_
Самуэльссон И.П., Вагнер Д.Т., Одегаард Э.Э.
Пандемия коронавируса и уроки, извлеченные в дошкольных учреждениях Норвегии, Швеции и США: политический форум OMEP*
Самуэльссон Ингрид Прамлинг1, Вагнер Джудит Т.2, Одегаард Элин Эриксен3
1 Департамент образования, коммуникации и обучения, Гётеборгский университет, Гётеборг, Швеция; 2 Почетный профессор образования и развития детей, детская школа Бродоукс, Уиттиер, Калифорния, США; 3 Исследовательский центр KINDknow, Университет прикладных наук Западной Норвегии, Берген, Норвегия
Новый коронавирус, также известный как COVID-19, быстро распространился по всему миру в 2020 году. В этой статье рассказывается о недавних последствиях пандемии для дошкольного образования в Швеции, Норвегии и США. Авторы иллюстрируют влияние пандемии на дошкольные учреждения в своих странах на фоне частых изменений показателей инфицирования и смертности, эпидемиологического понимания правительственных стратегий и стратегий смягчения последствий закрытия дошкольных учреждений. Педагоги рассказывают о своем опыте и действиях в дошкольных учреждениях в конкретных условиях трех национальных контекстах. Эти эмпирические выкладки определяют приоритеты программы, реакцию родителей и детей, а также приверженность и озабоченность педагогов. Это обсуждение выявляет культурно обусловленные сходства образовательных практик в раннем детстве, но также и различия между национальными системами образования. Педагоги рассказывают о своих проблемах и трудностях, но также и о пользе для своей практики и о том, как они взаимодействуют с детьми и их семьями. Также обсуждаются предложения о готовности к таким пандемиям в будущем. Ключевые слова: дошкольное учреждение, пандемия, новый коронавирус, COVID-19. Для цитирования: Самуэльссон И.П., Вагнер Д.Т., Одегаард Э.Э. Пандемия коронавируса и уроки, извлеченные в дошкольных учреждениях Норвегии, Швеции и США: политический форум OMEP* // Современное дошкольное образование. - 2020. - №5(101). - С. 68-79.
Введение
В конце декабря 2019 года - начале января 2020 года очень заразный новый вирус поразил жителей Уханя, Китай. Для многих людей вирус изначально казался далекой угрозой, не имеющей большого значения за пределами непосредственной области, в которой он появился. Однако на фоне предупреждений со стороны мировых и национальных чиновников здравоохранения и других ученых вско-
* Pramling Samuelsson, I., Wagner, J.T. & Eriksen 0degaard, E. The Coronavirus Pandemic and Lessons Learned in Preschools in Norway, Sweden and the United States: OMEP Policy Forum. IJEC 52, 129-144 (2020). https://doi.org/1 0.1 007/s1 31 58-020-00267-3
Публикуется с любезного разрешения журнала International Journal of Early Childhood.
ре стало очевидно, что этот вирус, известный как новый коронавирус, или COVID-19, представляет собой глобальную угрозу здоровью, экономической стабильности и образованию, а также грозит многими другими экономическими последствиями для отдельных людей и обществ. Эта статья представляет собой краткий обзор ситуации в трех странах и первоначального воздействия на дошкольные учреждения с точки зрения педагогов и управленцев в тот период, когда все три страны начали ослаблять усилия по смягчению последствий COVID-19.
Поскольку вирус распространился по всему земному шару зимой и весной 2020 года, авторы пообщались с коллегами из Швеции, Норвегии и США, чтобы обсудить послед-
The Coronavirus Pandemic and Lessons Learned in Preschools in Norway, Sweden and the United States: OMEP Policy Forum
Ingrid Pramling Samuelsson1, Judith T. Wagner2, Elin Eriksen 0degaard3
1 Department of Education, Communication and Learning, Gothenburg University, Box 300, 405 30 Gothenburg, Sweden;
2 Emerita Professor of Education and Child Development, Broadoaks Children's School, Whittier, CA, USA;
3 KINDknow Research Center, Western Norway University of Applied Sciences, Bergen, Norway
The novel coronavirus, also known as COVID-19, has moved rapidly across the world in 2020. This article reports on the recent consequences of the pandemic for early childhood education in Sweden, Norway, and the United States. The authors illustrate the effects of the pandemic on preschools in their countries, against a backdrop of frequent changes in infection and mortality rates, epidemiological understandings, government strategies, and mitigation strategies regarding preschool closures. Teachers report their experiences and actions in specific early childhood education settings, across the three national contexts. These experiential snapshots identify program priorities, parents' and children's reactions, and the commitment and concerns of teachers. The conversations reveal culturally situated similarities of early childhood educational practices but also differences across contexts. Teachers report on the challenges of their experiences but also benefits for their practice and how they engage with children and their families. Ideas about future preparedness for such pandemics are also discussed.
Keywords: preschool, pandemic, novel coronavirus, COVID-19.
For citation: Samuelsson I.P., Wagner J.T., 0degaard E.E. (2020) The coronavirus pandemic and lessons learned in preschools in Norway, Sweden and the United States: OMEP Policy Forum. Preschool Education Today. 5:14, 68-79 (in Russian).
Ingrid Pramling Samuelsson ingrid.pramling@ped.gu.se Judith T. Wagner jwagner@whittier.edu Elin Eriksen 0degaard eeo@hvl.no
ствия пандемии для дошкольных учреждении в их странах. На фоне частых изменении показателей инфицирования и смертности, эпидемиологического понимания, предлагаемых или требуемых стратегий смягчения последствий, включая государственную политику в отношении закрытия школ, наши информанты для этой статьи поделились своим опытом, а также дополнительным опытом других специалистов в области раннего детства. Эти отчеты представляют собой своеобразные «скриншоты» программных приоритетов и действий, реакции родителей и детей, а также обязанностей и проблем педагогов.
