Н. с. кутейникова
памяти великих побед россии Храм святого великомученика и целителя пантелеимона в санкт-петербурге
В статье рассмотрены история и современная жизнь старейшего храма Петербурга - Святого великомученика и целителя Пантелеимона, особенности его архитектуры, декоративного убранства, иконостаса, охарактеризовано издание миниатюр, посвященных святому. Статья приурочена к 300-летию победы русского флота над шведами. Ключевые слова: юбилей; храм; икона; колокол; морской флот; миниатюра; храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
N. S. Kuteynikova To the Memory of Russia's Greatest Victories St Panteleimon's Church in St Petersburg
History, architecture, icons, miniatures and decoration of one of the St. Petersburg's oldest temple - St Panteleimon's church are considered in the article which commemorates the 300th anniversary of the Russian fleet's victory over the Swedes. Key words: anniversary; church; icon; bell; navy; miniature; St Panteleimon's Church in St Petersburg.
Среди многочисленных храмов воинской славы России церковь Святого великомученика и целителя Пантелеимона в Петербурге занимает особое место. Причин подобного утверждения несколько. В первую очередь, это повод и дата ее строительства. Второе - та духовная составляющая, которая обязательно сопутствует жизни любого храма, фактически определяет ее суть и включает
различные формы своего проявления - от окормления прихожан до широкого круга благотворительных акций. Наконец, третье - сама церковь как факт истории развития культуры Северной столицы: ее архитектуры, скульптуры, иконописного дела.
Возникновение церкви связано с важнейшими событиями жизни Российского государства. Два крупнейших сражения, при Гангуте и Гренгаме, происшедшие день в день, 27 июля, с разницей в шесть лет (1714, 1720), разрушили всякие надежды шведов победить российский флот. В 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому Россия получила Ингерманландию, Лифляндию, Эстляндию, Карелию с городами Выборг и Кексгольм, все острова Финского залива и Моондзунского архипелага. В результате этих побед Россия стала морской державой, а ее государь приобрел титул императора.
Храм был построен и освящен по личному указу Петра I «в благодарение Богу» за дарованную победу во имя св. мученика и целителя Пантелеимона, день памяти которого отмечается именно 27 июля.
Трехсотлетний юбилей Гангутского сражения, который приходится на 2014 г., дает повод вновь обратиться не только к истории храма, но позволяет отчетливее увидеть, что сделано за годы его возвращения в лоно православной церкви.
Существующему ныне зданию первоначально предшествовали сначала маленькая часовня, а затем деревянная церковь. Ее по велению императрицы Анны Иоанновны в 1735-м сменила каменная, построенная в стиле барокко, с колокольней и деревянным шатровым куполом, по проекту корабельного архитектора И. К. Коробова. Позднее, на протяжении ХУШ и всего XIX в., церковь неоднократно перестраивали, расширяли и утепляли. В этих преобразованиях-реконструкциях и ремонтах участвовали разные архитекторы: В. И. Беретти, В. Ф. Геккер, Е. Е. Аникин, И. М. Гольмдорф и др. В результате внутреннее пространство храма составил центральный неф во имя св. мученика и целителя Пантелеимона и два придела: южный - св. мученицы Екатерины и северный - свв. князя Михаила Черниговского и болярина Федора. Такое решение ознаменовало обращение к трехчастной традиционной композиции русских храмов, однако внешне и сегодня храм отличают черты раннего
барокко, тем самым напоминая об особенностях архитектуры петровского времени. Об этом свидетельствуют простота, изысканность и немногословность форм декора. В 1840-х гг. южный и восточный фасады церкви были украшены мраморными рельефами известного скульптора середины XIX в. академика А. В. Логановского, автора горельефов на храме Христа Спасителя, воздвигнутого в Москве в память войны 1812 года. Сюжеты скульптурных композиций петербургской церкви были посвящены житийным историям святых - исцелению слепого св. вмч. Пантелеимоном и страданиям св. вмц. Екатерины. Позднее, уже в 1914 г., в год празднования 200-летия победы в Гангутском сражении, на стенах храма были установлены мраморные мемориальные доски, напоминающие о его «рождении» и участии в славной победе под руководством Петра различных полков Российской армии.
