Научная статья на тему 'Русское паломничество на Святую Землю: аспекты историографии'

Русское паломничество на Святую Землю: аспекты историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / HOLY LAND / ИЕРУСАЛИМ / JERUSALEM / ПАЛОМНИЧЕСТВО / PILGRIMAGE / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / МУРАВЬЕВ / ИЕРОМОНАХ АНИКИТА / HIEROMONK ANIKITA / ДМИТРИЕВСКИЙ / ПАЛЕСТИНОВЕДЕНИЕ / MURAVJEV / DMITRIEVSKIJ / PALESTINIAN STUDIE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изотов Андрей Борисович

Cтатья представляет собой обзор историографии паломничества на Святую Землю XIX XXI вв. Было выделено несколько периодов: XIX в., XX в. и современные исследования. Расцветом посещения Иерусалима и его окрестностей является дореволюционное время. Святую Землю посещали известные сановники и простые паломники: А.Н. Муравьев, А.С. Норов, князь А.А. Ширинский-Шихматов (иеромонах Аникита), Д.А. Скалон и др. На протяжении второго этапа формирования историографии, в период от 1917 г. до конца 1980-х гг., исследователей российской истории не интересовал вопрос русского присутствия на Ближнем Востоке. Важной монографией этого периода являются книги архимандрита Киприана (Керна) и митрополита Никодима (Ротова). Основными современными исследователями в области истории русского присутствия на Святой Земле, прежде всего, являются сами члены Императорского православного палестинского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian pilgrimage to the Holy Land: the issues of historiography

The article is a review of the historiography of the pilgrimage to the Holy Land of the XIX XXI centuries. The history of investigation of pilgramage to the Holy Land is divided into three periods: XIX century, XX century and contemporary monographies. Famous people and ordinary pilgrims visited: A.N. Muravjev, A.S. Norov, Prince A.A. Shirinskiy-Shikhmatov (hieromonk Anikita), D.A. Skalon, etc. During the second period of historiography (1917-1980s), researchers of the Russian history were not interested in the question of the Russian presence in the Middle East. The important monographies in this period are the books of archimandrite Cyprian (Kern) and mitropolitan Nikodim (Rotov). Most of all, the main modern scientists in the field of history of the Russian presence in the Holy Land are the members of the Imperial Orthodox Palestinian Society.

Текст научной работы на тему «Русское паломничество на Святую Землю: аспекты историографии»

Изотов Андрей Борисович

кандидат исторических наук, директор клубного формирования подростково-молодежного центра «Петроградский»

Адрес: 197198, Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны, 18 E-mail: [email protected]

Русское паломничество на Святую Землю: аспекты историографии

Статья представляет собой обзор историографии паломничества на Святую Землю XIX - XXI вв. Было выделено несколько периодов: XIX в., XX в. и современные исследования. Расцветом посещения Иерусалима и его окрестностей является дореволюционное время. Святую Землю посещали известные сановники и простые паломники: А.Н. Муравьев, А.С. Норов, князь А.А. Ширинский-Шихматов (иеромонах Аникита), Д.А. Скалон и др. На протяжении второго этапа формирования историографии, в период от 1917 г. до конца 1980-х гг., исследователей российской истории не интересовал вопрос русского присутствия на Ближнем Востоке. Важной монографией этого периода являются книги архимандрита Киприана (Керна) и митрополита Никодима (Ротова). Основными современными исследователями в области истории русского присутствия на Святой Земле, прежде всего, являются сами члены Императорского православного палестинского общества.

Ключевые слова: Святая Земля, Иерусалим, паломничество, историография, Муравьев, иеромонах Аникита, Дмитриевский, палестиноведение.

В формировании историографии паломничества на Святую Землю можно выделить несколько периодов: путешествия XIX - начала XX вв., материалы XX века и современные исследования. К дореволюционному периоду относятся записки, дневники, письма, мемуары путешественников, писателей и историков, побывавших на Святой Земле, являющиеся уникальным источником знаний о жизни Ближнего Востока. Также они содержат важные сведения о взаимоотношениях православной России с Палестиной. К таким источникам относится знаменитое «Путешествие ко святым местам в 1830 году» Андрея Николаевича Муравьева (Муравьев, 2007). «Путешествие», совершенное им в возрасте двадцати четырех лет. Впервые оно было напечатано еще при жизни автора и явилось мощным толчком к развитию таланта писателя и вдохновением к посвящению своей жизни Палестине. У читателей разных сословий того времени пробудило колоссальный интерес к миру христианского Востока. Важным источником является также частная переписка А.Н. Муравьева (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, Ф. 188), частично опубликованная сегодня (Муравьев, 2005; Смирнова, 2006; Смирнова, 2007).

Еще одно литературное произведение идентичного жанра -это «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» Авраама Сергеевича Норова (Норов, 2007), первое издание которого вышло в 1838 году. Его следует выделить как одно из самых популярных произведений XIX в. в России. «Путешествие» не утратило своей научной значимости и сегодня, являясь богатым источником изучения православного Востока, а также глубоким всесторонним научным исследованием.