Эти дискуссии выявили сходство и различия между национальными контекстами, восприятием педагогами проблем и преимуществ различных стратегий смягчения последствий, а также представлением педагогов о готовности к будущему.
В этой статье мы используем термин «дошкольное учреждение» для обозначения всех центров дошкольного образования и ухо-
да за детьми в возрасте от рождения до поступления в школу. Мы также используем термин «учитель» в этой статье для обозначения воспитателей, сертифицированных дошкольных педагогов и других сотрудников, которые присматривают за детьми в дошкольных учреждениях.
Обзор мер реагирования на пандемию в трех странах
В течение первых нескольких месяцев пандемии меры по борьбе с вирусом в Швеции, Норвегии и США дают представление о социальном, политическом и образовательном ландшафте в каждой стране и о влиянии на родителей, детей и воспитателей дошкольного образования. И Швеция, и Норвегия реали-зовывали национальную политику, подчеркивая важность совместной работы для общего блага (dugnad по-норвежски), но делали это совершенно по-разному. Правительство США разработало добровольные принципы, но не
национальные нормативные акты, что привело к разрозненной политике и практике по всей стране.
Швеция ввела наименьшее количество ограничений, полагаясь, прежде всего, на то, что ее граждане будут следовать правительственным принципам в отношении социального дистанцирования и размера группы, чтобы избежать нагрузки на национальную систему здравоохранения. По возможности люди работали дома. Посещение пожилых людей в домах престарелых было запрещено. Средние школы и университеты перешли на онлайн-обучение; но дошкольные учреждения и начальные школы оставались открытыми с небольшими изменениями в распорядке дня, за исключением внимания к чистоте в помещениях и к таким практикам, связанным со здоровьем, как чихание в собственный рукав и частое мытье рук. При небольшом количестве закрытых предприятий и разном уровне соблюдения правил социального дистанцирования повседневная жизнь в Швеции оставалась почти такой же, как обычно.
норвежская политика была более жесткой, чем шведская, с общенациональной «блокировкой», с закрытием дошкольных учреждений, школ и мелких предприятий по всей стране. По возможности норвежцы работали дома, и их призывали ходить пешком или ездить на велосипедах, а не пользоваться общественным транспортом. Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на медицинское обслуживание в менее населенных районах, гражданам было запрещено выезжать из мест своего основного проживания на отдых в горы или на море. В целом граждане прислушивались к настойчивым увещаниям короля и премьер-министра серьезно отнестись к ситуации и следовать приказам об изоляции. Повседневная жизнь сильно изменилась.
В США правительственные чиновники разработали серию часто меняющихся добровольных принципов относительно социального дистанцирования, размера групп и масок; но фактические политические решения были оставлены в основном на усмотрение штатов и местных органов власти. Во многих местах повседневная жизнь осталась в основном неизменной; но в других социальная и рабочая жизнь изменилась быстро и радикально. Дошкольное учреждение, описанное в этой статье, находится в Калифорнии, где далеко идущие ограничения первоначально включали обязательную самоизоляцию дома в некоторых населенных
пунктах и закрытие всех мелких предприятий и школ. Дошкольным учреждениям разрешалось брать детей работников основных предприятий (например, больниц, организаций поставок продуктов питания и общественного транспорта), если они могли реализовать стратегии смягчения последствий заболеваний, такие как меньшее количество детей в классе, отсутствие взаимодействия между детьми в разных классах и запрет на посещение родителями дошкольных учреждений.
Как в Норвегии, так и в Швеции дети имеют право на образование и уход в раннем детстве с младенческого до школьного возраста. Дошкольное образование не считается правом в США, где лишь небольшой процент дошкольных учреждений полностью финансируется местными, государственными или национальными органами власти. Это различие имеет важное значение, поскольку основанная на правах человека позиция дошкольного образования обусловливает необходимость держать дошкольные учреждения открытыми в максимально возможной степени в Швеции и Норвегии. Однако такого обязательства не существует в США, где дискуссии о возобновлении работы школ часто сосредоточены прежде всего на том, чтобы позволить родителям вернуться на работу, чтобы возобновить разрушенную экономику и уменьшить влияние пандемии на национальные выборы, запланированные на ноябрь 2020 года.
Во всех трех странах уровень серьезных заболеваний и смертности был самым высоким среди пожилых людей, а также среди лиц с сопутствующими заболеваниями.
В Швеции и Норвегии наблюдались некоторые потери рабочих мест и экономические последствия, но результаты были наиболее драматичны в США. Предыдущие исследования зафиксировали негативное воздействие экстремальных явлений, включая эпидемии, смерти, закрытие школ и потерю контакта с лицами, осуществляющими первичный уход, на общее благополучие, психическое и физическое здоровье и результаты обучения маленьких детей (например, de Walque, 2011). Недавние исследования показали, что последствия закрытия школ остаются неясными и что другие стратегии смягчения последствий могут быть более эффективными сами по себе или в сочетании с закрытием школ (Утег et а1., 2020). Исследования также позволили получить представление о реакции
детей на возобновление работы школ после эпидемии (например, Rao, 2006). Исследования немедицинских последствий нынешней пандемии для детей младшего возраста еще не проводились. Однако разумно предположить, что как общее воздействие пандемии на общество, так и конкретное воздействие закрытия дошкольных учреждений, скорее всего, затронут детей, специалистов в области дошкольного образования и семьи сразу же и в будущем.
В нижеследующих разделах отчета одного из дошкольных учреждений Швеции основное внимание уделяется первоначальному плану антикризисных действий, правительственным ограничениям в отношении руководящих указаний для дошкольных учреждений и усилиям персонала по обеспечению баланса между своими профессиональными обязанностями и заботой о собственном здоровье и здоровье своих семей. В норвежском отчете основное внимание уделяется стратегиям возобновления работы и повышению квалификации персонала. В отчете из Калифорнии основное внимание уделяется созданию виртуальных классов и протоколам дистанционного обучения, чтобы уделять все большее внимание академическим результатам в раннем образовании.
