Научная статья на тему 'ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ КАК ИСТОЧНИКИ О ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ КАК ИСТОЧНИКИ О ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ АРИСТОКРАТИЯ / ДНЕВНИКИ / ДУХОВЕНСТВО / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / MILITARY ARISTOCRACY / DIARIES / CLERGY / PILGRIMAGE / ART INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балахонова М.А., Околотин В.С.

В данной статье поднимается проблема роли интеллигенции в развитии государственности и культуры России и зарубежных стран, а также значения религии в формировании мировой культуры. Актуальность темы обусловлена возрождением паломничества верующих в святые места, которое мы видим на сегодняшний день, но проявляющегося в форме всеми известного туризма, в отличие от предыдущего периода. Большую роль в этом играет Императорское Православное Палестинское общество, а также церкви и монастыри, потому что именно они подвигают верующих на паломничество. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, более миллиона россиян ежегодно посещают Святую Землю, и ожидается, что их поток будет расти. В данном исследовании ставится цель , используя комплексный подход, показать роль разных категорий интеллигенции России в XIX - начале XX в. (военной аристократии - в формировании государственности, духовенства - в укреплении религии, художественной интеллигенции - в развитии культуры). В рамках этой цели сформулированы задачи : используя аналитический метод, с помощью краткой характеристики биографий авторов источников показать их принадлежность к интеллигенции; дать критическую оценку источникам, проанализировав конкретные факты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ КАК ИСТОЧНИКИ О ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

М. А. Балахонова, В. С. Околотин

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ КАК ИСТОЧНИКИ О ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Атрибуция источников

(авторство, время и место создания, достоверность)

Все рассмотренные нами источники входят в книжную серию «Восточнохристианский мир» издательства «Индрик». Это крупнейшее российское (московское) издательство, публикующее академическую гуманитарную научную литературу широкого профиля, основано в 1992 году. Ведущие направления издательства — историческое, филологическое и искусствоведческое. За 20 лет им выпущено в свет около 650 книг по лингвистике, литературоведению, этнолингвистике, фольклористике, по истории и духовной культуре восточных, западных и южных славян, по этнографии и географии, святоотеческой письменности и искусству. План последних лет включает в себя в среднем примерно по сорок-пятьдесят изданий в год. Как правило, это фундаментальные научные труды и публикации источников, образующие прочную базу для исследований самого широкого профиля.

© Балахонова М. А., Околотин В. С., 2019

Балахонова Мария Андреевна — магистрантка 2-го курса исторического факультета Ивановского государственного университета. mary.1995@yandex.ru

Balahonova Maria Andreevna— 2-year master's degree student of the faculty of history of the Ivanovo state university.

Околотин Владимир Сергеевич — доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России Ивановского государственного университета. okolotin.vladimir@yandex.ru

Okolotin Vladimir Sergeevich — doctor of historical sciences, head of the department of history of Russia of the Ivanovo state university.

Общие положения

Представители русской интеллигенции, жившие в XIX — начале XX в., были людьми не только умственно, но и религиозно развитыми. Военная аристократия, духовенство, художественная интеллигенция обогащали свой духовный мир, совершая паломничество на Святую землю, гору Афон и другие наиболее известные и значимые святыни вселенского христианства.

Паломничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры, с целью поклонения и молитвы; хождение верующих, в т. ч. интеллигенции, к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом. Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанным с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

Религиозное паломничество представляет собой сложное, многообразное духовное и социокультурное явление в жизни многих народов. Как вид религиозной деятельности людей оно зародилось в глубокой древности и связано с появлением развитых форм религии и высокой стадией социокультурных отношений в обществе. Наиболее системным паломничество стало при формировании и развитии мировых монотеистических религий.

В XIX в. традиция паломничества гораздо более четко, чем ранее, прослеживается по документам личного происхождения. На рубеже XIX—XX вв. она приобретает все признаки расцвета, является широко бытующей и хорошо осознаваемой самими ее носителями. Можно выделить значительный спектр паломнических хождений по их целям и внешним признакам, которые тесно взаимосвязаны, — цель путешествия определяет его место и дальность расстояния. Большое значение имеет уже существующая традиция и степень информированности богомольца об объекте посещения. Важнейшей предпосылкой для расширения этого движения стала многогранная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества, которое начиная с 1880-х годов постепенно создало для паломников разветвленную структуру своих социально-культурных учреждений, в частности, в Святой земле.

