Научная статья на тему 'Памяти Б. Е. Чертока'

Памяти Б. Е. Чертока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Б. Е. Чертока»

ПАМЯТИ Б.Е. ЧЕРТОКА

1

Борис Евсеевич Черток 01.03.1912-14.12.2011

Борис Евсеевич Черток — выдающийся советский, российский ученый-конструктор ракетно-космической техники, один из ближайших соратников С.П. Королева, член-корреспондент Академии наук СССР, академик РАН, доктор технических наук родился в Польше в семье служащих — Чертока Евсея Менасеевича и Явчуновской Софьи Борисовны.

Накануне Первой мировой войны его родители вернулись в Москву, где в 1929 году он окончил девятилетнюю школу и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал "Радио всем" опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника.

В конце 1930 года Б.Е. Черток перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени С.П. Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению (1937-1938).

В эти годы Б.Е. Черток стал автором ряда изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами. В 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель он был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф. Болховитинова. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы М.В. Водопьянова на Северный полюс и самолета С.А. Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.

В 1940 году Б.Е. Черток окончил Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б.Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я.Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А.М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — "Нордхаузен", главным инженером которого был назначен С.П. Королев. С этого времени Борис Евсеевич Черток работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королевым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е.Черток переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 Министерства вооружения. В 1950 году он был переведен на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88, главным конструктором которого был С.П. Королев.

В 1974 году Б.Е. Черток становится заместителем генерального конструктора НПО "Энергия" по системам управления.

Б.Е. Чертока по праву называют патриархом мировой космонавтики. Еще в далекие предвоенные и военные годы Борис Евсеевич принимал непосредственное участие в разработке и создании новейших образцов авиационной техники и систем вооружения, сыгравших немалую роль в деле разгрома фашистских захватчиков. Вся научно-инженерная деятельность Бориса Евсееви-ча, начиная с 1946 года, связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Основанная Б.Е. Чертоком научно-инженерная школа до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

Борис Евсеевич являлся одним из тех первопроходцев, кто стоял у истоков отечественной ракетно-космической техники. Долгое время, являясь ближайшим соратником и заместителем по системам управления Главного конструктора С.П. Королева, он принимал непосредственное участие в создании первых в мире ракеты-носителя, межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, искусственного спутника Земли, межпланетной автоматической станции и пилотируемого космического корабля. А потом - новых поколений космических аппаратов и орбитальных станций.

Борисом Евсеевичем были разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Основополагающие работы Б.Е. Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Борис Евсее-вич возглавлял разработку многочисленных систем управления пилотируемых кораблей, первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций, кораблей, осуществивших автоматическую стыковку в космосе, искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки.

Созданная Б.Е. Чертоком научная школа является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими в себя подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.

Многолетняя научно-организационная деятельность Бориса Евсеевича Чертока как председателя и члена диссертационных советов РКК "Энергия" имени С.П. Королева, члена экспертного совета ВАК при Совмине СССР, руководителя секции навигационных систем и чувствительных элементов Научного совета по проблемам управления движением и навигации РАН, председателя комитета конференций по истории космонавтики, председателя Комиссии по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства при президиуме РАН внесла огромный вклад в развитие отечественной науки и космической техники.

Более 60 лет Борис Евсеевич вел активную педагогическую работу, щедро передавая свой богатый опыт и знания молодому поколению разработчиков систем управления ракетно-космической техники. Начиная с 1947 года, когда Б.Е. Чертоком был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Н.Э.Баумана, он был тесно связаны с нашим Университетом. С 1965 года и до последних дней жизни Борис Евсеевич являлся профессором кафедры "Системы автоматического управления" факультета "Информатика и системы управления" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Читая курсы лекций по системам управления ракетно-космическими аппаратами и управлению большими космическими системами, он как никто другой, понимал необходимость неразрывной связи теории и практики и прививал своим ученикам любовь к выбранной специальности, привлекая их со студенческой скамьи к разработкам сложных перспективных образцов космических систем.

Огромный вклад Б.Е. Чертока в создание первых образцов ракетной техники и искусственных спутников Земли, обеспечение успешного полета первого космонавта Ю.А. Гагарина, осуществление проекта "Союз-Аполлон" и его многочисленные работы в области систем управления космическими аппаратами неоднократно были отмечены высокими правительственными наградами. Борис Евсеевич Черток — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер многих орденов и медалей, в том числе медалей президиума РАН.

Многогранная научная деятельность Б.Е. Чертока получила широкую известность и признание, а его выдающиеся заслуги высоко оценены научной общественностью. Борис Евсеевич Черток являлся действительным членом РАН (Отделение механики и процессов управления), действительным членом Международной академии астронавтики, почетным членом Российской академии космонавтики и членом Международной академии информатизации.

Борис Евсеевич автор и соавтор более 200 научных трудов и монографий. Опубликована уникальная историческая серия монографий "Ракеты и люди", вызвавшая огромный интерес у широкой общественности. На протяжении многих лет Б.Е. Черток был членом редколлегии журнала "Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия "Приборостроение".

Вся жизнь академика Б.Е. Чертока являет собой яркий пример служения Родине и отражает лучшие духовные качества человека — чувство гражданского долга, патриотизм.

Друзья и коллеги ценили в Борисе Евсеевиче Чертоке интеллигентность, острый и пытливый ум, принципиальность и справедливость, преданность любимому делу. Таким он навсегда останется в памяти всех тех людей, кому посчастливилось с ним работать или встречаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.