йй! 10.18522/2500-3224-2023-4-312-324 УДК 94(47).084.9
ВДВ
ПАМЯТЬ И ИСТОРИЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI в. СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПОМИНАНИЙ АТАМАНА
Рвачева Ольга Владимировна
Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС,
Волгоград, Россия
olgarvacheva@mail.ru
Аннотация. Статья является рецензией на книгу В.П. Громова «Записки атамана Громова» и представляет собой анализ замысла автора, структуры и состава информации «Записок...». Актуальность настоящей статьи обусловлена уникальностью рецензируемой книги: опубликованных воспоминаний участников возрождения немного. Рецензируемый труд представляет особый интерес, поскольку написавший его атаман, участник возрожденческого процесса, является еще и профессиональным историком. В связи с этим в мемуарах не только соблюдается хронологический порядок фактов и явлений, но и присутствует исследовательский момент в представлении тех или иных событий. В статье раскрывается структура томов «Записок атамана Громова», выявляются важнейшие идеи глав книги, показывается, как автор разворачивает картины позднесоветской и постсоветской эпох, включая в них казачество. Работа В.П. Громова насыщена информацией, позволяющей понять, как сохранялась казачья культура и идентичность в советский период, как происходила актуализация исторической памяти у потомков, как люди приходили в казачьи организации. Казачье возрождение на Кубани вплетено в социально-политические процессы Краснодарского края и Российского государства, связано культурными традициями с казачьей эмиграцией. Все это раскрывается через множество деталей, позволяющих понять специфику эпохи, в которой проходило возрождение казачества.
Ключевые слова: мемуары, казачество, история, культура, историческая память, возрождение, Кубанское казачье войско.
MEMORY AND HISTORY: THE REVIVAL OF THE COSSACKS IN THE LATE 20TH-EARLY 21st CENTURY THROUGH THE PRISM OF ATAMAN'S MEMOIRS
Rvacheva Olga V.
Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA,
Volgograd, Russia
olgarvacheva@mail.ru
Abstract. The article is a review of the book by V.P. Gromov "Notes of Ataman Gromov" and is an analysis of the author's plan, structure and composition of information of memoirs. The relevance of the article is due to the uniqueness of the reviewed book. There are few published memories of the revival participants. The peer-reviewed work is of particular interest in that, firstly, it is written not only by the ataman-participant in the revival process, but also by a professional historian. In this regard, the memoirs observe both the chronological order of facts and phenomena, and there is a research moment in the presentation of certain events. The article reveals the structure of the volumes of "Notes of Ataman Gromov", reveals the most important ideas of the chapters of the book, while the author unfolds paintings of the late Soviet and post-Soviet eras, including the Cossacks in them. The work of V.P. Gromov is saturated with information that allows you to understand how Cossack culture and identity were preserved in the Soviet period, how the historical memory of descendants was updated, how people came to Cossack organizations. The Cossack revival in the Kuban is woven into the sociopolitical processes of the Krasnodar Territory and the Russian state, connected by cultural traditions with Cossack emigration. All this is revealed through many details that allow you to understand the specifics of the era in which the revival of the Cossacks took place.
Keywords: memoirs, Cossacks, history, culture, historical memory, revival, Kuban Cossack army.
Цитирование: Рвачева О.В. Память и история: возрождение казачества в конце ХХ-начале XXI в. сквозь призму воспоминаний атамана // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 4. С. 312-324. DOI 10.18522/2500-3224-2023-4-312-324 / Rvacheva O.V. Memory and History: The Revival of the Cossacks in the Late 20th-Early 21st Century through the Prism of Ataman's Memoirs , in Novoe Proshloe / The New Past. 2023. No. 4. Pp. 312-324. DOI 10.18522/2500-3224-2023-4-312-324.
