УДК 338.48-6:2
Н.Н. ЛАГУСЕВА
ПАЛОМНИЧЕСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ:
ГРАНИ РАЗЛИЧИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ КРУГЛОГО СТОЛА)
Статья посвящена анализу двух понятий, которые по-разному трактуются учеными, представителями церкви, обывателями. Паломнический туризм, паломничество, религиозный туризм: что это? Части единого целого либо составляющие разных смысловых и категориальных систем? Чем они различаются по существу и содержанию? Размышляя на эту тему, автор пытается взглянуть на проблему с разных сторон и анализирует различные точки зрения.
Ключевые слова: паломнический туризм, паломничество, религиозный туризм, индустрия туризма, туристская деятельность.
This article analyzes the two concepts, which are differently interpreted by scientists, representatives of the church, the townsfolk. Pilgrimage tourism, pilgrimage, religious tourism: what is it? Part of the whole, or components of different semantic and categorical systems? How do they differ in essence and content? Reflecting on this subject, the author tries to look at the problem from different perspectives and analyzes the different points of view. Keywords: pilgrimage tourism, pilgrimage, religious tourism, tourism industry, tourism activities.
Проанализировав ряд статей представителей церкви в различных интернет-изданиях и специализированных журналах, а также выступления на конференции церковнослужителей, можно сделать вывод о том, что для любого верующего человека понятия «паломничество» и «туризм» совершенно различны, и подобная трактовка - это аксиома, не требующая доказательств. Что касается «научного» определения и преподавания в туристском образовании, то до сих пор паломничество и туризм смешивают, квалифицируя паломничество как разновидность туризма, и, что самое главное, путешествия с религиозными целями наряду с культурно-познавательными, деловыми, оздоровительными и тому подобными турами упоминают и на уровне законодательства.
© Лагусева Н.Н., 2017
На недопустимость этого не раз указывали представители церкви и органов власти, отвечающие за развитие туризма в России. Еще в октябре 2004 г. в Паломническом центре Московского Патриархата по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность», где проблема соотношения паломничества и туризма нашла освещение. С основным докладом выступил нынешний Святейший Патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он наглядно доказал разницу между паломничеством и туризмом: «Существенным отличием православного паломничества от туризма является то, что главным для паломника является поклонение святыне, а не только осмотр историче-
ских достопримечательностей в храме или монастыре. Паломники осмысленно принимают участие в богослужении, причащаются Святых Христовых Тайн, молятся перед чудотворными иконами, поклоняются честным мощам угодников божьих» [8].
Архиепископ Егорьевский Марк говорил по этому поводу: «К сожалению, очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме паломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную выгоду. Если туристский продукт можно продать в упаковке паломничества, то почему стоит этим пренебрегать? Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломничества, занимающихся этой деятельностью в ограде Церкви. Конечно, можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать на экскурсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Слава богу, что светские люди интересуются храмами, монастырями. Но нужно понимать, что паломничество и туризм - просто разные понятия, разные проявления жизни. Паломничество - проявление религиозной жизни, экскурсия - проявление жизни мирской» [11].
Позиция государства была тогда же озвучена в приветствии руководителя Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму В. Фетисова, в котором, в частности, говорилось: «Федеральное агентство разделяет позицию Русской Православной Церкви и Межконфессионального совета России в вопросе о том, что
паломничество не является туризмом, и считает необходимым законодательно разделить эти понятия» [7].
Чем паломничество отличается от других видов путешествий? Напрашивающийся ответ: паломничество - это путешествие к святым местам. Церковнослужители определяют паломничество как путь к Богу, происходящий в духе, пространстве и времени. Фактически, паломничество - это метафора жизни человека.
Целью паломничества является выполнение религиозного долга верующим, получение особой благодати, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер. Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного решения, получить исцеление (телесное и душевное), преодолеть духовный кризис или отблагодарить за произошедшее выздоровление.
В тысячелетней истории русского богомолья паломническая традиция прерывалась два раза - первый раз в XIII в., во время монгольского нашествия на Древнюю Русь, а второй - в ХХ столетии, в советский богоборческий период. Но подлинный расцвет русского паломничества, ставший для него поистине Золотым веком, приходится на конец XIX - начало XX вв. Связано это с деятельностью учрежденного в 1882 г. Православного Палестинского Общества, получившего впоследствии статус императорского. Его возникновение было вызвано объективным хо-
дом развития России, создавшего такие условия, при которых инициатива энтузиастов палестинского дела совпадала с религиозно-церковной политикой русского самодержавия [3].
До революции 1917 г. паломничество в России являлось в каждом православном доме доброй семейной традицией, о которой рассказывали детям с малых лет. Паломнические реликвии, овеянные семейными легендами и особо почитавшиеся в простом народе, обычно хранились на видном месте рядом с иконами, в красном углу в горнице или гостиной.
