Научная статья на тему 'П. А. Сорокин: путь становления революционера и его разочарования'

П. А. Сорокин: путь становления революционера и его разочарования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ЭСЕРЫ / БОЛЬШЕВИКИ / П. А. СОРОКИН / А. Ф. КЕРЕНСКИЙ / В. И. ЛЕНИН / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / P. A. SOROKIN / A.F. KERENSKY / V. I. LENIN / REVOLUTION / SOCIAL REVOLUTIONARIES / THE BOLSHEVIKS / THE TEMPORARY GOVERNMENT / THE CONSTITUENT ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василенко Виктория Валерьевна

Рассматривается опыт участия российско-американского социолога П. А. Сорокина в революции 1917 г. Показана роль и место партии эсеров в политической жизни Россиио начала ХХ в. Выявлены истоки формирования научного мировоззрения П. А. Сорокина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of studying the participation of the Russian-American sociologist P.A. Sorokin in the Revolution of 1917 is considered. The role and place of the Social Revolutionaries' Party in the life of Russia in the beginning of the 20th century is shown. The development sources of P. A. Sorokin's scientific world view have been revealed.

Текст научной работы на тему «П. А. Сорокин: путь становления революционера и его разочарования»

П. А. СОРОКИН: ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРА И ЕГО РАЗОЧАРОВАНИЯ

В. В. Василенко

P. A. SOROKIN: THE WAY OF BECOMING A REVOLUTIONARY AND ITS DISAPPOINTMENTS Vasilenko V. V.

The experience of studying the participation of the Russian-American sociologist P.P.. Sorokin in the Revolution of 1917 is considered. The role and place of the Social Revolutionaries' Party in the life of Russia in the beginning of the 2Cfh century is shown. The development sources of P. A. Sorokin's scientific world view have been revealed.

Key words: revolution, social revolutionaries, the Bolsheviks, P. A. Sorokin, A.F. Kerensky, V. I. Lenin, the Temporary Government , the Constituent Assembly.

Рассматривается опыт участия российско-американского социолога П. А. Сорокина в революции 1917 г. Показана роль и место партии эсеров в политической жизни Росси-ио начала ХХ в. Выявлены/ истоки формирования научного мировоззрения П. А. Сорокина.

Ключевые слова: революция, эсерыы большевики, П. А. Сорокин, А. Ф. Керенский, В. И. Ленин, Временное правительство, Учредительное собрание.

УДК 930.2 94/99

Невозможно понять конкретную ситуацию без осмысления того, как она вписывается в развитие событий. Принцип различия между прошлым и настоящим занимает центральное место в современных дискуссиях о социальном значении исторической науки. Для историков, признающих повторяемость в истории, мало просто обращаться к прошлому, необходимо видеть связь с современностью.

Жестокий опыт российских революции 1917 г. не прошел мимо тех, кто его пережил.

Активным участником, на определенном этапе её вдохновителем и борцом стал один из самых известных в мире социологов П. А. Сорокина (1889-1968). В том числе и на основе усвоенного опыта российских революций им была создана интегральная методология, которая на сегодняшний день представляет такой запас знаний, который применим к анализу явлений современности.

На страницах «Вестника СГУ» уже неоднократно освещались отдельные аспекты теоретического наследия П. А. Сорокина. Осуществлялись и попытки поиска ответов в его теоретическом наследии на вызовы своей эпохи. Так, в 2008 г., когда разворачивался мировой экономический кризис, с помощью интегральной методологии П. А. Сорокина было показано, что надвигающийся кризис - это масштабное системное и долговременное явление, которое будет проявляться во всех сферах общества и его ценностях. В соответствии с закономерностями, выявленными П. А. Сорокиным, дезинтеграционные процессы в обществе происходят системно, не только в экономической, но и в духовной сферах. Универсальные интегрированные ценности сменяют узкогрупповые ценностные ориентиры (монархистов и коммунистов, верующих и атеистов, богатых и бедных и т. п.), в результате чего

возникает многоликая моральная, религиозная, экономическая, политическая, социальная анархия в обществе, рост цинизма, нигилизма, аморальности и антисоциальности, социальные конфликты, революции и войны.