© Рвачева О.В., 2023
Появление мемуаров, отражающих определенный период времени, свидетельствует, что события, которые описывает автор и которым он сам нередко являлся не только очевидцем, но и участником, перемещаются в область памяти. Мемуары не хроника событий, а их осмысление. И хотя хронологический порядок в них соблюдается, но гораздо важнее оказывается переживание этих событий с определенного исторического расстояния.
Несомненно, мемуары - весьма сложный исторический источник, поскольку в них наиболее ярко представлена личность автора и выражен оценочный субъективизм. Однако нередко они представляют собой уникальный материал, отражающий палитру полутонов исторической картины, дополняющий исторические сюжеты и дающий возможность увидеть нюансы развития событий. Особенно это касается случаев, когда мемуарист является не просто участником описываемых событий, не только видным деятелем очерченного периода, но и профессиональным историком, как Владимир Прокофьевич Громов - автор представляемого труда.
В 2022 г. произошло важное событие для специалистов-историков и для тех, кто интересуется новейшей историей казачества. Вышел в свет труд «Записки атамана Громова». В двух внушительных по объему томах нашли отражение события советского и постсоветского периодов, большая часть которых относится к истории современного казачества, его возрождению в конце XX в., последующему становлению и развитию.
Возрождение казачества в постсоветской России было воспринято и обществом, и властью неоднозначно. До сих пор не только в общественном мнении, но и среди специалистов (историков, политологов, социологов) нет единого мнения относительно начала возрождения, причин и факторов, его вызвавших [Мациевский, 2019, с. 164-170; Озеров, 2020, с. 231-237; Очирова, 2019, с. 193-194; Рвачева, 2021, с. 38-71]. «Записки атамана» позволяют отчетливее увидеть предпосылки и условия, сложившиеся к концу 1980-х гг. и оказавшие влияние на формирование возрожденческого процесса.
Мемуары предполагают изложение событий в хронологической последовательности, и первый том записок начинается с описания детства и юности автора, вступления во взрослую жизнь. Советская эпоха в первом томе сменяется постсоветской, рассказ о которой продолжается во втором томе мемуаров. Но труд В.П. Громова имеет важную особенность: воспоминания посвящены прежде всего феномену казачества, его сохранению и развитию в ХХ-ХХ1 вв., поэтому и структура повествования и даже названия томов отражают эту главную задачу мемуаров атамана В.П. Громова.
Первая глава первого тома книги имеет название «Казаки от казаков ведутся», и в ней четко выделяется главная идея - как сохранялась казачья идентичность в советскую эпоху, когда, казалось бы, о ней уже все должны были забыть. Рассказывается о быте казаков в советскую эпоху. В описаниях истории своей семьи, картин
детства и юности автору удалось передать, как сохранялась память о казачьем происхождении в незначительных, казалось бы, вещах. В разговорах стариков, семейных традициях, знании свадебных обрядов, взаимоотношениях соседей воспроизводится особая атмосфера казачьего хутора советской эпохи. История казачьей семьи разворачивается на фоне истории советской страны. Детальное освещение жизни семьи, отдельных ее членов позволяет ощутить влияние эпохи на судьбы людей, судьбы казаков.
Советский период, особенно 1950-1970-е гг., представляет большую проблему для историков в плане изучения казачества как социальной общности [Тикиджьян, Бондарев, 2019, с. 68]: мало источников, а самое главное - нет четких критериев, которые позволили бы выделить казачество из общей группы сельского населения. В «Записках атамана» эта проблема снята, ведь автор точно знает, кто в его повествовании казак, а кто нет, и это создает для историков уникальную возможность изучения быта советского казачества.
Также «Записки атамана» дают представления о двух немаловажных вещах, влиявших на сохранение идентичности казаков - это состав семьи и миграция из сельской местности в город. Подробное описание автором своего детства, проведенного рядом с дедом, общение с бабушкой, вернувшийся с фронта отец, многочисленная родня - все это способствовало сохранению памяти, передаче традиций. Вместе с тем автор раскрывает влияние процесса модернизации на жизнь хуторян: желание отца дать сыновьям высшее образование приводит к переезду в город, ведет к размыванию родственных связей. Все эти процессы, подробно описываемые В.П. Громовым, способствуют пониманию социальных и культурных процессов, протекавших в казачьей среде в советский период.
