Научная статья на тему 'ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕКЦИЯХ Г.Н. ПОТАНИНА'

ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕКЦИЯХ Г.Н. ПОТАНИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Н. Потанин / памятники китайской истории и культуры / коллекционирование / G.N. Potanin / memorials of Chinese history and culture / collecting

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иван Александрович Голев, Надежда Михайловна Дмитриенко

В статье освещается недостаточно изученный вопрос о собирательской и исследовательской работе Г.Н. Потанина с памятниками истории и культуры Китая. Раскрыты жизненные обстоятельства – служба в Сибирском казачьем войске, участие в научных экспедициях, определившие интерес Г.Н. Потанина к китайской проблема-тике. Выявляются основные составляющие потанинских коллекций – гербарные образцы, разнообразные памятники буддийской культуры, предметы китайской повседневности, выясняется их научное и познавательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIALS OF CHINESE CULTURE IN THE COLLECTIONS OF G.N. POTANIN

Grigory Nikolaevich Potanin's research and collecting activities in Central Asia were considered by such researchers as E.I. Chernyak, T.V. Rodionova, as well as the authors of this article N.M. Dmitrienko, I.A. Golev and others. For a more complete coverage and concretization of Potanin's scientific work, it is necessary to consider the insufficiently studied question about the memorials of Chinese culture in his collections. The solution of the problem involves turning to the experience of Potanin's military service in the Siberian Cossack Army, during which Potanin first appeared in the Chinese city of Ghulja and was fascinated by the views of the city. Transferred to Omsk, he got acquainted with some archival documents and acquired the first information on Chinese history of the 18th century. The authors of the article argue that the interest of G.N. Potanin in Chinese culture and history, formed in his youth, found expression in the collection and study of natural science and historical and cultural memorials. Reliance on authentic historical sources allows us to talk about the collection of plants collected by Potanin in the Chinese-Russian border region of Tarbagatai. This collection was the first in the formation of the funds of the Botanical Museum of the Imperial Tomsk University. It has been preserved to this day in the Herbarium of Tomsk State University. Grigory Potanin collected the second large collection of objects of Buddhist culture during scientific expeditions to China in the 1880s and 1890s. He became the governor of the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society and at the same time – the head of the Irkutsk Museum and in 1889 organized the country's first museum exhibition of Buddhist memorials. It is known that the Buddhist memorials collected by Potanin – statuettes of deities and icons – are also kept in the Department of Manuscripts and Book memorials of the Scientific Library of Tomsk State University. The authors believe that the Potanin collection of memorials of Chinese culture in Tomsk has not lost its scientific significance and needs careful study and publication.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕКЦИЯХ Г.Н. ПОТАНИНА»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 55. С. 260-270. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 260-270.

Научная статья

УДК 930.85:069.5(510)

doi: 10.17223/22220836/55/21

ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕКЦИЯХ Г.Н. ПОТАНИНА

Иван Александрович Голев1, Надежда Михайловна Дмитриенко2

1 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье освещается недостаточно изученный вопрос о собирательской и исследовательской работе Г.Н. Потанина с памятниками истории и культуры Китая. Раскрыты жизненные обстоятельства - служба в Сибирском казачьем войске, участие в научных экспедициях, определившие интерес Г.Н. Потанина к китайской проблематике. Выявляются основные составляющие потанинских коллекций - гербарные образцы, разнообразные памятники буддийской культуры, предметы китайской повседневности, выясняется их научное и познавательное значение.

Ключевые слова: Г.Н. Потанин, памятники китайской истории и культуры, коллекционирование

Благодарности: исследование выполнено в рамках международного российско-китайского научного проекта № 3395-23 «Сотрудничество музееведов в изучении музейного дела России и Китая».

Для цитирования: Голев И.А., Дмитриенко Н.М. Памятники китайской культуры в коллекциях Г.Н. Потанина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 260-270. doi: 10.17223/22220836/55/21

Original article

MEMORIALS OF CHINESE CULTURE IN THE COLLECTIONS

OF G.N. POTANIN

Ivan A. Golev1, Nadezhda M. Dmiptrienko2

1 2 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 potaninoved@gmail. com 2 [email protected]

Abstract. Grigory Nikolaevich Potanin's research and collecting activities in Central Asia were considered by such researchers as E.I. Chernyak, T.V. Rodionova, as well as the authors of this article N.M. Dmitrienko, I.A. Golev and others. For a more complete coverage and concretization of Potanin's scientific work, it is necessary to consider the insufficiently studied question about the memorials of Chinese culture in his collections. The solution of the problem involves turning to the experience of Potanin's military service in the Siberian Cossack Army, during which Potanin first appeared in the Chinese city of Ghulja and was fascinated by the views of the city. Transferred to Omsk, he got acquainted with some archival documents and acquired the first information on Chinese history of the 18th century. The authors of the article argue that the interest of G.N. Potanin in Chinese culture

