Научная статья на тему 'Палеодеревня на острове Попова'

Палеодеревня на острове Попова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Палеодеревня на острове Попова»

Палеодеревня на острове Попова

Мир современного музея динамичен и разнообразен. Сегодня он включает не только привычные всем со школьных лет тематические залы со стеклянными витринами или развешанные по стенам художественной галереи полотна живописцев - «экспонатом» может стать и раскопанная археологами стоянка неолитических охотников, и крестьянская усадьба XIX в., и технологический процесс традиционного ремесла, и фрагмент природного ландшафта. Важная роль отводится таким формам и методам работы, которые предполагают активную коммуникацию между музейной экспозицией и посетителями. Они и стали основными в деятельности так называемых музеев под открытым небом, вписанных в окружающую среду.

Их история началась в 1891 г., когда по инициативе шведского ученого А.Хасселиуса в местечке Скансен под Стокгольмом был открыт первый в мире архитектурно-этнографический музей, экспозицию которого составили привезенные со всех концов страны старинные жилые, хозяйственные и культовые постройки со всем их содержимым. С тех пор термин «скансен» приобрел собирательное значение - так называют определенный тип историко-культурного музея, для которого характерно размещение под открытым небом на ограниченной площади ансамбля из древних или традиционных сооружений различного назначения. Они могут быть подлинными либо реконструированными с воспроизведением основных отличительных признаков оригинала (на музейном языке «новоделы»). Музей-скансен позволяет посетителю на время стать «частью» давно ушедшей или уходящей культуры, погрузиться в ее пространственно-предметную среду [12]. Еще одна форма, появившаяся сравнительно недавно, - экомузей. В отличие от скансена, его экспозиция организована в своей естественной, первоначальной экологической среде и, как правило, не имеет жестких пространственных границ. Это могут быть музеи, ориентированные на показ историко-культурных или природных объектов. Часто историко-культурный и природный компоненты составляют органическое единство экомузея [8, 12].

В настоящее время в мире насчитывается более 4 500 музеев под открытым небом историко-культурного профиля, причем треть из них - в странах северной Европы (Швеции. Норвегии, Финляндии). Активно это направление развивается в странах Восточной Азии -Японии, Китае, Южной Корее. В России их несколько десятков, наиболее известные - государственный музей-заповедник «Кижи», Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы» и архитектурно-этнографический музей «Тальцы» в Иркутской области. «Тальцы» - пример классического скансена, а к категории экомузеев можно отнести археолого-этнографический комплекс «Тазгол» в Горной Шории, музей-заповедник «Ушки» на Камчатке [8]. А вот Дальний Восток России в этом плане - почти не освоенная территория с огромными потенциальными возможностями. Между тем интереснейшие археологические памятники разных эпох, своеобразная и многоликая культура коренного населения - богатый материал для их создания.

Идея организации историко-культурного музейного комплекса под открытым небом была реализована авторами статьи в 2007-2008 гг. на о-ве Попова в рамках инновационной деятельности в ДВО РАН по гранту 19-ИН-071. Комплекс создан на территории музея «Природа моря и ее охрана», относящегося к Дальневосточному морскому биосферному государственному природному заповеднику ДВО РАН, при непосредственном участии его сотрудников. По замыслу авторов проекта, его задача - интерактивный показ наиболее

1 Руководитель гранта - к.и.н. С.Б.Белоглазова, ответственный исполнитель - д.и.н. И.С.Жущиховская.

ярких элементов культуры народов, населявших юг Дальнего Востока во второй половине 1 тыс. до н.э .-XIX в., на фоне типичного для этих районов природного ландшафта. Научная концепция музея предусматривала реконструкцию жилых, хозяйственно-промысловых и культовых объектов, а также включение некоторых технологических процессов и компонентов бытовой культуры. Постройки и прочие объекты реконструировались в натуральную величину с соблюдением основных деталей конструкции оригинальных сооружений по материалам археологических раскопок, фотографиям, иллюстрациям и описаниям в опубликованных исследованиях по истории и культуре народов юга Дальнего Востока.

Выбор места для размещения нашего комплекса не случаен. В экспозиционных и экскурсионно-образовательных программах музея «Природа моря и ее охрана» тема истории взаимоотношений человека и природы разрабатывается давно и разносторонне. Еще при создании первой экспозиции музея в 1971 г. был выделен раздел «Морские организмы в жизни древнего человека», рассказывающий об использовании обитателями Приморья ресурсов моря в далеком прошлом. В 1982 г. подготовлен тематический стенд «Археологические памятники на территории Морского заповедника». Острова зал. Петра Великого, входящие в состав Дальневосточного морского заповедника, интересны не только уникальной природой, но и свидетельствами проживания здесь людей в периоды неолита, раннего железного века, средневековья [4]. На самом о-ве Попова известно около десятка поселений янковской культуры раннего железного века 1 тыс. до н.э., самое крупное из которых находится на берегу прол. Старка, рядом с музеем «Природа моря и ее охрана». Артефакты, найденные местными жителями на своих приусадебных участках и в течение многих лет поступавшие в музей, составляют сейчас интересную археологическую коллекцию.