Сегодня перед нами стоит новый вызов политического характера. Прошедшие в декабре 2011 г. - феврале 2012 г. митинги и шествия в городах РФ свидетельствуют о том, что российское общество дезинтегрировано. Разные социальные группы выдвигают противоположные требования, устанавливают новые идеалы и новые ценности. В этой связи мы вновь обращаемся к наследию П. А. Сорокина. Интерес представляет его личный опыт участия в революционном движении, результатом которого в 1922 г. стал смертный приговор и высылка ученого из страны.

Уже находясь в США, он неоднократно подчеркивал, что русский опыт дает так много материала и так поучителен, что способен многому научить не только русских исследователей и участников событий. Он высказывал сожаление о том, что западноевропейские и американские социологи не организовали специальную научно-социологическую экспедицию в революционную Россию для наблюдения социальных явлений. С его точки зрения, они могли бы экспериментально проверить многие теории и, вероятно, освободиться от заблуждений.

В начале ХХ в. Россия находилась на историческом переломе. Страна остро нуждалась в модернизации всех сторон жизни. Быстрая политизация всех слоев общества проявлялась во всевозможных протестах, митингах и демонстрациях.

Начиная с 1904 г., когда П. А. Сорокин поступил в учительскую семинарию, он начинает знакомиться с представителями различных политических партий (социалистами-революци-онерами: большевиками и меньшевиками, монархистами, анархистами, либералами, консерваторами). Впитывая новые идеи, он задумывается о состоянии общества и испытывает нравственную неудовлетворенность.

После революции 1905 г., когда страну раздирали противоречия, будоражили стачки, митинги, демонстрации, «иллюминации», прошения к властям, дебаты в Государственной думе, полемика в прессе, рождение новых политических партий, большая часть предыдущих мировоззренческих установок П. А. Сорокина подверглась изменению. Они «были заменены научной теорией эволюции... Приверженность монархической системе правления и капиталистической экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами,

политическая индифферентность уступила революционному порыву» (4). Увлечение революционными идеями, свойственное молодежи тех лет, было свойственно и юному П. А. Сорокину. Он пробует себя в качестве руководителя школьного отделения партии эсеров. На тот момент в стране насчитывалось более 2 тысяч представителей этой партии. Как он вспоминал позже, в партии эсеров его привлекало то, что она выражала интересы «всех трудящихся - крестьян, рабочих и людей умственного труда», а «эсеровские взгляды отводили большую роль в социальных процессах и человеческом поведении таким важным неэкономическим факторам, как созидательные идеи, личностные усилия, борьба за индивидуальность, вместо марксистской борьбы за существование» (5).

Эсеры отстаивали возможность перехода России к демократическому социализму некапиталистическим путем, через крестьянские трудовые хозяйства. П. А. Сорокина захватили идеи массового революционного движения и социальной народной революции. Увлекательная политическая деятельность и пропагандистская работа в 1906 г. были омрачены арестом. В тюрьме П. А. Сорокин знакомится с политическими заключенными - представителями других партий, дискутирует по поводу перспектив развития страны. После освобождения он вновь приступил к агитационной деятельности, направленной в первую очередь на увеличение численности партии и расширение её географии. Ходоком-агитатором, под псевдонимом «товарищ Иван» он отправляется в Иваново-Вознесенск, где организует партийные ячейки, выступает на митингах, выпускает политические листовки.

В 1908 г. эсеры признали «переутомление в рядах интеллигенции и её отход от революционной борьбы» (4). П. А. Сорокин оставляет политическую деятельность и сосредоточивается на получении высшего образования. В эти годы на него оказывают заметное влияние основатели отечественной социологии М. М. Ковалевский и Е. В. де Роберти.

В университетские годы он вновь начинает участвовать в политической жизни страны. Он возобновляет сотрудничество с партией эсеров, постепенно приобретает репутацию заметного идеолога и лидера эсеровского движения, начинает публиковаться в периодических изданиях, лично знакомится с А. Ф. Керенским, М. Н. Ту-ган-Барановским.