Швеция: отчет директора дошкольного учреждения
Этот отчет из Швеции основан в первую очередь на информации, полученной от директора дошкольного учреждения, финансируемого государством, где родители и учителя разделяют ответственность за общую организацию и управление школой и где родители часто работают вместе с персоналом, планируя и осуществляя повседневную деятельность и присмотр за детьми. Когда серьезность пандемии стала очевидной, первоочередной задачей дошкольного учреждения стала работа с персоналом и родительским консультативным советом для разработки подробного плана действий в кризисной ситуации. Предполагалось, что люди будут уделять больше внимания руководящим принципам на ранних этапах национальных ответных мер, поэтому они хотели действовать быстро. Цель состояла в том, чтобы создать условия для предотвращения проникновения вируса в дошкольное учреждение и быть готовым уменьшить его распространение, если ему удастся проникнуть.
Подход заключался в том, чтобы начать с жесткого контроля, а затем ослабить его, насколько позволяла ситуация, а не наоборот.
По словам учителей, родители представляют дошкольное учреждение как безопасный мир, в котором дети всегда будут в безопасности, несмотря ни на что, поэтому сотрудники поняли, что им необходимо немедленно устранять потенциальные риски, связанные с очень заразным вирусом. Они также признали, что члены школьного сообщества, как и общество в целом, придерживаются разных взглядов на кризис и на то, как с ним следует справляться.
План предусматривает фундаментальные изменения в уровне участия родителей, протоколах охраны здоровья и санитарии, структуре набора учащихся и роли учителей. Сотрудники пересматривают план каждые две недели, внося изменения в случае появления новых директив от Агентства общественного здравоохранения Швеции (см.: https://www.folkhalsomyndigheten. se/the-public-healt h-agency-of-sweden/) или если они найдут лучшие способы сделать дошкольную среду еще более безопасной.
Этот план обеспечивает максимально последовательную повседневную жизнь детей в дошкольном учреждении, за исключением того, что учителя должны были говорить с детьми о пандемии, дети должны соблюдать более строгие правила гигиены, а их традиционное итоговое мероприятие в конце учебного года будет проводиться без аудитории. Однако план жестко ограничивает присутствие родителей в дошкольном учреждении, создавая очевидное противоречие с основной философией и практикой взаимодействия с родителями.
Когда школа представила план, она призвала родителей понять, почему эти изменения необходимы, соблюдать правила и предвидеть изменения в процессе. Изначально они ожидали, что родители, находящиеся в отпуске или работающие на дому, будут оставлять своих детей дома вместе с ними. Они также хотели, чтобы дети оставались дома, если их родители или братья и сестры были больны. Однако оказалось, что дошкольные учреждения не имеют права настаивать на том, чтобы дети оставались дома ни в том, ни в другом случае. В директивах Национального агентства по образованию и здравоохранению подчеркивалось, что дети должны посещать школу, если они не болеют, потому что дошкольное образование является таким важным аспектом их раннего развития, а также неотъемлемым правом детей и их семей.
Посещаемость и штатное расписание
В течение первых двух недель по плану многие дети оставались дома. Со временем посещаемость стала почти нормальной, даже для детей, чьи родители были дома. К счастью, персонал дошкольного учреждения оставался в добром здравии. Однако с самого начала было очевидно, что некоторые сотрудники и стажеры испытывают стресс и беспокойство. Регулярные собрания персонала давали им возможность открыто говорить о рисках, связанных с поездкой в центр и обратно на поездах и автобусах, а также о возможности заражения вирусом в результате тесного контакта с детьми, которые могли быть его носителями. Они также беспокоились о передаче вируса домой своим семьям.
Обсуждение этих опасений позволило сотрудникам подбадривать и поддерживать друг друга. Некоторые сотрудники считали, что их право на самозащиту, по сути, противоречит праву детей и родителей на дошкольное образование. Однако они также понимали, что дошкольное образование необходимо для развития детей и особенно важно в кризисные времена. Поэтому, руководствуясь профессиональной этикой, директор сказала: «Как и другие воспитатели детей младшего возраста по всей стране, мы делаем то, что должны делать для детей и для нашего общества».
Норвегия: отчет дошкольного учреждения
Дошкольные учреждения закрылись, когда начались национальные карантинные меры, чтобы предотвратить распространение болезни. В соответствии с соглашениями с муниципальными бригадами по чрезвычайным ситуациям, только детям работников основных предприятий разрешалось посещать занятия. Поддержание связи с детьми и родителями было главным приоритетом во время карантина, также уделялось дополнительное внимание детям с особыми потребностями и семьям, которые выражали обеспокоенность по поводу благополучия своих детей. Многие учителя транслировали видео из своих дошкольных учреждений по созданным ими частным медиа-каналам. Некоторые приложили дополнительные усилия.
Например, накануне Пасхи учителя одного дошкольного учреждения ходили к домам детей, одетые в костюмы пасхальных кроли-
ков, чтобы помахать им через окна. Учителя и администрация дошкольных учреждений часто встречались, следуя рекомендациям по социальному дистанцированию, чтобы поддерживать и подбадривать друг друга, участвовать в обучении без отрыва от производства и разрабатывать планы на случай непредвиденных обстоятельств для возобновления работы. Описывая свой опыт, они часто упоминали важность дошкольного образования как почти универсального аспекта детства и как права, которое должно быть сбалансировано с необходимостью защиты специалистов в области раннего детства от нового и непредсказуемого врага, такого как COVID-19.
Отчет городского дошкольного учреждения
Сотрудники продолжали работать во время карантина. Они по очереди присматривали за небольшим количеством детей работников основных предприятий на местах, пытаясь сделать ситуацию для них как можно более нормальной. В то же время педагоги должны были научиться использовать цифровое руководство персонала, цифровые уведомления и различные онлайн-платформы и приложения. Они создали короткие видеоролики, в которых они поют и читают детям сказки. Сотрудники также разговаривали со всеми детьми и родителями по крайней мере один раз во время 6-недельного карантина и чаще звонили тем, кто хотел больше общения или нуждался в нем. Они связались со службой защиты детей и медицинским центром по поводу детей и семей, нуждающихся в дополнительном внимании и поддержке.
