Научная статья на тему 'ОЖИДАНИЯ ОТ ВЕКА ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ С ТЕЗИСАМИ ХАРАРИ, ТАЛЕБА И АЧЕМОГЛУ'

ОЖИДАНИЯ ОТ ВЕКА ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ С ТЕЗИСАМИ ХАРАРИ, ТАЛЕБА И АЧЕМОГЛУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ «Z» / УПРАВЛЕНИЕ СТРАХАМИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТАЛЕБ / ХАРАРИ / АЧЕМОГЛУ / ДАВОССКИЙ САММИТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галстян Амазасп

Мы уже находимся в начале третьего десятилетия XXI века; настало время провести инвентаризацию и в итоге, свести воединно основные вызовы, ставшие объективными реальностями, с которыми человечество сталкивается все чаще и чаще. Сказать, что они развиваются по многим направлениям - значит ничего не сказать. Вызовы претерпевают своеобразную диверсификацию, на ходу превращаясь в «пучок» больших и малых проблем, вроде невидимых рентгеновских лучей, которые не только способны в достаточной степени исказить жизнеспособность любого человека, семьи, сообщества, страны, но и могут становиться диктующим фактором, который может разорвать связь человека с прошлым, в результате изменить его настоящее. И от этого настоящего до будущего искажения судьбы остается всего лишь один шаг. Теоретики и аналитики главным из названных проблем считают стремительное развитие высоких технологий, искусственного интеллекта, различные отражения которых, вызывают двойной эффект в жизни человека. И величина пользы или вреда от этого результата не только неисчислима, но и с точки зрения воздействия, может с непредсказуемыми интервалами изменять свой вес, и повлиять как на нормальное развитие человека, так и на государство и всю планету в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT TO EXPECT FROM THE CENTURY OR MY DISAGREEMENT ON THE THESES OF HARARI, TALEB AND AGHEMOGLU

We are already in the beginning of the third decade of the XXI century and it is possible to identify and summarize the main challenges or objective realities that humanity is increasingly facing today. To say that they are developing in many directions means to say nothing. Challenges undergo a unique diversification and transformation, a bunch of big and small issues that turn into invisible X-rays, which are not only capable of sufficiently distorting the viability of any person, family, community, country, but also can become a dictating factor with a "magic" skill. It can disrupt a person's connection to the past, changing their present. And from that until the future and the distortion of destiny, there is only one step lef. Theorists and analysts consider the key to the mentioned problems to be the rapid development of high technologies, artificial intelligence, the different reflections of which cause a double effect in human life. And the magnitude of the benefits or harms of that result is not only incalculable, but in terms of impact, they can change their weight at unpredictable rate, both on the normal development of the individual, the state, the unions, and the entire planet.

Текст научной работы на тему «ОЖИДАНИЯ ОТ ВЕКА ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ С ТЕЗИСАМИ ХАРАРИ, ТАЛЕБА И АЧЕМОГЛУ»

БЕЗОПАСНОСТЬ И ВЫЗОВЫ

ОЖИДАНИЯ ОТ ВЕКА ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ С ТЕЗИСАМИ ХАРАРИ, ТАЛЕБА И АЧЕМОГЛУ

DOI: 10.52174/2579-2989 2021591

Слишком многие из нас не воплощают свои мечты, потому что воплощают свои страхи.

Лес Браун

Ключевые слова: поколение «Z», управление страхами, искусственный интеллект, Талеб, Харари, Ачемоглу, Давосский саммит

Мы уже находимся в начале третьего десятилетия XXI века; настало время провести инвентаризацию и в итоге, свести воединно основные вызовы, ставшие объективными реальностями, с которыми человечество сталкивается все чаще и чаще.

Сказать, что они развиваются по многим направлениям — значит ничего не сказать. Вызовы претерпевают своеобразную диверсификацию, на ходу превращаясь в «пучок» больших и малых проблем, вроде невидимых рентгеновских лучей, которые не только способны в достаточной степени исказить жизнеспособность любого человека, семьи, сообщества, страны, но и могут становиться диктующим фактором, который может разорвать связь человека с прошлым, в результате изменить его настоящее. И от этого настоящего до будущего искажения судьбы остается всего лишь один шаг.