В отличие от большевиков, призывавших к борьбе за превращение империалистической войны в гражданскую, использование сложив-

шейся ситуации в целях свержения царизма, большинство эсеров занимали оборонческую позицию. Она сводилась к необходимости защиты родины от иноземного империализма, особым методам политической борьбы с правительством, не подрывающим национальную оборону, необходимости построения планов нового конституционного устройства страны, социальных реформ.

П. А. Сорокин разделял эту точку зрения, руководствуясь тем, что если в начале войны царское правительство поддержала вся нация, то его неготовность и растущая неспособность успешно вести оборону страны быстро подорвали патриотическую поддержку, доверие к правительству и его престиж. Поддерживая выступления социал-патриотов против сепаратного мира, П. А. Сорокин одобрял продолжение военных действий до того момента, когда западные союзники не будут готовы к заключению мира. Уже после победы большевиков свою точку зрения он объяснял следующим образом: «Я еще верил в честность, демократичность и нравственность политики, политики немаккиавеллевского толка, верил, что они останутся верны договорам и обязательствам, в их готовность помочь России в трудный час. Позднее мои иллюзии относительно западных правительств развеялись. Вместо помощи России, когда она нуждалась в этом, они старались ослабить её, ввергнуть в гражданскую войну, расчленить её, отторгнув, возможно, и захватив её территории» (5).

Поражение русских армий, нищета и недовольство масс, резкие нападки на правительство, пугающий рост цен, длинные хлебные очереди, уличные демонстрации женщин с детьми, требующих хлеба, бездействие полиции - все это, с точки зрения П. А. Сорокина, говорило о том, что на «пороге страны стоит революция». В своем дневнике он писал: «Когда историки будут искать группу, которая начала Русскую Революцию, им не нужно будет особо теоретизировать по этому поводу. Русская Революция была начата голодными женщинами и детьми, требовавшими хлеба и селедки. Лишь позднее они вместе с рабочими и политиками постарались сломать это мощное здание Русского Самодержавия» (5). Даже наиболее консервативно настроенные люди заявляли о наступлении революции как о несомненном факте. Вместе с тем надвигавшаяся все ближе и ближе стихия революции у П. А. Сорокина, ёще совсем недавно отстаивающего её необходимость, вызывала страх и растерянность. Он вопрошал: «Конец близок или это только начало?».

События 26-27 февраля 1917 г.: погромы полицейских участков и применение со стороны

власти военной силы, Указ царя о роспуске Государственной думы - ознаменовали начало революции. Описывая первые часы революции, П. А. Сорокин отмечал, что когда он попытался направиться к Таврическому дворцу, он увидел на мостовой свежие пятна крови и два трупа, «с ужасом мы наблюдали, как человек, пытавшийся пересечь улицу, упал, смертельно раненый шальной пулей. Умело, маневрируя, мы, наконец, достигли Таврического дворца, обнаружив вокруг здания большие толпы людей, солдат и рабочих. Никаких попыток войти в Русский парламент не делалось, но везде были видны пушки и пулеметы. Холл Думы представлял разительный контраст царящему вне её волнению. Здесь был комфорт, солидность, порядок. Лишь там и здесь в углах можно было видеть небольшие группы депутатов, обсуждавших ситуацию». Вернувшись домой, он записал: «Рад я или нет? Трудно сказать, но мрачные предчувствия преследуют меня.» (5).

Уже 28 февраля, когда весь город пылал, побывав в Петроградском Совете рабочих депутатов, П. А. Сорокин записал: «Ментальность черни уже заявила о себе, в ней просыпается не только зверь, но и дурак, готовый взять верх над всем и вся» (5). По его мнению, свобода оказалась доступной большинству населения, которое не было готово ей распорядиться. Позже он отмечал, что интересы государства были принесены в жертву частных, узкогрупповых интересов.

После революции положение партии эсеров изменилось: из конспиративной, постоянно преследуемой, оказывавшей слабое влияние на политическую жизнь страны она превратилась в одну из правящих политических партий. Она поддержала как Временное правительство -главный орган управления страной, так и Совет рабочих и солдатских депутатов - связующий центр народных и социалистических сил. Тираж партийной газеты «Дело народа» был увеличен до 300 тыс. экземпляров. Из эмиграции вернулись главные идеологи эсеровского движения: В. М. Чернова, Н. Д. Авксентьева. А. А. Аргунова, И. И. Бунакова и др. К маю 1917 г. численность эсеров достигала от нескольких сот тысяч до одного миллиона человек.

