Научная статья на тему 'ПАКИСТАН - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПАКИСТАН - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
545
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАКИСТАН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / УЗБЕКИСТАН / ИНТЕРЕСЫ / ГЕОЭКОНОМИКА / ЭНЕРГЕТИКА / CASA-1000 / ТАПИ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якубов Ильдар Харрасович, Нуриддинов Умарбек Камолиддин Уғли

Актуальность статьи обусловлена тем, что после распада Советского Союза богатая природными ресурсами, расположенная в сердце Азии Центральная Азия стала ареной борьбы за сферу влияния между глобальными и региональными игроками, конкуренция между которыми не прекращается и влияет на ситуацию в сферу безопасности в Центральной Азии. Целью статьи является выявление основных интересов и политики Пакистана в Центральной Азии, в том числе в контексте текущей динамики ситуации в Афганистане. Предметом статьи является определение значения пакистанского фактора в Центральной Азии. В ходе исследования данной темы были использованы следующие методы: системный, исторический, сравнительный, и междисциплинарные подходы. В статье рассматривается пакистанский фактор и его особенности в Центральной Азии. Была сделана попытка оценить фактор Пакистана в Центральной Азии, драйверы его политики и меняющуюся роль за последние годы. Проанализированы преимущества и недостатки Пакистана в выстраивании своей политики в отношении стран центральноазиатского региона. Особое внимание уделено энергетическому и транспортно-логистическому сотрудничеству Исламабада и центральноазиатских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAKISTAN - CENTRAL ASIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF COOPERATION

The relevance of the article is since after the collapse of the Soviet Union, Central Asia, rich in natural resources, located in the heart of Asia, has become an arena of struggle for a sphere of influence between global and regional players, the competition between which does not stop and affects the security situation in Central Asia. The purpose of the article is to identify the main interests and policies of Pakistan in Central Asia, including in the context of the current dynamics of the situation in Afghanistan. The subject of the article is to determine the significance of the Pakistani factor in Central Asia. While researching this topic, the following methods were used: systemic, historical, comparative, and interdisciplinary approaches. The article examines the Pakistani factor and its features in Central Asia. An attempt was made to assess the Pakistani factor in Central Asia, the drivers of its policy and the changing role in recent years. The advantages and disadvantages of Pakistan in building its policy towards the countries of the Central Asian region are analyzed. Particular attention is paid to energy, transport and logistics cooperation between Islamabad and Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «ПАКИСТАН - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ CENTRAL ASIA: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

Научная статья / Research article Пакистан - Центральная Азия: проблемы и перспективы сотрудничества

И. Х. Якубов1, У. К. Нуриддинов2

Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкент Узбекистан e-mail: ildaryakubov@gmail.com1, e-mail: nuriddinovumarbek3@gmail.com2

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что после распада Советского Союза богатая природными ресурсами, расположенная в сердце Азии Центральная Азия стала ареной борьбы за сферу влияния между глобальными и региональными игроками, конкуренция между которыми не прекращается и влияет на ситуацию в сферу безопасности в Центральной Азии. Целью статьи является выявление основных интересов и политики Пакистана в Центральной Азии, в том числе в контексте текущей динамики ситуации в Афганистане. Предметом статьи является определение значения пакистанского фактора в Центральной Азии. В ходе исследования данной темы были использованы следующие методы: системный, исторический, сравнительный, и междисциплинарные подходы. В статье рассматривается пакистанский фактор и его особенности в Центральной Азии. Была сделана попытка оценить фактор Пакистана в Центральной Азии, драйверы его политики и меняющуюся роль за последние годы. Проанализированы преимущества и недостатки Пакистана в выстраивании своей политики в отношении стран центральноазиатского региона. Особое внимание уделено энергетическому и транспортно-логистическому сотрудничеству Исламабада и центральноазиатских стран.

Ключевые слова: Пакистан, Центральная Азия, Узбекистан, интересы, геоэкономика, энергетика, CASA-1000, ТАПИ, транспортные коммуникации.

