Научная статья на тему 'Памятники археологии Тараза в исследованиях Г.И. Пацевича'

Памятники археологии Тараза в исследованиях Г.И. Пацевича Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / Г.И. Пацевич / Джамбульский археологический пункт / АН КазССР / археология / история / Долосы / Тараз / Тектурмас оссуарий / хум / archaeology / G.I. Patsevich / Dzhambul archaeological ststion / Academy of Sciences of the Kazakh SSR / archaeology / history / Dolosy / Taraz / Tekturmas ossuary / khum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елнар Бауыржанович Байтанаев

Статья посвящена деятельности советского археолога Пацевича Г.И. Ранняя трудовая биография ученого связана с Джамбульским археологическим пунктом, созданным в 1938 году управлением по делам заповедников и охраны памятников старины при СНК КазССР. Будучи одним единственным работником этого учреждения, Г.И. Пацевич внес значительный вклад в изучение памятников археологии современного города Тараза и его округи. За годы работы в пункте он совершил ряд археологических разведок и раскопок, вел учет и следил за состоянием объектов историко-культурного наследия. Г.И. Пацевич занимался активной популяризацией памятников прошлого среди местного населения и писал научные труды. Рассмотренные работы ученого о памятниках Тараза – лишь небольшая часть научных исследований Г.И. Пацевича в его большом творческом наследии. Прежде всего это городище Тараз и некрополь Тектурмас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taraz Archaeological Sites in G.I. Patsevich’s Studies

The article deals with the scientific activity of the Soviet archaeologist G.I. Patsevich. The scientist’s early work biography is associated with the Dzhambul archaeological station, founded by the Department for conservancy areas and protection of ancient monuments under the Council of People’s Commissars of the Kazakh SSR in 1938. Being the only employee of this organization, G.I. Patsevich made a significant contribution to the study of Taraz archaeological sites and its vicinity. Over the years of work at the station, he carried out a number of archaeological surveys and excavations. He kept records and monitored the condition of historical and cultural heritage sites. G.I. Patsevich actively popularized the monuments of the past among the local population and wrote scientific works. The considered works of the scientist about the Taraz sites are only a small part of G.I. Patsevich’s scientific reseach in his great creative heritage. First of all, these are the Taraz settlement and the Tekturmas necropolis.

Текст научной работы на тему «Памятники археологии Тараза в исследованиях Г.И. Пацевича»

УДК 902 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2023.6.347.357

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ ТАРАЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ Г.И.ПАЦЕВИЧА

©2023 г.Е.Б. Байтанаев

Статья посвящена деятельности советского археолога Пацевича Г.И. Ранняя трудовая биография ученого связана с Джамбульским археологическим пунктом, созданным в 1938 году управлением по делам заповедников и охраны памятников старины при СНК КазССР. Будучи одним единственным работником этого учреждения, Г.И. Пацевич внес значительный вклад в изучение памятников археологии современного города Тараза и его округи. За годы работы в пункте он совершил ряд археологических разведок и раскопок, вел учет и следил за состоянием объектов историко-культурного наследия. Г.И. Пацевич занимался активной популяризацией памятников прошлого среди местного населения и писал научные труды. Рассмотренные работы ученого о памятниках Тараза - лишь небольшая часть научных исследований Г.И. Пацевича в его большом творческом наследии. Прежде всего это городище Тараз и некрополь Тектурмас.

Ключевые слова: археология, Г.И. Пацевич, Джамбульский археологический пункт, АН КазССР, археология, история, Долосы, Тараз, Тектурмас оссуарий, хум.

TARAZ ARCHAEOLOGICAL SITES IN G.I. PATSEVICH'S STUDIES

E.B. Baitanayev

The article deals with the scientific activity of the Soviet archaeologist G.I. Patsevich. The scientist's early work biography is associated with the Dzhambul archaeological station, founded by the Department for conservancy areas and protection of ancient monuments under the Council of People's Commissars of the Kazakh SSR in 1938. Being the only employee of this organization, G.I. Patsevich made a significant contribution to the study of Taraz archaeological sites and its vicinity. Over the years of work at the station, he carried out a number of archaeological surveys and excavations. He kept records and monitored the condition of historical and cultural heritage sites. G.I. Patsevich actively popularized the monuments of the past among the local population and wrote scientific works. The considered works of the scientist about the Taraz sites are only a small part of G.I. Patsevich's scientific reseach in his great creative heritage. First of all, these are the Taraz settlement and the Tekturmas necropolis.

Keywords: archaeology, G.I. Patsevich, Dzhambul archaeological ststion, Academy of Sciences of the Kazakh SSR, archaeology, history, Dolosy, Taraz, Tekturmas ossuary, khum.