Эсеры активно продвигали идею окончательного государственного устройства России в форме демократической республики, которое должно было определить Учредительное собрание. П. А. Сорокин включается в политическую жизнь страны и уже на одном из первых послереволюционных собраний эсеров ему удается провести резолюцию, направленную против экс-

тремистов, в поддержку правительства, при условии, что оно твердо будет придерживаться своей программы. Он вновь выступает на митингах и в прессе. В статьях «Обязанности власти и обязанности гражданина», «Сущность и авторитет власти», «Интересы национальностей и единство государства», «Социализм и социальное равенство» он критикует буржуазное правительство, его нерешительность и медлительность в решении первоочередных социальных проблем.

Если большинство представителей партии эсеров признавали Временное правительство органом революции, представляющим нацию в целом, и считали необходимым участие в его составе представителей социалистических партий, то большевики придерживались иной точки зрения. Первостепенную задачу они видели в необходимости перехода от первого этапа революции, принесшей власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, ко второму её этапу, который позволит пролетариату и беднейшим слоям крестьянства сосредоточить власть в своих руках. Утверждая, что «не парламентская республика -возвращение к ней от Совета рабочих депутатов было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.» (6). В. И. Ленин призывал не оказывать никакой поддержки Временному правительству и разъяснять населению всю лживость его обещаний.

П. А. Сорокин разделял точку зрения социал-патриотов, представленных большинством эсеров и меньшевиков в Учредительном собрании (Е. К. Брешковской, Г. В. Плехановым, П. А. Кропоткиным и др.). Они выступали против сепаратного мира с немцами, за продолжение боевых действий до того, как союзники будут готовы заключить мир с врагом, рассматривая войну как оборонительную во имя защиты революции. В статье «На распутье трех дорог» П. А. Сорокин осуждал интернационалистов-большевиков за тактику оборонцев. Свою позицию он последовательно отстаивал как член Временного правительства А. Ф. Керенского, член Совета Российской Республики, депутат Учредительного собрания, член Российского крестьянского совета, как один из редакторов эсеровских газет «Дело народа», «Воля народа», как ученый, оратор и лектор.

Убеждение П. А. Сорокина в том, что без участия крестьян невозможно решать будущую судьбу России требовало от него активной деятельности по подготовке Всероссийского съезда крестьянских депутатов. По оценкам П. А. Со-

рокина, настроение крестьян было более здоровое и сбалансированное, чем настроение рабочих или городских солдат. В работе I Всероссийского съезда крестьянских депутатов участвовало около 1 тысячи крестьян и лояльных солдат с фронта. На съезде была утверждена кандидатура П. А. Сорокина в качестве члена исполнительного комитета и делегата в Комиссию по выработке закона о выборах членов Учредительного собрания. Как отмечал П. А. Сорокин, в деревне преобладала идеология эсеров, и поэтому присутствующие были единодушны в идеях «патриотизма, реальном стремлении подавить беспорядки и даже желании воздержаться от взятия земли до тех пор, пока по этому вопросу будет достигнуто определенное решение; совершенной готовности поддержки правительства и противостояния большевикам».

Запоминающимся событием съезда, по мнению П. А. Сорокина, стало появление В. И. Ленина. «Поднявшись на сцену, он театрально сбросил пальто и начал говорить. Лицо этого человека напоминает мне лица врожденных преступников в альбомах Ламброзо, и в то же время, он имеет нечто напоминающее религиозных фа-натиков-староверов. Он - скучный оратор, и его усилия вызвать энтузиазм в пользу большевизма абсолютно провалились... «Товарищи рабо-

чие!» - так вел речь Ленин. Забирайте фабрики у своих эксплуататоров. Товарищи крестьяне! Берите землю у своих врагов-помещиков! Товарищи солдаты! Прекращайте войну, идите домой. Заключайте мир с немцами и объявляйте войну богатым. Бедняки! Вы голодаете, когда вокруг вас плутократы и банкиры. Почему вы не захватите все это богатство? Крадите все, что было украдено! Безжалостно разрушайте капиталистическое общество! Долой его! Долой правительство! Долой войну! Да здравствует социальная революция! Да здравствует классовая война! Да здравствует диктатура пролетариата!», -вспоминал П. А. Сорокин (6). По его мнению, речь вождя пролетариата «. была принята холодно, личность его возбудила враждебность, и в конце он ретировался в очередном смущении» (6). В свою очередь большевистская пресса критиковала съезд, назвав его «цитаделью социал-патриотов и мелкой буржуазии.