Теоретики и аналитики главным из названных проблем считают стремительное развитие высоких технологий, искусственного интеллекта, различные отражения которых, вызывают двойной эффект в жизни человека. И величина пользы или вреда от этого результата не только неисчислима, но и с точки зрения воздействия, может с непредсказуемыми интервалами изменять свой вес, и повлиять как на нормальное развитие человека, так и на государство и всю планету в целом.

Предпандемический период Предпандемический период, казалось, готовил человечество к такому «форс-мажору», когда ничего

Амазасп ГАЛСТЯН

Кандидат экономических наук

1989 г. окончил планово-экономический факультет ЕрИНХ (ныне АГЭУ). С1993 года около 25лет проработал в органах государственного управления и местного самоуправления РА. 2004 г. получил степень кандидата экономических наук. С2004 года преподает в Академии управления РА, Европейской региональной академии и в Армянском институте туризма (филиал Российской международной академии туризма). С 2019 г. - исследователь Исследовательского центра «Амберд» АГЭУ. Автор двух монографий и более двух десятков научных и аналитических статей.

не оставалось, кроме как принимать всеобъемлющие и единообразные решения в глобальном масштабе для разрешения общей ситуации. Появление свиного, птичьего и других гриппов и использование «небольшого пакета» общих методов управления, казалось прелюдией к использованию «большого пакета». Более того, основные решения по урегулированию ситуации, как правило, по объективным причинам должны были игнорировать особенности континентов, регионов, а также быта и традиций конкретных народов и государств.

И тогда, логично, что вся палитра предсказуемых и непредсказуемых рисков пропорционально аккумулировалась на противоположной стороне рекламного имиджа научно-технического прогресса, успехов и их пользы для человечества. Другими словами, создание добра против зла, в случае постановки неправильных целей или возникающих теневых целей, в принципе может привести к созданию нового зла, и тогда этот процесс, сохраняя определенную периодичность, может иметь спиралевидный характер.

Изобилие управленческих дисциплин, когда профессиональные навыки начали сосредотачиваться на определенном сегменте или ситуации (человеческие ресурсы, инвестиции, риски, качество, кризис и т. д.), приводит к тому, что общая теория менеджмента начинает фрагментироваться и становиться ситуативной. И в этом случае данные ситуации становятся все более дифференцированными, углубляясь в социально-психологическую сферу, в результате чего экономическая наука как бы отклоняется от своей основной миссии, становясь общей наукой управления, часто противоречивыми ситуациями, а их составляющие при «глубоком» изучении, часто всплывают на поверхность, и в итоге приводят к анализу и испытанию сугубо конкретных ситуаций.

В этом контексте уже просматривается обилие «серьезных и эпохальных» работ

и произведений, в которых говорится о «черных лебедях»', то есть о не очень эффективном факторе планирования в контексте управления; об искусственном интеллекте, выходящем за рамки рационального разума человека и других тревогах.

Фактически, начинается период создания новых направлений управления -контролируемого хаоса, страхов и неповиновения, а также выявления необходимых предпосылок для управления ими. И неудивительно, что об этом заговорили в самом начале третьего тысячелетия, когда стала действовать теория характеристик поколения «7»2.

Менеджеры поколения «2.»

В контексте последних технологических достижений поколению нового тысячелетия, в дополнение к имени, был присвоен «особый» статус; теоретики (философы, экономисты, политологи, психологи, социологи и др.) начали строить образ нового человека, с учетом особенностей эпохи. Странность этого процесса состоит в том, что при построении характерного образа поколения «7», будучи скорее теоретическим, чем реальным, не учитывались мнения и суждения людей того же поколения. В результате, новое поколение стало читать и знакомиться с мыслями и логикой другого поколения о собственном характере и его чертах, и часто, хотя, и не будучи по природе таким, как правило, начало следовать сценарию, нарисованному другими, потому что это было выполнено в больших масштабах и целенаправленно. Это привело к тому, что большинство представителей этого поколения начали жить, игнорируя принципы построения самостоятельного и индивидуального прокладывания дороги жизни, и пошли по более управляемому процессу - по дороге, которую проложили и уже протоптали для них другие, не учитывая фактор индивидуальности и собственного «Я».

От агрессивной политики в социальных

Автор теории Насим Николас Талеб.

