Соболев Владимир Семенович
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Статья посвящена начальному этапу развития социологической науки в России. В этот период актуальной была задача институциализации этой науки. П. А. Сорокин принял активное участие в решение конкретных вопросов процесса институциализации — подготовка лекционных курсов, издание учебных пособий, организация научного общества. В статье использованы новые документы из Архива Российской академии наук.
Ключевые слова: история социологии, институализация социологии в России, деятельность П. А. Сорокина
П. А. Сорокин и первые опыты институциализации социологии в России
С именем крупнейшего ученого-социолога XX века Пнтирнма Александровича Сорокина тесно связаны первые попытки институциализации социологической науки в России.
В 1909 году П. А. Сорокин стал студентом Психоневрологического института в Петербурге, где тогда находилась единственная в Российской империи кафедра социологии. Кафедрой руководили известные отечественные ученые М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти, они и стали первыми учителями талантливого студента.
Здесь следует вспомнить о том, что Психоневрологический институт являлся первым «вольным» учебным и научным учреждением России, он был основан в 1907 году, президентом совета института был избран профессор В. М. Бехтерев (Наука в России, 1920: 26)
В первый же год обучения П. А. Сорокиным были достигнуты выдающиеся результаты, и уже в 1910 году ему было предложено по совместительству читать лекции по социологии в Психоневрологическом институте и на курсах П. Ф. Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории российской высшей школы.
Известно, что в России долгие годы царским правительством накладывался запрет на развитие социологии (так же, как ранее под запретом находились философия и политэкономия). Это противодействие удалось сломить только в результате революции 1905 года. Самыми первыми шагами в этом направлении стало основание Социологической секции Исторического общества при Петербургском университете, а также организация социологического семинара Е. В. Де Роберти в Психоневрологическом институте (Сорокин, 1912: 2768—3770).
После революции 1905 года последовало и официальное разрешение на преподавание социологии в высших учебных заведениях России. Для немногочисленных отечественных ученых-социологов стало весьма актуальным решение конкретных вопросов институциализации этой науки. Следовало начать подготовку лекционных
курсов, разработку всей системы преподавания, издание соответствующих учебных пособий, организацию научных обществ и др. П. А. Сорокин принял активное и самое непосредственное участие в этой важной научно-организационной деятельности.
В Санкт-Петербургском филиале Архива РАН нам удалось выявить несколько документов по этому вопросу, ранее не вводившихся в научный оборот. Это письма П. А. Сорокина своему учителю академику А. С. Лаппо-Данилевскому об организации Социологического общества и о преподавании социологии в высшей школе.
После смерти научного руководителя, академика М. М. Ковалевского, последовавшей в марте 1916 года, П. А Сорокин стал одним из главных организаторов Социологического общества им. М. М. Ковалевского. В число членов-учредигелей этого общества вошли известные ученые: академики П. Г. Виноградов, М. А. Дьяконов, А. С. Лаппо-Данилевский; профессора В. М. Бехтерев, М. И. Ростовцев, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др. В реестр обществ Петрограда оно было внесено Петроградским особым Городским по делам об обществах присутствием 17 мая 1916 года. В параграфе № 1 Устава Общества указывалось следующее: «Русское Социологическое общество имени М. М. Ковалевского имеет своей задачей разработку вопросов социологии и других общественных наук, а так же распространение знаний по этим наукам».
Учредительное собрание Общества состоялось 13 ноября 1916 года в здании Курсов П. Ф. Лесгафта. На нем был заслушан доклад профессора Н. И. Кареева, посвященный памяти М. М. Ковалевского, а также состоялись выборы руководящего комитета Общества. Его секретарями были избраны П. А. Сорокин и Н. Д. Кондратьев (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН1.
В письме П. А. Сорокина к А. С. Лаппо-Данилевскому от 27 января 1917 года обсуждались некоторые вопросы организации деятельности Общества2. Из этого документа явствует, что комитетом Общества было решено «на первых порах не вырабатывать общей систематической программы, а принять систему отдельных докладов». При этом было признано целесообразным «в начальный период деятельности Общества ставить доклады общего характера, а потом уже более специальные». П. А. Сорокин считал, что следует «первым поставить доклад о современном состоянии социологии».
Любопытно, что уже 1 февраля 1917 года на собрании Общества сам П. А. Сорокин сделал доклад на тему «Современное состояние социологии во Франции». Полагаем, что этот факт свидетельствует о широком диапазоне его научных интересов уже в начале творческого пути.
