НАРОДЫ КАВКАЗА. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 930.1
П.П. СВИНЬИН И ТРАНСЛЯЦИЯ ИСТОРИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ»
(1818-1838)
П.А. Кузьминов, И.С. Тахушева
DOI 10.18522/2072-0181-2018-94-2-41-47
В истории народов Северного Кавказа XIX в. занимает особое место. На плоскости, в предгорье, теснинах ущелий происходил острый военный конфликт, но, одновременно и параллельно ему шел процесс сближения народов региона и России [1, с. 80].
По различным аспектам взаимоотношений России и народов Северного Кавказа в XIX в. написаны десятки тысяч исследований, но появляются и будут появляться все новые и новые, поскольку, с одной стороны, процесс познания не исчерпаем, а, с другой, - в процессе эволюционного/революционного развития изменяются основополагающие конструкты общества, методологические приоритеты ученых, а вместе с ними, модифицируются представления о нашем прошлом, что и обусловливает появления новых интерпретаций исторического прошлого. тем более по такой политически болезненной теме.
Для более глубокого проникновения в события трагичного века нужны новые комплексы документальных материалов, которые позволят исследователям реконструировать сложную мозаику прошлого. С годами выявить их становится все сложнее.
Кузьминов Петр Абрамович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. e-mail: [email protected], т. 8(8662)422462;
Тахушева Инна Сарабиевна - аспирант СевероКавказского института РАНХиГС, 357502, г Пятигорск, Дунаевского, 5, e-mail: [email protected].
Анализ событий, как правило, ведется учеными по двум направлениям. Первые (эмпирики) неспешно работают в архивохранилищах страны, изучая тысячи дел, чтобы выявить новый факт, проследить зарождение и развитие какого-то процесса сближения/отталкивания общностей в крае. Вторые (интерпретаторы), познакомившись с наработками первых, предлагают свою концепцию событий. Понятно, что для развития науки важны оба вектора познания.
Однако существует еще одна возможность изучения совместной истории народов Кавказа. В распоряжении ученых, краеведов, любителей истории есть огромный по объему, но до сегодняшнего дня слабо разработанный, комплекс репрезентативных источников, который может серьезно углубить наши представления о жизни горских народов. Имеются в виду материалы периодической печати, особенно «толстых» журналов XIX в., в которых размещались емкие подборки материалов о народах края. Отметим, что редакции не только публиковали, но и тщательно отбирали материал для журналов, т. е. осуществлялся первичный анализ публикаций и, с этой точки зрения, они были своеобразными научными центрами кавказоведения [2, с. 14].
Детальный анализ периодики «по вертикали и горизонтали» в науке ведется давно и пло-
Petr Kuz'minov - Kabardino-Balkarian State University, 173 Chernyshevskogo Street, Nalchik, 360004, e-mail: [email protected], tel.: +7(8662)422462;
Inna Takhusheva - The North Caucasus institute-branch of the Russian Academy of National Economy and public Administration at the President of the Russian Federation, 5 Dunaevsk-ogo Street, Pyatigorsk, 357502, e-mail: [email protected].
дотворно. Проблема в том, что применительно к истории народов Северного Кавказа этот корпус письменных свидетельств задействован далеко не полно. Им почти не пользовались историки советского периода, недостаточно пользуются и современные. Немалую роль в популяризации сведений кавказской периодики выполняли и выполняют: Л.А. Чибиров [3], Х.М. Думанов и Р.У. Туганов [4], П.А. Кузьминов [5], Р.А. Тлеп-цок [6]; и др., которые дали «вторую жизнь» работам дореволюционных авторов, переиздав их лучшие статьи и очерки, посвященные истории горских народов. Но этого, безусловно, мало.
Цель статьи - привлечь внимание кавказоведов к материалам, введенным в научный оборот редакциями журналов XIX в., конкретно, «Отечественных записок (эту тему мы уже затрагивали ранее [7]); расширить комплекс документальных материалов об истории народов Северного Кавказа, опубликованных в нем, и показать роль П.П. Свиньина в трансляции этих материалов.