Труды советского археолога Геронима Иосифовича Пацевича хорошо известны в литературе по истории Центральной Азии. За годы своей жизни Г.И. Пацевич опубликовал большое количество работ посвященных историко-культурному наследию, внесших неоценимый вклад в развитие археологической науки Казахстана.

Родился ученый 23 февраля 1893 года в деревне Шатрово Сушковской волости Витебской губернии (ныне Верхнедвинский район, Витебской области Республики Беларусь). В 1914 году он окончил Смоленское отделение Московского археологического института. Сразу же начать заниматься археологией будущему исследователю не удалось. Волею

судьбы он оказался на полях сражений первой мировой войны, где был ранен, отравлен газами и контужен. После войны, идя по стопам отца, он посвящает себя работе на железной дороге.

В августе 1933 года в биографии Г.И. Пацевича происходит крутой поворот, он был направлен Народным комиссариатом Просвещения РСФСР в Алма-Ату, где приступил к работе управляющим Алма-Атинским областным архивным управлением. В ноябре 1934 года был переведен на работу в Центральный музей Казахстана на должность ученого секретаря музея.

В июне 1938 года постановлением Республиканского Управления заповедниками,

зоопарками и охраны памятников старины при СНК КазССР в Джамбуле был организован Джамбульский археологический пункт (Далее:ДАП). Г.И. Пацевич переезжает в Джамбул и приступает к работе в пункте в качестве научного сотрудника, а в 1940 году становится его директором. Именно с Джам-бульским археологическим пунктом связано начало его изыскательной деятельности и становление как ученого-археолога.

Статус ДАП кардинально меняется в 1946 году, когда решением Совнаркома КазССР пункт переходит введение созданного Института истории, археологии и этнографии АН КазССР (Личный архивный фонд Г.И. Паце-вича, Д. 8, Л. 1-5).

Согласно отчетам, основными сферами деятельности ДАП были: «Учет, охрана и изучение археологических памятников и памятников архитектуры южных, наиболее насыщенных археологическими памятниками областей Казахстана, а именно Джамбульской, Южно-Казахстанской и Кзыл-Ординской, и в частности охрана и изучение территории древнего города Тараза... Наблюдение за выполнением учреждениями и отдельными лицами постановлений правительства, а также указаний по вопросам учета, охраны, изучения и реставрации археологических и архитектурных памятников. Оказание содействия археологическим экспедициям и отдельным научным работникам путем предоставления в их распоряжение, для работы добытых археологическим пунктом материалов и т.д.» (Личный архивный фонд Г.И. Пацевича, Д. 17. Л. 1, 1 об., Д. 19 Л. 2-3).

С момента основания пункта, во многом благодаря Г.И. Пацевичу в Джамбуле оживилась деятельность по изучению края в историческом и археологическом плане. Работая в ДАП Г. И. Пацевич, вел учет и следил за охраной памятников, проводил раскопки. Он совершил большое количество пеших маршрутов для изучения караванных маршрутов и археологических памятников Таласской долины. Особенно он интересовался топографией, вопросами локализации, хронологии и устройства средневековых городищ и поселений. Проводил он и научно-просветительскую деятельность: читал лекции по истории Джамбула и Джамбульской области в эфире радио, а также для работников различных учреждений и предприятий. Консультировал по вопросам

археологии работников краеведческого музея и преподавателей истории местных школ. Он регулярно публиковал статьи о различных находках артефактов, предстоящих экспедициях и археологических памятниках края в газетах «Коммунист» и «Казахстанская правда» (Личный архивный фонд Г.И. Пацевича, Д.17, Л. 2 об; Д. 18, Л. 5).

Следует отметить, что археологические памятники Таласской долины, а также непосредственно само городище Тараз привлекали к себе внимание различных ученых с момента образования Туркестанского генерал губернаторства.

В 1893 академик В.В. Бертольд совершил научную поездку в центральную Азию с целью исследования археологических памятников. Выпущенный им вскоре «Отчет» пробудил у исследователей интерес к археологическому изучению региона и не потерял своей актуальности и по сей день (Бартольд, 1897).

В дореволюционный период изучением памятников археологии занимались члены Туркестанского кружка любителей археологии (далее: ТКЛА): В. А. Каллаур, В. Панков, П. Аничков, В. Лаврентьев.

С момента установления советской власти изучение Тараза и его окрестностей принимает систематический характер. Немалый вклад в изучение внес М.Е. Массон, предпринявший ряд поездок в окрестности Тараза в 1920-30-е гг (Бернштам, 1949, с. 7-9).