Древности о-ва Попова послужили основой для разработки в 1997 г. экскурсионного маршрута «Экология древнего человека» и создания в 2002 г. отдельного музейного зала, экспозиция которого, построенная по принципу художественной инсталляции, в яркой образной форме рассказывает о жизни первобытных обитателей побережья [5]. Наконец, в 2003 г. сотрудницей музея Э.Гоневчук был разработан новый экскурсионный маршрут «Тропой шамана», удачно сочетающий особенности островного ландшафта с материалами по духовной культуре древних жителей и коренного населения юга Дальнего Востока [3]. Отдельным направлением музейной работы в последние годы стало проведение мастер-классов и экспериментальных программ по традиционному гончарству. Эта мысль была «подсказана» находками на месте упомянутого выше поселения янковской культуры многочисленных фрагментов керамических сосудов и даже целых изделий, разнообразных по форме и отличающихся высоким технологическим уровнем [6]. На острове также было выявлено несколько месторождений глин хорошего качества, которыми пользовались древние гончары.

Таким образом, в работе музея «Природа моря и ее охрана» историко-культурная составляющая играет весьма заметную и все более возрастающую роль. Стоит подчеркнуть, что его экспозиции, экскурсии и образовательные программы, в которых гуманитарная направленность сочетается с интерактивностью, пользуются постоянным спросом у посетителей и неизменно получают у них высокую оценку. Поэтому размещение историкокультурного комплекса под открытым небом на территории музея можно рассматривать как продолжение уже существующих тенденций развития. С учетом финансовых и организационно-технических возможностей проекта были выбраны два культурно-хронологических горизонта, материалы которых явились основой для создания экспозиции. Это кро-уновская культура раннего железного века Приморья, 1У-Ш вв. до н.э.-первые века н.э., и культура аборигенов северного Приморья и Нижнего Амура конца Х1Х-начала XX в.

Памятники кроуновской культуры, локализованные в районах западного, южного и юго-восточного Приморья, интересны, в первую очередь, своими жилыми комплексами прекрасной сохранности. По сути, это единственная в Приморье археологическая

культура, дающая полноценные серийные наблюдения по традициям строительства жилищ и их интерьера в первобытную эпоху [1, 2]. Материалы других древних культур этого района менее информативны. Самой многочисленной категорией находок на поселениях кроуновской культуры, так же как и на янковских памятниках, является керамическая посуда. Установлено, что древние мастера вполне профессионально разбирались в свойствах глин, проявляли незаурядный художественный вкус в декорировании своих изделий, пользовались обжигательными печами [7].

Этнографические исследования в районах юга Дальнего Востока конца XIX-XX в. зафиксировали различные аспекты самобытной культуры таежных охотников, рыболовов и собирателей [9-11]. Различные типы жилых, хозяйственных и культовых построек отражают традиции организации пространства, строительства и архитектуры коренных народов. Уникальным явлением по праву считается декоративно-прикладное искусство жителей Нижнего Амура и северного Приморья. Пожалуй, наиболее ярко эстетические приоритеты проявляются в резных деревянных изделиях, в красочной отделке одежды. Своеобразна и экзотична духовная культура аборигенов, в которой мировоззренческие идеи находят выражение в особом предметном мире.

Историко-культурный комплекс, условно названный «Наследие», разместился на площади около 800 м2 на склоне сопки, близ главного здания музея «Природа моря и ее охрана». Комплекс включает две зоны - археологическую и этнографическую. Совмещение в общем ансамбле объектов, представляющих разные временные эпохи, достаточно типично для музеев под открытым небом историко-культурного плана. Это позволяет посетителю совершить своего рода путешествие во времени [8, 12]. По своему типу наш музей наиболее близок скансену с элементами образной инсталляции.

