УДК 297.1
Растамханова С.Н. студент магистратуры 1 курса факультет «Башкирской филологии и журналистики» Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНОСТИ КАК НАСЛЕДИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ БАШКОРТОСТАНА
Аннотация: Статья посвящена анализу имеющихся материалов по изучению памятников древности как исторического наследия башкирского народа. На примере памятников, расположенных на современной территории Башкортостана, мы можем наблюдать приход и распространение ислама в регионе. Ислам начал проникать в башкирское общество в Х-XI веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также проповедников. Распространение мусульманской религии сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев.
Ключевые слова: тенгрианство, ислам, Башкортостан, парса, мавзолеи, письменность, алфавит, наследие, культура.
Rastamkhanova S.N. Student of a magistracy 1 course, faculty of "The Bashkir philology and journalism"
Bashkir state university Russia, Ufa
MONUMENTS TO ANTIQUITY AS HERITAGE OF ISLAM IN THE MODERN TERRITORY OF BASHKORTOSTAN
Annotation: Article is devoted to the analysis of the available materials on studying of monuments of antiquity as historical heritage of the Bashkir people and to identification of their role today. On the example of the monuments located in the modern territory of Bashkortostan we can observe arrival and distribution of Islam in the region. Islam has begun to get into the Bashkir society in the о-XI centuries through Bulgar and Central Asian merchants and also preachers. Distribution of Moslem doctrine was followed by construction ofprayful buildings and mausoleums over "graves of Saints"
Keywords: Tengriism, Islam, Bashkortostan, parsa, mausoleums, writing, alphabet, heritage, culture.
Первые памятники, свидетельствующие о проживании людей на территории нынешнего Башкортостана, ученые относят к периоду палеолита. Самый известный из них, конечно же, Капова пещера, находящаяся в нынешнем Бурзянском районе республики Башкортостан, с ее древними наскальными рисунками, самым ранним из которых около 36 400 лет. Письменные же свидетельства, упоминающие местное население, появились в значительной мере позже - на рубеже IX - X вв. За последние несколько
столетий ислам тесно переплелся с башкирским народом, его духовным началом и повседневностью. На сегодняшний день Ислам играет большую роль для процветания республики, хотя ее не стоит и переоценивать. Как известно, до пришествия ислама башкиры, будучи язычниками-кочевниками, исповедовали тенгрианство - древнюю религию тюркских народов. Проникновение Ислама из Булгарии на территорию Башкирии происходило еще в Х веке. После завоевания в первой половине XIII века ханом Батыем и его ордой современной территории Башкортостана процесс исламизации приостановился, так как башкирские племена вошли в состав Золотой Орды. После ее распада в XV веке территорию Башкирии разделили между собой Ногайское, Казанское и Сибирское ханства443.
Процесс распространения ислама на исторической территории Башкортостана нашел отражение в трудах многих исследователей. К примеру, Юнусова А.Б. в своих работах представила краткий исторический очерк распространения ислама в Х-Х1Х вв. среди башкир и финно-угорских народов, проживающих на территории современного Башкортостана. В частности, Айслу Билаловна исследует проникновение и распространение ислама в Х-ХШ вв., а также исламизацию Башкортостана. Юнусова пишет, что редкие башкирские письменные источники и археологические материалы позволяют судить о времени и интенсивности распространения на территории Башкортостана.
Немаловажно отметить научные изыскания Кузеева Р.Г. по данной проблеме. Изучая историко-этнографический аспект этнических групп, Раиль Гумерович широко раскрывает влияние религии на многочисленные этнические процессы. Кузеев связывал распространение ислама в Башкирии с булгарским периодом или даже с периодом пребывания на Южном Урале венгров.