До путешествия в 1835 г. А.С. Норов являлся действительным статским советником и для совершения своего пути 8 августа 1834 г. уволился в отпуск с формулировкой «для поклонения Гробу Господню». По своем возвращении Авраам Сергеевич стал заниматься сбором всей литературы, написанной о Востоке к тому времени. О его богатой библиотеке писали так: «Одно собрание сочинений, относящихся вообще к Востоку и в особенности к Египту и Палестине, составляет отдельную, единственную в своем роде по полноте своей и редкости изданий библиотеку, с которой, по свидетельству специалистов, едва ли может равняться какая-либо из публичных европейских библиотек» (Гуминский, 2007. С. 276).

Благочестивый князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов, принявший в 1830 г. с именем Аникиты монашество в Юрьевом монастыре, начал свое путешествие на Восток в 1834 г. и также оставил путевые записки. В предисловии к «Путешествию» А.С. Норова можно прочесть следующую характеристику: «По дороге в Святую Землю обошел монастыри, и греки, на которых произвел впечатление его титул, отнеслись к нему с большим почтением (...) греческие монахи Пантелеимонова монастыря (...) обращаются к князю, возможно преувеличивая его роль в делах государства Российского, с просьбой войти с русским братством в монастырь и способствовать его возрождению» (Троицкий, 2009. С. 7).

Еще одним значимым дореволюционным источником палестиноведче-ских знаний является произведение Д.А. Скалона «Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году» (Скалон, 2007), впервые вышедшее в свет в Санкт-Петербурге в 1881 г. Дмитрий Антонович, будучи военным историком, адъютантом великого князя Николая Николаевича Старшего, сопровождал его во многих поездках и путешествиях по всему миру. В 1872 г. он принял

участие в продолжительной поездке великого князя в Турцию, Сирию, Палестину и Египет. Эта книга - путевой дневник. Она содержит как личные наблюдения и впечатления об этом путешествии, так и детальные описания официальной деятельности великого князя во время поездки: встречи с султаном Абдулазизом, сановниками Османской империи, Иерусалимским патриархом Кириллом. Спутниками великого князя Николая Николаевича Старшего были видные генералы и чиновники, которые через пять лет после поездки приняли активное участие в боевых действиях русской армии на Балканах под его командованием. Это путешествие совершенно очевидно имело военно-политическое значение, но в Палестине также обрело смысл паломничества ко Святому Гробу. Также в главе, посвященной пребыванию свиты в Бейруте, мы находим записи о русской православной школе: «Здесь Его Высочество был встречен православною школой для арабских детей мужского пола, находящеюся под покровительством России и получающею пособие от нашего Правительства. Мальчики пропели, унисоном, кантату на приезд Великого Князя в Сирию, а учитель произнес на арабском языке речь, в которой цветисто изливал, от имени всех православных единоверцев в Сирии, свою признательность за благодеяния, которые расточает им Императорское правительство» (Скалон, 2007. С. 71).

Помимо этой информации, дневник Скалона сообщает нам и о важных итогах поездки, как внешнеполитических, так и миссионерских. Это возможная отсрочка войны с Турцией, укрепление православия на Востоке путем поддержки Иерусалимского патриарха Кирилла, одобрение и поощрение деятельности архимандрита Антонина (Капустина) и освящение главного русского собора на Святой Земле как усиление русского духовного присутствия в Палестине. Вероятнее всего, именно это путешествие сподвигло впоследствии великого князя стать одним из основателей Императорского православного палестинского общества (Скалон, 2007. С. 211).

Обширная литература о Святой Земле, возникшая в результате паломничеств в Палестину, казалось бы, облегчает задачу воссоздания образа арабского мира, сложившегося ещё в Древней Руси. Однако религиозное сознание обусловило специфические черты этой литературы: в ней библейский образ во многом заслонил реалии. Этим записки паломников (хождения) отличаются от путешествий, что надлежит учитывать при анализе содержащихся в них сведений (Герд, 1999).

Публикация и исследование паломнической литературы в России имеют серьёзную традицию. Однако эта работа осуществлялась преимущественно в литературоведческих и историко-богословских целях. Только с 1950-х гг. стали осуществляться попытки специального изучения паломнической литературы в востоковедном аспекте, что в конечном итоге увенчалось в 2010 г. публикацией труда С.А. Кириллиной «Очарованные странники»: арабо-османский мир глазами российских паломников ХШ-ХУШ столетий» (Кириллина, 2010). Источниковедческий аспект этой монографии разработан почти с исчерпывающей полнотой, что открывает пути к дальнейшим, уже частным исследованиям.

Во второй половине XVIII в. резко сокращается количество записок паломников, зато растет количество записок о светских путешествиях. Из них следует выделить «Цареградские письма о древних и нынешних турках» - сочинение, созданное в 70-е гг. XVIII в. и принадлежащее,

вероятно, П.А. Левашеву. «Несчастные приключения Василья Баранщико-ва, мещанина Нижнего Новгорода, в трех частях света: в Америке, Азии и Европе с 1780 по 1787 г.» - по сути, уже авантюрный роман, где развитие динамичного сюжета происходит на фоне экзотических для русского читателя «заморских» декораций, среди которых и Яффа, и Константинополь.

