20. Информант Зекашев А.А., 1963 г.р. // ПЗ З.З. Зинеевой в 2020, г. Минераловодский район, Ставропольский край.
21. Информант Э.Д. Хасанова, 1965 г.р., ПЗ Зинеевой З.З. в 2020 г., г. Астрахани.
References and Sources
1. Moshkov V. A. Materialy dlya harakteristiki muzykal'nogo tvorchestva inorodcev Volzhsko-Kamskogo kraya // Izv. obshchestva arheologii, istorii i etnografii pri imperatorskom Kazanskom un-te. - Kazan', 1894. - T.12. - Vyp. 1-2. - S. 1-67.
2. Dubrovin N. F. Istoriya vojny i vladychestva russkih na Kavkaze. Ocherk Kavkaza i narodov ego naselyayushchih. Kavkaz. - SPb., 1871. - T.1. - Kn. 1. - 640 s.
3. Mutenin I.T. Achikulakskie nogajcy. Mahachkala, 1928-1930 gg. // Institut istorii, arheologi i etnografii Dagestanskogo federal'nogo issledovatel'skogo centra RAN. F.5. Op.1. D.67.
4. Mutenin I.T. Istoricheskie svedeniya o nogajcah i karanogajcah, naselyayushchih Groznenskuyu oblast' // Izvestiya Groznenskogo oblastnogo nauchno-issledovatel'skogo instituta i muzeya kraevedeniya. Vyp.1. - Groznyj, 1948. - S. 129-135.
5. SHerfedinov Ya. Zvuchit kajtarma. - Tashkent, 1978. - 231 s.
6. Kalmykov I.H., Kerejtov R.H., Sikaliev A.I.-M. Nogajcy. Istoriko-etnograficheskij ocherk. - Cherkessk, 1988. - 232 s.
7. Kalmykov B.H. Nogaj bala ojynlary // Nogaj davysy. - 1992. - 8 avgusta.
8. Kalmykov B.H. Samobytnye fizicheskie uprazhneniya i igry u tyurkskih narodov // Poloveckaya luna. - 1994. - № 1(8). - S. 129-134.
9. Ayubov V.H. Istoriko-pedagogicheskie predposylki formirovaniya tradicionnoj fizicheskoj kul'tury nogaj skogo naroda. Diss. ... kand. ped. nauk. -Karachaevsk, 2006. - 174 s.
10. Ayubov V.H. Fizicheskie uprazhneniya i igry tyurkskih narodov, i ih znachenie i vliyanie na uchebnyj process. Metodicheskoe posobie. - Cherkessk: KCHGTA, 2009. - 44 s.
11. Musakaev I.B. Nogajlar // Nogaj davysy. - 1992. - 27 maya. - № 61-62 (5683).
12. Kapaev S.I. Nogajdyn" uji (Nogajskij dom). Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1995. - 216 s.
13. Informant Karagulova M. S., 1905 g.r. // Polevye zapisi (dalee - PZ) Zineevoj Z.Z. v 1990 g., s. Terekli-Mekteb, Nogajskij rajon, DASSR.
14. Informant Zineeva K.T.-A., 1949 g.r. // PZ Zineeva Z.Z. v 2019 g. s. Chervlenye-Buruny, Nogajskij rajon, RD.
15. Informant. Ayubov V. H., 1953 g.r. // PZ Zineeva Z.Z. v 2019 g., g. Cherkessk, KCHR.
16. Informant Kapaev S. I. 1927 g.r. // PZ Zineeva Z.Z. v 1999 g., g. Cherkessk, KCHR.
17. Informant Rahmedov S.K., 1935 g.r.// PZ Zineeva Z.Z. v 1999 g., g. Cherkesske, KCHR.
18. Konskaya skachka na Imperatorskie prizy // Izvestiya Kavkazskogo otdela Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. T.4. - Tiflis: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Namestnika Kavkazskogo, 1875-1877. - S.37-55.
19. Konskaya skachka v Stavropole // Izvestiya Kavkazskogo otdela Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. T.4. - Tiflis: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Namestnika Kavkazskogo, 1875-1877. - S. 157-174.
20. Informant Zekashev A.A., 1963 g.r. // PZ Z.Z. Zineevoj v 2020, g. Mineralovodskij rajon, Stavropol'skij kraj.
21. Informant E.D. Hasanova, 1965 g.r., PZ Zineevoj Z.Z. v 2020 g., g. Astrahani.
КАРДАНОВА-КАРАСОВА БЭЛА БАУБЕКОВНА - кандидат искусствоведения, независимый исследователь (г. Черкесск, Россия).
ЗИНЕЕВА ЗАИДА ЗАЛИМХАНОВНА - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии и искусства народов КЧР, Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований.
KARDANOVA-KARASOVA, BELA B. - Ph.D. of Arts, Independent Researcher (Cherkessk, Russia) ([email protected]).
ZINEEVA, ZAIDA Z. - Ph.D. in History, Leading Researcher of the Department of of Ethnology and Art of the Peoples of the KChR, Karachay-Cherkess Institute for Humanities Research (Cherkessk, Russia) ([email protected]).
УДК 93(571.56):725.94 DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-183-192
ХОХОЛОВА И.С., ПЕСТЕРЕВА К.А., КЫСЫЛБАИКОВА М.И. ПАМЯТНИКИ В СЕМИОТИКЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ3
Ключевые слова: Южная Якутия, промышленные города, семиотика, памятник, символическое пространство города, история.
В статье изучены особенности символического пространства промышленных городов Южной Якутии. Предметом исследования послужили памятники в семиотике городского пространства промышленных городов Южной Якутии, таких как Алдан, Томмот, Мирный, Ленск, Удачный и Нерюнгри. В рамках исследования использованы метод декодирования города в рамках материального символизма, метод-опроса, историко-генетический метод, обусловленный принципом историзма. Обобщенная авторами классификация памятников по назначению, символическое декодирование города и символические памятники-маркеры в восприятии когнитивной модели городского пространства жителями промышленных городов Якутии легли в основу статьи. Выявлена специфика в символическом пространстве промышленных городов Южной Якутии в функциональной семиотике памятников, посвященных: 1) историческим событиям города, связанным с освоением Южной Якутии, покорением таежных дебрей, строительством дорог, созданием населенных пунктов, открытием природных недр и ресурсов, 2) героям, посвятившим себя покорению тайги, строительству дорог, открытию недр.