Для цитирования: Якубов И.Х., Нуриддинов У.К. Пакистан - Центральная Азия: проблемы и перспективы сотрудничества. 2021;4(8):637-644.

Pakistan - Central Asia: problems and prospects of cooperation Ildar Kh. Yakubov1, Umarbek K. ogli Nuriddinov2

University of World Economy and Diplomacy, Tashkent, Uzbekistan e-mail: ildaryakubov@gmail.com1, e-mail: nuriddinovumarbek3@gmail.com2

Abstract. The relevance of the article is since after the collapse of the Soviet Union, Central Asia, rich in natural resources, located in the heart of Asia, has become an arena of struggle for a sphere of influence between global and regional players, the competition between which does not stop and affects the security situation in Central Asia. The purpose of the article is to identify the main interests and policies of Pakistan in Central Asia, including in the context of the current dynamics of the situation in Afghanistan. The subject of the article is to determine the significance of the Pakistani factor in Central Asia. While researching this topic, the following methods were used: systemic, historical, comparative, and interdisciplinary approaches. The article examines the Pakistani factor and its features in Central Asia. An attempt was made to assess the Pakistani factor in Central Asia, the drivers of its policy and the changing role in recent years. The advantages and disadvantages of Pakistan in building its policy towards the countries of the Central Asian region are analyzed. Particular attention is paid to energy, transport and logistics cooperation between Islamabad and Central Asian countries.

Key words: Pakistan, Central Asia, Uzbekistan, interests, geoeconomics, energy, CASA-1000, TAPI, transport communications.

For citation: Ildar Kh. Yakubov, Umarbek K. ogli Nuriddinov. Pakistan - Central Asia: problems and prospects of cooperation. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(8):637-644. (In Russ.)

Введение

Исторически Центральная Азия находится на перекрёстке основных торговых путей, связывающих Европу и Азию. С Южной Азией регион также тесно связан еще с древних времен. В Средние века через территории современного Пакистана проходили завоевательные кампании Амира Темура и Бабура, центральноазиатского основоположника империи Великих Моголов.

В 19 веке Центральная Азия стала местом столкновения интересов царской России и Британии. Известное в истории как «Большая игра» противостояние привело к тому, что регион Центральной Азии отошёл к России, а территории современного Пакистана окончательно были закреплены в своих границах за Британской империей. Афганистан стал буферной зоной, разделяющей сферы влияния двух крупных империй 19 века - Британской и Российской.

Образование в 1947 году Пакистана привело к формальному установлению дипломатических отношений с СССР. Однако в период холодной войны советско-пакистанские связи находились в достаточно напряженном отношении, особенно в период пребывания советских войск в Афганистане. Однако развал Советского Союза привел к образованию независимых государств в Центральной Азии и ее становления как арены борьбы за ресурсы и влияние.

Интерес к Центральной Азии вызван тем, что регион, обладая богатыми природными ресурсами, расположен на стыке России, Китая, Южной Азии и Ближнего Востока, и сталкивался с проблемами хрупкости государственных институтов, конфликта в Афганистане и конкуренции внешних сил в условиях несформировавшейся системы региональной безопасности. В новых условиях становления многополярного мира кроме глобальных растёт роль и

региональных держав, от действий которых и зависит новая парадигма безопасности. Одной из таких держав выступает Пакистан, располагающий портами с теплой водой и маршрутами транспортировки

энергоносителей в Индию и Китай, а также разделяющий границы с Афганистаном, Индией и Ираном.

«Большая игра» Пакистана

Пакистан обратил внимание на геостратегическое значение государств Центральной Азии после окончания холодной войны. Исламабад рассчитывал на установление близких отношений с государствами Центральной Азии, основываясь на исламской общности, оценивая экономический потенциал сотрудничества и геополитику, которая традиционно выступала одним из ключевых факторов преставлений Пакистана о себе и своей роли в мире.

Однако продолжавшийся конфликт в Афганистане препятствовал установлению прямого наземного сообщения, и «прорыв» в Центральную Азию непосредственно зависел от возможностей открытия безопасных трансафганских коммуникаций посредством поддержки пропакистанских движений, способных установить мир в стране.

