Научная статья на тему 'ПАМЯТИ БОРИСА АЛЕКСЕЕВИЧА АНФИЛОФЬЕВА (27.10.1935 – 24.11.2023)'

ПАМЯТИ БОРИСА АЛЕКСЕЕВИЧА АНФИЛОФЬЕВА (27.10.1935 – 24.11.2023) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Дружина Наталья Александровна, Лукенюк Елена Викторовна, Пархачева Татьяна Андреевна, Привалов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ БОРИСА АЛЕКСЕЕВИЧА АНФИЛОФЬЕВА (27.10.1935 – 24.11.2023)»

ПОТЕРИ НАУКИ

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2024. - Т. 33. - № 1. - С. 94-102.

УДК 574+625 DOI 10.24412/2073-1035-2024-33-1-94-102

ПАМЯТИ БОРИСА АЛЕКСЕЕВИЧА АНФИЛОФЬЕВА

(27.10.1935 - 24.11.2023)

© 2024 Н.А. Дружина, Е.В. Лукенюк, Т.А. Пархачева, С.А. Привалов

Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара (Россия)

Поступила 25.12.2023

В конце 2023 года ушел из жизни Борис Алексеевич Анфилофьев - кандидат технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта (РАТ) и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ), посвятивший свою жизнь вопросам развития железнодорожного транспорта, безопасности жизнедеятельности и экологии.

Дружина Наталья Александровна, mamskiy@mail.ru; Лукенюк Елена Викторовна, канд. техн. наук, доцент, e.lukenuk@samgups.ru; Пархачева Татьяна Андреевна, parhacheva@samgups.ru; Привалов Сергей Александрович, saprivalov63@yandex.ru

Борис Алексеевич родился 27 октября 1935 г. в с. Павловск Павловского района Алтайского края в семье преподавателя сельскохозяйственного учебного комбината Анфилофьева Алексея Ва-виловича (1912 г. р., работавшего ранее несколько лет в одном из первых совхозов на Алтае) и Боро-дулиной Софьи Федоровны (1911 г. р., домашней хозяйки). В военном 1943 г. Борис Анфилофьев начал учиться в первом классе Бродковской средней школы, а окончил школу в 1953 г. уже в с. Мамонтово, куда семья переехала в связи с переводом отца по работе. Вероятно, именно в те непростые детские и юношеские годы близость к земле-кормилице послужила основой его постоянного интереса к природе. И уже тогда все, чем интересовался Борис Анфилофьев, подвергалось его дотошному научному изучению и анализу. А еще в биографии была школа общественно-активной жизни - комсомол: Борис был членом комитета ВЛКСМ, секретарем комсомольской организации Мамонтовской средней школы.

Но прежде, чем стать специалистом в области безопасности жизнедеятельности и экологии, Борис Алексеевич вписал в свою биографию мощную техническую подготовку и колоссальный опыт научно-исследовательской деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

В период 1953-1958 гг. - учеба в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) на факультете «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», далее работа по распределению в отделе изысканий Сибгипротранса Министерства транспортного строительства СССР. Там молодой специалист принимал участие в проектно-изыскательских работах на линиях Алтайская - Камень, Ачинск -район Кузбасса, подъездных путях к району строительства Красноярской ГЭС, по усилению

существующих железных дорог (ЗападноСибирская, Восточно-Сибирская) и др. С 1961 г. -работа в Новосибирском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства: трудился старшим инженером, младшим научным сотрудником, был секретарем комсомольской организации. Впоследствии в период с 1961 по 1964 гг. избирался членом пленума областного комитета ВЛКСМ (19611962 гг.) и членом бюро Советского районного комитета ВЛКСМ г. Новосибирска (1962-1964 гг.).

В 1963 г. был принят в ряды КПСС, зачислен в очную аспирантуру при кафедре «Изыскания, проектирование и постройка железных дорог» НИИЖТ. С 1965 г. (с момента организации) по 1977 г. был руководителем научно-исследовательской лаборатории по борьбе с заносами, лавинами и размыванием на железных дорогах в НИИЖТ, в 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1973 г. ВАК СССР присвоил ученое звание старшего научного сотрудника. На протяжении ряда лет под его руководством выполнялись научные исследования на железнодорожной линии Апатиты - Кировск, Южно-Сахалинском отделении Дальневосточной железной дороги, линиях Новокузнецк - Абакан и Новокузнецк - Мундыбаш - Таштагол, участках ЮжноУральской и Куйбышевской железных дорог, Байкало-Амурской магистрали, в горах Закавказья и Средней Азии, автодорогах Сибири и Севера. Работы были связаны с проектированием, строительством, эксплуатацией железных дорог в сложных физико-географических условиях, обеспечением безопасности движения поездов, разработкой методов защиты от лавин и размывов транспортных коммуникаций, инженерных сооружений горнодобывающих предприятий, окружающих природных комплексов от вредного воздействия техногенных нагрузок.