В археологической зоне, локализованной в нижней части склона, рядом с главным входом, основными объектами являются жилище раннего железного века и печь для обжига керамической посуды. Жилище площадью около 30 м2 выполнено в традициях домостроения кроуновской культуры (рис. 1). Его характерные черты - углубленный в землю котлован, опорно-столбовая конструкция, наличие кана, т. е. отопительного сооружения тоннельного типа из камней. Кановая конструкция, состоящая из очага и примыкающего к нему канала из плоских камней, составляет яркую особенность жилищ кроуновской культуры. Этот тип отопительного устройства появился в районах Маньчжурии и юга Дальнего Востока в конце 1 тыс. до н.э. и оказался настолько рациональным, что, развиваясь и приобретая новые формы, «дожил» до наших дней. В сельских районах северо-восточного Китая и сегодня практикуют отопление при помощи кана, над которым располагается лежанка-нары. Интерь-ерные детали древнего жилища так же, как и его конструкция, воспроизведены по материалам археологических раскопок на памятниках кроуновской культуры. Особо отметим комплект керамической посуды, внешний вид которой соответствует

оригинальным издели рис. 1. Жилище кроуновской культуры раннего железного века. Начало строям гончаров раннего ительства

железного века2. Высокие объемные тарные сосуды для хранения воды и иных припасов, горшки для варки пищи, столовые миски, изящные чаши на поддонах для ритуальных церемоний - такими емкостями пользовались жители кроу-новских поселений Приморья (рис. 2). Недалеко от жилища расположена печь для обжига посуды, сооруженная еще в 2004 г. в рамках программы экспериментального гончарства. По своим конструктивным особенностям эта печь близка к тем обжигательным устройствам, которыми, предположительно, пользовались на поселениях 1 тыс. до н.э. [7, с. 149, 150].

Этнографическая зона историко-культурного комплекса, расположенная в верхней части склона, состоит из объектов хозяйственно-промыслового и культового назначения (рис. 3, 4). Деревянный свайный амбар (по-нанайски такто) для хранения продовольственных запасов и инвентаря был одним из основных видов построек в поселках народностей Амура и северного Приморья [10, с. 72; 11, с. 146]. История свайных сооружений уходит в глубокую древность, в эпоху первобытного общества: они предохраняли пищевые продукты и ценные вещи от неблагоприятных климатических условий, диких зверей, грызунов. Свайные постройки различного назначения и сегодня можно увидеть в сельских районах северо-восточного Китая. Среди прочих хозяйственных и промысловых сооружений, представленных в нашем комплексе, - деревянные вешала для сушки рыбы и сетей, охотничий шалаш-балаган.

Культовые, или ритуальные, объекты - это погребальный домик (рис. 4) и «площадка сэвэнов». Домики для погребения усопших (по-нанайски кэрэн) были наиболее нарядными деревянными сооружениями у коренных обитателей юга Дальнего Востока. Стены, крыша и вход украшались изящной ажурной резьбой, узоры которой имели определенную символику [10, с. 94-96]. Одними из центральных персонажей ритуальной жизни были духи сэвэны, способные приносить людям как пользу, так и вред и потому требующие к себе особого отношения. Их антропоморфные, вырезанные из дерева изображения различной величины наделялись душой и способностью творить чудеса. «Площадка сэвэнов», расположенная рядом с погребальным домиком, представляет собой не столько реплику конкретного этнографического объекта, сколько образную инсталляцию (рис. 3).

Этнографический комплекс включает не только хозяйственно-промысловые и культовые сооружения, скульптуры духов-сэвэнов, но и ансамбль деревянной резной мелкой пластики (зооморфные изображения), ритуальные маски3, коллекцию национальных костюмов. Эта коллекция, выполненная в традициях коренных народов Нижнего Амура и северного

2 Реплики керамических сосудов кроуновской культуры выполнены гончарами-художниками Л.Б.Кищиком и

Э.Л.Орловской (Владивосток).

3 Все экспонаты, представляющие традиционную художественную резьбу по дереву, выполнены студентами Владивостокского художественного училища.

Рис. 3. Свайный амбар. На заднем плане - «площадка сэвэнов»

Приморья, состоит из комплектов женской, мужской, детской одежды и костюма шамана4 [9, с. 31-38; 10, с.

177-154; 11, с. 159-181].

Все изделия изготовлены из плотного хлопчатобумажного материала, близкого по фактуре тканям, из которых шилась национальная одежда в конце Х1Х-начале XX в.

Колористическая гамма коллекции построена на контрасте трех базовых цветов, характерных для традиционного костюма данного региона, - светло-бежевого, насыщенного красного и сине-фиолетового. Все костюмы и дополнения к ним имеют декоративную отделку, по цветовому и композиционному решению перекликающуюся с декором национальной одежды народов Амура и Приморья. Для украшения своего повседневного и праздничного платья аборигены использовали роспись минеральными и растительными красками (так декорировались изделия из рыбьей кожи), вышивку и цветную аппликацию. В процессе изготовления наших костюмов были применены техники росписи акриловыми красками по текстилю и аппликации. Для расписного декора характерны спирально-ленточный орнамент, а также параллельные контрастные по цвету полосы различной ширины, окаймляющие основной узор и срезы изделий.

Среди женских костюмов наиболее интересен красочный свадебный наряд невесты, конструкция и декор которого символизируют покровительство мифического дракона

4 Коллекция национальных костюмов подготовлена студентами кафедры сервиса и моды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса под руководством к. т.н. О.Н.Даниловой.