Дружественный Пакистану и безопасный Афганистан открывал бы маршруты в Центральную Азию, а в перспективе формировать пояс

дружественных государств, что

принципиально важно в контексте «индоцентризма», присущего пакистанской внешней политике. Фактически, внешняя политика Пакистана с самого начала была обусловлена двумя взаимосвязанными факторами, а именно страхом перед Индией и стремлением к поиску стратегического баланса с ней. Эти факторы играют существенную роль в центральноазиатской

политике Пакистана. Следовательно, отношения их необходимо рассматривать в контексте его общей внешней и военной политики.

Враждебные отношения Пакистана с Индией играют жизненно важную роль в формировании его планов национальной безопасности (Maqbool Ahmad Bhatty, 2006). Его политика по отношению к США всегда основывалась на соображении, что военная помощь со стороны Вашингтона поможет Исламабаду достичь паритета с Нью-Дели (Ajay Darshan Behera and C. Mathew Joseph 2004, p. 107.). Его прочные военно-политические связи с Китаем также стремятся уравновесить влияние Индии в регионе. С другой стороны, желание Пакистана быть лидером исламского мира основано на соображении, что это усилит его влияние и укрепит его государствообразующие основы, что, в свою очередь, может быть использовано против Индии (Ayesha Siddiqa-Agha, 2001, pp. 1319).

Таким образом, центральнозиатский вектор внешней политики Пакистана основан на представлении об исламской общности, факторе Афганистана и, шире, определенном «индоцентризме».

Центральная Азия выступает в качестве перспективного направления, потенциально способного существенно изменить геополитику Пакистана и повлиять на баланс сил в его отношениях с Индией.

Пакистан - Центральной Азии: возможности и ограничения

сотрудничества.

Открытие Пакистаном Центральной Азии после холодной войны вызвало волну энтузиазма по поводу перспектив установления отношений с мусульманскими странами.

Пакистан может предложить

государствам региона кратчайший выход к Мировому океану. Географический фактор дополняется наличием развитой

транспортно-коммуникационной сети и возможности использования отвечающим мировым стандартам портов Карачи, Касим и Гвадар.

Также, продукция Пакистана выглядит достаточно конкурентоспособной на

центральноазиатском рынке. При условии безопасного и недорогого транзита Пакистан получает новый рынок сбыта и одновременно источник энергетических ресурсов, перманентный дефицит которых негативно сказывается на развитии страны. Однако по мере укрепления экономик государств Центральной Азии становится очевидной растущая привлекательность для них двухсотмиллионного пакистанского рынка. Значение Центральной Азии зависит от ее стратегического географического положения и огромных природных ресурсов. (Farra F. and Burgio C. and Cernov M., 2011)

Содействовать укреплению отношений призвано и многосторонне сотрудничество. Участие Пакистана в деятельности ШОС дает возможность стране наладить регулярный диалог с правительствами центральноазиатских республик, улучшать взаимодействие, обмениваться мнениями и лучше понимать друг друга. В этом же контексте можно рассмотреть участие Пакистана и стран Центральной Азии в проекте КНР «Один пояс, один путь», а также в ОЭС - организации, объединяющей еще и Афганистан, Иран и Турцию.

Безусловно, главным препятствием на пути реализации потенциала сотрудничества является ситуация в Афганистане и расхождения по поводу ее перспектив. Мир и безопасность в этой стране является ключом к росту значения Пакистана и Центральной Азии друг для друга. Помимо этого, в прошлом наблюдались расхождения по поводу того, на каких условиях должен быть мир и каким должно быть правительство Афганистана.

Еще одним ограничивающим фактором является нехватка экономических ресурсов. Пакистан не располагает ресурсами, чтобы претендовать на роль реального конкурента ведущих торговых партнеров стран Центральной Азии, и не имеет возможностей самостоятельно

реализовывать трансрегиональные проекты. Государства Центральной Азии также ограничены в своих ресурсах, что указывает на необходимость привлечения внешних сил для реализации стратегических проектов.