Большая часть научных работ того времени посвящена исследованиям и разработке методов защиты железных дорог от снежных лавин и заносов, обеспечению охраны окружающей среды, вопросам транспортной экологии, а также безопасности движения поездов и техники личной безопасности обслуживающего персонала железных дорог (Анфилофьев, 1966; Исаенко и др., 1969; Анфилофьев, Лохин, 1970; Анфилофьев, Стрелкова, 1970; Анфилофьев, Квон, 1973; Dyunin et я1., 1977).

С мая 1977 г. работал доцентом кафедры «Охрана труда» НИИЖТа. За этот период, расширяя работы по транспортной экологии, им были выполнены исследования по изучению шумовых

характеристик и составлению шумовых карт в районе Новосибирского железнодорожного узла (Анфилофьев, Панков, 1980; Анфилофьев и др., 1980). Неоднократно избирался членом партийного бюро, был заместителем секретаря партбюро и председателем факультетской группы народного контроля, ученым секретарем научно-методического совета по пропаганде передовых достижений науки и техники Новосибирского городского отделения общества «Знание», членом группы народного контроля факультета.

В 1973-1978 гг. был в командировках в ЧССР по руководству практикой студентов, в 1974 г. -в Австрии для ознакомления с опытом обеспечения безопасности движения поездов на федеральных железных дорогах в лавино-селе-опасных районах и на участках размывов горными реками. Был членом национальной делегации СССР на XV Генеральной Ассамблее Международного Союза геодезии и геофизики (1971) и на XXIII Международном географическом конгрессе (1976), членом секции гляциологии Межведомственного геофизического комитета при Президиуме АН СССР.

В сентябре 1979 г. Б.А. Анфилофьев избирается по конкурсу доцентом Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ), с 1 декабря 1979 г. назначается исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Охрана труда», созданной в соответствии с приказом Министерства путей сообщения (№ К-41262 от 1 ноября 1979 г.), а 30 июня 1980 г. избран деканом факультета «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство» КИИТа. Приказом зам. министра путей сообщения СССР № 704 от 21 сентября 1983 г. он назначен проректором по научной работе КИИТа, приказом зам. министра путей сообщения СССР № 1188 от 29 декабря 1985 г. - проректором по заочному и вечернему обучению КИИТа.

Газета «Хроника» в рубрике «Легенды нашего вуза» так писала о Борисе Алексеевиче: «В нашем регионе он - единственный ученый-гляциолог. В советские времена коллеги из Швейцарии и Австрии приглашали его в качестве эксперта и консультанта при обсуждении проектов по строительству транспортных магистралей. А широкие просторы Советского Союза он "облазил на коленках" в прямом смысле этого слова. Под его руководством научные экспедиции работали на Кольском полуострове, на Камчатке и Сахалине, в Закавказье и на Кузнецком Алатау, вместе с коллегами он делал расчеты для легендарной стройки XX века - БАМа».

Практически вместе с началом работы в КИИТе (ныне Самарский государственный университет путей сообщения - СамГУПС) Борис Алексеевич Анфилофьев закладывает основы экологической подготовки студентов. Так, в 1980 г. им организуется чтение курса транс-портно-строительной экологии на строительном факультете (Анфилофьев, 1992). Уже в 1982 г. был разработан и утвержден «Комплексный план подготовки специалистов по вопросам экологии и охраны окружающей среды в течение всего времени обучения» (Варгунин и др., 1996; Анфилофьев, 2019), по мере развития курса формировались учебные пособия, методические указания, была издана монография по экологическому мониторингу (Лукенюк и др., 2013).

Основы экологической подготовки специалистов транспортной отрасли закладывались коллективом кафедры «Охрана труда», которая впоследствии носила названия «Безопасность жизнедеятельности и химия», «Безопасность жизнедеятельности», а с ноября 2010 г. стала носить название «Безопасность жизнедеятельности и экология». Почти 40 лет руководил кафедрой профессор Б.А. Анфилофьев. Неизменным оставался приоритет комплексного рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды. Под его руководством кафедра обеспечивала учебный процесс для всего контингента студентов очной и заочной форм, а это 1600-1900 чел. ежегодно. Проводились занятия по практической технике безопасности, экологии, безопасности жизнедеятельности (с циклами «Охрана труда» и «ГО ЧС»), велись консультации дипломников по разделу «Безопасность и экологичность проекта».

