Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19 И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА'

ПАНДЕМИЯ COVID-19 И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1078
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД / ПАНДЕМИЯ / COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воблая Ирина Николаевна, Гаража Наталия Алексеевна

В статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт защиты прав человека в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки. Статья призвана внести свой вклад в трансдисциплинарный диалог по формированию устойчивой позиции государств и международного сообщества относительно главенствующей задачи поддержания здоровья и процессов жизнеобеспечения человека. Для этого авторы сосредоточили внимание на кризисе, связанном с COVID-19 и аккумулировании совместных сил на ресурсы по его разрешению с минимальными затратами. Метаперспектива устойчивости заключена в гуманистическом подходе, основанном не только на контроле стратегии, включающей механизмы сдерживания и борьбы с пандемией, но также правовом и экологическом балансе прав и свобод человека, общества и окружающей среды как общесистемном эмерджентном свойстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 PANDEMIC AND HUMAN RIGHTS: RESPONSE MEASURES OF THE STATE AND THE WORLD COMMUNITY

The article examines domestic and foreign experience in protecting human rights in the current epidemiological situation. The article is intended to contribute to a transdisciplinary dialogue on the formation of a stable position of states and the international community regarding the overarching task of maintaining human health and life support processes. It needs to focus on the crisis associated with COVID-19, accumulating joint forces on resources to resolve it at a minimal cost. The meta-perspective of sustainability lies in a humanistic approach based not only on the control of a strategy, including mechanisms for containing and combating a pandemic, but also on the legal and ecological balance of human rights and freedoms, society and the environment a system-wide emergent property.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19 И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-6-13 УДК 339.90(045)

Пандемия СОУЮ-19 и права человека: меры реагирования государства и мирового сообщества

И. Н. Воблая3, Н.А. гаража"

Новороссийский филиал Финансового университета, Новороссийск, Россия а https://orcid. огд/0000-0002-8432-4517; ь https://orcid. огд/0000-0003-4246-7699

аннотация

В статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт защиты прав человека в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки. Статья призвана внести свой вклад в трансдисциплинарный диалог по формированию устойчивой позиции государств и международного сообщества относительно главенствующей задачи поддержания здоровья и процессов жизнеобеспечения человека. Для этого авторы сосредоточили внимание на кризисе, связанном с COVID-19 и аккумулировании совместных сил на ресурсы по его разрешению с минимальными затратами. Ме-таперспектива устойчивости заключена в гуманистическом подходе, основанном не только на контроле стратегии, включающей механизмы сдерживания и борьбы с пандемией, но также правовом и экологическом балансе прав и свобод человека, общества и окружающей среды как общесистемном эмерджентном свойстве . Ключевые слова: права человека; защита прав и свобод; пандемия; COVID-19

Для цитирования: Воблая И. Н., гаража Н.А. Пандемия СОУШ-19 и права человека: меры реагирования государства и мирового сообщества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(5):6-13. Р01: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-6-13

original paper

COVID-19 Pandemic and Human Rights: Response Measures of the State and the World Community

I. N. Voblayaa, N. A. Garazhab

Novorossiysk Branch of the Financial University, Novorossiysk, Russia a https://orcid. org/0000-0002-8432-4517; b https://orcid. org/0000-0003-4246-7699

ABSTRACT

The article examines domestic and foreign experience in protecting human rights in the current epidemiological situation. The article is intended to contribute to a transdisciplinary dialogue on the formation of a stable position of states and the international community regarding the overarching task of maintaining human health and life support processes. It needs to focus on the crisis associated with COVID-19, accumulating joint forces on resources to resolve it at a minimal cost. The meta-perspective of sustainability lies in a humanistic approach based not only on the control of a strategy, including mechanisms for containing and combating a pandemic, but also on the legal and ecological balance of human rights and freedoms, society and the environment a system-wide emergent property Keywords: human rights; protection of the rights and liberties; pandemic; COVID-19

For citation: Voblaya I. N., Garazha N.A. COVID-19 Pandemic and human rights: Response measures of the state and the world community. Gumanitarnye Nauki. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(5):6-13. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-6-13

© Воблая И.Н., Гаража Н .А., 2021

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав человека в условиях пандемии COVID-19 является сложным и вместе с тем актуальным вопросом. Это связано с тем, что некоторые меры, применяемые для сдерживания распространения новой коронавирусной инфекции, могут нарушать права и свободы человека, защищая при этом важнейшее право на охрану здоровья. Это делает проблему защиты прав и свобод в условиях пандемии COVID-19 еще более неоднозначной.