У Пакистана и стран Центральной Азии имеются явные различия в понимании роли

ислама в политических процессах. Модель исламской республики неприемлема для стран Центральной Азии, а понятие светского государства выглядит

экзистенциальной угрозой для Пакистана. Кроме того, различия в понимании исламского радикализма приводили к тому, что Пакистан и страны Центральной Азии поддерживали разные стороны конфликта в Афганистане. Светские государства Центральной Азии настороженно относятся к намерениям Исламабада. Связи группировок ИДУ и Хизб-ут-Тахрир с Пакистаном и Афганистаном вызывают большую озабоченность в государствах Центральной Азии (Ahmed Rashid, 2006a, 2006b). В настоящее время эти противоречия несколько смягчены, но, как представляется, все сохраняют свой потенциал.

Помимо этого, Пакистан сталкивается с жесткой конкуренцией не только со стороны России или Китая, но и со стороны Индии, Ирана, Турции в регионе, которые обладают собственными конкурентными

преимуществами.

Наконец, стабильность в Афганистане имеет решающее значение для участия Пакистана в Центральной Азии. Любые попытки Пакистана провести трубопроводы или электричество из этого региона не будут ни рентабельными, ни возможными, пока не стабилизируется ситуация в Афганистане. Несомненно, в условиях политической неопределённости в Афганистане иностранные предприниматели не захотят вкладывать средства в какой-либо проект (Ahmed Rashid, 2006).

С ситуацией в Афганистане непосредственно связана слабая инфраструктура, связывающая Пакистан и Центральную Азию. Альтернативные афганскому транзиту транспортные проекты через Китай лишают главного преимущества - кратчайшего выхода к Мировому океану.

В целом отношения Пакистана со странами Центральной Азии основаны на нескольких факторах, часть которых способствует сотрудничеству, а часть -ограничивает его.

Текущее состояние сотрудничества

В настоящее время афганский фактор по-прежнему предопределяет сложности развития сотрудничества Пакистана и государств Центральной Азии. В экономической сфере можно наблюдать некоторое улучшение торгово-

экономических связей с республиками Центральной Азии, однако в целом товарооборот остается несущественным в общей картине внешней торговли. Самыми активными торговыми партнёрами Пакистана являются Казахстан и Узбекистан.

По итогам 2020 года товарооборот между Казахстаном и Пакистаном вырос на 68,5% по сравнению с 2019 годом (27,1 млн долларов) и достиг 45,6 млн долларов. Только за 9 месяцев 2021 года объем двусторонней торговли между Казахстаном и Пакистаном увеличился до 39,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (34,5 млн долларов) и составил 48,2 млн долларов. При этом экспорт вырос на 85,9% и составил 26,6 млн долларов, тогда как импорт - на 6,6% и составил $21,6 млн долларов»1.

Внешнеторговый оборот Узбекистана с Пакистаном в период 2017-2020 гг. вырос в 3,4 раза с 36,5 млн долларов. до 123,3 млн долларов. При этом рост товарооборота происходил за счет роста объемов экспорта Узбекистана, который увеличился за указанный период почти в 10 раз, с 10,2 млн долларов. до 98,5 млн долларов2.

В сфере энергетики Пакистан традиционно заинтересован в ресурсах Центральной Азии. Однако несмотря на то, что два ключевых проекта в этой области насчитывают уже десятилетия истории, их реализация пока еще остается в области нереализованного потенциала. Значение Пакистана для энергетического сектора

1Почти на 40% вырос за девять месяцев товарооборот между Казахстаном и Пакистаном, 23-11-2021 // https://kaztag.kz/ru/news/pochti-na-40-vyros-za-devyat-mesyatsev-tovarooborot-mezMu-kazakhstamm-i-pakistanom

2 Инфографика: Внешняя торговля Узбекистана с Пакистаном, 15.04.2021//

https://review.uz/post/infografika-torgovo-ekonomicheskogo-i-investitionmgo-sotmdnichestva-mejdu-uzbekistanom-i-pakistanom

стран Центральной Азии необходимо рассматривать в контексте

заинтересованности Исламабада в потреблении и транзите энергоресурсов Центральной Азии.