Как известно, башкирский народ делился на племена. Ахмет-Заки Валиди, востоковед-тюрколог, предложил разделить народ по историческим обстоятельствам складывания башкирского этноса и по происхождению разных родовых объединений. Таким образом им было выделено 4 группы. В свою очередь, Р.Г. Кузеев в ходе своих исследований в этом направлении выделял уже семь историко-этнографических групп: древнебашкирский, ранний финно-угорско-самодийский, булгаро-мадьярский, огузо-кыпчакский, кыпчакский, ногайский и другие444. Вхождение в состав Тюркского каганата повлияло на широкое распространение рунического письма среди башкирского народа. Руническая письменность была весьма распространена среди тюрков того времени. Среди родовых племен башкиры из рода Канглы, относящиеся к кыпчакской группе и проживающие в западных районах республики Башкортостан: Буздякский, Чекмагушевский, Кушнаренковский, Бирский районы. Древние башкиры не только знали, но и
443 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Религии: Ислам. М.: Логос, 2007. С. 16-17.
444 Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С.36-45.
использовали руническое письмо, что доказывает вхождение башкирских племен в состав Тюркского каганата. К примеру, в конце 70-х годов в Чекмагушевском районе был найден надгробный камень с высеченными на нем руническими буквами.
Г.Б. Хусаинов работал над парсой «Надписи на камне». В центре внимания камень, найденный на берегу реки Калмаш в Чекмагушевском районе Башкортостана. Он усыпан арабскими письменами и расположенными под ними тамгами. Как выяснилось, текст, написанный на арабском, был запечатлен на камне еще в 1342 году. Эта находка является могильным камнем Кукляра — сына Буги. Но что интересно, древние письмена-тамги, которые расположены под арабскими письменами, своей тайны не раскрывают. Похоже, что они, как и сотни тысяч могильных камней, претендуют своим таинственным содержанием быть не только обычным камнем, но ценным памятником «древней башкирской каменной письменности». Это уводит авторскую мысль в сторону Алтая, Казахстана и Северного Кавказа, на берега Орхоно-Енисея, Байкала, Иссык-Куля, Дона, Волги, то есть в те края, где находятся такие же таинственные камни с надписями. Когда на берегах Орхона-Енисея были найдены камни с таинственными письменами, ими занимались многие ученые, выдвигались самые разные предположения, но таинственные тексты не поддавались расшифровке. Но в конце XIX в. исследователи из Дании Томсон и из России Радлов нашли «ключ», способный дать им отгадку, и камни, хранящие свой секрет столетиями «заговорили».
Гайса Батыргареевич верит, что когда-нибудь тайна будет раскрыта и следующее поколение найдет диалог со своим историческим прошлым через надписи на камне. Подтачивая данную мысль, он дает нам понять, что это и есть основная линия в парсе445. В конце своей парсы Хусаинов Г.Б. открывает для читателя суть своих размышлений. Он пишет, что все, что существовало на земле и не исчезло, все однажды раскроет свои тайны и, возможно, послужит для достижения определенных целей.
Откуда на территории Башкортостана появились мавзолеи? Отвечая на данный вопрос, в первую очередь нужно обратиться к истории древне башкирского народа, ведь она находит отражение не только в литературе и культуре, но в трудах арабских путешественников. В Х-Х1 вв. булгарские и среднеазиатские купцы и проповедники, будучи мусульманами, распространяли ислам в землях башкирского народа. Так, в 922 году арабский путешественник Ибн-Фадлан встретил башкира-мусульманина446. В связи с принятием исламской религии для башкир открылось знание арабского письма. Большое значение для мусульман Урала имела разработка алфавита. Так возникает письменность, которая в последствии условно была названа «книжный язык тюрки». На ней писались грамоты, ярлыки и даже велась
445 Горюхин Ю. А. «Энциклопедист нашего времени». Бельские просторы. № 05'08. С.24-26.
446 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Религии: Ислам. М.: Логос, 2007. С.22-23.
дипломатическая переписка. Ею пользовались при составлении «шежере» (родословная). Благодаря распространению письменности возникает возможность развития художественной литературы447. Данный период являлся новой ступенькой формирования культурного и духовного сознания, вследствие чего сохранились некоторые памятники культуры XIV в.