Рис. 4. Погребальный домик

Мудура (рис. 5). Декоративной отделке свадебного костюма коренные народы всегда уделяли особое внимание, так как сложность композиции орнамента и виртуозность исполнения вышивки служили свидетельством уровня художественного вкуса и умения мастерицы. Характерными элементами нанайского женского свадебного халата, воспроизведенными в нашем костюме, являются аппликация в виде орнаментированных чешуек и зеркально-симметричное парное изображение родового дерева на спинке.

Костюм охотника соответствует образному и декоративному строю традиционной мужской одежды, в состав которой входят головной убор, куртка, штаны, рукавицы, мягкая обувь, пояс. Наиболее характерной принадлежностью такого костюма является многослойный головной убор, состоящий из белого платка-наголовника, орнаментированных наушников и небольшой шапки, украшенной беличьим или соболиным хвостом. Информационным источником для изготовления халата нанайского мальчика послужили экспонаты орнаментированной одежды начала XX в., хранящиеся в фондах Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева. Орнаментация детского халата традиционного покроя кимоно из сине-фиолетовой ткани выполнена яркими контрастными цветами по горловине, низу рукавов, вдоль асимметричной правой полы и по низу изделия, что придает цельность и завершенность художественному образу. Костюм шамана состоит из головного убора, куртки, штанов, юбки, передника, пояса с металлическими конусообразными подвесками, рукавиц и мягкой обуви тунгусского типа. Вся одежда белого цвета, декорирована красными лентами, а также зооморфными и антропоморфными изображениями духов - помощников шамана. По низу шапки прикреплены объемные макеты двух змей, символизирующих защиту шамана от злых духов. Дополняют комплект шаманский бубен и колотушка.

Необходимо подчеркнуть, что все экспонаты и программы музейного комплекса под открытым небом предназначены прежде всего для интерактивного восприятия. Посетители смогут отдохнуть на нарах в древнем жилище, попробовать самостоятельно вылепить глиняный сосуд, подняться в свайный амбар, постоять вместе с шаманом в кругу загадочных сэвэнов, сфотографироваться в ярком национальном костюме. На территории комплекса планируется организация временных выставок по историко-культурной тематике. Предполагается, что музейный комплекс «Наследие» начнет свою работу в конце весны-начале лета 2009 г. Пользуясь случаем, авторы статьи приглашают читателей «Вестника ДВО РАН» посетить о-в Попова и совершить путешествие в мир культурных традиций прошлого.

Рис. 5. Женские национальные костюмы. Справа - нанайский костюм невесты

1. Вострецов Ю.Е., Жущиховская И.С. К вопросу о канах на памятниках кроуновской культуры Приморья // КСИА. 1990. Вып. 199. С. 74-79.

2. Вострецов Ю.Е., Жущиховская И.С. Поселение кроуновской культуры Корсковское-2 в Приморье // Новые материалы по первобытной археологии юга Дальнего Востока. Препр. Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 1987. С. 23-30.

3. Вржосек Э.В. Новые этноэкологические маршруты для школьников Владивостока // Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. по экологическому образованию, воспитанию и просвещению. Ч. 1. Биробиджан: ДВГСГА, 2007. С. 71-73.

4. Гарковик А.В., Ермаков В.Е., Клюев Н.А. Археологические памятники Государственного морского заповедника. Препр. Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 1989. 62 с.

5. Гульбина А.А., Жущиховская И.С. Музей «Природа моря и ее охрана» // Вестн. ДВО РАН. 2003. № 4. С. 175-179.

6. Жущиховская И.С. Археологическая керамика как индикатор культовой жизни древних обществ (по материалам янковской культуры Приморья) // Социогенез Северной Азии: прошлое, настоящее, будущее. Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2003. С. 178-181.

7. Жущиховская И.С. Очерки истории древнего гончарства Дальнего Востока России. Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2004. 310 с.

8. Кимеев В.М. Экомузеи Сибири как центры сохранения этнокультурного наследия в природной среде // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 3 (35). С. 119-128.

9. Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина ХІХ-ХХ вв. Проблемы этнических традиций. СПб.: Наука, 1995. 151 с.

10. Сем Ю.А. Нанайцы. 1. Материальная культура. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1973. 313 с.

11. Старцев А.Ф. Культура и быт удэгейцев (вторая половина ХІХ-ХХ в.). Владивосток: Дальнаука, 2005. 444 с.

12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Рус. слово, 2003. 536 с.

С.Б.БЕЛОГЛАЗОВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток),

А.А.ГУЛЬБИНА, начальник отдела экопросвещения (Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник ДВО РАН),

О.Н.ДАНИЛОВА, кандидат технических наук, доцент (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса),

И. С.ЖУЩИХОВСКАЯ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.