Однако с самого начала они также были заинтересованы в возобновлении работы. Им нужно было выработать общее понимание требований органов здравоохранения и способов их выполнения. Педагоги встретились с представителями профсоюзов и родительского комитета. Они прошли курс инфекционного контроля. Педагоги проводили сеансы рефлексии, чтобы обсудить свои мысли и чувства по поводу ситуации, как каждый из них справляется, и свои стратегии по удовлетворению потребностей детей и семей. Они делились информацией о каждом ребенке, чтобы убедиться, что они уделяют внимание им всем с помощью различных коммуникационных стратегий.
Педагоги отрабатывали различные сценарии возобновления работы. Они обсуждали,
что будут делать, если сотрудник или родитель ребенка заразится; как они будут помогать детям следовать новым правилам гигиены и дистанцирования; что они будут делать, если детям не понравится группа, в которую они были включены; как они будут обсуждать пандемию с детьми и как справятся, если учитель заболеет и не сможет работать. Они составили графики работы на дому и на месте, распределив обязанности между сотрудниками.
Возобновление работы
После 6 недель изоляции органы здравоохранения и политические лидеры объявили, что дети и персонал могут безопасно вернуться в дошкольные учреждения, прежде всего потому, что в то время считалось, что COVID-19 очень редко поражает детей, даже если они являются носителями.
Поначалу многие родители высказывали сомнения по поводу этого решения. Более 15 000 человек присоединились к группе в Facebook под названием «Мой ребенок не должен быть подопытным кроликом для COVID-19». В ответ уполномоченный по правам ребенка в Норвегии Инга Бейер Энг сделала решительное заявление по телевидению в прайм-тайм: «Я хотела бы сказать родителям, что сейчас очень важно, чтобы вы руководствовались фактами, а не страхами. И чтобы вы сохраняли хладнокровие и прислушивались к советам профессионалов». Она рекомендовала семьям, в которых есть люди с хроническими заболеваниями, проконсультироваться с врачом, прежде чем принимать решение о возвращении детей в школу. Очевидно, ее замечания были достаточно убедительными, потому что большинство детей вернулись, как только дошкольные учреждения снова открылись.
Органы здравоохранения и образования ввели правила безопасности для дошкольных учреждений, в которых главными приоритетами являются следующие три основных аспекта деятельности:
1. Больные люди (дети, учителя, родители) не должны находиться в дошкольном учреждении.
2. Всегда помнить о гигиене.
3. Уменьшить частоту контактов между людьми.
Дошкольные учреждения должны были осуществлять несколько медицинских протоколов. Дети были разделены на небольшие
группы, называемые когортами. Соотношение взрослых и детей сначала было довольно строгим, а затем постепенно стало более гибким. Первоначально на каждых трех детей в возрасте до трех лет приходился один взрослый; но после первых 9 недель соотношение изменилось до 1:5. Дети от 3 до 6 лет изначально были в группах по шесть человек с одним взрослым, но это соотношение также стало более гибким через несколько недель.
Норвежское Управление образования и профессиональной подготовки установило следующие правила для персонала при возобновлении работы дошкольных учреждений:
• Соблюдать дистанцию не менее 1 метра от коллег из других когорт.
• Ограничить физический контакт с детьми и персоналом во время встреч и перерывов.
• По возможности использовать видеоконференции вместо личных встреч с коллегами.
• Избегать рукопожатий и объятий.
• Избегать ношения украшений для рук.
• После каждого использования тщательно протирать общие планшеты, компьютеры и клавиатуры.
• Уделять особое внимание гигиене на кухнях и в местах приема пищи.
• По возможности ограничить пользование общественным транспортом до места работы и обратно.
• Персонал, работающий в нескольких дошкольных учреждениях, должен проходить обучение и получать обновленную информацию о протоколах на каждом объекте. По возможности следует избегать работы в нескольких местах в один и тот же день.
Когда пришло время вновь возобновить работу, один учитель сказал: «Я чувствовал себя хорошо подготовленным. Первый день был хорошим днем для детей и для меня, несмотря на перемены». Учебный день был сокращен, и все сотрудники были готовы удовлетворить требования к ограниченному размеру группы и более низкому соотношению взрослых и детей. Все дети приезжали в одно и то же время, что для них было новым, поскольку раньше время прибытия было довольно гибким. Родители прощались с ними у ворот, а не в самом здании, как обычно.
Тем не менее дети, казалось, были счастливы вернуться в дошкольное учреждение, быстро адаптировались к своим новым группам и с энтузиазмом пытались следовать новым
правилам безопасности, таким как частое использование дезинфицирующих средств для рук и не посещать другие когорты, чтобы навестить друга. Чтобы помочь облегчить социальное дистанцирование, учителя как можно чаще водили свои группы в близлежащий парк или на природу.
Признавая технические трудности, связанные с введением ограничений, преподаватели также отметили преимущества небольших групп. Они отметили, что у них теперь стало более продолжительное и частое общение с каждым ребенком и что они могут делать даже больше, чем обычно, чтобы следовать за идеями и предложениями детей. Например, после водных игр дети захотели больше узнать о разных видах лодок. Учитель отметил: «В ситуации малой группы мне удалось довольно быстро собрать материалы, чтобы дети могли построить свои собственные лодки и развить интерес к плавсредствам, особенно к подводным лодкам».
Несмотря на их общее позитивное отношение к работе с меньшими группами и дистанцированию одной группы от другой, некоторые проблемы все же возникли.
