« МИРСКАЯ» ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПАМИРСКИХ ЭТНОСОВ В ТАДЖИКИСТАНЕ
УДК 316.347(575)
Д. Ш. Назархудоева
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается специфика положения малых этнических общностей Памира на территории Республики Таджикистан в современных условиях. Особое внимание в статье уделено этнической самоидентификации молодёжи. Отмечено также, что комплекс отличительных черт, свойственных малым народам Таджикистана, в силу объективных причин затрудняет их полномасштабную интеграцию в таджикское общество и способствует нарастанию непонимания во взаимоотношениях между таджиками и малыми народами, проживающими на территории Таджикистана. Выявлены и другие факторы, которые могут иметь разнонаправленный характер и как способствовать интеграции памирских этнических групп в таджикское общество, так и влиять на его дезинтеграцию. По итогам анализа ситуации с этнической самоидентификацией малых этносов в Памирском регионе предлагаются мероприятия, проведение которых будет способствовать снижению распространённости националистических и шовинистических настроений среди населения Памира, особенно среди молодёжи и подростков.
Ключевые слова: культура, малые народы, таджики, традиции, этническая идентификация, этническая общность.
In this article the specificity of the situation of small ethnic communities of the Pamirs in the territory of the Republic of Tajikistan in modern conditions is considered. According to the results of the analysis of the sociological research in the Pamir region a significant increase of interest from representatives of these ethnic communities to preserve their national identity is revealed.
НАЗАРХУДОЕВА ДАВЛАТСИЛТОН ШАРОБОВНА - аспирантка кафедры истории, истории культуры социально-гуманитарного факультета Московского государственного института
NAZARKHUDOEVA DAVLATSILTON SHAROBOVNA - doctoral student of Department of history, cultural history, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
D. Sh. Nazarkhudoeva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
u
"PAMIR" IDENTITY AND INTEGRATION ISSUE OF THE PAMIR PEOPLES IN TAJIKISTAN
культуры
e-mail: [email protected] © Назархудоева Д. Ш., 2017
Special attention is paid to the situation of ethnic self-identification among the youth. Also there is observed that the complex of distinctive features characteristic of small ethnic groups of Tajikistan, due to objective reasons, hinders their full integration in Tajik society and contributes to the growth of misunderstanding in the relations between Tajiks and small Nations living on the territory of Tajikistan. Other factors that may have a diverse character and how to facilitate the integration of the Pamir ethnic groups in Tajik society and to influence its disintegration are identified. According to the results of the analysis of ethnic identity of small ethnic groups in the Pamir region activities that will help to reduce the prevalence of nationalistic and chauvinistic sentiments among the population of the Pamirs and in particular among youth and adolescents are offered.
Keywords: culture, ethnic minorities, the Tajiks, traditions, ethnic identification, ethnic community.
Для цитирования: Назархудоева Д. Ш. «Памирская» идентификация и проблема интеграции памирских этносов в Таджикистане // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 109-115.
В современной науке понятие этнической идентификации используется для обозначения устойчивых характеристик личности, посредством которых индивид фиксирует своё членство в конкретной этнической общности. Более точная характеристика этнической идентификации предполагает ещё и учёт таких параметров, которые обозначают уровень связи личности с этой общностью и отграничивают личность от иного социального окружения.
Значимость этнической идентификации для малых народов в условиях глобализации постоянно возрастает, поскольку растёт риск утраты ими национальной самобытности. Всё сказанное в полной мере может быть отнесено к малым народам — этническим группам Памира, среди которых шугнанцы, рушанцы, бад-жувцы, ишкашимцы, ваханцы и т.д., а их общая численность составляет всего 212 тыс. чел. [3].
Следует отметить, что этнические сообщества Памира отличаются от «классических» таджиков с точки зрения религии, языка и этнической принадлежности. Подавляющее большинство па-
мирских сообществ являются мусульманами-шиитами исмаилитами, тогда как большинство таджиков — мусульмане-сунниты [5, с. 147-159].
Вместе с отличающейся от большинства таджиков религиозной принадлежностью этнические сообщества Памира различаются ещё и этнической, языковой и культурной компонентами. В Памире говорят на разных языках, среди которых Shughni, Bajuwi, Rushani, Bartangi, Roshorvi, КЪиА, Sarikoli, Yazghulami, №акЫ и Ishkashimi [5, с. 147-159].
Кроме того, все эти языки имеют многочисленные диалекты, так что люди, говорящие на одном и том же языке, зачастую имеют проблемы в понимании друг друга из-за разного диалекта. Лингвистические, культурные и этнические различия среди памирских людей делают их уникальными, это разнообразная этническая группа, которая стоит особняком от населения Таджикистана.
Итоги исследования, проведённого на территории Горного Бадахшана в марте 2014 года (основной состав респондентов составили молодые люди и подростки), позволили прийти к выводу
о том, что основополагающее значение в процессе выбора этнической принадлежности играет большое количество факторов, это и знание родного языка, и этническое окружение, а также этнокультурная среда [3].
