редактор).

Навигация по медиапространству происходит по ссылкам -переходы от одного ресурса к другому, и все это в ограниченное количество времени. Ссылочная ориентация в медиапространстве (гиперссылки), позволяет быстро пройти по пути к источнику информации, при этом прийти к источнику информации пользователь благодаря ссылкам может с сайта, который не имеет ничего общего с первоначальным источником той или иной информации, заинтересовавшей пользователя. То есть, охват аудитории информационным сообщением

1 Деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации.

2 Интернет // Клишас, сенатор Российской Федерации. Telegram - канал: @andreyklishas

может в сотни тысяч раз превышать охват аудитории той информационной площадки, на которой информация появилась впервые.

К новым характеристикам медиа автор статьи относит тот факт, что «новые медиа» стали источником знаний, а не просто источником информации. Как выше писал автор, информация доступна в любое время, поэтому получить знания по интересующему вопросу пользователь может в любое время, используя различные источники в медиапространстве.

Автор данной статьи указывает также на такое новое явление с появлением «новых медиа», как сжатие медиа до тематического либо отраслевого канала. По мнению автора данной статьи, такие медиа привлекательны для пользователей тем, что понимают особенности своей аудитории и знают актуальную повестку сообщества, умеют разговаривать с пользователями на «полезном» для них языке - например, о существующих регуляторных ограничениях для отрасли, о новых важных для пользователей законопроектах по теме сообщества, такие медиа демонстрируют компетентность в узких вопросах, интересующих аудиторию, умеют вписать узкую тематику в федеральную повестку, сообщив в медиапространстве о важной дискуссии, которая происходит внутри отраслевого или тематического медиа.

По мнению автора статьи, основанного на коммуникациях с редакторами муниципальных СМИ Самарской области и Тверской области, в небольших муниципальных образованиях «набирают обороты» местные медиа, в которых отражена новостная тематика в границах района, поселения и др. Данное наблюдение подтверждает процесс «сжатия» медиа до узких вопросов и рост популярности таких медиа среди целевой аудитории.

О возможности формирование парадигмы «новых медиа»

Автор данной статьи приводит в качестве доказательства отсутствия окончательной парадигмы «новые медиа» тот факт, что в информационном пространстве большое информационное влияние и распространение получили боты. Автор статьи предполагает, что появление ботов, а также других сущностей искусственного интеллекта, которые взаимодействуют с пользователями, являются следствием гибридности медиасреды, о которой автор писал выше.

Этот феномен, безусловно, требует особого внимания социологов, ведь отличить живое человеческое общение от диалога с ботом становится все сложнее, и как этот инструмент будет влиять на состояние социума, будут ли боты высказывать свое мнение и является ли бот равным живому респонденту, про модель взаимодействия и про умение разделить сущности, возможно, что - то объяснят социологические исследования.

Автор статьи пока не может отнести ботов к «новым медиа». Автор данной статьи не ставит целью описать характеристики этого вида медиа, если это медиа, оставляет данный вопрос для других исследований.

Все же, автор считает, что исследование принадлежности ботов к «новым медиа» потребуется, ведь если считать их медиа, то становится невозможным определить количество медиа, действующих на территории государства. Возможно, это тоже характерная для парадигмы «новых медиа» особенность - их невозможно посчитать, оно стремится к бесконечности.

В продолжение данного тезиса, автор указывает на то, что в отличие от реального пространства, гибридное пространство, в котором существует социум теперь, не имеет границ. Поэтому подсчет количества медиа в одном государстве, в принципе, видимо, невозможен, ведь в гибридном пространстве не сформированы привычные нам социальные институты. В подтверждение автор приводит наблюдение, что запрет социальных сетей компании Meta1 не дал результата, пользователь заходит в сети с использованием VPN. Автор, таким образом, выделяет еще одну характеристику «новых медиа» - отсутствие границ для доступа к ним и для размещения контента в них.

Автор статьи приводит в пример новость Информационного портала Sm.News о том, как в КНР использовали спам треш - контентом с помощью ботов для отвлечения внимания пользователей от политических протестов2.

Аналитическими сервисами был зафиксирован шквал откровенных материалов («нюдсы»), источником которых являются мёртвые аккаунты в Твиттере (признана экстремистским и заблокирована на территории РФ по решению Роскомнадзора). Такие вирусные посты выходили в топы, когда пользователи искали информацию на тему протестов - «срабатывали» теги, которые были присвоены постам. Оказалось, что удалить такую вирусную рассылку постов было невозможно из - за их количества. В итоге при запросе с названиями китайских городов в Твиттере (признана экстремистской и заблокирована на территории РФ по решению Роскомнадзора) появлялась информация с эскорт - услугами и скаме.

