Научная статья на тему 'Озимые и яровые'

Озимые и яровые Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Озимые и яровые»

ИТ-ИНДУСТРИЯ

ОЗИМЫЕ

и ЯРОВЫЕ

что посеяли в ит-индустрии поправки депутата ирины яровой

Итак, изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», известные по фамилии одного из инициаторов как «пакет поправок Яровой», приняты, подписаны президентом и обрели статус закона (374-Ф3 от 06.07.2016). Принятию предшествовало довольно бурное, но непродолжительное (в связи со скоростью прохождения законопроекта) общественное обсуждение, которое вышло далеко за рамки регулируемых поправками отраслей. Давайте посмотрим, каким образом новый порядок хранения и обработки данных операторами связи и интернет-компаниями повлияет на индустрию.

В принятой редакции закона все операторы связи с 1 июля 2018 года будут обязаны хранить информацию о фактах обмена данными сроком не менее трех лет, для интернет-компаний этот срок установлен продолжительностью не менее одного года. Что касается самой передаваемой информации, то срок ее хранения должен составить до шести месяцев. Поправки предписывают также передачу государственным органам ключевой информации, необходимой для декодирования передаваемых данных.

Внесение такого рода изменений породило множество вопросов. Разберемся во всем по порядку.

Почему так поздно опомнились крупнейшие игроки рынка ИТ и телекоммуникаций, интересы которых затрагиваются столь непосредственно, почему вовремя не использовали свои лоббистские возможности? Действительно, принятие пакета поправок прошло практически без участия отрасли. Мнение участников рынка было фактически проигнорировано. А многие, откровенно говоря, поначалу даже не пытались его высказать, считая эту законодательную инициативу заведомо «непроходной» и иррациональной. Уж слишком сложным видится процесс реализации этого закона в тех формулировках, которые в нем обозначены. Тем более что меры выглядят беспрецедентными и слишком финансово обременительными для игроков — особенно в нынешней непростой экономической ситуации. Но теперь с этим как-то придется жить.

Каких дополнительных расходов от игроков отрасли потребует новый порядок? В текущей версии немало «белых пятен», которые пока не дают возможности исчерпывающе ответить на этот вопрос. Условия, сроки и объем хранения информации должно установить правительство РФ. Основным аспектом дискуссии между участниками рынка и правительством обещает стать вопрос о сроках и объектах хранения. Наиболее вероятен сценарий, при котором требования по хранению не будут предъявляться к медиаданным, по крайней мере на первом этапе. На сегодня такого рода данные составляют до 98% от общего передаваемого и получаемого трафика. Таким образом, например, без уточнений правительства невозможно корректно рассчитать объем дополнительных

ЕВГЕНИЙ ГОРОХОВ

исполнительный директор Stack Group

32 бизнес-журнал | август | #8 2016

затрат, которые должны будут понести участники рынка для приведения своей инфраструктуры в соответствие с принятым пакетом поправок. Большая четверка операторов сотовой связи, тем не менее, оценила свои затраты на реализацию требований поправок в размере до 2,2 трлн рублей. Этот расчет, безусловно, учитывает самый жесткий сценарий развития событий.

Что касается пункта о передаче ключевой информации, необходимой для декодирования передаваемых данных, то некоторые из используемых технологий в принципе не предусматривают наличия у операторов связи такого рода ключей. То есть это требование технически невыполнимо.

Как принятые законодательные изменения повлияют на

1 Аббревиатура от англ. Storage-as-a-Service — «хранение данных какуслуга».

к 2019 году. На мой взгляд, очень важной является работа с партнерами с целью частичной локализации производства и трансфера технологий.

Каким бы ни был сценарий дальнейшего развития, можно с уверенностью сказать, что принятие поправок должно послужить серьезным импульсом для развития ИТ-индустрии в России.

Какова дальнейшая роль государства в обеспечении реализации принятых изменений? Кроме привычных функций по администрированию данного закона, интересно будет

Принятие пакета поправок Ирины Яровой прошло практически без участия отрасли. Мнение участников рынка было фактически проигнорировано. А многие, откровенно говоря, поначалу даже не пытались его высказать, считая эту законодательную инициативу заведомо «непроходной» и иррациональной. Уж слишком сложным виделся процесс реализации этого закона — особенно в нынешней непростой экономической ситуации

понаблюдать, как государственные и окологосударственные структуры будут действовать в части реализации новых требований.

К примеру, в последние несколько лет государство уже активно инвестирует в создание инфраструктуры ЦОДов. В законе говорится, что данные должны размещаться на территории Российской Федерации, но нет прямого указания, где именно. Однако я бы не исключал попыток получения дополнительного бюджетного финансирования со стороны государственных компаний. Во время поездки на Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме» глава Минкомсвязи упомянул о возможности размещения данных на государственной инфраструктуре, уточнив, тем не менее, что необходимо все-таки пройти весь этап обсуждения и с телекоммуникационной индустрией, и с правоохранительными органами.

На мой взгляд, более правильно было бы не монополизировать спрос, а направить инвестиции на развитие отрасли отечественных коммерческих ЦОДов, которые при должном отношении со стороны государства способны обеспечить выполнение требований поправок в части предоставления необходимой инфраструктуры, а также на производство необходимого оборудования внутри страны. Только таким образом этот закон может оказаться полезным с точки зрения экономического развития страны. НИ

интернет- и телекоммуникационную отрасль в частности и экономику в целом?

Практически при любых сценариях реализации поправок, по всей видимости, отрасль информационных технологий и связи ждут серьезные изменения. Прежде всего это коснется компаний, подпадающих под требования законов, которые будут вынуждены провести работу по изменению архитектуры корпоративных систем обработки трафика. Основная доля компаний будет исходить из знакомой им модели: часть станет строить собственные дата-центры, часть — арендовать в ЦОДах стойки и выращивать инфраструктуру хранения данных, а часть воспользуется облачными услугами SaaS 1 от специализированных поставщиков сервисов.

Можно говорить не только о негативных последствиях реализации поправок данного закона, но и о потенциальных выгодах для некоторых игроков ИТ-отрасли, которые участвуют в организации хранения информации. А это операторы центров обработки данных, сервис-провайдеры, компании, специализирующиеся на создании и поддержке программного обеспечения, а также компании, осуществляющие сопутствующие и обеспечивающие функции: например, энергетические, транспортные и даже строительные. Но главными выгодополучателями станут производители и дистрибьюторы ИТ-оборудования.

Если говорить об инженерной инфраструктуре центров обработки данных, то на сегодня на рынке коммерческих ЦОДов мощностей должно хватить, так как разница между спросом и предложением составляет около 7-8 тыс. свободных стоек, и это только в Московском регионе.

А вот вопрос, касающийся наличия достаточного объема серверного оборудования и систем хранения данных, стоит весьма остро. Если рассматривать сценарий тотального хранения информации, то на текущий момент оборудования, на котором можно разместить петабайты данных, в России, безусловно, нет. К тому же пока практически все оборудование, предназначенное для хранения данных, производится за пределами нашей страны. И сегодня это, скорее, шанс для дистрибуции, чем для производства. Президент РФ на встрече с членами правительства отметил, что нужно оперативно подготовить производство серверного оборудования, необходимого для реализации закона, загружать свои предприятия, тем более что это хороший, гарантированный заказ. Если размышлять о производстве полного цикла оборудования в стране с нуля, то здесь у нас очень мало шансов успеть даже

бизнес-журнал | август | #8 2016 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.