KHOKHOLOVA, I.S., PESTEREVA, K.A., KYSYLBAIKOVA, M.I. MONUMENTS IN THE SEMIOTICS OF THE URBAN SPACE OF INDUSTRIAL CITIES IN SOUTH YAKUTIA
Key words: Southern Yakutia, industrial cities, semiotic, monument, symbolic space of the city, history.
3 Работа выполнена в рамках проекта РФФИ №20-011-31324 «Символическое пространство северных городов Республики Саха (Якутия) в контексте социально-политических процессов».
In the article studied the features of the symbolic space of the industrial cities of South Yakutia. The subject of the research is the monuments in the semiotics of the urban space of the industrial cities of South Yakutia, such as Aldan, Tommot, Mirny, Lensk, Udachny and Neryungri. Within the frameworks of the research, it uses the method of decoding the city within the framework of material symbolism, the survey method, the method of historicism. The classification of monuments summarized by the authors, symbolic decoding of the city and symbolic monuments-markers in the perception of the cognitive model of urban space by residents of industrial cities of Yakutia formed the basis of this article. It revealed the specificity of the symbolic space of industrial cities in Southern Yakutia in the functional semiotics of monuments dedicated: 1) to the historical events of the city associated with the development of South Yakutia, the conquest of taiga wilds, the construction of roads, the establishment of settlements, the discovery of natural resources, and 2) the heroes who devoted themselves to conquering taiga, road construction, subsoil discovery.
Проблемы конструирования имиджа провинциального города посредством культурно-символической политики остаются недостаточно изученными. Сегодня российские регионы и города находятся в поиске своей идентичности или только начали выстраивать свой имидж. На формирование имиджа города влияют различные исторические, социально-экономические, политические и культурные факторы. Немаловажным фактором может считаться потенциал, заключенный в семиотике территории, т.е. в культурно-символической сфере освоенного (городского) пространства. Одним из способов трансляции «новой национальной истории» становится памятник/мемориал - маркер символического пространства. Вместе с тем, выявление актуальных символических моделей в рамках исследования городского ландшафта, способствует формированию единой национальной идеи в регионе и в стране, выстраиванию релевантного вектора стратегии продвижения и имиджа города/региона, и страны в целом.
Настоящая статья ставит целью изучение особенностей символического пространства промышленных городов Южной Якутии. В нашем исследовании мы обращаемся к изучению памятников в семиотике городского пространства промышленных городов Южной Якутии, таких как Алдан, Томмот, Нерюнгри, Мирный, Ленск и Удачный. Выбор символического пространства промышленных городов обусловлен спецификой символического пространства городов, заключающейся в функциональной семиотике. Город в рамках структурного функционализма предстает как структурированное социальное пространство. Теоретико-методологической основой стали работы известных отечественных ученых, представляющих семиотическую школу [1], [2]; концепции современных кросс-культурных исследований по урбанистике, в частности, концепция исторической памяти (место памяти) Пьера Нора [3]; концепции городской символической экологии Питера Наса [4] и др.
Обобщенная нами классификация памятников по назначению, символическое декодирование города, основные символические маркеры и восприятия когнитивной модели городского пространства жителями промышленных городов Якутии легли в основу данной статьи.
В рамках исследования нами использованы следующие методы: метод декодирования города в рамках материального символизма, разработанного Ч. Уайном [5], где городское пространство выступает как материальный объект, проводится анализ не отдельно взятых объектов- памятников, но и анализ их места в городском пространстве, метод-опроса для выявления символических маркеров и восприятия когнитивной модели городского пространства горожанами, историко-генетический метод, обусловленный принципом историзма. В опросе приняли участие жители из промышленных городов Якутии (Нерюнгри, Алдан, Томмот, Мирный, Ленск, Удачный). Количество респондентов составляет всего 140 человек.
Нами изучены памятники промышленных городов Южной Якутии и составлены базы данных памятников. Все памятники были классифицированы по назначению следующим образом (см. табл.1).
Табл.1. Классификация памятников промышленных городов Южной Якутии по назначению.
Название Кол- Мемориал Памятники- Значимые Персоналии Памятник- Религиозна
города во памя тник ов ы воинскои славы посвящения исторические события символ я архитектур а
Алдан 16 26,6% 33,3% 13,3% 20% 6,6% -
Томмот 10 40% 40% 20% - -
Мирный 23 8,69% 13,04% 34,7% 17,39% 17,39% 8,69%
Удачный 4 50% - 25% 25% - -
Ленск 11 45 % 36,36% 9,09% 9,09% - -
Нерюнгри 21 19,04% 57,14% 57,14% 14,28% 4,76% 4,76%
Как показывает таблица классификации памятников по назначению в промышленных городах Южной Якутии, большинство городов отдали дань уважения значимым историческим событиям и памятникам-посвящениям, мемориалам воинской славы. Памятники-персоналии в основном олицетворяют героев Великой Отечественной войны, политических деятелей и личностей, внесших значимый вклад в становлении и развитии города. Памятники- символы являются общезначимыми памятниками культуры, устойчивыми «знаками» в памяти общества. Например, памятник мамонту является для северян символом мужества, выносливости и стойкости. Образ мамонта представляется визитной карточкой Якутии. На севере Якутии, где низменности омываются морем, повсеместно встречаются останки этих крупных травоядных ископаемых животных. Религиозная архитектура представлена в этих городах крайне редко, - в основном памятниками святых мест, святых источников.