Мы видим, что у ботов есть все характерные признаки СМИ: исходящее сообщение доходит до потребителя информации, вызывает реакцию отвлечения от главной повестки - в данном случае, это протесты.

1 Деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации.

2 Интернет // Правительство Китая пытается помешать уличным протестам в стране через рассылки в Twitter (признан экстремистским и заблокирован на территории РФ по решению Роскомнадзора). Информационный портал Sm.News. URL://sm.news/vlasti-knr-zavalivayut-twitter-spamom-chtoby-pripyatstvovat-provedeniyu-ulichnyx-protestov-71534-u3t5/ (дата обращения: 04.01.2023).

К этим характеристикам автор добавляет еще один важный признак «новых медиа» - их вирусность, которая является технологией управления информационными потоками.

Автор предлагает отнести к «новым медиа» виртуальных голосовых помощников, например, «Алису», которую создала компания «Яндекс», или «Марусю» от компании VK, и еще множество разных «порождений» искусственного интеллекта, которые помогают пользователям в работе с информацией, хотя таким же образом могут быть использованы и для негативного воздействия на аудиторию.

Автор рассматривает возможность отнесения к «новым медиа» и других коммуникационных площадок, основанных на взаимодействии объектов искусственного интеллекта с пользователями. Автор предлагает характерной чертой «новых медиа» считать их узкую специализацию, то есть предоставление пользователю информации в границах одной тематики.

В итоге статьи автор напоминает, что любое медиа - является частью медиапространства, а медиапространство частью социального пространства. «Медиапространство как элемент социального пространства представляет собой особую среду, в которой осуществляются общественные связи и отношения, взаимодействия, в которые могут быть вовлечены любой человек, общность и общество» - пишут в своей совместной статье Ф.И. Шарков и В.В. Силкин [Шарков, Силкин: 557].

Данная цитата подтверждает важность научной парадигмы «новых медиа» для получения в дальнейшем полных знаний об управляемости медиапространства и, значит, социального пространства, это тема дальнейших исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора статьи, новое медиапространство - это пространство, в котором постоянно появляются новые элементы, которые создают другие новые элементы, которые конвергируются и создают пары или тройки или сумму новых медиа - элементов. Так, по мнению автора, выглядит непрерывный процесс появления различных форм «новых медиа», который мы наблюдаем в современном информационном пространстве.

Изучение элементов медиапространства позволит сформировать парадигму современного медиапространства, возможно, в виде таблицы медиа - элементов, которые функционируют в медиапространстве. Таблица или классификатор позволит понимать, какой элемент с каким конвергируется - вступает в связь и что может получиться при соединении двух, трех, четырех элементов медиа - таблицы (медиаклассификатора).

Автор предполагает, что классификация медиа - элементов и вариантов их взаимодействия позволит прогнозировать, является ли сочетание медиа - элементов позитивным или разрушающим для пользователя (однако, вероятность однозначности выбора в пользу

созидания «никакая», это больше философский вопросы борьбы добра со злом); как новые элементы медиа - пространства влияют на социальное пространство внутри него; будут ли новые медиа - элементы востребованы аудиторией или она не примет их; какая новая информация и в каком виде потребляется пользователями или игнорируется; какая концепция использования «новых медиа» позволит прогнозировать дальнейшее развитие медиа - пространства; какова будет обратная реакция от пользователя на тот или иной медиа - элемент. Это лишь часть возникающих вопросов и открывающихся возможностей для исследователя, если научное сообщество определится с подходами к исследованию «новых медиа» и удастся сформулировать парадигму.

Таким образом, автор делает вывод, что формирование новой парадигмы исследования медиапространства, классификация элементов медиа - пространства, позволяют, с одной стороны, при необходимости влиять на медиапространство; с другой стороны, предвидеть возможные реакции аудитории на осознанно направленную в медиапространство информацию и так далее; с третьей стороны, исследовать вопросы управляемости медиапространства и автор статьи с большим интересом относится к возможности «саморегулирования» медиапространства.

В дальнейшем предстоит развивать дискурс о новой парадигме исследования медиапространства.

Источники

Бакулев Г.П. (2010). Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс. C.192.

Вартанова Е.Л. (2018). Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы //Медиаальманах. №1. С.8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34971003 (дата обращения: 04.01.2023).