Многогранность и системность научных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности подтверждается многочисленными печатными работами и выступлениями на научных конференциях Бориса Алексеевича Анфилофьева и его учеников. Среди тематических направлений стоит отметить транспортное освоение территорий, ландшафтно-экологиче-ское проектирование железных дорог и оценку воздействия железных дорог, объектов накопленного экологического вреда на окружающую среду, особенности организации природоохранной работы в ОАО «РЖД» (Анфилофьев и др., 1998, 2012а-в, 2018; Анфилофьев, Холопов, 2000, 2009; Анфилофьев, 2004; Дружина и др., 2015; Anfilofev а; а1., 2017).

Профессор Б.А. Анфилофьев руководил хоздоговорными работами по созданию проектов предельно допустимых выбросов для Куйбышев-

ской железной дороги, в 2004-2007 гг. выполнял работу в качестве главного инженера-эколога по составлению раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» технико-экономического обоснования «Комплексной реконструкции участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск -Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги». В 2007-2008 гг. им выполнялись исследования по разработке раздела оценки воздействия на окружающую среду и охране окружающей среды в период строительства и эксплуатации нового железнодорожного участка Яйва - Соликамск Свердловской железной дороги в обход района техногенной аварии; в 2009 г. он принимал участие в выполнении договора «Разработка и утверждение программ локального мониторинга компонентов окружающей среды (воздух), водозаборов и проектов зон санитарной охраны водозаборов Уфимского производственного участка Дирекции по теплоснабжению - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО «РЖД».

В работе (Анфилофьев и др., 2017а, с. 327) подчеркивается, что «необходимость экологической подготовки будущих специалистов транспортной области определяется как все более усиливающимся экологическим кризисом, так и усложнением технических устройств и процессов, что требует владения комплексной оценкой возможного негативного влияния на окружающую среду». Ряд публикаций на тему экологического образования отражает динамику становления и развития этого тематического блока научных исследований и экологической подготовки специалистов в СамГУПС (Анфилофьев, Холопов, 2007, 2008; Анфилофьев и др., 2011, 2014, 2017а, б). При этом подчеркивалась синергетиче-ская интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования, формирование общекультурных ценностей у будущих специалистов (Ан-филофьев и др., 2005а, б).

Выступая на заседании пресс-клуба газеты «Образование - Самарский регион», посвященном теме «Экология в центре внимания», Борис Алексеевич отметил: «Нужна системность и гуманизация подготовки от детского сада до выпуска инженеров вузами. Вы хорошо знаете, что экология - это наука. Такая же, как биология, математика, физика. Но почти никто не поражается, когда говорят: "У нас плохая экология". За этим чисто формальным определением скрывается очень многое. Загрязнение окружающей среды, факторы негативного воздействия просто-напросто скрыты, потому что "плохая экология".

Но не говорят же "плохая математика", "плохая астрономия"...».

Начиная с 2010 г., СамГУПС стал единственным транспортным вузом страны, в котором на кафедре «Безопасность жизнедеятельности и экология» была открыта подготовка по программе дополнительной квалификации «Эколог в области железнодорожного транспорта»; подготовка проходила по двухгодичной программе в объеме 1600 часов и включала в себя около 20 учебных дисциплин. Обучающимся была предоставлена возможность прохождения практик в Центре охраны окружающей среды, производственной экологической лаборатории Куйбышевской

железной дороги, на предприятиях транспортной отрасли. Программа дипломного проектирования предусматривала решение актуальных природоохранных задач на предприятиях железнодорожного транспорта. Особое внимание уделялось оценке техногенного воздействия предприятия на окружающую его среду, выбору и обоснованию мероприятий по охране и рациональному использованию компонентов природной среды, разработке мониторинговой сети в районах воздействия железнодорожных предприятий. Выпускниками программы стали более 80 чел. (Анфи-лофьев и др., 2017б).

Первый выпуск экологов в области железнодорожного транспорта, 2012.