Сохранилось ёще одно, не менее любопытное описание политических оппонентов, произведенное П. А. Сорокиным в июне 1917 г., после ареста Л. Д. Троцкого и А. М. Коллонтай по подозрению в финансировании лидеров большевиков немецким генеральным штабом. Он отмечал: «Что касается этой женщины, то очевидно, что

её революционный энтузиазм - не что иное, как удовлетворение её сексуального сатириаза. Она ищет новые формы сексуального садизма. Я хотел бы, чтобы её мог наблюдать Фрейд и другие психиатры. Это был бы для них редкий объект. Что касается Троцкого, при благоприятных обстоятельствах, он непременно поднимется наверх. Этот театральный бандит - настоящий авантюрист. Его друзья в социал-демократической партии (меньшевиков) обычно говорят о нем: «Троцкий приносит на каждый митинг свой собственный стул. Сегодня он сидит с одной партией, завтра - с другой». Что ж, для авантюриста, стремящегося к карьере, это не противопоказано. Большевики, вероятно, дадут ему все, о чем он тоскует» (6).

6 июля после подписания постановления, согласно которому лица, уличенные в призывах к убийствам, разбоям, грабежам и погромам, наказываются тюремным заключением сроком на три года; неисполнение приказов приравнивалось к государственной измене.

Позиция П. А. Сорокина была достаточно умеренной. Она сводилась к следующему: «Мы. не жаждем крови, хотя для того чтобы пресечь повторение таких бунтов, необходимо проявить большую твердость. Совет склонен быть более терпимым. Я же считаю, что терпимость в этом случае - не что иное, как слабость» (5).

Во втором коалиционном Временном правительстве под руководством А. Ф. Керенского П. А. Сорокину на выбор было предложено три должности: помощника министра внутренних дел, директора российского телеграфного агентства и секретаря премьер-министра А. Ф. Керенского. После тщательных раздумий, хотя и с сомнениями, относительного того, что он может оказаться полезным своей стране, П. А. Сорокин приступил к исполнению обязанностей секретаря. И хотя после Тернопольского прорыва П. А. Сорокин не совсем разделял позицию

A. Ф. Керенского, он стремился сделать все зависящее от него, чтобы помочь премьеру.

Описывая личность А. Ф. Керенского,

B. В. Шульгин отмечал: «Он рос на качавшемся революционном болоте, по которому он привык бегать и прыгать, в то время как мы не умели даже ходить. Его политическое лицедейство, голос, позы, жесты на время имели большой эффект. Но ни сплотить общество, ни вывести его из структурного кризиса Керенский не может. Слова и жесты премьера начинают раздражать всех» (3). О своей деятельности в качестве секретаря А. Ф. Керенского П. А. Сорокин вспоминал: «Отчаянные телеграфные сообщения о стачках

среди рабочих, мятежах солдат и анархических настроениях крестьян вперемежку с телеграммами, выражающими поддержку правительства, от городов, земств, крестьян и рабочих. Все это я прочитываю и наиболее важные сообщения реферирую для Керенского. Однако все, что я делал, не имеет смысла, поскольку Керенский почти не занимается конструктивными делами, а вместо этого погружен в составление резолюций, которые ничего не дают правительству. Колеса государственного механизма крутятся вхолостую» (5).

П. А. Сорокин продолжал выпускать статьи, посвященные текущему моменту: «Проклятие русской нации», «О свободах: неотъемлемые права человека и гражданина», «Основы будущего мира», «Политическая программа Временного правительства», «Проблема социального равенства», «Что такое монархия и что такое республика?» «Что такое социализм?», «Причины войны и пути к миру» (2). Совершенно очевидна позиция социолога - стремление оказать влияние на сложившуюся ситуацию в стране и не допустить её скатывания в гражданскую войну.

