Научная статья на тему 'Памяти крупного учёного, биолога-охотоведа и моего друга Воррена Балларда'

Памяти крупного учёного, биолога-охотоведа и моего друга Воррена Балларда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти крупного учёного, биолога-охотоведа и моего друга Воррена Балларда»

УДК 59(092)

Памяти крупного учёного, биолога-охотоведа и моего друга Воррена Балларда

Н. К. Железнов-Чукотский

Безвременно ушёл из жизни учёный с мировым именем, биолог-охотовед Воррен Б. Баллард.

^•гги &&*{, тт-гои

ТнЯ 7ч1 Мту>~*С

Воррен Б. Баллард ^аггеп B. ВаНа^) (1947-2012 гг.)

Половину своей жизни Воррен Б. Баллард отдал исследованиям на Аляске (США), где он занимался изучением взаимоотношений диких крупных копытных и хищников: лося и карибу, волка, медведей гризли и барибала. Мне посчастливилось работать с этим исследователем. В период исполнения проектов W-22-5, W-22-6, W-23-2 & W-23-3 вместе с Ворреном Б. Баллардом мы изучали плотность населения, половой, возрастной состав и пространственную структуру крупных копытных и хищников, их биотопическое размещение. Также был подготовлен и реализован проект, посвященный изучению медведя гризли. Исследования проводились в связи с новыми горными разработками полезных ископаемых в северо-западном районе Аляски в северной части хребта Брукса, где имеется месторождение цинковой руды с названием «Красная Собака» (Red Dog). Согласно проектам, необходимо было выявить влияние человеческой деятельности на биотический блок как часть северной единой экосистемы и её биологических компонентов, которыми в данном случае являлись крупные хищники и их жертвы. В период подготовки и исполнения проектов я убедился, что Воррен Б. Баллард был исследователь, чрезвычайно озабоченный сложной проблемой, глубоко понимающий структурные связи между хищниками и их жертвами в северных экосистемах. От этого понимания, несомненно, зависел успех наших совместных исследований, поскольку он грамотно и методично выстраивал всю их стратегию и тактику.

Воррен Б. Баллард был по натуре трудоголик, что мне безмерно импонировало. Широко публикуемый, известный в международном научном сообществе автор фундаментальных монографий, он был одновременно издателем и имеющим широкое признание в своей стране, почитаемым профессором факультета исследований национальных ресурсов Техасского технологического университета. В воспоминаниях Хизер А. Витлоу, его жены, Воррен Б. Баллард останется ещё и люби-

мым мужем, умевшим организовывать семейный отдых, во время которого они всей семьей обычно путешествовали.

Он ушёл из жизни в творческом расцвете сил, когда приобретённый опыт научной работы становится для него решающим и безошибочным в выборе направления дальнейших исследований. Жизнь его закончилась на самом взлёте научного поиска. Скончался он 12 января 2012 года в возрасте 64 лет в своём доме в Лаббоке после героической борьбы с раком поджелудочной железы. Даже американская медицина против этого страшного заболевания оказалась совершенно бессильной.

Научное наследие Воррена Б. Балларда для научного мирового сообщества и прогресса представляет огромную ценность. Он был автором более 200 научных статей, многочисленных книг. Он внёс около шести миллионов долларов для индивидуальных стипендий студентам за выполнение контрактов и исследовательскую деятельность, оказав тем самым значительную материальную поддержку более чем шестидесяти студентам-выпускникам Техасского технологического университета. Его научное наследие развивают студенты, которые ещё не закончили обучение в стенах университета, оно продолжает жить и в исследовательских проектах, выполненных уже выпускниками под его руководством. «Часть многих проектов осталась ещё не реализованной и в настоящее время подлежит исполнению силами его учеников и последователей», — сказал в своей речи, произнесенной во время прощания с Ворреном Баллардом, Мишель Галиен — декан Техасского технического колледжа сельскохозяйственных наук и полезных ископаемых.

Воррен Б. Баллард родился 28 апреля 1947 года в Бостоне (США), штат Массачусетс. В начале 1950-х годов семья переехала в Альбукерке (штат Нью-Мехико), где мальчик посещал среднюю школу Святого Пиуса.

