Асланова Марина Теувежевна, Сапрыкина Екатерина Владимировна ПАРАДИГМА КОММУНИКАТИВИСТИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
В статье указывается, что до сих пор статус коммуникативистики как научной дисциплины остается весьма неопределенным. Это связано с тем, что данным понятием обозначается не только специальная научная дисциплина, но также оно выступает собирательным названием для обширного поля междисциплинарных научных исследований, совокупной области многочисленных направлений, концепций, теорий в социогуманитарном научном дискурсе коммуникации. Философский анализ феномена коммуникации поможет обобщить и интегрировать имеющиеся знания о коммуникации, сформировать фундамент науки о коммуникации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/1/4.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 26-28. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 1:101.1; 101.2 Философские науки
В статье указывается, что до сих пор статус коммуникативистики как научной дисциплины остается весьма неопределенным. Это связано с тем, что данным понятием обозначается не только специальная научная дисциплина, но также оно выступает собирательным названием для обширного поля междисциплинарных научных исследований, совокупной области многочисленных направлений, концепций, теорий в социогумани-тарном научном дискурсе коммуникации. Философский анализ феномена коммуникации поможет обобщить и интегрировать имеющиеся знания о коммуникации, сформировать фундамент науки о коммуникации.
Ключевые слова и фразы: философский дискурс; коммуникация; коммуникативистика; постнеклассическая парадигма; экзистенциализм; персонализм; феноменология; постмодернизм.
Асланова Марина Теувежевна, к. филос. н., доцент Сапрыкина Екатерина Владимировна, к. филос. н., доцент
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь [email protected]; [email protected]
ПАРАДИГМА КОММУНИКАТИВИСТИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
В условиях формирования информационного и поликультурного пространства современного общества возрастает внимание к такому феномену, как коммуникация. Происходящие глобальные трансформации осуществляются под воздействием коммуникации на все сферы общественной жизни, сопровождаются появлением качественно новых коммуникативных структур и процессов, усложнением коммуникативных практик и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, роли и места коммуникации в современном обществе.
Разные виды и формы коммуникации изучают информатика, кибернетика, психология, лингвистика, социология, теория управления, реклама, технические науки, однако такие исследования носят частнонаучный характер и не дают системного анализа феномена коммуникации в философских науках. Также в сфере социально-гуманитарного знания, предметной областью которой выступает коммуникация, следует констатировать отсутствие общетеоретической парадигмы, которая могла бы объединить теоретиков коммуникации, обилие определений и теорий коммуникации, возникших в отдельных дисциплинах и основанных на различных концептуальных подходах. Это становится причиной изолированности и непродуктивности некоторых научных исследований в сфере коммуникаций. Возникает насущная необходимость в формировании общетеоретической парадигмы и методологии исследования коммуникации как самостоятельной области знания, имеющей междисциплинарный характер и основанной на интеграции как отдельных авторских концепций, так и мультидисциплинарных коммуникативных теорий.
Философская составляющая современной коммуникативистики будет существенно отличаться от других наук в выборе предмета и объекта исследования - взаимодействие человека и общества, общества и природы, человека с человеком, человека и истории, рассматриваемых сквозь призму философского дискурса. Методология анализа коммуникативистики в контексте философского дискурса выступает необходимым существенным компонентом постнеклассической науки, особенностью которой является «человекоразмер-ность». Специфика философского анализа коммуникации проявляется в рассмотрении коммуникации как сложного и многогранного фундаментального явления, лежащего в основании существования природного мира, человеческого общества, личности, познания и требующего пристального внимания. Методология философского анализа коммуникации включает онтологический, логико-гносеологический и аксиологический аспекты проблем коммуникативистики, дает возможность уточнить понятие «коммуникации», выявить ее существенные черты, определить ее эвристическую, познавательную, социокультурную и практическую ценность. Так, например, системный подход позволяет рассмотреть коммуникацию в философии как особую целостность взаимосвязанных компонентов, которая существует одновременно как внутри коммуникации, так и в структуре науки, и делает возможным осуществить ее типологию и классификацию во взаимосвязи различных уровней, видов и форм. Информационный подход предоставляет возможность проанализировать систему информационной коммуникации в современной философии. Интерналистский подход на основе анализа внутринаучных факторов выявляет зависимость коммуникации от эпистемологических парадигм. Экстерналистские методы проясняют аспекты существования коммуникации в непосредственной связи с уровнем развития ее способов, этапами информационной революции. Таким образом, коммуникативистика в контексте философского дискурса обладает мощным интегрирующим потенциалом, реализация которого обеспечивает системное представление и анализ коммуникации как сложного социального явления [4, с. 65].