Актуальность проблемы

Данная тема весьма актуальна, т. к. в России в конце XX в. возрождалось массовое паломничество верующих в святые места. Большую роль в этом играют общественные религиозные организации, действующие монастыри и церкви, которые упорядочивают паломническое движение. Появились службы, специализирующиеся на организации соответствующих поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, приезжающие в этот город православные из России, Украины и Молдавии составляют около половины паломников со всего мира.

Анализ биографий

В первой части статьи при помощи краткого обзора биографий авторов дневников показывается их принадлежность к интеллигенции.

Чтобы говорить о чем-либо конкретном, необходимо сначала дать общую характеристику. Интеллигенция — это социокультурная общность, представители которой отличаются высоким образовательным уровнем и творческим отношением к профессиональной и общественной деятельности, направленной на производство и сохранение достижений культуры и общечеловеческих ценностей, и обладают особыми психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами, проявляющимися в отношении к народу и государству1. Профессиональная подготовка, позволяющая занимать определенное место в структуре общества, дает основание классифицировать авторов источников личного происхождения на различные группы интеллигенции. Все факты, примеры и особенности будут представлены при анализе биографий и внутренней критике источников.

К первой категории интеллигенции решено отнести военную аристократию — группу богатых и влиятельных людей (князей, графов, баронов), стоящую выше других категорий и защищающую интересы государства на международной арене. Они отличались знатностью происхождения, наличием высшего военного образования, а также светскими «подвигами» перед обществом и Отечеством. Нравственность, духовные принципы, понятия о чести и порядочности были присущи исключительно высшим сословиям.

Именно благородство и личное достоинство, положение в обществе удерживали аристократов от совершения низких поступков.

Определенно первое место среди данной категории занимает великий князь Константин Николаевич. Он родился в 1827 году в Санкт-Петербурге. Знатность происхождения определялась социальным положением родителей: его отцом был российский император Николай I, а матерью — прусская принцесса Фриде-рика Шарлотта Вильгельмина, в народе известная как российская императрица Александра Федоровна. Высокого интеллигентского профессионализма князь добился благодаря военно-морской практике, которую он проходил с раннего детства. Большое значение имел для него выход в Финский залив на люггере «Ораниенбаум» в 1843 году. Огромный опыт князь получил, участвуя в Венгерском походе 1849 года. Также Константин Николаевич совершил для государства настоящий подвиг: во время Крымской войны он принимал участие в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота2.

Следующая позиция достается графу Николаю Владимировичу Адлербергу, родившемуся в 1819 году в Санкт-Петербурге в семье известного графа Владимира Федоровича Адлерберга. В 1830 году он окончил Пажеский корпус Его Императорского Величества. Своего интеллигентского профессионализма граф достиг благодаря прохождению военной практики. В 1841 году Николай Владимирович Адлерберг принял участие в военных действиях на Кавказе. Также он участвовал в Венгерской кампании 1849 года. Граф Адлерберг дважды совершал путешествие на Святую землю. Описание первого путешествия в 1845 году вышло под названием «Из Рима в Иерусалим»3.

Последним в ряду военной аристократии становится Дмитрий Антонович Скалон. Он родился в 1840 году. Его отцом был генерал-лейтенант Антон Антонович Скалон, происходивший из древнего дворянского рода, а матерью — баронесса Ольга Григорьевна фон Крюденер. Он получил высшее военное образование, окончив в 1863 году Николаевскую Академию Генерального Штаба. Дмитрий Антонович участвовал в польской кампании 1863 года. В 1864—1878 годах был адъютантом великого князя Николая Николаевича, сопровождая его в поездке на Восток, о которой позднее написал воспоминания «Путешествие по Востоку

и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича». Также он участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов4.

Таким образом, можно сказать, что военную аристократию по праву можно считать одной из категорий интеллигенции. Все эти люди получили «богатую» профессиональную военную подготовку, которая позволила им занимать определенное место в социальной структуре общества, иметь титул князя, графа, барона и мн. др. Также их отличало обладание особыми нравственными качествами, такими как храбрость, смелость, честь, достоинство, проявлявшимися во время участия в тяжелых военных кампаниях, совершавшихся на благо государства и народа.