Начало научной деятельности и рост его как учёного были непростыми. В Государственном университете в Нью-Мехико он получил степень бакалавра в области управления рыбой и дикой природой. Затем он получает докторскую степень и становится магистром в области экологической биологии и охраны окружающей природной среды, работает в государственном университете в Канзасе. Завершив деятельность в качестве магистра естественных наук, В. Баллард в 1971 году приступает к работе в Департаменте рыбы и дичи (Department of Fisch and Game) штата Аляска (город Ном). Научная деятельность позволяет ему проявить творческие и организаторские способности. На Аляске он работает до 1993 года как биолог-исследователь, изучающий взаимоотношения крупных копытных (лося, карибу, овцебыков и горных баранов Далла) и хищников (волка, гризли и чёрного медведя). Здесь он знакомится с Тиной Куннинг, биологом, научным сотрудником Департамента рыбы и дичи, которая стала его первой женой. Сначала вместе они жили на Аляске в Номе, затем переехали в Анко-ридж, от этого брака у них родились дочь Лаурина и сын Раймонд.

Позднее, во время его работы в университете Аризоны, его интересы лежат в области изучения дикой природы. 7 июня 1995 года он официально вступает в брак с Хизер Витлоу, биологом из Канады, страстная и большая любовь к этой женщине продлилась до конца его жизни.

В это время он работает над проблемой, ставшей классической в области естественных наук со времён В. Вольтерра, автора научного труда «Математическая теория борьбы за существование» (Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование / Вольтерра В. ; перевод с французского. — Москва : Наука, 1976. — 286 с.). Фундаментальные исследования Воррена Балларда касались взаимоотношений «хищник-жертва», в частности, экологии волка, гризли, популяций лося и карибу. Результаты его исследований и работы, из-

данные по этой теме, бесспорно, были признаны мировым научным сообществом. Именно В. Баллардом было выявлено через массовую и одновременную иммобилизацию крупных копытных и тесно сопряженных с ними волка, гризли (рис. 1) и барибала, что эти хищники в природных сообществах не всегда осуществляют давление на одних и тех же жертв. Часто хищники, в частности, волки, в местах совместных обитаний с лосем при высокой плотности его населения покидали их, переключаясь на более доступные виды жертв — карибу. Связано это было, как показали исследования, с большой опасностью для волков, возникающей при их нападении на такого гиганта, как обитающий на Аляске лось Alces alces gigas.

Рис. 1. Воррен Баллард после иммобилизации гризли закрепляет на нём ошейник с датчиком. Фото из семейного архива

Моя первая встреча с будущим моим другом Ворреном Баллардом состоялась на Международном конгрессе биологов-охотоведов в Норвегии, который проходил в сентябре 1989 года в городе Тронд-

хейме. С тех пор прошло 24 года. Тогда я был в Трондхейме вместе с профессором Д. И. Бибиковым, представлял на секции «Физиология и адаптация животных» презентацию по теме «Адаптивные факторы диких копытных в экосистемах Северо-Востока СССР», сопровождая ее показом слайдов. Среди участников конгресса была делегация североамериканских учёных: Винсе Крайтон из Канады и четверо биологов из штата Аляска (США) — Воррен Баллард, его учитель и друг Альберт Францманн (скоропостижно ушедший из жизни 13 февраля 2009 года в возрасте 78 лет), Тим Смит, Лиен Айрес.

Заинтересовавшись презентацией, они разыскали меня в перерыве между заседаниями секций. Я представился как исследователь экологии крупных копытных и хищников Северо-Востока СССР и сказал, что проживаю на Чукотке. Это оказалось чрезвычайно важным для них, так как Чукотка и Аляска — это соседние сухопутные территории, разъединённые Беринговым проливом шириной в 98 км, имеющие сходство по занимаемым площадям, физико-географическим условиям и видовому составу обитающих там животных.

Наше знакомство продолжилось беседой в баре, где мы обсуждали многочисленные профессиональные проблемы, поскольку наши научные интересы, как оказалось, во многом совпадали. В то время я интенсивно занимался исследованиями в области экологии диких копытных Северо-Востока и их взаимоотношений с крупными хищниками. Мы были увлечены разговором, переключались и на житейские темы, их интересовала политика, проводимая руководством нашей страны, и многие другие вопросы, вплоть до того, какой доход я имею в год или месяц. Понятие «зарплата» американским гражданам незнакомо. Его заменяет понятие «доход в месяц / год». И, конечно, когда я назвал цифру, они удивленно переглянулись. Затем, после ухода из бара, оживленная беседа продолжилась до глубокой ночи в одном из номеров отеля, в котором они проживали.

