Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 54. С. 33-39. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 33-39.
Научная статья
УДК 001.891.5+140.8
doi: 10.17223/22220836/54/3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ Г.Н. ПОТАНИНА В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЦЕНТРИСТСКОГО ГУМАНИЗМА
Иван Александрович Голев
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлен первый опыт осмысления исследовательских стратегий Г.Н. Потанина, позволяющих ставить и решать фундаментальные вопросы изучения природных и социальных явлений. Выбор адекватных подходов и методов исследования определяло гуманистическое мировоззрение Г.Н. Потанина, формировавшееся под влиянием видных российских исследователей-гуманистов Н.М. Карамзина, К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского и др. Показаны важнейшие достижения деятельности Г.Н. Потанина в научном освоении множественности мира с опорой на гуманистические установки. Ключевые слова: Г.Н. Потанин, гуманистическое мировоззрение, стратегии научных исследований
Для цитирования: Голев И.А. Исследовательские стратегии Г.Н. Потанина в контексте антропоцентристского гуманизма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 33-39. doi: 10.17223/22220836/54/3
Original article
G.N. POTANIN'S RESEARCH STRATEGIES IN THE CONTEXT OF ANTHROPOCENTRIC HUMANISM
Ivan A. Golev
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article presents the experience of studying the scientific work methods of the Russian explorer of Asia Grigory Nikolaevich Potanin. It has been established that Potanin's worldview was formed under the influence of the humanistic ideas of N.M. Karamzin, K.D. Kavelin and N.G. Chernyshevsky. On scientific expeditions he collected and studied monuments of culture, religion, and oral folk art. In his scientific travels and trips G.N. Potanin put the person with his knowledge, experience and worldly wisdom in the first place, and paid great attention to direct communication with the residents of the territories he visited. Grigory Potanin collected folklore and developed his own methodology for this. Based on his observations, he put forward a theory about the eastern foundations of Western European folklore. Grigory Potanin observed people everywhere, described their culture, paid attention to housing, food and clothing. Potanin always communicated with people, found out the details of their lives, and used the method of participant observation. Potanin took from Mongolia and China many monuments of Buddhist culture, which he donated to museums. In 1888, he, together with priest Innokenty Podgorbunsky, organized the first Buddhist exhibition in Russia. Grigory Potanin was involved in organizing scientific research, prepared a brochure for researchers of Siberian shamans, and organized several expeditions for other scientists. It is important that Grigory Potanin was interested in living nature, collected herbariums, and relied on the methods of classical science. Under the influence of P.P. Semenov-Tyan-Shansky, he developed as a naturalist. The collected herbariums are stored in the Herbarium of the Botanical Institute of the Russian Academy of
© И.А. Голев, 2024
Sciences, the Herbarium of Tomsk State University and other repositories. After 160 years, they are well preserved thanks to proper collection. G.N. Potanin was not a simple collector of factual material; he followed a carefully developed methodology in everything. The development of his own research strategy, based on anthropocentric humanism, gave the most important results of the scientific and expeditionary activities of G.N. Potanin as the basic basis of his scientific heritage.
Keywords: G.N. Potanin, humanistic worldview, research strategies
For citation: Golev, I.A. (2024) G.N. Potanin's research strategies in the context of anthropocentric humanism. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 33-39. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/3
Научные достижения Г.Н. Потанина объясняются его исследовательскими стратегиями, которые формировались и реализовывались в течение всей его жизни. Выбор того или иного долговременного плана исследования определялся социокультурными и социально-политическими условиями и синхронной им антропоцентристкой парадигмой традиционного гуманизма XIX -начала XX в. [1, 2]. Тема эта частично освещалась в трудах Г.И. Пелих, М.В. Шиловского, Н.М. Дмитриенко [3-5] и требует дальнейшего изучения.
Гуманистическое мировоззрение Г.Н. Потанина, определявшее его планы научного познания окружающей действительности, формировалось под непосредственным влиянием идей Н.М. Карамзина, К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского. Позже Г.Н. Потанин вспоминал, какое впечатление он вынес из знакомства с работами Н.М. Карамзина, который первым в России указал на роль исторических памятников, в исследовании российского прошлого. Ознакомление с идеями Н.И. Костомарова, А.П. Щапова и К.Д. Кавелина о важности местных исследований привело Г.Н. Потанина к изучению истории и этнографии Сибири и сопредельных территорий.