Служба в армии, учеба на историческом факультете Кубанского государственного университета, друзья, социальное окружение - все это вроде бы составляет сугубо личное пространство автора. Но это личное пространство в «Записках...» оказывается тесно связанным с происходившими в советском обществе измениями и постепенно подводит к тому, как историк, преподаватель и интеллигент В.П. Громов становится атаманом Громовым.
Как уже было замечено, «Записки атамана Громова» - это не только воспоминания и личные впечатления; это мемуары, написанные рукой историка, исследователя. Поиск В.П. Громовым своих семейных корней, представленный весьма подробно в первой главе первого тома «Записок.», позволяет читателю соприкоснуться с историей кубанских казаков Черноморского войска Х1Х-начала XX в., а также раскрывает сложный и кропотливый, но вместе с тем увлекательный процесс генеалогического поиска. Громов-историк не только выявляет людей и устанавливает их родственные связи, но показывает, чем они занимались, какой образ жизни вели, как отражалась военная служба казаков на их бытовой и даже семейной жизни.
Читатель погружается в мир традиционной казачьей семьи, многочисленных родственных связей, которые необходимо было знать и поддерживать. Через жизнь семьи пропускаются события коллективизации, голод 1932 г., разворот власти в сторону казачества в середине 1930-х гг. События, связанные с жизнью отца, матери и других родственников, вплетаются в социально-экономические процессы, происходившие в советской стране перед войной и в военные события, и вследствие этого история становится ближе, ее официальность сменяется личным восприятием людей, о которых повествует В.П. Громов.
Вторая глава первого тома посвящена начальному периоду казачьего возрождения на Кубани. В ней рассматривается деятельность Кубанской казачьей Рады - так вначале называлась первая официально зарегистрированная казачья организация на Кубани. Глава охватывает широкий круг вопросов, однако свое повествование об этом важнейшем периоде жизни кубанского казачества постсоветской эпохи В.П. Громов начинает с освещения позднесоветского периода на Кубани, что позволяет ему выявить и раскрыть перед читателем предпосылки казачьего возрождения. Историки давно уже пришли к выводу, что возрождение началось не вдруг, что ему предшествовало нарастание интереса к истории и культуре казачества [Рудиченко, 2014, с. 537-545; Рудиченко, Рыблова, 2014, с. 532-535]. И всему этому способствовали объективные масштабные социокультурные процессы, происходившие в позднесоветском обществе 1970-1980-х гг. Автор «Записок.» приводит свой собственный опыт знакомства с формами проявления казачьей культуры: казачьи песни на свадьбах, праздниках, проводах в армию; распространение казачьих фольклорных коллективов и проведение с их участием концертов в казачьих станицах; воссоздание Кубанского казачьего хора; выход в свет художественной и поэтической литературы по казачьей тематике; популяризация истории казачества в рамках деятельности общества «Знание», очерки по истории станиц и хуторов в краевых газетах. Все это позволяет увидеть, как складывались предпосылки возрождения казачества на Кубани и лучше понять тенденции начального периода возрожденческого процесса в постсоветской России.
Подробно описаны во второй главе организационные процессы казачьего возрождения на Кубани. Люди, события, отношение к происходящему тех, кто считал себя казаками и готов был участвовать в возрождении казачества на Кубани и в целом в России, и представителей власти. Громов показывает, как приходили люди, кем они были по своему социальному и профессиональному статусу, как подбирался костяк казачьей организации. Информация проливает свет на такие важные вопросы возрождения, как роль общественный инициативы и роль власти в развитии возрождения, мотивы участников возрождения и роль интеллигенции в формировании идей данного процесса.