В 1936 году САЭ под руководством А.Н. Бернштама на городище Тараз был впервые заложен раскоп, давший многочисленный и интересный материал. Результаты раскопок привлекли внимание ученых к исследованию территории Тараза и в 1938 году Институтом истории и материальной культуры АН СССР совместно с казахским филиалом АН СССР была организована новая экспедиция в Таласскую долину, главной целью которой были раскопки составных комплексов городища Тараз. Начало экспедиции совпало с учреждением археологического пункта в Джамбуле и Г.И. Пацевич, являвшийся одним единственным работником пункта принимал непосредственное участие в раскопках. Экспедицией в разных местах городища было заложено 5 раскопов и 6 шурфов. (Личный архивный фонд Г.И. Пацевича, Д. 19, Л. 3).

Рис. 1. Реконструкция керамической печи (Г.И. Пацевич). Fig. 1. Reconstruction of ceramic kiln (G.I. Patsevich).

Раскопками были вскрыты жилые и общественные помещения, предвратные сооружения и стены города, водоснабжение и трубопроводы, частично была намечена топография города (расположение и характеры жилых помещений). Были исследованы культурные напластования в разные периоды жизни города. Большое внимание было уделено раскопкам городской бани. (Бернштам, 1940).

В 1940 году Г.И. Пацевичем были продолжены раскопки на городища при консультации А.Н. Бернштама. Было заложено два раскопа, причем один из них был устроен рядом с раскопом № 1 1938 года, как бы являясь его продолжением. В целом, раскопки Г.И. Пацевича полностью подтвердили основные выводы о стратиграфии города, выявленной предыдущими раскопками и дали ряд новых материалов для изучения истории города и в частности керамического производства (Пацевич, 1956). Особый интерес у Г.И. Пацевича вызвали развалины небольшого сооружения - гончарной печи с двойными стенками и подведенной к основанию системой гончарных труб. Сама обжигательная камера - небольшого размера, судя по устройству печи, по мнению Г.И. Пацевича она служила для обжига небольших сосудов, требующих очень высокой температуры обжига (Пацевич, 1956, с. 76-79) (рис. 1, 2).

Предположения что современный город Тараз расположен на развалинах древнего города, известного по письменным источникам как Долосы или Яны-Талас, являвшегося центром историко-культурного района, выдвигались учеными неоднократно с момента начала археологического изучения края.

Позже, Г.И.Пацевич относительно этого вопроса в своей диссертации писал: «На территории современного города Джамбула в районе так. наз. зеленого базара, расположено городище, которое, как установлено в результате изучения исторических источников рядом исследователей - раскопок археологических экспедиций 1936,1938,1939 и 1940 г.г.-является остатками древнего города Тараз...» (Пацевич, 1954, 272-273). Ввиду этого, неудивителен факт системного выявления случайных находок жителями Джамбула, совершаемых, как правило, во время земляных работ и иной хозяйственной деятельности проводимой на территории города. Информацию об этом и сами находки Г. И. Пацевич тщательно собирал и документировал, при этом описывая обстоятельства обнаружения артефактов. Сообщения о находках он публиковал в газете «Коммунист», сопровождая свои статьи призывами к бережному отношению к артефактам: «Археологический пункт обращается ко всем гражданам области и города с прось-

0 53см

Рис. 2. План и разрез керамической печи (Г.И. Пацевич). 1 - дымоход; 2 - камера обжига; 3 - боковой ход; 4 - огневая камера; 5 - воздухоподводящая труба. Fig. 2. Plan and section of ceramic kiln (G.I. Patsevich). 1 - chimney; 2 - firing chamber; 3 - side way; 4 - fire room; 5 - air supply pipe.

бой сдавать все находимые во время земляных работ древние предметы в музей археологического пункта, находящийся в городе Джамбуле.» (Пацевич, 1941 б).

Сводка случайных находок Пацевича с городища Тараз, изобилует в газете «Коммунист» того времени. В 1940 году на территории Джамбульского свеклосовхоза был найден клад монет (более 150 штук) и обломки неполивных сосудов. По определению Г.И. Пацевича это диргемы - монеты из низкопробного серебра чеканки династии Караханидов, датируемые XI в. (Пацевич, 1949а). В 1941 г. одним из жителей Джамбула на Грозненской улице были найдены несколько лепных сосудов, сделанные путем наращивания отдельных полос с геометрическим, растительным, желобчатым орнаментом. Один из сосудов (чилим) с носиком в форме головы животного, круглыми ушами и небольшими рогами. Здесь же обнаружены обломки других поливных и неполивных сосудов, изделия из бронза и железа. Датирована керамика VIII - XII вв. (Пацевич, 1941 б). В 1948 на стадионе «Динамо» при земляных работах обнаружились остатки древнего сооружения выложенного из крупного колотого камня. Здесь же найдено значительное количество различной керамики караханидского времени: чирагов, чаш и другой столовой посуды. (Пацевич, 1948, б) В том же году на территории химкомбината Каратау при прокладке дороги был найден

