ББК 63.3(2)51 YAK 94(47).081
А.Н. ХУДОДЕЕВ
A.N. KHUDOLEEV
П.Н. ТКАЧЁВ О КОНСОДИДАУИИ РЕВОДЮиИОННЫХ СИД
P.N. TKACHEV ABOUT CONSOLIDATION OF REVOLUTIONARY FORCES
Статья посвящена одному из ведущих теоретиков революционного народничества - Петру Никитичу Ткачёву. В ней оспаривается точка зрения о бескомпромиссности позиции Ткачёва, его нежелании идти на сотрудничество с другими революционными фракциями. Доказывается, что Ткачёв неоднократно призывал к сплочению всех революционных сил ради достижения общей цели.
The article is devoted to one of the leading theorists, Peter Nikitich Tkachev. The point of view about Tkachev's non-compromising position, his unwillingness to continue the cooperation with other revolutionary fractions are challenged. It is proved that Tkachev has repeatedly called to unite all the revolutionary forces to achieve a common goal.
Ключевые слова: П.Н. Ткачёв, русское народничество, революционная эмиграция 1870-х годов, освободительное движение.
Key words: PN. Tkachev, Russian narodnichestvo, revolutionary emigration of 1870s, liberation of movement.
Благодаря воспоминаниям современников (В.Н. Фигнер, О.С. Любато-вич, С.М. Кравчинского, Л.Э. Шишко, Л.Г. Дейча) в отечественной историографии утвердилось мнение, что П.Н. Ткачёв не признавал компромиссов, сознательно шёл на конфронтацию с другими революционными фракциями и поэтому находился в изоляции. Действительно, брошюры и публиковавшиеся в «Набате» статьи Ткачёва по вопросам тактики и стратегии революционной борьбы отличались острой полемичностью и ироничным тоном. Так, он принципиально не соглашался со взглядами П.Л. Лаврова на революционный процесс, называл его филистером, «никогда ни в теории, ни на практике не занимавшийся революционным делом» [2, с. 5]. Оценка Ткачёвым взглядов М.А. Бакунина была более благосклонной, но в итоге звучал вывод, что теоретик анархизма постоянно «виляет между Сциллой и Харибдой - между метафизическим идеализмом и грубым житейским реализмом» [7, с. 21].
Тем не менее, точка зрения о раскольническом характере позиции Ткачёва требует уточнения и корректировки. Ещё в открытом письме к Ф. Энгельсу Пётр Никитич отстаивал не только свои взгляды, но и выступал от имени всего русского освободительного движения. Он разделил революционные кружки по средствам и методам борьбы на два направления. Первое -«наиболее умеренное и наименее практическое», группируется вокруг журнала «Вперёд!» П.Л. Лаврова и выступает за медленную, постепенную подготовку революции. Второе характеризовалось как «партия действия», к которой принадлежит «все, что имеется в нашей революционной интеллигенции молодого, смелого, умного и энергичного» [3, с. 341]. Эта партия считает революцию настоятельно необходимой в настоящее время и строится на принципах строгой конспирации, централизации и дисциплины.
Однако разногласия относительно средств борьбы не должны способствовать разъединению. В первом номере «Набата» Ткачёв призывал все революционные фракции забыть идейные и тактические разногласия и сплотиться в одну партию ради достижения единой, главной для всех цели. Теоретические позиции анархистов, «впередовцев» и бланкистов не должны оказывать влияния на возможность плодотворного практического сотрудни-
чества, потому что «не только до, но, мы думаем, что даже и после революции нашим революционерам не из чего враждовать; как до, так и после революции они могут и должны быть товарищами, друзьями, солдатами одной и той же армии. На какие бы фракции они себя не разделили, какими бы кличками себя не величали, они всегда будут и должны быть естественными, неизбежными союзниками друг друга» [4, с. 17].