Профессор Анфилофьев был избран академиком РАТ и МАНЭБ, долгое время был вице-президентом Регионального Волжского отделения МАНЭБ, членом редколлегии журнала «Вестник МАНЭБ», был внештатным государственным инспектором по охране труда по Куйбышевской железной дороге, входил в состав общественного совета при министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Борис Алексеевич активно продвигал инновационные идеи, предлагая в качестве перспективного варианта решения транспортных проблем г. о. Самара развитие монорельсового транспорта (Анфилофьев и др., 2013в; Anfilofev et al., 2021), внедрение солнечных фотоэлектрических станций для районов с малым количеством солнечных дней (Анфилофьев и др., 2015), совершенствование системы экологического мониторинга (Лукенюк и др., 2012 ), расширение доступности

окружающей среды для маломобильных граждан (Варгунин и др., 2016). Вопросы охраны труда и профилактики производственного травматизма, подготовки специалистов в области ГО ЧС, оценки риска техногенных аварий на предприятиях также были в кругу научных интересов профессора Анфилофьева (Оськин и др., 2005; Анфилофьев и др., 2012, Анфилофьев и др., 2013а, б; Анфилофьев и др., 2014).

Профессор Анфилофьев всячески поддерживал студенческие экологические акции, направ-

ленные на благоустройство территории вуза, раздельный сбор отходов, восстановление лесов Самарской области, прекрасно понимая, что практическая природоохранная деятельность так же важна при формировании экологической культуры будущих специалистов, как и знания в данной области.

В научном багаже Бориса Алексеевича - более 350 работ, он удостоен звания «Заслуженный

На встрече с активистами Студенческого научного общества СамГУПС, 19.04.2023.

деятель науки» (МАНЭБ), награжден престижной «Звездой ученого», ведомственными наградами - Почетный железнодорожник, Почетный работник транспорта России, ветеран тру-да.Он навсегда войдет в историю вуза, ведь благодаря его стараниям СамГУПС стал признанным эколидером транспортного образования.

Среди наших современников бытует мнение, что время рыцарей давно кануло в Лету. С этим утверждением в корне не согласны все, кто хорошо знал профессора Анфилофьева. До последнего вдоха он был преданным рыцарем науки, авторитет которого высоко ценили не только наши соотечественники, но и зарубежные коллеги. Его энциклопедичной образованностью восхищались не только студенты, но и коллеги по профессорско-преподавательскому корпусу. Причем он одинаково хорошо разбирался не только в специфике угроз снежных лавин, оползней, или надежности почвенного покрова,

но и в живописи, литературе, театре, психологии и философии. Он был одним из немногих, кто при встрече с женщиной не просто вставал навстречу, но и целовал руку. При этом трудно было найти пример более достойного и добропорядочного семьянина: со своей супругой Галиной Ивановной - и в бедах, и в радости, - они прожили вместе более 60 лет, в 2022-м году отметили бриллиантовую свадьбу, воспитали троих дочерей: Елена - наша выпускница, работала на Куйбышевской магистрали, Галина - юрист, окончила Самарский госуниверситет, работает, а Екатерина живет и работает в Новосибирске.

В их семье никогда не гнались за богатством: ни престижной иномарки, ни дачи у Бориса Алексеевича не было. Зато на знания в различных областях науки профессор был необычайно щедр. И делился он этими знаниями щедро, не скупясь, как и подобает настоящему рыцарю.

Из нашего окружения ушел глубоко порядочный ЧЕЛОВЕК, которого никто не сможет заменить.

Простите нас, Борис Алексеевич, и прощайте!

Вас будет помнить не одно поколение студентов. А для коллег Вы навсегда останетесь образцом для подражания.

Тяжело осознавать, что в Год педагога и наставника Бориса Алексеевича не стало. Интеллигентный ученый, интересный собеседник, человек широкой эрудиции. Он был полон сил, идей, желания быть полезным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список русскоязычной литературы

Анфилофьев Б.А. О средствах противолавинной защиты на железных дорогах // Вопросы проектирования и строительства железных дорог. Тр. НИИЖТ. Новосибирск, 1966. С. 55-67.

Анфилофьев Б.А. Особенности экологической подготовки будущих специалистов транспортной отрасли в СамГУПС // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2019. Т. 28, № 1. С. 162-170.

Анфилофьев Б.А. Природа и общество. Некоторые аспекты транспортно-строительной экологии: Учеб. пособие. Самара: СамИИТ, 1992. 84 с.

Анфилофьев Б.А. Экологические аспекты транспортного освоения территорий // Вестник МАНЭБ. 2004. Т. 9, № 5. С. 6-10.