Журнал «Отечественные записки» неразрывно связан с именем П.П. Свиньина (17871839), который стал его основателем и духовным руководителем в 30 лет. Павел Петрович принадлежал к старинному дворянскому роду, получил хорошее образование в Благородном университетском пансионе в Москве одновременно с В.А. Жуковским и братьями А.И. и Н.И. Тургеневыми. Брал уроки живописи, много с увлечением рисовал. В 1811 г. за картину «Суворов, отдыхающий возле ручья» Свиньин удостоен звания академика Академии художеств.
В 1805-1824 гг. служил в Министерстве иностранных дел Российской империи. По роду деятельности много времени проводил за границей. В Петербург Павел Петрович вернулся в 1818 г. с проектом издания журнала, на что и получил Высочайшее одобрение. В качестве пробы сил опубликовал два сборника «Отечественных записок» - в 1818 и 1819 гг. С 1822 г. издание стало выходить в виде литературного ежемесячного журнала.
Таким образом, к изданию литературного журнала Павел Петрович приступил, имея серьезные навыки литератора, поэта, художника, путешественника, коллекционера, историка, принимавшего активное участие в собирании и публикации исторических источников.
Издаваемый им журнал и иллюстрированные книги были популярны и расходились большими для того времени тиражами. Сейчас они большей частью забыты, а в то время его рассу-
ждения на историко-географические и истори-ко-этнографические темы, обращение к жизни «провинциалов» вызывали злые насмешки и эпиграммы современников.
Однако, по нашим представлениям, концептуальная позиция Свиньина о необходимости знакомства читателей журнала с обширными просторами Российской империи и населявшими ее народами, талантливыми «самоучками-самородками», заслуживает серьезного и глубокого осмысления.
Среди большого объема статей и очерков, посвященных далекой и близкой провинции, особое место занимают работы, посвященные народам Кавказа, что позволяет подчеркнуть роль редактора журнала Свиньина в деле сохранения и трансляции научной информации о горских народах.
Длительное пребывание издателя за границей наложило своеобразный отпечаток на идейную направленность, концепцию и содержание «Отечественных записок». Исследователи творчества Свиньина отмечают большое влияние англосаксонской культуры на восприятие мира: его восхищали уважение общества к народным традициям и историческому прошлому, соединение сильной государственности с высокоразвитым региональным сознанием и местным патриотизмом, что позволяет говорить о его либеральных подходах в осмыслении жизни российской провинции. Впитав дух «просвещенной Европы», он решил издавать «Отечественные записки» как журнал «национального» направления с отчетливым историко-этнографическим и «местным» уклоном [8]. Свой выбор издатель объяснял тем, что он, как и многие его друзья и родственники, плохо знал Россию. Отсюда цель его деятельности в журнале: изучить бескрайние просторы страны с помощью ежегодных путешествий, причем, посещая не только обжитые края, но и самые отдаленные, зачастую опасные для жизни уголки.
На первой странице журнала появился эпиграф, определивший общественное направление «Отечественных записок»: «Любить Отечество - велит природа, Бог; // А знать его - вот честь, достоинство и долг», т.е. журнал был ориентирован на укрепление национального русского самосознания и воспитание патриотизма, что после Отечественной войны 1812 г. отвечало самым высоким общественным запросам.
В подписке на журнал 1822 г. Свиньин изложил «программу» «Отечественных запи-
сок»: «Одно отечественное, оригинальное будет в нем помещаемо» [9, с. 396]. Программа издания предусматривает публикацию «журналов* многих никому не известных русских путешественников по России, Бухарии, Кавказу, Киргизской степи и чужим краям»; «записок отличных воинов-литераторов»; «наблюдения издателем Москвы, Киева, Новгорода и других классических отечественных городов»; «жизнеописаний знаменитых россиян и достойных известности граждан и художников»; «описаний сибирских рудников и заводов»; «отечественных открытий и исторических розысков; и др. [9, с. 397]. Поэтому не случайно в статьях, описаниях, заметках часто сообщались сведения о коллекциях письменных и вещественных источников в архивах и библиотеках местных учреждений, монастырей, семинарий и у любителей отечественной истории [10].
