Научная статья на тему 'П.Т. НАДБИТОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ'

П.Т. НАДБИТОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Петр Тимофеевич Надбитов / Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» / культура / творчество / фольклор / калмыцкий танец / возрождение / Pyotr Timofeevich Nadbitov / the National Dance Theater of Kalmykia "Oiraty" / culture / creativity / folklore / Kalmyk dance / revival

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Очирова Н. Г.

В статье, посвященной 85-летию со дня рождения Петра Тимофеевича Надбитова, прослеживается творческий путь выдающегося артиста и хореографа и созданного им Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты», по праву ставшего одним из символов культуры республики, завоевавшего всеобщую любовь зрителей в своей стране, дальнем и ближнем зарубежье. Рассматриваются вопросы, связанные с возрождением культуры Калмыкии после возвращения калмыцкого народа из депортации в восточные районы СССР. Отмечается неоценимый вклад П.Т. Надбитова в отечественное хореографическое искусство как непреходящей ценности духовной культуры калмыцкого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE OCCASION OF 85th ANNIVERSARY OF THE PROMINENT NATIONAL CULTURAL FIGURE P. T. NADBITOV

The article, dedicated to the 85th birth anniversary of Pyotr Timofeevich Nadbitov, traces the creative path of the outstanding artist and choreographer along with a history of the State Dance Theater of Kalmykia “Oiraty” created by Nadbitov, which rightfully became one of the republic’s culture symbols and won the universal love of spectators in his country as well as distant and neighboring countries. Issues related to the revival of the culture of Kalmykia after the return of the Kalmyk people from deportation to the eastern regions of the USSR are considered. The invaluable contribution of P.T. Nadbitov into domestic choreographic art as an enduring value of the spiritual culture of the Kalmyk people is registered.

Текст научной работы на тему «П.Т. НАДБИТОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ»

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

DOI: 10.24412/2071-7830-2023-146-96-102 ОЧИРОВА Н. Г.

П.Т. НАДБИТОВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр. Южный научный центр Российской

академии наук», г. Ростов-на-Дону, Россия, ngochirova00@mail.ru

Аннотация. В статье, посвященной 85-летию со дня рождения Петра Тимофеевича Надбитова, прослеживается творческий путь выдающегося артиста и хореографа и созданного им Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты», по праву ставшего одним из символов культуры республики, завоевавшего всеобщую любовь зрителей в своей стране, дальнем и ближнем зарубежье. Рассматриваются вопросы, связанные с возрождением культуры Калмыкии после возвращения калмыцкого народа из депортации в восточные районы СССР. Отмечается неоценимый вклад П.Т. Надбитова в отечественное хореографическое искусство как непреходящей ценности духовной культуры калмыцкого народа.

Ключевые слова: Петр Тимофеевич Надбитов, Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты», культура, творчество, фольклор, калмыцкий танец, возрождение.

Изучение этнической истории и культуры российских народов является актуальной задачей современной исторической науки. Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа. На современном этапе наблюдается стирание границ между различными национальными культурами. Влияние массовой культуры на традиционную определяет необходимость фиксации культурного наследия всех народов, в том числе народов нашего многонационального государства. Танцевальный фольклор народов, проживающих в России, является неотъемлемой частью их духовной культуры, а также составной частью мирового хореографического наследия. Проблемам истории культуры, в том числе танцевальному искусству посвящены труды М.С. Кагана [5], Э.Н. Киласония [6], А.А. Климова [7], О.Ю. Колпецкой [8], Ю.М. Лотмана [9], А.И. Мельника [10], М.П. Мурашко [15], Б.Н. Путилова [18], А.И. Мельника, М.С. Годенко, А.А. Вагнера [11]. Эти вопросы нашли отражение в работах Т.Б. Бадмаевой [1, 2], Н.Ц. Биткеева [3], Ц.Б. Селеевой [21], В.А. Милютина [13], А.В. Гучева [4], Н.Д. Санджиева [20], У.Э. Эрдниева [22] и др. Культурно-исторический, лингво-культурологический, социакоммуникативный, этнопсихологический аспекты наряду с собственно хореографическим наследием российских народов рассматривались на многочисленных конференциях, по данной проблематике публиковались научные труды, в том числе «Мельниковские чтения» [12], «Русский Север. Этническая история и народная культура. XII -XX в.» [19]. Творческую деятельность Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Калмыцкой АССР им. О.И. Городовикова П.Т. Надбитова исследует в своей статье «П.Т. Надбитов - хранитель народного искусства» М.П. Нимгирова [17]. О своем жизненном пути и творческой судьбе повествует и сам патриарх танцевального искусства Калмыкии, хореограф П.Т. Надбитов, в своей книге «Жизнь в вихре танца» [16].