В научных экспедициях он собирал и изучал памятники культуры, религии, устного народного творчества. В своих научных путешествиях и поездках Г.Н. Потанин ставил на первое место человека с его знаниями, опытом и житейской мудростью, уделял большое внимание непосредственному общению с жителями посещаемых им территорий. По словам В.А. Обручева, Потанин своей многолетней экспедиционной работой доказал, «что по внутренней Азии (кроме Тибета) можно спокойно путешествовать без конвоя, с наемными рабочими, и все-таки проникать туда, куда нужно» [6. С. 20]. Известный исследователь Северной и Центральной Азии Д.А. Клеменц, подчеркивая мирный характер экспедиций Г.Н. Потанина, называл его «апостолом цивилизации и гуманности» [7. С. 184]. Особо следует подчеркнуть мнение академика С.Ф. Ольденбурга о том, что «через кочевника Григорий Николаевич научился понимать Восток как одно из необходимых звеньев мировой и общечеловеческой культуры» [8. С. 2].
Выступая с гуманистических позиций, Г.Н. Потанин заявлял, что «путешественник уже из-за одной вежливости к чужому народу, а тем более в интересах выполнения своей ученой миссии, должен изучать язык туземцев» [9. С. 4]. Известно, что Г.Н. Потанин изучал монгольский язык и немного изъяснялся на нем, а в случае необходимости нанимал переводчика. Наибольших успехов в деле изучения культуры азиатских народов Г.Н. Потанин добился в фольклористике. Он интересовался фольклором с ранней молодости: после окончания Омского кадетского корпуса, оказавшись
на Алтае, он впервые столкнулся с народной культурой, которая заворожила его. Г.Н. Потанин записывал, а впоследствии и выявлял у других исследователей пословицы, поговорки, песни, устойчивые выражения, описания народных праздников, приметы, выяснял их семантические свойства, собирал лингвистические данные. Первый опыт такой работы он обнародовал в 1864 г. в «Этнографическом сборнике» [10]. Сознавая важность этой работы, он позже писал: «Нужно спешить собирать сказки, потому что они быстро исчезают с наступающими новыми условиями народной жизни» [11. С. 243]. Вырабатывая собственную исследовательскую стратегию, Г.Н. Потанин живо интересовался новейшими тенденциями европейских исследований фольклора, осваивая достижения отечественных и зарубежных коллег.
О способах собирания и изучения памятников азиатского фольклора сам Г.Н. Потанин писал: «Сказки записывались мною также, как и в прежние разы, в виде одних конспектов в переводе на русский язык; записывание текстов с подстрочным переводом их, при моем недостаточном знании монгольского языка, для меня было невозможно; китайские и тангутские сказки переводились для меня на монгольский язык» [12. С. 5]. Многолетние исследования фольклора вылились в теорию о восточных истоках западноевропейского эпоса, до сих пор не получившую должной оценки специалистов. М.К. Азадовский относил Г.Н. Потанина к числу «сторонников компарти-вистского метода» в изучении фольклора и подчеркивал, что его фольклористические штудии «обусловлены его областническими тенденциями» [13. С. 951, 955]. Это заключение Азадовского можно трактовать как стремление Потанина приблизить азиатскую культуру к общемировой, что является его важнейшей исследовательской стратегией.
Для Потанина любой человек является носителем общечеловеческой культуры, этим и объясняется его исследовательский интерес к этнографии. Где бы ни доводилось оказаться, он всегда внимательно относился как к бытовому устройству, так и к духовной культуре местного населения. По сути, Г.Н. Потанин использовал этнографический метод, или метод включенного наблюдения, по свидетельству В.А. Тишкова, «фиксирующий непосредственную жизнь общины, группы или другого сообщества в целях кросскуль-турных сравнений и для более общего понимания человеческого общества» [14. С. 472]. Оказавшись среди обитателей отдаленных местностей, Потанин обязательно принимал условия их жизни, разделял все тяготы повседневного существования, что позволяло ему собирать ценные материалы по этнографии, которых не было в работах других исследователей-путешественников. Путевые дневники и заметки Г.Н. Потанина наполнены детальным описанием материальной и духовной культуры азиатских народов, буквально пронизаны гуманистическим отношением к окружавшим его людям, опиравшимся на общечеловеческие ценности независимо от их этнической приндлежности или вероисповедания. Так, при посещении монастыря Уньчжа-Сюме в Китае он встретил своего знакомого монгола по имени Пунцук, прибывшего в монастырь, чтобы увидеть выступление своего сына «в числе пляшущих масок». По сведениям Г.Н. Потанина, зимой Пунцук жил у него «по несколько недель сряду, и мы были большие приятели» [15].