Василенко Л.А. (2013). Влияние интернет - коммуникаций на развитие института государственной службы. Современные социальные коммуникации - стресс для традиционных институтов общества. Монография. М: Издательство Российского университета дружбы народов.

Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. (2021). Социология цифрового общества. Монография. Издательство Томского политехнического университета.

Генкин А.С. (2020). Новое измерение «цифрового неравенства»: социальное рейтингование и доступ к финансовым услугам. Доклад на II Международной научно -практической конференции «Трансформация финансовых рынков и финансовых систем в условиях цифровой экономики».

Делокаров, К. Х., Киреева О.Ф. (2019). Развитие фундаментальных направлений коммуникологии / К. Х. Делокаров, О. Ф. Киреева // Коммуникология. 2019. Т. 7, № 2. С. 25-39.

Дугин Е.Я. (2018). Методология исследования медиа в «эпоху цифровой цивилизации» //European Journal of Philosophical Research. №5(1). С. 3-18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oaji.net/articles/2017/1351-1532519646.pdf (дата обращения 14.01.2023).

Дунас Д.В. (2017). Парадигмальный подход к изучению СМИ: Опыт зарубежных исследователей //Вестник Московского университета. №4. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnyy-podhod-k-izucheniyu-smi-opyt-zarubezhnyh-issledovateley/viewer (дата обращения: 08.01.2023).

Землянова Л.М. (2004). Коммуникативистика и средства информации: англорусский толковый словарь концепций и терминов. М.: Издательство Московского университета. С.416.

Мануэль Кастельс (2000). Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Государственный университет ВШЭ. С.52. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mlit.me/data/programs/resources/pdf/Kastels_Informacionnaya-epoha-

ekonomika-obshchestvo-i-kultura_RuLit_Me_602112.pdf (дата обращения: 23.12.2022).

Маршал Маклюэн (2005). Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. Пер. И.О. Тюриной. Академический Проект. Фонд «Мир». С.12.

Проказина Н.В. (2021). Человек будущего: социальное поведение, идентичность, установки молодежи в новой реальности // Журнал «Социологические исследования». № 5. С. 155-156. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

//www.elibrary.ru/item.asp?id=46201347 (дата обращения: 14.01.2023).

Социология цифрового общества (2021). Монография. Л.А. Василенко, Н.Н. Мещерякова. Издательство Томского политехнического университета.

Современные социальные коммуникации - стресс для традиционных институтов общества (2013). Монография. М: Издательство Российского университета дружбы народов. С.77.

Шарков Ф.И. (2017). Медиаконвергенция пространства политической сферы общества //PolitBook. № 2. С.51 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/mediakonvergentsiya-prostranstva-politicheskoy-sfery-obschestva/viewer (дата обращения: 09.01.2023).

Шарков Ф.И. (2019). Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций//Коммуникология. 2019. Т. 7. № 4. С. 32-40.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2021). Генезис социологии медиапространства//Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 21. № 3. С. 557-566. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsiologii-mediaprostranstva/viewer (дата обращения: 08.01.2023).

Элвин Тоффлер (2004). Третья волна. Издательство «ACT». С. 6 - 261. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

htps://read.virmk.ru/present_past_pdf/Toffler_Tretiya_volna.pdf (дата обращения: 15.12.2022)

Freeman С. Preface to Part Ш. Dosi et al. (1988: 10.)

■ ■ ■ The paradigm of «new media» and new opportunities for managing the media space.

Ionova E.A.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow)

Abstract. The emergence of «new media» is an endless process, no matter what historical period it is. The author of the article considers the possibility of forming the «new media» paradigm, because he is convinced that this paradigm has not yet been formed by the scientific community. The author sees the reason in the absence of a unified scientific approach to the relationship between the transformation of society and the functioning of the media. Nevertheless, the paradigm, and at the first stage, the classification of features characteristic of «new media», could discover new possibilities for understanding the process of controllability of the media space. The author of the article considers the media space as the structured system, which consists of combinations of media elements of the corresponding table of media elements (it does not exist, but it may appear as the tool based on the experience of interaction with the media space accumulated by society). Observation of «new media» via the prism of a table of media elements will allow media researchers to make predictions, to discover other possibilities, and media users of information to find their «place of trust» among information flows. In the end, the information chaos in which we are involved, the author hopes, will acquire an understandable structure with simple guidelines for the user.

Keywords: new media, media classification, media, information flows, hybrid space, media space, manageability of the media space, convergence of media

For citation: Ionova E.A. (2022). The paradigm of «new media» and new opportunities for managing the media space // Communicology (Russia). Vol. 7. No.4. P.34-50.