В символике пространств промышленных городов Южной Якутии мы обнаруживаем большой пласт памятников советской эпохи, с характерной для них основной темой общенационального единства. Места, в которых, по мнению Пьера Нора, «воплощена национальная память - это памятники (культуры и природы), праздники, эмблемы, торжества в честь людей или событий и т.д.» [6]. Символическое пространство больших и малых городов советского времени представлено возведением «типовых» монументов-памятников, посвященных чаще вождям СССР - Ленину, реже - другим партийным деятелям.
В когнитивной модели символического центра городского пространства 31% нерюнгринцев видят памятник Ленину по сравнению с Ленском, Алданом и Томмотом, где лишь 12% ленчан, 11% мирнинцев, 11% алданцев и 2 % томмотцев воспринимают его в качестве символического центра города. Низкие показатели в Томмоте могут вызваны тем, что памятник Ленину находится во дворе школы СОШ № 8.
В городе Мирном, по инициативе ветеранов и молодежной организации, к 60-летию Победы в 2005 г. был установлен бюст И.В. Сталина, который, согласно опросу горожан, относится к памятникам - политическим и идеологическим символам городского пространства. Предложения установить памятник Сталину вызвали неоднозначную реакцию в обществе.
«Типовыми» общенациональными монументами, несомненно, являются мемориальные военные комплексы. Во всех изучаемых городах имеются памятники, посвященные героям и событиям Великой Отечественной Войны. Эти памятники представляют собой особый пласт национальной исторической памяти. В отличие от первых памятников, посвященных историческим личностям, памятники политическим процессам и потрясениям (мы соглашаемся с мнением Русаковой О.Ф и Русакова В.М._, в семиотизации городского пространства (установка памятников, памятных досок, часовен и т.д.) являются долговременными и постоянными формами
[7].
С конца XX вв. в стране наблюдается тенденция не только устанавливать новые памятники, связанные с событиями Великой Отечественной и гражданской войн, но и реставрировать памятники, установленные в советское время. Также появляются мемориалы, посвященные воинам-интернационалистам, участникам локальных войн, которые в некоторых случаях бывают включены в общий ансамбль Мемориалов Славы. В Алдане 41% респондентов назвали в качестве символического центра города памятники, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне. Самым крупным объектом из этой категории является Мемориал Славы. Он был установлен в 1950 г. и реконструирован в 1986 г. Памятник представляет собой архитектурную композицию, состоящую из возвышающегося над окружающим пространством железобетонного обелиска в виде северного сияния и развернутого знамени Победы, многоступенчатой лестницы, ведущей к нему, и скульптурной группы тружеников тыла - двух женщин и подростка. Мемориал выделяется среди других объектов города, расположенных вокруг, своими внушительными размерами и продолжает расширяться, благодаря появлению новых объектов (Аллея Героев Советского Союза, посвященная героям Великой Отечественной войны из Алдана, Памятник землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах). Переосмысление исторически значимых событий, произошедших в советском прошлом, имеет на данный момент большое значение для формирования патриотического сознания населения. Революционным событиям, гражданской войне, подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны отводится значительная роль в формировании исторической памяти современного россиянина.
К мемориалам воинской славы в городе Нерюнгри можно отнести: Мемориал Славы, находящийся в Парке культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева; Обелиск Славы, установленный перед фасадом здания Республиканского Театра актеры и куклы, Памятный знак в честь воинов-интернационалистов - в сквере Южно-Якутского технологического колледжа. Данные памятники расположены в центре города и, таким образом, не оторваны от общего пространства города. Но лишь 13% нерюнгринцев в качестве символического центра назвали Мемориал Славы. Мемориал изображает якутскую урасу, вечный огонь и Нику на вершине, с венком в вытянутых руках. Возможно, роль в небольшой популярности данного памятника сыграло расположение на территории Парка отдыха и культуры. Памятник, несмотря на свой довольно большой размер, оказался спрятан среди густых сосен и находится в огороженной территории Парка. Согласно мнению части горожан, функция парка заключается в отдыхе, а памятник Ники является напоминанием о войне, о тех печальных страницах истории страны.
Основную специфику в символическом пространстве промышленных городов, в отличие от других городов, представляет функциональная семиотика памятников, посвященных: 1) историческим событиям города, связанных с освоением Южной Якутии, а именно, покорением таежных дебрей, строительством дорог, установлением населенных пунктов, открытием природных недр и ресурсов, и 2) героям, посвятившим себя покорению тайги, строительству дорог, открытию недр. Данные памятники, помимо их функциональной семиотики, имеют определенную историко-мемориальную ценность, как поддерживающие чувство сопричастности населения к истории промышленных городов, обеспечивающие проецирование опыта горожан, связь с конкретным событием и личностью. Категория «Памятники-посвящения» также связаны с категорией «Значимые исторические события», и являются монументами, посвященными событиям, связанным с историческими фактами, репрезентирующими культурные ценности, характерные особенности города, например, памятник труженикам северных трасс Якутии, памятник разведчикам недр (г. Алдан), Камень - памятник воинам - афганцам (г. Мирный), Скульптурная композиция «Тройка» - памятник транспортникам, Монумент Ладья (воздвигнут АК «Алроса» в честь тружеников Севера, проложивших путь к алмазам) (г. Ленск), памятник первостроителям города Нерюнгри, памятник геологам Южной Якутии, Мемориальная стела в память о погибших первостроителях Южно-Якутского угольного комплекса (г. Нерюнгри) и многие другие.
На формирование символического облика изучаемых городов, в большей степени, повлияла история возникновения и развития самих городов, связанная со становлением промышленности в СССР. В первые десятилетия после установления советской власти промышленность страны начинает развиваться быстрыми темпами. Разрабатывались известные до революции и действовавшие на территории республики золотоносные месторождения, также, велась активная разведка по поиску новых месторождений полезных ископаемых. В 1920-30-е гг. начинается строительство дорожной, энергетической сетей, системы связи, так как неразвитая инфраструктура препятствовала бы развитию промышленности несмотря на большой сырьевой потенциал республики.
