Научная статья на тему 'Паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в научных исследованиях И. К. Кучмаевой'

Паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в научных исследованиях И. К. Кучмаевой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. К. КУЧМАЕВА / I. K. KUCHMAEVA / ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ / ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ / ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / GRAND DUCHESS ELIZABETH FEODOROVNA / PILGRIMAGE / GRAND DUKE SERGEY ALEXANDROVICH / IMPERIAL ORTHODOX PALESTINE SOCIETY / PILGRIM JOURNEYS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Житенёв Сергей Юрьевич

Статья о многолетней научной работе д.ф.н., профессора И. К. Кучмаевой, посвящённой жизнеописанию Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Более подробно автором статьи рассмотрена культура паломнических путешествий Великой княгини и отражение её в трудах И. К. Кучмаевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILGRIMAGES OF THE HOLY ROYAL MARTYR GRAND DUCHESS ELIZABETH FEODOROVNA IN SCIENTIFIC RESEARCH WORKS OF I. K. KUCHMAEVA

The article covers a long-term scientific work of the Doctor of Philosophy, Professor I. K. Kuchmaeva, on the biography of the Grand Duchess Elizabeth Feodorovna. The author of the article gives more detailed description of culture of Grand Duchess’s pilgrim journeys and its reflection in the works of I. K.Kuchmaeva.

Текст научной работы на тему «Паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в научных исследованиях И. К. Кучмаевой»

ПАМЯТИ

И.К. КУЧМАЕВОЙ

Житенёв С. Ю.

Паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в научных исследованиях И. К. Кучмаевой

Первый раз я услышал рассказ о преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне 1 из уст Изольды Константиновны Кучмаевой 2 в 1988 г., когда мы с ней обсуждали программу деятельности Советского фонда культуры 3, возглавляемого в то время академиком

1 Елисавета Феодоровна Алапаевская (1864-1918), преподобномученица, Великая княгиня из Императорского Дома Романовых, паломница, председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 1905-1917 гг. Супруга и единомышленник Великого князя Сергия Александровича, первого председателя ИППО. Елисавета Феодоровна, урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская, старшая сестра Императрицы Александры Фёдоровны, жены Императора Николая II Александровича. После трагической смерти мужа (1905) она возглавила ИППО и посвятила себя благотворительной деятельности, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. 18 июля 1918 г. была убита большевиками в Алапаевске. Честные мощи её были перезахоронены в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины. Память 5 июля.

2 Кучмаева Изольда Константиновна (в монашестве Елисавета) (1936-2014), известный русский культуролог, философ и педагог, ревнитель христианского благочестия и православной культуры. Она закончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук (1987). Кучмаева И. К. является создателем и первым ректором Государственной академии славянской культуры (ГАСК), которая была основана в 1992 г. Она стала наиболее известным и авторитетным биографом преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Кучмаева И. К. написала и опубликовала 10 монографических исследований, 3 брошюры, 2 хрестоматии, ряд глав в учебниках для ВУЗов и более 350 а.л. публикаций в различных научных изданиях.

3 Советский фонд культуры, общественная организация, созданная в 1986 г., осуществляющая финансовую и организационную поддержку инициатив граждан и организаций в сфере культуры, искусства, науки и образования. Первыми учредителями Фонда выступили более пятидесяти творческих союзов, общественных организаций и учреждений культуры из всех республик Советского Союза. Фонд за короткое время стал влиятельным культурным центром страны. В 1991 г., после распада СССР, в период становления новых государственных и социально-экономических отношений,

6

Д. С. Лихачёвым 4. И сам рассказ, и глубина знаний Изольды Константиновны о жизни и деятельности святой мученицы, потрясли меня, потому что в то атеистическое время это было невероятно. Интерес Изольды Константиновны к жизни Великой княгини всегда носил искренний, я бы сказал душевный характер, но при этом необходимо подчеркнуть, что это не исключало, а, наоборот, стимулировало её к глубокой и кропотливой научно-исследовательской работе по сбору и изучению материалов, связанных с биографией этой великой подвижницы и благотворительницы.

Особо важно отметить, что Изольда Константиновна понимала важность популяризации имени Великой княгини Елисаветы Феодоров-ны, а также распространения знаний о её жизни и деятельности в новом российском обществе, свободном от диктата атеистической идеологии. Начиная с 1997 г. Изольда Константиновна была создателем современной традиции по проведению ежегодных Елисаветинских чтений, многие из которых проводились совместно с Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО) 5. Последние XVI-е Елисаветин-

Фонд вступил в новый этап своего развития. Дважды менялось его название: Международный Российский фонд культуры, Российский фонд культуры, возглавляемый академиком Д. С. Лихачевым. В 1993 г. Фонд по состоянию здоровья покинул академик Д. С. Лихачёв, Председателем Президиума был избран кинорежиссёр Н. С. Михалков.

4 Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999), советский учёный, академик Академии наук СССР и РАН, профессор Ленинградского государственного университета, заведующий отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, председатель Пушкинской комиссии АН СССР, один из основателей и первый председатель правления Советского фонда культуры. Всемирно известный учёный, литературовед, историк, культуролог, переводчик и исследователь «Слова о полку Игореве» и «Повести временных лет», автор многочисленных монографий и исследований по истории искусства и литературы.

