Научная статья на тему 'Памяти Ёнэко Тоидзуми'

Памяти Ёнэко Тоидзуми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Ёнэко Тоидзуми»

ПАМЯТИ

ЁНЭКОТОИДЗУМИ

28 апреля 2009 года ушла из жизни Ёнэко Тоидзуми, не дожив до своего 97- летия одну неделю, Мне вместе с профессором, ректором Осакского университета экономики и права Вакио Фудзи-мото, тоже хорошо знавшем госпожу Тоидзуми, удалось навестить ее в больнице Касахара г, Такефу префектуры Фукуи, В небольшой палате, где она лежала с кислородной маской, на столике была написанная ею книга «Сирень и война» - книга о ее жизни, Первая часть книги посвящена жизни во Владивостоке с 1922 гю 1937 г, Для нас, владивостокцев, история Владивостока, увиденная глазами японки-девочки, зрелой девушки и замужней женщины, родившей во Владивостоке двоих детей, интересна тем, что дает возможность взглянуть немного иначе на уже известное, заново открыть простые истины, С одной стороны, - жестокость на государственном уровне, в буквальном смысле не знающая никаких границ, С другой - безграничная дружба, теплые отношения, родственные связи простых людей - японцев и русских, Эта безграничность доброты оказалась гораздо сильнее как в пространстве, так и во времени,

...Шли годы. Время не смогло вычеркнуть из памяти туманный Владивосток, сердце надеялось, что живы друзья юности. Живя в г. Аватабэ префектуры Фукуи, она часто посещала советские грузовые судна, заходившие в порт Цуруга, расспрашивала о Владивостоке. Но получить информацию о друзьях и знакомых не смогла, т.к. моряки были в основном с Сахалина.

В 1975 г. было открыто Фукуйское отделение японо-советского общества дружбы. Она стала его активным членом, а впоследствии - председателем. В 1976 г. удалось посетить Находку, когда открылась линия «Цуруга - Находка»; через десять лет состоялась поездка на Сахалин в составе делегации. Наконец, открытие города в 1992 г. сделало возможным и приезд во Владивосток. Но никаких сведений о дяде и друзьях... Тоидзуми-сан решила, что нельзя жить только воспоминаниями. При ее содействии в мае 1993 г. произошло заключение сестринских отношений между Владивостокской детской балетной студией и балетной школой «Аватэ» г. Фукуи. Через год, как результат, - совместный концерт японских и российских артистов. Еще один концерт состоялся в январе 1998 г. во Владивостоке. Были и ответные поездки в Японию.

В1994 г. г-жа Тоидзуми обратилась с письмом в Дальневосточный государственный университет за содействием в поиске сведений о русских друзьях своей «сиреневой» студенческой юности. Среди них был и профессор-японист К.Феклин. Так я впервые узнала о Тоидзуми-сан. Поэтому, когда в мае 1994 г. она опять приехала во Владивосток с труппой детской балетной школы «Аватэ», я искала встречи с ней. Знакомство состоялось в ДВГУ, на кафедре истории России. Профессор Э.В. Ермакова рассказала горькую историю о расстрелянных преподавателях факультета японоведения.

Осенью 1994 г. с помощью музея им. Арсеньева г-жа Тоидзуми узнала о том, что дядя Кузьма был расстрелян 25 апреля 1938 г. Братская могила находится на Лесном кладбище. Горсть земли, привезенная из России на могилу тети в Японии, - это то, что смогла сделать седовласая японка, прекрасно, без акцента говорящая по-русски.

В 1995 г. вместе с японской телевизионной съемочной группой Тоидзуми-сан через Владивосток поехала в Китай, чтобы найти могилы своих детей - трехлетнего Хироми и десятимесячного Маса-ру, умерших от дистрофии и кори. Результатом поездки стал фильм о ее судьбе.

Поиск через Владивостокское телевидение друзей по учебе увенчался успехом: в сентябре 1996 г. она встретилась с сыном подруги - Зои Родионовой.

Г-жа Тоидзуми дважды побывала на факультете японоведения Восточного института ДВГУ. При ее содействии был дан показательный урок каллиграфии, а письменные принадлежности пода-

рены факультету. Научному музею ДВГУ подарена бесценная коллекция свадебных кимоно, собранная Тоидзуми.

Активное содействие родственникам японцев, умерших в лагерях для военнопленных на территории Приморского края, - одно из направлений общественной деятельности г-жи Тоидзуми. Через В.Г. Бурую из Приморского отделения Фонда мира она познакомилась со списками японских военнопленных, захороненных в крае.

В мае 1996 г., после того, как я показала Тоидзуми-сан остатки фундамента буддийского храма Урадзио Хонгандзи, возникла идея - возвести на этом месте памятный знак в честь добрососедских отношений между Владивостоком и Японией, в память о тех людях, японцах и русских, чьи судьбы связал этот город. От идеи до ее воплощения прошло четыре года.

3 ноября 2000 г. в торжественной обстановке памятный знак был открыт. Жаль только, что Тоидзуми-сан, так мечтавшая сдернуть белое покрывало на церемонии открытия, на смогла приехать по состоянию здоровья. Но ее слова благодарности прозвучали в магнитофонной записи.

Два года спустя рядом с памятным знаком по инициативе японских друзей Тоидзуми-сан были посажены саженцы сакуры и разбит сквер «Сакура». В середине мая нежно-розовые лепестки радуют глаз своим цветением. Теперь этот сквер носит имя Тоидзуми Ёнэко. Нина, как называла себя Ёнэко, училась в ДВГУ три года на педагогическом факультете, пока не наступили суровые времена репрессий. В 2002 г. в торжественной обстановке перед памятником «Урадзио Хонгандзи» Тоидзуми-сан был вручен диплом Почетной студентки ДВГУ.

Скромная, но волевая женщина, не сломавшаяся под тяготами жизненных невзгод сохранявшая интерес к жизни даже в тяжелейшие моменты, и в преклонном возрасте деятельная и обаятельная -такой она останется в памяти русских друзей.

Зоя Моргун

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.