ДИАЛОГ КУЛЬТУР И МИФОПОЭТИКА РУССКОГО СЕВЕРА
*
Н.В. Кокшаров ПАМЯТЬ, СИМВОЛИКА, ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ
Путь в культурное будущее идет через преодоление культурного беспамятства, через возрождение и освоение духовных богатств нашей культурной истории. Память фундаментальная категория культуры, выражающая объективный закон ее естественной жизни. Мера высоты развития культуры - это мера бережной и благодарной памятливости. Историческая память, фиксируя в себе знания о прошлом, настоящем и образе будущего с позиций современного общественного идеала, выступает как важный феномен культуры общения поколений и представляет собой одно из действенных средств гармонизации их личных и общественных интересов.
Проявлением творческого духа человечества являются и памятники. Памятники, созданные многими поколениями людей в разных уголках планеты, представителями разных народов, - вершины культуры. Памятники культуры - это вехи на пути развития человечества, в них заключены талант, мысль, чувства народов, во многих из них ярко выражен дух эпохи, воплощены достижения человека в эстетическом освоении мира и в его познании. Памятники страны - часть культурного вклада в развитие мировой цивилизации. В памятниках истории и культуры содержится уникальная информация по истории взаимодействия человека и природы, по развитию различных технологических путей. Памятники обогащают духовную жизнь общества, пробуждают лучшие человеческие чувства, способствуют формированию патриотических
* Николай Васильевич Кокшаров - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
чувств. Русский Север обладает уникальными архитектурными памятниками. Одно из ведущих мест в истории русского зодчества принадлежит Вологодской земле (великолепием и самобытностью облика поражают основанные в XIV в. монастыри: Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий) с ее городами: Вологдой (Софийский собор (1568-1570), колокольня (середина XIX в.)); Великим Устюгом (церковь Вознесения на Торгу (1684), Девичий Спасский монастырь (XVII в.), Спасо-Преображенский собор (1689-1696), Сретенская церковь (1725-1740)). Остаются в памяти мощь и суровость архитектуры Беломорского Соловецкого монастыря (Преображенский собор (1558-1566), Успенская церковь, (1552-1557), церковь Андрея Первозванного на Заяцком острове (1702), Вознесенская церковь (1862). Длительное время Соловки были крупнейшим культурным центром, где творили первоклассные зодчие, живописцы, резчики, серебряники. Были созданы богатейшая книгохранительная палата - одна из древнейших русских библиотек, богатое иконописное собрание, уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. «Северным чудом» являются памятники деревянного зодчества ансамбля Кижского погоста, Покровская церковь (1764) на острове Кижи, музей «Малые Корелы» в Архангельской области, церкви в Кондопоге (Карелия) и др. Исследование памятников культуры новыми поколениями духовно обогащает, дает им нравственный заряд, позволяет увидеть роль народа в создании замечательных творений культуры своей страны. Память, как духовная субстанция, может рассматриваться как коллективный интеллект и коллективная память, т.е., по Ю.М. Лотману, как надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. Отношение к культурным памятникам невозможно без исторического воспоминания - образования как знания о прошлом. Это познание формирует надындивидуальную коллективную память. Лишь воспоминания прошлого опыта объясняют, что мир не начинается сначала с приходом новых поколений, а стремится сохранить минувшее как основополагающую духовную субстанцию, как пребывающее сегодня, как творческий механизм, работающий посредством культурной памяти. В этом случае система памятников культуры становится своеобразной формой полноценного существования коллективной памяти, являющейся сутью и основой исторического и духовного бытия общества.
Памятники культуры и истории - источник знаний и опыта прошлых поколений. Уважение к памятникам отличает культур-
ность от дикости. Но не все так однозначно. Памятники разрушаются не только при низком уровне культуры и сохраняются при высшем. На Руси еще в период Средневековья почиталась старина, которую оберегали. Сейчас, по статистике Института искусствоведения, ежедневно в России гибнет три памятника культуры. Негативное отношение к памятникам прошлого в мире началось в эпоху цивилизации, когда начали интенсивно строиться города. Важность сохранения памятников культуры, истории осозналась не сразу, но довольно рано. Император Майориан еще в 457 г. издал эдикт, призвавший охранять римскую архитектуру. В 1848 г. в России был издан Указ «О наблюдении за сохранением памятников».