Богата и многогранна история хореографического искусства. Веками развивались течения и направления хореографии: классическая, народно-сценическая, историко-бытовая, современная. Среди всего многообразия хореографии отдельным пластом необыкновенно ярко и звездно выделяется народно-сценический танец, связанный с именем великого хореографа ХХ столетия Игоря Александровича Моисеева. Он открыл и утвердил

небывалый ранее жанр народно-сценического танца. Игорь Александрович был первым, кто подлинно народные танцы поставил рядом с балетом благодаря сочетанию академической формы и фольклора. Размышляя о понятии народной хореографии, И.А. Моисеев отмечает: «Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им» [14, с. 171]. Жизнь и судьба великого хореографа Игоря Моисеева стала исключительным примером беззаветного служения любимому делу для Петра Надбитова, Героя Калмыкии, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Заслуженного артиста Республики Калмыкия, Заслуженного деятеля искусств Чеченской Республики, лауреата премии Калмыцкой АССР имени О.И. Городовикова, кавалера ордена Дружбы, члена Международного Совета Танца CID (UNESCO). П.Т. Надбитов находится в числе подлинных последователей и почитателей таланта легендарного балетмейстера, танцовщика, руководителя ансамбля И.А. Моиеева и с началом своего творческого пути стремился усвоить, творчески развить новые модели профессионального коллектива -ансамбля народного танца, а позже - Государственного театра танца.

Петр Тимофеевич Надбитов родился 1 ноября 1938 года в пос. Кевюды Приютненского района Калмыцкой АССР в простой рабочей семье. В 1943 году вместе со всем калмыцким народом семья была депортирована в Сибирь по ложному обвинению калмыцкого народа в сотрудничестве с фашистами, поскольку часть республики в годы Великой Отечественной войны короткое время была под «немцем», т.е. оккупирована гитлеровскими войсками. Маленький Петя навсегда запомнил холодный товарный вагон, в котором везли калмыков, в основном это были старики, женщины и дети. Они попали в Омскую область, жили в селе, в котором кроме них, других калмыцких семей почти не было. Калмыки были разбросаны по другим населенным пунктам района. Через некоторое время матери удалось договориться с местным начальством и перебраться ближе к своим землякам в другое село, так было немного легче, спокойнее рядом со своими сородичами. Подростку надолго запомнилось тяжелое полуголодное сибирское детство, когда мама изо всех сил тянула их, чтобы прокормить, нанялась к сельчанам пасти скот. Петя с малышами помогал ей, как мог, бегал за коровами по холодной росе, собирая их в стадо. Местные жители иногда выносили им, то кувшин молока, то несколько вареных картофелин, то кусок хлеба и дети с благодарностью их принимали. В то время это было существенной помощью для выживания, мама даже сшила им мешочки, чтобы складывать эту спасительную еду. Но постепенно жизнь начала налаживаться: люди адаптировались к суровым природным условиям, несмотря на трудности, калмыки ухитрялись ходить друг к другу в гости и даже собирались в праздники. Старший брат, 17-летний Иван, с друзьями играл на этих вечеринках на балалайке, Петя внимательно прислушивался к музыке, приглядывался к балалайке, ему это было интересно, завораживало. Потом взрослые ребята стали играть в колхозном клубе, в их репертуаре были краковяк, полька, вальс и другие танцевальные мелодии. Любознательный подросток, сидя в клубе за занавесью, внимательно смотрел и запоминал движения танцующих, а потом и сам их стал повторять. Когда подрос, то научился с другом-сибиряком, у которого были баян, гармошка, балалайка игре на этих инструментах. Родители одноклассника поддерживали их общение и охотно разрешали Петру пользоваться ими. Способный юноша быстро обучился игре на этих музыкальных инструментах.

После окончания семилетки в Омской области и учебы в ФЗУ Петр Надбитов едет в Калмыкию. После приезда в 1957 году юношу как одного из лучших участников художественной самодеятельности приглашают в возрождающийся Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан». Так начинается сложный и трудный путь Петра Тимофеевича Надбитова в танцевальное искусство, и он продолжается вот уже на протяжении более 65 лет. Становление Петра Надбитова как талантливого артиста,

уникального исполнителя калмыцких народных танцев происходило на пике подъема национального самосознания, ощущения свободы и понимания особой миссии поколения, вернувшегося из сибирской ссылки, полного надежд и высоких устремлений созидательной деятельности во благо родной республики - возрождения и восстановления культуры калмыцкого народа.