Подчинение работы редакции заявленной программе позволяет по праву считать П.П. Сви-ньина одним из лидеров культурного подъема российской провинции [11, с. 36].
Журнал Свиньина был наполнен рассказами о провинциальных умельцах-самоучках, которые, по его мнению, составляли мощный фундамент русского народа. Героями его очерков были простые люди: мясник-астроном из Курска, купец, изобретший хронометр, крестьянские поэты-самородки и т.п. Вторая задача, которую он ставил перед собой, - обнаружить «русские творения» и «русских художников», собрав их произведения и имена на страницах «Отечественных записок». Составив своего рода виртуальную галерею, он рассчитывал утвердить за Россией статус полноправного члена мирового художественного производства [12, с. 112, 113].
Страсть редактора к поиску российских самородков стала объектом насмешек и шуток современников. А.Е. Измайлов, известный баснописец и журналист, издатель журнала «Благонамеренный», подчеркивал любовь издателя «Отечественных записок» ко всяческим преувеличениям [13, с. 26]. Критически оценивали увлечение Свиньина редколлегии журналов «Северный архив» и «Литературные листки». В статьях «Извозчик-метафизик», «Самоучка, или журнальное воспитание», «Свидание Зерова с самоучкою» и других Ф.В. Булгарин пародирует увлечение Свиньина всякого рода «кулибины-
* Так в XIX в. называли путевые записки путешественников.
ми», выискивает в его статьях ошибки и неточности, обвиняет в прямом вранье [14, с. 24].
По мнению О.А. Проскурина, Свиньин, охваченный патриотическим порывом, не замечал комических преувеличений, в которые он впадал на страницах своего журнала [8]. С ним солидарны А.Г. Готовцева и О.И. Киянская, отмечающие, что он часто искажал реалии, впадал в крайности, оказывался сторонником «народной» этимологии [14, с. 22]. Появление таких материалов привело к тому, что за Свиньиным в обществе закрепилась репутация легковесного издателя.
Однако, по нашим представлениям, прославление на страницах «Отечественных записок» простых людей из «народа», интерес Сви-ньина к истории регионов, богатых уникальными культурными традициями, заслуживает уважения и требует серьезного анализа.
На примере опубликованных в «Отечественных записках» материалах о народах Северного Кавказа мы делаем попытку показать вклад П.П. Свиньина в сбор и трансляцию исторических источников, его роль в познании малоизученных уголков Отечества в XIX в.
Анализ журнальных текстов позволил выявить ряд основных линий, по которым велась в «Отечественных записках» публикация материалов о кавказских народах. Вычленение этих направлений дает возможность увидеть специфику актуальных для редакции проблем XIX в.
К наиболее многочисленной группе статей отнесем работы российских офицеров о «делах» на Кавказе. К событиям Кавказской войны - особого этапа в истории России, стоивших огромных усилий и жертв участникам противостояния, надолго было приковано внимание редакции «Отечественных записок», что и нашло отражение на страницах издания.
В 1818-1838 гг. в журнале были опубликованы труды о военных действиях на Кавказе генерал-майоров И.Г. Бурцева [15], И.И. Германа [16] и И.Т. Радожицкого [17], поэта, декабриста Ф.Н. Глинки [18], ценные сведения о горских народах и казаках Черноморской линии генерал-майора О.Л. Дебу [19]. Эти материалы, с одной стороны, раскрывали расстановку сил в регионе, освещали подвиги русских солдат, с другой, - сообщали о системе управления, образе жизни коренных народов, их топонимике, географической локализации и др. Свиньин подчеркивал, что подобные статьи являлись украшением для журнала и полностью вписывались в концепцию периодического издания [8].