Международные договоры о правах человека определяют минимально приемлемые стандарты обращения и уважения к людям. «Всеобщая декларация прав человека»1, «Международный пакт о гражданских и политических правах»2 и «Конвенция о защите прав человека и основных свобод»3 не только провозглашают основополагающие права человека, но и определяют механизм их защиты посредством постоянно действующего Европейского суда по правам человека. Последний, в свою очередь, в связи с распространением пандемии COVID-19 в рекомендательном порядке акцентировал внимание на наиболее острых вопросах в части защиты прав человека в новых условиях, таких как: обеспечение свободы выражения мнений и доступа к важной информации; соблюдение прав человека при карантине, прекращение работы предприятий и организаций; ограничения на перемещения; защита работников здравоохранения, общественных и неправительственных организаций; оказание адресной экономической поддержки низкооплачиваемым категориям работников; обеспечение непрерывности гуманитарной помощи; обеспечение реализации права на образование; обеспечение права на воду и санитарно-гигиенические условия; искоренение дискриминации и стигматизации; решение проблем непропорциональных последствий для женщин и девочек, лиц, лишенных свободы и находящихся в учреждениях интернатного типа4.

1 «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

2 «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966). URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

3 «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Совет Европы, с изменениями на 13.05.2004). URL: http:// docs.cntd.ru/document/1000003045.

4COVID-19 и права человека. Human Rights Watch. URL:

https://www.hrw.org/ru/news/2020/04/01/339654.

В свою очередь, Сиракузские принципы5 дают однозначные указания о том, что под давлением чрезвычайных обстоятельств вводимые изменения должны быть ограничены во времени, определены законом и выражать насущную общественную необходимость, а также стремиться к достижению цели при минимальных ущемлениях и ограничениях для человека.

Тем не менее в сложившихся обстоятельствах стремительного распространения пандемии COVID-19 стала очевидной недостаточная проработка международных критериев в отношении стандартов охвата услугами здравоохранения, сохранности инфраструктуры и медицинских услуг во время войны в ситуации пандемии. Женевские конвенции не дают четкого ответа в отношении текущих обязательств государств, ведущих войну, по обеспечению доступных, приемлемых и качественных медицинских услуг для гражданского населения во время вооруженного конфликта. Резолюция Совета безопасности ООН «Защита гражданских лиц в вооруженном конфликте», апеллируя к незыблемости норм международного гуманитарного права, не раскрывает все обстоятельства медицинских обязанностей государств в чрезвычайных ситуациях6.

Оставление, как граждан, так и комбатантов в ситуации распространения пандемии ШУГО-19 является нарушением прав человека и представляет собой косвенный метод ведения войны. Даже когда ресурсы минимальны, государство обязано максимизировать свои усилия по отстаиванию права на здоровье, в том числе организуя доставку гуманитарной помощи, покрывая медицинскими услугами все слои населения. Более того, срочные меры реагирования на COVID-19 и вакцинация могут стать началом для всеобъемлющего расширения доступа к системе здравоохранения в условиях конфликтов и кризисных гуманитарных ситуаций [1].

Действительно, лучшим показателем приверженности мирового сообщества и отдельных государств поддержанию этих норм являются ситуации кризиса. Так, Резолюция, принятая

5 «Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного Пакта о гражданских и политических правах». URL: https://www. legislationline.org/ru/documents/id/14623.

6 Резолюция Совета безопасности ООН 2286 от 03.05.2016 «Защита гражданских лиц в вооруженном конфликте». URL: http:// medicallaw.org.ua/fileadmin/user_upload/pdf/Rezolucia.pdf.

Генеральной Ассамблеей 10 октября 2019 г.,7 является политической декларацией по вопросу о всеобщем охвате услугами здравоохранения. В документе однозначно подчеркивается, что «здоровье — это необходимое условие и одновременно конечный результат и показатель деятельности, касающейся социального, экономического и экологического компонентов устойчивого развития». Генеральная Ассамблея ООН подтверждает свою готовность к 2030 г. наращивать глобальные усилия по построению более здорового мира. В документе оговаривается важность национальной ответственности в обеспечении учета здоровья населения и охвата его услугами здравоохранения.