Характеризируя современный процесс возрождения православного паломничества, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Если во внутреннем паломничестве ежегодно принимают участие до трех миллионов верующих, то к святыням Вселенского Православия отправляются пока еще не более 100 тысяч паломников в год. Хотя и эта цифра является огромной по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад» [8].
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал об этом: «Отрадно видеть рост интереса к паломничеству со стороны чад нашей Церкви. Для значительного числа людей паломничество стало не просто одной из православных традиций, но регулярной потребностью души. Мы должны помнить, что смысл паломничества заключается не в суетном стремлении увидеть многоликий мир культур и цивилизаций. Смысл паломничества - в смиренном и искреннем желании с молитвой и благоговением прикоснуться к святыням христианства» [5].
Важную роль в деле возрождения религиозного паломничества играют современные технологии услуг в орга-
низации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать представители традиционных религий в России и овладеть ими. Сегодня в епархиях, приходах, монастырях Русской Православной Церкви работают 88 паломнических служб, отделов, центров, организаций, а также 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов.
Туризм намного младше паломничества, история которого насчитывает не одно тысячелетие. Туризм есть совокупность отношений и явлений людей, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [5]. Философское осмысление туризма относится к эпохе зарождения этого вида человеческой деятельности. По мнению многих исследователей, генезис основных видов туризма относится к эпохе позднего Возрождения. Именно в данное время у определенного количества образованных людей постепенно происходила смена мотиваций к отправлению в путешествие. Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды, на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Так же как и паломничество, религиозный туризм в настоящее время переживает период бурного развития. Он является составной частью современ-
ной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристские объекты, которые пользуются возрастающим спросом.
В религиозный туризм вовлекаются представители всех возрастов и социальных групп: туристские маршруты приобретают международный характер, что объясняется процессами глобализации, удешевлением стоимости транспорта и поездок типа «все включено», распространением информации и объявлений о религиозных и духовных ассоциациях через интернет. Некоторые места поклонения принимают сейчас больше иностранных, чем местных граждан.
Перспектива устойчивого развития религиозного туризма требует принять во внимание такие элементы, как:
• оценка объема посетителей и управление потоками паломников и туристов, связанных с крупными религиозными праздниками и событиями;
• сохранение и усиление значимости объектов религиозного наследия;
• защита природной среды в местах, где проводятся массовые религиозные мероприятия;
• специализированная подготовка, обеспечение и сертификация маршрутов религиозного туризма;
• обеспечение безопасности людей и требований гигиены на маршрутах религиозного туризма;
• эффективное использование новых информационных технологий и связи при подготовке и проведении религиозных туристских поездок;
• реклама и маркетинг новых продуктов и услуг, связанных с религиозным туризмом.
Анализ и исследования религиозного туризма должны проводиться государством, религиозными организа-
циями и туристскими предприятиями, в соответствии с рекомендациями ЮНВТО в том, что касается оценки программ управления и планирования крупных религиозных мероприятий, а также рассмотрения примеров достижений в устойчивом управлении, позволяющих избежать перегрузок и чрезмерного скопления посетителей на объекте наследия.
Религиозное паломничество и туризм требуют проведения соответствующих исследований для определения их масштабов, форм, методов управления и последствий воздействия на объекты наследия и окружающую их территорию. Желательно также создать руководства по успешным методам работы в сфере религиозного туризма. Статистические данные, касающиеся религиозного туризма, должны быть выявлены, собраны и согласованы на международном уровне. Наконец, исследования и изыскания в сфере путешествий с религиозными целями требуют создания сети научных центров исследователей и преподавателей, а также профессионалов в области туризма для проведения анализа спроса и предложения.
Причины отождествления паломничества и религиозного туризма состоят в следующем.
Возникшая в 1990-е гг. целая индустрия туризма вызвала необходимость подготовки для нее квалифицированных кадров, т.е. создания системы туристского образования, которая невозможна без разработки учебников, в том числе и по истории туризма. Но здесь преподавательское сообщество столкнулось с полным отсутствием отечественных исследований по данной тематике. Очевидно, требовался длительный период накопления конкретных
исторических фактов, изучения большого корпуса источников, анализа полученных результатов и т.д. В обозначенных выше обстоятельствах обойти вниманием такой привлекательный во всех отношениях вид путешествий, как паломничество, и не причислить его к туризму было просто невозможно.
Вторая причина отождествления туризма с паломничеством вытекает из тех условий, в которых происходило становление индустрии туризма и туристского образования. В нашей стране долгое время туризм считался чем-то второстепенным, не заслуживающим внимания и должного уважения. Этот недостаток советской эпохи с трудом преодолевается и в обновленной России. Нужны были серьезные аргументы, чтобы опровергнуть устоявшееся мнение. При помощи примеров пляжного или шоп-туризма сделать это было достаточно трудно. А вот представив паломничество как «разновидность самостоятельного вида религиозного туризма», туристское сообщество получало высокий доход в доказательство высокой роли своей деятельности. Потому что сомневаться в значимости паломничества означало сомневаться в духовной необходимости возрождения религии в России.
