Научная статья на тему 'Памяти Н. Ф. Тифтикиди (1921-2014)'

Памяти Н. Ф. Тифтикиди (1921-2014) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
190
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Ф. ТИФТИКИДИ / АЛМА-АТИНСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / РОСТОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / НОВОГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / N. TIFTIKIDI / ALMA-ATA CONSERVATOIRE / ROSTOV MUSICAL-PEDAGOGICAL INSTITUTE / NEW-GREECE MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стручалина Эвелина Алексеевна

Автором очерка освещаются важнейшие этапы биографии крупного отечественного музыковеда-исследователя и педагога. Характеризуются приоритетные направления научно-методической и организаторской деятельности Н.Ф. Тифтикиди создателя кафедры теории музыки и композиции Ростовского музыкально-педагоги ческого института. Отмечен вклад Н.Ф. Тифтикиди в музыкальное просветительство, популяризацию новогреческой музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In memory of N. Tiftikidi (1921-2014)

The author of the essay covers most important stages of biography of native musicologist researcher and pedagogue. Priority directions of scholar-methodic and organization activities by N. Tiftikidi creator of Music theory and composition Department of Rostov Musical-Pedagogical Institute are characterized. N. Tiftikidi''s personal contribution to musical enlightenment and popularization of New-Greece musical culture is marked.

Текст научной работы на тему «Памяти Н. Ф. Тифтикиди (1921-2014)»

Э. А. СТРУЧАЛИНА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

ПАМЯТИ Н. Ф. ТИФТИКИДИ (1921-2014)

■I в и

Г7 мая 2014 года в возрасте 92 лет ушёл

Ат / из жизни Николай Фомич Тифтикиди - известный российский музыковед, почётный профессор Ростовской и Алма-Атинской консерваторий, председатель комитета по культуре и член Совета Московского общества греков (1989-1993), тонкий музыкант, пытливый учёный, замечательный педагог.

Имя Н. Ф. Тифтикиди особенно дорого ростовчанам - консерваторцам старшего и среднего поколений. С деятельностью Николая Фомича и его коллег минувшего времени связан ответственный исторический этап становления донского музыкального вуза. Н. Ф. Тифтикиди был одним из тех, кто с момента организации РГМПИ-РГК отдавал свой талант музыканта и педагога на благо общего дела, закладывая основу для формирования и дальнейшего развития современного образовательного учреждения. В лице Николая Фомича, педагогически ярко одарённого, наделённого редкими душевными качествами, наши студенты обрели прекрасного и глубоко ими почитаемого Учителя.

После открытия музыкально-педагогического института в Ростове-на-Дону (1967) Николай Фомич Тифтикиди был приглашён на кафедру теории музыки и композиции для преподавания теоретических дисциплин. Спустя год Н. Ф. Тифтикиди стал руководителем этой кафедры (1968-1976), позднее, с 1976 по 1984 годы, занимал должность проректора по научной работе.

Николай Фомич глубоко ощущал свои семейные и национальные корни. Вспоминая родителей, их нелёгкую судьбу, вновь и вновь остро переживая события собственного детства и юности, он с гордостью подчёркивал, что родился в семье потомственных понтийцев (1921, Грузия, Боржоми). Когда маленького Нико Тифтикиди отдали учиться в музыкальную школу (1929, Баку), сначала по классу фортепиано, а затем скрипки, он самостоятельно начал осваивать игру на пон-тийской лире. В годы консерваторской учёбы (с 1941, Баку), прервавшейся из-за ссылки семьи в Казахстан, он осознал, что глубоко любит музыку, что ему интересен педагогический труд, и ощутил глубокую признательность своему учителю Николаю Семёновичу Чумакову, который поддерживал талантливого студента и верил в него. В 1990-е годы, когда Николай Фомич готовил к публикации сборник своих научных работ («Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества», 1992), он посвятил книгу «памяти дорогого Учителя - незабвенного Николая Семёновича Чумакова».

В жизни Н. Ф. Тифтикиди был светлый и счастливый период, связанный с переездом в Алма-Ату. Там, после многих лет мытарств в ссылке, он получил возможность закончить учёбу в консерватории (1952) и преподавать в музыкальном училище. Там же Николай Фомич встретил свою будущую жену, дорогую его сердцу Эмилию Афанасьевну, и у них родилась нежно любимая дочь Елена. Наконец, в Алма-Ате Н. Ф. Тифтикиди узнал о своей реабилитации (1955). Вскоре его пригласили в Алма-Атинскую консерваторию на кафедру теории музыки (1956), которую тогда возглавлял широко известный учёный, профессор Иосиф

Игнатьевич Дубовский, один из авторов ценного в научном и методическом отношении учебника гармонии, выдержавшего много изданий и широко применяемого в отечественной педагогической практике. Встречи с подобными людьми высокой чести и достоинства из сферы музыкальной науки и педагогики были своего рода вехами на жизненном пути Николая Фомича.

