Научная статья на тему 'Памяти Даниила Валентиновича Пивоварова'

Памяти Даниила Валентиновича Пивоварова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Даниила Валентиновича Пивоварова»

Д. М. Федяев

ПАМЯТИ ДАНИИЛА ВАЛЕНТИНОВИЧА ПИВОВАРОВА

Ушел из жизни Даниил Валентинович Пивоваров - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой религиоведения Уральского федерального университета (ранее -Уральский государственный университет им. М. Горького). Мои коллеги по кафедре, выпускники УрГУ, помнят Даниила Валентиновича как студенты - любимого преподавателя, а мне незаслуженно повезло: я оказался его аспирантом, а потом докторантом.

Родился Даниил Валентинович в Шанхае, куда эмигрировал его дед по материнской линии, служивший в армии Колчака. Впоследствии семья вернулась в Россию (уже СССР) и обосновалась в Свердловске. После окончания школы в 1961 году Даниил Валентинович поступил на физический факультет УрГУ, откуда был призван в армию. Философией увлекся именно в армии, читая вузовские учебники из полковой библиотеки. По возвращении в университет, после успешной сдачи дополнительных экзаменов по общественным и гуманитарным наукам, был переведен на философский факультет. Тем не менее интерес и вкус к точному знанию сохранился: однокурсники до сих пор вспоминают, как «Дан» спасал их от провалов по математике.

После окончания университета в 1970 г. Д. В. Пивоваров был приглашен на кафедру диалектического материализма, где и проработал до 1986 года. Атмосфера на кафедре (мой коллега В. В. Николин и я попали туда в качестве аспирантов в 1983 году) была весьма своеобразной. К аспирантам относились как к равным. Организационных вопросов на заседаниях кафедры почти не обсуждали, они как-то решались в рабочем порядке. Обсуждали диссертации и научные доклады преподавателей. Доклады, как правило, подвергались жесткой критике, но преподаватели продолжали выступать со своими идеями без всякого принуждения. Наверное, дело было в том, что в критике была не только жесткость, но и конструктивные идеи, позволяющие развивать тему.

Даниил Валентинович нередко вступал в полемику с «буйно-марксистскими товарищами» (был у него такой термин), а когда по поводу его воззрений кто-нибудь патетически восклицал: «Это не марксизм!», он спокойно отвечал: «Защита марксизма есть его развитие». Впоследствии он написал, что советский «диамат» хотя и ограничивал философскую мысль, но дисциплинировал ее, требовал скрупулезного категориального анализа и строгих дефиниций исходных понятий, что в его рамках родилось немало теоретических новаций. Диамат давал хорошую основу, от которой можно было двигаться дальше.

В 1972 г. Д. В. Пивоваров защитил кандидатскую диссертацию по теме «Некоторые аспекты практической проверки истинности научной теории»; в 1987 г. - докторскую диссертацию «Операционный аспект идеального отражения». Перипетии подготовки и защиты докторской диссертации в некоторой степени отражают дух времени. Считалось, например, хорошим тоном раз-другой помянуть в диссертации какое-нибудь решение съезда КПСС. Когда Даниил Валентинович заканчивал работу над диссертацией, очередной съезд как раз ожидался. Пивоваров уверенно написал, что именно «было решено» на съезде. Когда же съезд состоялся, оказалось, что ничего подобного не решили. Пришлось заменить некоторые страницы диссертации, которая была уже отпечатана в чистовом варианте (на пишущей машинке, а не на принтере). Как позже выяснилось, предсказанные решения (именно такие) были приняты только на следующем съезде - последнем в истории КПСС. Далее - легенда об утверждении диссертации ВАКом. Некий «доброжелатель» написал в ВАК письмо, в котором утверждалось, что Д. В. Пивоваров - ярый антисемит. Допустимо ли присваивать докторскую степень антисемиту?! Надо сказать, что Даниил Валентинович никогда не обнаруживал юдофобских настроений, да и странно было бы ожидать их у ученика М. Н. Руткевича. В ВАКе приняли соломоново решение: направили диссертацию на «черное рецензирование» профессору Д. И. Дубровскому, которого никак нельзя было заподозрить в антисемитизме. Положительный отзыв Д. И. Дубровского стал решающим.