Ситуация разъединённости русской политической эмиграции, когда революционеры разбились на отдельные кружки, изолировались друг от друга, играли в «партии», тревожила Ткачёва [5, с. 2]. Во-первых, он считал, что раздоры выгодны противникам, которые могут воспользоваться ими. Во-вторых, только сплочённость всех революционных сил повысит шансы на победу в борьбе с российским самодержавием. Поэтому Ткачёв призывал «поскорее смести разделяющие нас барьеры <...>, соединиться в одну общую тесную организацию, обхватывающую все существующие революционные кружки, все существующие революционные фракции» [8, с. 3].
Между тем, говоря о сплочении, Ткачёв не предлагал программы устройства и функционирования будущей единой организации. Он рекомендовал лишь выработать «одну общую программу деятельности» [10, с. 4]. Теоретические расхождения, какими принципиальными бы они ни были, не могут являться причиной вражды. Ткачёв готов был протянуть руку всякому социалисту, как бы ни велики были, по его мнению, заблуждения того, «с меня достаточно уверенности в его искренности» [9, с. 12]1.
Доказательством того, что данные заявления не были декларативными, служит предложение Ткачёва провести съезд русских социалистов - как живущих за границей, так и приглашённых из России. Предварительно необходимо было провести съезд эмигрантов. Участники обоих форумов должны были определяться на выборной основе [9, с. 11]. Эта идея не была реализована, но тот факт, что инициатором её был именно Ткачёв, на наш взгляд, корректирует и расширяет представление о его месте и роли в среде русской революционной эмиграции 1870-х годов. Кроме того, в номере «Набата» за август 1876 года присутствует объявление о созыве Международного конгресса студентов, придерживавшихся социалистических взглядов [1, с. 9-10]. С большой долей уверенности можно предположить, что и в данном случае Ткачёв имел прямое отношение к этой инициативе.
Пётр Никитич не возражал против того, чтобы найти точки соприкосновения между бланкистами и другими социалистами. В особенности это касалось фракции анархистов. Ткачёв уважительно относился к М.А. Бакунину, защищая его в письме к Ф. Энгельсу от травли со стороны К. Маркса. Именно М.А. Бакунину Ткачёв нанёс визит сразу после эмиграции2. Он подчёркивал, что не стоит преувеличивать расхождения между двумя направлениями, так как они стремятся к одному результату. Разница сводилась к тому, что одни утверждали, будто анархическое общество может быть построено сразу после революции; по мнению же других, этому должен был предшествовать переходный подготовительный период, в течение которого власть должна находиться в руках революционного меньшинства. Поэтому, обращаясь к бакунистам, Ткачёв выражал надежду, что пропасть, разделяющая анархистов и бланкистов, со временем «сама собой уничтожится» [6, с. 5].
1Интересны в этом смысле личные наблюдения редактора эмигрантского журнала «Общее дело» А.Х. Христофорова. Он писал, что на него Ткачёв всегда производил впечатление человека, личность и мировоззрение которого гораздо шире проповедовавшейся им политической программы. См.: Христофоров, А.Х. Материалы для биографии П.Н. Ткачёва // Былое. - 1907. - № 8. - С. 171.
2По свидетельству очевидца, «Бакунин очень хорошо принял Ткачёва и, не встречая с его стороны возражений на высказанные им мысли, расстался с ним, как с членом будущей анархической организации.». Ковалик, С.Ф. Революционное движение семидесятых годов и процесс 193-х. - М., 1928. - С. 17-18.
Призывы Ткачева к консолидации не ограничивались только эмигрантской средой. В гораздо большей степени сплочение всех революционных сил необходимо было в России. В «Набате» существовали особые разделы «Корреспонденции» и «Нам пишут», куда стекались сведения из страны. География поступления информации свидетельствует о широкой корреспондентской сети этого журнала, которая охватывала города Центра и Юга России, Украины и Белоруссии. Это позволяло Ткачёву внимательно следить за развитием русского освободительного движения, отслеживать в нём новые тенденции. Он готов был приветствовать любые шаги по направлению к желанной цели, любые методы для её достижения. Например, Ткачёв поддержал «хождение в народ», хотя являлся убеждённым противником данной акции и предрекал её провал.