Например, учителя задаются вопросом, как ежедневные игры с несколькими детьми повлияют на их социальное развитие и навыки выживания. Они пытаются проанализировать, правильно ли они поступили, когда распределяли детей по когортам. Они также признались, что испытывали некоторый стресс, потому что теперь у них было меньше времени на планирование и подготовку. Педагоги также беспокоятся об обеспечении занятий, когда один или несколько учителей отсутствуют. В результате они предложили объединять когорты в «отделы», включающие две-три группы. Педагоги решили ослабить границы между группами, чтобы дети могли иногда присоединяться к друзьям из других групп, особенно когда находятся на улице.
Многие родители выразили свою благодарность учителям, сказав, что они уверены в том, что их дети в дошкольном учреждении находятся в максимальной безопасности.
Один из учителей признался, что во многих отношениях недели, прошедшие с момента возобновления работы, казались необычными: «Мы держимся на расстоянии от коллег, мы тщательно моем руки, мы машем родителям через ворота, а не разговариваем с ними, и мы напоминаем детям о новых «правилах», которым они должны следовать. Но в самом важ-
ном отношении ничего не изменилось. Мы остались командой педагогов, которые дорожат своим временем с детьми. Мы выполняем свои профессиональные обязательства перед детьми, их семьями и норвежским обществом».
США: отчет о виртуальном обучении в дошкольном учреждении и детском саду
В отличие от Швеции и Норвегии, США не проводят целостную национальную политику в борьбе с пандемией, оставляя принятие решений в основном каждому штату. В Калифорнии практически все начальные, средние и высшие школы закрылись после того, как в штате вступили в силу постановления о пребывании на дому, и оставались закрытыми до конца учебного года.
Дошкольным учреждениям разрешается обслуживать детей «основных работников» (по-разному определяемых в штате) при условии, если они отвечают руководящим принципам общественного здравоохранения и лицензирования, таким как строгие протоколы дезинфекции; ограничение классов до 10 детей под присмотром учителей, которые не работают с другими когортами; запрет детям вступать в контакт со сверстниками из другого класса; социальное дистанцирование не менее 1,83 м (6 футов). Большинство частных некоммерческих, коммерческих и спонсируемых церковью дошкольных учреждений, которые существуют на доходы от обучения, были вынуждены закрыться, потому что они не могут соответствовать требованиям и/или потому что родители не могут продолжать платить за обучение.
Многие из этих школ в настоящее время сталкиваются с реальностью, что возобновление работы будет проблемным, если социальное дистанцирование и ограничения на размер класса останутся в силе гораздо дольше, в результате чего низкооплачиваемые работники будут обращаться за государственной помощью.
Broadoaks School of Whittier College в Лос-Анджелесе - это частная некоммерческая школа с круглогодичным обучением детей от дошкольного возраста до 8-го класса. Как учреждение, зависящее от платы за обучение, руководство довольно быстро поняло, что им нужно сделать что-то экстраординарное, чтобы сохранить качество программ и стабилизировать зачисление учащихся.
Виртуальное обучение дошкольников
В настоящее время данное дошкольное учреждение является одним из немногих в штате (и, возможно, по всей стране), предлагающих 3 часа онлайн-обучения в режиме реального времени в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет в соответствии с обычными схемами посещаемости (2, 3 или 5 дней в неделю). Последовательный распорядок дня включает в себя музыку и двигательную активность, время для развития речи, общую моторику, свободное время, а также упражнения по обучению грамоте, наукам и математике под руководством учителя для достижения целей дошкольного образования в области развития и обучения. Учителя отправляют по электронной почте подробную информацию о занятиях в виртуальном классе и ожидаемых результатах обучения. В таблице 1 приведен пример того, что родители получили за 1 день обучения:
Таблица 1. Занятия в виртуальном классе для дошкольников
Виртуальный урок (Zoom Lessons) 18 мая 2020 г.: большой объем / ключевой показатель развития: язык, грамотность и общение
Деятельность / Ключевой показатель развития Описание / Идеи материалов а
Понедельник. Укрась свое письмо Ключевой показатель развития №27. Понятия о печати: дети демонстрируют знания об экологической печати Словарь. Начальный, буквенный, контурный Вопросы. Какая первая буква твоего имени? Как ты будешь украшать первую букву своего имени? Не мог бы ты украсить его как-то по-другому? Описание. Дети будут украшать первую букву своего имени, используя различные художественные материалы. Идеи материалов. Объемные буквы их имени, письменные принадлежности, клеящие стержни и различные художественные материалы, такие как наклейки, обрывки бумаги, помпоны, перья и т.д. Дополнительное задание. Украсить остальные буквы вашего имени.
a Идеи материалов - это просто предложения. Не стесняйтесь использовать все, что у вас есть под рукой. Если вы сомневаетесь, спросите вашего ребенка. У детей есть отличные идеи!
Учителя также создали частный канал на YouTube, где они представляют занятия по языку, STEM и общественным наукам, которые родители могут использовать вместе со своими детьми, чтобы расширить свой опыт в вирту-
альном классе. Учителя недавно добавили на этот ресурс ролевую игру. На первом занятии учительница попросила детей присоединиться к ней, сыграв роли врачей. Она предложила им взять куклу или мягкую игрушку в качестве пациента и использовать игрушки или кухонные принадлежности в качестве воображаемых термометров, стетоскопов и других предметов, необходимых врачам. Учителя планируют развивать идеи и предложения детей, добавляя больше игр в свою видеотеку YouTube.
Дистанционное обучение в детском саду
В Калифорнии дети в возрасте 5-6 лет посещают первый класс начальной школы, называемый детским садом. В период карантина, вызванного пандемией, виртуальный детский сад работает ежедневно с 9:00 до 14:30 с перерывами на игры, перекусы и обед. Поскольку такие маленькие дети нуждаются в поддержке взрослых для онлайн-обучения, родители получают подробные ежедневные планы, загружаемые материалы и ссылки на множество дополнительных соответствующих возрасту ресурсов по различным областям обучения. Школа создала архив виртуальных сеансов, родители в любой момент могут с ним ознакомиться. В таблице 2 представлен пример плана на 1 день, включая ссылки на созданные учителями учебные мероприятия, а также он-лайн-материалы из множества других ресурсов. описания материалов, доступных по этим ссылкам, выделены курсивом.
