Научная статья на тему 'П. А. Сорокин - выдающийся ученый, педагог и общественный деятель прошлого века'

П. А. Сорокин - выдающийся ученый, педагог и общественный деятель прошлого века Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1475
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТИРИМ СОРОКИН / ИСТОКИ ТЕОРИИ / РУССКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PITIRIM SOROKIN / THE ORIGINS OF THE THEORY OF THE RUSSIAN PERIOD / AMERICAN PERIOD OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Виктория Валерьевна

Автор статьи кратко описывает биографию П. Сорокина как человека, ученого, педагога и общественного деятеля. В статье рассмотрены российский и американский периоды деятельности этого исследователя, раскрыты истоки его теории, проанализированы основные работы: статьи и книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. Sorokin - a prominent scientist, educationist and social activist of the last century

The author briefly describes the biography of Pitirim Sorokin as a man, scholar, teacher and public figure. The article describes Russian and the U.S. periods in life of the researcher, shows the sources of his theory and analyzes the main works: articles and books.

Текст научной работы на тему «П. А. Сорокин - выдающийся ученый, педагог и общественный деятель прошлого века»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1

В.В. Василенко, докт. истор. наук, проф., зав. кафедрой культорологии Ставропольского государственного университета*

П.А. СОРОКИН - ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ПРОШЛОГО ВЕКА

Автор статьи кратко описывает биографию П. Сорокина как человека, ученого, педагога и общественного деятеля. В статье рассмотрены российский и американский периоды деятельности этого исследователя, раскрыты истоки его теории, проанализированы основные работы: статьи и книги.

Ключевые слова: Питирим Сорокин, истоки теории, русский период деятельности, американский период деятельности.

The author briefly describes the biography of Pitirim Sorokin as a man, scholar, teacher and public figure. The article describes Russian and the U.S. periods in life of the researcher, shows the sources of his theory and analyzes the main works: articles and books.

Key words: Pitirim Sorokin, the origins of the theory of the Russian period, American period of activity.

П.А. Сорокин — выдающийся мыслитель прошлого века. Именно так написано на мемориальной доске, установленной в г. Санкт-Петербург к 120-летию со дня рождения Питирима Александровича на одном из домов, где проживал ученый. Основатель социологического факультета в Гарвардском университете, Президент Международного института социологии, Социологического конгресса, Международного общества сравнительных исследований цивилизаций, Американской социологической ассоциации — вот только часть результатов работы и признания авторитета П.А. Сорокина.

Истоки формирования научного мировоззрения П.А. Сорокина обнаруживаются в российский период его жизни, проходивший под влиянием социальной и культурной среды зырян, событий общественно-политической жизни России начала ХХ в. (Русско-японской войны, революции 1905 г., Первой мировой войны, революции 1917 г.), обучения в Петербургском психоневрологическом институте, Петербургском университете, политической деятельности (партии эсеров).

П.А. Сорокин активно участвовал в общественной, политической жизни России и приобрел богатый жизненный опыт. Он являлся членом Временного правительства А.Ф. Керенского, членом совета Российской республики, депутатом Учредительного собра-

* Василенко Виктория Валерьевна — vasilenkovv@mail.ru

ния, членом Российского Крестьянского совета, редактором эсеровских изданий "Дело народа", "Воля народа". Он неоднократно подвергался политическим гонениям и арестам. Следствие по делу о контрреволюционном заговоре вынудило П.А. Сорокина зимой 1918 г. прекратить политическую деятельность и сосредоточиться на науке и просвещении.

После революции 1917 г. социология стала востребованным и жизненно важным предметом. По воспоминаниям современников, лекции П.А. Сорокина были очень популярны и их посещали не только студенты, но и университетские служащие и просто люди с улицы. Ему удавалось умело распутывать самые трудные вопросы, искусно их синтезировать в резюмирующие формулы, дающие отчетливые итоги предшествующей аргументации. Как отмечали коллеги П.А. Сорокина, он обладал необыкновенной находчивостью в подборе ярких, простых и легко запоминающихся примеров, конкретизирующих изложение. Факты он брал не из мира первобытных отношений и быта дикарей, как это делали другие исследователи его времени, а из обихода современности, отчего ценность научных выводов не только не падала, а, наоборот, возрастала. Социология в его интерпретации представала живой, занимательной, практически интересной картиной действительности.