В годы первых пятилеток Советский Союз проходит этап становления, и для функционирования страны в качестве индустриального государства основной упор ставился на развитие золотодобывающей отрасли, так как, вырос спрос на золото в связи с возросшей необходимостью импорта иностранного оборудования. Для целей разведки новых месторождений была создана «Первая якутская трудовая артель по добыче золота» во главе с В.П. Бертиным. С апреля 1923 года поисковая партия проводила разведку по рекам Орто-Салаа и Томмот. В июне 1923 г., услышав известие о деятельности группы старателей под руководством М.П. Тарабукина на ручье Незаметный, впадающем в р. Орто-Сала, артель В.П. Бертина направилась туда. С 19 июня 1923 года золотоносный ручей Незаметный был закреплен за Наркомтяжпромом ЯАССР. С этого времени начинается активное промышленное освоение района. На ручье Незаметный был заложен прииск с таким же названием. В последующем он стал поселком [8]. В январе 1924 г. в Незаметном был избран Совет народных депутатов, образован трест «Алданзолото». В 1925 году был образован Алданский административный округ, центром которого был г. Томмот. Город Томмот был основан в 1923 г. в качестве транспортного узла в условиях интенсивного развития Алданского района как золотоносного центра Якутии. До 1928 году Томмот был центром
Алданского округа, который позднее перенесён в пос. Незаметный. 20 сентября 1932 г. поселок Незаметный получил статус города, а в мае 1939 г. был переименован в Алдан.
В годы Великой Отечественной Войны Якутия оставалась важным сырьевым регионом страны. Промышленность в республике работала на обеспечение фронта. За время войны расширилась сырьевая база местной промышленности, было разведано слюдяное месторождение, введены в строй 25 новых предприятий [9]. В 1940 г. житель г. Томмот В. Н. Захаров в бассейне р. Эмельжак (приток р. Ыллымах) во время охоты на медведя в берлоге обнаружил месторождение слюды-флогопита. Так г. Томмот в годы войны стал центром слюдяной промышленности [8].
В послевоенные годы усиливается разведка новых месторождений и особенно с удвоенной силой велись мероприятия по поводу поиска алмазоносных районов. О возможности наличия алмазов Якутии было известно с 1930-х гг. благодаря наблюдениям учителя и краеведа из г. Вилюйска П.Х. Староватова. Но его заявления долгое время игнорировались ввиду разработки алмазов на Урале. Их приняли во внимание лишь в 50-е гг., и с тех пор начинается разведка алмазных месторождений на территории Якутии [10]. В 1954-55 гг. были открыты крупные коренные месторождения алмазов - трубки «Зарница», «Мир», «Удачная» [8], [10]. С этих событий начинается история городов Мирный и Удачный, являющихся алмазными центрами Якутии.
В кратчайшие сроки были приняты решения по организации объектов промышленного, жилищного и культурно-бытового назначения. Для руководства организацией работ по строительству предприятий алмазодобывающей отрасли был создан трест «Якуталмаз». С 1957 года начинаются активные работы на трубке Мир, строится обогатительная фабрика, возникает поселок, в 1959 г. Мирный уже получает статус города. В это же время начинает расти поселок Мухтуя, где базировалась Чонская геологоразведочная экспедиция. Здесь была создана Мухтуйская транспортно-складская база [11]. В 1963 г. поселок Мухтуя получает название Ленск и становится городом. С 1967 г. на трубке Удачная начинается добыча алмазов открытым способом. В 1968 году пос. Удачный получил статус рабочего поселка, а 18 сентября 1987 года -статус города районного подчинения.
В 1950-х годах также велась работа по поиску новых угольных месторождений. В 1951 г. было открыто Нерюнгринское угольное месторождение. В 1952 году была создана Нерюнгринская геологоразведочная партия, и в устье р. Нерюнгри появился поселок. В 1966 г. был создан трест «Якутуголь» для руководства развитием угольной промышленности Южной Якутии [12]. Строительство БАМа способствовало развитию Нерюнгри как города и столицы Южной Якутии. С 1975 г. Нерюнгри становится городом республиканского значения.
Большинство памятников в г. Алдане относятся к памятникам-посвящениям. Коммеморативная особенность Алдана показывает, что в городе большее значение придают событиям, сыгравшим заметную роль в истории города. Памятники-посвящения, которые мы выявили в Алдане связаны с историей становления города и промышленности. Стела «Алдан» в виде трех сэргэ установлена в 1974 г. на въезде в город со стороны Якутска. Стела «Серп и молот», также установлена в 1974 года и посвящена дружбе Алданского и Мегино-Кангаласского улусов, зародившейся на заре становления алданской золотодобывающей промышленности. Алданские золотоносные прииски становились новым рынком сбыта сельхозпродукции центральных районов Якутии. В Алдан поступали кадры для работы на промышленных объектах, молодежь осваивала новые профессии [8]. Стела представляет собой эмблему серпа и молота. Серп символизирует сельскохозяйственный Мегино-Кангаласский район, а молот - промышленный Алданский. «Памятник разведчикам недр» был установлен в 1992 г. и посвящен людям, от самоотверженной работы которых зависело освоение ранее малонаселенного края, первооткрывателям месторождений. Памятник представляет собой цельный минерал карбонат-флогопит диопсидовый и установлен в центральном сквере города Алдан, не привлекающего внимания горожан. Опрашиваемые не назвали его среди остальных памятников. Особенное место в ряду памятников-посвящений занимают «Памятник труженикам северных трасс Якутии» и «Памятник автомобилю ЗИС-5». Данные памятники являются подлинными автомобилями, которые эксплуатировались на дорогах, связывающих Алданский район с Центральной Якутией и с Транссибирской железнодорожной магистралью. В первые десятилетия становления золотодобывающей промышленности основная нагрузка по доставлению грузов в Алдан лежала на плечах водителей и осуществлялась на данных автомобилях. Но из-за расположения вне центра города, данные
памятники не вписываются в символический центр города, по представлениям горожан, в опросе они были упомянуты лишь у 11% респондентов.