Внимание к проблемам человеческого общения возникает еще в философии Древней Греции и Древнего Рима, где в рамках таких областей знания, как риторика и этика, рассматриваются этические и логические аспекты коммуникации. Так, заслугой античной риторики является разработка структуры речи, а также первой модели коммуникации в учении Аристотеля. В эпоху Средневековья актуализируется изучение этического
ISSN 1997-292X
№ 1 (75) 2017
27
и семантического аспектов коммуникации в трудах экзегетиков. В философии Нового времени на основе математических и логических идей был предложен проект коммуникации для науки (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц). В рамках герменевтики Ф. Шлейермахера получает дальнейшее развитие семантический срез коммуникации. Семиотический поворот в исследованиях коммуникации осуществляется в XIX веке в философии прагматизма. Основной задачей семиотики, принципы которой были изложены в трудах Ч. Пирса, стало изучение знаковых аспектов общения. Фундаментальной идеей выступало положение о том, что познание, общение и, следовательно, понимание не возможны без языка, а сам человек может быть понят как некий знак.
В философском дискурсе коммуникативистики осмысление диалоговой, истинной коммуникации осуществляется в философских концепциях экзистенциализма и персонализма. В философии экзистенциализма коммуникация представляет собой общение, в основе которого лежит взаимопонимание. Вместе с тем экзистенциалисты полагали, что полного взаимопонимания достичь невозможно, так как никому не дано понять до конца другого, разделить его чувства и переживания, в силу отсутствия возможности выразить их вербаль-но. Поэтому люди одиноки и обречены на непонимание. Интересуясь проблемами общения, теоретик философии экзистенциализма К. Ясперс одним из первых использует понятие коммуникации, под которой он понимает универсальное условие человеческого бытия [5, с. 60]. Подлинной, единственно свободной, по Ясперсу, является экзистенциальная коммуникация, которая направлена на обретение человеком своей «самости». «Самость» не может быть познана с помощью научных методов, она должна быть прояснена, что возможно через взаимодействие и соотнесение с бытием других людей посредством экзистенциальной коммуникации -истинного общения, в котором проявляется сокровенное в человеке. Ясперс придерживается мнения, что коммуникация в ее практической реализации является формой прямого контакта сознаний, формой «дискуссий».
В философии персонализма коммуникация выступает целью и назначением человеческого бытия, служит для осуществления принципа диалогичности сосуществования человека и Бога. В персонализме была разработана коммуникативная теория личности, согласно которой личность характеризует три типа взаимосвязанных коммуникаций: во-первых, самоосуществление себя вовне; во-вторых, внутренний диалог; в-третьих, коммуникация, нацеленная на высшие божественные истины. Представители персонализма полагают, что общение, основанное на взаимопонимании участников, порождает возникновение не мнимых коллективов массового общества, а по-настоящему духовной близости людей, так необходимой в индивидуализированном обществе.
Таким образом, в персонализме и экзистенциальной философии коммуникация понимается как «обнаружение себя в другом», как взаимодействие «Я» и «Ты», при котором формируется «Мы». Акцент делается на гуманистической и диалоговой природе коммуникации, подчеркивается ее личностный характер.
Трансформации в философском дискурсе в конце ХХ века сопровождаются формированием постнеклас-сической парадигмы исследования, для которой характерны отрицание рациональности и претензий на истинность идеалов философии Просвещения, стирание границ между субъектом и объектом, идеологией и идеями, искусством и воображением, пренебрежение детерминистскими теориями человеческого поведения. В русле постнеклассической парадигмы развиваются тесно связанные с ней постмодернистские философские теории, которые констатируют изменения в представлениях о критериях научного познания, рассматривают процесс познания как процесс конструирования реальности, подчеркивают неопределенность многих социальных реалий. К постнеклассической парадигме, наряду с феноменологией А. Шюца, этнометодологией, драматургической социологией и теорией «управления впечатлениями» И. Гоффмана, относятся теории Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Лакана, Ф. Гваттари, М. Фуко, Н. Лумана, У. Бека, задающие ведущие константы постмодернизма как интеллектуального течения [2]. В контексте постнеклассической парадигмы исследования коммуникации основаны на принципах релятивизма и плюрализма, а сама коммуникация рассматривается как переплетение уникальных и ситуативных дискурсных и нарративных практик. В постмодернистской философии находят отражение полионтологичность сетевых коммуникаций и коммуникативные практики в обществе потребления.
В философии Ю. Хабермаса коммуникация рассматривается как деятельность, опосредованная символами. С одной стороны, она способствует обновлению современного рационализированного западного общества, так как, опираясь на распространенные в обществе правила и нормы социального порядка и действия, с которыми человек не может не считаться, примиряет техническую целесообразность и экономические возможности с моральными требованиями. С другой, - коммуникация служит для человека, по Хабермасу, средством борьбы против инструментального господства общества и сохранения собственной личности. В своей концепции коммуникативного действия Хабермас акцентирует внимание на коммуникативном дискурсе, который не только является средством социализации и социокультурной адаптации человека, но в конечном итоге способствует тому, что субъекты общения начинают воспринимать друг друга как равноправные социальные партнеры [6, с. 174].