Поколение «7» - это термин, используемый во всем мире для людей, родившихся между 1997 и 2012 годами (конец XX -начало XXI века). Это соответствует теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоу.

сетях до видимого «культурного терроризма» и нереалистичного мира «тяжелых» электронных игр, а также хорошо скрытой пропаганды самоизолируемой и толерантной жизни - эти «спутники» правящего мира, вооруженные такими антигуманными инструментами, прицелились к воспитанию и образованию поколения «7». Уже существуют хорошо разработанные тезисы и идеологии, которые могут направить любого грамотного, целеустремленного молодого человека через «окно Овертона»3, в результате чего идея, которая изначально была неуместна и отвергнута, через определенный период может стать применимой нормой, неотъемлемой частью духовного мира индивидуума. В 2018 году на саммите в Давосе4 израильский историк Юваль Ной Харари5 говорил о многогранных и взаимодополняющих проблемах, «вызовах», стоящих перед человечеством6, то есть уже зрелым поколением «7». Однако, говоря об их будущем, Харари, прежде всего, высказывал свои мысли (в форме тезисов) не перед ними, а перед аудиторией мировых правителей, в контексте формирования нового мирового порядка. Он говорил о трансформации человеческого рода, ненасытных потребительских желаниях и упадке творческого духа. Историк резюмировал все это пятью тезисами, в которых говорилось:

1. о бесполезном классе,

2. о неравенстве и принципе колонизации данных,

3. о цифровой диктатуре,

4. о философском кризисе,

5. о проблемах разумных намерений7. Аудитория и основной «гвоздь» отчета,

согласно которому большинство людей

больше не в состоянии понимать, что происходит в их среде и в мире, свидетельствовали как о выбранном месте, так и о конечной цели. Если бы Харари представил эти проблемы и тезисы перед любой университетской аудиторией мира, это можно было бы считать уникальным посланием ученого новому поколению, но аудитория Давоса, объективно свободная от романтизма, представляет собой правителей мира, и значит представляет собой новые штрихи концепции мирового порядка. И такие концептуальные выступления не выносятся на обсуждение, а рассматриваются как конкретная «дорожная карта» для реализации шагов и действий или программ, которые будут двигать мир, и которые будут как шпаргалки-памятки находится на рабочих столах правителей планеты Земля. На этом памятном саммите одной из самых важных мыслей историка, ищущего свое место в авангарде комментаторов современной истории, было буквально следующее: «Мы достигли точки, когда можем взламывать не только компьютерные программы и его «мозг», но и человеческие организмы в целом»8. Как говорится; «no comment».

Нужны ли сегодня настоящие

и живые (offline) школы

и университеты?

Времена очевидных манипуляций в некоторых пластах политической науки, историографии и даже экономики, кажется, не хотят отступать. Многие деятели из этих сфер, еще продолжают обращаться к этому, не столь почетному «набору инструментов», и по принципу знаменитого тезиса Линкольна9, в некоторых случаях, это дает

Американский социолог Джозеф Овертон разработал технологию, которая может сделать неприемлемые, игнори-руемые обществом явления нормальными, зафиксированными законом. Оно называлось «Окно Овертона». Это способ манипулирования обществом, индивидуумом, основанный на популяризации данного явления или идеи.

https://tass. ru/i nfo/10555481

Израильский историк, профессор исторического факультета Еврейского университета Иерусалима. Харари - один из самых влиятельных ученых XXI века. Его книги; «Sapiens. Краткая история человечества» (2014 г.), «Homo Deus: Краткая

история завтрашнего дня» (2015 г.) и «21 урок XXI века» (2018 г.) опубликованы в десятках миллионов экземпларов, на

разных языках, принесло ему мировое признание.

https://bykvu.com/ua/bukvy/84181-bolshinstvo-lyudej-ne-osoznayut-chto-proiskhodit-rech-izrailskogo-istorika-v-davose/ https://nv.ua/opinion/recommends/budushchee-mira-yuval-noy-harari-o-tom-chto-zhdet-chelovechestvo-v-21-veke-poslednie-no-vosti-50066647.html https://www.ynharari .com/wef2018/

«Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех. »Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США.