Наиболее популярным памятником в Алдане, относящимся к категории «Значимые исторические события», является «Памятник первооткрывателем», посвященный Тарабукину М.П. и Бертину В.П., благодаря деятельности которых появился город. Памятник представляет собой скульптурную композицию, изображающую В.П. Бертина и М.П. Тарабукина, установленную на постаменте. В поднятых руках первооткрывателей - оленьи рога, в которых лежит золотая жемчужина. Памятник был установлен в 1974 г. в центре города на улице Ленина и является наиболее выделяющимся объектом в данном пространстве. В качестве символического центра города «Памятник Первооткрывателям» назвали 29% опрошенных. Подобное отношение горожан к данному памятнику как к центру символического пространства демонстрирует особенность южных городов Якутии, заключающееся в возведении памятников личностям, сыгравшим роль в становлении промышленности и основании города. Данное стремление к увековечению в городском пространстве конкретных людей или события, имевшие значение для истории самого города, имеет место быть и в настоящее время. Примером могут послужить новые мемориалы: мемориальный комплекс «Вилюйское кольцо» в Мирном, памятник Л. Попугаевой в Удачном, Бюст Г.И. Чиряеву в Нерюнгри, «Тройка» в Ленске, монумент «Паровоз» в Томмоте и т.д.
Одним из ярких монументов в Томмоте является «Паровоз серии Е 3884», установленный 28 августа 2004 года в честь открытия пассажирского движения на железной дороге Нерюнгри-пассажирская-Томмот и укладки серебряного звена железнодорожной линии Томмот-Якутск. Находится у железнодорожного вокзала города Томмот. На сегодняшний день станция Томмот является одной из основных станций Железных Дорог Якутии, где производится выгрузка народно-хозяйственных грузов. Данный монумент у 25% томмотцев воспринимается символическим центром города.
Памятник Захарову Виктору Николаевичу, первооткрывателю Эмельджакского месторождения слюды-флогопита. В годы войны Томмот становится столицей слюдяной промышленности края. Здесь в 1942 году был основан трест «Алданслюда», реорганизованный из Алданского рудоуправления, который давал стране три четверти всех необходимых объектов слюды-флогопита. Слюда использовалась в электротехнической, радиотехнической и авиационной промышленности. 15 % томмотцев рассматривают его как символический центр города.
Автомобильный мост через реку Алдан в г. Томмоте сыграл огромную роль в развитии транспортного узла Республики Саха (Якутия). Работает без перерывов весной и осенью. Строительство моста связано с трестом "Мостострой-10", строителями ДРСУ-4, АЯАД, автомобилистами Алданского АТП. Река Алдан с множеством своих притоков является ключевой коммуникативной артерией Алданского района. Но, к сожалению, Стела в честь открытия автодорожного моста через р. Алдан занимает совсем неприметный локус, что также подтверждает ответы горожан.
Памятники города Мирного отличаются от памятников других городов Якутии ярким разнообразием «южного» акцента, в котором чувствуется особый неподдельный интерес горожан к истории города, его внешнему облику.
Одним из ярких памятников города является Монумент первооткрывателям алмазной трубки «Мир», установленный 12 октября 1970 года. При въезде в город на фоне рукотворных гор устремляется в якутское небо 24-метровый железобетонный обелиск, несущий в своей образной характеристике геологическое строение алмазоносной кимберлитовой трубки. Врезанный на высоте 17, 5 м в одну из стенок обелиска, выполненный из бетона и смальты. Авторы: архитектор Е. Ермолаев, инженер Э. Темников, художник Ю. Кафенгауз, при участии К. Короткина, В. Солдатенко. Октаэдр символизирует тот драгоценный минерал, ради которого в глухой сибирской тайге воздвигнут город Мирный - алмазная столица. Это памятник посвящен силе и отваге, уму и находчивости, выносливости, знаниям и устремленности тех, кто сотворил в безлюдье города, вложил в них душу и вдохнул жизнь. Дополняет архитектурно-пространственную композицию пандус-трибуна, напоминающая горизонт при разработке пустой породы вокруг кимберлитовой трубки на карьере «Мир» в полутора километрах от монумента. Пандус украшен барельефами,
облицованными цветной смальтой [13]. В восприятии 25% мирнинцев памятник первооткрывателям алмазной трубки «Мир» является символическим центром городского пространства, несмотря на его периферийное расположение на промышленной зоне города, недалеко от аэропорта.
Мемориальный комплекс «Вилюйское кольцо» в когнитивной карте восприятия 10 % мирнинцев является символическим центром города. Данный памятник (барельефы «Прошлое, настоящее и будущее алмазного края», скульптурная группа «Каюр и геологи», стела «Якутия-мать») открыт 7 сентября 2005 года. Посвящен 50-летию алмазной промышленности и города Мирного. Скульпторы: Э. Пахомов, Кац, Яхтин (литье - Гочияев). Барельефы - Комбинат монументального декоративного искусства (г. Москва) - авторы А.В. Якименко, Г.А. Никитина. Огромный, плавно поднимающийся в высоту, разорванный, с одной стороны, круг, символизирующий стенки алмазного месторождения-трубки. На переднем плане групповая скульптура в человеческий рост - восседающий на олене проводник- эвенк и идущие следом первооткрыватели якутский алмазов Л. Попугаева со своим спутником, рабочим Ф. Беликовым. На заднем плане, на дальнем полукружии стремится в небо черный столб из полированного камня, венчает маленькая позолоченная фигурка женщины в традиционном якутском наряде - Хотун -Вилюй (Госпожа Вилюй). Покой хозяйки Вилюя охраняют смотрящие в четыре стороны света головы львов и орлов. Внутренняя сторона Вилюйского кольца украшена развешанными на стенах барельефами, изображающими будни первопроходцев - алмазодобытчиков [13].