Категория «наследие» более емкая, чем «памятник». Памятник подразумевает ориентацию на сохранение памяти о прошлом, на воспитание; наследие же есть то, что передали потомкам предки - не просто на хранение, но для использования и приумножения. Наследие - часть национального богатства, которое может быть использовано как один из видов ресурсов для дальнейшего развития общества, страны, региона. Наследие - целая система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для всемирного культурного наследия.
Памятники культуры и истории - это уникальные, ничем незаменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития народа, этноса, нации, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность вне степени сохранности и служащие основой духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов; проблемы взаимодействия человека и памятника, роли и значения памятников культуры и истории в современном обществе крайне важны. Проблема охраны памятников должна быть включена в экономическое развитие. Культурное наследие - это культура истории. Культурное наследие, отражающее ценности разных стадий развития человечества, представляет комплекс и обязательные условия духовного и социально-экономического развития общества. В «Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ» (19 ноября 1968 г.) особо говорится, что благосостояние всех народов зависит от наличия благоприятной и стимулирующей
культурной среды и что сохранение культурных ценностей всех исторических периодов непосредственным образом способствует созданию таких условий, что сохранение культурных ценностей и доступ к ним представляют собой существенный вклад в социальное и экономическое развитие стран и районов, которые располагают такого рода сокровищами человечества, посредством содействия национальному и международному туризму. Специально отмечается острая необходимость в правовой защите этнокультурного наследия как на национальном, так и на местном уровнях. Истинные ценности, богатство любого народа - человеческие национальные качества: склад ума и души, темперамент, психология, предпочтения в цвете, вкусе, звуке как отражение природного ландшафта. Эти качества, претворяясь в науку, искусство, философию, составляют культурную сокровищницу человечества. Если генетически воспроизводство людей предопределено наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непосредственно процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованные формы которых, в том числе духовные ценности, интегрированы в музеях. Духовная жизнь среды обитания человека определяется широкой совокупностью субъективных и объективных факторов: от уровня гражданских свобод и развития инфраструктуры социально-культурной сферы до степени активных общественных объединений, культурных движений или религиозных конфессий. В России до сих пор непринятыми остались законопроекты о культурном и природном наследии, хотя основы такого законодательства были разработаны свыше десяти лет назад.
Музеи - часть духовной жизни народа, они имеют важное значение для глубокого осмысления истории. Памятники истории и культуры, опредмеченные в музеях, приобретают особую значимость. Каждый элемент орнамента национального костюма имеет тысячелетнюю историю. Отдельные элементы можно расшифровать, но какую информацию несет система в целом, современному человеку понять трудно. Нет ничего случайного, все элементы взаимосвязаны и полны глубокого смысла. Так, например, эстонский художник Т. Винт провел эксперимент с расшифровкой орнамента пояса ливов (финно-угорский народ) с помощью компьютера. Оказалось, что в орнамент включены лунный и солнечный календари и начало сакрального текста.
Информация, посланная из глубины веков, требует хорошего знания обрядов, обычаев, фольклора. В любом эрзянском костюме
различаются нижняя и верхняя части. Нижняя часть связана с землей - матерью-прародительницей, и обозначается черным цветом (цветом земли, праха предков). Верхняя часть - это космос, небо, где обитают души предков. Она окрашивается в белый цвет. Нижняя часть олицетворяет женское начало, верхняя - мужское. Символ жизни в эрзянском костюме - красный цвет. В эрзянском орнаменте присутствуют солярные и водные знаки. Крест символизирует не христианство, а языческого бога солнца. Треугольник символизирует женское начало, ромб - мужское. Сохранение и развитие уникальных культурных традиций способствует повышению самосознания и достоинства народа.