XIX в. открывают также вполне светские «путешествия» в греческий мир. Это «Воспоминания на флоте Павла Свиньина» (Свиньин, 1818-1819). Автор участвовал в экспедиции вице-адмирала Д.Н. Сенявина в Эгейское море. Он описывает Афон, острова архипелага, перемежая сведения о современных греках античными реминисценциями. Поскольку с начала XIX в. Греческий архипелаг, Малая Азия и Ближний Восток представляют интерес не только для паломников, офицеров флота и дипломатов, а также и для выпускников Российской академии художеств, именно тогда и появляются «Виды Святых мест». Так, в 1820 г. путешествие в Иерусалим совершил М.Н. Воробьев, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами.

Тема святых мест привлекала и братьев Чернецовых. После путешествия в 1838-1844 гг. в Константинополь и на Ближний Восток они издали литографированный альбом с видами Палестины. В 1835 г. граф В.П. Орлов-Давыдов организовал научно-художественную экспедицию по Ионическим островам, Греции и Малой Азии. В ее состав вошли архитектор Н.Е. Ефимов, антиквар Кремер и великий русский художник Карл Брюллов. Спустя пять лет в Петербурге были изданы «Путевые записки» Орлова-Давыдова и к ним атлас, в котором были рисунки участников путешествия, и Карла Брюллова в том числе.

В формировании историографии дореволюционного периода следует выделить значительный пласт трудов российских дипломатов XIX в. Это упомянутый выше А.Н. Муравьев и генеральный консул в Бейруте в 1839-1853 гг. Константин Михайлович Базили (Смилянская, 1991; Смилян-ская, 2007). К.М. Базили оставил десятки объемных томов своих донесений, многочисленные отчеты, содержащие разносторонние сведения о жизни Палестины, переписку (Смирнова, 2006) с известными в истории России деятелями, а также написанные им сочинения, позволяющие сделать вывод о его литературном таланте и глубоком понимании интересующего его предмета. К наиболее важным его трудам относятся: «Очерки Константинополя», «Босфор и новые очерки Константинополя» (Базили, 2006), «Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX в.» (Смилянская, 1991), подробно описывающие положение государств, находящихся под правлением Османской империи. Основное сочинение Базили - «Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях» (Смилянская, 2007). Впервые оно вышло в свет в Одессе в 1862 г., а затем в Санкт-Петербурге в 1875 г. и было высоко оценено как современниками, так и учеными XX - XXI вв. Данный труд, по мнению специалистов, представляет важный историографический интерес как одна из ранних работ в области русской арабистики.

Следует сказать, что по этой проблематике было написано не так много серьезных аналитических монографий. Существует фундаментальная книга выдающегося деятеля Императорского православного палестинского общества, церковного историка, литургиста, профессора Киевской духовной академии А.А. Дмитриевского (Герд, Акишин, 2007; Лисовой, 2008)

«Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века». Эта работа относится к материалам XX в. и открывает второй период формирования историографии. Алексей Афанасьевич нес службу секретаря Императорского православного палестинского общества и за все время своего служения сделал очень многое для развития русского присутствия на Святой Земле и на Ближнем Востоке. Также им были созданы статьи, очерки, сообщения, отчеты и доклады, составившие целый пласт в историографии палестиноведения - истории русской Палестины. Архив А.А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (Ф. 253), другая часть материалов находится в Архиве академии наук (Ф. 214).

Помимо важной информации по истории русского духовного, политического и научного присутствия в Святой Земле во второй половине XIX в. труды Алексея Афанасьевича содержат уникальные и обширные сведения о деятельности Императорского православного палестинского общества.

Также автор считает необходимым упомянуть основателя и первого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита и впоследствии епископа Порфирия (Успенского). В период с 1894 по 1902 г. Академией наук на средства Палестинского общества была издана фундаментальная многотомная «Книга бытия моего» (Порфирий (Успенский), еп., 1894-1902) начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита, затем епископа Порфирия (Успенского). Это уникальный автобиографический источник, основанный на дневниках, письмах и официальных документах, охватывающий период в 44 года (книга велась епископом с 1841 по март 1885 г.). Перед выходом в свет этого труда было издано подробное описание архива епископа Порфирия, завещанного им в Библиотеку Академии наук (Сырку, 1891).

«Книга бытия моего» содержит уникальные, достоверные сведения о жизни Палестины длиной почти в полвека. П.А. Сырку писал: «Как я уже сейчас заметил, кроме дневников, почти во всех больших книгах имеется множество приложений, а именно подлинники писем к преосвященному Порфирию, разная официальная переписка, выдержки из рукописей, главным образом греческих и славянских, большое количество надписей, по преимуществу греческих, в наше время уже известных, но во времена еп. Порфирия почти не известных, и затем множество рисунков, фотографических снимков с икон, видов и т.д., которые являются в большом количестве, в особенности при описании тех местностей, которые он посещал; иногда в дневниках он прибавляет рисунки, сделанные нередко им самим от руки» (Сырку, 1891).

На протяжении второго этапа формирования историографии, в период от 1917 г. до конца 1980-х гг., исследователей российской истории не интересовал вопрос русского присутствия на Ближнем Востоке. Причину подобного явления очень точно характеризует кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН И.Ю. Смирнова в своей диссертации: «Межцерковные отношения России с Патриархатами Востока не привлекали внимания исследователей в обозначенный временной период, так как в канун Крымской войны восточный вопрос разрабатывался в отечественной историографии в основном относительно развития военно-дипломатического конфликта. Межконфессиональным спорам за преобладание власти на Святой Земле, которые и явились поводом к конфронтации, а также активизации церковно-политической деятельности

России на этой территории во второй трети XIX в., не придавалось серьезного значения» (Смирнова, 2009 С. 205).