© И.А. Голев, Н.М. Дмитриенко, 2024

and history, formed in his youth, found expression in the collection and study of natural science and historical and cultural memorials. Reliance on authentic historical sources allows us to talk about the collection of plants collected by Potanin in the Chinese-Russian border region of Tarbagatai. This collection was the first in the formation of the funds of the Botanical Museum of the Imperial Tomsk University. It has been preserved to this day in the Herbarium of Tomsk State University. Grigory Potanin collected the second large collection of objects of Buddhist culture during scientific expeditions to China in the 1880s and 1890s. He became the governor of the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society and at the same time - the head of the Irkutsk Museum and in 1889 organized the country's first museum exhibition of Buddhist memorials. It is known that the Buddhist memorials collected by Potanin - statuettes of deities and icons - are also kept in the Department of Manuscripts and Book memorials of the Scientific Library of Tomsk State University. The authors believe that the Potanin collection of memorials of Chinese culture in Tomsk has not lost its scientific significance and needs careful study and publication. Keawords: G.N. Potanin, memorials of Chinese history and culture, collecting

Acknowledgments: The research was carried out within the framework of the international Russian-Chinese scientific project No. 3395-23 "Cooperation of museologists in the study of the museum business of Russia and China".

For citation: Golev, I.A. & Dmiptrienko, N.M. (2024) Memorials of chinese culture in the collections of G.N. Potanin. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 260-270. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/21

Вклад Григория Николаевича Потанина в исследование Центральной Азии, выявление и верификация разнообразных памятников истории и культуры не подлежат сомнению, им были собраны разнообразные естественнонаучные и историко-культурные коллекции, которые по сей день составляют гордость российской науки. К изучению собирательской деятельности Г.Н. Потанина обращались П.Н. Крылов, Т.Л. Пушкина, Т.В. Родионова, Э.И. Черняк, а также авторы данной статьи [1-5]. Однако тема не исчерпывается несколькими статьями, и мы считаем необходимым более подробно охарактеризовать коллекции, собранные Г.Н. Потаниным в Китае.

Впервые с китайской культурой Г.Н. Потанин столкнулся в 1853 г., когда после окончания Омского кадетского корпуса служил в чине хорунжего Сибирского казачьего войска в Семиречье и был командирован в город Кульд-жу. Много позже он вспоминал, как впервые «увидел жизнь, кипевшую в большом китайском городе» и был заворожен увиденным. Его взгляды ловили одну картину за другой, поразило здание русского консульства в Кульдже «в китайском стиле, с завернутыми вверх краями крыши». Он увидел безлюдные узкие улицы, идущие зигзагами, и улицы, превращенные «в сплошную выставку товаров, которые интригуют человека незнакомого с китайской культурой, своей загадочностью». Потанин писал: «Все это было для меня необычайно и в высшей степени любопытно, и эти коромысла с чашами на уровне колена, в которых лежали новые башмаки или какие-нибудь овощи, и костюмы, в которые была одета эта толпа, оригинальные повозочки, кучера, сидящие боком к хвосту лошади, понукающие животное криком: „тр" или „и-и", картонные, подбитые мехом, чехлы на ушах богатых людей - все это было для меня очень ново и представлялось в таком изобилии, что если бы я вздумал обратиться за разъяснением к своим спутникам, то мог бы их до смерти замучить» [6. С. 63-67]. Полагаем, что именно тогда у Григория Потанина зародилась мысль о собирании памятников китайской культуры.