Таблица 2. Информация для родителей о деятельности виртуального класса в детском саду
Расписание дистанционного обучения в детском саду
Если вы не можете получить доступ к печатной копии какого-либо задания, ваш ребенок может завершить работу на бумаге или вы можете снять видео, на котором ваш ребенок объясняет работу, и отправить его по электронной почте. Вот ссылка для тех, кто не может присутствовать на Zoom-конференции в режиме реального времени.
Ссылка на документ Google с 24 слайдами, подробно описывающими действия родителей и детей за 5 дней. Дополнительные ссылки на слайдах предоставляют информацию и материалы о занятиях по обучению грамоте и математике в плане.
План на понедельник 18/05/2020
9:00-9:45
9:45-10:15
10:15-11:00
11:00-11:30
11:30-12:15
12:15-1:00
1:15-2:00
2:00-2:30
Утреннее сообщение (слайд 2) Ссылки на слайде: (1) письмо родителям, объясняющее важность беглого чтения, что такое беглость чтения, почему это важно; (2) ссылка на отрывок для чтения (у стоматолога), который ребенок может прочитать с помощью родителей; (3) дополнительная информация для родителей о важности повторения и практики чтения.
Раздаточный материал по теме «Стоматолог» (по желанию) Учителям ничего отправлять не нужно
Перерыв - тренируйте речь ребенка в офлайн-режиме, используйте карточки по математике или поработайте над чтением.
Группа по чтению и материалы (слайд 22) Ссылки на слайде - на сайт коммерческой цифровой библиотеки, используемой школой и каждым классом. У каждого ребенка есть почтовый ящик с книгами для совместного чтения с родителями, а также вопросы на понимание прочитанного.
Учителям ничего отправлять не нужно
«Мастерская писателя» (слайд 3) Ссылки на слайде: (1) объяснение для родителей идей семинара «Как писать рассказы»; (2) видео, на котором учитель читает сборник рассказов «Каждый может научиться ездить на велосипеде»;
(3) рабочий лист, чтобы ребенок мог нарисовать и / или написать свой рассказ;
(4) лист упоминания важных слов, связанных с историями «Как сделать» (например, сначала, затем, потом, наконец). Материалы, разъясняющие написание рассказов «Как сделать»; писчая или линованная бумага; список употребляемых слов (необязательно); и карандаш.
Первое онлайн-занятие
Педагог детского сада в течение нескольких дней подготовила первое онлайн-занятие для 20 детей в возрасте 5-6 лет. Родителям были разосланы инструкции, как присоединиться к Zoom-конференции в назначенное время. Учительница понимала, что виртуальный класс станет новым опытом для всех и что дети будут очень рады видеть своих друзей, поэтому она решила начать с любимых песен и рассказов.
Момент настал. Началась Zoom-конферен-ция. Сразу же появились изображения 11 детей, свидетельствующие о том, что их родители успешно вошли в систему. Дети начали визжать и махать друг другу руками, заглушая попытки учителя объяснить, как пользоваться кнопкой отключения звука и говорить по очереди. Постепенно, один за другим, к занятиям присоединились и другие дети. Как только
на экране появлялось новое лицо, дети снова начинали визжать и кричать «Привет». К тому времени, как учитель электронным способом «закрыл дверь» в виртуальный класс, прошло целых 15 минут.
К этому времени некоторые дети уже прыгали на диване, катались по полу или приводили в «класс» своих питомцев, часто игнорируя указания родителей успокоиться и слушать учителя. Брат одного ребенка прогуливался перед камерой в одних трусах, вызывая смех детей - по крайней мере, тех, кто обращал на него внимание. Когда занятие закончилось, учительница чувствовала себя так, как будто она преподавала часами, а не 45 минут. Ее позабавило безудержное возбуждение детей от того, что они снова увидели друг друга. Она сочувствовала разочарованию родителей поведением своих детей. Она понимала, что на будущих занятиях ей придется самой управлять микрофонами. Она сказала: «Это был полный хаос, но я была так счастлива снова увидеть детей».
Ситуация быстро улучшилась, когда учитель и дети приспособились к дистанционному обучению. Учитель соблюдает общешкольное требование записывать все онлайн-занятия для просмотра школьной администрацией и обеспечения безопасности детей во время виртуальных уроков. Она и директор школы регулярно обсуждают проблемы, связанные с заполнением табеля успеваемости по конкретным навыкам на конец года, когда невозможно объективно оценить прогресс и успеваемость каждого ребенка без личного контакта.
Как и их коллеги по всему штату, учителя Broadoaks постоянно сообщают, что дистанционное обучение кажется более сложным и требует гораздо более продвинутого планирования, чем обучение в «нормальное» время. С такой неопределенностью в отношении будущего учителя уже разрабатывают несколько планов действий на случай непредвиденных обстоятельств в следующем учебном году, включая обучение на месте, дистанционное обучение или гибридную модель. Чтобы выразить свою признательность, родители недавно водили своих детей по школьной стоянке, сигналили им, выражая знаки благодарности учителям и персоналу. Вторя чувствам своих коллег, одна учительница сказала: «Это просто наполнило мое сердце. Я не могу дождаться, когда мы снова сможем быть вместе в классе, даже если нам придется носить маски, пахнуть дезинфицирующим средством и держаться на расстоянии шести футов друг от друга».
Доступ, конфиденциальность и безопасность
Учителя и администрация государственных и частных учреждений по всей Калифорнии сталкиваются с рядом препятствий во время закрытия школ. Например, они должны выяснить, как обеспечить равное образование для детей, у которых нет компьютеров или доступа в Интернет. Регулярность посещения занятий и поддержка на дому для онлайн-обучения были частыми проблемами, особенно для детей, чьи родители работают дома или испытывают финансовые проблемы, детей из семей «на два дома» из-за развода или раздельного проживания, а также семей с детьми с особыми потребностями.