Стремясь консолидировать поддерживающие Временное правительство силы и предотвратить гражданскую войну, власти инициировали в Москве 12 августа созыв Государственного совещания. Большинство делегатов склонялись к необходимости решительных мер по наведению порядка в стране. По вопросу подготовки проекта положения о выборах в Учредительное собрание в качестве представителя от Совета крестьянских депутатов на совещании выступил П. А. Сорокин. В дискуссии об осуществлении всеобщего избирательного права он высказался о необходимости предоставления права голоса отбывшим наказание по суду, утверждая, что институт лишения прав после отбытия наказания есть институт бесполезный и устаревший.

По свидетельствам очевидцев, уже на Государственном совещании было заметно, что правые, особенно военные и представители финансово-промышленных кругов, сделали ставку на генерала Л. Г. Корнилова. Известно, что между А. Ф. Керенским и Л. Г. Корниловым возникли некоторые противоречия, хотя принципиальных расхождений в их взглядах не было. Ситуация, по мнению П. А. Сорокина сводилась к следующему: «Группа прокорниловских специалистов находилась в полной оппозиции к правительству Керенского, которое они обвиняли в быстром развале России. Керенский, со своей стороны, характеризовал Корнилова и его сторонников как государственных изменников. Для защиты страны от большевиков после июльских событий

были созданы новые силы, но вместо объединения перед лицом общего врага армия патриотов разделилась на три лагеря.» (4).

После корниловского мятежа П. А. Сорокин окончательно убедился в неизбежности хода истории и «. триумфе большевизма», так как «правительство, потеряв уважение всех несоциалистических групп, отныне висело на волоске, и его падение стало неизбежным» (4).

Намного позже, находясь в изгнании, когда П. А. Сорокин создавал теорию социальной и культурной динамики, обратившись к российскому опыту, он подчеркивал, что «исторический процесс - это не милый пай-мальчик, переходящий из класса в класс, в нем есть кровь, жестокость и страдания. И если мы не можем точно предсказать, куда идет общество, и каким оно будет через определенный отрезок времени, мы все же можем точно знать, каким оно быть не может и куда оно никогда не придет. революционные прожекты - это всего лишь утопия, возникающая в разорванном сознании деморализованного человека, и появляются они как побочный продукт распавшейся культуры переходного периода. Периоды распада социальнокультурных систем всегда сопровождаются внезапным возникновением таких прожектов, а также восстаниями масс с неинтегрированным сознанием, которыми руководят интеллигенты с дезинтегрированной ментальностью. и толпы, и их вожди - это стервятники, которые кружат над начинающим разлагаться социальнокультурным телом. Их неизменная историческая функция заключается в том, чтобы растащить его по кускам и тем самым, хотя и помимо своей воли, расчистить почву для новой жизни. Созидать им не дано» (7).

П. А. Сорокину еще предстояло пережить победу большевиков и последствия их прихода к власти. С его точки зрения, им это удалось «без большого труда», так как Временное правительство и первый Всероссийский Совет были свержены так же легко, как и царский режим. Через свои военно-революционные комитеты большевики захватили контроль над воинскими частями, с помощью Петроградского Совета подчинили себе рабочий класс. Солдаты и петроградские рабочие захватили все автомобили на улицах, заняли Зимний дворец, Петропавловскую крепость, вокзалы, телефонные станции и почтамт. Чтобы уничтожить предыдущее правительство и образовать новое, потребовалось всего лишь двадцать четыре часа. Осажденных в Зимнем министров после штурма дворца не убили, а бросили в Петропавловскую крепость к царским

министрам. Судьба женского батальона была много хуже. Большое количество защитниц Зимнего было убито, а тех, кто избежал смерти, зверски изнасиловали. Иные не выдерживали этого и умирали в страшных мучениях. Некоторых чиновников Временного правительства также убили с садистской жестокостью.