Помимо того, что в главе присутствует множество дат и фактов, что позволяет выстроить хронологию кубанского возрождения, автор передает атмосферу того времени, настроения участников событий, связанных с возрождением
казачества. В описаниях того, как волновались организаторы учредительного круга, на котором была создана Кубанская казачья Рада, как проявляли твердость, отстаивая свои позиции перед партийными органами края, как проходила процедура освящения флага организации, исполнение гимна, а также в рассказе о многих других событиях чувствуется неподдельная искренность памяти первого атамана постсоветского кубанского казачества. Сам возрожденческий процесс, который и сейчас нередко характеризуют как искусственный и управляемый сверху, предстает совсем в ином свете, - как органическая часть общественно-политических и социокультурных процессов, через которые проходило советское/постсоветское общество в первой половине 1990-х гг. В ситуации поиска идентичности казаки, вспомнившие о своих корнях, начали возрождаться как социальная общность, вновь занимая свои ниши в социальной, хозяйственной и культурной системах постсоветской России.
Значительное место во второй главе первого тома отведено характеристике отношений казачества с властью. Описывая различные организационно-управленческие проблемы, которые приходилось решать при создании Кубанской казачьей Рады, В.П. Громов показывает, какое значение имели политико-управленческие решения для развития казачества в постсоветской России. Так, в разделе «Работа в московских кабинетах» автор сосредоточил внимание на отображении ситуации создания важнейших законодательных документов 1991-1992 гг., которые должны были определить правовые рамки реабилитации казачества. Будучи участником комиссий по подготовке законопроектов, В.П. Громов показывает, как выглядела эта работа «изнутри», как непросто они принимались.
Раскрывая ситуацию «казаки и власть» на региональном уровне в разделе «Взаимоотношения с краевыми властями. Н.Д. Егоров», автор выделяет несколько направлений в работе с органами власти. В определении этих направлений проявляется важный момент аккумулирования казачьей организацией интересов казачьей социальной общности и попытки продвижения этих интересов через формирование своего лобби во власти. Активисты, лидеры и многие рядовые казаки осознавали этнический характер процесса, отсюда и четкий интерес продвижения во власть «своих людей», способных поддерживать казачество. Немаловажно и то, что на Кубани удалось выстроить относительно бесконфликтные и продуктивные взаимоотношения казаков и власти. Воспроизводя в «Записках.» нюансы данных взаимоотношений, В.П. Громов старается уделить равное внимание как проблемам этих взаимоотношений, так и достижениям, раскрывая перед читателями всю сложность диалога казаков и власти. Благодаря такому диалогу Кубанской казачьей Раде, а затем Кубанскому войску удавалось добиваться серьезных позитивных результатов в возрожденческом процессе.
Не оставил В.П. Громов без внимания и такой болезненный для возрождения вопрос, как расколы и конфликты среди казаков. В начале 1990-х гг. во многих
регионах России разногласия среди участников возрождения нередко выливались в размежевания на разные группы, столкновения интересов не позволяли договариваться, приводя к бесконечным сменам атаманов, парализуя развитие казачества. Кубань не избежала этих проблем. Характеризуя противоречия в казачьей среде, автор выделяет такой важный момент, как складывание групп «белых» и «красных» в казачьей среде. Такое некогда историческое противостояние парадоксальным образом преломлялось в современной политической ситуации. И вновь в мемуарах автора отчетливо прослеживается связь возрождения с современными социально-политическими реалиями России, противостоянием различных политических сил, стремившихся привлечь казаков на свою сторону.
В разделе «Познавая историю, формировали традиции» В.П. Громов обращается к такому важному вопросу, как роль истории и традиции в казачьем возрождении на Кубани. В воспоминаниях автора о том, как казаки в начале 1990-х гг. стремились к познанию своей истории и как история влияла на развитие возрождения, раскрывается взаимосвязь истории, исторической памяти казачества и его возрождения в современности. По мнению В.П. Громова, возрождение дало импульс к росту в казачьих семьях интереса к истории, к своей родословной. Далее процесс затронул уже более широкие области исторической традиции и исторической памяти. Обращение к воинской истории казачества позволило вернуть из забвения памятники и памятные места, связанные с героизмом казаков во время многочисленных войн Российской империи. Автор показывает, какая большая работа была проведена в этом направлении на Кубани казачеством.