Кроме того, в этом письме П. А. Сорокин проинформировал А. С. Лаппо-Данилевского о том, что он в качестве секретаря Общества направил Петроградскому градоначальнику сообщение о прошедшем собрании Общества (необходимость данного действия была продиктована соответствующими правительственными циркулярами, изданными по условиям военного времени).
Имеются сведения о том, что «Социологическое общество им. М. М. Ковалевского» просуществовало до конца 1918 года. Однако необходимо отметить, что позднее, в 1919 году, именно на его основе было организовано Отделение социологии в составе факультета Общественных наук Петроградского университета. Во главе этого начинания стоял П. А. Сорокин. В январе 1920 года его избрали профессором
'СПФАРАН. Ф. ИЗ. Оп. 2.Д. 87. Л. 6-7; 10-11.
2 Там же. JI. 17. Автограф.
факультета Общественных наук, и в феврале того же года он был утвержден в этой должности советом Петроградского университета (Сорокин, 1991: 299—300).
На наш взгляд, письмо П. А. Сорокина от 27 января 1917 года в известной степени дополняет наши весьма ограниченные сведения об истории Социологического общества им. М. М. Ковалевского.
В другом письме, датированном 10 января 1919 года, П. А. Сорокин обращался к А. С. Лаппо-Данилевскому как к одному из руководителей кафедры социологии Неврологического института. В нем обсуждался вопрос преподавания социологии в этом высшем учебном заведении3. П. А. Сорокин готовился прочитать курс лекций «История социологических систем». В письме он сообщал своему учителю о том, что решил в начавшемся семестре в своих лекциях рассказать студентам пока только об одном направлении науки — «Органической школе социологии». Он объяснял данное свое решение следующим образом: «Я остановился только на одном направлении, а не на всех главных: при краткости остающегося времени едва ли педагогично было бы пытаться дать характеристику всех основных школ». Представляет интерес и та оценка, которую дал П. А. Сорокин учению Г. Спенсера: «Это течение цельное, игравшее крупную роль и завершившее свою историю. Теперь есть возможность объективно оценить его и подвести итоги»4.
Думаем, что упомянутый выше архивный документ также представляет интерес для историков отечественной науки.
Одновременно с большой научно-организационной и лекционной деятельностью П. А. Сорокин вел разработку целого ряда вопросов теории социологии. В эти годы его работы регулярно публиковались в России. Назовем только некоторые из них: «Программа по социологии» (СПб., 1914); «Социальная аналитика и социальная механика» (Пг., 1919); «Система социологии» (в 2 т. Пг. : Колос, 1920); «Состояние русской социологии за 1918—1920 гг.» (Новая русская книга. 1922. № 10) и др.
Позволим себе привести здесь только один из теоретических выводов, сделанных ученым в 1-м томе «Системы социологии»: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (Сорокин, 1920: 5).
В 1964 году, в связи с 75-летием, П. А. Сорокин научным сообществом США был избран председателем Американской социологической ассоциации. Это было только одним из многочисленных признаний заслуг выдающегося ученого, сына маляра и крестьянки из глухого Яранского уезда Вологодской губернии, и одним, но очень веским доказательством того, что наука не знает ни государственных границ, ни национальной принадлежности ученых.
Литература
Наука в России. Пг., 1920. Вып. 1. С. 26.
П. Сорокин. К основанию Социологической секции Исторического общества при Санкт-Петербургском университете // Запросы жизни. 1912. № 48. С. 2768—3770.
П. Сорокин. Долгий путь. Сыктывкар, 1991. С. 299—300.
Сорокин П. А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1920. С. 5.
3 СПФ АРАН. Ф. ИЗ. Оп. 3. Д. 354. Л. 1-2. Автограф.
4Там же. Л. 2.
P. Sorokin and first experiences of institutionalization of sociology in Russia
Vladimir S. Sobolev
PhD in History, Researcher,
Institute for the History of Science and Technology named after Sergey I. Vavilov St Petersburg Branch, Russian Academy of Sciences,
St Petersburg, Russia
The article is dedicated to the first stage of social science development in Russia. During that period the problems of science institutionalization became topical issues for few Russian sociologists. Young talented scientist P. A. Sorokin took active part in solution of a number of specific problems of institutionalization: in preparation of lecture courses, publishing of study guides, organization of scientific society. Documents of Archive of Russian Academy of Sciences which were not introduced before were used in the research.
Keywords: history of sociology, institutionalization of sociology in Russia, Pitirim Sorokin and his contribution