И если Февральскую революцию П. А. Сорокин воспринимал с надеждой, творческим энтузиазмом и верой в будущее, то Октябрьскую революцию он с самого начала считал насильственным переворотом, обрекающим страну на жалкое существование. По мере осмысления её последствий он испытывал нарастающее чувство горечи и разочарования. 28 октября 1917 г. в «Воле народа» была опубликована статья под названием «Победителям» (2), в которой

П. А. Сорокин, не скрывая своего имени, клеймил позором большевиков как бандитов, насильников и убийц. Она имела большой успех, тираж выпуска был увеличен в три раза. Несмотря на то что газета была закрыта и уничтожены даже печатные машины, П. А. Сорокин продолжал открыто демонстрировать непримиримую оппозицию по отношению к советской власти в новых статьях: «Недоноски большевизма» (2), «Что дала России победа большевиков» (2), «И Россия, и революция погибли, если.» (2) - вот только небольшая часть опубликованного в этот период. П. А. Сорокин проводил мысль о том, что, большевики преступно узурпировали власть, не выполнив волю всего населения страны, что пролита невинная кровь граждан России, положено начало эпидемии самосудов, анархии, террора и царству смертной казни» (2). Победа большевиков, по его мнению, ввергла страну в бездну человеческого горя и страданий (2).

Как он сам отмечал, революция оказала колоссальное влияние на уже сложившуюся к тому времени систему его научного мировоззрения. И если Первая мировая война пробила только лишь первые бреши в «позитивистском, сциентистском и гуманистическом мироощущении» ученого, то революция 1917 г. «разбила вдребезги. взгляды на мир, вместе с характерными для них позитивистской философией и социологией, утилитарной системой ценностей, концепцией исторического процесса как прогрессивных изменений, эволюции к более лучшему обществу, культуре, человеку. Вместо развития просвещенной, нравственно благородной, эстетически утонченной и творческой гуманности, война и революция разбудили в человеке зверя и вывели на арену истории, наряду с благородным, мудрым и созидающим меньшинством, гигантское

число иррациональных человекоподобных животных, слепо убивающих друг друга, разрушающих все великие ценности, ниспровергающих бессмертные достижения человеческого гения и поклоняющихся вульгарности в её худших формах. Волна смерти, зверства и невежества, захлестнувшая мир в двадцатом, цивилизованном, как считалось, столетии, полностью противоречила всем «сладеньким» теориям прогрессивной эволюции человека от «теологической» к «позитивной» стадии развития общества, от тирании к свободе, от нищеты и болезней к неограниченному процветанию и здоровью, от уродства к красоте, от человека - худшего из зверей к сверхчеловеку-полубогу» (5).

Совсем непродолжительное время он, сосредоточившись на науке и просвещении, пробовал себя на поприще коммунистического строительства. В 1920 г. он даже пытался вступить в только что созданное Научное общество марксистов, что, по его мнению, было проявлением особой тактики противодействия распространению идеологии коммунизма.

В 1921 г., когда всю страну поразил страшный голод, ставший следствием экономической политики большевиков, П. А. Сорокин изучает это явление. С 1920 по 1922 гг. совместно с академиком И. П. Павловым они создают Общество объективных исследований человеческого поведения. С 1921 г. И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и П. А. Сорокин сообща изучают жизненно важную проблему влияния голода на человеческое особого бедствия (Самарскую и Саратовскую

губернии). В его памяти навсегда запечатлелись жуткие картины опустевших деревень, где были уже съедены соломенные крыши, двери, кошки, собаки, вороны, охраняемые от односельчан амбары с трупами. В результате он «еще больше укрепился во враждебном отношении к тем, кто принес людям такие страдания людям».

П. А. Сорокин пишет: «То, что я узнал там. превосходило любой научный опыт. Моя нервная система, привыкшая ко многим ужасам в годы революции, не выдержала зрелища настоящего голода миллионов людей в моей опустошенной стране» (5). Он публикует ряд статей, где на основе полученных в экспедиции фактов делает вывод о том, что «голод выходит победителем из единоборства с убеждениями», он является атрибутом революции, а «беспринципный народ теряет свободу, величие, честь и хлеб» (8). Российский период жизни и творчества П. А. Сорокина был завершен трудом «Голод как фактор» (9). Эта книга подверглась жесточайшей цензуре, была уничтожена и переиздана спустя много лет, после смерти ученого. В ней содержался главный вывод его жизни о том, что революции - это стихии, которые время от времени неизбежны, как неизбежны тяжелые болезни для организма, свидетельствующие о плохих условиях жизни и плохой конституции организма. Он утверждал, что здоровые организмы могут обходиться без болезней. Тяжелые болезни либо ослабляют организм, либо ведут его к смерти, т. е. либо оставляют общество, либо сдают его в архив истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко В. В. Кризис нашего времени в научном наследии П. А. Сорокина (к 120-летию рождения П.А. Сорокина) // Вестник СГУ. - 2008. - Вып. 58. - С. 104-114.