Заслуживают внимания рассуждения Ю. Хабермаса по поводу условий возможности универсального понимания. Коммуникативное действие представляет собой взаимодействие субъектов, которые вступают в межличностное общение по поводу какой-либо имеющей место в мире ситуации. При этом специфика коммуникативного действия состоит в том, что в качестве его онтологической предпосылки выступает языковая среда и направлено оно на достижение взаимопонимания. Условием возможной выработки согласия между субъектами относительно некой ситуации, по Хабермасу, выступает жизненный мир, понимаемый как некий общий, передаваемый от поколения к поколению набор знаний в виде культурных традиций, систем ценностей, интерпретирующих стратегий. Таким образом, именно жизненный мир образует некоторый общий контекст процессов взаимопонимания [Там же, с. 175].
К.-О. Апель полагает идею жизненного мира Ю. Хабермаса недостаточной для обоснования условий всеобщего взаимопонимания. Суть его философского подхода состоит в том, чтобы выявить априорные или трансцендентальные предпосылки возможности осмысленной коммуникации, без которых она была бы невозможной и которые не выводимы дедуктивным способом. К таким априорным предпосылкам, по мнению Апеля, относятся логические и этические правила аргументации, которые оказываются принудительно значимыми для каждого участника коммуникации, в том числе и для тех, кто выступает с их критикой [1, с. 32].
Итак, в философской мысли и социально-гуманитарном знании существует многообразие аспектов, подходов, точек зрения, теорий, которые стремились понять истоки и парадигмы коммуникации, раскрыть её смысловое содержание и отдельные формы, понять ее связь с социальной практикой и взаимодействием людей. Обобщая множество социогуманитарных исследований коммуникации, А. В. Назарчук выделяет такие значимые подходы: 1) «общество есть коммуникация» (Н. Луман); 2) исследование нормативных оснований коммуникации, положенных в основание общественной и этической теории (К.-О. Апель и Ю. Хабермас); 3) изучение природы коммуникации и языка (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Р. Якобсон, Л. Витгенштейн, Ю. Лотман и др.); 4) диалог как коммуникация (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин); 5) коммуникация как структу-рация (Э. Гидденс, И. Гофман) и этнометодологический взгляд на коммуникацию; 6) технологии (сетевые коммуникации) и информационное общество (М. Кастельс); 7) футурологическая проекция коммуникации для индустриального и культурного будущего (идея коммуникации и новые философские понятия) [3, с. 6]. Философские теории коммуникации нацелены, прежде всего, на прояснение смысла процессов, которые связаны с коммуникацией.
Резюмируя все вышеизложенное, можно выделить следующие эпистемологические парадигмы коммуни-кативистики в философском дискурсе: интерпретативную, которая реализуется через феноменологию, герменевтику, персонализм, и критическую, связанную с философскими традициями постструктурализма, постмодернизма, критической теории.
Таким образом, на рубеже XX-XXI веков в философии происходит коммуникативный поворот. Рассмотрение коммуникации как предмета исследования доминирует в контексте основных концепций социальной философии, философии науки, философской антропологии и философии языка. Современная философская парадигма коммуникативистики отличается плюрализмом и поливариантностью.
Список литературы
1. Волков А. В. Коммуникативная природа научно-познавательной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 1. С. 26-34.
2. Гнатюк О. Л. Проблемы типологии в теориях социальной коммуникации // Коммуникация: метафизика и метадискурс: сб. ст. / под ред. С. В. Клягина, О. Д. Шипуновой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. С. 26-27.
3. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 256 с.
4. Осипенко Л. А. Методология анализа гуманитарной коммуникативистики в контексте социально-философского дискурса // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 63-65.
5. Философия коммуникации: проблемы и перспективы: монография / под ред. С. В. Клягина, О. Д. Шипуновой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 260 с.
6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 382 с.
PARADIGM OF COMMUNICATION SCIENCE IN PHILOSOPHICAL DISCOURSE
Aslanova Marina Teuvezhevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Saprykina Ekaterina Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor North-Caucasus Federal University in Stavropol [email protected]; [email protected]
The article states that the status of communication science as an academic discipline is still very uncertain. It is due to the fact that this notion doesn't only nominate a special scientific discipline, but it also acts as a collective name for a broad field of interdisciplinary researches, the total area of various directions, conceptions, theories in social and pertaining to the humanities scientific discourse of communication. The philosophical analysis of the phenomenon of communication helps to summarize and integrate existing knowledge about communication, make the foundation of science about communication.
Key words and phrases: philosophical discourse; communication; communication science; postnonclassical paradigm; existentialism; personalism; phenomenology; postmodernism.