В 1920 г., когда П.А. Сорокин был избран руководителем кафедры социологии факультета общественных наук Петроградского университета, в отзыве о его научных трудах профессор И.Ф. Цызарев подчеркивал, что "...соединение в лице П.А. Сорокина большой природной даровитости, превосходной эрудиции и горячей любви и веры в свою науку и свое признание представляет собой далеко не часто встречающийся актив для молодого ученого и тем более ценный, что в данном случае этот актив обращает на службу предмету, требующему столько же самостоятельного и ответственного труда на свою разработку, сколько и общего признания своей исключительной важности для культуры и общества"1.

В 1920 г. увидели свет первые два тома "Системы социологии"2. В предисловии к первому тому П.А. Сорокин обозначил ряд методологических принципов, характеризующих исследовательскую позицию автора как последовательный социологический плюрализм: "Во-первых, социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук <...> Во-вторых, социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан. В-третьих, социология должна быть объектив-

1 Цит. по: Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара, 1992. С. 119.

2 Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920.

ной дисциплиной — объективной не только в смысле отсутствия оценочных норм и в смысле методов изучения явлений, но и в более специальном значении этого термина <...> Если социология хочет быть наукой, она должна исходить из фактов, идти к фактам и давать обобщения, основанные на тщательном анализе фактов. Поменьше философствования и побольше наблюдения и тщательного анализа фактов — таков очередной лозунг социологии <. > В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с несчастной идеей "монизма" — незаконным детищем незаконного брака социологии с философией. Монизм в социологии — это попытка решить бесконечно сложную задачу общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным"3. Сразу же после выхода "Системы социологии" Н.И. Кареев отмечал, что "если судить по первому тому, целое обещает быть одним из значительнейших трудов по общей социологии в настоящей фазе ее эволюции"4.

Методологические установки П.А. Сорокина не вписывались в официальную доктрину марксизма. Именно после выхода этой книги на П.А. Сорокина обрушилась критика. Еще более она усилилась после того, как совместно с академиком И.П. Павловым П.А. Сорокин организовал общество объективных исследований человеческого поведения (1920—1922).

С 1921 г. И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и П.А. Сорокин сообща изучают жизненно важную для страны проблему влияния голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества. Они посещают районы особого бедствия — деревни Самарской и Саратовской губерний. Позже П.А. Сорокин вспоминал: "То, что я узнал там <...> превосходило любой научный опыт. Моя нервная система, привыкшая ко многим ужасам в годы революции, не выдержала зрелища настоящего голода миллионов людей в моей опустошенной стране"5. Голод 1921 г. в России, по мнению П.А. Сорокина, был следствием экономической политики большевиков. "Голод выходит победителем из единоборства с убеждениями <...> беспринципный народ теряет свободу, величие, честь и хлеб". Состояние России он характеризовал как "биологическую деградацию, потерю нравственных, умственных и культурных ценностей, экономическое обнищание — груз, с которым мы вступаем в новую стадию истории", — отмечал П.А. Сорокин.

В подготовленной к печати книге "Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь"6 П.А. Сорокин продолжает развивать плюрали-

3 Там же. С. IX.

4 Кареев Н.И. Книга о социальной аналитике // Вестник литературы. 1920. № 7 (19).

5 Сорокин П.А. Голод и убеждения человека // Артельное дело. 1921. № 9. С. 16.

6 Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003. С. 6.

3 ВМУ, социология и политология, № 1

33

стическую методологию познания социальных явлений. Он вводит дополнительные методологические принципы:

1. Необходимость доказывать каждое выдвигаемое положение данными эксперимента, непосредственного и косвенного наблюдения, статистики, истории. Вопреки распространенному приему прошлым объяснять настоящее, наоборот, из анализа настоящего понимать прошлое, менее доступное точному изучению и наблюдению.