В настоящее время исследователи активны в изучении и анализе воздействия пандемии COVID-19 на все стороны жизнедеятельности государства, общества и индивида. К наиболее актуальным вопросам относятся изменения в работе фондовых рынков, влияние пандемии и локдаунов [2] на наиболее чувствительные к подобным переменам отрасли экономики, например сферу туризма, пищевую промышленность и сектор общественного питания. Корпоративная социальная ответственность и правовое обеспечение организационных мероприятий государства и бизнеса в заданных условиях выступают как наиболее социально-чувствительные зоны, требующие консолидации ресурсов и позиций, налаживания сотрудничества заинтересованных сторон [3]. Каждое из перечисленных направлений тесно связано с вопросом защиты прав человека. Особую актуальность приобрел вопрос продолжения разработки норм международного медицинского права, которое в настоящее время находится в стадии становления и должно получить прогрессивное развитие [4], а также проблема отсутствия общественного и экспертного обсуждений вводимых ограничений, в том числе в части соблюдения прав человека [5].

Несомненно, данная тема является обширной и многоаспектной, а в период пандемии возникает острая необходимость в концентрации внимания на охране труда, а также праве на охрану здоровья, праве на труд, так как они являются базовыми для обеспечения жизнеспособности человека.

7 Политическая декларация заседания высокого уровня по вопросу о всеобщем охвате услугами здравоохранения. 10.10.2019 г. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/ RES/74/2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В исследовании мы использовали определение пандемии, данное Всемирной организацией здравоохранения: «...распространение нового заболевания в мировых масштабах»8. По мере того, как пандемия COVID-19 распространялась по всему миру, Организацией Объединенных Наций предпринимались шаги, направленные на защиту прав и свобод человека, оказавшегося лицом к лицу со смертельным вирусом, названным Главным секретарем ООН Антониу Гутер-ришем «общечеловеческим кризисом»9. В связи с этим по рекомендации Всемирной организации здравоохранения государствами были приняты срочные меры, направленные на сдерживание и устранение вируса COVID-19.

Данные меры в начале пандемии включали в себя переход на дистанционное обучение и удаленную работу, ограничение передвижения внутри населенных пунктов и между ними, ограничение передвижения граждан без крайней необходимости, а также закрытие границ между странами. Несомненно, представленные меры оказались непопулярными среди населения в связи с тем, что, по мнению большинства обывателей, ограничивали свободу граждан на передвижение. Отрицательное отношение населения к предпринимаемым мерам было и в некоторых случаях до сих пор остается устойчивым, так как часть населения все еще воспринимает применяемые государством меры в качестве угрозы своей свободе. Самоограничение и ограничение на самом деле позволяют соблюсти конституционный баланс личных и общественных интересов (ст. 56 Конституции РФ) [6].

В ст. 41 Конституции РФ закреплено право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь10. Это означает, что государство несет ответственность за здоровье граждан, и ограничение передвижения выступает одним из инструментов защиты здоровья человека. Право на охрану здоровья регламентируется еще одним документом — Федеральным законом от 21.11.2011

8 Хронология действий ВОЗ по борьбе с COVID-19. Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who. int/ru/news/item/29-06-2020-covidtimeline.

9 Защита прав человека в условиях пандемии COVID-19. Организация Объединенных Наций. URL: https://www. un.org/ru/coronavirus/protecting-human-rights-amid-covid-19-crisis.

10 Конституция Российской Федерации. URL: http://www. constitution.ru/10003000/10003000-4.htm.

№ 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»11.

Нельзя забывать и о других правах, которые должны соблюдаться наравне с правом на охрану здоровья во время распространения новой ко-ронавирусной инфекции COVID-19. Актуальным в настоящий момент является вопрос о защите трудовых прав человека. Обстоятельного решения требовала и проблема вовлечения в поле социальной ответственности государств мигрантов. Значительный контингент людей, которые уже сталкивались с языковыми, культурными, правовыми и иными барьерами, мог стать еще более отчужденным после объявления о внезапной изоляции. Для защиты трудовых прав мигрантов были приняты такие меры поддержки, как продление регистрации и срока действия трудовых патентов, что способствовало нормализации ситуации.

Но подобное решение вопроса наблюдалось не во всех странах мира. Например, в Индии мигранты стали самым беспомощным сообществом, лишившимся гуманного обращения со стороны государства и корпораций во время изоляции. Поэтому остро встал вопрос приоритетного внимания к внутренней миграции в контексте дальнейших нормативно-правовых и организационных инициатив государства и бизнеса [7].