5 Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), российская общественная организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшему повелению Императора Александра III Александровича с целью поддержания

Православия в Святой Земле, организации и помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В. Н. Хитрово. Первым председателем Общества был Великий князь Сергей Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В мае 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжает свою традиционную деятельность в России и Святой Земле.

ские чтения «Москва в жизни великокняжеской четы» с участием Изольды Константиновны прошли 1 ноября 2013 г. в зале заседаний Центра ИППО в Москве на ул. Забелина.

На протяжении более четверти века И. К. Кучмаева работала над биографией выдающейся общественной деятельницы, благотворительницы и замечательной представительницы Императорского Дома Романовых, святой Русской Православной Церкви — Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Изольда Константиновна автор трёх изданных значимых и широко известных в России и за рубежом научных монографий о Великой княгине Елисавете Фе-одоровне: «Жизнь и подвиг Великой княгини Елисаветы Феодоровны», 2004 г.; «Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», 2008 г.; «Цветы — это надежды... Мир цветов в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны, её родных и друзей», 2011 г.

Как автор этих книг и многочисленных публикаций о преподобномученице Елисавете Фе-одоровне, она понимала, что знания о великой подвижнице, просиявшей святостью в один из самых тяжёлых периодов русской истории, необходимо распространять в современном российском обществе, как пример служения народу, Отечеству и Церкви. Не случайно, в начале своей книги «Жизнь и подвиг Великой княгини Елисаветы Феодоровны» Изольда Константиновна приводит замечательный факт, особенно характеризующий преподобномученицу. Весной 1917 г. к Елисавете Феодоровне прибыл посланец немецкого императора и предложил покинуть революционную Москву, на что она «сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью — сестёр московской Марфо-Мариинской обители милосердия» 6. Высокая сила духа и исключительный нравственный императив преподобномучени-цы особенно волновали и привлекали Изольду Константиновну при написании образа Елиса-веты Феодоровны. В её монографиях представлены глубокие и непоколебимые нравственные основы бытия Великой княгини, раскрыта сущность её духовного и гражданского подвига.

Роскошная и обширная, богато и разнообразно иллюстрированная монография И. К. Куч-

6 Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2004. С. 3.

маевой «Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», изданная «Издательством Индрик» в 2008 г. стала событием в культурной жизни России. Перед автором настоящей статьи не стоит задача представить подробный анализ замечательной монографии Изольды Константиновны, но обращу внимание читателя на представленные в ней материалы по культуре и истории паломничества святой подвижницы.

Безусловно, Изольда Константиновна не представила в монографии абсолютно все богомольные путешествия Великой княгини. В беседах со мной она говорила о том, что историки ИППО и, в первую очередь Н. Н. Лисовой 7, подробно и неоднократно описывали паломническую поездку Елисаветы Феодоровны в 1888 г. в Святую Землю, а также её деятельность в качестве председателя ИППО 8.

Изольда Константиновна писала: «Почему паломнические поездки были так притягательны для Великой княгини? Прежде всего, потому, что позволяли на некоторое время обособить аскетическую молитву в келье от служения миру. Повседневная жизнь, наполненная заботой о ближних и дальних, оставляла для молитвы, как правило, лишь ночные часы. <...> Для Елисаветы Феодоровны паломничество было в первую очередь школой спасения души, постоянной борьбой с рудиментами мирского во имя своего духовного призвания» 9. Подробно и обстоятельно Изольда Константиновна описала паломничество Елисаветы Феодоровны в Кашин в июне 1909 г. на торжества, связанные с вторичным обретением честных мощей преподобной Тверской Великой княгини Анны Кашинской 10.

7Лисовой Николай Николаевич (род. 1946), известный русский учёный, писатель и общественный деятель, заместитель председателя ИППО с 1995 по н/в, член Общества с 1974 г., историк Императорского Православного Палестинского Общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, специалист по истории Ближнего Востока, России и Русской Православной Церкви.

8Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006. С. 193-194.

9Кучмаева И. К Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008. С. 231.

10Анна (Евфросиния) Кашинская (ок. 1278-1368),

преподобная, Великая княгиня Тверская, из рода Рюри-

ковичей. Анна Дмитриевна родилась в Ростове, дочь Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича. В 1294 г.

она была обвенчана со святым благоверным Михаилом II

На страницах своей замечательной книги Изольда Константиновна открыла перед читателями особую страницу в жизни Елисаветы Фе-одоровны, связанную с паломническими поездками, которые она совершила вместе со своим горячо любимым мужем Великим князем Сергием Александровичем 11 к святым местам Российской Империи. В 1886 г. великокняжеская чета совершила паломничество в Вышинскую пустынь, где они встретились и получили благословение святителя Феофана Затворника 12.