2. Положения, формулирующие функциональные взаимоотношения различных явлений, претендуют на "номографичекое", а не "идеографическое" значение7. Они помимо соответствующих фактов опираются на две общие предпосылки, из которых первая гласит: "Сходные причины в сходных условиях порождают сходные следствия", вторая: "в целом неповторяющаяся (во времени и пространстве) жизнь человека или неповторяющийся исторический процесс состоит в огромной части из повторяющихся (во времени и пространстве) элементов"8. С точки зрения П.А. Сорокина, "последнее положение на почве первого дает возможность открытия функциональных отношений в области поведения людей и социальной жизни и формулировки их в виде номографичеких теорем социологии ("законов"), если, конечно, сам фактический анализ явлений проведен точно и правильно".

Итак, в своих ранних научных трудах в качестве основной исследовательской задачи П.А. Сорокин выдвигал необходимость формулировки исторических тенденций и линий развития всей социальной системы.

После вынужденной эмиграции, в американский период жизни и творчества (1923—1968), в работе "Социальная мобильность" (1927)9 П.А. Сорокин вводит понятие "комплекс культуры", который рассматривает как уникальную комбинацию многих социальных и культурных характеристик, которые в совокупности создают социально-культурный облик общества или придают ему социальную индивидуальность. Труд "Социальная мобильность" был высоко оценен американскими социологами, отмечалась новизна и оригинальность подходов автора.

Чуть позже в написанном совместно с К. Циммерманом труде "Принципы сельской и городской социологии"10 П.А. Сорокин подчеркивал необходимость интеграции применительно к количественным данным. В процессе выявления различий между городом и деревней, начиная с уровня рождаемости и вплоть до отношения

7 Влияние А.С. Лаппо-Данилевского.

8 Сорокин П.А. Голод как фактор... С. 3—4.

9 Современное издание: Сорокин П.А. Социальная мобильность. М., 2005.

10 Sorokin P., Zimmerman C., Galpin Ch. A systematic source book in rural sociology. Vol. I—III. Minneapolis, 1930—1932.

к политике, собственности, религии, системе доминирующих ценностей и ментальных установок, при определении оснований для классификации обществ П.А. Сорокин устанавливает "научный подход, основанный на логической унификации множественных изменений" (в отличие от тех, что использовались ранее, как, например, "чисто механическое сведение воедино разрозненных особенностей"). Позднее в трудах по социологии крестьянства при характеристике социальной и культурной жизни традиционного крестьянства П.А. Сорокин уже последовательно применял социокультурный подход, в котором центральное место занимал анализ ценностей.

В последующие годы (1930—1935) П.А. Сорокин сознательно стремился преодолеть узкие рамки социологии через синтез других частных наук социогуманитарной области знания, создать интегральную систему или методологию. Он признавал, что идея создания интегральных теорий не нова, что попытки объединения нескольких познавательных координат встречаются у многих исследователей, но его стратегия представляет собой последовательно дисциплинированное и глобальное объединение их в одну объяснительную концепцию. Особенность интегральной концепции, ее отличие от других концепций состоит в том, что она зиждется на анализе как исторического, так и современного материала и отвечает целям и задачам всего социокультурного познания — прошлого, настоящего и будущего общества и культуры.

Приступая к написанию своего главного научного труда "Социальная и культурная динамика" (1937—1941), П.А. Сорокин руководствовался принципом: "Сделай, что сможешь, лучше потерпеть неудачу в достижении великой цели, чем успешно плавать на мелководье".

В предисловии он писал: "Этот труд — плод моих усилий, направленных на то, чтобы хотя бы частично осмыслить произошедшее в окружающем меня социальном и культурном мире. Мне не стыдно признаться, что мировая война и большинство последовавших за ней событий озадачили меня — человека, который в согласии с преобладавшими с начала XIX в. течениями социальной мысли верил в прогресс, революцию, социализм, демократию, научный позитивизм и многие другие подобные "измы" <...> если бы в 1913 г. кто-нибудь всерьез предсказал хотя бы малую часть того, что впоследствии произошло на самом деле, его сочли бы не иначе как сумасшедшим. И тем не менее то, что казалось в то время абсолютно невозможным, произошло"11.