В отличие от Центральной Азии, в Южной Азии существует хронический дефицит энергоресурсов. Индии и Пакистану требуется доступная и надежная энергия для поддержания экономического роста.

Газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) или

трансафаганский газопровод стал первым проектом после окончания холодной войны, направленным на экспорт энергоресурсов из Центральной в Южную Азию. Он должен поставлять туркменский газ в Афганистан, Пакистан и Индию. Трубопровод должен соединить Йолотан-Османское газовое месторождение в Туркменистане с индийским городом Фазилки через территории Афганистана и Пакистана (Joshi, Madhura, 2011). В 2008 г. стоимость трубопровода ТАПИ оценивалась не менее 7,6 млрд долларов США 1 . Проект газопровода ТАПИ восходит к 1995 году, когда Туркменистан и Пакистан подписали меморандум о его строительстве. Проект даже получил согласие режима Талибана2, правящего в Афганистане в то время. Однако в 1998 г. Unocal компания, которая рассчитывала построить трубопровод, вышла из проекта со ссылкой на нарушения талибами прав человека. В результате проект был остановлен до 2002 года, когда был активизирован следующий раунд переговоров и Туркменистан, Афганистан и Пакистан обратились к Азиатскому банку развития с просьбой о технико-экономическом обеспечении, которое было завершено в 2005 г. и обновлено в 2008 г. В том же году к проекту официально присоединилась Индия. К странам-участницам проекта присоединились США, которые были заинтересованы укреплении безопасности в Афганистане и срыве

проекта газопровода Иран - Пакистан. Тем не менее, проект ТАПИ все еще остается нереализованным.

Проект по передаче электроэнергии в Центральной Азии и Южной Азии (CASA-1000) - это проект экспорта электроэнергии из Центральной в Южную Азию. Изначально это должны были быть линии электропередач, по которым экспортируется от 1000 до 1300 МВт электроэнергии, произведенной в Кыргызстане и Таджикистане, в Пакистан и Афганистан ежегодно, начиная с 2015 года (Винокуров и другие 2021).

Всемирный банк, Исламский Банк развития и ЮСАИД обязались профинансировать этот проект3. В 2011 г. было предоставлено технико-экономическое обеспечение CASA-1000 от компании SNC-Lavalin International по запросу Всемирного банка4.

Что касается реализации проекта, то он, также как и ТАПИ, сталкивается с препятствиями, которые ставят под сомнение то, что эти амбициозные проекты когда-нибудь будут реализованы. Основные проблемы сводятся к безопасности, дефициту средства на реализацию, дипломатической напряженностью между странами-участницами. Защита

трубопроводов и линий электропередач в Афганистане представляется достаточно сложной задачей (D'Souza, Shanthie Mariet, 2011).

Движение Талибан пока демонстрирует способность контролировать ситуацию в стране, что может послужить хорошей основой для реализации проектов, а необходимость этого признавалась еще в период пребывания сил США в Афганистане5. Уже в тот период средства на реализацию CASA-1000 выделялись

1 ADB, Historic Agreement Brings Long Awaited TAPI Pipeline Closer to Reality, May 23, 2012; http ://www.adb. org/news/historic-agreements-bring-long-awaited-tapi-pipeline-closer-reality

2 Организация запрещена в РФ.

3 World Bank Oks $526.5m for CASA-1000, Pajhwok Afghan News, March 28, 2014: http://www.pajhwok.com/en/2014/03/28/world-bank-oks-5265m-casa-1000

4 Central Asia - South Asia Electricity Transmission and Trade (CASA-1000) Project Feasibility Study Update, SNC-Lavalin International Inc., accessed July 31, 2014: http://www.casa-1000.org/1)Techno-EconomicFeasibilityStudy_MainRep_English.pdf

5 Casa-1000, Community Benefits, June 28, 2014; http://www.casa-1000.org/MainPages/Benefits.php

международными финансовыми

институтами и ЮСАИ 1. Однако расходы росли, поскольку опасения безопасности -главная причина роста затрат. (Petersen, Alexander, 2012) Все же, проект продолжал финансироваться2.