Ярославичем, Великим князем Тверским, от брака с которым имела четверых сыновей: Дмитрия, Александра, Константина и Василия. В 1318 г. она провожала до р. Нерль своего мужа, который ехал на верную смерть в Золотую Орду. После убийства Михаила Ярославича в Орде она приняла постриг с именем Евфросиния в Тверском Софийском монастыре. В 1326 г. в Орде был казнён её старший сын Дмитрий Михайлович Грозные Очи, Великий князь Владимирский и Тверской. В 1327 г. она бежала вместе со своими сыновьями из Твери в Ладогу от восставших твери-чей, убивших ханского баскака, и ордынского погрома, обрушившегося после этого на Великое княжество Тверское. В 1339 г. в Орде погиб её второй сын Александр Михайлович, Великий князь Тверской, и его сын Фёдор, внук Великой княгини. В 1346 г. в Орде скончался её третий сын Константин Михайлович, Великий князь Тверской. По просьбе своего младшего сына Василия, княжившего в г. Кашине, она переехала жить к нему, хотя периодически приезжала в Тверь к могилам своих детей и мужа. Великая княгиня скончалась в пригородной слободе Кашина, в схиме ей было возвращено имя Анна, и была погребена в Успенском соборе г. Кашина. Память 2 октября, 12 июня.

11 Сергей Александрович (1857-1905), Великий князь из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и общественный деятель, пятый сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенант, один из учредителей и первый председатель Императорского Православного Палестинского Общества, паломник. С 1884 г. супруг Елисаветы Феодоровны, старшей сестры Императрицы Александры Фёдоровны. С 1887 г. командир лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершал паломничество в Святую Землю, неоднократно поклонялся отечественным святыням. Погиб в Москве от взрыва бомбы, брошенной в него террористом.

12 Феофан Затворник Вышенский (1815-1894), святой епископ Тамбовский и Шацкий, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в Орловской губернии в семье священника. Он был отправлен в Палестину в качестве члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1847-1855 гг. Он совершал в тот период многочисленные паломничества по Святой Земле, Синаю и Афону, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. В 1872 г. святитель уходит в затвор. В последний период жизни он написал многочисленные литературно-богословские труды. Память 10 января.

7

В 1892 г. они с паломническими целями посетили Ярославль, Углич, Романов-Борисоглебск, Рыбинск и Ростов Великий, где поклонились местночтимым святыням и были встречены толпами богомольцев. Изольда Константиновна посвятила этой поездке несколько проникновенных строк: «В ходе паломничества перед взором Их Высочеств прошёл целый сонм великих русских святых. Икона каждого святого, будучи житием в красках, наполняла душу царственных паломников ощущением богатства их подвигов. Жития святых, будучи любимым домашним чтением семьи Великого князя Сергия, в дни этого паломничества обрели для них полноту и духовную близость» 13.

Великая княгиня Елисавета Феодоровна совершала паломничества к святым местам, находящимся в Киеве, Почаеве, Орле, Уфе, Белгороде, Архангельске, Перми, Костроме и других местах Российской империи. Она посетила Тро-ице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, где молитвенно поклонилась великим православным святыням. В июле 1913 г. она совершила богомольное путешествие в Соловецкую обитель, где она приняла участие в крестном ходе, молилась у святынь монастыря и посетила его скиты. В мае 1914 г. она паломничала в Оп-тину пустынь, где молилась у святынь обители, а также встречалась и беседовала с оптинскими старцами. В июле того же года августейшая паломница посетила с паломническими целями Белогорский монастырь, называемый в народе Сибирский Афон, расположенный в Пермской земле. Об этом промыслительном и провидческом богомолье августейшей паломницы Изольда Константиновна написала следующее: «В эту паломническую поездку по монастырям Урала

13 Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует... С. 241.

8

Великая княгиня Елисавета Феодоровна посетила кроме Перми, Белогорского монастыря, Алапаевск, место своего грядущего убийства, и Верхотурье» 14. Далее Изольда Константиновна пишет, что эти паломнические поездки Великой княгини Елисаветы Феодоровны, особенно те, которые она совершала после смерти своего мужа Сергия Александровича, укрепляли её для будущих испытаний и мученической кончины.

Оценивая общественное значение богомолья августейшей паломницы, Изольда Константиновна делает важный вывод: «можно говорить об общерусском значении паломнических путешествий Елисаветы Феодоровны, поскольку народ уже тогда почитал её как человека святой жизни. Каждому были очевидны добродетели Царственной паломницы: щедрость милостыни, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение» 15. Не удивительно, что эта народная любовь жива до настоящего времени. Тысячи паломников приходят поклониться честным мощам преподоб-номученицы Елисаветы Феодоровны, которые покоятся в Иерусалиме в храме во имя святой Марии Магдалины, в освящении которого она принимала участие в 1888 г.

Биограф августейшей паломницы Елисаве-ты Феодоровны монахиня Елисавета (Кучма-ева), в миру Изольда Константиновна, также, простив всех, покоится с миром на погосте Ни-коло-Бирлюковского монастыря. И мне очень хочется верить, что благодарные потомки будут помнить о её делах и духовном подвиге, который она совершала ежедневно.

14 Там же. С. 260.

15 Там же. С. 231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.