В своем фундаментальном труде П.А. Сорокин не только поставил диагноз: ".состояние, в котором находится западное об-

11 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. С. 25.

щество и его культура представляет собой трагическое зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы", т.е. кризис, но и сформулировал относительно оптимистический прогноз: "...ближайшее будущее, измеряемое <...> несколькими десятилетиями, будет проходить под знаком <...> перехода к новой идеациональ-ной или идеалистической фазе со всеми явлениями, сопровождающими подобный процесс"12.

В "Социальной и культурной динамике", используя контовское понятие "социальная динамика", П. А. Сорокин вводит понятие "социокультурная динамика" как изменение или "способы появления социокультурной системы, длительность ее существования, изменения, разрушения и возникновение другой".

Напомним, что социокультурную систему П.А. Сорокин рассматривал как единство двух сторон: системы социальных отношений и системы культурных ценностей в их интеракции. Интегральная методология, сформированная П.А. Сорокиным, предлагает также соотносить наличие набора межгосударственных социальных отношений и культурных ценностей, поэтому межгрупповые и внутригрупповые социальные отношения могут быть или хорошо интегрированы и оформлены, или неинтегрированы и аморфны. В первом случае, по мнению П.А. Сорокина, права, обязанности и функции каждой стороны взаимно определены, а их взаимосвязи имеют единые нормы-ориентиры. Аналогичные нормы, ясные и определенные, присутствуют в соответствующих культурных системах. Каждой стороне они ясно указывают, что в их взаимоотношениях считается истинным и ложным, имеет позитивную или негативную ценность, какие ценности главенствуют, а какие — второстепенны. Во втором случае, при неинтегрированном и неоформленном состоянии сети социальных отношений, межличностных и межгрупповых, и набора культурных ценностей, в социокультурной системе происходит обратное: отсутствие ясного распределения прав, обязанностей и функций, четкой системы ценностей, наличие противоречивых и конфликтных претензий, вкусов и предпочтений.

Исторический процесс, с точки зрения П.А. Сорокина, — это результат взаимодействия людей по объективации и социализации ценностей, значений и норм. Культура является содержательным аспектом социальной жизни людей.

Поскольку природу культурных типов П.А. Сорокин определяет ее ментальностью (внутренним аспектом), то и источник социокультурной динамики обнаруживается в самой культуре.

12 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 807.

В повторяющихся процессах и повторяющихся аспектах процессов П.А. Сорокин различает: линейный процесс13 (в осциллирующем, спиралевидном и разветвляющемся типе), нелинейные, циклические процессы14 (в абсолютном и относительном типе) и вариативно или творчески повторяющийся процесс.

Используя метод "каузальности" и понятие "тенденция", в глубинах самой общей тенденции социокультурной динамики — флуктуации социокультурных систем — П.А. Сорокин выделил и другие тенденции15, в том числе увеличение степени осознания исторической динамики и увеличение на этой основе возможности изменения ее направленности.

Стремление П.А. Сорокина преодолеть позитивистскую методологию путем ее синтеза с неокантианством, создать глобальные теоретические построения и интерпретации оказало существенное влияние на процесс формирования интегральной методологии, представляющей собой суть научной концепции П.А. Сорокина. В этом состоит значение научного наследия П.А. Сорокина.

Как справедливо отметил Д.В. Форд, «Сорокин искал интегральную теорию и методологию, которая сможет противостоять пошлой социологии "лилипутов — искателей информации", но в то же время соответствующую классическим канонам науки <...> на базе науки и эмпирического поиска он стремился интегрировать все, что мог охватить в области животрепещущих вопросов в науке и философии, причем всегда в единстве <. > его интегра-лизм должен раз и навсегда рассматриваться как методология»16.

П.А. Сорокин предвидел Вторую мировую войну и неоднократно указывал на ее приближение, призывал человечество отказаться от агрессии. Вместе с тем он понимал, что "до воцарения нового идеационального или идеалистического общества и культуры война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях"17.

Изучая проблемы войны и мира, начиная с 1915 г. он выявил, что война приносит количественные и качественные изменения в составе населения, население уменьшается не только прямо

13 Непрямолинейный.