Внутреннее убранство церкви постоянно менялось. Среди писавших в этот храм иконы нередко называют одного из лучших первых русских художников петровского времени И. Н. Никитина. Однако ни его образы, ни двенадцать «картин» живописца Гавриила Ипатова, числившегося при Адмиралтейской коллегии, ни плафон и иконы сегодня забытого мастера А. Квашнина, ни более позднее убранство не сохранились. Лишь фотография начала ХХ столетия указывает на то, что храм в это время был богато декорирован: практически все иконы, даже изображения в царских вратах, были одеты в ризы. Велико было и количество самих икон. Они заполняли практически весь храм и располагались на стенах и колоннах. В этом обилии не было ничего удивительного - храм был любим и почитаем жителями Петербурга, его курировали, а соответственно и посещали многие высочайшие особы, среди которых была и императрица Мария Александровна.
В 1912 г. в Пантелеимоновском храме начинается большой реставрационный ремонт. Однако Первая мировая война и последующий Октябрьский переворот помешали его закончить.
Судьба храма в советское время до 1935 г. напоминает участь многих храмов в России. Официально он был закрыт по постановлению ВЦИК 15 июня 1935 г., а еще годом раньше здание предпо-
лагалось снести. На протяжении 1940-1950-х гг. в нем попеременно размещались склад зерна и ткацкий цех. К этому времени внутреннее убранство было утрачено, а мемориальные доски, установленные в память победы при Гангуте, можно было видеть в качестве прилавков в одном из мясных магазинов. Однако память о великих деяниях петровского времени не исчезла полностью. О ней косвенно стала напоминать стена разрушенного в период блокады здания. Оформленная архитекторами В. А. Каменским и А. А. Леманом в 1946 г. как мемориальная, она запечатлела память о героических защитниках военно-морской базы полуострова Ханко, преградивших путь к городу со стороны Балтийского моря.
С середины 1950-х гг. начинается медленное восстановление здания. Сначала в 1954 г. на фасад вернули памятные доски, а в 1970-х разрабатывается план реконструкции здания для последующей организации в нем музея «Гангутская слава» как филиала Музея истории города. В 1981 г. музей был открыт.
Особая роль в осуществлении этих работ принадлежит архитектору И. Н. Бенуа, которая обосновала проведение реставрационных работ на конкретный исторический период - на XVIII в. Этот проект вновь подтвердил градообразующее значение самого здания храма, его важную роль в формировании облика города наравне с такими памятниками, как Михайловский замок, Спас на крови, церковь Семиона и Анны, Преображенский собор, Летний дворец Петра. Историческое значение имеет не только сам Пантелеимо-новский храм, но и улица, на которой он стоит. Протяженностью чуть больше одного километра, она завершается Преображенской площадью, «всей гвардии» Преображенским собором. Ее историческое наименование - Пантелеимоновская, закрепленное за ней еще в 1777 г., было изменено в 1923-м на улицу декабриста Пестеля, и теперь, когда наше общество начинает бережнее ценить славные страницы прошлого, улица ждет возвращения своего имени.
В 1991 г. здание храма вернули епархии, и спустя три года, 15 марта 1994 г., в нем возобновились богослужения. С середины 2000-х гг. началось активное возрождение храма. Это касается и собственно приходской жизни, и здания церкви. Значительно меняется
его художественное убранство. Обновлен и существенно расширился иконописный ряд. Почетное место в храме занимают иконы старого письма - Тихвинской иконы Божией Матери и св. вмч. Пантелеимона. Его украшают и работы современных мастеров. Большинство из них создано иконописцем Георгием Панайотовым, выпускником Института имени И. Е. Репина РАХ. Его увлечение иконописью началось еще в детстве, и сегодня имя этого иконописца уже известно в Петербурге и других городах России. Выбор святых для икон предопределен характером храма, его историей. Поэтому в киотах находятся образы св. Георгия Победоносца, архистратига Михаила, св. блгв. князя Александра Невского, св. вмч. Дмитрия Солунского и др. Интересны своим содержанием клейма этих больших настенных житийных икон, которые художник связал с городским пейзажем Санкт-Петербурга. Таким решением он обосновывает и подтверждает значение этих святых для Северной столицы, напоминает об их сопричастности истории города. Особое внимание обращают на себя три житийных клейма иконы архистратига Михаила, где узнаются здания Михайловского замка и самого храма Св. вмч. Пантелеимона.
В последние годы значительно изменился и пятирядный иконостас. Заново создан его четвертый ряд. В вытянутых по горизонтали иконах Г. Панайотов воссоздал наиболее важные моменты жития св. вмч. Пантелеимона, умело расставив смысловые и цветовые акценты так, чтобы иконы, находящиеся на довольно большой высоте, хорошо «читались». Параллельно с обновлением (исправлением) икон обновляется и резной иконостас. Сохранившиеся изображения лишь частично напоминают о богатстве и вычурности резьбы XVIII в. Все то, что создается сегодня, - плод художественной фантазии резчиков, основанной на усвоении аналогичных примеров декора иконостасов других храмов, и их творческой интуиции. Для всех проводимых работ в интерьере характерен комплексный подход и следование прославлению св. вмч. Пантелеимона, имя которого носит храм, и тех святых, чьи имена напоминают о героическом прошлом Священной истории, истории Церкви или России.