Дипломатическая напряженность также может помешать прогрессу реализации ТАПИ и в меньшей степени CASA-1000. Соперничество между Индией и Пакистаном остается препятствием, и частые столкновения на границе между двумя странами в Кашмире указывают не сохранения напряженности и

нестабильность, которые подрывают межрегиональное сотрудничество. (Bukhari, Fayaz, 2014). Столкновение интересов Индии и Пакистана в Афганистане усилило антагонизм и взаимное недоверие в регионе. (William Dalrymple, 2013).

В целом, текущее состояние сотрудничества все еще определяется фактором нестабильности в Афганистане. Проблемой остается признание афганского правительства и его возможности сохранения стабильности и безопасности и его договороспособность. В этой связи сотрудничество Пакистана и стран Центральной Азии пока еще носит амбициозный в теории, но скромный на практике характер.

Узбекистан и Пакистан: готовность к реализации трансафганских проектов

По мере роста надежд на завершение конфликта в Афганистане активизировались попытки реанимировать трансафганские проекты. В 2021 г. состоялась международная конференция в г. Ташкенте «Центральная Азия и Южная Азия: региональная взаимосвязь: вызовы и возможности», на которой президент

1 The World Bank, World Bank Group Invests in Energy Trade between Central Asia and South Asia, Press Release, March 27, 2014; http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2014/03/27/world-bank-group-invests-energy-trade-between-central-asia-south-asia

2 Bhutta, Zafar, Meeting in Ashgabat: ADB to generate $7.5bn for financing TAPI gas pipeline, The Express Tribune, June 20, 2013; http://tribune.com.pk/story/566032/meeting-in-ashgabat-adb-to-generate-7-5b-for-financing-tapi-gas-pipeline/

Узбекистана Ш.М. Мирзиёев подчеркнул стратегическое значение Южной Азии как приоритетного направления своей внешней политики 3.

По словам Ш.М. Мирзиёева, железная дорога Термез-Мазари-Шариф-Кабул-

Пешавар имеет потенциал стать главной «архитектурой» более тесного

регионального сообщения между

Центральной Азией и Южной Азией. Он подчеркнул, что строительство железной дороги полностью реализует транзитный потенциал региона Центральной и Южной Азии, обеспечит «кратчайший маршрут» и «экономическую жизнеспособность» пути транспортировки товаров между Южной и Центральной Азией.

По данным Министерства инвестиций и внешней торговли Узбекистана 2020-2021 гг., Всемирный банк выражал готовность профинансировать полевые работы и предоставить техническую помощь в проектировании строительства

железнодорожной сети между тремя странами региона - Узбекистаном, Пакистаном и Афганистаном 4 . Министерство инвестиций и внешней торговли Узбекистана оценивало проект в сумму от 4,8 до 5 миллиардов долларов США5. Расчетное время доставки товаров от российской границы (Озинки) до Карачи будет сокращено до 6-18 дней, а от Термеза до Карачи - всего до 8-10 дней6. Потенциал пути Кабульского коридора вместе с транспортным коридором Китай-

3 ИСМИ: Афганистан - это связующий мост между Центральной и Южной Азией, 6 августа 2021// https://isrs.uz/ru/ozbekiston-va-mo-oav-nigoЫda/markazij-va-zanubij-osie-mintakalari-ucun-ulkan-tasavvur-pajdo-buldi-cnn

4 Новые задачи в рамках партнерства Всемирного банка с Узбекистаном, 17 мая 2021// https://mift.uz/ru/news/novye-zadachi-v-ramkah-partnerstva-vsemirnogo-banka-s-uzbekistanom

5 Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали «Дорожную карту» по строительству железной дороги, 8 февраля 2021// https://www.gazeta.uz/ru/2021/02/08/trans-afghan-railway/

6 збекистан, Афганистан и Пакистан подписали «Дорожную карту» по строительству железной дороги, 8 февраля 2021// https://www.gazeta.uz/ru/2021/02/08/trans-afghan-railway/