Анфилофьев Б.А., Агеева Н.В., Валиулли-на О.Е. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Вестник МАНЭБ. 2005а. Т. 10, № 9. С. 127.

Анфилофьев Б.А., Агеева Н.В., Валиулли-на О.Е. Формирование культуры будущего специалиста // Вестник МАНЭБ. 2005б. Т. 10, № 9. С. 125-126.

Анфилофьев Б.А., Антонов А.А., Ивлев А.С. Солнечная фотоэлектрическая станция для районов с малым количеством солнечных дней // Наука и образование транспорту. 2015, № 1. С. 173-175.

Анфилофьев Б.А., Баранова М.Н., Васильева Д.И. и др. Эколого-экономические проблемы эффективного использования городских земель с накопленным экологическим ущербом // Экология и промышленность России. 2018. Т. 22, № 7. С. 59-65.

Анфилофьев Б.А., Дементьева Ю.В. Профессиональная подготовка - основа профилактики производственного травматизма // Человеческие ресурсы. 2012, № 1. С. 8.

Анфилофьев Б.А., Дементьева Ю.В. Степень взаимосвязи динамики производственного травматизма и возраста работника в хозяйстве дистанции пути // Вестник транспорта Поволжья. 2014, № 4 (46). С. 131-136.

Анфилофьев Б.А., Лохин В.К. Анализ работы снегоудерживающих противолавинных заборов и надолб на железнодорожной линии Новокузнецк - Абакан / Тр. НИИЖТ. Новосибирск, 1970. С. 122-130.

Анфилофьев Б.А., Квон Я.Д. Защита горных участков дорог СССР от снежных лавин // Тр. НИИЖТ. Новосибирск, 1973. С. 34-44.

Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В., Валиулли-на О.Е. и др. О некоторых аспектах подготовки спе-

циалистов в области ГО ЧС // Наука и образование транспорту. 2013а, № 1. С. 254-257.

Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В., Дементьева Ю.В. Статистический анализ показателей производственного травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта // Вектор науки Тольяттинско-го гос. ун-та. 2013б, № 2 (24). С. 17-20.

Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В., Рябова В.В. и др. Природно-экологическая характеристика территории как основа обеспечения безопасности на объектах транспортно-строительного комплекса // Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития. Мат-лы Всеросс. науч.-техн. конф. Самара: СамГЭУ, 2012а. С. 72-74.

Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В., Трошки-

на О.А. и др. Экологическая составляющая подготовки инженеров железнодорожного транспорта // Инновационные подходы к обеспеч. устойчивого развития социо-эколого-экономич. систем. Мат-лы Междунар. конф. Самара; Тольятти: СамГЭУ, 2014. С. 9-13.

Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В., Холопов Ю.А. О необходимости повышении уровня экологической культуры обучающихся // Здоровая окружающая среда - основа безопасности регионов. Сб. тр. I между-нар. экологического форума в Рязани: посвящ. году экологии в РФ. Рязань: РГАТУ, 2017а. С. 327-330.

Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В., Холопов Ю.А.

Экологов для транспортной отрасли готовят в Самаре // Железнодорожный транспорт. 2017б, № 11. С. 42-44.

Анфилофьев Б.А., Носырев Д.Я., Скачкова Е.А.

Структура вредных выбросов из двигателей транспортных средств и экологическая безопасность // Безопасность транспортных систем. Тр. I междунар. науч.-практ. конф. 1998. Самара: МАНЭБ, С. 89-90.

Анфилофьев Б.А., Панков В.П. Результаты исследований по борьбе с внешним шумом железнодорожного транспорта Новосибирского железнодорожного узла // Совершенствование условий перевозки опасных грузов и меры защиты окружающей среды. Межв. сб. науч. тр. Новосибирск: НИИЖТ, 1980.

Анфилофьев Б.А., Панков В.П., Круглова Н.Н.

О шумовом режиме в районе железнодорожного узла // Безопасность труда на железных дорогах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Межв. сб. науч. тр. Омск: ОмИИЖТ, 1980.

Анфилофьев Б.А., Привалов С.А., Рябова В.В. и др. Особенности оценки воздействия на окружающую среду при реконструкции участка железной до-

роги // Наука и образование транспорту. 20126. С. 170-172.

Анфилофьев Б.А., Привалов С.А., Холопов Ю.А.

Монорельсовая дорога - перспективный вариант решения транспортных проблем г. о. Самара // ELPIT-2013. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транс-портных комплексов. Сб. тр. IV Междунар. экологического конгресса (VI Междунар. науч.-техн. конф.). Самара: СамГТУ, 2013в. С. 10-15.