С большим воодушевлением он воспринял появление «Народной воли», видел в ней результат своей пропаганды, флагман борьбы, стремился установить контакт, планировал перенести типографию «Набата» в Россию и ради этого на свой страх и риск вернуться на родину1. Ткачёв небезосновательно считал, что «Народная воля» переняла основные положения его теории. Тождественно с программой «Набата» звучали основополагающие тезисы народовольцев о подготовке политической революции, которая должна предшествовать революции социальной, о необходимости устройства на переходный период революционного государства, о принципах строительства революционной партии. Одинаково с Ткачёвым народовольцы понимали сущность русского государства. Они воспринимали его как «железный колосс» на глиняных ногах, не опирающийся ни на чьи интересы в стране, живущего для себя и поэтому не имеющего поддержки. В политической революции ставка делалась прежде всего на революционное меньшинство, которое обязано использовать для захвата власти все доступные средства. Таким же было у большинства членов Исполнительного Комитета «Народной воли» понимание значения террора только лишь как одного из средств политической борьбы, ведущего к намеченной цели.
Но объединиться с народовольцами Ткачёву не удалось, равно как и добиться единства в рядах революционных эмигрантских кружков. Тем не менее, его призывы к консолидации демонстрируют масштабность, неординарность и широту взглядов, умение выйти за рамки местечковых интересов, не поступаясь при этом своими принципами. К сожалению, возведя в абсолют культ революционности, Ткачёв видел только один путь для преобразования России - путь революционного переворота, иные пути были для него немыслимы. В этом революционном монизме и заключается, на наш взгляд, главная трагедия Ткачёва. Вогнав себя в «прокрустово ложе» фанатизма, приверженности одной идее, он попытался всё жизненное многообразие подогнать под её рамки, а не приспособить идею к развитию и потребностям жизни.
Таким образом, мысль о единстве революционных сил не покидала Ткачёва на протяжении всей активной политической деятельности и неоднократно встречалась в его работах. Он проводил чёткий водораздел между частными, пусть и принципиальными, расхождениями и одним общим делом.
Литература
1. Студентам старого и нового Света [Текст] // Набат. - 1876. - № 9. - С. 9-10.
2. Ткачёв, П.Н. Задачи революционной пропаганды в России Ткачёв. Письмо к редактору журнала «Вперёд» [Текст] / П.Н. Ткачёв. - Лондон : Б.и., 1874. -52 с.
1Подробнее о попытках Ткачёва сблизиться с «Народной волей». См.: Валк С.Н. Г.Г. Ро-маненко: Из истории «Народной воли» // Каторга и ссылка. - 1928. - № 11. - С. 36-59; Твардовская, В.А. Н.А. Морозов в русском освободительном движении. - М., 1983. - С. 110, 112, 114; Рудницкая, Е.Л. Русский бланкизм: Пётр Ткачёв. - М., 1992. - С. 189-201.
3. Ткачёв, П.Н. Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу [Текст] / П.Н. Ткачёв // Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / под ред. Е.Л. Рудницкой. - М. : Археографический центр, 1997. - С. 335-344.
4. Ткачёв, П.Н. Итоги [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1875. - № 1. - С. 1-18.
5. Ткачёв, П.Н. Наши иллюзии [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1876. - № 2/3. -С. 1-5.
6. Ткачёв, П.Н. Революция и государство [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1876. -№ 2/3. - С. 5-11.
7. Ткачёв, П.Н. Анархия мысли [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1876. - № 2/3. -С. 20-24.
8. Ткачёв, П.Н. Организация социально-революционной партии [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1876. - № 7/8. - С. 2-8.
9. Ткачёв, П.Н. Что мы должны делать? [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1876. -№ 7/8. - С. 8-12.
10. Ткачёв, П.Н. Минута настала [Текст] / П.Н. Ткачёв // Набат. - 1876. - № 9. -С. 1-4.