Наряду с непосредственными наблюдениями, Потанин собирал памятники материальной и духовной культуры, многочисленные свидетельства об этом
содержатся в его публикациях и письмах. Важно отметить, что потанинские сборы не были стихийными, при сборе памятников он обязательно придерживался определенной стратегии. Записывая фольклор, Г.Н. Потанин соприкоснулся с буддийскими легендами, которые его заинтересовали, к этому добавилось собирание различных памятников буддизма, в их числе иконы, мандалы, статуэтки и др. Тут важно отметить, что материальное и духовное в потанинских исследованиях были неразделимы, подтверждением чему может служить каталог первой в России буддийской выставки в Иркутском музее, которую Г.Н. Потанин организовал совместно с иркутским православным священником И.А. Подгорбунским в 1888 г. [16]. Сам факт подготовки объемного музеогра-фического издания по итогам выставки показывает осведомленность Потанина в развитии музейного дела России, ведь если в Сибири к тому времени еще отсутствовали подобные практики, то в столичных музеях уже было подготовлено несколько музейных каталогов [17. С. 35].
Важной исследовательской стратегией Г.Н. Потанина являлась его деятельность по организации научных исследований. Так, он разработал подробный план изучения сибирского шаманизма, в небольшой брошюре дает указания на то, какие следует задавать вопросы, на что следует обратить особое внимание в разговоре с информаторами [18]. Будучи правителем дел ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества, занимался организацией изучения этнографии бурят. Благодаря его усилиям были проведены две небольшие экспедиции к бурятам, его собственная и Д.А. Клеменца. Важно, что он привлекал к этой работе самих бурят. Известно, что бурятский тайша П.П. Баторов передавал в Иркутский музей памятники материальной культуры, собирал фольклор бурят [19. С. 325-326].
Не менее важным фактором исследовательских стратегий Г.Н. Потанина стал интерес к окружающей природе как отражение одной из важнейших составляющих гуманизма. Под влиянием книг о путешествиях и общения с такими видными учеными-путешественниками, как П.П. Семенов-Тян-Шанский, Г.Н. Потанин с раннего возраста формировался, по его собственным словам, как натуралист [20. С. 79]. Он перенял и развил методы классической науки, опиравшейся на наблюдения, сбор и систематизацию памятников природы, при этом всячески старался придать своему интересу академический характер. Он читает «Картины природы» А. Гумбольдта, а позднее, обучаясь в Императорском Санкт-Петербургском университете, слушает лекции профессора ботаники А.Н. Бекетова.
Первые ботанические экспедиции Г.Н. Потанин совершил в летние каникулы 1861 г., когда он отправился в Калужскую губернию для сбора гербария близ деревни Воровой на берегу р. Оки. Позже он вспоминал, как тщательно готовился к этой экспедиции: по совету П.П. Семенова он купил книгу К. Ле-дебура «Flora rossica» и в процессе работы отыскивал в ней названия встречающихся ему растений. Он окончательно укрепился как исследователь-природовед в экспедиции по Тарбагатаю под руководством К.В. Струве, где с успехом применил полученные знания и методы комплексного изучения природы.
В работах по гербаризации Г.Н. Потанин использовал определенную методику, которая заключалась в том, что растения, очищенные от всех инородных вкраплений, укладывались в специальную бумагу и тщательно высушивались, что требовало от собирателя немало времени и физических усилий
[21. С. 269]. К каждому собранному и высушенному растению Г.Н. Потанин обязательно делал протолог (первичное описание), в котором указывал дату и место сбора. Можно сказать, что профессиональные действия по сбору и консервации растений обеспечили хорошую сохранность тарбагатайских гербариев в течение последующих 160 лет [22. С. 342]. Собранные Потаниным коллекции растений до сих пор хранятся и изучаются в Гербарии Томского государственного университета, в Гербарии Ботанического института РАН и других хранилищах. Многие из них опубликованы в работах сотрудников этих учреждений и доступны для исследователей природы Азии [23, 24].