крупный глиняный сосуд, датированный Г.И. Пацевичем VIII-X вв. (Пацевич 1948 № 127). В 1949 году на территории кирпичного завода, недалеко от свеклосовхоза, рабочими был найден клад монет (идентичен описанному выше) и обломки хума. Монеты лежали в небольшом сосуде - кумгане (Пацевич, 1949а).

Особое внимание Г.И. Пацевичем было уделено культовым археологическим объектам края, в частности некрополям и их погребальным обрядам. Начиная с 1939 года он изучает зороастрийские обрядово-культовые традиции жителей древнего Тараза. Паце-вича заинтересовал некрополь Тектурмас, расположенный на возвышенности у правого берега реки Талас. Его энтузиазму и неудержимому научному интересу проявленного во время изучении некрополя Тектурмас, свидетельствуют ряд публикации в газетах и научной изданиях. Первая публикация о результатах исследований была напечатана в газете «Коммунист» в 1941 году, затем последовали еще две статьи в этой же газете в 1949 и 1950 гг (Пацевич, 1941а; Пацевич, 1949б; Пацевич, 1950). В Трудах САЭ «Таласская долина» имеется раздел посвященный Тектурмасу за авторством Г.И. Пацевича (Пацевич 1949в, с. 140-147), в известиях АН Каз.ССР в 1948 году была опубликована еще одна статья ученого (Пацевич, 1948а, с. 98-104).

О находках костей в специальных керамических сосудах еще в дореволюционное время писал В. А. Каллаур - член ТКЛА. Так в 1894-1895 гг. при земляных работах между церковью и базарной площадью были найдены оссуарии с костями, причем один из них находился в кирпичной кладке из сырца. К сожалению, находки были разбиты рабочими и не сохранились. Несмотря на то, что сами сосуды ученый не видел, он сделал верное предположение что находки имеют отношение к зороастрийскому погребальному обряду (Протоколы заседаний., с. 400-402).

В 1904 году В. А. Каллауру все же удалось задокументировать астодан (оссуарий). Тогда при планировке Базарной улицы, около «мучного базара» было вырыто несколько сосудов: оссуарий с выпуклой крышкой с ручкой в виде петли и хумы с человеческими останками. По-видимому это первая исследованная находка оссуариев на территории Джамбула (Ремпель, 1957, с. 102; Пацевич 1949в, с. 141).

Работник «Средазкомстариса» М.Е. Массон, неоднократно посещавший Джамбул, в 1927 году произвел здесь раскопки, в результате чего был обнаружен непотревоженный зороастрийский оссуарий. (Умняков, 1928, с. 268-269)

В 1931 году в прилегающей к «мучному базару» территории при земляных работах рабочими были найдены два хума и поливной чираг, внутри одного из сосудов находились кости. В 1939 году близ того же «мучного базара» были обнаружены еще три хума с человеческими костями и чаши (Пацевич, 1948а, с. 98-99).

В 1932-1933 на холме Тектурмас при разработке каменных карьеров местным Райвод-хозом были обнаружены 9 или 10 сосудов из обожженной глины. Сосуды были овальной формы с выпуклыми крышками и окрашены в белый цвет. Внутри находились кости, а рядом на земле - черепа (Пацевич, 1948а, с. 100).

Сами раскопки на холме Тектурмас проводились ДАП под руководством Г.И.Пацевича в разных частях памятника в 1939 и 1941 гг. Эти исследования носили незапланированный характер и были направлены на спасение разрушаемого памятника. Сигналом для начало раскопочных работ в 1939 году были начавшиеся работы по извлечению камней с холма Тектурмас для строительства. В результате

был обнаружен хум с костями, впоследствии разбитый рабочими. При визуальном осмотре места разработки камней Пацевич Г.И. обнаружил большое количество выброшенных вместе с землей фрагментов костей и сосудов. Получив многочисленные сведения о костяных находках с холма Тектурмас, было решено произвести раскопки силами ДАП с целью предотвращения дальнейшего уничтожения памятника. Раскопки были осуществлены с 25 по 28 августа 1939 года в северо-западной части основного карьера (Пацевич, 1948а, с.100-101).