Вторая группа источников - это этнографические материалы путешественников, ученых, представителей администрации о Кавказе. На страницы издания попадали как статьи малоизвестных русских путешественников, так и впечатления самого П.П. Свиньина, посетившего Теплые Воды в июле 1825 г. В «Отечественных записках» печатались наблюдения высших должностных лиц, в том числе князя Петра Дмитриевича Горчакова, командующего войсками Кавказской линии. В его «Руководстве для проезжающих Кавказские горы» [20], опубликованном в 12-ом номере журнала за 1822 г., дается обстоятельное описание Военно-Грузинской дороги, которое включало места переправ через р. Терек, названия станиц и аулов, хозяйственную деятельность казаков и горцев. Качество сообщаемых автором сведений высокое.
Близок к труду П.Д. Горчакова очерк И. Ейхфельда «Кавказская дорога», помещенный в «Отечественных записках» за 1821 г. [21]. Но в отличие от него, последний описывает свое путешествие по Военно-Грузинской дороге более красочно, обращается к живописной природе здешних мест. Работа изобилует конкретными сведениями по истории края.
Этнографические работы самого Свиньи-на, опубликованные в журнале, дают любопытный материал о традициях и обычаях горцев, который внимательно читали не только подписчики журнала, но и члены правительства, что, по нашему мнению, косвенно влияло на эволюцию российского управления в регионе. Во время пребывания на Кавказских Минеральных Водах он записал обряд празднования Байрама в черкесском ауле в 1825 г., который был опубликован в журнале [22].
Ураза-байрам - один из главных религиозных праздников для каждого мусульманина, знаменующий окончание поста. Приняв участие в одном из таких празднеств, Павел Петрович с восторгом отзывался об увиденном: «Прибли-жась к Аджиеву аулу, за цепью карет, колясок, напоминавших гулянья в Екатерингофе, я невольно был изумлен картиною, представившеюся моим взорам: прелестная долина, расстилающаяся под навесом грозной Бештовой горы, покрыта была толпами самыми пестрыми, противоположными. Русские дамы, в нарядах, ды-шущих Парижем, стояли вместе с черкешенками, походящими на привидения на их ходулях,
называемых пхавака"» [22, с. 241-242]. По мысли Свиньина, специфичные черты образа жизни, традиций, обычаев и верований каждого региона составляли уникальность Российской империи.
Третью группу составили научные и публицистические статьи о Кавказских Минеральных Водах, в которых освещались климатические особенности Кавказского региона, его флора и фауна, физические и химические свойства Кавказских Минеральных Вод.
Южная природа, привкус опасности, пестрота народов, простота нравов, создавали экзотический кавказский колорит, который так манил поэтов, художников, туристов, ученых. Для Кавказских Минеральных Вод 20-е годы XIX в. стали счастливыми для пишущих путешественников [23, с. 92]. Одним из первых стал артиллерийский офицер, участник войны 1812 г. И.Т. Радожицкий. Его очерк «Прогулка к Кавказским Минеральным Водам» появилась в «Отечественных записках» в 1824 г. [24].
Пристальное внимание общественности столицы вызвал очерк А.П. Нелюбина под названием «Краткое историческое известие о Кавказских Минеральных Водах в Пятигории» (1825), где описан быт проживавших здесь кабардинцев [25].
Публикация разнообразного материала о населении региона, акцентуация внимания читателя на примечательных людях и событиях в отечестве, сбор и анализ новостей с Кавказской Линии, размещение на страницах журнала живых откликов современников, посетивших Минеральные Воды, глубокие исследовательские работы ученых о свойствах целительных источников [26] - все это придавало журналу неповторимый колорит, который так не нравился многим коллегам-журналистам.
Анализ публикаций материала в «Отечественных записках» позволяет констатировать, что деятельность редакции в 1820-е гг. способствовала сбору, изучению и трансляции актуальной информации о населении Северного Кавказа, а сам журнал становился своеобразным хранилищем исторических источников. Читатель первой половины XIX в. на страницах журнала находил много интересного об образе жизни, обычаях и традициях кавказских народов, их нравственном облике и национальном характере. «Отечественные записки», публикуя профессиональные, научные и публицистические работы, делали доступными для широких читателей
* Высокая женская деревянная обувь у кабардинцев, изготовленная, как правило, из ореха.