По происшествии многих десятилетий можно с уверенностью констатировать, что это была удивительная эпоха, подарившая республике целую плеяду замечательных деятелей культуры, современников Петра Надбитова, которые во многом предопределили профессиональное искусство Калмыкии как неотъемлемую часть культурного пространства России. Среди них - Давид Кугультинов, Петр Чонкушов, Валентина Горяева, Валентина Ильцаранова, Анатолий Цебеков, Эмба Манджиев, Борис Очаев, Булгун Манджуракова, Александр Сасыков, Иван Уланов, Сергей Яшкулов, Юрий Ильянов, Гарри Рокчинский, Никита Санджиев, Ким Ольдаев и многие другие.

Следует отметить, что период возрождения национальной культуры Калмыкии был неразрывно связан с развитием общей истории народа, вопросами государственного управления культурным строительством в республике и во многом зависел от деятельности каждой творческой личности. Без сомнения, в историческом масштабе это был сравнительно небольшой временной промежуток. Развитие культуры Калмыкии происходило в непростых условиях от смены довоенного периода подъема культуры сибирской ссылкой - периодом забвения и безвременья, грозившим утратой национальной идентичности, языка и культуры калмыцкого народа, до периода возрождения, насыщенного яркими событиями в культурной жизни республики. Свыше пятидесяти лет понадобилось калмыцкому народу, чтобы, унаследовав величайшие традиции ойратской культуры, и синтезировав их с достижениями многонациональной российской культуры, воссоздать свой неповторимый культурный облик, позиционирующий сегодня Калмыкию как уникальный островок восточной культуры в европейской части Российской Федерации, а калмыцкий народ как единственный азиатский этнос в Европе.

Надбитов П.Т. - несомненно, особое явление в культуре Калмыкии. С именем Петра Надбитова, первого профессионального балетмейстера Калмыкии, связано становление и развитие национальной хореографии. Им создано около двухсот хореографических произведений. Творческое наследие его сформировалось на основе танцевального фольклора калмыцкого народа и достигло такого совершенства, что сегодня оно воспринимается как подлинно народное творение. Танцы, поставленные П.Т. Надбитовым, широко популярны и востребованны, составляют основу репертуара самодеятельных коллективов республики, а танцы: «Богатыри» можно увидеть в исполнении школьников и воспитанников детских садов, «Дербетовский тавшур» и «Ишкимдык» - неотъемлемая часть культурной программы на свадьбах и гуляниях, мотивы «Журавлей» и сказочного героя «Кеды» угадываются в скульптурах Элисты. Хореографические постановки П.Т. Надбитова, ставшие классикой жанра, являются достоянием всей многонациональной культуры России, вошли в сокровищницу мирового танцевального искусства.

Как отмечает в своем докладе Учурова А.А., «Высокий профессионализм, организаторский талант Петра Тимофеевича Надбитова предопределили успех его детищ: студенческого ансамбля «Хадрис» и народного ансамбля «Джангар», который впоследствии получил широкую известность во многих странах мира. Но вершиной творческого дарования Петра Надбитова является Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты», созданный им в начале 90-х гг. прошлого столетия. Здесь в полной мере раскрылся богатый творческий потенциал Мастера хореографии». Он обогатил калмыцкую хореографию новым жанром, создав удивительные спектакли, каждый из которых - это красочный рассказ, живое повествование, страничка истории калмыцкого народа в единой семье народов России. Так, только в период с 2013 г. по 2017 г. хореографом были созданы спектакли «Путешествие по странам Востока и Гималаев» («Путешествие Кееды») (по заказу французского импресарио Андре Шеневьер), «Тальяночка на поляночке», посвященный 70-летию победы советского

народа над фашистской Германией и первый калмыцкий балет-сказка «Живая вода» на музыку П.О. Чонкушова. В сентябре 2019 г. состоялся премьерный показ музыкального хореографического спектакля «Однажды в Америке». В апреле текущего года состоялся премьерный показ музыкально-хореографического спектакля «Медноволосая девушка».