Хотя до сегодняшнего дня идут споры, причислять ли духовенство к интеллигенции, тем не менее именно люди из этой среды также были авторами изучаемых нами паломнических мемуаров. Духовенство — общественное сословие, состоящее из профессиональных служителей культа той или иной религии. В православных церквях в духовенство входят только мужчины. Оно составляет три степени священства: диакон, священник (иерей), епископ (архиерей). Духовенство подразделяется на белое (священники, вступившие в брак) и черное (монашество). В данное сословие вошли архимандрит Леонид Кавелин и епископ Евгений Мерцалов, отличавшиеся наличием высшего духовного образования, а также такими интеллигентскими нравственными качествами, как кротость и смирение.

Архимандрит Леонид Кавелин родился в 1822 году в Вяземском уезде Смоленской губернии. В 1852 году он стал послушником Оптинской пустыни. В 1857 году Леонид постригся в монахи и был посвящен в сан сначала иеродиакона, затем — иеромонаха; в 1863 году — возведен в сан архимандрита. Леонид вел активную общественную работу на благо русского православного верующего населения: в 1859 году архимандрит был назначен сначала членом, а затем начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С начала 1870-х годов он был членом Московского архитектурного общества, где занимался вопросами сохранения памятников церковной архитектуры5.

Стоявший ниже по церковному сану епископ Евгений Мерцалов родился в 1857 году в Тульской губернии. Он получил сначала среднее, а затем высшее духовное образование, окончив

в 1876 году Тульскую духовную семинарию, а в 1895 году — Московскую духовную академию с научной степенью кандидата богословия. Особых успехов он достиг в преподавательской деятельности. В 1895 году его назначили преподавателем, в 1901 году — инспектором, а в 1902 году — ректором Олонецкой духовной семинарии. В 1899 году епископ Евгений совершил паломничество на Святую землю, под впечатлением которого впоследствии написал свой главный труд «От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника»6.

Подводя итог, можно сказать, что духовенство стояло особняком в интеллигентском ряду, отличаясь специфичностью сферы деятельности, интересов которой придерживались далеко не все. Среди населения как тогда, так и сейчас было немало атеистов или людей, которые называли себя верующими, но не воплощали это в жизненной практике. Духовенство получало профессиональную подготовку, заканчивая средние и высшие духовные заведения, а также проходя многолетний опыт и повышаясь в церковном сане. Для этих людей характерны такие нравственные качества, как кротость, смирение, набожность, а также ряд духовных поступков, заключавшихся в воспитании русского населения, как в церквях — во время литургии или на исповеди, так и в духовных образовательных учреждениях — во время лекций и практических занятий.

Третью категорию составляет художественная интеллигенция. Ее можно причислить к одной из самых интеллектуальных социальных групп. Художественная интеллигенция — социально-профессиональная группа людей квалифицированного умственного труда, профессионально занятых созданием художественных ценностей, — это литераторы, композиторы, художники, кинематографисты, артисты, режиссеры, журналисты, работники средств массовой информации и др. Особенностью деятельности данной социальной группы является творчество качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В данную категорию мы отнесли писателя Андрея Николаевича Муравьева и ученого Дмитрия Дмитриевича Смышляева.

Андрей Николаевич Муравьев родился в Москве в 1806 году. Как и многие интеллигенты, А. Н. Муравьев получал образование на дому. Одним из его наставников был известный педагог

С. Е. Раич, с юности воспитывавший в ученике любовь к русской словесности. Наравне с А. Н. Муравьевым «кружок Раича» посещали такие литераторы, как М. А. Дмитриев, А. С. Норов, B. Ф. Одоевский, А. И. Писарев, М. П. Погодин. Общение со столь известными людьми укрепляло его социальное положение в обществе. В 1829—1830 годы как паломник он посетил Александрию и Каир, Иерусалим, Кипр, Смирну, Константинополь. После поездки вышло в свет его главное произведение «Путешествие ко Святым местам в 1830 году», которое принесло ему огромную популярность в обществе, т. к. его поездка была воспринята как священная миссия России в странах Востока7.

Дмитрий Дмитриевич Смышляев родился в 1828 году в Перми. В 1844 году после окончания гимназии он обратился к общественной и просветительской деятельности, а также принимал активное участие в организации публичных чтений и воскресных школ. Д. Д. Смышляев также много сделал для русского православного верующего населения: в 1885—1889 годах он был первым уполномоченным Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, где благодаря его усилиям построено Сергиевское подворье для организации быта русских паломников8.

В итоге можно сказать, что художественная интеллигенция обладала высокими профессиональными качествами, создавая огромное количество литературных произведений, обогативших русскую культуру. Также ее представители занимались общественной и культурно-просветительской деятельностью.