возможность обмануть определенное количество людей в определенном промежутке времени и поверить в «правду» их теории. Конечно, результат этой манипуляции может незаметно выходить за пределы «главного переулка» человеческой истории, если, конечно, данный инструментарий используется неизвестными лицами. Тогда они в принципе слабы с точки зрения масштабного влияния и не могут изменить положение вещей в мире.

Однако в сегодняшней реальности, вне зависимости от области применения (политология, история, экономика, литература, спорт, IT и др.), все чаще появляются персонажи с историей «Золушки», чья слава и ценность речи с невероятной скоростью в короткие сроки времени - при агрессивном и активном использовании информационных технологий, растет, распространяется по всему свету. В результате, такие персонажи становятся диктующими дух времени, могут устанавливать повестку дня в своей области. По такому принципу рождаются нынешние бестселлеры и «Harry Potter & company», так появляются спортсмены по цене сотни миллионов долларов, так на аукционах приобретаются даже фотокартины по баснословным ценам. И, наконец, так начинают распространяться противоположности тысячелетним принципам человечества и новые правила жизни, которые не могут сделать человека более свободным (несмотря на проповедь), более коммуникативным и оптимистичным в отношении будущего, а, наоборот, закутывают его в «провинциальный плащ» материализма и определенно заставляет жить с психологией бабочки-од-нодневной жизнью. И это приводит к тому, что, не считая себя важной частью или составляющей истории человечества, сегодняшний молодой человек объективно начинает отходить от живого общения, прячась где-то посреди внешнего и внутреннего миров, не желает копаться в истоках знания, живет на поверхности, дружит с материей, а не с Душой. В этом случае тезисы таких уже известных деятелей как Харари, Талеба

или Ачемоглу начинают целенаправленно «заполнять» возникшие пустоты, что, в свою очередь, сопровождает большинство людей - особенно представителей нового поколения, которые уже замкнуты в себе и боятся живого общения, перейти на режим online и этот процесс медленно опустошает «оффлайновые» области - образовательные, университетские среды обитания. Конечно, эпидемический «форс-мажор» оказывает огромное влияние на этот нежелательный процесс, который своим ненужным «присутствием», создает благодатную среду для далекой и инклюзивной жизни, вынуждая людей вступать в более безопасную «онлайновскую» жизнь и область общения - через экран компьютера на столе или телефона в руке. В результате всего этого, человек инстинктивно стал называть живое общение; уроки, лекции, совещание и т.д. - offline (вне линии). Странно, но факт.

Невольно возникает вопрос, действительно ли сегодняшнему человеку нужна живая и реальная связь, университет и учебное заведение, а завтра рабочее место и мастерская?

Ответ один-единственный. Конечно, необходимо, какие бы тенденции ни принес XXI век и куда бы нас ни вели тезисы современных проповедников - «Золушек».

Жилой двор, детский сад, школа, университет — это важнейшие воспитательные и образова-тельные среды для формирования человеческого образа, которые заставляют человека чувство-вать себя социальным существом, жить, творить и принимать решения с учетом факта существования живого окружения планеты Земля. И в этом смысле образовательный, хоть и всеобъемлющий виртуальный двор, детская площадка, зрительный зал, музей не может передать человеку чувства, запах и уникальный мир звукового восприятия, который передает и сохраняет реальный мир для живого общения и приобретения знаний. Принцип семинарии формировался и устанавливался веками. В частности, греческие философские школы руковод-

ствовались тем же принципом передачи знаний, что и высший педагогический институт в Китае, где конфуцианство, зародившееся тысячи лет назад, актуально и применимо сегодня. По такому же принципу работали средневековые армянские школы и семинарии10. Недооценивать принципы знания, традиции, поведения посредством живого общения — значит просто увести человека в мир кривых зеркал и в этом «аттракционе» представить историю развития человечества в целом.

Образование, полностью переносящее людей в «онлайновые» зоны, является наиболее эффек-тивной дорогой в никуда и прямым способом подорвания знаний, полученных и переданных на протяжении веков, или путь свести их с академического уровня к уровню домашнего самообучения. И как бы сильно нынешняя эпидемия и дальнейшие ее внезапные посещения, ни приводили человечество к новым самоизолирующим «форс-мажорам», новым страхам, внутрен-него беспокойства, все равно, живое общение, как следствие получения новых знаний и навыков, должно быть первостепенным, а альтернативы следует рассматривать как дополнительную помощь и не более.