Государственный театр танца «Ойраты» - визитная карточка Калмыкии и России далеко за ее пределами. Его знают во многих странах Европы, в США, Тайване, Монголии, Китае. Этот оригинальный творческий коллектив стал не только истинным представителем калмыцкой культуры, но и достойным послом народной дипломатии Новой России. Петр Надбитов уделяет большое внимание вопросам подготовки национальных кадров профессиональных танцовщиков, сохранения и преемственности традиционных народных культурных ценностей. Он выпестовал немало учеников, а учащиеся детской студии являются лауреатами российских и международных конкурсов и фестивалей. Надбитов П.Т., не только талантливый балетмейстер, руководитель, педагог-наставник, легенда хореографического искусства Калмыкии, но и известный общественный деятель. Будучи членом Международного Совета Танца CID (UNESCO), принимает активное участие в его работе и с присущей ему энергией активно проявляет свою профессиональную и гражданскую позицию, продвигая интересы танцевального искусства народов мира. Надбитов П.Т. является членом жюри телевизионного проекта «FolkofDance» (г. Москва, март 2018 - март 2019 гг.), XII Международного фестиваля-конкурса народного песенно-танцевального искусства «Танцуйи пой, Россиямолодая!» (г. Владимир, г. Суздаль, апрель 2018 г.). Творческая деятельность балетмейстера П.Т. Надбитова отмечена высокими государственными наградами и присвоением званий. Он также является обладателем единственного в России профессионального журнала «Балет», приза «Душа танца 2016» в номинации «Рыцарь народного танца». Творческой деятельности выдающегося хореографа Петра Тимофеевича были посвящены научно-практические конференции, проходившие в г. Элиста: Всероссийская в связи с 70-летием со дня рождения (2008 г.) и Международная -с 75-летием со дня рождения (2013 г.).

Ныне брендом Калмыкии стали восстановленные по крупицам уникальные образцы калмыцкого музыкального и танцевального фольклора, искусства джангарчи и исполнения старинных протяжных песен (ут дун), декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Нематериальное и материальное наследие калмыцкого народа является залогом целостности и единства культурного пространства республики, основой всех видов современного профессионального искусства.

Значимым событием в Калмыкии явилась проведенная в 1971 году Республиканская научно-практическая конференция по хореографической культуре. Время доказало жизнестойкость принятых тогда решений, давших мощный импульс к развитию народной хореографии почти на сорок лет вперед. За эти годы республика достигла значительных успехов в социально-экономическом и культурном развитии. Современный этап развития профессионального искусства и традиционного народного творчества характеризуется активизацией творческой деятельности и инициатив, расширением доступа к культурным благам и ценностям, реализацией крупных международных и региональных проектов в сфере культуры, значительными успехами наших артистов и творческих коллективов в конкурсном и фестивальном движении, трансляцией лучших достижений библиотечной, музейной, культурно-досуговой деятельности в информационном пространстве.

Сегодня в Калмыкии функционируют два профессиональных хореографических коллектива - Государственный академический ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан» и Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты». Кроме того, в республике действуют свыше ста пятидесяти танцевальных самодеятельных ансамблей, в состав которых входят более двух тысяч артистов-любителей различных возрастных категорий. Значительное количество хореографических коллективов, которыми располагает Калмыкия, является свидетельством любви народа к своей древней танцевальной культуре. Среди них хотелось бы отметить тех, кто обладает особенным мастерством и имеет богатую

творческую биографию: ансамбль «Дольган» из Лаганского района (руководитель Владимир Лиджи-Горяев), «Торга» Ики-Бурульского района (руководитель Анатолий Бадмаев), «Цецег» (руководитель Светлана Доянова) и «Ассалам» из Черноземельского района (руководитель Елена Фомичева), «Веселая карусель» из Целинного района (руководитель Ирина Самсонова), «Тюльпанчик» им. Евгения Толкачева из Элисты, «Шорвин хошуд» из Октябрьского района (руководитель Джиргал Номинханов), «Бумбин орн» (руководитель Н. Болдырева) и многие другие. Безусловно, для калмыков танец всегда был способом самовыражения, характеризующим отношение народа к окружающему миру, среде своего обитания. В исконно народной танцевальной пластике находят отражение мудрость народной этики и традиционных представлений о красоте.