Внутренняя критика источников

Во второй части работы дается внутренняя критика дневников (анализ конкретных фактов).

Дневник великого князя Константина Николаевича включает в себя материалы по истории первого русского августейшего паломничества на Святую землю, предпринятого им в 1859 году. Эта поездка способствовала восстановлению влияния России на Православном Востоке после Крымской войны и создала условия для развития массового паломничества из России на Святую землю.

Данное положение можно подтвердить фактом создания высочайше утвержденного Палестинского комитета под председательством великого князя Константина Николаевича, который

имел единоличное право попечения о русских паломниках Святой земли. Фактически Палестинский комитет стал прообразом будущего Палестинского Общества, созданного в 1882 году В. Н. Хитрово, бывшим подчиненным великого князя по Морскому министерству. Он пробудил глубокое сочувствие и заботу о нуждах русского дела в Палестине в супруге императора Марии Александровне, которая до конца дней из своих личных средств оказывала помощь и поддержку Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Великий князь жертвовал личные средства на украшение первых храмов Русской Палестины — Троицкого собора и церкви царицы Александры в Иерусалиме9.

По словам сопровождавшего Константина Николаевича секретаря А. В. Головнина, благодаря посещению Иерусалима в великом князе, во-первых, «укрепилась и упрочилась привязанность или сочувствие к святым местам и желание довести до конца начатое им устройство благотворительных заведений для наших поклонников»; во-вторых, «увидев на месте положение Православной Церкви в Палестине, он получил возможность говорить о ней в Санкт-Петербурге со знанием дела, и голос и мнение его по этому предмету приобрели больший вес и влияние»10.

Дневник графа Н. В. Адлерберга о путешествии в Иерусалим в 1845 году можно назвать популярным сочинением в ряду литературных свидетельств паломничеств ко Святому Гробу представителей русской аристократии середины XIX в. Написанное легко и свободно, оно в то же время передает глубину религиозного чувства паломника, дает подробное описание Святой земли, а также многочисленных бытовых и исторических реалий того времени.

Читая дневник, необходимо отметить необыкновенную образованность Н. В. Адлерберга. Она проявляется в глубоких знаниях графа об истории Древней Греции, особенностях ее архитектуры. Об этом также можно судить по литературным способностям Н. В. Адлерберга: он хорошо знаком с книгами своих предшественников, в особенности А. Н. Муравьева и Ф. Р. де Шатобриана, о которых часто упоминает. Впрочем, в середине XIX в. подобное знание автором классической истории было вполне обычным явлением11.

Сочинение Д. А. Скалона представляет путевой дневник, содержащий как личные наблюдения и впечатления, так и подробное изложение официальной деятельности великого князя Николая Николаевича во время поездки. В книге содержится описание множества встреч великого князя с султаном Абдулазизом, Иерусалимским Патриархом Кириллом, видными сановниками Османской империи. Спутниками Николая Николаевича были принцы Ольденбургские Александр Петрович и Константин Петрович, граф Г. А. Строганов, генералы Д. И. Скобелев, М. Н. Дохтуров, В. Н. Сипягин, А. А. Галл и др. Об определенно высоком социальном положении Д. А. Скалона в военном обществе говорило общение со столь знатными людьми. Все они через пять лет после этого путешествия принимали активное участие в боевых действиях русской армии на Балканах под командованием великого князя Николая Николаевича Старшего. Эта поездка несомненно имела военно-политическое значение, но в Палестине приобрела четкий смысл паломничества ко Святому Гробу.

Данное положение можно подтвердить целым рядом фактов-итогов данного события: во внешнеполитической перспективе — отсрочка войны с Турцией; для православия на Востоке — поддержка Иерусалимского Патриарха Кирилла; для русского дела в Палестине — одобрение деятельности архимандрита Антонина и освящение главного русского собора Палестины, что в целом служило укреплению русского духовного присутствия на Святой земле; через десять лет великий князь стал одним из основателей Православного Палестинского Общества; в военном отношении — рекогносцировка местности для будущих военных операций русской армии во время Балканской войны; в общественной деятельности — покровительство Обществу востоковедения12.

Таким образом, дневники военной аристократии показывают ее роль в развитии государственности России, что объясняется высокими нравственными поступками авторов, а также их интеллигентским военным профессионализмом.