Интерес Г.Н. Потанина к китайской культуре и истории заметно окреп, когда три года спустя после посещения Кульджи он был переведен на службу в Омск и приступил к работе с архивными документами Областного управления сибирских киргизов. Он отбирал, копировал, а чуть позже и опубликовал документы XVIII в., запечатлевшие взаимоотношения русских, киргиз-кайсаков, бухарцев, китайцев и зенгорцев - обитателей Джунгарского ханства, занимавшего территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Публикация собранных документов в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» в 1866-1867 гг. и переиздание их в ТГУ в 2013 г. позволяют оценить внимание Г.Н. Потанина к русско-китайским отношениям. Он подготовил к публикации объемную выписку из документа, созданного по донесению сибирского губернатора Ф.И. Соймонова 1760 г., в котором сообщалось: «Правительствующему Сенату Коллегия иностранных дел представляет, что китайцы, по истреблении с их стороны бывшего зенгорского народа, по случаю происшедшего в оном междоусобия и по занятии их зен-горских мест, оные места навсегда за собою утвердить стараются, о том никакого сомнения нет, ибо известно, что они, хотя уже и за несколько лет перед сим рассеяние зенгорского народа воспоследовало, однако ж и доныне там свои войска содержат и по всем с границ получаемым ведомостям заводят и разные поселения. А из полученных в Коллегии иностранных дел при рапортах от сибирского губернатора, т.е. Соймонова, от 30 января и 28 февраля сего года, из их китайского трибунала листов видно, что уже они действительно завладели и бывшими напред сего в подданстве у зенгорских владельцев областями, т.е. Малою Бухариею и Вадакшаном; а что до Малой Бухарии касается, то о занятии оной китайскими войсками подтверждается и сказкою высланных с китайской стороны в исходе прошлого года на здешнюю границу в Селенгинск двух россиян, а именно: города Тобольска купца Ивана Дмитриева, сына Евсевьева, и тарского разночинца Михаила Пелымского, которых они нашли в Малой Бухарии в неволе и, освободя, на здешнюю границу отправили; а они в Селенгинске показали, что не токмо в их еще бытность в Малой Бухарии при китайских войсках все тамошние города, которых счисляется двенадцать, китайским войском были взяты, но они при том слышали, что присылаемыми главнокомандующему Жан-Жуну указами часто подтверждаемо было иметь поход и на Большую Бухарию и оную покорить. И для того ли или для другого предприятия, однако ж, в те занятые Малой Бухарии города, особливо в город Иркень, ставлено было весьма много провианта и пригонялось верблюдов, лошадей и прочего скота, что все они не только в Малой Бухарии, но и по дороге до самого Пекина видели. Они же, китайцы, и с киргиз-кайсацкою Средней Ордою, кочующею около Сибирских и Оренбургских линий, которая в подданстве Ее Императорского Величества счисляется, а особливо с находящимся в оной орде владельцем Аблай-салтаном, частые пересылки имеют и, переманивая оных киргиз-кайсаков от российских границ к кочеванию на зенгорских местах, ныне впусте оставшихся, заводимым с ним торгом, иногда делают им по разным случаям угрозы и притеснения, от чего те киргиз-кайсаки и действительно колеблются...» [7. С. 190].

Первый опыт непосредственного общения с китайской стороной пришелся на 1863-1864 гг., когда Г.Н. Потанин участвовал в экспедиции по

определению астрономических пунктов в пограничной с Китаем местности между Алтаем и Джунгарским Алатау. Под руководством К.В. Струве участники экспедиции проводили географические, метеорологические, магнитные и астрономические наблюдения, а Григорий Потанин записывал, кроме того, сведения о торговых отношениях россиян и китайцев, собирал гербарий [8. С. 338-339]. Собранную по всем правилам гербаризации коллекцию растений Тарбагатая и Призайсанского края Г.Н. Потанин планировал отправить в Академию наук в Петербурге, но по некоторым жизненным обстоятельствам был вынужден уехать в Томск. Зимой 1864/65 г. он преподавал в Томской губернской мужской гимназии, в которой временно размещались и его ботанические сборы.

Арест и тюремное заключение в Омске весной 1865 г. (а позже - шестилетняя каторга и ссылка по обвинению в намерении отделить Сибирь от России) надолго оторвали Г.Н. Потанина от его научных разысканий. Его гер-барные сборы, находившиеся в Томской губернской гимназии, были сложены в сарае, что, вероятно, обеспечило их сохранность в последующие два десятилетия [9. С. 45-46]. Там-то их и обнаружил ученый садовник по должности и исследователь сибирской флоры по призванию П.Н. Крылов. Он инициировал передачу потанинского гербария в формировавшийся Ботанический музей Императорского Томского университета, а затем подробно описал первую в университете ботаническую коллекцию [1]. Благодаря трудам П.Н. Крылова потанинская коллекция, включающая многочисленные растительные образцы российско-китайского пограничья, хранится в Гербарии ТГУ как важное свидетельство признания гербарного фонда Томского университета национальным достоянием России [10. С. 123-124].

Надолго разлученный с Китаем, его историей и культурой, Г.Н. Потанин не терял интереса к китайской теме. В 1873 г., находясь в вологодской ссылке, он получил от Императорского Русского географического общества поручение подготовить описание северной окраины Китая и изучил всю доступную ему в то время литературу [11. С. 141]. Нам пока неизвестно, что сталось с этой работой, но в любом случае полученные книжные знания формировали основу для будущих исследований и будущих сборов.

Подготовка к первому научному путешествию по Китаю началась осенью 1882 г., когда Г.Н. Потанин уже совершил две экспедиции по Монголии и, заботясь о будущих сборах в Китае, обратился к иркутскому меценату В.П. Сукачеву с просьбой выделить денежные средства на «препаратора-охотника для собирания коллекций птиц». Известно, что В.П. Сукачев профинансировал экспедицию Г.Н. Потанина, выдав 15 тыс. рублей, и Императорское Русское географическое общество добавило еще 9 тыс. [12. С. 336337]. В экспедиционный отряд Г.Н. Потанина входили его супруга А.В. Потанина, орнитолог М.М. Березовский и топограф А.И. Скасси. По сведениям самого Г.Н. Потанина, разделение труда в экспедиции было таковым: А.В. Потанина вела этнографические наблюдения и выполняла научные зарисовки; А.И. Скасси производил топографическую съемку и занимался фотографированием; М.М. Березовский собирал орнитологическую и маммологическую коллекции. Сам Потанин, кроме общего руководства и планирования работ, собирал «растения, гадов, рыб и насекомых, а также вел метеорологический и исторический дневник» [13. С. 1].