Материальным отражением смены религий является возникновение в разных местах на Южном Урале своеобразных раннемусульманских памятников культуры, а именно монументальных мавзолеев, котрые были построены из камня и кирпича над местами захоронениями знатных людей. Распространение мусульманской религии повсюду сопровождалось строительством мавзолеев над «могилами святых». В настоящее время они считаются образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники у башкир называются «кэшэнэ»448. Мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека, который находится по левому берегу реки Демы, считается уникальным архитектурным памятником прошлого. Это квадратное сооружение из больших тесаных глыб известняка, увенчанное шарообразным куполом, находится на старом мусульманском кладбище Акзиярат. Здесь захоронен Хусаин-бек - сын Азмир-бека, из потомков Тороса из Туркестана, который жил примерно в 1261-1341-42 гг. Хусаин-бек занимался распространением ислама в Башкортостане. В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был отправлен Хусаин-бек, он стал духовным судьей над башкирами и носил титул кади. После некоторых достижений в распространении Ислама среди башкир Хаджи-Хусаин-бек становится первым имамом Башкортостана. Никаких письменных источников, которые раскрыли бы нам личность Хусаин-бека и его миссионерской деятельности среди башкир, не сохранилось. Над могилой обнаружен камень, на котором высечена надпись: «Справедливый в своих решениях Хаджи Хусаин-бек сын Азмир-бека... из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширной, чти же его своим благодеянием. Скончался девятого дня благословенного богом месяца 740 года (по нашему летоисчислению 1339 г.)»449.
К XVIII веку «кешене» Хаджи Хусаин-Бека был полностью разрушен. В 1911 году уфимским муфтием принято решение восстановить мавзолей, поскольку гробница считалась очень почитаемой мусульманской святыней. При раскопках «кешене» были обнаружены девять захоронений. В шести погребениях были дети, а в оставшихся мужчина, женщина и сам Хусейн-бек.
Таким образом, экспансия исламской религии среди башкир датируется Х-Х1 веками. Сквозь столетия до нас дошли археологические находки древней
447 Хусаинов Г.Б. Гуманитарий: Литература. Духовная культура. Фольклор. История. Археография / Г.Б. Хусаинов. Уфа: Гилем, 2008. С. 54.
448 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Религии: Ислам. М.: Логос, 2007. С.36-42.
449 Салават Хамидуллин. Пути ислама на Южный Урал. [Электорнный ресурс] // Ватандаш. электрон. Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал. 2006. // URL: http://vatandash.ru/mdex.php?artide=237 (дата обращения: 07.03.2016)
башкирской каменной письменности, а также мавзолеи, которые в свою очередь являлись доказательством того, что в земли башкирского народа пришла новая религия. Процесс исламизации оказался весьма неоднозначным и трудным для народа. Смена письменности влекла к разрыву башкир с его историческим прошлым. Арабское письмо было закрыто для народа, а руническое письмо, которое дошло до нас, осталось тайной для целых поколений. Надо сказать, что ислам стал источником культурного развития и народного просвещения. В свою очередь, гробницы и рунические камни на территории современного Башкортостана продолжают оставаться историческим наследием. Каждый год приверженцы ислама, туристы и любители отечественной средневековой истории посещают эти сакральные места. В настоящее время древние памятники находятся не в очень хорошем состоянии и нуждаются в реставрации.
Использованные источники:
1. Бельские просторы. № 05'08. Горюхин Ю. А. «Энциклопедист нашего времени».
2. Кузеев Р.Г., Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.
3. Салават Хамидуллин. Пути ислама на Южный Урал. [Электорнный ресурс] // Ватандаш. электрон. Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал. 2006. // URL: http://vatandash.ru/mdex.php?artide=237 (дата обращения: 07.03.2016)
4. Хусаинов Г.Б., Гуманитарий: Литература. Духовная культура. Фольклор. История. Археография / Г.Б. Хусаинов. - Уфа: Гилем, 2008.
5. Юнусова А.Б., Ислам в Башкортостане. Религии: Ислам. М.: Логос, 2007.