В заглавие книги архимандрита Леонида (Кавелина) не вынесено слово «Путеводитель», хотя сам он называет свой труд именно так. Это объясняется тем, что книга уже в момент издания выходила далеко за рамки своего внешне утилитарного назначения. Дневник архимандрита Леонида Кавелина стал в наши

дни самостоятельным источником и прекрасным путеводителем для изучения русского паломничества, истории, культуры, религии, топографии и быта Иерусалима 50-х годов XIX в.

Идея создания путеводителя по Святым местам Иерусалима для русских паломников принадлежала великому князю Константину Николаевичу. Созданный при его участии и руководимый им уже выше упоминаемый нами Палестинский комитет включил в программу своей деятельности организацию работы по подготовке такого путеводителя. Иеромонах Леонид, с которым великий князь познакомился во время своего пребывания в Иерусалиме в 1859 году, как никто другой подходил для этой цели. Его склонность к литературному и научному труду, глубокая вера и почитание святынь Иерусалима, его непосредственное всестороннее знакомство с ними, как и с потребностями паломников в Святой земле — всё это дало повод в 1861 году просить отца Леонида от имени Палестинского комитета взять на себя труд подготовки такой книги13.

Целью архимандрита Леонида было создание собственного православного описания святых мест, основанного на материале и источниках, на близких и понятных русским православным паломникам образах. Поэтому он пытается сочетать цитаты из Священного Писания Православной Церкви с повествованием о святынях. В этом, на наш взгляд, состоит главное достоинство труда, предпринятого архимандритом Леонидом14.

Научное и литературное наследие Леонида Кавелина огромно, его заслуги были признаны Академией наук и русскими учеными обществами, избравшими его своим членом15.

Дневник епископа Евгения (Мерцалова) представляет интерес для изучения русского присутствия в Палестине в начале XX столетия, русского паломничества и деятельности Императорского Православного Палестинского Общества как в России, так и на Ближнем Востоке.

На читателя производит большое впечатление интеллигентская эрудиция автора. Он не только читал источники, научную и популярную литературу о Востоке, но и прекрасно разбирался в иконописи, фресковой живописи, мозаичном искусстве, архитектуре. Его личные впечатления от Константинополя, Иерусалима и других городов сопровождаются развернутыми справками

об их истории. В книге даны профессионально составленные географические очерки, например, о Мертвом море и реке Иордан. На страницах дневника о. Евгений вступает в заочный спор с исследователями, точка зрения которых представляется ему ошибочной. В частности, он критикует мнение англичанина Гордона о месте расположения горы Голгофы16.

Отличительной особенностью мемуаров Евгения Мерцало-ва является то, что в них подробно сказано о деятельности Императорского Православного Палестинского Общества, играющего важную роль в жизни русского православного верующего населения. Данное положение можно подтвердить рядом фактов. Уже в первом разделе дневника говорится об общении автора с функционерами Палестинского Общества в Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Здесь же автор подробно объясняет читателям, в числе которых находились и потенциальные паломники, чем будет выгодна для них в материальном и организационном плане покупка паломнической книжки17.

В последней части дневника идет речь о размещении прибывших паломников в зданиях русских подворий, выстроенных благодаря Палестинскому Обществу. Здесь же автор свидетельствует о сложившихся благодаря Императорскому Православному Палестинскому Обществу традициях в процедуре приема вновь прибывших паломников: сначала следовал благодарственный молебен на «Русских постройках», затем размещение по подворьям, трапеза и в конце дня — помывка в настоящей русской бане, которая была столь необходима после длительного пути18.

Если сравнить дневник о. Евгения с другими паломническими источниками личного происхождения, то последние уделяют до обидного мало внимания многогранной работе Императорского Православного Палестинского Общества. При чтении их остается стойкое впечатление, что подворья, где жили паломники, были построены сами собой; группы поклонников, отправлявшихся в Назарет, Вифлеем или на Мертвое море, формировались стихийно, а кавасы сопровождали паломников по своей собственной инициативе; хотя всё это и многое другое было организовано Императорским Православным Палестинским Обществом19.

Дневники священнослужителей отражали роль духовенства в укреплении православия в России, что подтверждалось фактами

об интеллигентском нравственном «воспитании религией» населения, например включением в источники сведений, говорящих о значении Императорского Православного Палестинского Общества.

Предлагаемое читателям «Путешествие» А. Н. Муравьева признано лучшим в ряду других многочисленных книг и очерков писателя. Прочитанное самим А. С. Пушкиным «с умилением и невольной завистью», «Путешествие» выдержало за 15 лет 5 изданий и во многом стимулировало в русском читающем обществе — от крестьянских книгочеев до петербургской элиты — живой интерес к Святой земле и Христианскому Востоку.