Группа выдвинулась к месту экспедиции из Кронштадта на военном корабле 14 августа 1883 г., проследовала через шведский порт Карлскруна, английские Плимут и Гибралтар [14]. Характерно, что, добираясь до Китая, исследователи осматривали музейные коллекции Европы, что сыграло немаловажную роль в проведении китайских сборов. Так, они посетили Плимутский Атенеум, осмотрели естественнонаучные коллекции (образцы горных пород, окаменелости, чучела птиц) и памятники культуры, представленные в музее этого научного общества [15]. В Гибралтаре Г.Н. Потанин и его спутники встретились с местным естествоиспытателем Доте, который, узнав о цели их путешествия, подарил коллекцию наземных раковин и около 130 образцов гибралтарских растений [16. С. 233].

В начале мая 1884 г. Г.Н. Потанин и его спутники добрались до Пекина, где получили поддержку со стороны российского посланника С.И. Попова. При его содействии китайское правительство выдало Г.Н. Потанину охранный лист и сообщило о том, что местные власти, по территориям которых будет проходить экспедиция, предупреждены об оказании содействия. Г.Н. Потанин с благодарностью отмечал генерала Ли Хун-чжана, который позволил А.И. Скасси сделать фотографические снимки из подаренного генералу альбома маршрутных карт по Сычуани и Ганьсу, выполненных австрийским топографом и картографом Г.Р. фон Крейтнером [17. С. 766-767; 18. С. 10-11]. Потанинская экспедиция пользовалась поддержкой русских купцов в Китае. Так, иркутский купец А.А. Белоголовый, живший в китайском городе Тяньцзине, предоставил свой дом для остановки в нем путешественников, доставлял нужные им сведения, книги, музейные коллекции. По сведениям Е.В. Ивановской, А.А. Белоголовый занимался поисками статуэтки Конфуция, однако в полной мере просьбу Потанина выполнить не удалось: привлеченный к поискам китаец сумел отыскать лишь статуэтку из необожженной глины с двумя помощниками Будды. Позже А.А. Белоголовый переслал в Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества 437 этнографических предметов, которые собрали его дочери. При этом одна из его дочерей, П.А. Белоголовая, сообщала в письме к А.В. Потаниной о том, что вместе с сестрами собрала коллекцию насекомых и бабочек, которую отправила в Иркутск на адрес В.П. Сукачева [19. С. 215-216]. Другой русский купец А.Д. Васенев, торговавший в Китае, также добывал для Г.Н. Потанина необходимые материалы. Из письма Васенева от 14 июня 1889 г. известно, что он отправил Потанину из Китая образец растения «гадзырын-усу», или по-китайски «тоу-фа-цай» [20. С. 49].

По сведениям газеты «Восточное обозрение», собранные в Китае многочисленные образцы природы и культуры, коллекции растений и птиц вывозились в Россию большим караваном, состоявшим из 19 верблюдов, 15 лошадей и 2 ослов, которых сопровождали 13 рабочих и 2 чиновника-китайца [21].

По возвращении из Китая Г.Н. Потанин, удостоенный Константиновской золотой медали Императорского Русского географического общества, был назначен правителем дел Восточно-Сибирского отдела общества и возглавил Иркутский музей, работавший в его составе. Незадолго до этого назначения в Иркутске случился большой пожар, уничтоживший здание музея и более 20 тыс. музейных предметов. Так на долю Г.Н. Потанин пришлась работа по восстановлению и пополнению музейных фондов и коллекций, чем он актив-

но занимался, привлекая коллекционеров и дарителей, и сам передал в музей часть собранных в Китае коллекций. Опираясь на знания и материалы, добытые в Китае, Г.Н. Потанин совместно с православным священником И.А. Подгорбунским организовал первую в Иркутске и всей России выставку предметов буддийской культуры. К выставке, проводившейся в конце декабря 1889 - начале января 1890 г., был издан каталог, включавший описание 560 предметов, которые предоставили коллекционеры буддийских памятников [22]. По этому первому в Иркутском музее каталогу, переизданному в 2019 г., видно, что часть памятников была передана или предоставлена для выставки самим Г.Н. Потаниным. Достоверно известно, что он доставил статуэтку Ногон-дара-экэ из тибетского монастыря Гумбум, а статуэтку Гуань-ин-пуса, выполненную из каолинита, именуемого во времена Потанина каменным мозгом, купил в Пекине. Кроме того, божество Гуань-ин-пуса было представлено на иконах, выполненных на шелковой ткани и холсте. Вариации изображения Гуань-ин-пусы различны, например, с ребенком в левой руке и цветком - в правой цветок, с 90 руками и 13 головами, со множеством орудий и предметов в руках. Кроме того, на выставке в Иркутском музее были представлены два богослужебных орудия лам, именуемые Вачир, вывезенные Потаниным из тибетской провинции Амдо. Оттуда же была доставлена ветряная мельница Лун-кор, а из тибетской провинции Цзан -курительные свечи Куджи [23. С. 40-56]. Надо отметить, что буддийская коллекция Иркутского музея, собранная Потаниным и его коллегами, привлекла внимание горожан, ее осмотрел цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) [24].