Кыргызстан-Узбекистан позволяет говорить о соединении Европы, Китая, России и Южной Азии. В условиях роста взаимосвязанности между государствами возникает необходимость в укреплении не только региональных связей, но межрегиональных связей. (Неъматов 2021)

В целях реализации проекта правительства Узбекистана, Пакистана и Афганистана подписали совместное письмо с запросом на получение кредита в размере 4,8 миллиарда долларов от международных финансовых институтов (Абатуров В., 2021). Однако спустя месяц правительства Афганистана, которое подписывало соглашение, уже не стало.

В новых условиях для того, чтобы международные институты согласились финансировать масштабные трансафганские проекты, необходимы международное признание правительство талибов, их способность обеспечивать безопасность как в своей стране, так и гарантировать, что правительство не будет представлять угрозу для сопредельных государств.

Тем не менее, как представляется, трансафганские проекты в настоящее время находятся в лучшем положении, чем несколько лет назад. В первую очередь, следует отметить фактическое окончание военных действий в Афганистане. Конечно, ситуация все еще представляется хрупкой, но в настоящее время договариваться по вопросам сотрудничества имеет

практический смысл только с талибами.

Узбекистан, Афганистан и Пакистан согласны с тем, что трансрегиональной железной дороги Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар действительно является платформой для экономического роста и

большей региональной связанности, и готовы к его совместной реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, страны готовы реализовывать меньшие по затратам проекты, такие как строительство линий электропередач или развития

автомобильного сообщения через Афганистан, что также является хорошей основой для наращивания сотрудничества.

Заключение

Пакистан рассматривает Центральную Азию как важное, но во многом еще сохраняющее нереализованный потенциал направление своей внешней политики. Отношения носят достаточно стабильный характер, хотя и скромные для участников масштаб. Афганский конфликт оставался основным фактором, препятствующим реализации имеющегося потенциала.

Стабильность и безопасность в Афганистане является приоритетом для Пакистана и стран Центральной Азии, и достижение этих целей позволит «реанимировать» «замороженные»

трансафганские проекты в области энергетики и транспортных коммуникаций.

В настоящее время на фоне отсутствия международного признания правительства талибов реализовывать масштабные проекты не представляется возможным в виду ограниченности ресурсов Пакистана и государств Центральной Азии. Тем не менее, настойчивые попытки Узбекистана и Пакистана использовать предоставившиеся возможности установления мира в Афганистане указывают на вероятность некоторых положительных изменений в реализации тех проектов и инициатив, которые способны реализовать эти страны без привлечения средств международных финансовых институтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абатуров В., Ташкентский перекресток сотрудничества — между Центральной и Южной Азией, ЦЭИР, 2021 // https://www.cer.uz/uz/post/puЫicatюn/taskentskij-perekrestok-sotrudnicestva-mezdu-centralnoj -ь^^ -aziej

Винокуров, Е., Ахунбаев, А., Усманов, Н., Цукарев, Т., Сарсембеков Т. Инвестиции в водно-энергетический комплекс Центральной Азии. Доклады и рабочие документы 21/3. Алматы, Евразийский банк развития, 2021.

Неъматов А. Строительство дороги «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» позволит сократить транспортировку грузов из Узбекистана в Пакистан с 35 до 3-5 дней, 20 мая 2021// https://isrs.uz/ru/yangiliklar/ismi-stroitelstvo-dorogi-mazari-sarif-kabul-pesavar-pozvolit-sokratit-transportirovku-gruzov-iz-uzbekistana-v-pakistan-s-35-do-3-5-dnej

AhmedRashid, Afghan President Confronts Pakistani Counterpart over Suicide Bombers, 2006 // at

https://eurasianet.org/afghan-president-confronts-pakistani-counterpart-over-suicide-bombers Ahmed Rashid, Karzai Embraces Risky Plan to end Afghanistan-Pakistani Antagonism, 2006 //

at http://www. eurasianet. org/departments/insight/articles/ eav101206_pr.shtml Ahmed Rashid, US-Pakistan Relations in Downward Spiral, 2006 at

https://ww.refworld.org/country,C0I,EURASIANET,,PAK,,46f257e4c,0.html Ajay Darshan Behera and C. Mathew Joseph, Pakistan in a Changing Strategic Context,