Исключение составляют работы, посвященные Русской духовной миссии в Иерусалиме, которые повествуют о жизни Палестины и о разносторонних связях с Российской империей. Среди таких работ, помимо журнала Русской духовной миссии в Иерусалиме (выпускался в период с 1934 по 1940 г.), следует отметить книгу Киприана (Керна) «Отец Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» (Киприан (Керн), архим., 1997), бывшего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Она была опубликована в 1934 г. в Белграде. Тематика книги посвящена жизни и деятельности выдающегося церковного деятеля

XIX в. архимандрита Антонина (Капустина).

Еще один труд, относящийся к историографии XX в., - монография митрополита Никодима (Ротова) (Никодим (Ротов), митр., 1979), написанная им в 1959 г. Будучи архимандритом, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, автор составил свой труд, опираясь на материалы Архива Русской духовной миссии в Иерусалиме. Работа митрополита Нико-дима построена в основном на архивных данных, которые он впервые вводит в научный оборот. Первая публикация этой работы была осуществлена в 1997 г. (Никодим (Ротов), митр., 1997), через двадцать лет после смерти митрополита.

Ситуация с изучением истории Святой Земли изменилась в конце 80-х гг.

XX в. в связи с возрождением церковной жизни. В последние три десятилетия появился ряд основательных работ, посвященных церковному и цер-ковно-политическому российскому присутствию на Ближнем Востоке, что позволяет выделить третий период в развитии отечественной историографии.

Основными современными исследователями в области истории русского присутствия на Святой Земле, прежде всего, являются сами члены Императорского православного палестинского общества, публикации которых в последние годы появились в различных изданиях (Вах, 2011; Бутова, 2010; Смирнова, 2011; Смирнова, 2012; Мещерская, Юзбашян, 1986; Юзбашян, 2000; Сафонов, 2012; Сафонов, 2012).

Отдельно следует отметить Н.Н. Лисового, выдающегося российского историка церкви, члена Императорского православного палестинского общества с 1974 г., члена Союза писателей России с 1992 г., доктора исторических наук и кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН. Целый пласт своих трудов он посвятил теме Святой Земли. Его исследование по теме докторской диссертации «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.» (Лисовой, 2006) внесло серьезный вклад в историю палестиноведения. В монографии впервые в отечественной историографии на основе архивов и документов подверглась реконструкции и была подробно описана история политического и духовного присутствия России на территории православного Востока. Также освещены события, связанные с деятельностью русских учреждений в Палестине и Сирии, история создания феномена «русской Палестины».

Николаем Николаевичем был подготовлен еще один фундаментальный труд - «Россия в Святой Земле», два тома документов, исследований и материалов об истории взаимодействия России с Ближним Востоком. Помимо этих работ Лисовой является автором многочисленных статей

и публикаций, посвященных деятельности Императорского православного палестинского общества в целом (Лисовой, 2000; Лисовой, 2002; Лисовой, 2003; Лисовой, 2007; Лисовой, 2010; Лисовой, 2012).

В современный период формирования историографии также появляются серьезные исследования церковно-дипломатических, политических отношений России и восточных патриархатов, а также непосредственно о самих восточных православных церквах. Следует назвать работу М.И. Якушева «Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е - начало XX века» (Якушев, 2013), в которой автор рассматривает связи Антиохийского и Иерусалимского патриархатов, развитие их отношений с Российской империей. Из современных трудов необходимо отметить монографию И.Ю. Смирновой «Россия и Англия в Святой Земле в канун Крымской войны» (Смирнова, 2015). В диссертации М.Н. Яны-шевского «Россия в Святой Земле: русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и Иерусалимский патриархат в начале XX века» (Янышевский, 2013) конкурентной борьбе посвящена глава, в которой описывается деятельность европейских государств на территории Святой Земли. В диссертациях С.В. Бушуевой «Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века» (Бушуева, 2000) и О.А. Пе-ренижко «Этапы и формы культурно-религиозного взаимодействия Палестины и России (XVIII в. - 1917 г.)» (Перенижко, 2003) рассматривается деятельность Русской духовной миссии и Императорского православного палестинского общества. Особое внимание уделяется их роли в укреплении связей России и стран Ближнего Востока, вклад в защиту православия на Святой Земле.

Дифференциация разных направлений в исследованиях паломнической литературы имеет не только свои преимущества, но и некоторые недостатки. В частности, востоковеды недостаточно учитывают воздействие библейских представлений на восприятие паломниками реального мира; они оставляют за рамками исследования арабскую простонародную культуру, сложившуюся и развивавшуюся вокруг святых мест. К тому же исследователи нередко игнорируют эволюцию мировосприятия самих паломников.

Таким образом, в историографии по различным темам истории Ближнего Востока и Святой Земли существует целая плеяда церковно-исторических исследований, авторы которых - специалисты в сфере изучения православного Востока. Говоря об историографии непосредственно касающейся взаимоотношений Российской империи и Палестины, следует отметить, что в этой области важными исследованиями являются труды о Святой Земле, осуществленные при поддержке Императорского православного палестинского общества, и ему посвященные работы.