Важно отметить, что китайские коллекции Г.Н. Потанина сохранились в Иркутском краеведческом музее до наших дней, свидетельство тому фотоизображения нескольких китайских предметов, предоставленных музеем по запросу профессора Э.И. Черняка в 2015 г. [4. С. 69]. Так, в иркутской коллекции выявлена сушеная каракатица, на этикетке сделана надпись «каракатица, употребляемая китайцами в пищу», а также китайская гадательная палочка, по всей поверхности которой изображены иероглифы. Сохранились

две статуэтки любимого божества Потанина Гу-ань-ин-пусы, одна из них изображает божество в традиционной одежде, стоящее на постаменте, украшенном растительным орнаментом, с руками, сложенными на уровне груди (рис. 1). Другая статуэтка, напротив, изображает божество в положении сидя. Обе статуэтки имеют повреждения в виде небольших сколов красочного слоя. Иркутская коллекция не исчерпывается указанными предметами, но идентификация китайских предметов затрудняется тем, что некоторые записи не сохранились или же в них не указаны места сборов.

Рис. 1. Буддийское божество Гуань-ин-Пуса. Дерево, Китай (Иркутский областной краеведческий музей)

Fig. 1. Buddhist deity Guan-in-Pusa. Wood, China (Irkutsk Regional Museum)

Документально зафиксированы утраты музея. Так, Э.П. Стужина приводит запись из инвентарной книги Иркутского музея о том, что в 1886 г. Г.Н. Потанин передал на музейное хранение 14 китайских картин, а рядом с этой записью сделана приписка о том, что в 1924 г. картины переданы художественному музею (без его точного наименования) [25. С. 122].

Последняя научная экспедиция Г.Н. Потанина в Китай оборвалась раньше срока из-за смерти А.В. Потаниной в октябре 1893 г. Однако будучи тяжелобольной, она сопровождала своего мужа в осмотре в Пекине некоторых коллекций памятников китайской культуры, собранных европейцами. По свидетельству самого Потанина, удалось осмотреть три коллекции, одна из них принадлежала переводчику Н.И. Гомбоеву, другая - Гроту, а третья -секретарю германского посольства Штерну. Существовала еще и коллекция Карлсона, которую Потанину увидеть не довелось. По признанию Г.Н. Потанина, он ознакомился с названными коллекциями для того, чтобы выяснить, «чего не достает в буддийской коллекции Иркутского музея» [26. С. 43]. Там же, в Пекине, в конце 1892 г. Потанин купил буддийскую икону, а позднее в Тарсандо приобрел тибетский костюм для Иркутского музея. И заботясь о пополнении Иркутского музея, писал своему преемнику на должности правителя дел Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества Д.А. Клеменцу: «Не отпустит ли комитет небольшую сумму из думской субсидии на доведение коллекции буддийских храмовых принадлежностей в Ирк[утском] музее до большей полноты. Я знаю пробелы и во время пребывания в Китае мог бы приобрести, чего недостает» [18. С. 234]. Некоторые китайские материалы Г.Н. Потанин сохранял у себя и дарил их своим друзьям. Так, Д.Н. Анучин свидетельствовал о том, что Потанин подарил ему фотографию китайской статуэтки буддийского божества Арья-Бало [27. С. 108].

Наиболее полно потанинские материалы представлены в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета, где хранится фонд Г.Н. Потанина. Он был передан в библиотеку из закрывшегося Института исследования Сибири, куда, в свою очередь, был продан самим Потаниным в декабре 1919 г. По свидетельству библиотекаря Института исследования Сибири П. Дмитриева, Институтом были приобретены книги, принадлежавшие Потанину, а также рукописи, переписка, портреты, рисунки из экспедиций [28. Л. 142-143]. В декабре 1920 г., уже после смерти Г.Н. Потанина, его книжное собрание и личные вещи перевезли в библиотеку Томского университета. Согласно акту, подписанному главным библиотекарем университетской библиотеки А. Милютиным и исполняющим обязанности библиотекаря Института исследования Сибири П. Дмитриевым, в университетскую библиотеку поступили книги, а также рукописи, письма, портреты, рисунки и вещи, принадлежавшие Г.Н. Потанину (восемь книжных шкафов, сундук, два станка открытых полок и четыре пустых ящика малого размера) [29. Л. 1].