Knowledge World, New Delhi, 2004, p. 107 Ayesha Siddiqa-Agha, Pakistan's Arms Procurement and Buildup,1979-99, Palgrave, New York, 2001, pp. 13-19

Bukhari, Fayaz, Five more civilians killed in worst India-Pakistan fighting for years, Reuters, October 8, 2014; https://www.reuters.com/article/uk-india-pakistan-

idAFKCN0HX10H20141008 D 'Souza, Shanthie Mariet, "The TAPI Pipeline: A Recipe for Peace or Instability?," ISAS Brief 194 (2011): 3

Farra F., Burgio C. The competitiveness potential of Central Asia, 2011, at https://www.oecd-ilibrary.org/finance-and-investment/competitiveness-and-private-sector-development-central-asia-2011/the-competitiveness-potential-of-central-asia_9789264097285-5-en Joshi, Madhura, Turkmenistan-Afghanistan-Pakistan-India Pipeline: Possibility or Pipe Dream, Gateway House: Indian Council on Global Relations, 2011// https://www.gatewayhouse.in/wp-content/uploads/2011/11/TAPI.pdf Maqbool Ahmad Bhatty, Challenge of co-existence with India, Dawn, Karachi, April 30, 2006,

at http://www.dawn.com/2006/04/30/ed.htm Petersen, Alexander. "TAPI pipeline: Bigger is not better," Foreign Policy, June 12, 2012;//

http://afpak.foreignpolicy.com/posts/2012/06/12/tapi_pipeline_bigger_is_not_better William Dalrymple. A Deadly Triangle: Afghanistan, Pakistan, and India, The Brookings Essay, June 25, 2013;// http://csweb.brookings.edu/content/research/essays/2013/deadly-triangle-afghanistan-pakistan-india-c.html

REFERENCES:

Abaturov Viktor, Tashkentskij perekrestok sotrudnichestva — mezhdu Central'noj i YUzhnoj Aziej, CEIR, 2021 // https://www.cer.uz/uz/post/publication/taskentskij-perekrestok-sotrudnicestva-mezdu-centralnoj-i-uznoj-aziej Vinokurov E., Ahunbaev A., Usmanov, N., Cukarev T., Sarsembekov T. Investicii v vodno-energeticheskij kompleks Central'noj Azii. Doklady i rabochie dokumenty 21/3. Almaty, Evrazijskij bank razvitiya, 2021. Nematov A. Stroitel'stvo dorogi «Mazari-SHarif - Kabul - Peshavar» pozvolit sokratit' transportirovku gruzov iz Uzbekistana v Pakistan s 35 do 3-5 dnej, 20 maya 2021// https://isrs.uz/ru/yangiliklar/ismi-stroitelstvo-dorogi-mazari-sarif-kabul-pesavar-pozvolit-sokratit-transportirovku-gruzov-iz-uzbekistana-v-pakistan-s-35-do-3-5-dnej

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Якубов Ильдар Харрасович, к.п.н., заведующий кафедры «Прикладной анализ международных проблем» Университета мировой экономики и дипломатии, Ташкент, Узбекистан, e-mail: ildaryakubov@gmail.com Нуриддинов Умарбек Камолиддин ^ли, студент факультета «Международные отношения» Университета мировой экономики и дипломатии, e-mail: nuriddinovumarbek3@gmail.com

Ildar Kh. Yakubov, PhD in Political Science, Head of the Department of Applied Analysis of International Problems, University of World Economy and Diplomacy, Tashkent, Uzbekistan, e-mail: ildaryakubov@gmail.com

Umarbek K. ogli Nuriddinov, student of the Faculty of International Relations, University of World Economy and Diplomacy, e-mail: nuriddinovumarbek3@gmail .com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.