Как представителями Российской Федерации, так и зарубежными специалистами не раз поднимался вопрос о зафиксированном росте случаев домашнего насилия в отношении женщин. Так, количество случаев домашнего насилия в России лишь за первый месяц самоизоляции увеличилось больше чем в два раза: с 6054 — в марте до 13 000 — в апреле. Операторы кризисных центров утверждают, что каждый день они получали около 80 звонков12.

Сейчас кризисные центры активно предлагают свою помощь женщинам и детям, которые оказались в ситуации домашнего насилия во время самоизоляции или карантина. В Западной Европе и США отмечалось сокращение (на 47-50%) обращений в полицию и медицинские учреждения в связи с сексуальным насилием, при этом крат-

11 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/.

12 Полиция предупреждает: случаи домашнего насилия

в разы возросли в период пандемии. Российская газета. 2020. № 180. URL: https://rg.ru/2020/08/13/kak-pandemiia-sposobstvovala-rostu-domashnego-nasiliia.html.

ное увеличилось число анонимных обращений на горячие линии психологической помощи [8].

Таким образом, пандемия ШУГО-19 признана критически важным, поворотным моментом для внедрения адекватных принципов в систему защиты жертв домашнего насилия, а также отправной точкой выработки новых стратегий борьбы с насилием в отношении женщин во время пандемий. Политика изоляции увеличила число случаев насилия в отношении женщин, создала «теневую пандемию внутри пандемии». Поскольку соответствующие протоколы ВОЗ по защите от домашнего насилия в случае пандемии еще не приняты, исследователи и практики предлагают разные стратегии, в том числе использование мобильной медицины и телемедицины как эффективный метод, чтобы обсудить и проконсультировать потерпевшего, используя вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Невозможно игнорировать и проблему медицинского сопровождения беременных женщин и грудных детей в условиях изоляции и корона-вирусной инфекции ШУГО-19. Для разработки решений нужна проактивная стратегия, разработанная совместно с женщинами, семьями и медицинским персоналом. Строгие меры гигиены, которые ограничивают совместные роды и разделяют мать и ребенка, могут обезопасить, в том числе, сотрудников медицинских учреждении и членов их семей [9].

Возраст также может выступать в качестве значительного фактора риска во время пандемии, увеличивая физическую, а также психологическую нагрузку на пожилых людей. Помимо физиологического риска, заболеваемости, поли-прагмазии и повышенной смертности, различные социальные факторы: отсутствие безопасности, одиночество, изоляция, эйджизм, сексизм, зависимость, стигма, жестокое обращение и ограничение доступа к медицинской помощи,— были определены как решающие в ситуации пандемии для лиц пожилого возраста. Маргинализация и отсутствие достаточного механизма соблюдения и защиты прав человека доставили страдания пожилым людям во время пандемии.

Всемирной организацией здравоохранения в 2016 г. была принята Глобальная стратегия и план действий по проблемам старения и здоровья для подготовки к Десятилетию здорового старения, которое началось в 2020 г. и продлится до 2030 г. Этот политический мандат предусматривал создание мира, в котором каждый может

прожить долгую и здоровую жизнь (ВОЗ, 2017)13. Внезапность пандемия ССУГО-19 повлияла на глобальную инициативу по достижению здорового старения и устойчивого развития. В этот период пожилые люди сталкиваются с разнообразными рисками для их здоровья и благополучия из-за прямых (биологических) и косвенных (психологических и социальных) факторов. Некоторые, такие как эйджизм и сексизм, существовали еще до пандемии. Другие, такие как повышенный риск заболеваемости и смертности, а также ограничение доступа к основным услугам, возник в контексте пандемиии, и, вероятно, будут действовать даже после того, как мир выйдет из нее.

В странах Европы с высоким уровнем качества медицинского обслуживания наблюдается схожая ситуация. Например, наряду с Люксембургом и Нидерландами, Бельгия возглавляет рейтинг стран с самым большим числом жителей старше 65 лет, и в Бельгии при первой волне пандемии регистрировался самый высокий показатель смертности на душу населения, связанной с ССУТО-19 [10].

В создавшихся условиях предоставление информации о здоровье пожилым людям, помощь им в освоении цифровых услуг с пошаговыми инструкциями становятся крайне необходимыми. Телефоны доверия области здравоохранения, благотворительные организации и социальные службы могут предоставить пожилым людям безопасный способ сообщить о жестоком обращении и получить юридическую помощь [11].