В Алма-Ате Н. Ф. Тифтикиди включился в научную работу, связанную с исследованием казахской домбровой музыки. Верный себе, он первоначально освоил игру на казахской домбре, после чего создал серьёзный и основательный научный труд, с присущей ему ответственностью подходя к обоснованию каждого положения упомянутого исследования. Николай Фомич стремился подвергать тщательной проверке любой из выдвигаемых научных тезисов, чему способствовали консультации авторитетного учёного, музыкального теоретика Валентины Николаевны Холоповой, с которой Н. Ф. Тифтикиди был дружен все последующие годы. Подготовленную научную работу Николай Фомич защитил в качестве кандидатской диссертации (1977, Ленинград). Его исследование «Система ритма и темпа домбровой музыки Западного Казахстана», с благодарностью воспринятое в Алма-Атинской консерватории, было оценено как важный вклад в изучение инструментальной музыки казахского народа.

Годы работы на кафедре теории музыки и композиции Ростовского музыкально-педагогического института явились для Н. Ф. Тифти-киди не только продолжением его профессиональной деятельности, начавшейся в Алма-Ате, но и неким новым жизненным этапом. Нико-

лай Фомич по-прежнему с увлечением и подъёмом занимался научными исследованиями, его музыкально-теоретические статьи регулярно публиковались. Однако ведущей всё-таки была педагогическая работа: движимый желанием обновить музыкально-теоретические курсы (среди которых выделялся сложный и крайне важный курс гармонии), он стремился приблизить учебные курсы к требованиям современности.

В 1998 году Н. Ф. Тифтикиди с женой переехал в Москву и сосредоточился на сфере музыкально-просветительской деятельности, воспринятой им как служение культуре греческого народа. Николая Фомича и ранее воодушевляла благородная цель - возрождение культуры греков Причерноморья. Он вложил немалый труд в организацию Первого Всесоюзного фестиваля греческой культуры и искусства, серии концертов в России, Греции, на Кипре (1990), в подготовку Всероссийского конкурса исполнителей на понтийской лире (1992), в создание греческого культурного центра «Арго» (1991-1993) и т. д. Позднее Николай Фомич уделял большое внимание проблемам аудиозаписи, расшифровки и нотации греческих песен (1993-1999) и очень гордился тем, что в 2001 году в греческом городе Салоники состоялась презентация составленного им сборника «110 мелодий понтийских песен».

Все мы - те, кто был рядом с Николаем Фомичом Тифтикиди в годы его работы в Ростовской государственной консерватории, и те, кто ныне преподаёт или учится в вузе, - глубоко благодарны ему за его неутомимый труд. Мы низко склоняем головы в знак скорби и нашей памяти о дорогом и незабвенном Учителе.

ПАМЯТИ Н. Ф. ТИФТИКИДИ (1921-2014)

Автором очерка освещаются важнейшие этапы биографии крупного отечественного музыковеда-исследователя и педагога. Характеризуются приоритетные направления научно-методической и организаторской деятельности Н. Ф. Тиф-тикиди - создателя кафедры теории музыки и композиции Ростовского музыкально-педагоги-

ческого института. Отмечен вклад Н. Ф. Тифти-киди в музыкальное просветительство, популяризацию новогреческой музыкальной культуры.

Ключевые слова: Н. Ф. Тифтикиди, Алма-Атинская консерватория, Ростовский музыкально-педагогический институт, новогреческая музыкальная культура.

IN MEMORY OF N. TIFTIKIDI (1921-2014)

The author of the essay covers most important stages of biography of native musicologist - researcher and pedagogue. Priority directions of scholar-methodic and organization activities by N. Tiftikidi - creator of Music theory and composition Department of Rostov Musical-Pedagogical

Institute - are characterized. N. Tiftikidi's personal contribution to musical enlightenment and popularization of New-Greece musical culture is marked.

Key words: N. Tiftikidi, Alma-Ata Conservatoire, Rostov Musical-Pedagogical Institute, New-Greece musical culture.

Стручалина Эвелина Алексеевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]

Struchalina Evelyna A.

PhD, Associate Professor of the Department of Music theory and composition Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.