сведения о климатических особенностях, флоре и фауне региона, целительных свойствах КМВ. В журнале были напечатаны труды О.Л. Дебу, И.Т. Радожицкого, А.П. Нелюбина и других, ставшие сегодня бесценными источниками для реконструкции социально-политических отношений горцев. Их републикация, которая зависит от ученых и издателей, значительно расширит источниковую базу кавказоведения [27].
Таким образом, приведенный материал дает право утверждать, что в корпусе исторических и историографических источников, периодическая печать сегодня занимает существенное место. Особое место во введении их в научный оборот принадлежит П.П. Свиньину -неутомимому исследователю провинциальных уголков Отечества и собирателю исторических древностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьминов П.А. Россия и горские народы Северного Кавказа в конце XVIII - первой половине
XIX в.: альтернативные формы взаимодействия // Кавказалогия. 2017. № 4. С. 64-83.
2. Кузьминов П.А. Кавказоведение на грани веков // Кавказоведение: опыт исследований. Мат-лы Междунар. Науч. конф. (г. Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.). Владикавказ: Издательско-поли-графическое предприятие им. В. Гассиева, 2006. С. 5-34.
3. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. / Сост. Л.А. Чибиров. Кн. 1-5. Цхинва-ли: Ирыстон, 1981-1989. 303 с. + 371 с. 444 с. + 416 с. + 411 с.; Кн. 6. Владикавказ, 2006. 488 с.
4. Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа: В 2 т. Т. 1. / Сост. Х.М. Думанов. Нальчик: Эль-Фа, 2001. 324 с.; Т. 2. / Сост. Р.У Туганов. Нальчик: Эль-Фа, 2001. 388 с.
5. Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX - начале
XX века. / Сост. П.А. Кузьминов. Нальчик: ЭльФа, 2004. 806 с. Аграрные отношения у народов Северного Кавказа в российской политике XVIII - начале XX века: научные материалы и архивные исследования. В 2 т. / Сост. П.А. Кузьми-нов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. 469 с.
6. Тлепцок Р.А. Процесс инкорпорации Кавказа в Российскую империю. Извлечения из «Вестника Европы» (1802-1918 гг.). М.: Социально-гуманитарные знания, 2010. 680 с.
7. Кузьминов П.А., Тахушева И.С. Кавказ в редакционной политике журнала «Отечественные записки» (1818-1867 гг.) // Научная мысль Кавказа. 2016. № 4. С. 81-87.
8. Проскурин О.А. Первые «Отечественные записки», или О лжи и патриотизме // Отечественные
записки. 2001. № 1. [Электронный ресурс]ю URL: http://www.strana-oz.ru/2001/1/pervye-otechestven-nye-zapiski-ili-o-lzhi-i-patriotizme (дата обращения: 10.02.2017).
9. Свиньин П.П. Объявление о продолжении издания «Отечественных записок» на 1822 год // Отечественные записки. 1821. Ч. 7. С. 395-398.
10. См.: Афиани В.Ю. Из истории русской археографии. Публикация исторических источников в «Отечественных записках» П.П. Свиньина (1818-1830) // Археографический ежегодник за 1976 год. М.: Наука, 1977. 336 с. С. 90.
11. Киселев А.Г. «Столичный» журнал как фактор русской провинциальной историографии первой трети XIX в. (по материалам исследований 1970-1990-х гг., посвященных журналу П.П. Сви-ньина «Отечественные записки») // Современная история России и развитие исторической науки (1980-е-2007 гг.): Мат-лы VI Межрег. симпозиума «История и политика: новые ресурсы регионального развития России». Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. С. 35-39.
12. Вишленкова Е.А. Виртуальный «музеум» Павла Свиньина - забытая сокровищница русского искусства // История и историческая память. 2011. № 3. С. 108-120.