В настоящее время в Научной библиотеке ТГУ хранятся полевые дневники Г.Н. и А.В. Потаниных и изобразительные памятники, в частности, икона «Цзао-ван и его супруга», представляющая собой популярное в Китае изображение покровителя домашнего очага. Икона, представленная в потанинском собрании, выполнена на бумаге, а изображение нанесено путем кси-

лографии и раскрашено гуашью и акварелью (рис. 2). Кроме того, в потанинском фонде насчитывается несколько рисунков с изображением Гуань-ин-пусы. На одном изображении этого божества сделана надпись «Кван инь пу-са». Именно так Кван-инь-пусой Потанин называл это божество, статуэтку которого впервые увидел в экспедиции по Китаю в 1884 г. [30].

Рис. 2. Икона «Цзао-ван и его супруга». Бумага, ксилография, гуашь, акварель (Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ)

Fig. 2. Icon «Zao-wang and his wife». Paper, woodcut, gouache, watercolor (Department of Manuscripts and Book Monuments of the TSU Scientific Library)

В завершение этого обзора считаем нужным сказать, что хранящиеся в Научной библиотеке ТГУ, как и в других хранилищах Сибири, потанинские коллекции и отдельные предметы, отражающие историю и культуру Китая, требуют тщательной атрибуции, дальнейшего изучения и научной публикации.

Список источников

1. Крылов П. Ботанический материал, собранный Г.Н. Потаниным в восточной части Семипалатинской области в 1863 и 1864 годах, и свод предыдущих исследований. Томск, 1891. 106 с.

2. Пушкина Т.Л. Коллекции Г.Н. Потанина в собрании Иркутского областного краеведческого музея: общий обзор // Краеведческие записки. Иркутск, 2008. Вып. 15. С. 19-32.

3. Родионова Т.В. Потанинская коллекция в Музее истории книги Научной библиотеки ТГУ // Этюды культуры-2009 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1: Музеология и культурное наследие. Томск, 2009. С. 120-123.

4. Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Вклад Г.Н. Потанина в музейное дело Сибири // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 404. С. 67-76.

5. Дмитриенко Н.М., Голев И.А. О буддийской коллекции Григория Николаевича Потанина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. С. 218-229.

6. Потанин Г.Н. Воспоминания: [переиздание] // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1983. Т. 6. С. 22-336.

7. Пространство Северного Казахстана и Сибири в исторической ретроспективе XVIII в. (по документальным публикациям Г.Н. Потанина) / сост. Н.М. Дмитриенко, Т.В. Родионова ; науч. ред. Э.И. Черняк. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. 314 с.

8. Голев И.А. Вклад Г.Н. Потанина в формирование фондов Ботанического музея Императорского Томского университета // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых: сборник материалов международной молодежной научной школы-конференции (12-14 октября 2020 г.). Новосибирск, 2020. С. 336-342.

9. Липский В.И. Потанин Григорий Николаевич // Императорский С.-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913). Ч. 3 / под ред. А.А. Фишера-фон-Вальдгейма. Пг., 1913-1915. С. 44-52.

10. ГурееваИ.И. Фонды Гербария ТГУ: формирование и развитие // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении культурного наследия: материалы II Международной научно-методической конференции / отв. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 123-132.

11. Письма Г.Н. Потанина / сост. А.Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. Т. 1. 280 с.

12. Голев И.А. Г.Н. Потанин: письмо В.П. Сукачеву // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 336-337.

13. Потанин Г.Н. Предварительный отчет об экспедиции в Ганьсу. [СПб.], б. г. 30 с. (Отдельный оттиск из «Известий Императорского Русского географического общества». Т. XXIII).

14. Вокруг света. Экспедиция Г.Н. Потанина // Восточное обозрение. СПб., 1883. № 36, 8 сент.

15. Вокруг света. Экспедиция Г.Н. Потанина // Восточное обозрение. СПб., 1883. № 40,

6 окт.

16. Письма Г.Н. Потанина / сост. А.Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский. Иркутск, 1989. Т. 3. 296 с.

17. Потанин Г. Три народности в Восточной Азии. Китайцы-Монголы-Тангуты // Вестник Европы. СПб., 1888. Т. 1, № 2. С. 762-784.

18. Письма Г.Н. Потанина / сост. А.Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский. Иркутск, 1990. Т. 4. 428 с.

19. ИвановскаяЕ.В. Потанины и Белоголовые (по материалам ОРКП НБ ТГУ) // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие: материалы Первой Всероссийской научной конференции. Томск, 2014. С. 213-216.

20. Сибирский купец А.Д. Васенев. Ч. 2: Документы и письма / сост. А.В. Старцев; отв. ред. Д.Я. Резун. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1994. 112 с.

