Научная статья на тему 'Парадигма базового профессионального образования'

Парадигма базового профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манец Татьяна Владимировна

Рассматривается управленческий подход к формированию финансово-хозяйственного механизма развития базового профессионального образования, объединяющего методологию стратегического и финансового менеджмента. Проблемы финансирования профессионального образования объясняются с позиций теории человеческого капитала. Использование парадигмы базового профессионального образования позволит решить проблему противоречия инвестиций в общий и специфический человеческий капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадигма базового профессионального образования»

Т. В. Манец

ПАРАДИГМА БАЗОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается управленческий подход к формированию финансово-хозяйственного механизма развития базового профессионального образования, объединяющего методологию стратегического и финансового менеджмента. Проблемы финансирования профессионального образования объясняются с позиций теории человеческого капитала. Использование парадигмы базового профессионального образования позволит решить проблему противоречия инвестиций в общий и специфический человеческий капитал.

Через призму теории человеческого капитала профессиональное образование стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр политики многих государств в области образования.

Современная ситуация настоятельно диктует переход к новой парадигме базового профессионального образования (БПО), объединяющего три традиционных его компонента — начальное (НПО), среднее (СПО) и дополнительное профессиональное образование.

За последние 10 лет произошли заметные изменения в структуре профессионального образования — при снижении доли начального профессионального образования быстрыми темпами росла доля высшего образования (табл. 1). Так, численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 1995 г. увеличилась в 2,5 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования — с 23 до 41 %. В 2005 г. на 10 000 человек населения приходилось 480 студентов (в 1985 г.— 200, в 1995 г.— 189, в 2000 г.— 327).

На основании анализа работ современных отечественных ученых в области экономики образования, таких как Е. В. Ткаченко, А. Т. Глазунов, А. М. Новиков, В. А. Антропов и др., можно дать определение базового профессионального образования как первого профессионального образования, которое дает человеку возможность приступить к квалифицированному труду и обеспечивает его профессиональную и социальную адаптацию.

Таблица 1

Основные показатели развития профессионального образования

1995 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г.

Показатель тыс. % тыс. % тыс. % тыс. %

чел. к итогу чел. к итогу чел. к итогу чел. к итогу

Численность студентов (учащихся): 6410 100 8782 100 11 088 100 11 273,4 100

Всего

В том числе в учреждениях профессионального образования: начального 1689 26 1679 19 1604 15 1583,4 14

среднего 1930 30 2361 27 2600 23 2590 23

высшего 2791 44 4742 54 6884 62 7064 63

1995 г. 2000 г. 2004 г. 2005 г.

Показатель тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу

Прием В том числе в учреждения профессионального образования: 2278 100 3004 100 3332 100 3006,5 100

начального 928 41 845 28 783 23 778 26

среднего 669 29 867 29 890 27 854 28

высшего 681 30 1292 43 1659 50 1370 46

Выпуск В том числе из учреждений профессионального образования: 1718 100 1978 100 2487 100 2383 100

начального 841 49 763 39 708 29 703 30

среднего 474 28 580 29 703 28 684 29

высшего 403 23 635 32 1076 43 996 41

Система БПО выполняет две основные функции:

1) Функция социальной защиты. В современных условиях система БПО должна осуществлять социальную защиту молодых граждан, выбравших для себя эту образовательную линию, что позволит им обеспечить достойное вхождение во взрослую жизнь. При этом реализуется принцип общедоступности БПО, что крайне важно, поскольку большое количество обучающихся в этой системе — дети из малообеспеченных и неполных семей.

Кроме того, осуществляя подготовку и переподготовку безработных граждан и незанятого населения, система БПО выполняет важнейшую социальную задачу.

2) Экономическая функция, а именно — воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов этого уровня для предприятий и организаций абсолютно всех отраслей экономики страны.

В реальности достаточно часто наблюдаются попытки совместить первую и вторую функции (частично социально ориентированную, частично экономически ориентированную), особенно на уровне НПО.

Объединение СПО и НПО в систему БПО имеет ряд преимуществ: учет потребностей рынка труда, методическое обеспечение обеих систем, ликвидация «бесхозности» СПО в регионах, создание для них системы переподготовки педагогических кадров, координация региональных перечней профессий НПО и специальностей СПО, разработка единых региональных стандартов.

С теоретической точки зрения внедрение данной парадигмы позволяет рассматривать профессиональное образование как объект управления, объединяющий управление инвестициями в общий и специфический человеческий капитал. Целесообразно выделять профессиональное образование как общий человеческий капитал, инвестиции в который способствуют повышению производительности труда работника в равной степени на многих предприятиях, и как специфический человеческий капитал, инвестиции в который способствуют повышению производительности труда работающего на конкретном предприятии.

