Научная статья на тему 'Памяти игумена Вениамина (Новика)'

Памяти игумена Вениамина (Новика) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти игумена Вениамина (Новика)»

Памяти игумена Вениамина (Новика)

В Петербурге не так много сегодня истинных русских интеллигентов. А игумен Вениамин (1946-2010) был как раз таким человеком. Очень мыслящим, очень неравнодушным и очень петербуржским. Он не вписался во властную церковную вертикаль, поскольку хотел мыслить вне зависимости от мнения вышестоящих чинов и хотел верить так, как подсказывает ему сердце. В итоге с 1997 г., когда его уволили из Духовной академии, по самый день своей кончины (14.09.2010) о. Вениамин перебивался нерегулярными заработками, читая лекции и публикуя статьи.

Ему было тяжело. Наверное, не столько даже материально, сколько духовно. Он страстно желал звать людей к Христу, но та организация, которая вроде бы должна этим заниматься профессионально, фактически лишила о. Вениамина необходимого для данного дела инструментария. Игумен использовал все подворачивающиеся возможности — газеты, журналы, радио — для пропаганды нравственных ценностей. Но, увы, выведенный за штат священник может не так уж много.

Наверное, я, как редактор, неоднократно публиковавший о. Вениамина на страницах петербургского еженедельника «Дело», должен был бы сказать в первую очередь о его публицистических способностях. Они и впрямь были велики. Статьи игумена всегда были среди наиболее живых, острых и интересных для чтения.

Однако, осмысливая то, чем больше всего поразил меня о. Вениамин за годы нашего знакомства, я пришел к выводу, что все же не яркой публицистикой и даже не глубокими размышлениями философского характера, каковых много содержится на страницах его книги «Православие. Христианство. Демократия» (СПб., 1999). Он поразил меня твердостью своей веры. Именно веры, которую не следует путать с церковностью или религиозностью.

Для РПЦ он оказался слишком демократичен, слишком привержен общечеловеческим ценностям. С 1997 г. он не мог через церковь делать карьеру и даже добывать себе хлеб насущный. Однако превратности судьбы не поколебали его веры. По крайней мере, я чувствовал его твердую приверженность христианству в каждой нашей беседе, в каждом его публичном выступлении. Иногда он, пожалуй, несколько перехлестывал в своем ортодоксальном следовании христианской традиции, и нам приходилось спо-

рить. Но если рациональные аргументы о. Вениамина далеко не всегда могли убедить, то его способность верить в Христа и в правильность пути, им предначертанного, меня неизменно покоряли.

Он не был обижен на церковных иерархов и делал для христианства, в конечном счете, гораздо больше чем они. Мне часто казалось, что в этой ситуации о. Вениамин должен был бы примкнуть к одной из западных ветвей христианства — более современных и более толерантных, нежели православие Московской патриархии. Тем более, что лекции ему приходилось читать и в католических, и в протестантских учебных заведениях. Однако несмотря на все это, о. Вениамин оставался православным. И сей факт, если я правильно понял, тоже был следствием его умения верить. Следствием того, что веру он выбирал по зову сердца, а не в зависимости от превратностей материальной жизни.

Он верил как русский человек, насквозь пропитавшийся духовными исканиями Достоевского. И вера для него могла быть только верой Достоевского. Иногда мне казалось, что о. Вениамин даже чем-то похож на великого писателя. Порой, излишне хмурый. Порой, излишне резкий. И всегда стремящийся говорить о главном, о нерешенности тех проблем, из-за которых честные люди в России так часто бывают резки и хмуры.

Вечная память и вечный покой игумену Вениамину

Дмитрий Травин

Игумен Вениамин (в миру — Новик Валерий Николаевич) родился в Ленинграде в 1946 г. в семье военного. По окончании радиотехникума он служил в рядах Советской армии, а в 1976 г. закончил Политехнический институт им. М. И. Калинина. Несколько лет В. Н. Новик работал инженером-программистом и затем старшим научным сотрудником НТПО «Ленэлектронмаш».

В конце 70-х гг. он осознанно приходит к православию. Христианское мировоззрение о. Вениамина сформировалось под воздействием русской религиозной философии, и в особенности под влиянием Н. А. Бердяева, а математическое образование и умение точно мыслить помогали ему ярко и аргументированно отстаивать свои взгляды.

В 1983 г. Валерий Николаевич поступает в Ленинградскую духовную академию и после защиты диссертации «Богословие св. Григория Паламы» становится преподавателем. В 1989 г. он был рукоположен в иеромонаха, а в 1992 г. возведен в сан игумена. С 1992 г. по 1995 г. он являлся инспектором Академии.

В 90-е гг. он занимает пост председателя Христианского межцерковного диа-конического совета, принимая участие во множестве международных конференций и проповедуя идеи сотрудничества и взаимного уважения религий мира.

Однако в сентябре 1997 г. из-за несогласия с федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (он считал, что этот закон противоречит правам человека) он был уволен из Академии.

В последние годы о. Вениамин преподавал в Библейско-богословском институте (г. Москва), в Санкт-Петербургской евангелической богословской академии, в католической семинарии «Мария — Царица апостолов».

Наряду с преподавательской деятельностью он часто выступал в печати. Его талантливо написанные работы появляются в журналах «Вопросы философии», «Континент», «Посев», «Социологические исследования», «Религия и право» и др., еженедельниках «Русская мысль» и «Дело», в газетах «Вести», «Вечерний Петербург», «Московские новости», «Санкт-Петербургский университет», «Новая газета», «Известия», «Час пик», «Смена» и др. Более десятка статей опубликовано на иностранных языках. Основные темы статей — это христианство и общечеловеческие ценности, социальное учение Православной церкви, христианство и демократия.

В 1999 г. в издательстве «Алетейя» вышла его книга «Православие. Христианство. Демократия», в которой он суммировал свои размышления по современной церковнообщественной проблематике. По его инициативе и под его редакцией в 2001 г. вышел сборник переводных статей «Права человека и религия».

Христианский мыслитель, правозащитник и публицист игумен Вениамин (Новик Валерий Николаевич) скончался 14 сентября 2010 г. после тяжелой и продолжительной болезни. Отпевание прошло в Никольском храме на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, где он и был погребен рядом со своими родителями.

М. Малик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.