Всего было заложено восемь раскопов, два из которых (3 и 6) не дали никакого материала. В остальных же было найдено большое количество человеческих костей, некоторые беспорядочно лежали в кучках, другие находились в сосудах (хумах и оссуариях). Всего удалось обнаружить останки примерно 20 человек. В раскопе 1 были найдены кости собранные в кучку и несколько фрагментов неорнаментированных хумов. В раскопах 4, 7, 8 были найдены сосуды с костями, причем в двух сосудах было два скелета. В раскопах 2, 5 обнаружились два целых скелета, по предположению Г.И. Пацевича положенных для очистки от мяса и оставленных на месте (Пацевич 1948а, с. 101-103) (рис. 3).

Г. И. Пацевич считал, что кладбище использовалось последователями культа Мазды Зороастра (огнепоклонниками). «Согласно требований этого культа, трупы умерших выставлялись на определенное время на открытое, преимущественно возвышенное место, называвшееся «дахма», для объедания их птицами, хищными животными или специально для этой цели содержавшимися собаками. Очищенные таким способом от мяса кости. должны быть положены в костехра-нилище, недоступное для собаки, лисицы, волка, для дождевых вод.» (Пацевич, 1941а).

Г. И. Пацевич выделил несколько видов костехранилищ на Тектурмасе: по его мнению кости более состоятельного населения хоронились в глиняных оссуариях с крышками, менее состоятельных - в хумах с солярным орнаментом, кости бедных слоев населения собирались в кучки и оставлялись на открытом воздухе (Пацевич, 1948а, с. 104).

Вызывает интерес данная Г.И. Пацеви-чем датировка этого кладбища. В газете «Коммунист» за 16 января 1949 года он дати-

Рис. 3. Хум с костями из раскопа № 4. Фото из архива Института археологии им. А.Х. Маргулана. Fig. 3. Khum with bones from excavation № 4. Photo from the archive of the Institute of Archaeology named after A.Kh. Margulan.

ровал захоронения VII-XII-XIII вв. В тоже время, «Трудах САЭ, хронологические рамки несколько сужаются: VII-XI вв. (Пацевич 1949в, с. 144; Пацевич, 1949б).

Большая часть найденного при раскопках 1939 года остеологического материала была отправлена в 1941 г. в Ленинград в Музей антропологии и этнографии. Кости были изучены Е.В. Жировым. Однако начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Кратко результаты исследования были опубликованы лишь в 1949 г., черепа Е.В. Жировым были отнесены к европеоидному типу Среднеазиатского междуречья (Жиров, 1949, с. 266-272).

В мае 1941 года в связи с постройкой Таласской плотины на горе Тек-Турмас снова начались работы по выборке камня на вершине и северо-западном склоне горы. В ходе работ рабочими были затронуты конструкции

погребений выдолбленные в камне, внутри которых находились скелеты (так называемые каменные могилы). ДАП была организована экспедиция на Тектурмас с целью изучения уже обнаруженных могил и наблюдением за дальнейшей работой. Бригадам рабочих было установлено денежное вознаграждение за каждую найденную и ненарушенную могилу. Экспедиция заняла около полутора месяца (Пацевич, 1949в, с. 144).

Всего было вскрыто 43 могилы. Могильные ямы выдалбливались в каменном грунте на склонах возвышенности овальной или прямоугольной форм глубиной 0,25-0,45 м, длиной 0,60-2,50 м, шириной 0,30-0,60 м. Большинство могил сверху перекрывались плитами из известняка или песчаника. В пяти могилах скелеты находились в деревянных гробах. Двойное захоронение лишь одно - могила №15 с матерью и ребенком. Все

Рис. 4. Скелет из могилы № 12. Фото из архива Института археологии им. А.Х. Маргулана. Fig. 4. Skeleton from grave № 12. Photo from the archive of the Institute of Archaeology named after A.Kh. Margulan.

покойники лежали на спине головой на запад, юго-запад, и северо-запад. Ноги в большинстве случаев были вытянуты, в некоторых -изогнуты, либо положены крест-на-крест. Руки находились в районе живота либо таза. Погребальный инвентарь полностью отсутствовал, за исключением железных гвоздей в двух могилах (по-видимому использовавшихся для скрепления деревянных гробов) и небольшой бронзовой пластинки (Пацевич, 1949в, с. 144-145) (рис. 4).