Из-за предпочтительности для фирмы инвестиций в специфический человеческий капитал, а для индивида — в общий человеческий капитал возникают проблемы в развитии профессионального образования:

1) отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что вызывает неудовлетворенность отечественных работодателей, формирует безработицу и делает систему образования неконкурентоспособной;

2) резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, не соответствующие реальным потребностям рынка труда;

3) неэффективность использования бюджетных ресурсов вследствие избыточной и некачественной подготовки специалистов по конъюнктурным, непрофильным для данного учреждения профессиям.

Внедрение парадигмы БПО требует изменения финансово-хозяйственного механизма развития профессионального образования.

Анализ источников позволил выделить три наиболее характерных подхода к определению понятия «финансово-хозяйственный механизм»:

1. Общеэкономический механизм, представляющий собой совокупность отношений, возникающих между участниками профессионального образования.

2. Микроэкономический механизм. Данный подход относит понятие экономического механизма к конкретной экономике и практической деятельности, которая реализуется через определенные формы, методы и средства.

3. Управленческий. Этот подход носит эклектичный характер, объединяя отношения, формы, методы и средства, обеспечивающие согласование интересов взаимодействующих субъектов. Таким образом, экономический механизм рассматривается как совокупность планирования, управления и материального стимулирования.

Управленческий подход, по нашему мнению, позволяет наиболее полно раскрыть экономическое содержание и сущность понятия финансово-хозяйственного механизма, учитывая специфику профессионального образования.

Таким образом, финансово-хозяйственный механизм системы базового профессионального образования можно определить как отношения, возникающие в совокупности организационных структур в процессе реализации конкретных форм, методов и средств управления, обеспечивающих потребность региона (предприятия) в кадрах с учетом интересов личности в базовом профессиональном образовании.

Данное определение позволяет нам рассматривать финансово-хозяйственный механизм системы базового профессионального образования как с точки зрения содержания экономических отношений, возникающих в процессе подготовки кадров, так и с точки зрения процесса их реализации в конкретных формах, методах и средствах управления на любом уровне его организации (федеральном, региональном, уровне отдельного учебного учреждения).

Используя методологию концепции стратегического менеджмента, структуру финансово-хозяйственного механизма сформируем на основе задач, которые необходимо решить при развитии БПО. В качестве основных задач, имеющих стратегическое значение, выступают:

- достижение динамического баланса между рынком труда и региональной системой БПО;

- создание и реализация эффективных механизмов управления качеством БПО;

- обеспечение доступности и эффективности предоставляемых образовательных услуг в системе БПО;

- формирование кадрового потенциала самой системы БПО, способного обеспечить новое качество, доступность, высокий престиж этой системы.

Необходимо остановиться на совокупности мер, позволяющих достичь решения данных задач.

Анализ мирового опыта составления прогнозных балансов спроса и предложения на рынках рабочей силы и профессионального образования свидетельствует о том, что существует три модели регулирования этих процессов.

Первая модель реализуется во Франции, Финляндии и других странах, где доминируют государственные меры по координации развития профессионального образования на основе прогнозирования рабочей силы. Ее основанием выступает положение об однозначной зависимости между объемами и качеством продукции, выпускаемой какой-либо отраслью экономики, и объемами и качеством необходимых для этого ресурсов (в том числе трудовых).

Вторая модель, характерная для стран с типично рыночной экономикой (Великобритания, Голландия и др.), предполагает рыночные механизмы регулирования кадрового спроса и предложения. В рамках этой модели профессиональное образование рассматривается как саморегулируемая система, способная к оперативной адаптации к рыночному спросу.

В ряде стран, реализующих этот подход, принята концепция широкопрофильной подготовки рабочих / специалистов, соответствующая (в актуальном плане или в перспективе) большому количеству рабочих мест в экономике страны (в противовес подготовке «под конкретное рабочее место»). При этом ориентация системы профессионального образования осуществляется на индивидуальный спрос (личность как заказчик образования).

Третью модель взаимоувязки кадрового спроса и предложения можно назвать смешанной или комбинированной, поскольку в ней сочетаются отдельные меры по плановому регулированию профессионального образования на основе прогнозов и мероприятия по формированию механизмов саморегуляции системы профессионального образования под рыночный спрос (Германия и США).