В 1986 г. в УрГУ была создана кафедра истории и теории научного атеизма (впоследствии - кафедра религиоведения). Даниил Валентинович был назначен ее заведующим. На кафедру, хоть бы и атеизма, немедленно потянулись священнослужители, причем разных конфессий. Пивоваров был удивительно терпимым к убеждениям, мнениям, точкам зрения, отличавшимся от его собственных. Так, о диссертациях он говорил: «Не важно что, важно как». Пусть идея будет завиральной, но изволь ее обосновать. Как правило, именно при попытке обоснования несостоятельность идеи становилась очевидной. В 90-е гг. он увлекся баха-измом, причем с такой энергией, что существенно повысил статус этой религиозной конфессии в России. Затем пришел к православию, но никогда никому не навязывал своих убеждений.

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

135

Даниил Валентинович в совершенстве владел английским языком - как собственно английским, так и его американизированной версией. В 1977 -1978 гг. он стажировался по программе Британского совета на философском факультете Кембриджского университета; в 1989 г. - по программе Фул-брайта отправился в качестве визитинг-профессора в Северо-Западный университет г. Эванстона (Чикаго, США). Читал авторские курсы общей философии и философии религии, а также специальные курсы: «Проблема идеального», «Теория рефлексии Гегеля», «Основные категории онтологии», «Операциональный аспект научного знания», «Визуальное мышление в изобразительном искусстве», «Религия как социальная связь», «Знание и вера в науке и религии». В результате обеих поездок у него появились новые друзья как в Англии, так и в США.

Д. В. Пивоваров является автором более 600 научных работ, среди которых 40 монографий и учебных пособий. Он подготовил 18 докторов и 30 кандидатов философских наук. Считается, что настоящая научная школа состоялась, если сложились три поколения исследователей. Школа Даниила Валентиновича включает четыре поколения: Он -первый, наше поколение - второе, наши ученики - доктора философских наук - третье, их «остепененные» ученики - четвертое.

В 1983 г. я попал к Даниилу Валентиновичу в аспиранты почти случайно. Тогда я еще не знал, что у меня появился учитель и друг на многие годы. У него была своеобразная манера критиковать. Когда ему не понравилась одна фраза в моей статье, было сказано: «Это звучит несколько необычно». Когда же не понравилась вся статья, Пивоваров сказал: «Ты пишешь, как академик!» - после чего дал команду в следующей статье совершить качественный скачок. Запомнилась и самая высокая похвала, которой я однажды удостоился. Даниил Валентинович показал мне, какие у него заготовлены темы и идеи для аспирантов. Когда же я спросил, почему же мне ничего не досталось из этого богатства, Пивоваров ответил: «А тебе-то зачем?».

Мой учитель отличался исключительной разносторонностью интересов, знаний и умений. В молодости он был разносторонним спортсменом (гимнастика, самбо, фехтование, волейбол) и всю жизнь - мастером на все руки. Много лет они с женой Азой Михайловной прожили в доме, который считался памятником архитектуры: невероятной толщины стены, тесные комнаты при пятиметровых потолках. Даниил осуществил перепланировку, построил антресоли, разместил шкафы для вещей в толще стен. Когда они переехали в другую квартиру, он снова сделал все сам. Никогда ни для каких работ не приглашались специалисты. В новой квартире он оборудовал мастерскую с верстаком, набором инструментов и приспособлений, из которых многие были изготовлены своими руками. Пел и играл на гитаре и банджо. Интересовался основами любой области знания и действия, с которой сталкивался. Когда у него начались проблемы с сердцем, живо заинтересовался химией и принципом действия различных лекарств на организм. В совершенстве владел компьютером. Главным же делом была, разумеется, философия.

Д. В. Пивоваров широко известен своими работами в области онтологии, теории познания, истории и философии религии. Он разработал синтетическую концепцию идеального, построил интегральную концепцию религии как сакральной связи человека с Богом. Его понимание культуры как идеалообразующей стороны человеческой деятельности легло в основу множества исследований в области философии культуры. Введены в научный оборот новые термины-понятия: «объект-язык» и «субъект-язык», «экзистенциальная истина», «осваивающее и отчуждающее познание», «имманация», «виртуал», «былое бытия», «диалектико-логический алгоритм», «сциент» и «асциент», «арт-философ», <^а№-вера» и «Ье^-вера», «онтология религии», «гносеология религии», «праксеология религии», «симфоника», «оксирома», «крипта», «социоцентри-ческая религия», «эгоцентрическая религия», «объективная и субъективная религиозность». Его философские идеи живут и работают.

136

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.