Большинство найденных скелетов из 43 могил были также отправлены в Ленинград спустя 7 лет после окончания экспедиции

- в 1948 году. По заключению В.В. Гинзбурга из 23 скелетов 12 оказались мужскими, 6

- женскими, пол остальных определить не удалось. На некоторых черепах отмечено уменьшение высоты задней его части темени, возможно, вследствие прижизненного давления. Затылки - средневыступающие, круглые, с развитым затылочным валиком, однако прямого уплощения затылка, характерного для современного населения Среднеазиатского междуречья, отмечено не было. В расовом отношении погребенные однородны, за исключением двух мужских черепов с более

гиперморфными чертами, являющиеся переходным типом от андроновского к типу среднеазиатского междуречья. В целом, расовый тип погребенных в каменных могилах сходен с типом из хумов, и также относится к европеоидному типу Среднеазиатского междуречья (Гинзбург, 1954, с. 388-391) (рис. 5).

По предположению Г.И. Пацевича захоронения в каменных плитах древнее чем захоронения в оссуариях на противоположном склоне горы, более точную датировку кладбища ему дать не удалось, ввиду отсутствия какого-либо погребального инвентаря. В свою очередь расположение могил в близости от зороастрийских погребений, без захода одних видов захоронений на территорию других дает основание предполагать о одновременном использовании захоронений жителями Тараза в период с VI по XII вв., либо о смене одних другими (Пацевич, 1949в, с. 146). Он также отмечает, что трупоположе-ние головой на запад со сложенными на груди руками характерно для христианских захоронений Южного Казахстана VII-XII вв. В свою очередь А. Н. Бернштам датирует захоронения VI-VIII вв., а часть их считает буддийскими, по ориентировке трупов и положению правой

Рис. 5. Зарисовка черепов из каменных могил (В .В. Гинзбург). Fig. 5. Drawing of skulls from stone graves (V.V Ginzburg).

руки у горла в некоторых захоронениях (Паце-вич, 1949в, с. 145-146).

В. В. Гинзбург обследовавший кости погребенных, подтверждает предположение Г. И. Пацевича о более раннем происхождении кладбища чем зороастрийских захоронений. По его мнению, способ погребения без вещей говорит о принадлежности захоронений к ранним последователям ислама, а данная им датировка кладбища VIII-IX вв. относится ко времени арабского завоевания и насаждения мусульманской религии (Гинзбург, 1954, с. 393).

Подобные Тектурмасу некрополи широко распространены на территории Средней Азии, Южного Казахстана и Жетысу. Наиболее близкий к Тектурмасу по характеру захоронений является некрополь городища Косто-бе. Городище расположено в 3 километрах на юго-восток от поселка Сарыкемер в Жамбыл-ской области и отождествляется учеными с городом Джамукатом (Байпаков, 1998, с. 15).

В 1950 году очередные земляные работы затронули территорию «мучного базара», где сразу же в большом количестве стали встречаться хумы и оссуарии с костями. По причине отсутствия средств на планомерные раскопки в течение нескольких лет за находками вел наблюдение работники областного краеведческого музея, в частности Л И. Ремпель (Ремпель, 1957, с. 102).

Наиболее многочисленные находки здесь пришлись на 1955 год, когда на хранение в музей поступило 9 целых оссуариев и два хума. Сосуды были украшены штампованными клеймами в виде пояса, иногда группами по три клейма. Мотивами клейм служи-

ли стилизованные изображения животных в геральдической позе, а в некоторых случаях радиальное изображение цветка или листьев. На некоторых оссуариях имелись крышки с налепленными человеческими фигурками человеческих фигур (Ремпель, 1957, с. 103-107).

Кроме костехранилищ было вскрыто большое количество захоронений в склепиках и ящиках, служивших для хранения костей как в оссуариях и хумах. Конструкция таких сооружений была разнообразна. Наиболее простое - в вырытой ямке диаметром не более 0,8 м, кости складывались в кучку и засыпались галькой, иногда такие ямки закрывались сверху каменными плитами. Более сложные конструкции выполнены в виде небольшого ящика из жженого кирпича перекрытого сверху каменной плитой. Некоторые камеры перекрыты сводиками трапецевидной формы, которые выложены наклонными отрезками, а затем - рядом кирпичей плашмя. (Ремпель, 1957, с. 103) (рис. 6).

В статье освящена небольшая часть обширной археологической деятельности Г.И. Паце-вича. Получив специальность ученого-археолога в Смоленском отделении Московского археологического Института и продолжив свою деятель в Джамбульском археологическом пукте (где прошли его основные годы творчества), Г.И.Пацевич сформировался из простого провинциального исследователя, в крупного археолога - медиевиста. Его труды по городской культуре Казахстана, заложили основу для последующих исследователей средневековой археологии Центральной Азии

Рис. 6. Типы захоронений Таразского некрополя (Л.И. Ремпель). 1 - ямка под каменной плитой; 2 - камера из жженого кирпича; 3, 4 - склепики из сырцового кирпича. Fig. 6. Types of Taraz necropolis burials (L.I. Rempel). 1 - pit under a stone slab; 2 - chamber, made of burned bricks; 3, 4 - crypts, made of mud brick.

