Научная статья на тему 'Памфлет против пошлости'

Памфлет против пошлости Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памфлет против пошлости»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2012. № 4

Я.Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

КОЛОНКА РЕДАКТОРА: ПАМФЛЕТ ПРОТИВ ПОШЛОСТИ

Книга Сергея Александровича Муратова «Я думаю, ты думаешь...» посвящена телевидению. Это очень неожиданное название для книги о телевидении. Человек с обыденным сознанием считает, что телевидение учит не думать, что телевидение и мысль не совместимы. Профессор Муратов в своей книге пытается доказать, что телевидение ценно именно потому и только тогда, когда его создают думающие люди. Эта книга посвящена думающему человеку. Конечно, homo sapiens — это и есть думающий человек, но почему-то все то, что рассчитано на широкую аудиторию, считается легковесным и лишенным глубины мысли.

Это заблуждение или это убеждение многих журналистов, и особенно телевизионных журналистов, разбивает Сергей Александрович Муратов в своей книге «Я думаю, ты думаешь.». Эта книга против пошлости, против скороспелых заключений. Эта книга против легковесной и бездумной массовой культуры. Эта книга в защиту думающего человека. И защищая думающего человека, автор, Сергей Александрович Муратов, профессор факультета журналистики, профессор телевизионных наук, знающий законы и особенности телевидения, восстает против априорных расхожих суждений, против той априорности, которая часто присутствует на нашем телевидении, сочетающем в себе быстроту ответной реакции и быстроту отрицания ценностей под предлогом борьбы за доступность содержания в угоду гражданам, не посвященным в тайны телевидения.

Сергей Александрович выступает в защиту этого непосвященного человека. Он отрицает многие шаблонные аксиомы массовой культуры и ее псевдотеоретиков. В книге автор стремится к истине через отрицание абсолютной истины и через попытку найти пути к познанию этой истины. Важнейший путь к этому познанию лежит через сомнение. Через сомнение в том, что кажется очевидным, через сомнение в общеизвестных истинах, и через стремление создать новую шкалу познания, отрицающую пошлое представление о знании и о телевиде-

нии. По существу эта книга обличает невежество и отвергает попытки легковесного мудрствования, доказывая силу и значимость так называемых «общих» истин, которые перестают быть общими мыслями, когда проходят проверку сомнением. Здесь слова, которые, конечно, в первую очередь, должен знать каждый журналист — «Я думаю, ты думаешь...», — потому что журналист должен быть думающим человеком и должен уважать мысли другого. Эта книга, пожалуй, может быть признана ключом к расшифровке силы и значимости сегодняшнего телевизионного вещания, когда многие, говоря об упадке интереса к телевидению, осуждают его за общедоступность, за трафаретность, за общие места.

В защиту телевидения Сергей Александрович выставляет главный довод — мысль критическую, и само название книги, «Я думаю, ты думаешь.», заставляет понять, что мысль может развиваться только в диалоге, только в дискуссии, только в столкновении мнений. Это важная истина для любого журналиста, и особенно она важна для телевизионного журналиста. Справедливо считают, что телевидение — самое массовое искусство, самое доступное, самое наглядное, самое неопровержимое. Вместе с тем телевидение быстро наскучило человечеству, и сегодня многие умудренные опытом телевизионные журналисты не без кокетства говорят: «Я давно не смотрю это телевидение». Им кажется, что они выносят телевидению приговор. Но на самом деле это приговор этим людям, которые не верят в возможности развития критической мысли, которая все подвергает сомнению и, вместе с тем, восстанавливает уважение к истине и к познанию этой истины через диалог, через дискуссию. Такая книга, которая воинственно защищает думающего человека, думающих людей, не зря навана «Я думаю, ты думаешь.». Только думающие люди могут преодолеть тот заслон пошлости, который сегодня обрушился на нас с телевизионного экрана. Воспитание думающего журналиста, слушателя, зрителя, читателя — прежде всего для того, чтобы излечить телевидение от тех недугов, которым оно сегодня подвержено. Телевидение разошлось на софизмы и общеизвестные истины. Конечно, единственное противоядие — это критическая мысль, которая не дает человеку возможности верить на слово и подчиняться господствующим суевериям. У этого суеверия, как и у пошлости телевидения, границы чрезвычайно велики и разрушить эту пошлость и это недоверие можно, развивая способности думать, сопоставлять, критиковать. Только диалог может избавить нас от самообмана с видимостью доступности истины.

Эта замечательная книга Сергея Александровича Муратова может считаться антологией заблуждений, связанных с доверием к общеизвестным истинам, с доверием к легковесным сентенциям. Она помогает вернуться к живому слову, к живой мысли. На этой основе восстановить доверие к думающему человеку, к человеческой мысли, которая не может быть засалена, замазана трафаретными пропагандистскими лозунгами, стереотипами, штампами, расхожими истинами. Сергей Александрович показывает в книге, что иногда и расхожие мысли оправдываются, но главное, что они могут быть оправданы или отвергнуты только в процессе столкновения мнений, в процессе столкновения мыслей в диалоге. Книга начинается с заглавия, которое сразу вводит нас в самую суть спора, который затевает Сергей Александрович. «Я думаю, ты думаешь...» — это диалог думающих людей, которые думают и делают это во взаимодействии с другими думающими. Я думаю, значит я существую — здесь подход несколько иной — я думаю, ты думаешь, мы думаем, мы остаемся в нашем незнании и в нашем стремлении к познанию. Эта книга учит учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.