Популярностью калмыцкий танец во многом обязан своей специфике и многогранности жанра, который вбирает в себя огромный пласт культуры народа, его музыкальную сферу, национальный костюм, язык жестов, этикет и прочие элементы самовыражения человека. А его устойчивость как субъекта этнохронологии обусловлена, на наш взгляд, триединством методов: сбором и изучением песенного и хореографического фольклора, исследовательской работой и творческим сценическим воплощением. Именно эта творческая концепция и стала смыслом профессиональной деятельности Петра Надбитова. Его уникальное дарование и необыкновенные способности в пластике и технике танца, помноженные на прекрасное образование, полученные в Ленинградском хореографическом училище им. А.Я. Вагановой, Московском государственном институте культуры, стали основой его особого таланта балетмейстера-постановщика. Одновременно с профессиональным становлением формировалась и научно-исследовательская деятельность: Петр Надбитов по крупицам собирает и систематизирует фольклорные материалы, собранные им во время полевых экспедиций на территории Калмыкии, Монголии и Киргизии. Благодаря этим источникам ему удалось создать уникальные калмыцкие танцы, вошедшие в репертуар хореографических коллективов и представляющие золотой фонд танцевального фольклора Калмыкии: «Журавли», «Дербетовский тавшур», «Туула би» (Танец зайца), «Кеда», «Богатыри», «Ишкимдык», «Чичирдык» и др. Эти бесценные творения, ставшие основой репертуара Государственного ансамбля танца «Тюльпан», были созданы в 70-е годы прошлого века, когда Петр Тимофеевич был главным балетмейстером коллектива, а затем и его художественным руководителем. Период работы в ансамбле стал наиболее плодотворным в его творческой биографии: именно в прославленном коллективе «Тюльпан» за ним по праву закрепилось мнение как об одном из талантливейших постановщиках «законодателе мод» в области калмыцкого танца. В ансамбле Петр Тимофеевич прошел все этапы творческого становления - от артиста балета до балетмейстера-постановщика, что позволило ему очень грамотно и деликатно осуществлять постановки народного танца, исполнение которых требовало особого мастерства, чувства меры и технической подготовки.

Тесное сотрудничество Петра Надбитова с такими признанными корифеями хореографического искусства, как Георгий Семенович Чудак, Дмитрий Олегович Бахарев, филигранно отточило его талант балетмейстера до классического совершенства. Незабываемой для творческой судьбы автора стала встреча с народным артистом СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, художественным руководителем Государственного ансамбля танца СССР Игорем Моисеевым, который дал высокую оценку ансамблю «Тюльпан» и «Танцу журавлей» в исполнении Валерия и Галины Эрдниевых. Свою эмоциональную восторженность он выразил так: «Это удивительно живой, воистину человеческий гимн любви».

Созданные Надбитовым в разные годы «Дербетовский тавшур», «Танец зайца», «Кеда», «Дамжиг» величественны, как сама калмыцкая степь, стремительны, зажигательны и искрометны благодаря магталам и шавашам. Даже знакомые всем «Ишкимдык», «Чичирдык» и «Шарка-Барка» в его постановке преобразились: обрели особую свежесть и отточенность движений.

Петр Надбитов внес неоценимый вклад в воспитание хореографических кадров республики. Он выпествовал немало учеников, имена которых сегодня наряду с именем наставника ярко сияют на небосклоне национальной культуры. Под его руководством раскрылся талант заслуженных артистов России Валерия Эрдниева, Владимира Мацакова, Аллы Бадма-Гаряевой, народного артиста Калмыкии Николая Шульги, заслуженных артистов Калмыкии Василия Калинкина, Джиргала и Флоры Номинханвых, Владимира Бадмаева, Александра Манджиева и многих других.

По инициативе П.Т. Надбитова и при поддержке Министерства культуры РФ была открыта калмыцкая студия при Уфимском хореографическом училище, а в 1990 г. -хореографическое отделение при Элистинском училище искусств, позднее при театре «Ойраты» им была создана детская школа калмыцкого танца «Тенгрин ки». Высокий профессионализм Петра Надбитова, организаторские способности, неутомимая энергия и постоянный поиск предопределили успех многих его детищ: студенческого ансамбля «Хадрис», народного ансамбля танца «Джангар», в свое время ставшего лауреатом премии комсомола Калмыкии им. Э. Деликова, лауреата многих российских и международных премий, удостоенного почетного звания - «Заслуженный коллектив народного творчества России».

Но, несомненно, что вершиной его творческого дарования является Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты», который был создан в начале 90-х годов прошлого столетия. За столь короткий для творческого коллектива период театр танца «Ойраты обрел свой неповторимый колорит, достойно представляя хореографическое искусство не только в Калмыкии, но и далеко за ее пределами. Ойраты - динамично развивающийся коллектив, который в полной мере раскрыл и без того богатый творческий потенциал выдающегося хореографа. Коллектив П.Т. Надбитова уже сегодня стал заметным явлением многонациональной отечественной культуры. Репертуар, включающий бесценные творения автора, восхищает зрителей масштабом и зрелищностью. Активно гастролируя, Петр Тимофеевич внимательно изучает танцевальное искусство народов мира. Он одним из первых пополнил национальную составляющую произведениями мирового хореографического искусства и открыл миру танцевальное искусство калмыков.