Произведения искусства, памятники культуры, отстаивая определенные мировоззренческие идеалы, участвуют в отражении общественных процессов исторической эпохи, их породившей. Поэтому они являются носителями знаний о былом. Таковыми являются живопись и архитектура, как отдельные памятники, так и ансамбли. В камне и красках застыли философские идеи и политические веяния, определявшие политический заказ. Например, памятники Великого Новгорода - уникальное явление в истории отечественной культуры. Функция памятников - поддержание памяти об умерших, возвращение к жизни мертвых предметов. Их магическая цель - возвратить, а не отнять жизнь. Музей - сакральное «общее дело», «не собрание вещей, а собор лиц», - так мыслил основатель русского космизма философ Николай Фёдоров.
Образно выражаясь, если философия и науки - это разум культуры, искусство - ее душа, то музей, наряду с книгой, - память культуры. Книга (ее содержание) является как бы духовной, а музей - материальной памятью.
Слово является фундаментальной основой и глубоким стержнем всей человеческой культуры. На последней странице записной книжки Льва Толстого есть последняя завещательная запись: «Наше Слово - есть неограниченное все, человек же -только ограниченная часть его». «Вначале было слово. Все через Него начало быть...» - так говорит и Евангелие от Иоанна. И он же поясняет, говоря, что слово Истины созидает, питает энергией, дает силу и жизнь, слово же Лжи, напротив, разрушает, истощает, отнимает силу, а потому и саму жизнь. При этом отмечается, что вредные выражения не должны использоваться даже против врага, поскольку они неизбежно возвратятся обратно. Значение книг для развития духовности людей надо рассматривать в широком контексте, подключая самые разные источники, в том числе и
церковные книги, необходимость в которых в течение многих десятилетий не воспринималась, как и сама религия. Сегодня же, когда осозналась потребность отвести ей соответствующее место, место как культуре, стала более адекватно восприниматься и ее роль в формировании духовности людей, и роль тех книг, которые определяются как церковные. Книга как средство формирования духовности в России, феномен культуры, философское и художественное видение мира выступает с древнейших времен и как форма поиска истины, поиска путей развития личности и общества.
Культура - это поддержание священной связи времен. Культура по-своему стремится утвердить вечность. В культуре всегда есть начало консервативное, сохраняющее и продолжающее былое, и без него культура немыслима. Русская народная культура XVШ-XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. Поэтому изучение язычества - это путь к пониманию культуры народа. Так, например, 21 июня в Якутии Ысыах - якутский Новый год, праздник, уходящий корнями в глубокую древность, праздник встречи лета и пробуждения природы, расцвета духа человека и единения людей. Трансляция духовного генофонда из поколения в поколение осуществляется при помощи специальных механизмов хранения и передачи информации - механизмов социальной памяти и фиксированного звукового и письменного материала. Одну из таких форм социальной памяти -специфическое выражение историко-генетической связи - и представляет собой традиция. Традиции, как и духовность, локализовать практически невозможно. Традиция есть тайна, нечто сокрытое от стороннего глаза, и обнаруживает себя в чувствах, намеках, символах и т.д. Похоронный обряд - один из сложнейших в цикле традиционной обрядности и один из наиболее этнически значимых в семейно-бытовом укладе русского народа. Этот обряд донес до нашего времени крупный пласт языческой культуры. Вопрос о причинах смерти - важнейший вопрос, которым всегда интересуются люди. Тема смерти присутствует в ряде гаданий, народных примет, предсказаний, знамений. Их направленность - узнать сущность и причины смерти, освободиться от страха перед ней, определить судьбу человека, с тем чтобы подготовиться к смерти. При исследовании русских народных причитаний выяснили, что она понималась не как физическое уничтожение человека, но своего рода трансформация его существования, как переселение в ка-