Затронуты во второй главе такие важные темы, как роль казаков в межнациональных отношениях, а также участие казачества в геополитических процессах на постсоветском пространстве. Первой теме посвящены два раздела второй главы - «Межнациональные отношения на Кубани» и «Мы, казаки и горцы, -кавказцы». В этих разделах раскрываются такие вопросы, как роль казачества в регулировании миграционной ситуации на Кубани в начале 1990-х гг., взаимодействие с влиятельными этническими организациями северокавказских народов. Автор проводит мысль, что казачество, являясь одним из коренных народов Краснодарского края, отстаивало свои этнические права, но вместе с тем казаки стремились к межэтническому миру. Подчеркивается сложность этнической ситуации в крае, которую приходилось учитывать, развивая казачье возрождение. Конкретные примеры таких ситуаций, а также механизмы и инструменты их разрешения, которые применяло руководство Кубанского казачьего войска, дополняют картину развития казачества в начале 1990-х гг. в Краснодарском крае.
Участие казаков в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве - важная, сложная и болезненная тема. Она связана с такими вопросами, как патриотизм, защита Отечества, продолжение истории казаков-воинов, традиции помощи
славянским народам. Но также эта тема связана с гибелью казаков, осознанием ответственности за принятую на себя миссию. Помимо того, что в разделе представлена информация, которую сложно найти в каких-либо других источниках, эта часть «Записок.» интересна еще и тем, что автор попытался дать свою характеристику мотивам участников таких событий.
Отдельно стоит упомянуть о разделах «Конвойцы» и «Пашковские казаки». В них много информации личного характера: как и в связи с чем возникла идея создания личного конвоя атамана, чем занимались конвойцы. Атаман здесь - часть казачьего сообщества, они связаны взаимной ответственностью. Такая же личная связь автора с людьми, которые вместе с ним начинали возрождать казачество на Кубани, присутствует и в описании деятельности Пашковского казачьего общества. На его примере хорошо видно, какую роль для начала возрождения играли родственные, дружеские и соседские связи, какое значение придавалось землячеству, которое становилось важным фактором поддержки для первого кубанского войскового атамана.
Еще один раздел, в котором история возрождения казачества на Кубани связана с историей становления В.П. Громова как атамана, его духовными исканиями - «Церковь в моей жизни и в делах и судьбах казачества». Тема казачества и православной веры очень часто встречается в различных материалах по возрожденческой тематике. Однако чаще всего все сводится к простой констатации, что «казак без веры не казак». В «Записках атамана» раскрывается, как происходило знакомство автора с православными традициями и праздниками, описываются детские впечатления от этого знакомства, проводится связь между этими впечатлениями и уже взрослым осознанным приходом к вере и как на это повлияло его положение атамана. Роль православия в возрожденческом процессе раскрывается через конкретные примеры участия церковных деятелей в казачьем возрождении, а казаков в помощи церкви.
В первом томе показано в целом, насколько начало 1990-х гг., начало возрождения было наполнено самыми разнообразными, нередко противоречивыми событиями, как на данный процесс влияли личности тех, кто в него приходил или оказывался в непосредственной близости. Их вера или рационализм, преданность казачьей идее или ее отрицание, романтизм или скептицизм по отношению к происходившему оказывали сильное воздействие на возрождение, задавая процессу направление и динамику.
Второй том «Записок атамана Громова» полностью посвящен развитию и деятельности наиболее крупной казачьей организации на Кубани - Кубанскому казачьему войску. Две главы второго тома разделены хронологически на 1990-е и 2000-е гг., выделенные периоды отражают наиболее важные изменения, происходившие как с войском, его организационно-управленческой структурой, так и в целом с развитием казачества. В 2000-х гг. произошло то, что можно назвать
сменой парадигмы казачьего возрождения, и атаман В.П. Громов, представляя свой взгляд на ситуацию, дает происходящему свою оценку.