АнфилофьевБ.А., Привалов С.А., Шиманчик И.П. и др. Эколого-географический аспект формирования Тольяттинской особой экономической зоны // Изв. Самар. НЦ РАН. 2012в. Т. 14, № 1. С. 257-260.

Анфилофьев Б.А., Стрелкова Э.В. О методике определения количества осадков, высоты и плотности снежного покрова для выбора противолавинных мероприятий на железной дороге Новокузнецк - Абакан // Тр. НовосибИИЖТ. Новосибирск, 1970. С. 48-70.

Анфилофьев Б.А., Холопов Ю.А. Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду // Сб. науч. тр. Российской с.-х. акад. им. К.А. Тимирязева. 2000. № 272. С. 358-362.

Анфилофьев Б.А., Холопов Ю.А. Усиление экологических аспектов подготовки специалистов-транспортников как залог принятия природосообраз-ных решений в интересах будущего // Вестн. МАНЭБ.

2007. Т. 12, № 7. С. 34-36.

Анфилофьев Б.А., Холопов Ю.А. Экологические аспекты безопасности проектирования, строительства и эксплуатации транспортных коммуникаций // Экология и безопасность жизнедеятельности промыш-ленно-транспортных комплексов (ELPIT-2009). Тольятти: ТолГУ, 2009. С. 12-19.

Анфилофьев Б.А., Холопов Ю.А. Экологическое образование в технических вузах как элемент культуры и здорового образа жизни // Изв. Самар. НЦ РАН.

2008. Т. 1, № S1. С. 111-114.

Анфилофьев Б.А., Шиманчик И.П., Холопов Ю.А. О некоторых аспектах организации экологической подготовки специалистов транспортной отрасли // ELPIT 2011. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-тран-спортных комплексов. Сб. тр. III междунар. экологического конгресса (V Междунар. науч.-техн. конф.). Самара: СамГТУ, 2011. С. 20-23.

Варгунин В.И., Анфилофьев Б.А. О курсе «Экология» при подготовке инженеров путей сообщения // Подготовка инженерных кадров для ж.-д. транспорта в условиях рыночной экономики. Мат-лы межв. науч.-методич. конф. СамИИЖТ, 1996. С 40-41.

Варгунин В.И., Анфилофьев Б.А., Шишкина С.Н. Эргономические аспекты преобразования параметров окружающей среды в доступную // Наука и образование транспорту. 2016, № 2. С. 107-109.

Дружина Н.А., Анфилофьев Б.А., Лукенюк Е.В. и др. Основы управления природоохранной деятельностью Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России. XIII Междунар. науч.-практ. конф. Тольятти: ТолГУ, 2015. С. 29-32.

Исаенко Э.П., Лохин В.К., Анфилофьев Б.А. и др.

Снежные лавины и борьба с ними на железных дорогах о. Сахалина // Тр. НИИЖТ. Новосиб., 1969. С.92-105.

Лукенюк Е.В., Анфилофьев Б.А., Холопов Ю.А. Системы мониторинга антропогенных изменений окружающей среды, их достоинства и недостатки // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2012). Мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения Имп. Александра I,

2012. С. 109-112.

Лукенюк Е.В., Лукенюк А.И., Анфилофьев Б.А.

Экологический мониторинг крупного города с транс-портно-железнодорожным узлом. Самара: СамГУПС,

2013. 147 с.

Оськин А.А., Анфилофьев Б.А., Оськин А.И.

Критерии безопасности как инструментарий оценки риска техногенных аварий на предприятии // Вестн. МАНЭБ. 2005. Т. 10, № 9. С. 34-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий список литературы / Reference List

Anfilofiev B.A. About means of avalanche protection on the railways // Problems of design and construction of railways. Proc. NIIZhT. Novosibirsk, 1966. pp. 55-67. (In Russian).

Anfilofiev B.A. Peculiarities of ecological training of future specialists of transport industry in Samara State Transport University // Samarskaya Luka: Problems of regional and global ecology. 2019. Vol. 28, No. 1. pp. 162-170. (In Russian).

Anfilofiev B.A. Nature and society. Some aspects of transport and construction ecology: Tutorial. Samara: SamIIT, 1992. 84 с. (In Russian).