21. Хроника научных исследований в Сибири и на Дальнем Востоке // Восточное обозрение. СПб., 1886. № 27, 3 июля.

22. Каталог выставки предметов внешней обстановки жизни лам / сост. И. Подгорбунский и Г. Потанин. Иркутск: тип. газеты «Восточное обозрение», 1888. 76 с.

23. Музееведческое наследие Северной Азии. Вып. 2: Труды музееведов последней трети XIX - первой трети XX века / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк, А.Д. Дементьев, И.А. Голев, С.Е. Григорьева. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2019. 252 с.

24. Посещение Иркутска Его Императорским Высочеством государем наследником цесаревичем // Восточное обозрение. Иркутск, 1891. № 27, 30 июня.

25. Стужина Э.П. Восточные коллекции Иркутского и Кяхтинского краеведческих музеев // Советская этнография. М., 1971. № 4. С. 121-126.

26. Потанин Г. Коллекция буддийских храмовых предметов в Пекине // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Иркутск, 1893. Т. 24, № 1. С. 43-50.

27. АнучинД. К юбилею Г.Н. Потанина // Землеведение. СПб., 1916. Т. 23, кн. 1-2. С. 104-111.

28. ГАТО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 48.

29. Архив Научной библиотеки ТГУ. Т. 4.

30. Потанин Г. Два дня в буддийском монастыре Уньчжа-Сюме // Восточное обозрение. Иркутск ; Санкт-Перербург, 1885. № 32, 8 авг.

References

1. Krylov, P. (1891) Botanicheskiy material, sobrannyy G.N. Potaninym v vostochnoy chasti Semipalatinskoy oblasti v 1863 i 1864 godakh i svodpredydushchikh issledovaniy [Botanical material collected by Grigory Potanin in the eastern part of the Semipalatinsk region in 1863 and 1864 and a summary of previous studies]. Tomsk: [s.n.].

2. Pushkina, T.L. (2008) Kollektsii G.N. Potanina v sobranii Irkutskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya: obshchiy obzor [Collections of Grigory Potanin in the collection of the Irkutsk regional museum of local history: A general overview]. Kraevedcheskie zapiski. 15. pp. 19-32.

3. Rodionova, T.V. (2009) Potaninskaya kollektsiya v Muzee istorii knigi Nauchnoy biblioteki TGU [Potanin's collection in the Museum of Book History of the Research Library of Tomsk State University]. Etyudy kul'tury-2009 [Etudes of Culture-2009]. Proc. of the Conference. Tomsk. pp. 120123.

4. Dmitrienko, N.M. & Chernyak, E.I. (2016) Vklad G.N. Potanina v muzeynoe delo Sibiri [Grigory Potanin's contribution to the museum affairs of Siberia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 404. pp. 67-76.

5. Dmitrienko, N.M. & Golev, I.A. (2020) About Grigoriy Potanin's buddhist collection. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 38. pp. 218-229. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/38/20

6. Potanin, G.N. (1983) Vospominaniya: [pereizdanie] [Memories: [reprint]]. In: Yanovsky, N.N. (ed.) Literaturnoe nasledstvo Sibiri [Literary Heritage of Siberia]. Vol. 6. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo. pp. 22-336.

7. Dmitrienko, N.M. & Rodionova, T.V. (2013) Prostranstvo Severnogo Kazakhstana i Sibiri v istoricheskoy retrospektive XVIII v. (po dokumental'nym publikatsiyam G.N. Potanina) [The Space of Northern Kazakhstan and Siberia in Historical Retrospective of the 18th Century (Based on Documentary Publications of Grigory Potanin)]. Tomsk: Tomsk State University.

8. Golev, I.A. (2020) Vklad G.N. Potanina v formirovanie fondov Botanicheskogo muzeya Imperatorskogo Tomskogo universiteta [Potanin's contribution to the formation of the funds of the Botanical Museum of the Imperial Tomsk University]. Aktual'nye problemy istoricheskikh issledovaniy: vzglyad molodykh uchenykh [Topical Problems of Historical Research: Young Scientists' Perspective]. Proc. of the International Conference. October 12-14, 2020. Novosibirsk. pp. 336-342.

9. Lipskiy, V.I. (1913-1915) Potanin Grigoriy Nikolaevich. In: Fischer von Waldheim, A.A. (ed.) Imperatorskiy S.-Peterburgskiy botanicheskiy sad za 200 let ego sushchestvovaniya (1713-1913) [Imperial St. Petersburg Botanical Garden for 200 years of its existence (1713-1913)]. Vol. 3. Petrograd: [s.n.]. pp. 44-52.

10. Gureeva, I.I. (2016) Fondy Gerbariya TGU: formirovanie i razvitie [Herbarium Collections of TSU: Formation and Development]. In: Dmitrienko, N.M. (ed.) Muzei universitetov Evraziyskoy assotsiatsii i ikh rol' v sokhranenii kulturnogo naslediya [Museums of the Universities of the Eurasian Association and Their Role in Preserving Cultural Heritage]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 123-132.