Первая глава второго тома «Записок атамана» посвящена периоду 19931998 гг., который многие специалисты, изучающие возрождение казачества, считают переломным для данного процесса. Постепенно происходил переход от «казачьей вольницы» к планомерному развитию казачества. Кубанское казачье войско приобретало правильную организацию, атаманов приобщали к планированию работы. Чтобы развитие казачества стало управляемым, его руководителям пришлось многое преодолеть и многому научиться. Автор подробно рассказывает, как проходили в середине 1990-х гг. сборы тогда еще Всекубан-ского казачьего войска, выбирали атамана и других представителей войскового управления. На таких мероприятиях возрождались принципы демократии казачьих кругов, восстанавливались исторические атрибуты войска, зарождались новые традиции.
В разделах первой главы второго тома содержится обилие информации о том, как казаки постепенно включались в разнообразные процессы, происходившие тогда в Краснодарском крае. Культура и политика, взаимоотношения с властью и интеллигенцией, торжественные построения казачества в честь важных исторических дат и социальные конфликты - все это имело место быть в 1993-1998 гг. Автор показывает активность казаков и порой противоречивое присутствие их в социально-политических и других событиях края. Указывая на развитие казачества в данный период, В.П. Громов вновь обращается к роли кубанской интеллигенции в жизни Кубанского войска. Активно помогали возрожденческому процессу историки, специалисты по культуре казачества, поэты и композиторы Кубани подхватили тему казачества и развивали ее - все это способствовало как формированию идентичности у участников возрождения, так и созданию в общественном мнении положительного образа казаков.
Проблемным и противоречивым материалом наполнен раздел «Международные дела». Здесь есть информация о том, как строились и развивались отношения с казаками на Украине, как на них влияли политическая ситуация в этой стране и межгосударственные отношения России и Украины. Раскрывает В.П. Громов и участие казачества в событиях в Югославии в 1990-х гг., оказание гуманитарной помощи сербам, впечатление от происходившего на сербской земле.
Один из ключевых моментов 1990-х гг. - налаживание связей с казачьим зарубежьем. Казачье возрождение в России вызывало живой интерес у потомков тех казаков, которые когда-то вынуждены были после гражданской войны покинуть Родину. Автору удалось не только осветить процесс взаимодействия с потомками эмигрантов, но раскрыть феномен сохранения казачьего самосознания у них. Встреча с эмигрантским сообществом, восстановление единства казаков позволили решить очень важную задачу возвращения регалий Кубанского казачьего войска, имеющих колоссальную историко-культурную ценность не только для
казачества, но и для России. Как проходили переговоры, кто из эмигрантов-казаков активно способствовал этому, что пришлось преодолеть для возвращения уникальных артефактов на кубанскую землю - все это представлено в разделе «Кубань - наша и ваша Родина. Взаимоотношения с казаками зарубежья». Специальное внимание уделено этому вопросу также в разделе «Возвращение регалий Кубанского казачьего войска на Родину».
К этому разделу тесно примыкает и параграф, посвященный пробуждению исторической памяти казаков. Помимо деятельности казаков по выявлению, восстановлению и сохранению памятных мест, связанных с казачьей историей на Кубани, В.П. Громов обращается к вопросу сохранения исторической памяти в казачьей эмиграции, мемориальным мероприятиям на о. Лемнос - одном из мест, где был сформирован лагерь для казаков, ушедших в эмиграцию после поражения в гражданской войне.