Памятник Ларисе Попугаевой также установлен в г. Удачном, является визитной карточкой города. В 1954 году она нашла первое в стране по времени обнаружения коренное месторождение алмазов на северо-западе Якутии, названное «Зарницей». Благодаря открытию этой кимберлитовой трубки был основан город Удачный. Фигура Ларисы Попугаевой изображена у костра рядом с рабочим Фёдором Беликовым. На стеле - тайга, олени, крутая ступенчатая стенка карьера на кимберлитовой трубке и детали современного индустриального пейзажа тех мест: дороги, линия электропередачи. Скульптура выполнена из бронзы, постамент памятника изготовлен из красного гранита [14].
Самые габаритные и заметные памятники в Удачном - гигантский экскаватор и карьерный самосвал, установленные перед въездом в карьер. Памятник Экскаватор и Карьерный самосвал, которые используются в качестве основной техники на Удачнинском горно-обогатительном комбинате. Комбинат ведет добычу алмазов на кимберлитовых трубках Удачная и Зарница, а также россыпных месторождениях «Законтурная делювиальная россыпь трубки «Удачная» и Пироповый ручей. Трубка Удачная примечательна во многих отношениях. Это крупнейшее по объёмам сырья и размерам рудного тела месторождение алмазов в России. В ней было добыто множество крупных камней, в том числе и кристаллы, ныне находящиеся в Алмазном Фонде. Увековечивание основных видов техники в виде памятников можно отнести монументальному искусству в архитектуре [15].
Памятник «Тройка» в г. Ленске посвящен мужественным и сильным людям Севера от первопроходцев ямщиков до современных водителей большегрузных автомобилей, которые в тяжелых условиях, по непроходимым местам доставлявших грузы для строительства городов Алмазного края. 47 % ленчан данный монумент видят в качестве символического центра городского пространства. Также в честь тружеников Севера, проложивших путь к алмазам АК «Алроса» был воздвигнут монумент «Ладья». Представляет собой высокую колонну, увенчанную изображением старинного корабля, на котором в северные края приплывали отважные русские мореплаватели. У 18 % жителей Ленска монумент «Ладья» является символическим центром.
Нерюнгри является столицей угольной отрасли в Якутии, история возникновения города была подчинена развитию угольной отрасли, что отразилось на формирование символического пространства города.
Памятники-посвящения воздвигнуты в честь первооткрывателей, шахтеров, основателей города, каюрам-проводникам геологических экспедиций, всем, чей труд имел значение для развития промышленности Южной Якутии и города Нерюнгри и связаны с разработкой угольных месторождений. Особое место в этом ряду занимают памятники, посвященные технике, использовавшейся в добыче угля и являющейся историческим символом угледобывающей отрасли (Ковш экскаватора, Локомобиль, Памятник Автомобилистам Якутугля). К памятниками-
посвящениям, относящимся к персоналиям, сыгравшим заметную в роль в истории города Нерюнгри можно отнести памятники-бюсты видному государственному и политическому деятелю СССР и ЯАССР Г.И. Чиряеву, благодаря которому, в короткие сроки был построен город Нерюнгри, и налажены разработки, А. Е. Столыпину - первому директору Малого разреза «Нерюнгринский», В. Б. Бочкареву - машинисту станции Беркакит, погибшему при исполнении служебных обязанностей и Сквер имени С. Каримовой с памятным камнем - Саима Каримова стояла у истоков освоения Нерюнгринского и Денисовского угольных комплексов.
24% респондентов видят символическим центром Нерюнгри Стелу «Олонхосут», являющуюся визитной карточкой Нерюнгри, что несколько отличается от результатов анкетирования в городе Алдан, где респонденты символическими центрами назвали Обелиск Славы и Памятник первооткрывателям. Действительно, данная стела довольна внушительна своей композицией, представляющей фигуру старца-олонхосута - народного сказителя якутского эпоса «олонхо», повествующего о жизни и подвигах национального героя Нюргун Боотура. По бокам установлены фигуры двух девушек в национальных костюмах. Одна из них держит чорон, другая играет на хомусе. Стела является одновременно памятником-символом Якутии, как земли Олонхо и традиций гостеприимства Якутии.
Особое место в изучении символического пространства городов занимает городская символическая экология. К сожалению, многие памятники не только в промышленных городах, но и в других городах не только изучаемого региона, но и страны в целом, были возведены без учета так называемой городской символической экологии. Городская символическая экология занимается изучением символов и ритуалов в их связи с окружением [4]. Как отмечают Авдеева Ю.Н., Дегтяренко К.А. и др., «направление городской символической экологии понимает символическое пространство города как некий код или текст, наделённый особыми, создаваемый горожанами в процессе социально, исторически и культурно обусловленного взаимодействия их с материальной средой города» [16].
Необходимо отметить, что идеи современного проекта «Умного города»/ «Smart city», сочетающий местоположение, потенциал природной среды, планировочные особенности и городские приоритеты, необходимые для повышения уровня качества жизни населения и эффективности услуг в экономических, социальных и природоохранных аспектах [17, с.162] перекликаются с концепциями городской символической экологии.
Сочетание символического пространства с природными объектами является особенностью городов, расположенных по руслу рек, вносящих в символическое пространство особую притягательность, например, набережная с рекой и горными хребтами, мост с рекой и т.д. Взаимодополняющее концептуальное сочетание символического городского пространства и природы создает общественно-рекреационную среду. Например, такой подход мы наблюдаем в конструировании набережной г. Ленска. В мае 2001 года г. Ленск пострадал от сильного наводнения, данная трагедия выросла до общероссийского уровня, пострадали 30 тысяч человек. Власти думали над переносом города, но из-за невозможности по финансовой причине приняли решение огородить город защитной дамбой. Три миллиона кубометров грунта и камня укладывают по периметру г. Ленска, 18 километров в длину - это сооружение защищает город от паводка с трех сторон [18]. Благодаря данной набережной, месту прогулок и отдыха, с тех пор природных катаклизмов еще не было в городе. На набережной г. Ленска представлены памятник «Тройка», изображающий почтовых ямщиков, монумент «Ладья» в честь тружеников Севера, проложивших путь к алмазам, Православный храм «Святителя Иннокентия». Набережная г. Ленска - великолепное произведение, символизирующее любовь к родной земле, могучей реке Лена, единственной реке на земле, которая целиком протекает по территории вечной мерзлоты.