и актуальны в настоящее время. Его основной научный труд - кандидатская диссертации «Историческая топография городов и поселений юга Казахстана VII-XV вв.», подготовленная и написанная в нелегкие предвоенные,

военные и послевоенные годы успешна была защищенна в 1954 году и является основопо-логающим вкладом в фундамент формировавшейся академической археологической науки Казахстана.

ЛИТЕРАТУРА

Байпаков К.М. Средневековые городища на Великом Шелковом пути. Алматы: FbrnbiM, 1998. 235 с.

Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893-1894 гг. Спб: Типография Императорской Академии наук, 1897. 198 с.

Бернштам А.Н. Баня древнего Тараза и ее датировка // Труды отдела культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. Т. II / Ред. А.Ю. Якубовский. Л.: ГЭ, 1940. С. 177-183.

Бернштам А.Н. Общие данные о Таласе // Труды Семиреченской археологической экспедиции: Таласская долина. / Материалы и исследования по археологии Казахской ССР. Т. I / Под общ. ред А.Н. Бернштама. Алма-Ата: АН КазССР, 1949в. С. 7-16.

Гинзбург В.В. Материалы к антропологии древнего населения Южного Казахстана // СА. Вып. XXI / Отв. ред. А.Я. Брюсов. М.; Л: АН СССР, 1954. С. 379-397.

Жиров Е.В. Черепа из зороастрийских погребений Средней Азии // Сборник музея антропологии и этнографии. Вып. 10 / Отв. ред. С.П. Толстов. М.; Л.: АН СССР,1949. С. 266-272.

Личный архивный фонд Г.И. Пацевича / Научный архив <^ылым ордасы». Ф. 99. Оп. 1. Д. 8, 17-19.

Пацевич Г.И. Древнее кладбище на горе Тек-Турмас // Коммунист. 1941а. № 127.

Пацевич Г.И. Находка сосудов XII века // Коммунист. 1941б. № 139 .

Пацевич Г.И. Зороастрийское кладбище на Тик-Турмасе (Отчет о рекогносцировке 1939 г.) // Известия АН КазССР. Серия археологическая. Вып. 1 / Отв. ред. С.С. Черников. Алма-Ата: АН КазССР, 1948а. С.98-104.

Пацевич Г.И. Археологическая находка на стадионе «Динамо» // Коммунист. 1948б. № 245.

Пацевич Г.И. Интересная находка // Коммунист. 1948в. №127.

Пацевич Г.И. Археологическая находка // Коммунист. 1949а. № 57.

Пацевич Г.И. Древний гуристан города // Коммунист. 1949б. № 11.

Пацевич Г.И. Древний гуристан Тараза на горе Тектурмас // Труды Семиреченской археологической экспедиции: Таласская долина. Т. I / Материалы и исследования по археологии Казахской ССР / Под общ. ред А.Н. Бернштама. Алма-Ата: АН КазССР, 1949в. С. 140-146.

Пацевич Г.И. Древнее зороастрийское кладбище // Коммунист. 1950. № 67.

Пацевич Г.И. Раскопки на территории древнего города Тараза в 1940 году // Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР. Т. 1 / Отв. ред. К.А. Акишев. Алма-Ата: АН КазССР, 1956. С. 73-86.

Пацевич Г.И. Историческая топография городов и поселений юга Казахстана VII-XV вв. Дисс. ... канд. истор. наук. М., 1954. 410 с.

Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Историко-культурные памятники Казахстана / Ред. Г.Е. Абилдаева. Туркестан: Туран, 2011. 447 с.

Ремпель Л.И. Некрополь древнего Тараза // КСИИМК. Вып. 69 / Отв. ред. А.Д. Удальцов. М-Л.: АН СССР, 1957. С. 102-115.

Умняков И.И. Археологическая и ремонтно-реставрационная работа Средазкомстариса в 1927 году // Известия Средне-Азиатского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы. 1928. Вып. 3. С. 265-276.

Информация об авторе:

Байтанаев Елнар Бауыржанович, докторант Казахского национального университета им. Аль-Фараби (Алматы, Казахстан); ebaitanaev@mail.ru

REFERENCES

Baipakov, K. M. 1998. Srednevekovye gorodishcha na Velikom Shelkovom puti (Medieval fortified settlements on the Great Silk Road). Almaty: "Gylym" Publ. (in Russian).