В Российской Федерации государственный заказ призван стать формой ответственности государства за эффективное использование бюджета на образование. Ключевая идея государственного заказа - замена административных форм управления профессиональным образованием на экономические. Для ее реализации требуется построить и внедрить систему новых принципов. В качестве таковых могут быть предложены:

1) отбор учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда;

2) введение экономических стимулов участия в заказе;

3) подготовка рабочих повышенного уровня образования и квалификации;

4) переход к договорным формам трудоустройства: выпускник - работодатель - учреждение профессионального образования;

5) определение ежегодного рейтинга каждого учреждения профессионального образования с учетом исполнения государственного заказа.

Заказчиком кадров выступает бюджетодатель, который заключает государственный контракт с учреждением профессионального образования — победителем открытого конкурса. Стимулирование участников государственного заказа предлагается

осуществлять путем введения норматива финансирования государственного заказа (НФГЗ).

Одновременно должен быть использован механизм целевой контрактной подготовки рабочих и специалистов. Цель данного механизма аналогична и направлена на более полное удовлетворение потребностей предприятий, организаций в работниках необходимых профессий, специальностей, квалификаций.

Не менее важная задача — это качество подготовки рабочих кадров и специалистов.

Необходимым условием обеспечения качества профессионального образования является участие работодателей в его оценке. Данное направление деятельности будет реализовано в форме сертификации профессиональных квалификаций выпускников, т. е. оценки соответствия качества подготовки специалистов требованиям профессиональных стандартов, разработанных совместно с работодателями.

Решение третьей задачи — обеспечение доступности и эффективности образовательных услуг связано с совершенствованием самой системы начального и среднего профессионального образования. В первую очередь это касается перехода на нормативное финансирование, отраслевую систему оплату труда, социальную поддержку обучающихся в учреждениях профессионального образования.

В сравнении с объемами подушевого финансирования образования в развитых странах (Минобрнауки РФ называет среднюю цифру — 11 тысяч долларов на «душу» в год) Россия, с ее финансированием в объеме около одной тысячи долларов (табл. 2), отстает от мирового уровня.

Таблица 2

Расходы на начальное профессиональное образование в расчете на 1 учащегося в 2001-2005 гг.,1р.

(с учетом коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг)

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05

3956,35 4992,19 5573,25 7023

Москва с 2007 г. первой из субъектов Федерации переходит на нормативное подушевое финансирование начального и среднего профессионального образования. Принято постановление правительства Москвы (16 мая 2006 г.), которым установлены нормативы затрат по различным типам колледжей исходя из ресурсоемкости различных групп профессий.

На наш взгляд, формирование нормативов необходимо проводить на основе использования метода маржинальных издержек. Он базируется на методе определения неполной себестоимости, которая в научной литературе получила название «direct-costing».

Использование данного метода не вызовет больших дополнительных затрат, если изначально в учете все издержки будут делиться на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные), к тому же в учреждениях БПО они часто совпадают с прямыми и косвенными затратами, и в то же время поможет при решении дополнительных управленческих задач. К таким задачам можно отнести:

— сравнение различных образовательных программ по уровню рентабельности;

— расчет минимально допустимого числа учащихся по каждому виду образовательных программ;

— расчет планируемой прибыли по внебюджетной деятельности при изменении показателей объемов оказываемых услуг, затрат, цен на услуги.

Реализация четвертой задачи — формирования кадрового потенциала для системы начального и среднего профессионального образования, способного обеспечить новое качество подготовки, также возможно только при участии предприятий.

Таким образом, основным управленческим механизмом реализации парадигмы БПО становится социальное партнерство, которое с финансовой точки зрения предполагает использование многоканального финансирования. Профессиональное образование не может дальше развиваться как замкнутая система, поэтому парадигма БПО позволяет рассматривать его как открытую систему, развитие которой учитывает потребности всех участников.

Список литературы

1. Антропов, В. А. Организация управления подготовкой кадров промышленности / В. А. Антропов ; науч. ред. А. Д. Выварец. Екатеринбург : УГТУ, 1995. 308 с.

2. Г импельсон, В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда / В. Г импельсон // Вопр. экономики. 2004. № 3. С. 76-94.

3. Дырин, С. П. Состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современных предприятиях / С. П. Дырин // Интеграция образования. 2005. № 3. С. 61-65.

4. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России / под ред. В. Кабалиной, С. Кларка. М., 1999.

5. Нестерова, Д. В. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России : науч. докл. № 99/04 / Д. В. Нестерова, К. З. Сабирьянова. М. : EERC, 1998.

6. Россия в цифрах, 2006 : кр. стат. сб. М. : Росстат, 2006. 462 с.

7. Труд и занятость в России, 2005 : стат. сб. / Росстат. М. : Статистика России, 2006.

8. Чеботарев, Н. Ф. Человеческий капитал — неотъемлемый фактор экономического роста / Н. Ф. Чеботарев // Маркетинг. 2005. № 4. С. 12-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.