Тезисы Харари, «лебеди» Талеба

и «три опасности» Ачемоглу

В мыслях и трудах модных сегодняшних деятелей; историка Харири, философа Талеба и экономиста Ачемоглу, как «красная нить» проходит констатация уникальной «группы» и спектра проблем, которые еще не были полностью прояснены для этого этапа человеческого развития. Однако, представляя их, последние не предлагают конкретных «лекарств» и хотя бы возможность наметить пути решений этих проблем. На наш взгляд, тенденция, следующая: поднимать вопросы об опасности, делать видимыми приблизительную сте-

пень их влияния, представить суровые последствия этой «группы» проблем в зримом будущем и пока, на данный момент довольствоваться этим.

То есть, эти тезисы и мысли по сути «уполномочены» вызвать страхи, тревогу за будущее, но никак не замечать тех путей, которыми их можно преодолеть. Мысли и тезисы Харари, изложенные в его трех

11 ■-* книгах , охватывают вчерашний, сегодняшний и завтрашний день человечества. Это, конечно, своеобразные комментарии, представленные в логике «ширпотреба», но надо заметить, что, если в случае вчерашнего и завтрашнего дня это может быть воспринято как точка зрения рядового историка, то в контексте представления сегодняшних проблем, «история» уже не шуточная. Что происходит?

Мысли и тезисы Харари, молодому читателю преподносятся как заботы талантливого и известного человека; поэтому они могут быть восприняты как авторитетные и неоспоримые реалии настоящего. Однако, в конечном итоге, они не вызывают какого-либо заметного оптимизма, а наоборот - могут вызвать страхи и чувство незащищенности. В частности, в своей книге «21 урок XXI века»" Харари, говоря о цифровой диктатуре, драме принятия решений, бесполезных услугах и профессионалах-фанатиках, которые держат в руках личную информацию каждого человека, может сильно повлиять на самооценку того же молодого индивидуума, что в свою очередь приведет к понижению собственной роли в развитии истории человечества. И это тенденция будет «мягко сопровождать» человека к страхам или, по крайней мере, к тревоге и обеспокоенности. А мысль Харари в той же книге «Сегодня обманул, завтра поверят», приводит к совершенно другой, аморальной логике поведения, практическое применение которой, проблемного человека от посещения

10 В армянских семинариях ученики стояли в два ряда, образуя коридор лицом друг к другу, а учитель шел по живому

коридору, который они образовали, передавая им свои мысли посредством живого общения. и «Sapiens: Краткая история человечества» (2014), «Homo deus: Краткая история завтрашнего дня» (2015) и «21 урок XXI века» (2018).

12 https://asue.am/upload/files/announcement/kharari_yuval_noy_21_urok_dlya_xxi_veka.pdf

психолога плавно подтолкнет к психиатру. Все это, в принципе, может логически работать в контексте управления страхами.

Последнее заявление Тедроса Адханом Гебрейесуса13, главы Всемирной организации здравоохранения, одного из самых выдающихся и известных «героев» нынешней эпидемии, также можно «поместить» в контексте методик управлении страхом. Гебрейесус предвещает о возможном «визите» еще одной неконтролируемой инфекции, тем самым становясь конкретным источником опасений за будущее.

Что чувствует молодой человек, слыша это заявление главы специализированной структуры? Весьма сомнительно, что «гадание», сделанное руководителем такой организации, наполнит его душу оптимистическим предчувствием на будущее, утроив силы на пути к его светлому строительству.

Мысли и тезисы Талеба™ работают в другом направлении, оставаясь в принципе в той же корзине страха и управления опасностями. «Черный лебедь»15 Талеба становится удручающим стимулом для человека с недостаточным жизненным опытом, чтобы не планировать решения проблем комплексно, не попробовать «сталкиваться» с ними, или не решать их с помощью возможных сценариев, потому что, по его тезису, эти форс-мажорные ситуации в виде «Черных лебедей» все равно придут, чтобы выполнять свою «лебединую работу», нанеся положенный ущерб. То есть, по диктовке Талеба, пришествие «лебедей» не остановить, несмотря на то планировали вы это или нет, есть ли у вас «рычаги и инструменты» возможного сопротивления этому или нет. Это также приводит человека к тому, чтобы жить «хлебом дня», следовательно, пренебрегая строительством завтрашнего дня. Другими словами, с точки зрения менеджмента, Талеб приоритетным считает реактивное управление, потому что, по его мнению, в жизни чело-

века, независимо от его воли, появятся определенные тяжелые периоды. Очевидно, что применение этого принципа приводит человека к «жесткому материализму» и толкает в сферу наслаждения удовольствиями, а не естественному желанию ставить цели, достигать новых высот, целенаправленно их преодолевать и творить добро.