чественно иное пространство - места обитания предков, загробный мир. Смерть - это новая субстанция, в которой продолжается бытие человека в ином мире. Похоронный обряд имеет в большей степени, чем другие обряды семейного цикла, этноинтегрирую-щую функцию, обладает функцией этнопсихологической консолидации. Обряд формирует чувство близости со своей этнической общностью - через сплочение в горе, преодоление несчастья, разделение потери семьи, объединение в поддержке. В то же время этот обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений. Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминание о своих умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялись воспоминания о том, что умершие были когда-то живыми, и это воспоминание мыслилось как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником. В рамках поминок устойчиво сохранялись этноспецифические элементы, прежде всего, обрядовая пища. Как форма, опосредующая социальное общение, она выполняла этноинтегрирующую функцию. В акте совместно принимаемой трапезы получила выражение общность родственно-соседской микросреды, а через нее - этническая общность. Если проводины на сороковой день не устраивать, то покойник будет мучиться. В проводах души выражается забота о загробной судьбе мертвых. Многие сообщения о загробном мире, о том свете, о душе можно рассматривать не только как источники по религиозным верованиям, но и как памятники народной культуры, устного народного творчества. В поминальной трапезе сохраняют свой этноопреде-ляющий признак обрядовые еда и питье. Траур соблюдается в душе. С погребально-поминальной обрядностью связан крупный пласт древнего фольклора. Жанры фольклора нельзя считать лишь пережитками суеверий. Тема смерти и трагедии утраты остается вечной в жизни людей, а значит, и интерес к оккультным наукам. Традиции, проявляющиеся в культурной жизни общества, являются важным составным элементом функционирования и развития системы культуры.
Мифы, символы, церемонии, ритуалы, праздники являются основой социальных связей и политического действия, содействуют в формировании и поддержке национального самосознания и солидарности в различных культурах и на разных этапах исторического развития. Нуждаются в особом исследовании и роль мифов об истоках и происхождении, роль обрядов поминовения, в ходе которых чтят память великих усопших и павших героев
в современных и досовременных обществах. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды. Изучаются отдельные виды культуры, культурное прошлое, вопросы сохранения и реставрации памятников, но не изучаются нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех взаимосвязях. Качество жизни - это прежде всего культура, ее составляющие - сохранность и доступность природного и культурного наследия - родников национальной культуры и духовного опыта многих поколений, чистого воздуха, живой воды, здоровой пищи. Для жизни человека важно сохранение культурной среды, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение окружающей природы необходимо человеку для его биологической жизни, а культурная среда необходима ему для духовной, нравственной жизни. Социальная память - важная составляющая и фактор формирования исторического сознания. Историческое сознание возникает на основе социальной памяти и становится развитой формой собственного сознания с возникновением исторического познания. Поэтому так важно изучать символику, мифы, ритуалы, церемонии, геральдику, традиции, обряды, памятники культуры и сохранять культурную среду.
Список литературы
1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политика идентичности в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. -М.: Языки славянской культуры, 2004.
2. Балашова Н. Сохранение памятников культуры - одна из важнейших проблем современности // Искусство и современность: Материалы науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов 12-14 апреля 1994 года. - СПб., 1998. -С. 87-90.
3. Григорьев А. А. Природные и природно-рукотворные святыни России как ее национальное культурное наследие // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы ежегодной международ. научно-практ. конф. «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» 20-21 мая 1999. - СПб., 2000. - С. 65-66.
4. Колмаков В.Б. Социальная память и историческое сознание // Россия накануне XXI века: новые вехи / Материалы межвузов. научной конф. 2-3 февраля 1999 г. - Воронеж: Воронежская гос. лесотехн. академия, 1999. -С. 28-30.
5. Лысова Н.Ю. Памятник культуры как уникальная форма существования человеческой памяти // Актуальные проблемы общества: философия, психология, культура. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 1998. - С. 64-66.
6. Носова Г. А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Российский этнограф. - М., 1993. - № 6. - С. 5-254.
7. Страхов Н.Н. Значение смерти // Русское самосознание. - М., 1996. - № 3. -С. 33-42.