14 В циклическом типе повторяемости он различает абсолютно и относительно циклические процессы. В абсолютно циклическом процессе последняя фаза данного повторения возвращается к своей первой фазе, и цикл начинается снова, проходя тот же самый путь, который он проделал до этого, в то время как в относительном — присутствуют некоторые отклонения от предыдущих траекторий.

15 Эволюцию техники, наследование всех культур, нарастание степени проявления стиля.

16 Ford J.B. Sorokin methodology: Integralism as the key. Sorokin and civilizaitio: a centennial assessment. L., 1996. P. 83.

17 Сорокин П.А. Кризис нашего времени. М., 1996. С. 361.

(убитые, раненые), но и косвенно (повышается смертность, уменьшается рождаемость, падает число браков). Качественные изменения он связывал с тем, что война представляет собой орудие отрицательной селекции, уносящей лучшие элементы населения: более здоровых, более трудоспособных, более моральных, более развитых творчески и интеллектуально. Кроме того, с точки зрения П.А. Сорокина, война влияет на характер взаимодействия между членами общества. Она представляет могучий фактор изменения поведения. Она "отбирает" у людей одни формы мирной жизни и прививает новые формы, обратные нормальному мирному существованию. Мирная жизнь тормозит акты насилия, убийства, зверства, лжи, грабежа, обмана, подкупа и разрушения. Война, наоборот, требует этих актов. В результате и в ходе войны люди деградируют в моральном отношении, меняется массовое сознание, что проявляется в падении ценности человеческой жизни, в моральном и социальном распаде больших масс людей, активно задействованных в войне, распространении насилия, в отходе от демократических принципов построения общества. Преступления для значительной части населения становятся предрассудками.

П.А. Сорокин обратил внимание на тот факт, что на определенном этапе своего развития война рождает у части населения, напрямую или косвенно втянутой в состояние противостояния, желание любыми путями ее прекратить. В обществе растут пацифистские настроения, распространяются идеалы и ценности мирной жизни и гуманного поведения.

В книге "Голод как фактор" (1922), которая подверглась жесточайшей цензуре, а затем была уничтожена, П.А. Сорокин отмечал, что войны и революции — это стихии, которые время от времени неизбежны, как неизбежны и тяжелые болезни для организма, свидетельствующие о плохих условиях жизни и плохой конституции организма. С точки зрения социолога, здоровые организмы могут обходиться без болезней. Тяжелые болезни либо ослабляют организм, либо ведут его к смерти. Иными словами, войны и революции либо сохраняют общество, либо сдают его в архив истории.

Феномен войны и мира неоднократно становился предметом анализа П.А. Сорокина в контексте теории социокультурной динамики, интегральной методологии. В ходе работы над фундаментальным трудом "Социальная и культурная динамика" (1936—1941) П.А. Сорокин привлекал широкий фактический материал, в том числе полученный в годы российских революций. Им были изучены 1662 революции и войны в истории Европы за 25 столетий (224 войны в Греции; 81 — в Риме; 131 — в Австрии; 24 — в Германии; 176 — в Англии; 185 — во Франции; 23 — в Голландии; 75 — в Испании; 32 — в Италии; 151 — в России; 15 — в Польше и Литве).

П.А. Сорокин понимал социокультурную систему как единство двух сторон — системы социальных отношений и системы культурных ценностей и их интеракций (наличия набора межгосударственных социальных отношений и культурных ценностей). На основе этого он проанализировал роль и место войны в историческом процессе.

В самом общем виде П.А. Сорокин выделяет необходимый и непосредственный фактор войны в стабильном или нестабильном расшатанном состоянии всей системы социальных отношений и системы культурных ценностей взаимодействующих сторон. Он отмечает, что всякий раз, когда в отношениях одного или более государств или любых общественных групп система соответствующих социальных отношений и культурных ценностей обнаруживает тенденцию к развалу, беспорядку или неопределенности, такое изменение повышает шансы войны, и напротив, когда система отношений и культурных ценностей движется к большей определенности, стабильности и четкой интеграции, такая перемена содействует миру в их взаимоотношениях.