Другая область страха и недоверия к завтрашнему дню связана с проблемами, которые возникают в результате достижений в области ИТ и особенно искусственного интеллекта (ИИ). В этой связи стоит упомянуть тезисы известного экономиста Тарона Ачемоглу16 о последствиях исследований в области ИИ, их рисках и 3 опасностях^. Экономист не верит, что нерегулируемый рынок ИТ-сектора автоматически выберет оптимальные решения проблемы. Хотя у Ачемоглу недостаточно доказательств для своей теории, но по какой-то причине у него есть твердое мнение о негативном влиянии ИИ на социальные сети и электронные платформы, которое очень интенсивно и пространственно представлено общественности.

Ачемоглу выделяет три основные группы опасностей:

1. сбор и контроль информации;

2. влияние новых технологий на рынок

труда;

3. коммуникация о влиянии ИИ на демократические процессы.

В контексте представления будущего человечества, тезисы, выдвигаемые в отношении этих трех направлений, мрачны. В частности, концентрация информации о пользователях и обработка этих данных ИИ, увеличивает риск того, что корпорации получат исчерпывающую информацию об основных предпочтениях и «слабостях» потребителей, что сделает их поведение управляемым, даже в случае ценового колебания. И в этом случае, конечно же, будут крупные финансово обеспеченные

13 https://russian.rt.com/world/news/922900-glava-voz-virus

14 Талеб Нассим Николас, американский философ ливанского происхождения, математик, экономист.

15 Талеб Насим Николас, «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», КоЛибри, 2015.

16 Тарон Аджемоглу - американский экономист армянского происхождения. Институтский профессор MIT, член Американского философского общества.

https://www.kommersant.ru/doc/4987438

компании, которые смогут располагать более обширной информацией; следовательно, составляющая недобросовестной конкуренции будет более чем очевидной. Что касается второй группы опасностей - влияния новых технологий на рынок труда, то оно, по мнению экономиста, будет негативным, так как автоматизация заменит только рабочую силу и не приведет к повышению производительности, следовательно, ее общее влияние на экономике будет негативной (снижение заработной платы сотрудников), что может создать неблагоприятные усло-вия с точки зрения общего или индивидуального благосостояния. Третья группа угроз касается влияния ИИ на коммуникационные и демократические процессы. Экономист очерчивает меха-низм, с помощью которого процесс «промывания мозгов» уже можно проводить или будет прово-диться в будущем.

То есть, искусственный интеллект, учитывая уже сформировавшуюся позицию и мнение пользователя о демократическом (политическом) процессе, будет из общего котла выбирать и периодически предоставлять информацию в соответствии с позицией пользователя, делая его более жестким в правоте собственной позиции, более нетерпимым к другим позициям, и этот процесс естественно повлияет на поляризацию позиции пользователей в целом. В результате, целенаправленно, способствуя формированию групп, не склонных к компромиссу и придержи-вающихся жесткой линии, он разделит общество, сделав его более управляемым (разделяй и властвуй).

При этом, по словам Ачемоглу, искусственный интеллект, управляя такими платформами, сможет находить диссидентов, их группы, партии с экстремистскими идеями, а затем в сфере электронной коммуникации лишать их права находить себе подобных единомышленников и организовывать акции.

Как мы заметили, в вышепредставлен-ном нет вдохновляющих тезисов или идей. Они, по сути, представляют не аналитическую БМЮТ-матрицу, а просто односто-

ронний ложный SWOT-анализ, только с точки зрения опасностей и рисков.

