Научная статья на тему 'Памяти Виталия Михайловича маркова'

Памяти Виталия Михайловича маркова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Виталия Михайловича маркова»

____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 152, кн. 6 Гуманитарные науки

2010

ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА МАРКОВА

18 октября 2010 года на 84-м году жизни скончался заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Казанского университета, выдающийся ученый и прекрасный преподаватель Виталий Михайлович Марков.

В.М. Марков родился 29 марта 1927 года в семье ученых-биологов. После окончания в 1949 году историко-филологического факультета Казанского университета он два года работал учителем русского языка и литературы в средней школе города Янаул (Башкирия).

Вернувшись в университет, В.М. Марков решил стать специалистом по языкознанию. С этой целью он поступает в одногодичную аспирантуру Ленинградского университета, где работает под руководством знаменитых ученых М.А. Соколовой, Б.А. Ларина и других. Природные способности, большой гуманитарный талант и школа выдающихся ленинградских ученых позволили В.М. Маркову стать ученым-лингвистом, наделенным глубоким историческим мышлением.

В 1955 году В. Марков защищает в ЛГУ кандидатскую диссертацию «Формы имен в языке судебников XV - XVI вв.» и как доцент кафедры русского языка ведет в Казанском университете основные историко-лингвистические курсы: старославянский язык, историческую грамматику русского языка, древнерусский язык у историков, спецкурсы. Одним из наиболее значимых был спецкурс по теории русского словообразования, который он читал начиная с 1958 года. Этот спецкурс определил одно из основных направлений казанской исторической лингвистики, а Казанский университет стал одним из ведущих центров в стране по изучению проблем теории и истории словообразования. Здесь под руководством В.М. Маркова была создана одна из современных концепций теории словообразования, которая связывает идеи нынешнего поколения казанских

лингвистов с идеями представителей Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ, концепция, которая оказалась наиболее перспективной в исследовании явлений словообразования. В.М. Марков обогатил теорию словообразования многими новыми идеями, которые, будучи основанными на русском историческом языковом материале, имеют общетеоретическое значение.

Основное отличие марковской концепции словообразования от других теорий в этой области знания состоит, между прочим, в том, что категории словообразования изучаются во взаимосвязи и взаимодействии с категориями формообразования. Такая позиция привела ученого к замечательным открытиям в области морфемики и словообразования. К числу таких открытий можно отнести нулевые словообразовательные морфемы, конфиксальный способ словопроизводства, словообразовательную синонимию, типологию аффиксальных морфем (синоморфемы, омоморфемы, фономорфемы), формирование морфем на основе фонетически противопоставленных вариантов, семантический способ словопроизводства в его взаимосвязи и взаимодействии с морфологическим способом, принципиальное и последовательное разграничение словообразовательного и морфемного анализа и др. Многое из названного вошло в науку и стало аксиомой.

Главные его открытия, однако, связаны с наукой об истории русского языка. Историческую фонетику он обогатил гипотезой о причинах падения редуцированных гласных в русском и других славянских языках. В.М. Марков открыл закон прогрессивно-ассимилятивного развития вставочной гласности и определил ее роль в течении многих процессов в истории языка, в частности в развитии первого и второго полногласий. Он убедительно аргументировал одновременное развитие обоих полногласий в русском языке, вскрыл причины и последовательность развертывания процесса, доказав, что так называемые двуеро-вые написания (типа ъгъ) были фонетически значимыми и представляли результат развития сочетаний типа как раз перед падением редуцированных гласных. В работах В.М. Маркова получили объяснение отдельные факты, вписанные в общий процесс преобразования фонетической системы языка и подтверждающие закон прогрессивно-ассимилятивного развития вставочной гласности (в том числе и факты морфологии, например, формы 3 лица множественного числа атематических глаголов - дадут, но едят).

В области исторической морфологии В.М. Марков дал объективную картину развития новых флексий (в частности, флексий -ам, -ами, -ах) в системе именного склонения, объяснил причину развития номинативно-плюральных форм типа леса, острова, города, а также деревья, перья и т. п. Свои соображения ученый высказал по тем или иным проблемам, касающимся каждой части речи.

