ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ II В КАЗАНИ
Открытие памятника Александру II. Казань, 30 августа 1895 г. Из фондов Национального музея Республики Татарстан.
К началу XX в. в Казани было всего три памятника историческим личностям: Николаю Ивановичу Лобачевскому, Гавриилу Романовичу Державину и Императору Александру II. С момента установки и до наших дней памятник Н. И. Лобачевскому своего местоположения не менял. Менее повезло памятнику Г. Р. Державину, который в годы революции был разрушен, но восстановлен после ликвидации социалистического строя и установлен возле Лядского сада («Сад Лецского»). Третий памятник — императору Александру II появился в Казани в 1895 г.
В 1881 г. сразу же после кончины Александра II во многих губернских городах России принимались решения об установке памятника почившему императору. В Казани Городская дума уже в апреле 1881 г. приняла единогласное решение об увековечивании памяти императора Александра II путем сооружения памятника. Для этого начали собирать средства по подписке, но за семь лет к 1888 г. было собрано всего шесть тысяч рублей. Тогда городской голова С. В. Дьяченко счел нужным обратиться к частным лицам и общественным учреждениям, и за один только год сумма собранных денег на памятник Александру II достигла 33 тысяч рублей, однако пожертвования продолжались.
Теперь можно было объявить конкурс на проект памятника. К установленному сроку в специальную комиссию под председательством городского головы С. В. Дьяченко поступило 13 проектов под различными девизами. Комиссия вынесла на рассмотрение Городской думы два лучших проекта, из которых 8 марта 1890 г. большинством голосов с некоторыми изменениями был утвержден проект под девизом «Великому». После
Памятник
вскрытия конверта оказалось, что автор памятника академик Александру II В. О. Шервуд, по проекту которого уже был воздвигнут памят- Казань, конец XIX в. ник Александру II в Самаре. Приведем описание памятника. Из личного архива
«Величественная фигура Императора обращена лицом Р ХаирУтдинова. к небу, а ладонь его правой руки прижата к груди в области сердца; левая — покоится на императорских прерогативах — скипетре и короне. Одет в генеральский мундир, голова ничем не покрыта, на плечах царская мантия. Высота всей фигуры Императора была 4 аршина и 9 * «
вершков , установлена на пьедестал, который с четырех сторон имел мраморные доски с надписями. На лицевой стороне было начерчено — "Царю Освободителю". По бокам и на противоположной стороне были означены год, месяц и день открытия памятника, и при ком и на какие средства он сооружен. Все эти мраморные доски опоясаны венками и сверху украшены коронами. Внизу постамента по его углам автор проекта расположил четыре крылатые фигуры зиланта, дабы внести местный колорит. Они держат в зубах венки — венки "Славы", которые соединены между собой гирляндами. На землю фундамент упирается двумя уступами. Общая высота памятника равнялась 10 аршинам»1.
Какие же изменения были внесены в выбранный проект памятника? В «Спутнике по Казани» Н. П. Загоскина, вышедшем в свет в 1895 г., находим описание памятника Александру II, где в числе прочего, значится следующее: «Лицевая сторона постамента, на котором установлена бронзовая фигура Императора, имеет надпись, под Императорскою короною со спускающимися от нее дубовыми и лавровыми гирляндами: "Александру II. Царю — Освободителю"; по трем другим сторонам постамента имеются надписи, исчисляющие реформы покойного Монарха»2. Значит, первоначально на трех сторонах постамента перечислялись реформы, но после Высочайшего
* Приблизительно 3 м 24 см.
247
Памятник Александру II. Казань, конец XIX в. Из личного архива Р. Хайрутдинова.
утверждения с изменениями на трех сторонах обозначили вместо реформ — год, месяц и день открытия, а также при ком и на какие средства сооружен памятник.
На основании чего можно сделать такое заключение? Все издаваемые книги проходили тогда цензуру, что подтверждалось соответствующей надписью на книге. «Спутник по Казани» имеет следующую надпись: «Цензурой дозволено 15 сентября 1895 года», т. е. через 15 дней после открытия памятника. Процесс цензорства был достаточно долгим, следовательно, Н. П. Загоскин описал памятник по первоначальному проекту еще до высочайшего утверждения. Вносить изменения в текст издания после цензуры не позволялось. Впоследствии краеведы пользовались лишь книгой Н. П. Загоскина и растиражировали неверное описание.
Установить памятник Городская дума решила на Ивановской площади напротив своего здания, расположив его так, чтобы лицо Александра II было обращено в сторону Спасской башни Кремля.
Наблюдать за изготовлением памятника попросили самого автора В. О. Шервуда. Отливка в Москве на фабрике Постникова бронзовой фигуры и других бронзовых частей обошлась в 10 тысяч рублей. Гранитный пьедестал московский мастер Захаров изготовил за 10 941 рубль, а фундамент сооружен из камня каменоломен Сенгилевского уезда Симбирской губернии.
Автору проекта В. О. Шервуду за выполнение моделей и контроль за изготовлением памятника заплатили 14 500 рублей. Общая стоимость памятника составила 43 856 рублей 31 копейка, а собрано было всего 44 105 рублей 21 копейка.
К концу лета 1894 г. памятник был готов. Его открытие было намечено на 22 октября 1894 г. Однако смерть императора Александра III, последовавшая 20 октября, заставила отложить торжество. Следующей датой проведения мероприятия было намечено 30 августа 1895 г. — день тезоименитства Александра II.