11. Potanin, G.N. (1987) Pis'ma G.N. Potanina [Grigory Potanin's Letters]. 2nd ed. Vol. 1. Irkutsk: Irkutsk State University.

12. Golev, I.A. (2021) G.N. Potanin: letter to V.P. Sukachev. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 44. pp. 336-337. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/44/27

13. Potanin, G.N. (n.d.) Predvaritel'nyy otchet ob ekspeditsii v Gan'su [Preliminary Report on the Expedition to Gansu]. St. Petersburg: [s.n.].

14. Vostochnoe obozrenie. (1883a) Vokrug sveta. Ekspeditsiya G.N. Potanina [Around the World. G. N. Potanin's Expedition]. 8th September.

15. Vostochnoe obozrenie. (1883b) Vokrug sveta. Ekspeditsiya G.N. Potanina [Around the World. G. N. Potanin's Expedition]. 6th October.

16. Potanin, G.N. (1989) Pis'ma G.N. Potanina [Grigory Potanin's Letters]. Vol. 3. Irkutsk:

[s.n.].

17. Potanin, G. (1888) Tri narodnosti v Vostochnoy Azii. Kitaytsy-Mongoly-Tanguty [Three peoples in East Asia. Chinese-Mongols-Tanguts]. Vestnik Evropy. 1(2). pp. 762-784.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Potanin, G.N. (1990) Pis'ma G.N. Potanina [Grigory Potanin's Letters]. Vol. 4. Irkutsk:

[s.n.].

19. Ivanovskaya, E.V. (2014) Potaniny i Belogolovye (po materialam ORKP NB TGU) [The Potanins and Belogolovys (based on materials from the Research Library of TSU)]. Sibirskoe

kupechestvo: istoki, deyatel'nost', nasledie [Siberian Merchants: Origins, Activities, Heritage]. Proc. of the First Conference. Tomsk. pp. 213-216.

20. Rezun, D.Ya. (ed.) (1994) Sibirskiy kupets A.D. Vasenev [Siberian merchant A.D. Vasenev]. Vol. 2. Barnaul: Altai State University.

21. Vostochnoe obozrenie. (1886) Khronika nauchnykh issledovaniy v Sibiri i na Dal'nem Vostoke [The chronicle of scientific research in Siberia and the Far East]. 3rd July.

22. Podgorbunskiy, I. & Potanin, G. (1888) Katalog vystavki predmetov vneshney obstanovki zhizni lam [The catalogue of the exhibition of objects of the external environment of the lives of lamas]. Irkutsk: Vostochnoe obozrenie.

23. Dmitrienko, N.M., Chernyak, E.I., Dementiev, A.D., Golev, I.A. & Grigorieva, S.E. (2019) Muzeevedcheskoe nasledie Severnoy Azii [Museological Heritage of Northern Asia]. Vol. 2. Tomsk: Tomsk State University.

24. Vostochnoe obozrenie. (1891) Poseshchenie Irkutska Ego Imperatorskim Vysochestvom gosudarem naslednikom tsesarevichem [His Imperial Highness the Sovereign Heir Tsarevich's Visit to Irkutsk]. 30th June.

25. Stuzhina, E.P. (1971) Vostochnye kollektsii Irkutskogo i Kyakhtinskogo kraevedcheskikh muzeev [Eastern Collections of the Irkutsk and Kyakhta Local History Museums]. Sovetskaya etnografiya. 4. pp. 121-126.

26. Potanin, G. (1893) Kollektsiya buddiyskikh khramovykh predmetov v Pekine [Collection of Buddhist Temple Artifacts in Beijing]. Izvestiya Vostochno-Sibirskogo otdela Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva. 24(1). pp. 43-50.

27. Anuchin, D. (1916) K yubileyu G.N. Potanina [On the Anniversary of G.N. Potanin]. Zemlevedenie. 23(1-2). pp. 104-111.

28. The State Archive of the Tomsk Region. Fund R-26. List 1. File 48.

29. The Archive of the TSU Research Library. Vol. 4.

30. Potanin, G. (1885) Dva dnya v buddiyskom monastyre Un'chzha-Syume [Two Days in the Buddhist Monastery of Unzha-Syume]. Vostochnoe obozrenie. 8th August.

Сведения об авторах:

Голев И.А. - аспирант Института искусств и культуры, младший научный сотрудник НОЦ «Музей и культурное наследие» Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected] Дмитриенко Н.М. - профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник НОЦ «Музей и культурное наследие» Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Golev I.A. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Dmitrienko N.M. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 09.05.2024; одобрена после рецензирования 11.05.2024; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted 09.05.2024; approved after reviewing 11.05.2024; accepted for publication 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.