ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 Управление, вычислительная техника и информатика № 2 (27)
ХРОНИКИ
МЕМУАРЫ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПЕРСОНАЛИИ ПАМЯТИ АРКА ДИЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗАКРЕВСКОГО
25 февраля 2014 года на 86-м году жизни не стало Аркадия Дмитриевича Закревского, члена-корреспондента НАН Республики Беларусь, профессора, доктора технических наук, автора более 500 статей и 26 монографий. Он был ведущим специалистом в области компьютерных наук Советского Союза, создателем единственного в Советском Союзе языка программирования ЛЯПАС (Логический язык для представления алгоритмов синтеза дискретных устройств).
Научная карьера Аркадия Дмитриевича началась в Томске. В 1959-1971 гг. А.Д. Закревский - ассистент, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией счетно-решающих устройств Сибирского физико-технического института им. акад. В.Д. Кузнецова, профессор, заведующий кафедрой математической логики и программирования Томского государственного университета. В 1971 г. он публикует широко известную в СССР фундаментальную монографию «Алгоритмы синтеза дискретных автоматов». Под его руководством создается первая в СССР система автоматического синтеза дискретных автоматов, принятая комиссией по кибернетике при Президиуме АН СССР и используемая в 1970- 1980-е гг. на многих предприятиях министерств электронной промышленности и радиолектроники.
В 1971 г. с группой сотрудников он переезжает в Минск и организует в Институте технической кибернетики АН БССР лабораторию Системного программирования и логического синтеза, впоследствии переименованную в лабораторию логического проектирования. В 1972 году избирается чле-ном-корреспондентом АН БССР. А.Д. Закревский активно поддерживал международные научные контакты, входя в состав организационных и программных комитетов различных конференций, симпозиумов и семинаров, выступал с докладами. Сотрудничал с учеными России, Украины, Прибалтики, Польши, США, Германии, Португалии. За научно-организационную деятельность А. Д. Закрев-ский награжден грамотами Верховного Совета БССР. Свою научную деятельность Аркадий Дмитриевич успешно сочетал с педагогической работой. Читал курсы лекций собственной разработки по математической логике, дискретной математике, теории вероятностей, теории автоматов, теории графов, теории булевых функций, программированию, методам логического проектирования и другим дисциплинам в ТГУ (г. Томск), БГУ и БГУИР (г. Минск). Им создана научная школа логического проектирования, более трех десятков его аспирантов стали кандидатами (восемь из них - докторами наук). Филиалы этой школы успешно функционируют в городах Томске и Севастополе. В институте технической кибернетики А. Д. Закревский работал до конца своей жизни.
щ
Мне хочется поделиться своими воспоминаниями об Аркадии Дмитриевиче как о замечательном человеке, с которым посчастливилось встретиться в теперь уже очень далекие 60-е годы. Потом он стал для меня учителем, коллегой и старшим другом. Я была студенткой радиофизического факультета. Аркадий Дмитриевич нам не читал никаких курсов, но был хорошо известен студентам как один из лидеров тогда нового научного направления - кибернетики. На старших курсах я и некоторые мои сокурсники стали посещать его научный семинар. Первые впечатления от семинаров были ужасны - мы почти ничего не понимали. Аркадий Дмитриевич был всегда доброжелателен и старался ободрить. Постепенно мы становились членами этой научной группы: участвовали в коллективных лыжных походах, отмечали дни рождения. Я увидела в А.Д. Закревском не только требовательного научного руководителя, но и очень деликатного и скромного, несмотря на свои успехи и заслуги, человека.
Его отъезд в Минск был большой потерей для нашей научной группы. Надо сказать, что, переехав, Аркадий Дмитриевич продолжал быть в курсе дел своих учеников в Томске, оказывая им всяческую поддержку. В те времена были большие проблемы с устройством в гостиницу. В Минске этой проблемы не было - в распоряжении его учеников всегда был большой диван в рабочем кабинете его квартиры. Он и его жена Людмила даже обижались, если кто-то из учеников не останавливался у них. Приезжая в Минск, мы обсуждали с ним свои научные результаты, беседовали по вечерам на любые темы. Иногда собирались с остальными членами томской колонии, было весело и тепло всем вместе. Всегда, встречаясь с Аркадием Дмитриевичем в Минске или в других городах на конференциях чувствовали его искрений интерес и участие. Эти встречи оставались в памяти и обогащали: Аркадий Дмитриевич был много знающим не только в области своих научных интересов. Такие отношения с учениками (мы ведь очень разные, а он умел понять каждого) Аркадий Дмитриевич сохранил до конца жизни. Потом было меньше возможностей ездить в Минск, но появился Skype, и мы по-прежнему общались друг с другом.
Он был примером в своем служении науке. «Ни дня без строчки» - это его принцип. С утра он всегда работал в своем кабинете, и только командировки и особые обстоятельства могли помешать этой привычке. Даже в зрелые годы он оставался спортивным и физически выносливым человеком. Честность, порядочность и ответственность были во всем, что бы он ни делал.
Еще в Томске все знали, что быть аспирантом А. Д. Закревского - значит самому научиться плавать, когда тебя неожиданно бросают в воду. Только через много лет мы поняли, что он, предлагая исключительно самостоятельно решать поставленную им задачу, всегда знал, что ее решение существует.
Грустно сознавать, что его больше нет и никто тебе не скажет с юмором что-нибудь ободряющее или очень ненавязчиво покажет, что ты не права.
Матросова А.Ю., аспирантка А.Д. Закревского 1969-1972 гг.