Как они признались мне впоследствии, встреча с русским учёным, изучающим те же виды крупных копытных и хищников, которым были посвящены и их исследования, — в частности, лося, диких северных оленей (на Аляске карибу), снежных баранов на Чукотке, горных баранов Далла на Аляске, волка и бурого медведя, — была для них большой удачей.

Именно в ту встречу я и был приглашён Ворреном Баллардом на Аляску в г. Ном для работы по выполнению ряда проектов, рассчитанных на 1991 — 1993 годы. Тогда, в начале этого периода, он переходит на работу, будучи магистром, как уже говорилось выше, в Департамент рыбы и дичи на Аляске.

Второй раз мне довелось встретиться с Ворреном Баллардом и его коллегами в Советском Союзе в 1990 году на Чукотке. В Сыктывкаре проводился Международный симпозиум по экологии лося. По этой теме для учёных североамериканской группы во главе с Ворреном Баллардом был специально организован научный тур по территории Чукотки, предваряющий участие этих учёных в работе симпозиума. Цель — ознакомление с условиями обитания лося на Чукотке и сравнение их с таковыми на Аляске. Решением академика-секретаря отделения биологических наук АН СССР В. Е. Соколова по согласованию с директором Тихоокеанского института географии членом-корреспондентом Г. И. Худяковым я как заведующий Чукотским отделом природопользования Дальневосточного отделения Академии наук СССР был назначен ответственным за проведение научного тура. Семидневный маршрут проходил в южной горной части Анадырского плоскогорья, затем в центральной части бассейна реки Анадырь. Воррен Баллард и его коллеги по окончании научного тура выразили большое удовлетворение поездкой. Чартерным рейсом мы вместе с переводчиком И. С. Михаленко вылетели в Сыктывкар, чтобы принять участие в работе Международного симпозиума по лосю.

После симпозиума мы сопровождали группу учёных США и Канады из Сыктывкара в Ленинград, откуда они вылетели самолётом в Хельсинки и далее в Нью-Йорк.

Позднее, в 1993 году, Воррен Баллард был приглашён работать консультантом в Службу Национальных парков (National Park Service — NPS) и экологическую исследовательскую компанию по защите природных комплексов Аляски (LGА), где он проработал до 1996 года.

В 1993—1996 годах Воррен Баллард получает степень доктора философии и одновременно становится директором компании «Нью-Брансуик» по изучению дикой природы и её биологических компонентов, как известно, тесно взаимосвязанных между собой в естественных экосистемах структурными связями. В течение двух лет он работает инспектором в области научных биологических исследований в Департаменте рыбы и дичи в штате Аризона.

В 1998 году Воррен Баллард начинает работу в Техасском технологическом университете, где в 2003 году получает звание профессора. В 2006 году он был признан мэтром (корифеем) в изучении дикой природы с присуждением ему в 2008 году звания «Почётный профессор», к которому он был представлен Президентом Техасского университета Г. Бейли.

Философия Воррена Б. Балларда была заключена в следующем тезисе: при проведении исследований дикой природы обязательно тестировать все возникающие гипотезы и развивать лучшие технологические проекты, прилагая максимум усилий к разработке основ организации и комплексной консервации дикой природы во всём мире. Как считал Воррен, обнародование результатов исследований, ознакомление с ними широкой научной общественности посредством научных публикаций должно носить обязательный характер, поскольку для успешного и продуктивного выполнения исследовательского проекта или програм-

мы необходимо предварительно подвергнуть их оценке, они должны выдержать проверку критическим взглядом коллег-учёных.

Воррен Баллард был членом семи профессиональных научных обществ, в том числе Международного общества дикой природы, Техасского отделения Общества дикой природы, Американского общества маммологии, Юго-западной ассоциации натуралистов. Он являлся членом редколлегии, главным редактором и ответственным издателем трех международных журналов, включая известный и очень популярный среди учёных-исследователей научный журнал «Wildlive Society Bulletin» — Бюллетень научного Общества дикой природы TWS (The Wildlife Society), журнал «Alces», выпускающий научные статьи исследователей Старого и Нового Света по экологии лося, и журнал «Канадский полевой натуралист» (Canadian Field-Naturalist). Дважды он избирался членом-корреспондентом четырех издательских организаций.