Анализируя ответы респондентов, главную роль в этнической идентификации необходимо отдать религии, культуре и языку. Среди остальных составляющих (в различных комбинациях) — традиции, обычаи, образ жизни, одежда, внешний вид, характер, отношение, менталитет, образование, философия, отношения, область расселения, род.
Наряду с утилитарными мотивами, стремление к идентификации с представителями коренных народов можно объяснить переоценкой отношения малых народов к своей этничности. В то же время полученные данные позволяют предположить, что связь с этнической культурой и языком, а также религиозная принадлежность составляют основополагающую систему ценностей нового поколения.
В настоящее время межнациональные отношения в Горном Бадахшане в большей степени характеризуются стабильностью и гармоничными взаимоотношениями между различными этническими группами. В ходе опроса, проведённого в 2014 году, посвящённого изучению национального сознания (возрастная выборка от 15 до 75 лет, п = 300) [3], была определена составляющая этнической идентификации, которая характеризует сознание представителей основных этнических групп Памира.
Опрос проводился методом формального интервьюирования людей, при помощи регионализационной многосту-
пенчатой выборки, репрезентативность которой составило соблюдение пропорций между этническими группами, проживающими в населённых пунктах Памира разного типа, группами по полу и возрастной структуре населения.
Согласно данным по всей выборке населения Памира, главными индикаторами этнической идентификации являются религиозная принадлежность (88,9%) и язык (86%), далее следуют традиции и обычаи (72,5%), национальная культура (64%) и этническая идентификация (52,6%) [3]. Территориальная составляющая, как компонент национального сознания, находится на последнем месте — 43% [3]. Думается, это вызвано прежде всего миграционными потоками из Памира. И на предпоследнем месте — этническая самоидентификация родителей (48%) [3].
Несмотря на различные компоненты, составляющие этническую идентификацию народов Памира, везде отмечаются достаточно высокие её показатели, что говорит о трепетном отношении памир-цев к сохранению своей культуры, традиций и жизненных устоев.
Результаты исследования позволили выявить укрепление особой составляющей идентификации, которая отражает плотную связь между идентичностью, религиозной и языковой принадлежностью и соблюдением традиций, присущих той или иной этнической группе жителей Памира.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о серьёзной значимости традиционности для народов Памира, об их осознанности и преданности религиозной и языковой принадлежности, а также о необходимости продемонстри-
ровать знание не только культуры, но и традиций этнического сообщества.
Анализ ответов респондентов разного возраста относительно оснований национальной идентичности позволил сделать вывод о том, что при аналогичных пропорциях нижней границы рейтинга составляющих национальной идентификации выявляются некоторые изменения.
Так, для молодых людей больше выражена роль национальной культуры (75,2%; 62,3% - в старшей возрастной группе, 56,8% - в группе среднего возраста), а также важность уважения национальных традиций (71,9% против 65,7% в средней группе и 54% в старшей) [3].
Среди респондентов среднего возраста наиболее выраженной является область владения знаниями национального языка (77,9%, 64% - в старшей возрастной группе, 52,8% - в самой молодой возрастной группе), а также для опрошенных в возрасте 50-75 лет важной является определённая национальность родителей (39,1%, 31,4% - средняя группа, 30,3% - младшая возрастная группа) [3].
Следует отметить, что повышение значимости соблюдения традиций своей этнической группы связано с динамикой молодёжных мнений. В этой группе усиление роли традиций и этнической идентификации находит своё отражение в увеличении доли выборов этой позиции на 10,2%, а вот укрепление позиции «территория, принадлежащая той или иной этнической группе» - отмечается во всех возрастных группах [3].
Таким образом, для людей Памира всех возрастов важную роль играет «своя» территория.
Для определения себя в качестве представителя конкретной этнической
общности наиболее важным критерием является религиозная принадлежность, знание конкретной национальной культуры и осознание своей принадлежности к определённой языковой группе.
Основанием для определения национальной идентичности для старшего поколения в большей степени, чем для опрошенных среднего и младшего возраста, является гражданство родителей. Для молодых людей более важным, чем в других возрастных группах, является факт соблюдения обычаев и традиций, а также особенности национального образования.
Этнонациональная, этническая самоидентификация - первичный и основной признак самосознания малых коренных народов, без которого этничность может частично, а может и полностью денационализироваться и даже исчезнуть. Самоидентификация и есть скрепляющая основа этнической общности, её субъективного самоощущения и самосознания.
Анализ результатов проведённого исследования позволяет прийти к выводу о том, что главное внимание в данном процессе необходимо уделить языковому развитию этнических групп, возрождению и сохранению культурных ценностей народов, населяющих Памир, знакомству различных этнических групп с их родной культурой, традициями и ритуалами.
Акцент этой работы должен быть перемещён в сторону молодого поколения, как раз проходящего стадию формирования своей этнической идентификации. Наиболее продуктивен процесс передачи языковых традиций от старшего поколения к младшему, что, согласно исследованиям, имеет большое значение для памир-ской молодёжи.
Динамический показатель ответов опрошенных свидетельствует об увеличении значимости родной области как территории, имеющей свои границы (как своего рода материальное воплощение), о важности принадлежности именно к «своей» территории, знакомства и умения соблюдать традиции своего народа.