Таким образом, с точки зрения социолога, война представляет собой социальный конфликт, который возникает между взаимодействующими государствами или группами стран в результате возникающих несовместимостей систем ценностей и применения крайних мер насилия. Войны завершают распад старых ценностей и создают предпосылки для возникновения новых общественных отношений.

Войны и революции являются логическим и фактическим подтверждением наступившей дезинтеграции устоявшейся системы отношений, это особые мобильные периоды истории общества.

В годы Второй мировой войны П.А. Сорокин обнаружил, что, как уже отмечалось, на определенном этапе своего развития война рождает у части населения, напрямую или косвенно втянутой в состояние противостояния, стремление любыми путями ее прекратить.

Как известно, создание антигитлеровской коалиции в 1941 г. было осуществлено правительствами, но отвечало оно интересам всех антифашистских сил. Результаты опроса американских граждан, проведенного Американским институтом общественного мнения спустя два дня после начала войны, показали, что 72% респондентов высказали желание видеть победителем в войне Россию и только 4% — Германию. В США наибольшую активность в деле оказания помощи СССР проявляли коммунисты и профсоюзы. П.А. Сорокин, никогда не разделявший коммунистических идей (за что он и был выслан из СССР), в 1942 г. имел отношение к деятельности «"нескольких организаций коммунистического

толка", позволяя использовать свое имя в связи с усилиями по достижению плана мира во всем мире»18. П.А. Сорокин тяжело переживал все трудности своей родины, понимая всю важность роли СССР в борьбе с фашизмом. Став в 1942—1943 гг. членом исполкома организации "Помощь России в войне", он активно участвовал в организации гуманитарной помощи СССР, в компании за открытие второго фронта в Западной Европе. В эти годы он часто выступал на утренней молитве в церкви Гарвардского университета с проповедями для студентов, разъяснял суть интегрального мировоззрения и системы ценностей, пропагандировал идеи альтруизма и дружбы между народами.

В 1941 г. П.А. Сорокин выпустил сокращенную версию "Социальной и культурной динамики" под названием "Кризис нашего времени."19 Она была предназначена для широкого круга читателей, для тех, кто, по словам П.А. Сорокина, "встревожен неожиданными крутыми переменами в жизни общества, стремящихся понять их причины и последствия, предвидеть перспективы". Он надеялся, что эта книга изменит взгляд человека на мир и откроет новые горизонты. Книга действительно нашла широкий отклик читателей и стала самой популярной из всех произведений П.А. Сорокина. Она неоднократно переводилась на многие языки мира. Другую свою книгу "Главные тенденции нашего времени" (1963)20, написанную в обстановке политической конфронтации США и СССР, в которую вошли материалы докладов ученого на XVIII и XIX Международных конгрессах по социологии, он также адресовал "интеллигентному читателю-непрофессионалу".

В 1946 г. П.А. Сорокин создает Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму, который стал творческой лабораторией ученого. Целью деятельности центра стало стремление к нравственному оздоровлению человечества и прекращению межчеловеческой агрессии. Исходными положениями центра стали два предположения П.А. Сорокина: "Первое заключается в том, что ни один из существующих рецептов, как избежать международных военных конфликтов и гражданских войн или других форм кровавых межчеловеческих усобиц, не может не только уничтожить, но даже заметно уменьшить эти конфликты. Под такими популярными рецептами я подразумеваю, прежде всего, уничтожение войн и конфликтов политическими средствами, особенно вследствие демократических политических преобразований. Даже если завтра весь мир станет демократическим, все равно войны

18 "Мы должны переварить тоталитаризм и достичь мира." (Из досье ФБР на П.А. Сорокина. 1954 г.) // Отечественные архивы. 1996. № 4. С. 49.