2. Воля народа. - 1917. - № 34, 156,159, 162, 186.

3. Глотник С. И., Карпенко С. В., Красовиц-кая Т. Ю., Минаев В. В., Сенин А. С. История России (1914-1922). - М., 2004. - С. 135.

4. Леванов Б. В. Из истории борьбы большевистской партии против эсеров. 1903-1917 гг. - Л., 1978. - С. 162.

5. Сорокин П. А. Долгий путь. - Сыктывкар, 1991. - С. 37, 80, 105, 106, 107.

6. Сорокин П. А. Страницы из русского дневника // Рубеж. 1991. - № 1. - С. 59.

7. Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Человек. - 1998. - № 1. - С. 49, 50.

8. Сорокин П. А. Голод и убеждения человека //Артельное дело. - 1921. - № 9-16.

9. Сорокин П. А. Влияние голода на социальноэкономическую организацию общества // Экономист. - 1922. - № 2.

10. Сорокин П. А. Голод как фактор. - М., 2003.

Об авторе

Василенко Виктория Валерьевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии и библиотековедения, профессор, руководитель НОЦ Теоретических проблем истории имени П. А. Сорокина; эксперт научного портала Фонда имени Питирима Сорокина (Москва, МГУ); член Научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества (Санкт-Петербург),

председатель Ставропольского филиала НОКО.

ШС. Б. Калинченко

Проблемы изучения региональной истории в современном историческом образовании.

1СТ0Р1ЧЕСК1Е ННУК1 ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

С. Б. Калинченко

PROBLEMS OF LOCAL HISTORY STUDY IN CONTEMPORARY HISTORICAL EDUCATION (EVIDENCE FROM THE NORTH CAUCASUS)

Kalinichenko S. B.

The main tendencies of contemporary historical education are considered in the article, the peculiarities of studying the key problems of the North Caucasus history are analyzed in the article.

Key words: local history, the North Caucasus, pseudohistory, ethnic identity, poly-ethnic character, originality.

В статье анализируются основные тенденции современного исторического образования, рассматриваются особенности изучения узловых проблем истории Северного Кавказа.

Ключевые слова: локальная история, Северный Кавказ, псевдоистория, этническая идентичность, полиэтничность, самобытность.

УДК 316.343

Повышенный интерес к локальной истории в современной России, несомненно, обусловлен теми процессами регионализации, которые развернулись на постсоветском пространстве. Задача общественных и гуманитарных наук - способствовать развитию и решать современные проблемы общества. Оценивая современное состояние исторической науки, необходимо выделить определенные факторы, влияющие на ее развитие. Во-первых, переходное состояние самого общества, находящегося в стадии социальноэкономической и политической трансформации. В этой обстановке недоверие значительной части общества к прежним схемам перемежается с восприимчивостью к псевдоисторическим и внешне эффектным, но далеким от науки сенсационным открытиям и построениям.

Во-вторых, процесс укрепления государственных институтов и самой структуры власти способствует формированию политических запросов ко всей сфере истории. Возникают вопросы, которые требуют однозначных ответов, не учитывающих глобальные, геостратегические задачи, стоящие перед обществом и государством.

Специфика современного исторического образования состоит в том, что следует учитывать две тенденции в его развитии. С одной стороны, необходимо создавать патриотическую историю, сплачивающую народы и формирующую национальную идентичность и самосознание индивида. С другой стороны, необходимо учитывать, что вопросы самоидентификации личности в процессах глобализации, поиск исторической самобытности того или иного народа требуют иных подходов к решению проблемы.

В научной литературе давно отмечено, что история, в том числе древняя, быстро политизируется и играет слишком большую роль в современной жизни. Наряду с проблемой историче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.