Изучая такие работы, тезисы и аналитические статьи о развитии человечества, становится очевидным, что часто, как бы намеренно, представлены сгущенные цвета, даны мрачные оценки о дальнейшем развитии «homo sapiens», o предельном загрязнении окружающей среды, вызванного человеческим фактс^м, и, наконец, в контексте технического прогресса, о неизбежном столкновении искусственного интеллекта с человеком и природой.

Такое сгущение цветов может быть сделано намеренно, чтобы показать степень важности решения взаимосвязанных сложных задач, но у этой медали две стороны. С другой стороны, в результате страха перед будущим, очевиден «тяжелый пакет» предпосылок для того, чтобы жить только с проблемами и заботами дня и не больше. В результате, самоизоляция и подсознательное стремление предпочесть собственные заботы заботам семьи, окружающей среды, страны и мира.

Мишень всего этого, прежде всего — это представители молодого поколения, которые умеют мыслить, творить, извлекать из прогресса только качественный позитив.

Как бы вы их не называли, поколение «Z», индивидуальное, избранное или особенное, не меняет суть проблемы, потому что именно такие как они сгорели на костре, отстаивая свои принципы и взгляды, те самые, кто взял флаг борьбы от падающего друга и вели людей к Свету и Победе. Ведь именно они способны «одним цветком принести весну», преодолевать препятствия, которые большинству кажутся непреодолимыми. Они уже заметно приблизились к «пульту управления» планеты Земля; именно в их случае тезисы и мысли людей, представленные в статье, никоим образом не могут стать источником вдохновения или новых свершений, а, наоборот, могут подтолкнуть к осторожности в отношении всего нового, тем самым замедляя простой механизм прогресса, а

иногда просто остановить его.

История человечества нуждается в настоящих, где-то невидимых, бесстрашных и неутомимых героях, которые делают свое дело, а не те, которые созданы по принципу рассказа о «Золушке». Настоящие и живые герои сознательно пойдут путем, отведенным избранным; им дается миссия воплощать в жизнь замысел челове-

ка завтрашнего дня посредством эффективного сочетания и взаимодополняемости искусственного и естественного интеллекта, задача сделать его более полным и ориентированным на людей.

А тезисы, которые придуманы только для того, чтобы завести человечество в тупик, где только неуверенность и страхи, в принципе подлежат само «Delete».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

5.

Талеб Насим Николас, «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», КоЛибри, 2015.

Юваль Ной Харари. «Sapiens: Краткая история человечества», Издательство «Синдбад», 2016.

Юваль Ной Харари. «Homo deus: Краткая история завтрашнего дня», Издательство «Синдбад», 2018.

Юваль Ной Харари. «21 урок XXI века» Издательство "Синдбад", 2019. https://tass.ru/info/10555481

6. https://bykvu.com/ua/bukvy/84181-bolshinstvo-ly-udej-ne-osoznayut-chto-proiskhodit-rech-izrailsko-go-istorika-v-davose/

7. https://nv.ua/opinion/recommends/budushchee-mi-ra-yuval-noy-harari-o-tom-chto-zhdet-chelovechest-vo-v-21-veke-poslednie-novosti-50066647.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. https://www.ynharari.com/wef2018/

9. https://asue.am/upload/files/announcement/khara-ri_yuval_noy_21_urok_dlya_xxi_veka.pdf

10. https://russian.rt.com/world/news/922900-glava-voz-virus

11. https://www.kommersant.ru/doc/4987438

«Ulphpq.» hhyiwqnyiwtywh Ijhhyipnhfr hhyiwqnyinq, C^ISC iphyihuwqfryinLpjwh рЬ^Ьшдт

иъч^иъч-п^шпкь ЬЧ UU.PSU.CPUM.bP'bbP

ULiLMULh-PLbP TUPhS UU.U U.L<UUU9U3L^^n^ <UPUPhh, Ю-ULbPh Ь4 UfibUOT.L^h ra-bSbPhL