Разрабатывая исследовательские стратегии научных экспедиций, Г.Н. Потанин заботился об их комплексности и в случаях, в которых ему недоставало собственных знаний, старался их получить или привлекал более сведущих исследователей, становившихся его единомышленниками и последователями. Так, в потанинских экспедициях участвовали такие компетентные исследователи, как зоолог М.М. Березовский, археолог А.В. Адрианов, топографы П.А. Рафаилов и А.И. Скасси (который к тому же был хорошим фотографом), геолог В.А. Обручев. Надо отметить важный вклад в работы Г.Н. Потанина его жены А.В. Потаниной, которая на высоком научном уровне занималась этнографией, гербаризацией, выполняла научные рисунки.
В завершении статьи отмечу, что Г.Н. Потанин являлся не простым собирателем фактического материала, но во всем следовал тщательно проработанной методологии. Выработка собственных исследовательских стратегий, опиравшихся на антропоцентристский гуманизм, обеспечила важнейшие результаты научной и экспедиционной деятельности Г.Н. Потанина как базовой основы его научного наследия.
Список источников
1. МежуевВ.М. Гуманизм и современная цивилизация // Человек. 2013. № 2. С. 5-13.
2. Коробейникова Л.А. Современные концепции гуманизма // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 108-111.
3. Пелих Г.И. Историческая концепция Г.Н. Потанина / публ. А.Т. Топчия ; ред. Н.В. Серебренников. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2006. 166 с.
4. Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке». Г.Н. Потанин : биографический очерк. Новосибирск, 2004. 244 с.
5. Дмитриенко Н.М. Григорий Николаевич Потанин как историк Сибири // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 406. С. 72-80.
6. Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин: краткий очерк его жизни и научной деятельности: [отд. оттиск из журнала «Природа»]. М., 1916. 23 с.
7. Клеменц Д.А. Г.Н. Потанин // Русское богатство. 1905. № 9, пагинация 2. С. 183-188.
8. Ольденбург С.Ф. «Не довольно»: к восьмидесятилетию Григория Николаевича Потанина 21 сентября 1915 года // Русская мысль. М.; Пг., 1915. Кн. 11, пагинация 2. С. 1-11.
9. [Потанин Г.Н.] [Предисловие] // Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 годах по поручению Императорского Русского географического общества членом-сотрудником оного Г.Н. Потаниным. Вып. 1: Дневник путешествия и материалы для физической географии С.-З. Монголии. СПб., 1881. Пагинация 1. С. 3-16.
10. Потанин Г.Н. Юго-Западная часть Томской губернии в этнографическом отношении // Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом. СПб. : Тип. В. Головина, 1864. Вып. 6, отдел 1. С. 1-154.
11. Потанин Г.Н. О необходимости собирания сказок. (По поводу нового издания «Народных русских сказок» А.Н. Афанасьева) [переиздание] // Литературное наследство Сибири. Новосибирск : Кн. изд-во, 1986. Т. 7. С. 241-245.
12. [Потанин Г.Н.] [Предисловие] // Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Путешествие Г.Н. Потанина 1884-1886. СПб., 1893. Т. 1, отдел 1. С. 5-12.
13. Азадовский М.К. История русской фольклористики: [переиздание] / сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2014. 1056 с.
14. Тишков В.А. Избранные труды: в 5 т. Т. 2: Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М. : Наука, 2021. 543 с.
15. Потанин Г. Два дня в буддийском монастыре Уньчжа-Сюме // Восточное обозрение. Иркутск, 1885. 8 авг., № 32.
16. Каталог выставки предметов внешней обстановки жизни лам / сост. И. Подгорбун-ским и Г. Потаниным. Иркутск : Тип. газеты «Восточное обозрение», 1888. 76 с.
17. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А., Бутенко М.А., Глухов В.С. Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 34-41.
18. Потанин Г.Н. Программа для собирания сведений о сибирском шаманстве. Иркутск : Тип. Н.Н. Синицына, 1880. 5 с.
19. Голев И.А. Два письма бурятского тайши к Г.Н. Потанину // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 325-327.