Европейский союз подчеркивает, что ни в коем случае нельзя допустить принятия таких мер, которые ведут к ущемлению прав и свобод человека, дискриминации и рабству. Все принимаемые меры и ограничения допустимы лишь тогда, когда они, даже в некоторой мере посягая на права и свободы человека, будут действовать только при крайней необходимости и исключат произвол на местах [12].

Представители Европейского союза утверждают также, что в период пандемии не стоит проводить изменения в законодательной области, принимать решения, которые значительно отразятся на жизни государства в дальнейшем. В этой связи наибольшей критике подверглись

13 Всемирная организация здравоохранения. Десятилетие здорового старения, 2020-2030 гг. URL: https://www.who. int/ru/initiatives/ageing/decade-of-healthy-ageing.

Россия за проведение референдума по поправкам в Конституцию и Польша, где был ужесточен закон об абортах. Принятые поправки к закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»14 позволяют правительству напрямую вводить режимы чрезвычайной ситуации и повышенной готовности на федеральном уровне. Теперь ограничивать конституционные права может каждый отдельно взятый регион, используя «режим повышенной готовности», отличие которого от «чрезвычайной ситуации» еще не понятно гражданам [13]. Данные поправки мы рассматриваем не с точки зрения отсутствия в них острой необходимости и не как имеющие характер ущемления прав человека, а как нуждающиеся в дополнительном освещении и толковании в средствах массовой информации и в рамках специализированных просветительских мероприятий. Например, многочисленные уголовные дела по ст. 236 УК РФ в отношении лиц, нарушивших самоизоляцию, проистекают именно из непонимания терминов «изоляция» и «самоизоляция», в том числе из-за их недостаточной правовой разработки [14].

Пандемия продемонстрировала также нерешенность проблемы укорененных в общественном сознании медицинских предубеждений и дискриминации людей с ограниченными возможностями. Например, насущной как для национальных, так и для международного законодательств является разработка этических и клинических рекомендаций, касающихся вопросов лечения во время пандемии людей с психическими расстройствами. Особую озабоченность вызывает обеспечение адекватности ухода и лечения этой категории пациентов с соблюдением принципа уважения к автономии и достоинству личности [15]. Случаи несоблюдения прав людей с ограниченными возможностями здоровья во время пандемии с большей вероятностью проявляются в результате индивидуальных решений на местах. Поэтому права человека надо рассматривать не только в контексте формального правового положения дел, но и ежедневной правоприменительной практики [16].

Таким образом, пандемия COVID-19 демонстрирует, что государствам еще предстоит пройти

14 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/.

долгий путь анализа и выработки мер, сопряженных с соблюдением прав человека, сдерживанием и решением проблем, вызываемых пандемией. К сожалению, структура нормативного режима относительно некоторых категорий населения сложна, и решение может быть найдено в сочетании законодательных норм, постановлений и руководств. Чрезвычайно важно, чтобы разрабатываемые и принимаемые нормы, в том числе уголовно-процессуальные, в полной мере учитывали права и законные интересы самых различных социальных категорий (инвалидов, престарелых, лиц, находящихся на стационарном лечении, проживающих в удаленной местности и др.) вплоть до целесообразной модернизации законодательства — перехода в формат paper-free [17].

Также необходимо понимать не только то, какие решения принимаются во время пандемии COVID-19, но и как они принимаются. Данные исследования A. A. Schiffer, C.J. O'Dea и D. A. Saucier подчеркивают приоритетность семьи над собой во время пандемии, обобщаемость существующих моральных дилемм, а также полезность использования общенациональных дебатов относительно социальных и экономических вопросов. Ученые также говорят о важности индивидуальных различий в принятии моральных решений при пандемии, что должны учитывать политики в подобное напряженное время [18].

Ограничительные меры в отношении свобод могут существенным образом влиять на поведение и эмоции человека, вплоть до риска возникновения панического поведения. Люди боятся потери конституционных демократических прав при принятии решений правительствами. Пандемия коронавируса — это серьезный тест на социальную ответственность, доверие к специалистам в области здравоохранения, экономики, управления всеми сферами жизнедеятельности государства, бизнеса. У общества есть опасения, что вновь введенные меры контроля могут быть впоследствии использованы для отслеживания, мониторинга и манипулирования людьми [19]. В целом меры подготовки и ответные действия

в период пандемии должны базироваться на соблюдении этических ценностей, что в настоящее время активно дискутируется в рамках профессиональных медицинских сообществ, международных организаций и национальных правительств [20]. Нужны мудрость и ответственность. Кризис, связанный с коронавирусом, не должен повернуть вспять борьбу человечества за свои права и свободы.