Anfilofiev B.A. Ecological aspects of transport and construction development of territories // Bull. IAELPS. 2004. Vol. 9, No 5. pp. 6-10. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Ageyeva N.V., Valiullina O.E. Synergetics as a means of integration of natural science and humanitarian education // Bull. IAELPS. 2005a. Vol. 10, No. 9. pp. 127. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Ageyeva N.V., Valiullina O.E. Formation of culture of the future specialist // Bull. IAELPS. 2005b. Vol. 10, No. 9. pp. 125-126. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Antonov A.A., Ivlev A.S. Solar photovoltaic station for areas with a small number of sunny days // Science and education to transport. 2015, No. 1. pp. 173-175. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Baranova M.N., Vasilieva D.I. et al. Ecological and economic problems of effective use of urban land with accumulated environmental damage // Ecology and Industry of Russia. 2018. Vol. 22, No. 7. pp. 59-65. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Dementieva Yu.V. Professional training - the basis for the prevention of industrial injuries // Human Resources. 2012, No. 1. P. 8. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Dementieva Yu.V. Degree of interconnection between the dynamics of the industrial trau-matism and the employee's age in the track distance management // Bull. Transport of Volga region. 2014, No. 4 (46). pp. 131-136. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lokhin V.K. Analysis of the snow-retaining avalanche fences and hollows operation on the railway line Novokuznetsk-Abakan / Proc. of NIIZhT. Novosibirsk, 1970. pp. 122-130. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Kvon Ya.D. Protection of the USSR mountainous road sections from the snow avalanches (in Russian) // Proc. of NIIZhT. Novosibirsk, 1973. pp. 34-44. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V., Valiullina O.E. et al. About some aspects of training of specialists in the field of Civil Defence Emergency Situations // Science and education to transport. 2013a, No. 1. pp. 254-257. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V.; Dementieva Yu.V.

Statistical analysis of the industrial traumatism indicators at the enterprises of the railway transport // Vector of sci. of Tolyatti SU. 2013b, No. 2 (24). pp. 17-20. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V., Ryabova V.V.

et al. Natural-ecological characteristics of the territory as a basis for ensuring safety at the objects of transport and construction complex // Life safety and health saving at the present stage: prospects of development. Proc. of the All-Russian sci.-tech. conf. Samara: SamSEU, 2012a. pp. 72-74. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V., Troshkina O.A. et al. Ecological component of railway transport engineers training // Innovative approaches to ensuring sustainable development of socio-ecological-economic systems. Matls of Internat. conf. Samara; Togliatti: SamSEU, 2014. pp. 9-13. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V., Kholopov Yu.A. On the need to improve the level of environmental culture of students // Healthy environment - the basis of safety of regions. Coll. I Internat. Environmental Forum in Ryazan: dedic. to the Year of Ecology in RF. Ryazan: RSATU, 2017a. pp. 327-330. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V., Kholopov Yu.A. Ecologists for the transport industry are being prepared in Samara // Railways. 2017b, No. 11. pp. 42-44. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Nosyrev D.Ya., Skachkova E.A.

Structure of harmful emissions from vehicle engines and ecological safety // Safety of transport systems. Proc. I Internat. sci. and pract. conf. 1998. Samara: IAELPS, pp. 89-90. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Pankov V.P. Results of research on the external noise control of the railway transport of the Novosibirsk railway junction // Improvement of the conditions of dangerous cargo transportation and environmental protection measures. Interuniv. coll. of sci. proc. Novosibirsk: NIIZhT, 1980. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Pankov V.P., Kruglova N.N. About the noise-mode in the railway junction area // Labour safety on the Ural, Siberia and Far East railways. Interuniv. coll. of sci. proc. Omsk: OmIIZhT, 1980. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Privalov S.A., Ryabova V.V. et al.

Features of the environmental impact assessment at the reconstruction of the railway section // Science and education to transport. 2012b. pp. 170-172. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Privalov S.A., Kholopov Yu.A.

Monorail road - a promising option for solving the transport problems of Samara // ELPIT-2013: Ecology and life safety of industrial-transport complexes. Coll. IV Internat. Ecological congress (VI Internat. sci. tech. conf.). Samara: SamSTU, 2013c. pp. 10-15. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Privalov S.A., Shimanchik I.P. et al. Ecological and geographical aspect of the formation of the Tolyatti Special economic zone // Proc. Samar. SC RAS. 2012c. Vol. 14, No. 1. pp. 257-260. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Strelkova E.V. About the methodology of determining the amount of precipitation, height and density of snow cover for the choice of avalanche control measures on the railway Novokuznetsk-Abakan // Proc. of Novosibirsk Inst. of Railway Transport. Novosibirsk, 1970. pp. 48-70. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Kholopov Yu.A. Impact of railway transport on the environment // Coll. sci. proc. Russian Agricultural acad. named after K.A. Timiryazev. 2000. No. 272. P. 358-362. (In Russian).