20. Потанин Г.Н. Воспоминания // Литературное наследство Сибири / сост. Н.Н. Яновский. Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. Т. 6. С. 22-332.
21. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Путешествие Г.Н. Потанина 1884-1886. СПб., 1893. Т. 1. 567 с.
22. Голев И.А. Вклад Г.Н. Потанина в формирование фондов Ботанического музея Императорского Томского университета // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сб. материалов междунар. молодеж. науч. школы-конференции (12-14 октября 2020 г.). Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. С. 336-342.
23. Крылов П. Ботанический материал, собранный Г.Н. Потаниным в восточной части Семипалатинской области в 1863 и 1864 годах, и свод предыдущих исследований // Известия Императорского Томского университета. Томск, 1892. Кн. 4, отдел 2. С. 1-106
24. Каталог типовых образцов растений Восточной Азии, хранящихся в Гербарии Ботанического института имени В.Л. Комарова (LE). Ч. 2: (Китай) / отв. ред. А.Е. Грабовская-Бородина. М. ; СПб., 2010. 515 с.
References
1. Mezhuev, V.M. (2013) Gumanizm i sovremennaya tsivilizatsiya [Humanism and modern civilization]. Chelovek. 2. pp. 5-13.
2. Korobeynikova, L.A. (2014) Sovremennye kontseptsii gumanizma [Modern concepts of humanism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 389. pp. 108-111.
3. Pelikh, G.I. (2006) Istoricheskaya kontseptsiya G.N. Potanina [Grigory Potanin's Historical Concept]. Tomsk: Tomsk State University.
4. Shilovskiy, M.V. (2004) "Polneyshaya samootverzhennaya predannost' nauke". G.N. Potanin: biograficheskiy ocherk ["The utmost selfless devotion to science". G.N. Potanin: A biographic essay]. Novosibirsk: Sova.
5. Dmitrienko, N.M. (2016) Grigoriy Nikolayevich Potanin as a historian of Siberia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 406. pp. 72-80. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/406/11
6. Obruchev, V.A. (1916) Grigoriy Nikolaevich Potanin: kratkiy ocherk ego zhizni i nauchnoy deyatel'nosti: [otd. ottisk iz zhurnala "Priroda"] [Grigory Nikolaevich Potanin: A brief sketch of his life and scientific activity: [a reprint from the magazine "Nature"]]. Moscow: [s.n.].
7. Klements, D.A. (1905) G.N. Potanin. Russkoe bogatstvo. 9. pp. 183-188.
8. Oldenburg, S.F. (1915) "Ne dovol'no": k vos'midesyatiletiyu Grigoriya Nikolaevicha Potanina 21 sentyabrya 1915 goda ["Not enough": on the eightieth birthday of Grigory Nikolaevich Potanin on September 21, 1915]. Russkaya mysl'. 11(2). pp. 1-11.
9. [Potanin, G.N.] (1881) Ocherki Severo-Zapadnoy Mongolii. Rezul'taty puteshestviya, ispolnennogo v 1876-1877 godakh po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva chlenom-sotrudnikom onogo G.N. Potaninym [Essays on Northwestern Mongolia. The results of the trip, carried out in 1876-1877 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society by its member-employee G.N. Potanin]. Vol. 1. St. Petersburg: Tip. V. Bezobrazova i Komp. pp. 3-16.
10. Potanin, G.N. (1864) Yugo-Zapadnaya chast' Tomskoy gubernii v etnograficheskom otnoshenii [The southwestern part of the Tomsk province in ethnographic terms]. In: Etnograficheskiy sbornik, izda-vaemyy Imperatorskim Russkim geograficheskim obshchestvom [The Ethnographic Collection Published by the Imperial Russian Geographical Society]. Vol. 6. St. Petersburg: Tip. V. Golovina. pp. 1-154.
11. Potanin, G.N. (1986) O neobkhodimosti sobiraniya skazok. (Po povodu novogo izdaniya "Narodnykh russkikh skazok" A.N. Afanas'eva) [pereizdanie] [About the need to collect fairy tales. (About the new edition of "Russian Folk Tales" by A.N. Afanasyev) [reprint]]. In: Yanovsky, N.N. (ed.) Literaturnoe nasledstvo Sibiri [Literary Heritage of Siberia]. Vol. 7. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo. pp. pp. 241-245.