Также возникли различные проблемы конфиденциальности и безопасности. Некоторые родители не очень довольны тем, что во время онлайн-обучения их дома и члены семьи показаны на экране. Кроме того, родители опасаются, что дети могут случайно натолкнуться на неподходящий контент или вступить в контакт с недобросовестными людьми в сети Интернет.
Новые идеи по решению проблем конфиденциальности часто появляются на сайтах для учителей и родителей. Например, некоторые учителя просили семьи создавать в интернете псевдонимы для своих детей в целях защиты их личности.
Обсуждение
Несмотря на различия в официальных мерах на COVID-19 в Швеции, Норвегии и США, особенно в отношении закрытия дошкольных учреждений, в описаниях учителей воздействия пандемии на дошкольное образование в их странах появилось несколько сходных тем. Кроме того, дошкольные учреждения во всех трех странах использовали аналогичные меры по борьбе с вирусом, такие как дополнительное мытье рук, меньшие размеры групп, более низкое соотношение учителей и детей, более строгие санитарные требования, запрещающие родителям посещать дошкольные учреждения, и социальное дистанцирование, хотя существуют некоторые различия в требованиях к дистанцированию (например, не менее 1 м в Норвегии и не менее 1,83 м в Соединенных Штатах). Респонденты в Швеции и Норвегии не упоминали об использовании масок в дошколь-
ных учреждениях, что было спорной практикой в некоторых предыдущих кризисах в области здравоохранения, особенно в Азии (Rao, 2006). Использование масок учителями и/или детьми в Калифорнии остается открытым вопросом, поскольку только разрабатываются правила повторного открытия.
Респонденты во всех трех странах подчеркивали преимущества дошкольного образования для общего благополучия детей, социального развития и раннего обучения, а также его важную роль в обеспечении ухода за детьми для работающих родителей. Они выразили озабоченность по поводу возможных последствий для детей длительного закрытия школ, а также социального дистанцирования, ограниченного размера групп, разделения когорт и других методов смягчения последствий заболеваний. Педагоги выразили особую озабоченность по поводу детей с особыми потребностями и тех, кто особенно уязвим в силу других жизненных обстоятельств.
Учителя в Норвегии и Швеции описали этические проблемы, возникающие из-за их стремления защитить собственное здоровье, а также выполнять профессиональные обязанности по отношению к детям и их семьям. Учителя в норвегии и Калифорнии отметили потерю личного контакта с родителями и детьми, когда дошкольные учреждения были закрыты, объяснив, что они рассматривают эти отношения как сердце и душу обучения.
Респонденты из Калифорнии подчеркивали озабоченность по поводу отставания детей в учебе, особенно с учетом все более высоких стандартов успеваемости в дошкольных учреждениях и младших классах начальной школы. Учителя Broadoaks также признали, что их виртуальные классы во многом зависят от наличия у родителей достаточно времени для проведения онлайн-уроков. Учителя в других дошкольных учреждениях США, зависящих от платы за обучение, испытывают дополнительные опасения по поводу выживания своих школ, а также возможности сокращения заработной платы и потери работы.
В соответствии с более ранним исследованием готовности к пандемии в детских дошкольных учреждениях (Shope et al., 2017), респонденты из всех трех стран чувствовали себя плохо подготовленными к изменениям, которые потребовались от них, когда разразилась пандемия, начиная от логистики внедрения новых средств гигиены и заканчивая
техническими требованиями создания видео, медиаканалов и виртуальных классов. Они также выразили неуверенность в том, как они могли бы поддерживать протоколы для частой дезинфекции классной мебели и материалов, а также выполнять другие обязанности и как они могли бы обеспечить соблюдение требований социального дистанцирования, не придираясь к детям.
Никто из респондентов не был знаком с руководящими принципами, опубликованными после предыдущих эпидемий и пандемий (например, Centers for Disease Control and Prevention 2006, 2014; Santa Clara County Office of Education and Public Health Department n.d.). Учителя в Калифорнии упомянули, что они регулярно проходят обучение без отрыва от производства и отрабатывают тренировки на случай пожаров и землетрясений. Однако их опыт борьбы с болезнями сосредоточен на повседневной гигиене и уведомлении родителей, когда ребенок или сотрудник заболевает заразной болезнью.
Ответы учителей также продемонстрировали значение более широкого культурного ландшафта, в котором дошкольные учреждения боролись с пандемией. Например, в Швеции и норвегии государственная политика и ответы респондентов отражали их приверженность раннему образованию как праву детей и семей, позицию, которую специалисты в области дошкольного образования, родители и широкая общественность в странах Северной Европы решительно поддерживали в течение нескольких десятилетий. (см. Wagner et al., 2020). Однако, столкнувшись с возможностью заражения вирусом от детей-носителей, сотрудники по-разному реагировали на правительственные директивы о сохранении открытых школ в Швеции и возобновлении их работы в Норвегии. В некотором смысле эти директивы противопоставляли право детей и семей на дошкольное образование праву учителей на самозащиту. Как объяснил один учитель, позиция в этой конкретной дискуссии зависит от того, как найти баланс между известными преимуществами раннего образования и известными и неизвестными рисками для здоровья персонала.
Учителя в обеих Скандинавских странах подчеркивали, что дошкольное образование является правом, имеющим фундаментальную ценность для общества в целом, в то время как респонденты в Калифорнии сосредоточили основное внимание прежде всего на
академической ценности раннего образования для детей и его роли в восстановлении экономики. Конфиденциальность и безопасность в сети Интернет были важной проблемой в США, но не упоминались в качестве проблемы респондентами из Скандинавских стран.