На набережной города Томмота со сквером для отдыха, установлен мемориальный военный комплекс - воинам-томмотцам. На наш взгляд, береговые территории должны быть связаны коммуникациями и наполнены инфраструктурой услуг и городской событийностью. В символике рекреационной зоны прибрежного парка Томмота отсутствует событийность - миф, связанный с городской историей. Например, город Томмот был образован благодаря промышленному развитию Алданского района, недра которого таят большие запасы минерального сырья. Томмот в годы войны был столицей слюдяного края (флоготипа).
Мемориал Славы с изображением Ники, посвященный воинам-нерюнгринцам, установленный в парке культуры и отдыха в Нерюнгри, также согласно ответам респондентов опроса, и в целом, в функциональном плане, является не уместным в силу того, что парк для горожан является местом рекреации.
Таким образом, в символическом пространстве промышленных городов преобладает функциональная семиотика памятников, посвященных историческим событиям и их героям, связанными с освоением Крайнего Севера, связанных с разработкой промышленности Южной Якутии. Каждый промышленный город имеет свою историю образования, и эта история находит отклик в символическом пространстве города. Концептуальное сочетание символического городского пространства и природы является необходимым фактором символической городской экологии, который требует дальнейшего изучения для выстраивания релевантного вектора стратегии сохранения мест памяти, комфортного социального пространства, и в целом, продвижения и имиджа города, региона.
Литература и источники
1. ЛотманЮ.М. Семиосфера. - СПб.: Наука, 2000. - 453 с.
2. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы». Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - С. 259-367.
3. Нора П. Франция - память. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. - 328 с.
4. NasP., Cities Full of Symbols: A Theory of Urban Space and Culture. Leiden University Press, 2011. - 305 p.
5. Weina, Ch. Decode the City: A Methodological Study Responding to the New Trend of City "Re-image" Montreal as a Case. -Montreal: School of Urban Planning. McGill University, 2009. - 75 p.
6. Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Memoire // Representation. - 1989. - Vol. 26. - P. 7-25.
7. Русакова О.Ф., Русакова В.М. Город как пространство исторической памяти // Дискурс. Пи, 2017. - С. 22-35.
8.ХатылаевМ.М. Промышленное освоение Якутии: от истоков до 1946 г. - Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2010. - 288 с.
9. Клаварий Т.Ю. Экономическое развитие Якутии в контексте территориального планирования // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - 2017. - Vol. 7. - P. 38-51.
10. Юзмухамедов Р.Н. «Дедушка» якутских алмазов // Якутский архив. - 2006. - № 1 (20). - С. 46-48.
11. Хатылаев М.М. Промышленное развитие Якутии в 1946-1960 гг. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. - 184 с.
12. Ермолаев Т.С. Южная Якутия: промышленное освоение и динамика современных этносоциальных процессов [Электронный ресурс]: отв. ред. к.и.н. В.Б. Игнатьева; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т гуманит. исслед. и проблем малочисл. народов Севера. - Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2018. - 167 с.
13. Памятники Мирного // Официальный сайт МО «Город Мирный» http://gorodmirny.ru/pamyatniki-mirnogo.html (дата обращения: 18.11.20)
14. Памятник Ларисе Попугаевой // https://goru.travel/place/pamyatnik-larise-popugaevoy (дата обращения: 18.11.20)
15. Город-клад. Полувековая история // Официальный сайт МО «Город Удачный» http://xn-----8kckfb0brpdcaz9bxd7c.xn--
p1ai/wp-content/uploads/2017/05/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D 1%81%D 1%82%D0%BE%D 1%80%D0%B8%D 1%8F .pdf (дата обращения: 18.11.20)
16. Авдеева Ю.Н., Дегтяренко К.А. и др. Динамика городского пространства Красноярска в начале XXI века // Журнал Сибирского федерального университета - гуманитарные и социальные науки, 2019 -07 10.17516 / 1997-1370-0434 http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128990 (дата обращения: 18.11.20)
17. Иванова Н.В., Ганжа О.А. Ландшафтно-экологические особенности формирования комфортной среды умного города (на примере исторического строительства зеленого кольца Сталинграда - Волгограда) // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. - Волгоград. - 2017. - Вып. 49 (68).
18. Паводок. «Проект «Обеспечение Севера» http://archive.ysia.ru/ekonomika/obespechenie-severa-pavodok/ (дата обращения: 18.11.20).
References and Sources
1. Lotman Yu.M. Semiosfera. - SPb.: Nauka, 2000. - 453 s.
2. Toporov V.N. Peterburg i «Peterburgskij tekst russkoj literatury». Mif. Ritual. Simvol. Obraz. Issledovaniya v oblasti mifopoeticheskogo. - M.: Progress-Kul'tura, 1995. - S. 259-367.
3. Nora P. Franciya - pamyat'. - SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1999. - 328 s.
4. Nas P., Cities Full of Symbols: A Theory of Urban Space and Culture. Leiden University Press, 2011. - 305 p.
5. Weina, Ch. Decode the City: A Methodological Study Responding to the New Trend of City "Re-image" Montreal as a Case. - Montreal: School of Urban Planning. McGill University, 2009. - 75 p.
6. Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Memoire // Representation. - 1989. - Vol. 26. - P. 7-25.
7. Rusakova O.F., Rusakova V.M. Gorod kak prostranstvo istoricheskoj pamyati // Diskurs. Pi, 2017. - S. 22-35.
8. Hatylaev M.M. Promyshlennoe osvoenie Yakutii: ot istokov do 1946 g. - YAkutsk: Akademiya nauk Respubliki Saha (YAkutiya), 2010. - 288 s.