Тематика исследований Воррена Балларда отличалась широтой и комплексностью, а их качество и научное значение полученных результатов было отмечено 22 наградами. Самой почётной из них, главной для него наградой было признание его трудов по экологии лося и управлению его популяциями: в 1989 году он был удостоен звания «Выдающийся биолог в изучении американского лося». В 2002 году он был награжден TWS (The Wildlife Society — «Обществом дикой природы») за заслуги в области исследований многих других видов животных и в освещении важных проблем их охраны.

Отметим, что «Общество дикой природы» — международная организация, членами которой являются 11 тысяч учёных. Основная миссия TWS состоит в том, чтобы в области научных исследований экосистем (а значит, и экологии животных) определять работы, которые отличают выдающиеся результаты, и отмечать наградами их авторов, которые на основе полученных результатов разрабатывают програм-

мы сохранения живой природы и управления ей. Процедура оценки величины научного вклада каждого номинанта очень строга: он должен, имея 10-летний стаж исследований, представить отчёт и рекомендацию от научной организации, а также пройти множество других ступеней. При таких условиях случайные или ошибочные оценки исключены.

В сельскохозяйственном колледже и на факультете природных ресурсов Техасского университета Воррен Баллард был четырежды признан выдающимся исследователем с мировым именем за лучшие научные статьи, монографии и научно-популярные публикации. Из-под его научного пера вместе с соавторами вышли монографии: «Ecology of an exploited Wolf Population in South-Central Alaska» («Экология эксплуатируемой популяции волка в южной и центральной части штата Аляска»), «Population dynamics of moose in South-Central Alaska» («Популяционная динамика лося в южной и центральной части штата Аляска»).

Последняя его прижизненная монография «Pathogens, Nutritional Deficiency, and Climate Influences on a Declining Moose Population» («Болезнетворные организмы, пищевая недостаточность и влияние климата на снижение популяции лося»), написанная в соавторстве с его женой Хизер А. Витлоу (Heather A. Whitlaw) (рис. 2) и другими учёными, была издана при содействии TWS. Эту книгу с дарственной надписью, как и более ранние его работы, я часто использую при написании своих статей и монографий.

Он очень хотел принять участие в работе XXIX Международного конгресса биологов-охотоведов в 2009 году в Москве, для участия в его работе был персонально приглашён, утверждён в составе международного комитета по его проведению, назначен руководителем секции. Но уже в то время болезнь Воррена начинала давать знать о себе. В своём письме он писал мне: «В настоящее время моё здоровье

не очень хорошее. Но в порядке рабочей гипотезы я очень хочу и планирую прибыть на Конгресс биологов-охотоведов в Москву, следующие 3-4 месяца покажут, смогу ли я в зависимости от состояния моего здоровья совершить эту поездку».

Рис. 2. Доктор биологических наук и философии Воррен Баллард с любимой женой Хизер А. Витлоу. Фото из семейного архива

К великому сожалению, болезнь начала быстро прогрессировать. Обстоятельства сложились таким образом, что состояние здоровья и ещё одна причина, возникшая по вине амбициозных чиновников Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, оказались непреодолимыми препятствиями для учёного, им было принято решение от поездки на конгресс в Москву отказаться, как это солидарно с ним сделали и другие крупные учёные Европы и Северной Америки.

Вскоре мировое научное сообщество потеряло учёного навсегда. Все те, кто знал Воррена Балларда, в том числе и русские исследователи, глубоко скорбят о большой утрате для человечества и биологической науки. В честь этого учёного, в память о нём планируется учредить заповедник с его именем.

Вечная ему память. Она должна оставаться в наших сердцах и

умах, а его научные книги, статьи и добрые дела его учеников будут

для него ещё одним великим памятником. Наши соболезнования жене,

семье, детям и всем, кто его знал.

Из писем коллег, по материалам американской печати и личным встречам

Н. К. Железнов-Чукотский, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик Петровской академии наук и искусств (ПАНИ)

© Железнов-Чукотский Н. К., 2012

To the Memory of the Great Scientist,

Game Biologist and My Friend Warren Ballard

N. Zheleznov-Chukotskiy

Железнов-Чукотский Николай Константинович, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Владивосток), [email protected].

Zheleznov-Chukotsky, N., Doctor of Biology, chief research scientist, Pacific Institute of Geography FEB RAS (Vladivostok), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.