Главное отличие между паломничеством и религиозным туризмом состоит в цели поездки. Из него следуют различия по:
• объектам посещения;
• требованиям к уровню сервиса;
• экскурсионному обслуживанию;
• датам, к которым приурочены поездки;
• возрастной и социальной категории клиентов.
Целью паломничества является поклонение святым местам, молитва, по-
каяние, реже - исполнение обета, данного во время тяжкой болезни или смертельной опасности, и благодарение Господа за избавление от них. Довольно часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей, источников.
Туризм религиозной тематики - поездка с культурно-познавательной целью. Религиозный туризм собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, они хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) - время его создания, автор, стиль. Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к чудотворной иконе того же храма.
Паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа [7]. Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали. Для туристов ожидаемый уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже и даже выше привычного для них дома. Объекты показа паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон. Ту-
ристам во время экскурсии требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации.
Следует также различать состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых. В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным традициям. По международным нормам турист имеет право на беспрепятственное отправление религиозных обрядов и молитв, если это не мешает другим туристам и не нарушает местные обычаи и правила пребывания в отеле и других общественных местах.
Существует мнение, что организацией религиозного туризма должны заниматься только специализированные религиозные организации. Так, Межрелигиозный совет России внес в свое время в Госдуму - пока в рабочем порядке - проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». С их помощью ведущие духовные лидеры страны надеются повысить качество паломничества россиян,
а также тех, кто приезжает из-за границы, чтобы поклониться святыням России. Инициаторы внесения поправок предлагают определять религиозный туризм как «путешествие с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями». Этот вид туризма не включает в себя религиозной практики. «Паломничество же - это путешествие с целью поклонения религиозным святыням, часто связанное с постом, молитвами, определенным стилем жизни», - подчеркнул митрополит Кирилл [8].
По мнению других, организация паломнических туров вплотную связана с туристской деятельностью. У церкви нет возможности заниматься оформлением виз - для этого нужна аккредитация в консульствах, нет блоков мест на авиа- и железнодорожных рейсах, нет специалистов - иными словами, нет системы организации групповых туров. Именно поэтому представляется целесообразным создание в туристских фирмах специализированных отделов по работе с религиозным туризмом.
В системе же профессионального туристского образования возникает направление, связанное с сотрудничеством с церковными структурами, занимающимися организацией паломнических групп, с целью повышения компетенций церковнослужителей в этом направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Приветствие участникам Четвертой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» // Православный паломник. 2008. № 1 (38). С. 3.
2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М, 2001.
3. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: со-
циокультурные, коммуникационные и цивили-зационные аспекты. М.: Индрик, 2012.217 с.
4. Жданов Н.С. Паломнический туризм - за и против // Турист. 2003. № 6.
5. История религий: в 2 т. М, 2005.
6. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 186.
7. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 283.
8. Кирилл, митрополит, ныне Патриарх Московский и всея Руси. Доклад «Православное паломничество: традиции и современность» // Сборник материалов Третьей общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», 29-30 ноября 2006 г. М., 2009. С. 3-18.
9. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг гостеприимства. М.: Юнити, 2002.
10. Кочеляева Н.А. Паломничество как социокультурный феномен // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении». Кемерово, 16-17 февраля 2007 г. Кемерово, 2008. С. 105.
11. Марк (Головков), епископ. Православное паломничество: содержание понятий // Сборник материалов Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», 27 октября 2004 г. М, 2005. С. 24-25.
12. Романов А.А. География туризма: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2002.
13. Сенин В.С. Организация международного туризма. М., 1999.
14. Христов Т.Т. Религиозный туризм:учеб. М, 2004.
15. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. С. 175.
УДК: 379.85:502.2. В.В. КОРБУТ, М.В. ЦЕКИНА
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ВЫСОКОШИРОТНЫХ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Виртуальная экологическая тропа посвящена уникальным природным образованиям побережья Белого моря - комплексу приморских береговых дюн разного возраста. Рассказывается об особенностях растительного покрова дюн, показаны его участие и влияние на формирование и разрушение данного геоморфологического объекта.
Ключевые слова: экологическая тропа, Белое море, дюны, экопросвещение, литораль, познавательный туризм.
The virtual nature trail is dedicated to the unique natural formations of the coast of the White Sea - maritime coastal dune complex of different ages. This path tells about the features of vegetation of dunes, showing its involvement and influence on the formation and destruction of the geomorphological object.
Keywords: nature trail, White Sea, dunes, ecological education, littoral, educational tourism.
Многие интересные с точки зрения экологического туризма территории Арктики и Субарктики в настоящее время являются труднодоступными
© Корбут В.В., Цекана М.В., 2017
по разным причинам. Прежде всего, это охранные зоны заповедников. На данный момент существует несколько форм экопросветительской работы на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): экологические тропы,