Значительным событием в жизни прихожан храма, да и многих горожан стало возвращение колоколов. Мелодии их звона еще пом-
нили и грустили о них истинные петербуржцы, их ждали. 24 апреля 2009 г. на Балтийском заводе был залит последний из 13 колоколов. Восстановление исторического набора колоколов стало важнейшим этапом комплексной реставрации храма.
К празднованию трехсотлетнего юбилея Гангутской победы осуществлено два юбилейных издания. Одно - кратко воскрешает историю храма и повествует о его современной жизни, второе представляет собой акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону. И если первая книга информативна и снабжена интересными фотографиями, то вторая - редкий пример возрождения книжной миниатюры. Уникальность этого издания требует отдельного осмысления. Оно напоминает нам о таких великих памятниках, как «Остромирово Евангелие», «Евангелие Хитрово» и ряде других древних рукописных книг. Тогда изограф и писец, объединяя усилия, создавали поистине художественные произведения, проникнутые светом любви к Слову и его изобразительному воплощению. Именно искусство средневековой книги вдохновило Георгия Панайотова на художественное оформление акафиста. Тринадцать листовых миниатюр, три вида заставок и концовок, не повторяющиеся по всему тексту заглавные буквицы составляют единое целое с текстом акафиста, образуя симфонию издания. К разработке житийных мотивов для акафиста художник уже обращался при создании икон верхнего ряда иконостаса в церкви Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Этот опыт помог ему еще глубже понять и прочувствовать жизненный путь великомученика. Не повторяя композиционные решения икон, изограф с присущей ему изобретательностью передает наглядно и достоверно важнейшие сцены жизни святого. Поучительно, что в изображении страстей и жертв художник подчеркивает красоту и исключительность поступков человека. Примечательно, что ряд сцен приближены к современности. Они свидетельствуют причастность святого к жизни конкретного петербургского храма. На это указывают и изображения церкви в миниатюрах, и сцена прославления великомученика, в которой можно узнать нынешних настоятеля храма, одного из дьяконов и регента.
Весь изобразительный мир миниатюр обращен к смысловому ряду акафиста. Это касается и постраничных заставок, и буквиц.
Заставки словно подготавливают зрителя к следующему за ними тексту, а своеобразие каждому листу придают заглавные буквицы. Здесь современный мастер не прошел мимо опыта великого Андрея Рублёва....Так же, как в «Евангелии Хитрово», в работе Панайото-ва царит сказочный мир, населенный львами, цаплями, аистами, змеями, неведомыми животными и удивительными растениями. В их изображении с особой силой сказались творческая фантазия художника, его любовь к изысканным формам, его эстетические предпочтения. Можно сказать, что искусство Древней Руси и эпохи модерна обрели в этих изображениях подлинное единство.
Обращает на себя внимание колористическое решение всего изобразительного ряда книги. Панайотов в полную силу использует возможности акриловых красок, их интенсивность, звучность и плотность, придавая каждому изображению, да и всей книге, особую нарядность и праздничность. Это издание выявило образованность и утонченность вкуса художника Георгия Панайотова.
И реставрация храма, и создание небольшого мемориального музея, и установка колоколов, и написание новых икон, наконец, названные юбилейные издания - все это свидетельства заботы ревнителей веры, всего клира храма и прихожан о его благолепии и благоденствии, но главное, о сохранении и упрочении памяти великого и героического прошлого России.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Акафист святому великомученику Пантелеимону. СПб., 2014.
2. Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х годов XVIII века. М., 1954.
3. Грибанов В. И., Кудряков В. В. Быть Гангутскому мемориалу // Ленинградская панорама. 1986. № 9.
4. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской Епархии. Вып. 5. СПб., 1876.
5. Путеводитель по святым местам Санкт-Петербурга / Сост. А. Бер-таш. СПб., 2010. С. 226-291.
6. Церковь Святого великомученика Пантелеимона / Авт.-сост. Н. Ку-тейникова, В. Писаревская. СПб., 2014.
1. Г. Панайотов. Житийная икона «Архистратиг Михаил»
2. Г. Панайотов. Клеймо житийной иконы «Архистратиг Михаил»