Inf. about the author: Elena Alexandrovna Ionova - 1st year postgraduate student of the RANEPA Graduate School.

Received: 18.11.2022. Accepted: 26.12.2022. References

Bakulev G.P. (2010). Mass communication: Western theories and concepts. M.: Aspect Press. P.192 (In Rus.).

Vartanova E.L. (2018). Media in the context of social transformations: towards the formulation of the problem. Media Almanac. No 1. P.8. [Electronic resource]. - Access mode: elibrary.ru/item.asp?id=34971003 (date of application: 04.01.2023). (In Rus.).

Vasilenko L.A. (2013). The impact of Internet communications on the development of the Institute of public Service. Modern social communications - stress for traditional institutions of society. Monograph. M: Publishing House of the Peoples' Friendship University of Russia (In Rus.).

Vasilenko L.A, Meshcheryakova N.N. (2021). Sociology of digital society. Monograp.Tomsk Polytechnic University Publishing House (In Rus.).

Genkin A.S. (2020). A new dimension of «digital inequality»: social rating and access to financial services. Report at the II International Scientific and Practical Conference "Transformation of financial markets and financial systems in the digital economy" (In Rus.).

Delokarov, K. H. (2019). Development of fundamental directions of communicology / K. H. Delokarov, O. F. Kireeva // Communicology. 2019. Vol. 7, No. 2. pp. 25-39. (In Rus.).

Dugin E.Ya. (2018). Methodology of media research in the "era of digital civilization" //European Journal of Philosophical Research. No 5(1), pp. 3-18. [Electronic resource]. -

Access mode: //oaji.net/articles/2017/1351-1532519646.pdf (date of application: 14.01.2023). (In Rus.).

Dunas D.V. (2017). A paradigmatic approach to media studies: The experience of foreign researchers // Bulletin of the Moscow University. No 4. [Electronic resource]. -Access mode:://cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnyy-podhod-k-izucheniyu-smi-opyt-zarubezhnyh-issledovateley/viewer (date of application: 08.01.2023). (In Rus.).

Zemlyanova L.M. (2004). Communication studies and media: English-Russian explanatory dictionary of concepts and terms. M.: Moscow University Publishing House. P.416 (In Rus.).

Manuel Castels (2000). The Information Age. Economy, society and culture. HSE State University. P.52. [Electronic resource]. - Access

mode:://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Kastels_Informacionnaya-epoha-ekonomika-obshchestvo-i-kultura_RuLit_Me_602112.pdf (date of application: 23.12.2022). (In Rus.).

Marshal McLuhan (2005). The Gutenberg Galaxy: The formation of a person typing. Translated by I.O. Tyurina. Academic Project. Mir Foundation. P.12. (InRus.).

Prokazina N.V. (2021). The Man of the Future: social behavior, identity, attitudes of youth in the new reality // Journal of Sociological Research. No 5. P. 155-156. [Electronic resource]. - Access mode:://www.elibrary.ru/item.asp?id=46201347 (date of application: 14.01.2023). (In Rus.).

Sociology of Digital Society (2021). Monograph. L.A. Vasilenko, N.N. Meshcheryakova. Tomsk Polytechnic University Publishing House. (In Rus.).

Modern social communications - stress for traditional institutions of society (2013). Monograph. M: Publishing House of the Peoples' Friendship University of Russia. P.77. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2017) Media convergence of the space of the political sphere of society// PolitBook. No 2. P.51. [Electronic resource]. - Access mode:://cyberleninka.ru/article/n/mediakonvergentsiya-prostranstva-politicheskoy-sfery-obschestva/viewer (date of application: 09.01.2023). (In Rus.).

Sharkov F.I. (2019). Social networks as the basis for the formation of the space of public communications//Communicology. 2019. Vol. 7. No. 4, pp. 32-40. (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2021). Genesis of the sociology of media space. //Bulletin of the Peoples Friendship University of Russia. Series: Sociology. Vol. 21. No. 3. P. 557-566. [Electronic resource]. - Access mode:://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsiologii-mediaprostranstva/viewer (date of application: 08.01.2023). (In Rus.).

Alvin Toffler (2004). The third wave. Publishing house «ACT». P. 6-261. [Electronic resource]. - Access mode:://read.virmk.ru/present_past_pdf/Toffler_Tretiya_volna.pdf (date of application:15.12.2022). (In Rus.).

Freeman C. (1988: 10) Preface to Part ffl/ Dosi et al.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.