Последствия
Учителя во всех трех странах указывали на возможности, помимо трудностей, связанных с борьбой с пандемией. Например, норвежские учителя отмечали, что в результате меньшего размера групп и более благоприятного соотношения взрослых и детей они могут чаще взаимодействовать с каждым ребенком и более полно учитывать его интересы. Они сказали, что планируют включить подобные возможности в дошкольную жизнь после того, как ограничения будут сняты. Учителя, столкнувшиеся с закрытием школ в Норвегии и США, отметили, что обстоятельства вынудили их развивать новые технологические навыки, которые будут полезны, когда все вернется на круги своя.
Учителя также отметили необходимость более тщательного планирования при подготовке к будущим кризисным ситуациям. Учителя также предложили, чтобы после окончания нынешнего кризиса занятия иногда проводились виртуально, чтобы учителя и родители помнили, как использовать технологию, и знакомились с обновлениями. Администрация и преподаватели посчитали, что персоналу будет полезно ознакомиться с новыми рекомендациями по пандемии, появившимися после COVID-19 (например, Centers for Disease Control and Prevention, 2020; Los Angeles County Department of Public Health, 2020; Public Health Agency of Sweden, 2020), включая те, которые касаются конкретных вопросов, таких как протоколы открытия школ (Education International, 2020) и защиты детей от насилия во время кризисов (End Violence Against Children, 2020), поскольку семейный стресс и экономическая уязвимость повышают риск насилия в семье и уменьшают возможности детей обращаться за помощью к учителям, социальным работникам и другим системам поддержки.
Выводы
По мнению авторов, отчеты из Швеции и Норвегии достаточно репрезентативны для
общего опыта и практики дошкольного образования в течение первых нескольких месяцев пандемии, в то время как отчет из США фокусируется на одном уникальном примере.
Время и будущие исследования прольют свет на преимущества и риски закрытия дошкольных учреждений и методов смягчения их последствий, а также на влияние социальных факторов стресса на детей. Однако целеустремленность и профессионализм, проявленные педагогами дошкольного образования, участвовавшими в этих дискуссиях, свидетельствовали о том, что педагоги дошкольного образования смогут справиться с различными проблемами, которые встретятся на их пути. ■
Благодарности
Финансирование для открытого доступа предоставлено Гетеборгским университетом. Авторы с благодарностью отмечают вклад педагогов дошкольного образования Элин Мари Вик (Норвегия), Лисбет Гинман (Швеция), Кори Вартанян (Соединенные Штаты) и их коллег за то, что они поделились своим опытом в течение первых нескольких месяцев пандемии нового коронавируса.
Литература / References
1. Centers for Disease Control and Prevention. (2006). Child care and preschool pandemic influenza planning checklist. https://www. cdc.gov/flu/pande mic-resources/pdf/child_care. pdf.
2. Centers for Disease Control and Prevention. (2014). Get your school ready for pandemic flu. Washington, DC: US Department of Health and Human Services. https://www.cdc. gov/nonpharmaceutical-interventions/pdf/gr-pan-flu-ed-set.pdf.
3. Centers for Disease Control and Prevention (2020). Child care decision tool. https://www .cdc. gov/coronavirus/2 019-n cov/ community/schools-child care/child -care-deci-sion-tool.html.
4. de Walque, D. (2011). Conflicts, epidemics, and orphan hood: The impact of extreme events on the health and educational achievements of children. In H. Alderman (Ed.), No small matter: The impact of poverty, shocks, and human capital investments in early childhood development (pp. 85—113). Washington, DC: The World Bank. https://documents.shi-hang.org/curated/zh/85004 14683 23377290/
pdf/60041 0PUB0 ID181 Matte r0978 08213 86774 .pdf#page=105.
5. Education International. (2020). Guidance on reopening schools and education institution. https://issuu.com/educationinterna-tional/docs/2020_covid -19_eischoolreopening_ en?fr=sZWQ3NTEyNTQ2OTY.
6. End Violence against Children. (2020). Leaders call for action to protect children during COVID-19. https://www.end-violence.org/arti-cles/leaders-call-action-protect-child renduring-covid-19-now-7-langu ages.
7. Los Angeles County Department of Public Health. (2020). Novel Coronal Virus (COVID-19): Guidance for early childhood education providers. https://publichealth.lacounty. gov/media/Coronavirus/GuidanceEarlyChildhoo dEducation.pdf.
8. Public Health Agency of Sweden. (2020). Folkhalsomyndigheten. Solna, Sweden. https://www.folkhalsomyndigheten. se/the-public-health-agency-of-sweden/.
9. Rao, N. (2006). SARS, preschool routines, and children's behavior: Observations from Preschools in Hong Kong. International Journal of Early Childhood, 38(2), 11-22.
10. Santa Clara County Office of Education and Public Health Department. (No Date). Pandemic influenza school planning toolkit. https://files.nwesd.org/website/School_Nurse/ Resource%20Guide/Section_8/Santa_Clara_ School_Pandemic_Toolkit.pdf.
11. Shope, T. R., Walker, B. H., Aird, L. D., Southward, L., McCown, J. S., & Martin, J. M. (2017). Pandemic influenza preparedness among child care center directors in 2008 and 2016. Pediatrics. https://doi. org/10.1542/peds.2016-3690.
12. Viner, R. M., Russell, S. J., Crocker, H., Parker, J., Ward, J., Stansfield, C., et al. (2020). School closure and management practice during coronavirus outbreaks including COVID-19: A rapid systematic review. The Lancet, 4(5), 397-404. https://doi.org/10.1016/S2352 -4642(20)30095-X.
13. Wagner, J. T., Brostrom, S., & Pramling Samuelsson, I. (2020). The good childhood in the Nordic countries: Insider and outsider perspectives. In S. Garvis & A. Hellman (Eds.), Global childhoods (chapter 5). Bristol: Intellect.
14. Publisher's Note Springer Nature remains neutral with regard to jurisdiction-al claims in published maps and institutional affiliations.