История паломничества имеет много ярких страниц - это история стремления к святости, история подвижничества. Паломничество - это духовный труд. Для верующего русского человека Святая Земля - не просто совокупность исторических и географических понятий, а священный образ, объединяющий основные идеи русского православного сознания.

Литература

Базили К.М. Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя. М.: Ин-дрик, 2006.

Бутова Р.Б. Русское присутствие на Ближнем Востоке в последней трети XIX в. по неизданным материалам и публикациям архим. Антонина (Капустина): Автореферат диссертации кандидата наук. Институт всеобщей истории РАН. М., 2010.

Бушуева С.В. Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века. Дис. канд. наук. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2000.

Вах К. Русская Палестина. События и люди // Журнал Московской патриархии. 2011. № 1. С. 89-91.

Герд Л.А. Архимандрит Антонин (Капустин) и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов). Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С. 8-35.

Герд Л.А., Акишин С.Ю. Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Православная энциклопедия. Т. XV - М., 2007. С. 429-438.

Гуминский М.Н. Норов на Святой Земле. Норов А.С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М.: Индрик, 2007.

Киприан (Керн), архим. Отец Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. М., 1997.

Кириллина С.А. «Очарованные странники»: арабо-османский мир глазами российских паломников XVI-XVIII столетий. М., 2010.

Лисовой Н.Н. К истории русского духовного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке // Труды Института российской истории РАН. 2000. № 2. С. 56-89.

Лисовой Н.Н. Русская Церковь и Патриархата Востока (Три церковно-политические утопии XX в.) // Религии мира. История и современность. М., 2002. С. 143-219.

Лисовой Н.Н. Русское присутствие в Святой Земле: учреждения, люди, наследие // Отечественная история. 2003. № 3. С. 84-103.

Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. М., 2006.

Лисовой Н.Н. Императорское православное палестинское общество: XIX - XX - XXI вв. // Отечественная история. 2007. № 1. C. 3-22.

Лисовой Н.Н. Великая княгиня Елизавета Федоровна - председатель Императорского Православного Палестинского Общества // Церковь в истории России. 2007. № 7. С. 125-136.

Лисовой. Н.Н. А.А. Дмитриевский. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882-1907. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 5-72.

Лисовой Н.Н. Православное востоковедение и русское присутствие на Востоке: опыт Императорского Православного Палестинского Общества // VITALEUS: Сборник статей, посвященный 70-летию В.И. Шеремета. М., 2010. С. 215-231.

Лисовой Н.Н. Русская Палестина как национальный проект: к концепции ИППО вчера и сегодня. Императорское православное палестинское общество: К 130-летию со дня основания. М., 2012. С. 59-68.

Мещерская Е.Н., Юзбашян К.Н. Столетие Российского палестинского общества // Палестинский сборник. 1986. № 28 (91). С. 3-9.

Муравьев А.Н. Письма с Востока. М., 2005.

Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М.: Индрик, 2007.

Никодим (Ротов), митр. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Богословские труды. 1979. № 20. С. 15-82.

Никодим (Ротов), митр. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997.

Норов А.С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М.: Индрик, 2007.

Перенижко О.А. Этапы и формы культурно-религиозного взаимодействия Палестины и России (XVIII в. - 1917 г.). Дис. канд. наук. Кубанский Государственный университет. Краснодар, 2003.

Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. СПб., 1894-1902.

Сафонов Д., свящ. Русская Духовная Миссия и Православное Палестинское общество в 1948-1951 гг. (по документам Государственного архива Израиля) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей Сретенской духовной семинарии. 2012. № 4. С. 419-457.

Сафонов Д, свящ. Русская Палестина в 1948-1950 гг. (по документам Государственного архива Израиля) // Православный Палестинский сборник. 2012. № 109.

Свиньин П.П. Воспоминания на флоте. СПб., 1818-1819.

Скалон Д.А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. М.: Индрик, 2007.

Смилянская И.М. Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М.: Наука, 1991.

Смилянская И.М. К.М. Базили. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.: Мост культуры, 2007. С. 7-33.

Смирнова И.Ю. Переписка А.Н. Муравьева с российским генконсулом в Бейруте К.М. Базили как источник по истории связей России с Православным Востоком в 1830-1840-е гг. // Православный Палестинский сборник. 2006. № 103. С. 21-41.

Смирнова И.Ю. Отношения Русской и Иерусалимской православных Церквей в 30-е годы XIX столетия по документам архива А.Н. Муравьева. Религии мира. Ежегодник. М., 2007. С. 169-242.

Смирнова И.Ю. Церковно-дипломатические отношения России с Иерусалимским и Антио-хийским Патриархатами (вторая треть XIX в.). М., 2009.

Смирнова И.Ю. К истории становления российско-церковного присутствия в Святой Земле: миссия епископа Кирилла (Наумова) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 365-387.

Смирнова И.Ю. В.Н. Хитрово и исследование протестантского религиозного присутствия в Святой Земле / Императорское Православное Палестинское Общество: к 130-летию со дня основания. М., 2012. С. 119-132.

Смирнова И.Ю. Россия и Англия в Святой Земле в канун Крымской войны. М.: Индрик, 2015.

Сырку П.А. Описание бумаг епископа Порфирия (Успенского). СПб., 1891.

Троицкий П. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834-1836 годах. М.: Индрик, 2009.

Юзбашян К.Н. Палестинское Общество. Страницы истории // Исторический вестник. 2000. № 2 (6). С. 102-140.

Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты в политике Российской империи. 1830-е - начало XX века. М.: Индрик, 2013.

Янышевский М.Н. Россия в Святой Земле. Русская Духовная Миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и Иерусалимский Патриархат в начале XX века. Дис. канд. наук. Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова. М., 2013.

Andrei Izotov

Candidate of Historical Sciences, The head of the department youth generation centre "Petrogradskij"

Address: 18 Bolshoy prospect of the Petrograd side, 197198, Saint-Petersburg, Russian Federation E-mail: [email protected]

Russian pilgrimage to the Holy Land: the issues of historiography

The article is a review of the historiography of the pilgrimage to the Holy Land of the XIX - XXI centuries. The history of investigation of pilgramage to the Holy Land is divided into three periods: XIX century, XX century and contemporary monographies. Famous people and ordinary pilgrims visited: A.N. Muravjev, A.S. Norov, Prince A.A. Shirinskiy-Shikhmatov (hieromonk Anikita), D.A. Skalon, etc. During the second period of historiography (1917-1980s), researchers of the Russian history were not interested in the question of the Russian presence in the Middle East. The important monographies in this period are the books of archimandrite Cyprian (Kern) and mitropolitan Nikodim (Rotov). Most of all, the main modern scientists in the field of history of the Russian presence in the Holy Land are the members of the Imperial Orthodox Palestinian Society.

Keywords: Holy Land, Jerusalem, pilgrimage, historiography, Muravjev, hieromonk Anikita, Dmitrievskij, Palestinian studies.

References

BasiLi K.M. Ocherki Konstantinopolya. Bosfor I novie ocherki Konstantinopolya [The describtions of Constantinople. Bosphor and the new describtions of Constantinople]. Moscow, Indrik PubL., 2006, (In Russian).

Bushueva S.V. Problema svyatih mest v blizhnevostochnoj politike Rossijskoj imperii XIXveka, dissertaciya kandidata nauk, Nizhegorodskij gosudarstvennij universitet imeni N.I. Lobachevskogo [The problem of the hoLy places in the Middle East politics of Russian empire XIX c. PhD work. The state university of Nizhnij Novgorod]. Nizhnij Novgorod, 2000.

Butova R.B. Russkoe prisutstvie na Blizhnem Vostoke v poslednej treti XIX veka po neizdannim materialam i publikaciyam arhimandrita Antonina (Kapustina), Avtoreferat dissertacii kandidata nauk, Institut vseobschej istorii RAN [The Russian presence in the Middle East on the Last thirds of the XIX c. Based on unpublished documents and publications of arhimandrite Antonin (Kapustin), The research of PhD work, The institute of the common history of Russian Academy of Science]. Moscow, 2010, (In Russian).

Gerd L.A. Arhimandrit Antonin (Kapustin) i ego nauchnaya deyateLnost (po materialam peterburgskih arhivov) [Archimandrite Antonin (Kapustin) and his scientific work (on the documents of Saint-Petersburg archives)]. Rukopisnoe nasledie russkih vizantinistov v arhivah Sankt-Peterburga - Manuscript heritage of Russian Byzantium scientists in Saint-Peterburg archives, Saint-Petersburg, 1999, pp. 8-35, (In Russian).

Gerd L.A., Akishin S.U. Dmitrievskij ALeksey Afanasievich [Dmitrievskij ALeksej Afanasievich]. Pravoslavnaya encyclopedia - Orthodox encyclopedia, 2007, Moscow, voL XV, pp. 429-438, (In Russian).

Guminskij M.N. NorovA.S. Puteshestvie po Svyatoj Zemle v 1835 godu [The piLgrimage in the HoLy Land in 1835]. Moscow, Indrik PubL., 2007, p. 276, (In Russian).

Kiprian (Kern), arhimandrit Otec Antonin (Kapustin), arhimandrit i nachalnik Russkoj Duhovnoj Missii v lerusalime [Father Antonin (Kapustin), arhimandrite and the head of the Russian SpirituaL Mission in JerusaLem]. Moscow, 1997, (In Russian).

KiriLLina S.A. "Ocharovannie stranniki": arabo-osmanskij mir glazami rossijskih palomnikovXVI -XVIII stoletij [Enchanted strangers: Arabic and Ottoman Turkish worLd by the Russian piLgrims' point of view in the XVI - XVIII cc.]. Moscow, 2010, (In Russian).

Lisovoj N.N. Rossiya v Svyatoj Zemle: dokumenti i materiali [Russia in the HoLy Land: documents and manuscripts]. Moscow, Mezhdunarodnie otnosheniya PubL., 2000, voL 1, pp. 112-113, (In Russian).

Lisovoy N.N. K istorii russkogo duhovnogo prisutstviya v Svyatoj ZemLe in a BLizhnem Vostoke [To the history of Russian spirituaL presence in the HoLy Land and in the MiddLe East]. Trudi Instituta rossiyskoj istorii Rossijskoj Akademii Nauk - The works of the Institute of the Russian history of Russian Academy of Science, Moscow, 2000, no 2, pp. 56-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lisovoy N.N. Russkaya Cerkov i Patriarhati Vostoka (tri cerkovno-politicheskii utopii XX veka) [The Russian Church and Patriarhates of the East (three church and political utopias)]. Religii mira. Istoriya i sovremennost - The world religions. The history and the modern life. Moscow, 2002, pp. 143-219, (In Russian).