ВЫВОДЫ

В настоящий момент организациями, ответственными за обеспечение соблюдения прав человека, создаются все условия, позволяющее наиболее безболезненно, с наименьшим ущербом в области прав человека преодолеть период кризиса. Для государства здоровье граждан играет ведущую роль, опережая экономическое развитие. Необходим контроль за мерами, применяемыми для сдерживания вируса COVID-19 на местах, чтобы не допустить злоупотребления сложившейся ситуацией со стороны работодателей.

Человечество сейчас сталкивается с глобальным кризисом, и решения, которые принимают граждане и правительства, могут стать долгосрочными. Это касается не только системы здравоохранения, но и экономики, политики, экологии и культуры. Перед лицом данной беспрецедентной ситуации человечество не может существовать без коллективного сотрудничества. Пандемия коронавируса — это глобальная проблема, которую можно эффективно преодолеть только с помощью глобального сотрудничества. Но для этого необходимо доверие, и страны должны быть готовы к открытому обмену информацией, опытом и даже технологиями, обращаться за советом, доверять данным и знаниям, которые они получают. Соответственно, скоординированные глобальные усилия могут значительно ускорить производство и обеспечение более эффективных средств и методов борьбы с пандемией. Кризис COVID-19 должен помочь кардинально изменить принципы национальной и международной солидарности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ/ REFERENCES

1. Van Hout M. C., Wells J. S.G. The right to health, public health and COVID-19: a discourse on the importance of the enforcement of humanitarian and human rights law in conflict settings for the future management of zoonotic pandemic diseases. Public Health. 2021;(192):3-7. Doi.org/10.1016/j.puhe.2021.01.001

2. Варламова Н. В. Локдаун как способ реагирования на пандемию COVID-19: анализ в контексте Европейской Конвенции о защите прав человека. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020;3(87):15-25.

Varlamova N. V. Lockdown as a response to the COVID-19 pandemic: an analysis in the context of the European Convention on Human Rights. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020;3(87):15-25. (In Russ.).

3. Oiu Sh., Jiang J., Liu X., Chen M.-H., Yuan X. Can corporate social responsibility protect firm value during the COVID-19 pandemic? International Journal of Hospitality Management. 2021;(93):1-12. Doi.org/10.1016/j. ijhm.2020.102759

4. Батырь В. А. Разработка международной конвенции о борьбе с опасными инфекционными заболеваниями — требование современности. Lex russica (Русский закон). 2020;8(165):106-123.

Batyr V. A. The development of an international convention on the control of dangerous infectious diseases is a modern requirement. Lex Russica (Russian law). 2020;8(165):106-123. (In Russ.).

5. Дорошенко Е. Н. Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой короновирусной инфекции. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(12):48-56. Doroshenko E. N. Constitutional and legal framework for limiting human rights in connection with the pandemic of the new coronavirus infection. Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava = Actual problems of Russian law. 2020;15(12):48-56. (In Russ.).

6. Лунгу Е. В. Пандемия COVID-19. Новый вызов конституционным правоотношения. Правоприменение. 2020;4(3):69-75.

Lungu E. V. Pandemic COVID-19. A new challenge to the constitutional legal relationship. Pravoprimeneniye = Enforcement. 2020;4(3):69-75. (In Russ.).

7. Kumar Sh., Choudhury S. Migrant workers and human rights: A critical study on India's COVID-19 lockdown policy. Social Sciences & Humanities Open. 2021;(3):1-8. Doi.org/10.1016/j.ssaho.2021.100130

8. Viero A., Barbara G., Montisci M., Kustermann K., Cattaneo C. Violence against women in the Covid-19 pandemic: A review of the literature and a call for shared strategies to tackle health and social emergencies. Forensic Science International. 2021;(319):1-8. Doi.org/10.1016/j.forsciint.2020.110650

9. Renfrew M.J, Cheyne H., Craig J. Sustaining quality midwifery care in a pandemic and beyond. Midwifery. 2020;(88):1-7. Doi.org/10.1016/j.midw.2020.102759