Вторая глава второго тома посвящена деятельности Кубанского казачьего войска в 1998-2007 гг. В начале этого периода произошло вхождение Кубанского казачьего войска в государственный реестр казачьих войск. Создание реестра казачьих войск в России сопровождалось изменениями в деятельности казачьих организаций, организационно-правовую основу обретало понятие государственной службы казачества, формировалась вертикаль управлениями казачьими войсками на уровне государства, складывались новые форматы участия казачества в жизни общества и государства. Этот период был с одной стороны насыщен событиями, свидетельствовавшими о том, что казачество заняло достойное место в жизни страны, с другой стороны происходили изменения в первоначальных установках казачьего возрождения, трансформировались его цели. Все эти сложные противоречивые процессы раскрываются В.П. Громовым через личное участие в них и личное отношение к новым тенденциям в возрожденческом процессе.
Период 1998-2007 гг. дает представление о развитии таких направлений деятельности Кубанского казачьего войска, как хозяйственно-финансовая, формирование казачьего образовательно-воспитательного пространства, военно-патриотическая деятельность казачьих организаций на Кубани. Развитие хозяйственной деятельности казачьих организаций являлось одним из наиболее сложных направлений казачьего возрождения. Опора на традицию здесь должна была учитывать современные рыночные реалии постсоветской России. О том, как это происходило на Кубани, как в казачьих рядах появлялись свои бизнесмены, с какими экономическими проблемами сталкивалось Кубанское войско, рассказывается в разделе, посвященном этой теме.
Раздел о военно-патриотической деятельности кубанского казачества повествует не только о развитии военной службы современных казаков (хотя здесь можно найти много уникальной информации о том, как развивалось это возрожденческое направление). Вопрос этот рассмотрен В.П. Громовым шире, в ракурсе служения
казаков Родине. Можно сказать, что эта тема продолжена автором в разделе, освещающем деятельность войска по развитию образовательно-воспитательной сферы для казачьей молодежи. Здесь представлена история учреждения первого кубанского казачьего корпуса им. М.П. Бабыча, создания программ и учебников по истории казачества, популяризации идеи казачьих образовательных учреждений среди населения Краснодарского края. Автор рассказывает также о привлечении молодежи к традиционной культуре казачества, обращая внимание читателя на важность этого процесса для сохранения своих корней.
Кроме описания и характеристики деятельности войсковой организации во второй главе второго тома содержится еще много информации различного характера. Здесь получили освещение события, связанные с перезахоронением на родине праха известного уроженца Кубанской области, историка и общественного деятеля Ф.А. Фелицына, описано формирование в Краснодаре нового культурного пространства с участием казачества; нашлось место рассказам о семье и о деятельности на посту депутата Законодательного собрания Кубани. Все эти разделы органично вписываются в структуру воспоминаний о возрождении казачества, дополняют ее деталями, делают рассказ об этом времени живым и интересным.
Главная ценность мемуаров в том, что они сохраняют нашу память о прошлом. В «Записках атамана Громова» отразился взгляд человека двух эпох - советской и постсоветской, который являлся одним из тех, кто стоял у истоков, а затем руководил казачьим возрождением на Кубани. Конечно, в «Записках.» много личного восприятия и субъективных оценок, данных автором тем процессам, которые происходили в стране, в Краснодарском крае. Это неотъемлемая часть мемуарной литературы. Но вместе с тем воспоминания изобилуют информацией, которая всегда очень ценна для историка и для тех, кто интересуется эпохой - факты, события, люди, переплетение судеб страны и судеб людей. Возрождение казачества предстает перед читателем как органичный процесс, вписанный в то, что происходило со страной и обществом в конце ХХ-начале XXI в.
Рецензия предполагает также критику и замечания. Однако критиковать мемуары трудно из-за их выраженного личного момента. Конечно, какие-то суждения автора представляются со стороны слишком субъективными, но на то они и мемуары. Небольшое замечание можно высказать по отношению к структуре разделов. Нередко в них встречаются повторы, возвращение к тому, о чем уже упоминалось в других разделах. Однако это не снижает интереса к «Запискам.», да и обширность труда порой требует определенного напоминания о том, что уже рассматривалось в предыдущих разделах. В целом «Записки атамана Громова» читаются с огромным интересом и представляют, на наш взгляд, значительную ценность как исторический источник для профессионалов-историков, а также для всех, кто интересуется темой возрождения казачества в современной России.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Мациевский Г.О. Государство и казачество: на пути к государственной службе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионо-ведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 4. С. 164-172.