13. Жеребнов А.А. Басни А.Е. Измайлова как стихотворные фельетоны 1820-х годов // Вестник РГГУ. Сер. «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика». 2014. № 12. С. 24-27.
14. Готовцева А.Г., Киянская О.И. Из истории русской журналистики 1820-х гг.: К.Ф. Рылеев, Ф.В. Булгарин и П.П. Свиньин // Вестник РГГУ Сер. «Журналистика. Литературная критика». 2011. № 6. С. 12-36.
15. Бурцев И.Г. Бой полковника Тиховского с заку-банскими черкесами в 1810 г. // Отечественные записки. 1820. Ч. 2. С. 18-26.
16. Журнал кампании по Кавказской линии покойного генерала от инфантерии и кавалера Ивана Ивановича Германа 1790 года от 22 сентября по 30 число // Отечественные записки. 1825. Ч. 24. С. 352-382.
17. Радожицкий И.Т. Историческое известие о походе Российских войск в 1796 г. в Дагестан и Персию под командою Графа В.А. Зубова // Отечественные записки. 1827. Ч. 31. С. 127-168, 266-314.
18. Глинка Ф.Н. Подвиги русских за Кубанью // Отечественные записки. 1821. Ч. 5. С. 25-39, 141-150.
19. Дебу О.Л. Разные исторические замечания о Кавказских народах // Отечественные записки. 1821. Ч. 8. С. 86-104; 1822. Ч. 9. С. 245-264, 354-381; Дебу О.Л. Разные исторические замечания относительно народов, соседственных Кавказской линии // Отечественные записки. 1822. Ч. 10. С. 5059; Замечания генерал-майора Дебу о состоянии Черномории и Черноморских козаков // Отечественные записки. 1823. Ч. 15. С. 195-223, 315-342;
Дебу О.Л. О начальном установлении и распространении Кавказской линии, с означением поселенных козачьих полков, оную охраняющих и их происхождении // Отечественные записки. 1823. Ч. 16. С. 234-248; 1824. Ч. 18. С. 268-293; 1824. Ч. 19. С. 48-74.
20. Горчаков П.Д. Руководство для проезжающих Кавказские горы // Отечественные записки. 1822. Ч. 12. С. 212-222.
21. Ейхфельд И. Кавказская дорога // Отечественные записки. 1821. Ч. 6. С. 270-294.
22. Свиньин П.П. О праздновании Байрама в черкесском ауле // Отечественные записки. 1825. Ч. 23. С. 241-250.
23. Шкерин В. Два поэта, две реки. Кавказские Минеральные Воды в русской литературе 1820-х гг. // Родина. 2011. № 10. С. 92-95.
24. Радожицкий И.Т. Прогулка к Кавказским Минеральным Водам // Отечественные записки. 1824. Ч. 17. С. 218-225.
25. Нелюбин А.П. Краткое историческое известие о Кавказских минеральных водах в Пятигории // Отечественные записки. 1825. Ч. 21. С. 188-222.
26. Свиньин П.П. Список посетителей и посетительниц Кавказских вод в 1825 г. // Отечественные записки. 1825. Ч. 23. С. 250-281; Радожицкий И.Т. Список особ, посетивших Кавказские минеральные воды // Отечественные записки. 1826. Ч. 28. С. 104-140; Радожицкий И.Т. О новостях на горячих и кислых водах в 1827 г. // Отечественные записки. 1828. Ч. 34. С. 150-158.
27. Издательство М. и В. Котляровых: Двадцать лет формирования историко-культурного облика Кавказа // Гуманитарий Юга России 2012. № 3. С. 193-200.
REFERENCES
1. Kuz'minov P. A. Kavkazologiya, 2017, no. 4, pp. 64-83.
2. Kuz'minov P.A. Kavkazovedenie na grani vekov [Caucasus studies on the edge of ages]. In: Kavkazovedenie: opyt issledovanii. Materialy Mezhdunarod-noy naychnoy konferentcii. 13-15 oktyabrya 2005 [The Caucasus: the experience of research. Proc. Int. Sci. Conf. Vladikavkaz, October 13-15, 2005]. Vladikavkaz, Publishing and printing company of V Gassiev, 2006, pp. 5-34.