10. Guinjoan S. M. Expert opinion in Alzheimer disease: The silent scream of patients and their family during coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic. Personalized Medicine in Psychiatry. 2021;(25-26):1-3. Doi. org/10.1016/j.pmip.2021.100071

11. D'cruz M., Banerjee D. "An invisible human rights crisis": The marginalization of older adults during the COVID-19 pandemic — An advocacy review. Psychiatry Research. 2020;(292):1-8. Doi.org/10.1016/j. psychres.2020.113369

12. Плотников С. И. Ограничение прав и свобод граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19): проблемы теории и практики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ogranichenie-prav-i-svobod-grazhdan-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-covid-19-problemy-teorii-i-praktiki. Plotnikov S. I. Restriction of the rights and freedoms of citizens during the spread of the new coronavirus infection (covid-19): problems of theory and practice. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranichenie-prav-i-svobod-grazhdan-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-covid-19-problemy-teorii-i-praktiki. (In Russ.).

13. Мельников Ю. В. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека. Ростов н/Д: Фонд Науки и образования; 2020. 492 с.

Melnikov Yu. V. The role of the state in ensuring human rights and freedoms. Rostov on Don: Science and Education Foundation; 2020. 492 p. (In Russ.).

14. Ефремова М. А., Шутова А. А., Никифорова А. А. Новеллы уголовного законодательства в условиях пандемии. Вестник Удмуртского университета. 2020;30(4):541-553.

Efremova M. A., Shutova A. A., Nikiforova A. A. Novels of criminal legislation in a pandemic. Vestnik Udmurt-skogo universiteta = Bulletin of the Udmurt University. 2020;30(4):541-553. (In Russ.).

15. Stavert J., McKay C. Scottish mental health and capacity law: The normal, pandemic and "new normal". International Journal of Law and Psychiatry. 2020;(71):108. Doi.org/10.1016/j.ijlp.2020.101593

16. Wilson K. The COVID-19 pandemic and the human rights of persons with mental and cognitive impairments subject to coercive powers in Australia. International Journal of Law and Psychiatry. 2020:(73):1-10. Doi. org/10.1016/j.ijlp.2020.101605

17. Андреева О. И., Зайцев О. А., Кудрявцева А. В. Влияние COVID-19 на осуществление конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Всероссийский криминологический журнал. 2020;14(5):786-797.

Andreeva O. I., Zaitsev O. A., Kudryavtseva A. V. Impact of COVID-19 on the exercise of constitutional rights and freedoms of participants in criminal proceedings. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal = All-Russian criminological journal. 2020;14(5):786-797.

18. Schiffer A. A., O'Dea C.J., Saucier D. A. Moral decision-making and support for safety procedures amid the COVID-19 pandemic. Personality and Individual Differences. 2021;(175):1-11. Doi.org/10.1016/j. paid.2021.110714

19. Zabaniotou A. A systemic approach to resilience and ecological sustainability during the COVID-19 pandemic: Human, societal, and ecological health as a system-wide emergent property in the Anthropocene. Global Transitions. 2020;(2):116-126. Doi.org/10.1016/j.glt.2020.06.002

20. Нежметдинова Ф. Т., Гурылёва М. Э. Медико-социальные и этические проблемы, связанны с COVID-19. Казанский медицинский журнал. 2020;101(6):841-851.

Nezhmetdinova F. T., Guryleva M. E. Medical, social and ethical issues associated with COVID-19. Kazan Medical Journal. 2020;101(6):841-851. (In Russ.).

информация об авторах

Ирина Николаевна Воблая — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийский филиал Финансового университета, Новороссийск, Россия INVoblaya@fa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наталия Алексеевна Гаража — кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой «Информатика, математика и общегуманитарные науки», Новороссийский филиал Финансового университета, Новороссийск, Россия nagarazha@fa.ru

ABOUT THE AUTHORs

Irina N. Boblaya — Cand. Sci. (Econ.), Leading Researcher, Associate Professor, Department of Economics, Finance, and Management, Novorossiysk Branch of the Financial University, Novorossiysk, Russia INVoblaya@fa.ru

Nataliya A. Garazha — Cand. Sci. (History), Associate Professor, Head of the Department of Informatics, Mathematics, and General Humanities, Novorossiysk Branch of the Financial University, Novorossiysk, Russia nagarazha@fa.ru

Статья поступила 16.04.2021; принята к публикации 15.06.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 16.04.2021; accepted for publication on 15.06.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.