19 Sorokin P.A. The crisis of our age: The social and cultural outlook. N.Y., 1941.

20 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

и кровавые стычки не исчезнут, поскольку демократии оказываются не менее воинственными и неуживчивыми с соседями, чем автократические режимы. Ни Организация объединенных наций, ни Мировое правительство не способны дать длительного мира — международного и внутри отдельных стран, — если только образование этих органов не будет подкреплено значительным увеличением альтруизма отдельных личностей, групп, институтов и культур. Второе предположение заключается в том, что бескорыстная, созидательная любовь, о которой мы знаем все еще очень мало, потенциально является огромной энергией". Исследования центра должны были показать, что бескорыстная, созидающая любовь — это сила, которая, если ею пользоваться с умом, способна останавливать агрессивные стычки между людьми и группами людей и превращать отношения из враждебных — в дружеские.

После Второй мировой войны традиционные американские ценности корпоративного капитализма, изоляционизма, неучастия в военных конфликтах и политических союзах подверглись существенной трансформации. США и СССР становятся сверхдержавами послевоенного устройства мира и выходят на путь холодной войны.

П.А. Сорокин опасался возникновения третьей мировой войны, способной разрушить всю человеческую цивилизацию. Он неоднократно предостерегал, что война будет способствовать сохранению тоталитарных принципов и практик. Он утверждал, что чем меньше войн и кризисов, тем меньше тоталитаризма.

В одной из книг П.А. Сорокина тех лет "Власть и мораль: кто должен сторожить стражу?"21, которая с дарственной надписью была отправлена главе советского правительства Н.С. Хрущеву, говорилось о том, что "процветание и выживание человечества определяется лишь горсткой верховных правителей великих ядерных держав, которые в своих руках безраздельно сосредоточили контроль над беспрецедентно мощными, несущими смерть вооружениями. От их мудрости или глупости во многом зависит судьба человечества — прочный мир или самоубийственная война. Никогда прежде в истории человечества не было, чтобы жизнь и смерть такого огромного количества людей зависели бы от такой кучки правителей!". По мнению ученого, правящие социальные группы ("особая каста") не проявляют даже минимума интеллектуальной, нравственной и социальной квалификации, требующейся для решения столь сложных задач22. Он предлагал заменить действующее правительство "политиков" правительством ученых, святых и мудрецов; создать условия полного разоружения; изме-

21 Sorokin P.A. Power and morally: Who shall the guardians? Boston, 1959.

22 Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1992. С. 241.

нить во многом устаревшие политические идеологии и ценности новыми; способствовать добровольной мобилизации и сотрудничеству всех созидательных сил человечества — лучших умов, чистейших сердец и наивысшей сознательности для построения лучшего общественного порядка.

Как видим, в послевоенные годы в мировоззрении ученого усиливается понимание значимости общечеловеческих, альтруистических ценностей. В академической среде деятельность П.А. Сорокина по изучению творческого созидательного альтруизма не встречала понимания и поддержки. Существует точка зрения, что именно это интеллектуальное увлечение П.А. Сорокина окончательно отдалило его от американских социологов. Сам же он высоко оценивал и деятельность центра, созданного им, и поставленную впервые в истории социальной мысли проблему созидательного альтруизма. Осознание ценности научного подхода П.А. Сорокина к альтруистической любви как средству совершенствования культуры, социальных институтов и всего человеческого бытия еще предстоит.

Ключевые идеи интегральной концепции П.А. Сорокина являлись элементами мировоззрения ученого, его жизненными принципами. П.А. Сорокин всегда подчеркивал особую миссию ученых-гуманитариев. Коллеги П.А. Сорокина по Петербургскому университету отмечали свойственную ему глубокую веру в свою специальность.

Понятия науки и морали у П.А. Сорокина были неразделимы. По его инициативе в США было создано Общество за социальную ответственность в науке. Когда в конце жизни его в одном из многочисленных интервью спросили, кем бы он хотел остаться в глазах последующих поколений, П.А. Сорокин ответил — моралистом. Вероятно, что целью интегральной концепции было не только стремление к познанию общества, но и желание его совершенствования через выработку новых духовных ориентиров человечества.

Главной своей задачей П.А. Сорокин считал не научное творчество как вид познавательной деятельности, а осуществление культурного творчества через совершенствование человеческой природы и воплощения в жизнь идеальных ценностей — значений-норм.