Lisovoy N.N. Russkoe prisutstvie v Svyatoj Zemle: uchrezhdeniya, ludi, nasledie [Russian presence in the Holy Land: the offices, the people, the heritage]. Otechestvennaya istoriya -National history, Moscow, 2003, no 3, pp. 84-103, (In Russian).

Lisovoy N.N. Russkoe duhovnoe i politicheskoe prisutstvie vSvytoj Zemle in a Blizhnem Vostoke vXIX - nachale XXveka [Russian spiritual and political presence in the Holy Land and in the Middle East in the XIX - in the beginning of the XX c.]. Moscow, 2006, (In Russian).

Lisovoy N.N. Imperatorskoe pravoslavnoe palestinskoe obschestvo: XIX - XX - XXI vv. [Imperial Orthodox Palestinian Society: XIX - XX - XXI cc.]. Otechestvennaya istoriya -National history, 2007, no 1, pp. 3-22, (In Russian).

Lisovoy N.N. Velikaya knyaginya Elisaveta Fedorovna - predstavitel Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obschestva [The great princess Elizabeth Fedorovna - the head of the Imperial Orthodox Palestinian Society]. Cerkov v istorii Rossii - The Church in the Russian history, Moscow, 2007, no 7, pp. 125-136, (In Russian).

Lisovoy N.N. Pravoslavnoe vostokovedenie i russkoe prisutstvie na Vostoke: opit Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obschestva [The Orthodox Oriental science and Russian presence in the East]. VITALEUS: Sbornik statej posvyaschennij 70-letiu V. I. Sheremeta - VITALEUS: the collection of the articles devoted to the 70th anniversary of V. I. Sheremet, Moscow, 2010, pp. 215-231, (In Russian).

Lisovoy N.N. Russkaya Palestina kak nacionalnij proekt: k koncepcii Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obschestva vchera i segodnya [Russian Palestine as a national project: to the conception of Imperial Orthodox Palestinian Society yesterday and tomorrow]. Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obschestvo: k 130-letiu so dnya osnovaniya [Imperial Orthodox Palestinian Society: to the 130th anniversary of the foundation]. Moscow, 2012, pp. 59-68, (In Russian).

Mescherskaya E.N. Uzbashyan K. N. Stoletie Rossiyskogo Palestinskogo Obschestva [100th anniversaru of the Russian Palestinian Society]. Palestinskij sbornik - Palestinian collection, 1986, no 28 (91), pp. 3-9, (In Russian).

Muravjev A.N. Pisma s Vostoka [The letters from the East]. Moscow, 2005, (In Russian).

Muravjev A.N. Puteshestvie ko svyatim mestam russkim v 1830 godu [Pilgrimage to the Russian holy places in 1830]. Moscow, 2007, (In Russian).

Nikodim (Rotov), metropolitan. Istoriya Russkoj Duhovnoj Missii v Ierusalime [The history of Russian Spiritual Mission in Jerusalem]. Bogoslovskie trudi - Orthodox works, 1979, no 20, pp. 15-82, (In Russian).

Nikodim (Rotov), metropolitan. Istoriya Russkoj Duhovnoj Missii v lerusalime [The history of Russian Spiritual Mission in Jerusalem]. Serpuhov, 1997, (In Russian).

Norov A.S. Puteshestvie po Svyatoj Zemle v 1835 godu [The pilgrimage in the Holy Land in 1835]. Moscow, Indrik Publ., 2007, (In Russian).

Perenizhko O. A. Etapi i formi kulturno-religioznogo vzaimodejstviya Palestini i Rossii (XVIII -1917g.), dissertaciya kandidata nauk, Kubanskij gosudarstvennij universitet [The stages and forms of cultural and religious relationship between Russia and Palestine (XVIII - 1917), PhD work, The state university of Kuban]. Krasnodar, 2003, (In Russian).

Porfirij (Uspenskij), episkop. Kniga bitiya moego. Dnevniki i avtobiograficheskie zapiski [The book of my life. The diaries and autobiographical writings]. Saint-Petersburg, Imperial Academy of Science Publ., 1894-1902, vol I-VIII, (In Russian).

Safonov Dimitrij, the priest. Russkaya Duhovnaya Missiya I Pravoslavnoe Palestinskoe obschestvo v 1948-1951 gg. (po documentam Gosudarstvennogo arhiva Israilya) [the Russian Spiritual Mission and The Orthodox Palestinian Society in the 1948-1951 (based on the documents of the State archive of Israel)]. Sretenskij sbornik. Nauchnie trudi prepodavatelej Sretenskoj duhovnoj seminarii - The collection of the scientific works of the teachers of Sretenskaya spiritual seminary, Moscow, 2012, no 4, pp. 419-457, (In Russian).

Safonov Dimitrij, the priest. Russkaya Palestina v 1948-1950 gg. (po documentam Gosudarstvennogo arhiva Israilya) [Russian Palestine in the 1948-1950 (based on the documents of the State archive of Israel)]. Pravoslavnij Palestinskij sbornik - Orthodox Palestinian collection, Moscow, 2012, no 109, (In Russian).