Открывая книгу А. Н. Муравьева, читатель с первых страниц убеждается, что перед ним типичная «проза поэта» — об этом свидетельствует как возвышенный настрой интеллигентского профессионализма, так собственно и язык произведения. В работе над книгой автору удалось создать особый поэтический стиль, в котором слились до неразличимости цитаты из библейских книг, а также нравственные интеллигентские категории, такие как романтическая память рыцарских подвигов и собствен-

20

ные честные излияния души автора .

Книга А. Н. Муравьева стала «документом эпохи» не только для петербургской интеллигентской аудитории или влиятельных людей МИДа, но и для всей страны: это можно подтвердить тем фактом, что его поездка была воспринята в обществе как намек на священную миссию России в государствах Востока. Именно благодаря этой книге к литератору пришла настоящая слава21.

В «Путешествии» А. Н. Муравьев также засвидетельствовал и обновление своих творческих ориентиров, став зачинателем «церковной беллетристики», обогатившей поэтику духовной литературы и сделавшей ее доступной простому читателю.

Книга умного и наблюдательного путешественника Д. Д. Смышляева «Синай и Палестина», написанная живым и выразительным языком, и сегодня сохраняет свое значение и обаяние для людей, интересующихся судьбами Святой земли и русского православного паломничества.

Предлагаемые вниманию путевые заметки печатаются с воспроизведением всех особенностей авторского текста. Интеллигентский профессионализм Д. Д. Смышляева проявлялся в том, что многие географические названия приводятся в современной

ему транскрипции, восходящей преимущественно к французской палестиноведческой литературе, которую Дмитрий Дмитриевич много изучал. Поскольку очерки писались в период, когда еще не был издан общепринятый русский синодальный перевод Библии, цитаты из Священного Писания даются, как правило, по русскому переводу архимандрита Макария (Глухарева)22.

Выводы

Подводя общий итог всему вышесказанному, можно отметить, что русская интеллигенция была духовно развитой социальной группой, о чем свидетельствует каждый конкретный дневник. Военную аристократию как высшую категорию интеллигенции характеризуют знатное происхождение, высокий военный профессионализм, героические подвиги во славу Отечества, сыгравшие существенную роль в развитии государственности России.

Значение духовенства в духовном развитии народа заключалось в том, что, обладая высокими нравственными качествами, оно транслировало их населению через церковь, создание религиозных путеводителей для паломников. Священнослужители затрагивали в своих дневниках роль Императорского Православного Палестинского Общества, также внесшего огромный вклад в религиозное развитие страны.

Наконец, художественная интеллигенция отличалась высоким творческим профессионализмом и сыграла свою роль в развитии культуры России, вводя в оборот новые литературные жанры и совершая новые научные открытия.

Примечания

1 Меметов В. С., БудникГ. А. Высшее образование в России: традиции, преемственность, перспективы развития // Интеллигенция и мир. 2018. № 3. С. 12.

2 Константин Николаевич // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1896—1918. Т. 9.

3 См.: Адлерберг, Николай Владимирович, граф // А (метка английского Ллойда) — Алжирия. СПб., 1911.

4 Волков С. В. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. М., 2009. Т. 2: Л — Я. С. 494.

5 Никольский А. Леонид (Кавелин) // Русский биографический словарь. Т. 10.

6 См.: Галкин А. К. Евгений (Мерцалов) // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 81—82.

7 Муравьев Андрей Николаевич // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 10-е мая 1874 года. СПб., 1874. С. 17.

8 Смышляев, Дмитрий Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1900. Т. XXXА.

9 Великий князь Константин Николаевич на Святой Земле в 1859 году. М., 2009. С. 15.

10 Головнин А. В. Поездка великого князя Константина Николаевича на Православный Восток в 1859 году. М., 2009. С. 190.

11 Адлерберг Н. В. Из Рима в Иерусалим. Сочинение графа Н. Адлерберга. М., 2008. С. 274.

12 Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. М., 2007. С. 211.

13 Кавелин Л. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока паломника. М., 2008. С. 380.

14 Там же С. 382.

15 Там же. С. 380.

16 Мерцалов Е. От Петразаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления. М., 2014. С. 16.

17 Там же. С. 19.

18 Там же.

19 Там же. С. 20.

20 Муравьев А. Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М., 2007. С. 19.

21 Там же. С. 14.

22 Смышляев Д. Д. Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года. М., 2008. С. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.