12. [Potanin, G.N.] (1893a) Tangutsko-tibetskaya okraina Kitaya i Tsentral'naya Mongoliya. Puteshestvie G.N. Potanina 1884-1886 [Tangut-Tibetan outskirts of China and Central Mongolia. G.N. Potanin's Travel of 1884-1886]. Vol. 1. St. Petersburg: IRGS. pp. 5-12.
13. Azadovskiy, M.K. (2014) Istoriya russkoy fol'kloristiki: [pereizdanie] [History of Russian Folkloristics: [reprint]]. Moscow: Institute of Russian civilizations.
14. Tishkov, V.A. (2021) Izbrannye trudy: v 5 t. [Selected Works: In 5 vols]. Vol. 2. Moscow: Nauka.
15. Potanin, G. (1885) Dva dnya v buddiyskom monastyre Un'chzha-Syume [Two days in the Buddhist monastery Unzhzha-Sume]. Vostochnoe obozrenie. 8th August
16. Podgorbunskiy, I. & Potanin, G. (1888) Katalog vystavki predmetov vneshney obstanovki zhizni lam [The catalog of the exhibition of objects of external furnishings of the lamas' life]. Irkutsk: Vostochnoe obozrenie.
17. Dmitrienko, N.M., Lozovaya, L.A., Butenko, M.A. & Glukhov, V.S. (2015) Museology as complex of knowledge about museum science: historiography of the problem. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 399. pp. 34-41. (In Russian).
18. Potanin, G.N. (1880) Programma dlya sobiraniya svedeniy o sibirskom shamanstve [A program for collecting information about Siberian shamanism]. Irkutsk: Tip. N.N. Sinitsyna.
19. Golev, I.A. (2022) Two letters from the buryat leader to G.N. Potanin. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 48. pp. 325-327. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/48/27
20. Potanin, G.N. (1983) Vospominaniya [Memoirs]. In: Yanovsky, N.N. (ed.) Literaturnoe nasledstvo Sibiri [Literary Heritage of Siberia]. Vol. 6. Novosibirsk: Zap.-Sib. kn. izd-vo pp. 22-332.
21. Potanin, G.N. (1893b) Tangutsko-tibetskaya okraina Kitaya i Tsentral'naya Mongoliya. Puteshestvie G.N. Potanina 1884-1886 [Tangut-Tibetan outskirts of China and Central Mongolia. G.N. Potanin's Travel of 1884-1886]. Vol. 1. St. Petersburg: IRGS.
22. Golev, I.A. (2020) Vklad G.N. Potanina v formirovanie fondov Botanicheskogo muzeya Imperatorskogo Tomskogo universiteta [G.N. Potanin's contribution to the funds of the Botanical Museum of the Imperial Tomsk University]. Aktual'nyeproblemy istoricheskikh issledovaniy: vzglyad molodykh uchenykh [Current Problems of Historical Research: Young Scientists' Perspective]. Proc. of the International Conference. October 12-14, 2020. Novosibirsk: NSU. pp. 336-342.
23. Krylov, P. (1892) Botanicheskiy material, sobrannyy G.N. Potaninym v vostochnoy chasti Semipalatinskoy oblasti v 1863 i 1864 godakh, i svod predydushchikh issledovaniy [Botanical material collected by G.N. Potanin in the eastern part of the Semipalatinsk region in 1863 and 1864, and a set of previous studies]. Izvestiya Imperatorskogo Tomskogo universiteta. 4. pp. 1-106
24. Grabovskaya-Borodina, A.E. (ed.) (2010) Katalog tipovykh obraztsov sosudistykh rasteniy Vostochnoy Azii, khranyashchikhsya v Gerbarii Botanicheskogo instituta imeni V.L. Komarova (LE) [A catalog of type specimens of East Asian vascular plants from the Herbarium of the V. L. Komarov Botanical Institute]. Vol. 2. Moscow; St. Petersburg: Tovarishchestvo nauchnykh izdaniy KMK.
Сведения об авторе:
Голев И.А. - аспирант Института искусств и культуры, младший научный сотрудник НОЦ «Музей и культурное наследие» Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Golev I.A. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 01.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.
The article was submitted 09.03.2024; approved after reviewing 01.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.