Особой заслугой В.М. Маркова является разработка нового раздела историко-лингвистической науки - грамматической лексикологии, рассматривающей развитие фактов грамматики в тесной связи и взаимодействии с лексическими фактами и имеющей не только глубоко теоретическое значение, но и практический выход в сферу преподавания русского языка как его носителям, так и иноязычным учащимся, поскольку многие ее решения имеют объяснительную силу по отношению к «несистемным» языковым явлениям.

В 1965 году В.М. Марков защищает в ЛГУ докторскую диссертацию «К истории редуцированных гласных в русском языке», получает ученое звание профессора и становится заведующим кафедрой русского языка Казанского университета.

В 1974 году в издательстве «Высшая школа» (Москва) выходит монография В.М. Маркова «Историческая грамматика русского языка. Именное склонение», которая была рекомендована Минвузом СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов страны.

Основная черта научного творчества В.М. Маркова - умение найти актуальную проблему и решить ее незаурядно, неординарно, аргументированно и, как говорят математики, красиво. Его работы остро полемичны. Виталий Михайлович всегда брался за решение наиболее «запущенных» проблем историколингвистической науки, а нередко за пересмотр «само собой разумеющихся истин», показывая в своих исследованиях, что истины эти далеко не аксиоматичны и что языкознание сильно страдает от их обилия.

В.М. Марков - историк языка. Даже исследования по современному русскому языку он проводил с принципиальных исторических позиций, рассматривая современный язык как этап в его истории и подходя к языковым фактам в аспекте их развития. В его работах и работах его учеников выработался основной методологический принцип историко-языковых исследований: рассматривать языковые факты в развитии и во взаимодействии с одноуровневыми и разноуровневыми языковыми фактами. Эта методика отличает работы ученого и его единомышленников и учеников - представителей историко-лингвистической школы, созданной В.М. Марковым.

За свою творческую жизнь он подготовил более десяти докторов и около сорока кандидатов наук. Они и составляют школу В.М. Маркова. И хотя они работают в разных городах России, странах СНГ и дальнего зарубежья, все они едины в своих взглядах на историю русского языка и методы его изучения. Основными же проповедниками идей В.М. Маркова являются казанские лингвисты, и в первую очередь - ученые Казанского университета.

В.М. Марков был активным организатором науки. По его инициативе в стенах КГУ проходили межвузовские конференции по словообразованию, а также Ломоносовские чтения по проблемам русского языка и литературы XVIII века. Позднее, работая в Ижевске, он проводил там межвузовские конференции по проблемам синонимии. И казанские, и ижевские конференции собирали большое количество участников, и в их числе крупных советских ученых.

Перу профессора В.М. Маркова принадлежит более ста научных работ. Обе его монографии вышли вторым изданием. В 2001 году в связи с готовящимся семидесятипятилетием ученого в Казанском университете были изданы его «Избранные работы по русскому языку». В этот сборник вошли статьи В.М. Маркова, содержащие сделанные им открытия. Работы ученого публиковались не только в нашей стране, но и за рубежом (в Польше, Г ермании, Чехословакии, Югославии). Можно без особого преувеличения сказать, что его труды являются научными бестселлерами, написанными хорошим научно-художественным языком.

Около полувека работал В.М. Марков в высшей школе. Его научно-педагогическая деятельность протекала в вузах разных городов страны и за рубежом - в Казани, Барнауле, Горьком, Ижевске, Вроцлаве (Польша). Но тридцать лет из пятидесяти он работал в Казанском университете, и смело можно утверждать, что именно в казанский период своей деятельности В. М. Марков сделал свои самые выдающиеся открытия, а главное, создал свою школу, Казанскую школу исторической лингвистики.

Со смертью В.М. Маркова русская филологическая наука понесла невосполнимую утрату. Дело его последователей - дальше развивать идеи ученого, которыми он так щедро делился с учениками и коллегами.

Коллеги,

сотрудники университета и ученики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.