Bartold, V. V. 1897. Otchet o poezdke v Srednyuyu Aziyu s nauchnoy tsel'yu 1893-1894 gg. (Report on the visiting the Middle Asia with a research purpose in 1893-1894). Saint Petersburg: Printing house of the Imperial Academy of Sciences (in Russian).

Bernshtam, A. N. 1940. In Yakubovsky, A. Yu. (ed.). Trudy otdela kul'tury i iskusstva Vostoka Gosudarstvennogo Ermitazha (Proceedings of the Department of Oriental Culture and Art of the State Hermitage) 2. Leningrad: State Hermitage, 177-183 (in Russian).

Bernshtam, A. N. 1949. In Bernshtam, A. N. (ed.). Trudy Semirechenskoy arkheologicheskoy ekspeditsii: Talasskaya dolina (Proceedings of the Semirechye archaeological expedition. "Talas valley"). Series: Mate-rialy i issledovaniya po arkheologii Kazakhskoy SSR (Materials and studies on the archaeology of the Kazakh SSR). Alma-Ata: Academy of Sciences of the KazSSR, 7-16 (in Russian).

Ginzburg V.V. 1954. In Sovetskaya arheologiya (Soviet Archeology) 21. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, 379-397 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhirov, E. V. 1949. In Tolstov, S. P. (ed.). SbornikMuzeya Antropologii i Etnografii (Anthropology and Ethnography Museum Collection of Papers) X. Moscow, Leningrad: Academy of Sciences of the USSR Publ., 266-272 (in Russian).

Lichniy arkhivniy fond G.I. Patsevicha (Personal Archive of G. I. Patsevich). Scientific archive "Gylym Ordasy". Fund. 99, inv. 1, dossier 8, 17-19 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1941a. In Communist (Communist) 127 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1941b. In Communist (Communist) 139 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1948. In Chernikov, S. S. (ed.). Izvestiia Akademii Nauk Kazakhskoi SSR. Seriia arkheo-logicheskaya (Bulletin of the Academy of Sciences of Kazakh SSR. Archaeological series) 1. Alma-Ata: Academy of Sciences of Kazakh SSR Publ., 98-104 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1948b. In Communist (Communist) 245 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1948v In Communist (Communist) 127 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1949a. In Communist (Communist) 57 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1949b. In Communist (Communist) 11 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1949. In Bernshtam, A. N. (ed.). Trudy Semirechenskoy arkheologicheskoy ekspeditsii: Talasskaya dolina (Proceedings of the Semirechye archaeological expedition. "Talas valley"). Series: Mate-rialy i issledovaniya po arkheologii Kazakhskoy SSR (Materials and studies on the archaeology of the Kazakh SSR). Alma-Ata: Academy of Sciences of the KazSSR, 7-16 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1950. In Communist (Communist) 67 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1956. In Akishev, K. A. (ed.). Trudy Instituta istorii, arkheologii i etnografii ANKazSSR (Proceedings of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR)) 1. Alma-Ata: Academy of Sciences of the Kazakh SSR Publ., 73-86 (in Russian).

Patsevich, G. I. 1953. Istoricheskaya topografiya gorodov i poseleniy yuga Kazakhstana VII-XV vv. (Historical topography of cities and settlements in the south of Kazakhstan in the VII-XV centuries). Diss of Candidate of Historical Sciences. Moscow (in Russian).

Abildaeva, G. E. (ed.). 2011. Protokoly zasedaniy i soobshcheniy chlenov Turkestanskogo kruzhka lyubiteley arkheologii. Istoriko-kul'turnye pamyatniki Kazakhstana (Protocols of meetings and messages of members of the Turkestan circle of amateur archaeologists. Historical and cultural sites of Kazakhstan). Turkestan: "Turan" Publ. (in Russian).

Rempel, L. I. 1957. In Udaltsov, A. D. (ed.). Kratkie soobshcheniia Instituta istorii materiaFnoi kuFtury (Brief Communications of the Institute for the History of Material Culture) 69. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 102-115 (in Russian).

Umnyakov, I. I. 1928. In Izvestiya Sredne-Aziatskogo komitetapo delam muzeev i okhrany pamyatnikov stariny, iskusstva i prirody (Bulletin of the Central Asian Committee for museums and the protection of monuments of antiquity, art and nature) 3, 265-276 (in Russian).

About the Author:

Baitanayev Elnar B., PhD student ofAl-Farabi Kazakh National University. Al-Farabi Avenue 71, 050040, Almaty, Kazakhstan; ebaitanaev@mail.ru

Ifccï CD © I Статья поступила в журнал 01.10.2023 г.

Статья принята к публикации 01.12.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.