Озеров А.А. Начало процессов возрождения донского казачества // История донского казачества. В 3-х тт. Ростов н/Д: Омега Паблишер, 2020. С. 231-238. Очирова Н.Г. Региональные особенности возникновения казачьих общественных объединений в России и основные направления их деятельности (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 4. С.191-201.
Рвачева О.В. Возрождение казачества юга России в конце ХХ-начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2021. 390 с.
Рудиченко Т.С. Возрождение культурных традиций в конце XX-начале XXI в. // Очерки истории и культуры казачества Юга России. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 537-546.
Рудиченко Т.С., Рыблова М.А. Трансформации культуры казачества юга России в XX в. // Очерки истории и культуры казачества Юга России. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 516-535.
Тикиджьян Р.Г., Бондарев В.А. Этапы и тенденции социокультурной трансформации донского казачества (вторая половина 1940-х-середина 1980-х годов) // Научная мысль Кавказа. 2019. № 3. С. 68-74.
REFERENCES
Macievskij G.O. Gosudarstvo i kazachestvo: na puti k gosudarstvennoj sluzhbe [The State and the Cossacks: on the way to public service], in Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4. Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. Vol. 24. No. 4. Pp. 164-172 (in Russian). Ozerov A.A. Nachalo processov vozrozhdenija donskogo kazachestva [The beginning of the processes of revival of the Don Cossacks], in Istorija donskogo kazachestva. V3-h tt. [History of Don Cossacks. In 3 vol.]. Ed. by A.I. Agafonov. Vol. 3. Rostov-on-Don: Omega Pablisher, 2020. Pp. 231-238 (in Russian)
Ochirova N.G. Regional'nye osobennosti vozniknovenija kazach'ih obshhestvennyh ob'edinenij v Rossii i osnovnye napravlenija ih dejatel'nosti (na primere Respubliki Kalmykia) [Regional peculiarities of the emergence of Cossack public associations in Russia and the main directions of their activities (on the example of the Republic of Kalmykia)], in Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4. Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. Vol. 24. No. 4. Pp. 191-201 (in Russian).
Rvacheva O.V. Vozrozhdenie kazachestva juga Rossii v konce XX-nachale XXI veka [The revival of the Cossacks of the South of Russia in the late 20th-early 21st century]. Volgograd: Izd-vo VolGU, 2021. 390 p. (in Russian).
Rudichenko T. S. Vozrozhdenie kul'turnyh tradicij v konce XX-nachale XXI v. [The revival of cultural traditions in the late 20th-early 21st centuries], in Ocherki istorii i kul'tury kazachestva Juga Rossii. Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo filiala FGBOU VPO RANHiGS, 2014. Pp. 537-546 (in Russian).
Rudichenko T. S., Ryblova M.A. Transformacii kul'tury kazachestva juga Rossii v XX v. [Transformations of the culture of the Cossacks of the South of Russia in the 20th century], in Ocherki istorii i kul'tury kazachestva Juga Rossii. Volgograd: Izd-vo Volgograd. filiala FGBOU VPO RANHiGS, 2014. Pp. 516-535 (in Russian).
Tikidzh'jan R. G., Bondarev V.A. Jetapy i tendencii sociokul'turnoj transformacii donsk-ogo kazachestva (vtoraja polovina 1940-h-seredina 1980-h godov) [Stages and trends of the socio-cultural transformation of the Don Cossacks (second half of the 1940s-mid-1980s)], in Nauchnaja mysl'Kavkaza. 2019. No. 3. Pp. 68-74 (in Russian).
Статья принята к публикации 21.09.2023