В последние годы жизни П.А. Сорокин в предисловии к одному из своих трудов, планируемых к изданию в СССР, писал: «Я не имею никакого миссионерского желания обращать в мою "социологическую веру" кого бы то ни было. Но с другой стороны, я, конечно, радуюсь, если кто-либо из читателей найдет некоторые из моих теорий научно правильными»23.

23 Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992. С. 20.

В своем прощальном письме профессору И.С. Кону (26 августа 1967 г.) П.А. Сорокин писал: "Некоторым утешением является факт возрастающего интереса к моим теориям и работам. Словом, с моей смертью память обо мне не умрет, а будет продолжаться некоторое время. Жаль, что в Советской России эта память, по-видимому, будет наиболее кратковременной"24.

В некрологе, составленном под председательством Т. Парсонса, признавалось огромное влияние П.А. Сорокина на социальную науку не только через его книги, но и через преподавательскую и общественную деятельность.

П.А. Сорокин был человеком самоотверженным и творческим. В нем всегда, даже в самых страшных обстоятельствах, присутствовали силы жить с любовью к жизни. Их источник он черпал в творческом и созидательном поиске истины, чувстве общественного долга. Огромный воспитательный потенциал несут в себе строки из дневника П.А. Сорокина, которыми он дважды в жизни подводил итог. Первый раз в России, накануне эмиграции, в расцвете творческих сил, и второй — на чужбине, в конце жизненного пути: "Что бы ни случилось в будущем, я знаю, что хорошо усвоил три вещи, которые навсегда останутся в моей голове и моем сердце. Жизнь, даже самая тяжелая, — это самое прекрасное, чудесное и таинственное сокровище в мире. Исполнение долга — другая прекрасная вещь, делающая жизнь счастливой и дающая душе непобедимую силу в борьбе за идеалы. Это второе мое убеждение. И третье состоит в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении".

С тех пор как в феврале 1999 г. произошло знаменательное событие — официальное возвращение на родину имени и творческого наследия П.А. Сорокина и состоялся Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения, научное наследие П.А. Сорокина не утратило своей актуальности. Постепенно открываются новые стороны и уровни его осмысления. Об этом свидетельствуют научные события последних лет. В МГУ имени М.В. Ломоносова на протяжении пяти лет проводятся Со-рокинские чтения. В феврале—апреле 2009 г. в канун 120-летнего юбилея ученого прошли научные конференции и круглые столы в Президиуме АН РФ, в СПбГУ, в региональных научных центрах и музеях. В Ставропольском государственном университете под эгидой Научно-образовательного центра теоретических проблем

24 Информационно-архивный фонд Института социологии РАН (Санкт-Петербургский филиал). ДФ 1. Оп. 1. Ед. хр. 2. С. 16; См.: Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина. Переписка с И.С. Коном // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 31.

истории имени П.А. Сорокина 7 февраля 2009 г. состоялся межвузовский круглый стол "Теоретическое наследие П.А. Сорокина", в котором приняли участие не только уже состоявшиеся исследователи биографии и творчества П.А. Сорокина, но и аспиранты и студенты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара, 1992.

Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина. Переписка с И.С. Коном // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2.

Информационно-архивный фонд Института социологии РАН (Санкт-Петербургский филиал). ДФ 1. Оп. 1. Ед. хр. 2.

Кареев Н.И. Книга о социальной аналитике // Вестник литературы. 1920. № 7 (19).

"Мы должны переварить тоталитаризм и достичь мира..." (Из досье ФБР на П.А. Сорокина. 1954 г.) // Отечественные архивы. 1996. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

Сорокин П.А. Голод и убеждения человека // Артельное дело. 1921. № 9.

Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003.

Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1992.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени. М., 1996.

Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

Сорокин П.А. Социальная мобильность. М., 2005.

Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

Ford J.B. Sorokin methodology: Integralism as the key. Sorokin and civili-zaitio: a centennial assessment. L., 1996.

Sorokin P.A. Power and morally: Who shall the guardians? Boston, 1959.

Sorokin P.A. The crisis of our age: The social and cultural outlook. N.Y, 1941.

Sorokin P., Zimmerman C., Galpin Ch. A systematic source book in rural sociology. V I—III. Minneapolis, 1930—1932.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.