9. Klavarij T.Yu. Ekonomicheskoe razvitie Yakutii v kontekste territorial'nogo planirovaniya // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - 2017. - Vol. 7. - P. 38-51.
10. Yuzmuhamedov R.N. «Dedushka» yakutskih almazov // Yakutskij arhiv. - 2006. - № 1 (20). - S. 46-48.
11. Hatylaev M.M. Promyshlennoe razvitie Yakutii v 1946-1960 gg. - Yakutsk: YANC SO RAN, 1992. - 184 s.
12. Ermolaev T.S. Yuzhnaya YAkutiya: promyshlennoe osvoenie i dinamika sovremennyh etnosocial'nyh processov [Elektronnyj resurs]: otv. red. k.i.n. V.B. Ignat'eva; Ros. akad. nauk, Sib. otd-nie, In-t gumanit. issled. i problem malochisl. narodov Severa. - Yakutsk: Izd-vo IGIiPMNS SO RAN, 2018. - 167 s.
13. Pamyatniki Mirnogo // Oficial'nyj sajt MO «Gorod Mirnyj» http://gorodmirny.ru/pamyatniki-mirnogo.html (data obrashcheniya: 18.11.20)
14. Pamyatnik Larise Popugaevoj // https://goru.travel/place/pamyatnik-larise-popugaevoy (data obrashcheniya: 18.11.20)
15. Gorod-klad. Poluvekovaya istoriya // Oficial'nyj sajt MO «Gorod Udachnyj» http://xn-----8kckfb0brpdcaz9bxd7c.xn--p1ai/wp-
content/uploads/2017/05/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F.pdf (data obrashcheniya: 18.11.20)
16. Avdeeva YU.N., Degtyarenko K.A. i dr. Dinamika gorodskogo prostranstva Krasnoyarska v nachale XXI veka // ZHurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta - gumanitarnye i social'nye nauki, 2019 -07 10.17516 / 1997-1370-0434 http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128990 (data obrashcheniya: 18.11.20)
17. Ivanova N.V., Ganzha O.A. Landshaftno-ekologicheskie osobennosti formirovaniya komfortnoj sredy umnogo goroda (na primere istoricheskogo stroitel'stva zelenogo kol'ca Stalingrada - Volgograda) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo i arhitektura. - Volgograd. - 2017. - Vyp. 49 (68).
18. Pavodok. «Proekt «Obespechenie Severa» http://archive.ysia.ru/ekonomika/obespechenie-severa-pavodok/ (data obrashcheniya: 18.11.20).
ХОХОЛОВА ИРЕНА СЕМЕНОВНА - кандидат филологических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ([email protected]).
ПЕСТЕРЕВА КЮННЭЙ АЙДААРОВНА - старший преподаватель Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова ([email protected]).
КЫСЫЛБАИКОВА МАРИНА ИЛЬИНИЧНА - кандидат филологических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (kysylbaikova@)mail.ru).
KHOKHOLOVA, IRENA S. - Ph.D. in Philology, Associate Professor of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov ([email protected]).
PESTEREVA, KYUNNEY A. - Senior Lecturer at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (yu00ika42@)gmail.com).
KYSYLBAIKOVA, MARINA I. - Ph.D. in Philology, Associate Professor of the North-Eastern Federal University named after V.I. M.K. Ammosov ([email protected]).
УДК 911.53: 001.5/.8-058.231 DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-192-199
ЧУЛЬДУМ А.О.
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ: ИНФОРМАЦИОННО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ
Ключевые слова: культура, ландшафт, культурный ландшафт, культовые места, буддизм, Тува, информационно -аксиологический подход, этнокультурный подход, интеллигенция.
Актуальность темы связана с теоретико-методологическим потенциалом концепции «культурного ландшафта» в исторических исследованиях. Ее применение позволяет включить в предметное поле исследований широкий спектр аспектов исторического развития. Автор пытается проанализировать различные подходы к дефиниции «культурный ландшафт» с целью изучения клтурно-религиозного ландшафта одного из национальных регионов Южной Сибири - Тувы. Отмечается, что сегодня в стране сформировался культурный ландшафт не столько с участием человека, сколько с участием государства. Такая тенденция формирует пассивное отношение человека к происходящему вокруг. Для устранения этого следует устанавливать тесные связи с населением, совместно решать проблемные вопросы.
CHULDUM, A O.
CULTURAL LANDSCAPE: INFORMATION-AXIOLOGICAL AND ETHNO-CULTURAL APPROACHES
Key words: Culture, landscape, cultural landscape, places of worship, Buddhism, Tuva, information-axiological approach, ethno-cultural approach, intellectuals.
The relevance of the topic is related to the theoretical-methodological potential of the concept of "cultural landscape" in historical research. Its application allows to include in the subject field of research a wide range of aspects of historical development. The author tries to analyze different approaches to the definition of "cultural landscape" in order to study the religious landscape of one of the national regions of southern Siberia - Tuva. It is noted that today a cultural landscape has been formed in the country not so much with the participation of a person as with the participation of the state. This tendency forms a passive attitude of a person to what is happening around. To eliminate this, it is necessary to establish close ties with the population, jointly solve problematic issues.
Впервые «культурный ландшафт», как самостоятельное правовое понятие, встречается в Руководстве исполнения Конвенции об охране всемирного наследия, принятой ЮНЕСКО еще в 1992 году. Согласно Статье 1 данного Руководства, термин «культурные ландшафты», охватывает «совместные творения человека и природы» [5]. С тех пор стало общепризнанным, что для достижения сознательного развития необходимым условием является понимание культурных ландшафтов и преимуществ, которые они представляют. Это служит началом способности защищать, раскрывать и развивать ландшафты в гармонии с людьми и окружающей средой [21].
Сегодня существуют различные методологические приемы, посредством которых происходит изучение ландшафта культурной направленности. Наибольшую популярность занимают подходы информационно-аксиологической и этнокультурной направленности. Перечисленные подходы направлены на раскрытие основных проблем, связанных с развитием,