3. Periodicheskaya pechat' Kavkaza ob Osetii i oseti-nakh [The periodical press about Ossetia and Osse-tians]. Book 1-5. Compiler L.A. Chibirov. Tskhin-vali, Iryston, 1981-1991, 303 p. + 371 p. + 444 p. + 416 p. + 411 p.; Book 6. Vladikavkaz, 2006, 488 p.
4. Russkie avtory XIX veka o narodakh Tsentral'nogo i Severo-Zapadnogo Kavkaza [Russian authors of the 20th century about the peoples of the Central and North-Western Caucasus]. In 2 vol. Vol. 1. Compiler H.M. Dumanov. Nalchik, E'l-Fa, 2001. 324 p.
5. Landshaft, e tnograficheskie i istoricheskie protsessy na Severnom Kavkaze v XIX - nachale XX veka
[Landscape, ethnographic and historical processes in the North Caucasus in the 19th - turn of the 20th century]. Compiler. P.A. Kuz'minov. Nalchik, E'l-Fa, 2004, 806 p.
6. Tleptcok R.A. Protcess inkorporatcii Kavkaza v Ros-siiskyyu imperiyu. Izvlecheniya iz "Vestnika Evropy" (1802-1918 gg.) [The process of incorporation of the Caucasus into the Russian empire. Extracts from the "Vestnik of Europe"]. Moscow, Sotcial'no-gumani-tarnye znaniya, 2010, 680 p.
7. Kuz'minov P. A., Takhusheva I.S. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2016, no. 4, pp. 81-87.
8. Proskurin O.A. Otechestvennye zapiski, 2001, no. 1, available at: http://www.strana-oz.ru/2001/1/pervye-otechestvennye-zapiski-ili-o-lzhi-i-patriotizme (accessed: February 10, 2017).
9. Svin'in P.P. Otechestvennye zapiski, 1821, Ch. 7, pp. 395-398.
10. Afiani V.YU. Iz istorii russkoy arkheografii. Pub-likatsiya istorichechkikh istochnikov v «Otechestven-nykh zapiskakh» P.P. Svin'ina (1818-1830) [From the history of Russian archeography. The publication of historical sources in the «Otechestvennye zapiski» (1818-1830)]. In: Arkheograficheskiy yezhegodnik za 1976 god [the Arheografichesky year-book for 1976]. Moscow, Nauka, 1977, 336 p. P. 90.
11. Kiselev A.G. «Stolichnyy» zhurnal kak faktor russkoy provintsial'noy istoriografii pervoy treti XIX v. (po materialam issledovaniy 1970-1990-kh gg., pos-vyashchennykh zhurnalu P.P. Svin'ina «Otechestven-nyye zapiski ["Capital" journal as a factor of Russian provincial historiography of the first third of the 19th century. (based on research from the 1970s and the 1990s devoted to P.P. Svinin's journal "Otechestvennye Zapiski") Kiselev]. In: Sovremennaya isto-riya Rossii i razvitiye istoricheskoy nauki (1980s -2007 gg.). [Modern history of Russia and the development of historical science (1980-2007 gg.). Proc. 6th Int. Symp. «History and politics: new resources of regional development of Russia»]. Nizhniy Novgorod, Publ. House of VVAGS, 2008, pp. 35-39.
12. Vishlenkova Ye.A. Istoriya i istoricheskaya pamyat', 2011, no. 3, pp. 108-120.
13. Zherebnov A.A. Vestnik RGGU. Ser. « Philological science. Journalism. Literary criticism», 2014, no. 12, pp. 24-27.
14. Gotovtseva A.G., Kiyanskaya O.I. Vestnik RGGU. Ser. «Journalism. Literary criticism», 2011, no. 6, pp. 12-36.
15. Burtsev I.G. Otechestvennyye zapiski, 1820, Ch. 2, pp. 18-26.
16. Zhurnal kampanii po Kavkazskoy linii pokoynogo generala ot infanterii i kavalera Ivana Ivanovicha Germana 1790 goda ot 22 sentyabrya po 30 chislo [Journal of the campaign for the Caucasian line of the late general from the infantry and knight Ivan Ivanovich Herman 1790 from September 22 to 30 number]. In: Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 24, pp. 352-382.
17. Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1827, Ch. 31, pp. 127-168, 266-314.
18. Glinka F.N. Otechestvennyye zapiski, 1821, Ch. 5, pp. 25-39, 141-150.
19. Debu O.L. Otechestvennyye zapiski, 1821, Ch. 8, pp. 86-104; 1822, Ch. 9, pp. 245-264, 354-381; Debu O.L. Otechestvennyye zapiski, 1822, Ch. 10, pp. 50-59; Zamechaniya general-mayora Debu o sostoyanii Chernomorii i Chernomorskikh koza-kov [Historical news about the campaign of Russian troops in 1796 in Dagestan and Persia under the command of Count V. A. Zubov]. In: Otechestvennyye zapiski, 1823, Ch. 15, pp. 195-223, 315-342; Debu O.L. Otechestvennyye zapiski, 1823, Ch. 16, pp. 234-248; 1824, Ch. 18, pp. 268-293; 1824, Ch. 19, pp. 48-74.
20. Gorchakov P.D. Otechestvennyye zapiski, 1822, Ch. 12, pp. 212-222.
21. Yeykhfel'd I. Otechestvennyye zapiski, 1821, Ch. 6, pp. 270-294.
22. Svin'in P.P. Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 23, pp. 241-250.
23. Shkerin V. Rodina, 2011, no. 10, pp. 92-95.
24. Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1824, Ch. 17, pp. 218-225.
25. Nelyubin A.P. Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 21, pp. 188-222.
26. Svin'in P.P. Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 23, pp. 250-281; Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1826, Ch. 28, pp. 104-140; Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1828, Ch. 34, pp. 150-158.
27. Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovykh: Dvadtsat' let formirovaniya istoriko-kul'turnogo oblika Kavkaza [Publishing house M. and V. Kotlyarov: Twenty years of the formation of the historical and cultural appearance of the Caucasus]. In: Gumanitariy Yuga Rossii, 2012, no. 3, pp. 193-200.
3 мая 2018 г.
УДК 281.9
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДУХОВНЫХ И КАЗАЧЬИХ ВЛАСТЕЙ НА ДОНУ (ХУШ - 60-70 годы XIX вв.)
Н.В. Федорова, В.Г. Тахтамышев DOI 10.18522/2072-0181-2018-94-2-47-53
Осмысление истории донского казачества невозможно без изучения истории духовного сословия. Изучение исторического процесса взаимодействия духовных и гражданских властей, формирования социального состава духовенства на территории Войска Донского, где традиционно проводилась политика, направленная на сохранение казачьего сословия, вносит вклад в создание целостной картины жизни казачества в ее развитии. Социальные процессы, имеющие место в современном российском обществе, обусловливают актуальность тематики данного исследования. В современной
Федорова Наталья Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры философия и история Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: [email protected], т. 8(863)2726363;
Тахтамышев Владимир Григорьевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и история Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: [email protected].
России активно идет поиск нравственных ориентиров, сопровождаемый дискуссиями и спорами, на фоне которых, в частности, усиливается потребность в осмыслении деятельности традиционных социальных институтов, к которым относится и Русская Православная Церковь. Поэтому тематика исследования представляется актуальной, как в научном, так и в социальном отношении.
Предметом исследования выступает эволюция взаимоотношений епископской и гражданской (казачьей) власти со времени формального подчинения донских церквей Воронежской
Natalia Fedorova - Rostov State Transport University, 2 Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2726363;
Vladimir Tachtamishev - Rostov State Transport University, 2 Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: tahtamishev2012@ yandex.ru.