Этническая идентификация может выступать двигателем развития не только культуры, но и экономики, причём как отдельных регионов Памира, так и Республики Таджикистан в целом. Используя многообразие национальных особенностей Таджикистана и межнациональную кооперацию, можно создавать и продвигать национальные и региональные этнокультурные бренды, развивать этнотуризм и предлагать огромное количество других этнокультурных проектов.
Однако есть и негативная сторона — национализм. Для того чтобы дать оценку вероятности возникновения националистических настроений, выявить степень сформированности этнической идентификации, определить распространённость сепаратистских идей и, наоборот, объединительных настроений респондентов на Памире, опрошенные должны были выбрать одно выражение из списка предложенных: «Я никогда не забываю о том, что я таджик (ваханец, шугнанец, рушанец и т.д.)»; «Мы все только клетки одного большого организма»; «Кто не с нами — тот против нас»; «Правительство Республики должно делать больше для обеспечения прав коренных народов»; «Современному человеку необходимо ощущать себя частью своей этники»; «Современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какой-то этнической группы» [3].
Так, респонденты отдавали предпочтение выражению, показывающему сформированность этнической идентификации: «Я никогда не забываю, что я таджик (ваханец, шугнанец, рушанец и т.д.)» (43,8%).
Следующие по шкале популярности выражения показывают единство установки — «Мы все только клетки одного большого организма» (16,5%). 18,9% опрошенных выбрали выражение, указывающее на присутствие установок на этническую идентификацию: «Современному человеку необходимо ощущать себя частью своей этники». 12,6% респондентов считают, что современному памирцу не обязательно чувствовать себя частью этнической группы, 3,7% респондентов считают, что Правительство Республики Таджикистан должно делать больше для обеспечения прав коренных народов, а также 4,3% — показали откровенно националистическую установку — «Кто не с нами, тот против нас» [3].
Основную тревогу всё также вызывают националистические настроения молодёжи: именно в данной возрастной категории отмечается максимальная доля (7,4%) согласных с выражением «Кто не с нами, тот против нас», а также осознанность повышения уровня информированности о потребности в развитии чувства этнической принадлежности (22,2%). В то же время у респондентов в возрасте старше 50 лет преобладают те, кто никогда не забывает о своём национальном происхождении (46,7%), в возрасте от 30 до 49 лет таких респондентов 44,7%, в возрасте от 15 до 29 лет — 37,6% [3].
Несмотря на небольшое снижение распространённости националистических настроений среди молодых памир-
цев (хотя мы считаем, что следует выделить данный процент, так как речь идёт об особо «хрупких» границах межэтнических отношений, и даже статистически незначительные колебания в социальных настроениях респондентов могут указывать на необходимость модификации методов работы с населением), необходима реализация программ патриотического воспитания молодых людей.
Требуется больше внимания уделить основам межкультурного общения, ознакомлению молодёжи с историей межэтнических отношений, которые на протяжении многих веков формировались на принципах мирного сосуществования, взаимного обогащения и социально-экономической необходимости конструктивного диалога между представителями различных культур.
Примечания
1. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 38-45.
2. Добрынина В. И., Колесникова И. В., Кальченко А. Г. Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 91-95.
3. Сайт агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://www. stat.tj/ru/ (дата обращения: 10.06.2015).
4. Салтыкова М. В. Концепты идентичности в этнофункциональной системе воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 225-231.
5. Таджики: история, культура, общество : [сборник статей] / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институт исмаилит-ских исследований ; [сост. Р. Р. Рахимов ; отв. ред. М. Е. Резван]. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2014. 542 с.
6. Тихонова В. А. Глобализация и проблемы культурно-национальной идентичности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 22-26.
7. Тихонова В. А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 52-57.
8. Dodykhudoeva Leila R. Ethno-cultural heritage of the Western Pamirs. Sat. Antropol. 28 Supplement. 2004, no. 1, рр. 147-159.
References
1. Aronov A. A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 38-45. (In Russian)
2. Dobrynina V. I., Kolesnikova I. V., Kalchenko A. G. Modern inter-generational interactions and their role in the conditions of continuity of culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 91-95. (In Russian)
3. Statistical agency under the President of the Republic of Tajikistan. Available at: http://www.stat. tj/ru/ (accessed: 10.06.2015).
4. Saltykova M. V. Identity concepts in an ethnofunctional educational system of the language per-
^ Культурология ■ИТш 1
sonality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 2 (64), pp. 225-231. (In Russian)
5. Rakhimov R. R., compiler Tadzhiki: istoriia, kul'tura, obshchestvo [Tajiks: history, culture, society]. St. Petersburg, Publishing House of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera), 2014. 542 p.
6. Tikhonova V. A. Globalization and problems of cultural and national identity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 22-26. (In Russian)
7. Tikhonova V. A. National cultural traditions and spiritual development of society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 2 (58), pp. 52-57. (In Russian)
8. Dodykhudoeva Leila R. Ethno-cultural heritage of the Western Pamirs. Sat. Antropol. 28 Supplement. 2004, no. 1, pp. 147-159.