Талантливый хореограф Петр Тимофеевич Надбитов создал удивительные спектакли. Они представляют собой исторически связанные художественные композиции с использованием приемов классического балетного спектакля, его форм, драматургии и основных постановочных приемов, и традиций народной хореографии. Это известные музыкально-хореографические спектакли «Путешествие от Гималаев к странам восходящего солнца», «...И друг степей калмык», «Великий Шелковый путь», которые по сути представляют новый жанр калмыцкой сценической хореографии.

Список литературы

1. Бадмаева Т. Б. Особенности формирования танцевального фольклора калмыков. // Танцевальный фольклор народов России: материалы Всерос. науч.-практич. конф., посвященной 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Калмыцкой АССР им. О.И. Городовиква П.Т. Надбитова.2010.Элиста: КИГИ РАН, С. 44-62.

2. Бадмаева Т. Б. Танцевальный фольклор калмыков. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. 97 с.

3. Биткеев Н. Ц. Калмыцкий песенный фольклор. Элиста: АПП» Джангар», 2005. 213 с.

4. Гучева А. В. К вопросу изучения адыгской кафы // Всерос.науч.-практич. конф. «Музыка и танец: вопросы их взаимодействия». Майкоп, 2003.С. 38-48.

5. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

6. Киласония Э. Н. Музыкальная культура 60-х годов XX века в России: от традиций к инверсиям: дис. ... канд. искусствоведения. Саранск, 2005. 159 с.

7. Климов А. А.Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981. 270 с.

8. Колпецкая О. Ю. Бурятский балет 1950-х-первой половины 1970-х годов: дис. ... канд. искусствоведения. Красноярск, 2003. 184 с.

9. Лотман Ю. М. Об искусстве. Спб.: Искусство-СПБ, 1998. 702 с.

10. Мельник А. И. Танцевальное творчество русского населения Енисейского, Мотыгинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. По материалам фольклорной экспедиции 1977 г. Красноярск, 1991. 79 с.

11. Мельник А. И., Годенко М. С., Вагнер А. А. Танцы Сибири. Из репертуара Красноярского ансамбля танца Сибири. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1968. 82 с.

12. Мельниковские чтения: Материалы второй региональной научно-практической конференции / Сост. и ред. Н.В. Леонова, Е.Ф. Фурсова. Новосибирск: ООО Издательский дом «Сова», 2007. 200 с.

13. Милютин В. А. Опыт структурно-стилистической характеристики чувашского народного танца // Пансофия этнопедагогики: сб.науч.ст. Чебоксары: Чув.гос.пед., 2007. С.112-120.

14. Моисеев И. А. Я вспоминаю... Гастроли длиною в жизнь. М.: Согласие, 2016. 226 с.

15. Мурашко М. П. Формы русского танца. Книга 1. Пляска. 2006. 112 с.

16. Надбитов П. Т. Жизнь в вихре танца. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 296 с.

17. Нимгирова М. П. П.Т. Надбитов - хранитель народного искусства // Танцевальный фольклор народов России: материалы Всерос. науч.-практич. конф., посвященной 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Калмыцкой АССР им. О.И. Городовикова П.Т. Надбитова, г.Элиста, 17-18 декабря 2008 г. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 16-20.

18. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. 235 с.

19. Русский Север. Этническая история и народная культура. XII -XX в. М.: Наука, 2001. 848 с.

20. Санджиев Н. Д. Слово о калмыцком танце // Танцевальный фольклор народов России: материалы Всерос. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Калмыцкой АССР им. О.И. Городовиква П.Т. Надбитова, г. Элиста, 17-18 декабря 2008 г. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 78-85.

21. Селеева Ц. Б. Мотив пира в эпосе «Джангар» // Танцевальный фольклор народов России: материалы Всерос. науч.-практич. конф., посвященной 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии Калмыцкой АССР им. О.И. Городовикова, П.Т.Надбитова, г.Элиста, 17-18 декабря 2008 г. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 171-190.

22. Эрдниев У. Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. 3-е изд., перераб. и доп. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. 282 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.