Anfilofiev, B.A.; Kholopov, Yu.A. Strengthening of ecological aspects of the training of transport specialists as a guarantee of making nature-friendly decisions in the interests of the future // Bull. IAELPS. 2007. Vol. 12, No. 7. pp. 34-36. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Kholopov Yu.A. Ecological aspects of safety of design, construction and operation of transport communications // Ecology and life safety of industrial and transport complexes (ELPIT-2009). Tolyatti: TSU, 2009. pp. 12-19. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Kholopov Yu.A. Ecological education in technical universities as an element of culture and healthy way of life // Proc. Samar. SC RAS. 2008. Vol. 1, No. S1. pp. 111-114. (In Russian).

Anfilofiev B.A., Shimanchik I.P., Kholopov Yu.A. About some aspects of organisation of ecological training of transport industry specialists // ELPIT-2011: Ecology and life safety of industrial-transport complexes. Coll. III Internat. ecological congress (V Internat. sci.-tech. conf.). Samara: SamSTU, 2011. pp. 20-23. (In Russian).

Vargunin V.I., Anfilofiev B.A. About the course "Ecology" at preparation of railway engineers // Training of engineering personnel for railway transport in the conditions of market economy. Matls of interuniv. sci.-methodical conf. SamIIZhT, 1996. pp. 40-41. (In Russian).

Vargunin V.I., Anfilofiev B.A., Shishkina S.N. Er-

gonomic aspects of environmental parameters transformation into accessible // Science and education to transport. 2016, No. 2. pp. 107-109. (In Russian).

Druzhina N.A., Anfilofiev B.A., Lukenyuk E.V. et al. Fundamentals of environmental management of Kuibyshev railway - a branch of JSC "Russian Railways" // Natural resource potential, ecology and sustainable development of Russian regions. XIII Internat. sci.-pract. conf. Togliatti: TSU, 2015. pp. 29-32. (In Russian).

Isaenko E.P., Lokhin V.K., Anfilofiev B.A. et al. Snow avalanches and their control on the railways of Sakhalin Island // Proc. NIIZhT. Novosibirsk, 1969. pp. 92105. (In Russian).

Lukenyuk E.V., Anfilofiev B.A., Kholopov Yu.A.

Monitoring systems of anthropogenic environmental changes, their advantages and disadvantages // Technospheric and ecological safety on transport (TEBTRANS-2012). Proc. III Internat. sci. pract. conf. St. Petersburg: SPSURT after Imp. Alexander I, 2012. pp. 109-112. (In Russian).

Lukenyuk E.V., Lukenyuk A.I., Anfilofiev B.A. Ecological monitoring of a large city with a transport-railway junction. Samara: SamSTU, 2013. 147 c. (In Russian).

Oskin A.A., Anfilofiev B.A., Oskin, A.I. Safety criteria as a toolkit for assessing the risk of technogenic accidents at the enterprise // Bull. IAELPS. 2005. Vol. 10, No. 9. pp. 34-36. (In Russian).

Anfilofev B.A., Privalov S.A., Kholopov Yu.A. Opportunities for development of elevated electric transport in a large city // Nexo Revista Científica. 2021. Vol. 34. No. 6. pp. 1689-1696.

Anfilofev B.A., Vasilieva D.I., Shimanchik I.P. et al. Objects of accumulated environmental damage as a factor of reducing ecological and economic efficiency of urbanized territories use // Proc. 6th Internat. Environmental Congress (8th Internat. sci.-tech. conf.) "Ecology and Life Protection of Industrial-Transport Complexes" (ELPIT-2017). Samara: SamSTU, 2017. pp. 7-14.

Dyunin A.K., Anfilofiyev B.A., Istrapilovich M.G. et al. Strong snow-storms, their effect on snow cover and snow accumulation // J. Glaciology. 1977. Vol. 19. No. 81. pp. 441-449.

IN MEMORY OF BORIS ALEXEEVICH ANFILOFEV (27.10.1935 - 24.11.2023)

© 2024 N.A. Druzhina, E.V. Lukenyuk, T.A. Parkhacheva, S.A. Privalov

Samara State Transport University, Samara (Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.