День 30-го августа 1895 г. выдался солнечным и безоблачным. Город украсился флагами, гирляндами и принял праздничный вид. Уже с самого утра к месту установки памятника потянулись толпы народа. Предвидя это, Городское правление заблаговременно перекрыло полицейскими кордонами все подходы к Ивановской площади. Пропускали лишь лиц, имеющих специальные пригласительные билеты. Сама Ивановская площадь тоже была
248
красиво украшена гирляндами и флагами. В 10 часов на площади появились части войск казанского гарнизона для парада. К этому времени на Ивановскую площадь прибыло все губернское и городское руководство, которое расположилось на специальной эстраде возле памятника. Эстрада была задрапирована синим сукном с красными каемками, а в середине эстрады стоял сам памятник, задернутый занавесью. Все происходило согласно давно укоренившемуся порядку: высшими чинами православного духовенства была отслужена соответствующая молитва, затем прошло шествие крестного хода. Наступил момент снятия покрывала с памятника. Когда оно упало, открыв всем величественную фигуру императора Александра II, раздались пушечные выстрелы. Оркестр заиграл мелодию «Коль славен...». Во всех церквях города зазвонили колокола, и громкое «Ура!» сотен присутствовавших огласило Ивановскую площадь. После этого памятник окропили со всех сторон «святой водой», и хор учащихся исполнил «Боже Царя храни».
Настала очередь возложения венков, и к подножию памятника потянулась целая очередь. Всего возложили более 80 венков, среди которых были и дорогие, и дешевые. Так, например, от бывших крепостных дворовых людей Казанской губернии к памятнику Александру II был возложен серебряный венок. Он состоял из лавровых и дубовых листьев, окружавших медаль с изображением Александра II, во-
4 Памятник Александру II и
круг кот°р°го была надпись: «Императору Александру П и военная церковь. Казань,
Самодержцу России». Под медалью располагалась корона конец XIX в.
с надписью: «Закон 19 февраля 1861 года», а внизу: «В день Из личного архива
Р. Хайрутдинова.
249
Обед в честь открытия памятника Александру II. Казань, 30 августа 1895 г. Из фондов Национального музея Республики Татарстан.
открытия памятника 30 августа 1895 года». Ниже располагался герб Казанской губернии, а под ним надпись: «От бывших дворовых людей Казанской губернии». Вокруг герба лента, на которой значилось: «Царю — законодателю Императору Александру II — Освободителю». Внутри венка на серебряной доске выгравированы бессмертные слова Манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный русский народ». Стоимость этого венка составляла 200 рублей3.
Однако самым дорогим был венок от Окружной казанской судебной палаты. Изящный и со вкусом отделанный, из хорошо подобранных живых цветов, достигавший по стоимости тысячи рублей.
Почти последними возложили свой венок представители от крестьянского общества. В зипунах и лаптях, но полные чувства большой благодарности, они возложили поверх принесенных ранее дорогих венков свой венок, изготовленный из колосьев ржи и овса, отслужив при этом памятнику «Царю-Освободителю» несколько земных поклонов.
В заключение под звуки марша перед памятником прошли церемониальным маршем войска. Затем на Ивановскую площадь допустили всех желающих. По сведениям полиции ее посетило около 70 тысяч человек.
250
Площадь до полуночи была запружена народом. До 11 часов вечера около памятника играл оркестр. Возложенные венки охраняли восемь полицейских. С наступлением темноты на главных улицах города зажглась красивая иллюминация.
Любое торжество в России никогда не обходилось без застолья. И в этот раз в два часа пополудни в ресторане Ожигова был дан очень приличный обед для всех волостных старшин Казанской губернии, которых пригласили на торжество.
Для бедных горожан Казани были устроены бесплатные обеды во всех благотворительных городских и частных столовых. Воспользовались такими обедами более двух тысяч человек. Не забыли и военных. Войска казанского гарнизона получили угощение от городских властей и по чарке водки.
В половине девятого вечера в зале заседаний Городской думы собрались все гласные думы и приглашенные, где должно было состояться торжественное собрание. Зал был празднично украшен и посредине был установлен мраморный бюст Александра II. Среди многочисленных людей, собравшихся в этот вечер в зале, не было ни одной дамы.
Ровно в 9 часов вечера с получасовой эмоциональной речью выступил городской голова С. В. Дьяченко. Ее окончание было встречено бурными аплодисментами. Затем все присутствовавшие стоя исполнили «Боже Царя храни» и трижды прокричали «Ура». Затем Городской голова С. В. Дьяченко зачитал приветственные телеграммы и был предложен торжественный обед. Около 11 часов вечера торжество посетил Казанский губернатор Петр Алексеевич Полторацкий.
2 сентября 1895 г. фотографы, снимавшие торжество открытия памятника императору Александру II, устроили выставки на Воскресенской улице в фотографиях В. Г. Федорова и С. С. Фельзера. Особенно удачными оказались фотографии, сделанные фотографом Фельзером со стороны Спасской башни.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Волжский вестник. - 1895. - № 216. - 30 августа.
2. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и
справочная книжка города / Под ред. Н. П. Загоскина. - Казань, 1895. - С. 591.
3. Волжский вестник. - 1895. - № 216. - 30 августа.
Ильдар Алиев
251