Sirku P.A. Opisanie bumag episkopa Porfiriya (Uspenskogo) [the describtion of the writings of bishop Porfiriy (Uspenskiy)]. Saint-Petersburg, 1891, (In Russian)

Skalon D.A. Puteshestvie po Vostoku I Svyatoj Zemle vsvite velikogo knyazya Nikolaya Nikolaevicha v 1872 godu [The journej in the Eastin entourage of great prince Nikolay Nikolaevich in 1872]. Moscow, Indrik Publ., 2007, (In Russian).

Smilyanskaya I.M. Basili K. M. Siriya I Palestina pod tureckim pravitelstvom v istoricheskom I politicheskom otnosheniyah [Syria and Palestine under the Turkish sovereignty in historical and political perspective]. Moscow, Most kulturi Publ., 2007, pp. 7-33, (In Russian).

Smilyanskaya I.M. Syria, Livan i Palestina v opisaniyah rossijskih puteshestvennikov, konsulskih i voennih obzorah pervoj poloviniXIXveka [Syria, Lebanon and Palestine in the describtions of Russian travelers, consular and military researches in the first part of the XIX c.]. Moscow, Nauka Publ., 1991, (In Russian).

Smirnova A.U. Perepiska A. N. Muravjeva s rossijskim consulom v Bejrute K. M. Basili kak istochnik po istorii svyazej Rossii s pravoslavnim Vostokom v 1830-1840 g. [The letters of A. N. Muravjev to Russian embassador in Beiroet as the source on history of Russian connections with Orthodox East in 1830-1840]. Pravoslavnij Palestinskij sbornik - Orthodox Palestinian collection, 2006, no 3, pp. 21-41, (In Russian).

Smirnova I.U. Perepiska K.M. Basili i A.N. Muravjeva (1839-1852) [The correspondence of K. M. Basili and A. N. Muravjev]. Pravoslavnij Palestinskij sbornik - Orthodox Palestinian collection, 2006, no 103, pp. 42-101, (In Russian).

Smirnova I.U. Otnosheniya Russkoj I Ierusalimskoj pravoslavnih Cerkvej v 30-e godi XIX stoletiya po dokumentam arhiva A. N. Muravjeva [The relathionship between Russian and Jerusalem Orthodox Churches in the 30s of XIX c. Based on the documents of A.N. Muravjev's archive]. Religii mira. Ezhegodnik - World's relegions. Every year edition, Moscow, 2007, pp. 169-242, (In Russian).

Smirnova I.U. Cerkovno-diplomaticheskie otnosheniya Rossii s Ierusalimskim i Antiohijskim Patriarhatami (vtoraya tret XIXv.) [Church and diplomatic relationship of Russia with Jerusalem and Antiohiya Patriarhats (the second thirds of XIX c.)]. Moscow, 2009, (In Russian).

Smirnova I.U. K istorii stanovlemiya rossiysko-cerkovnogo prisutstviya v Svyatoj Zemle: missiya episkopa Kirilla (Naumova) [To the history of Russian Church presence im the Holy Land: the mission of bishop Kirill (Naumov)]. Gosudarstvo, religiya, Cerkov v Rossii iza rubezhom - The state, the religion, the church in Russia and abroad, Moscow, 2011, no 3-4, pp. 365-387, (In Russian).

Smirnova I.U. V.N. Hitrovo i issledovanie protestantskogo religioznogo prisutstviya vSvyatoj Zemle [V. N. Hitrovo and the investigation of protestant religious presence in the Holy Land]. Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obschestvo - Imperial Orthodox Palestinian Society: to the 130th anniversary of the foundation, Moscow, 2012, pp. 119-132, (In Russian).

Svinjin P.P. Vospominaniya na flote [The memories about the fleet]. Saint-Petersburg, Plavilschikov Publ., 1818-1819, (In Russian).

Troickij P. K Puteshestvie ieromonaha Anikiti po svyatim mestam Vostoka v 1834-1836 godah [The journej of ieromonk Anikita through the holy places of the East in 1834-1836]. Moscow, Indrik Publ., 2009, p. 7, (In Russian).

Uzbashyan K.N. Palestinskoe Obschestvo. Stranici istorii [Palestinian Society. The pages of history]. Istoricheskij vestnik - The historical messenger, 2000, no 2 (6), pp. 102-140, (In Russian).

Vah K. Russkaya Palestina. Sobitiya i ludi [Russian Palestine. The events and the people]. Zhurnal Moskovskoj Patriarhii - The magazine of Moscow Patriarhat, 2011, no 1, pp. 89-91, (In Russian).

Yakushev M.I. Antiohijskij i Ierusalimskij Patriarhati vpolitike Rossijskoj imperii. 1830 - nacalo XXveka [Antiohijskij and Jerusalem Patriarhats in the politics of Russian empire. 1830 -the beginning of the XX c.]. Moscow, Indrik Publ., 2013, (In Russian).

Yanishevskij M.N. Rossiya v Svyatoj Zemle. Russkaya Duhovnaya Missiya, Generalnoe consulstvo v Ierusalime I Ierusalimskij Patriarhat v nachale XX veka, dissertaciya kandidata nauk, Moskovskij gosudarstvennij universitet imeni M.V. Lomonosova [Russia in the Holy Land. Russian Spiritual Mission, General consulate in Jerusalem and the Jerusalem Patriarhat in the beginning of the XX c. PhD work, Moscow State University of M.V. Lomonosov]. Moscow, 2013, (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.