Upp.bb XXI п.шр|1 bppnpp. miiiubiiidjiiil|h ul|qpbuidiiiunLd bbf, U l|ixipbLh t «qnLjgaiqpbL» m h ф pbpb|_ mjb h|iiftiiiil|iiib dixipmixihpiii^bpbbpp, npnbf р.шрЙЬ|_ bb opjbl|iri|ii4. ^pnqmpjmbbbp U npnbg duipq.l|nLp|nLbp t шфф mpixiqiiig4iii& u|ixippbpiiil|iiibnLp|iiidp: Uub[, pb ppuibg prnqdui-

p|ii4. nLqqnLpjnLbbbpm^ bb qmpqixibnLd, ti2ixitiixil|nLd t n^hb ^iiiubL: Uaipmixihpixi^bpbbpp dixidaibixil||i pbpmggnLd bbpuipl^md bb jnLpop|ibiiil| prnqduiqixibbgdiiib U ^bpu^n^inLiftibphT 1Л& m i^ingp ^ibp.|ipbbp|i ^inpixiii|iiiml|bpnLd i^bpuiS^bLn^. uibmbuixibbLh nbbmqbbjuib 6miiiiiqiiijpbbp|i, npnbf n^ i^irnjb nLbail| bb ршфхфаф jnLpuigixibjnLp duippm, pbmaibhgh, hixidixijbgh,

bpl|ph l|bbunLbiiil|nLpjnLbp, uijlU h qnpni. bb q.uiiibiii|nL pbLixip.pnq_ qnp6nb, npb «ui6ii|iiipiiipiiil|iiib» hdmnLpjmdp l|mpnq_ t ^imp^^L wibgjuiLh hbs duippm l|ixiu|p, шp^Jmbfmd, Фп^Ь[п^ buiU bpш bbpl|mb: hul| p.pixib|ig i^ib^U uiii|iiiqiiib m 6ml|iiimiiiqp|i ^ibqnLifti pbq.uiiAibp iAil| ршд t:

Sbuшpшbbbpb nL i^bpLnL&ixipiiibbbpp Ь2^ш6 ^ibp.|ipbbp|i uiiiiiigiiignLdp u|ixijdiiibii^npnLd bb puipfip mb^ibnLnq|iiiibbp|i U ixiphbumixil|iiib puibiiil|iiibnLp|iiib qbpшpшq qшpqшgdшdp, nph muip-pbp uipmixignLnLiftibpp duippm l|juibgnLd miiiiigiiigbnLd U uiiiiiigiiigbbLnL bb bpl|ixil||i ixiqq.bgnLpjnLb, nph oqnLsih l|md ^ши^ ^u^bpp n^ i^irnjb humuil| hu^aipl|bL|i ^bb, ШJLU, aiqq.bgnLpjiiib шпшЛпЦ, l|mpnq_ bb mbl|iiib^iiiiiTibub|]i LhbbL hb^bu ixibhixim|i, u|bmnLpjiiib, i^iu^npnLiftibph, uijbii|bu tL uidpnq^ dnLnpiiil|h pbml|iiibnb qшpшgdшb hшdшp:

<^№шршпЬр. «Z» ubpmhq., ^fribpft L/шпш^шрт^, шphbusш|шb ршЬш^шЬт^тЬ, [д-ш[Ьр, Сшршр^, U.6biSoqinL, П-ш^пи^ qшqш^bшdпqп^

Hamazasp GALSTYAN

Researcher at «Amberd» Research Center, ASUE,

(J1

TJ

PhD in Economics It

SECURITY AND CHALLENGES §

WHAT TO EXPECT FROM THE CENTURY OR MY DISAGREEMENT ON THE THESES OF HARARI, TALEB AND AGHEMOGLU

We are already in the beginning of the third decade of the XXI century and it is possible to identify and summarize the main challenges or objective realities that humanity is increasingly facing today. To say that they are developing in many directions means to say nothing. Challenges undergo a unique diversification and transformation, a bunch of big and small issues that turn into invisible X-rays, which are not only capable of sufficiently distorting the viability of any person, family, community, country, but also can become a dictating factor with a "magic" skill. It can disrupt a person's connection to the past, changing their present. And from that until the future and the distortion of destiny, there is only one step left.

Theorists and analysts consider the key to the mentioned problems to be the rapid development of high technologies, artificial intelligence, the different reflections of which cause a double effect in human life. And the magnitude of the benefits or harms of that result is not only incalculable, but in terms of impact, they can change their weight at unpredictable rate, both on the normal development of the individual, the state, the unions, and the entire planet.

Keywords: "Z" generation, fear management, artificial intelligence, Taleeb, Harari, Achemoglu, Davos summit

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.