Научная статья на тему 'ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ'

ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / АСПИРАНТУРА КАК ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ АСПИРАНТУРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ЭФФЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / POSTGRADUATE EDUCATION AS THE THIRD LEVEL OF HIGHER EDUCATION / REFORMS OF POST-GRADUATE EDUCATION / LEGISLATIVE BASE / EFFECTS OF POST-GRADUATE EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латкин Александр Павлович, Троценко Анастасия Николаевна

В системе высшего образования задача качественного улучшения программы подготовки кадров высшей квалификации всегда сохраняла высокую актуальность. В выполненном исследовании показаны приоритеты и основные этапы решения этой задачи. Авторами наряду с теоретическим обобщением представлены эмпирические данные динамики численности организаций, ведущих подготовку аспирантов, диссертационных советов, основных показателей деятельности аспирантуры как в целом по России, так и в Дальневосточном федеральном округе, за последние 18 лет. На этой основе в статье выявлены основные проблемы, связанные с обучением в аспирантуре и защитой диссертации, а также причины сокращения численности аспирантов и защит диссертационных работ в последние годы. Особый акцент авторами сделан на оценке возможных последствий осуществления реформ программы в области подготовки кадров высшей квалификации. Рассмотренная проблема затрагивает интересы научного сообщества, высшего руководства страны и непосредственно самих аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Латкин Александр Павлович, Троценко Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPECTED EFFECTS OF REFORMING RUSSIAN POSTGRADUATE EDUCATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL SCIENCE DEVELOPMENT

The task of qualitative improving of training programs for highly qualified personnel has always maintained its high relevance. The study shows the priorities and main stages of solving this problem over a historically longer period of time. Authors submitted theoretical generalizations and empirical data on the dynamics of the number of organizations training graduate students, dissertation councils, and the main indicators of postgraduate studies in Russia as a whole, and in the Far East Federal District, in the last 18 years. On this basis, the article identifies the main problems associated with postgraduate studies and defending a dissertation, and also the reasons for reducing the number of graduate students and defenses of dissertations in recent years. The authors put special emphasis on assessing the possible consequences of implementing reforms of the program in the field of training highly qualified personnel. The considered problem affects interests of the scientific community, the top management of the country, as well as directly for the graduate students.

Текст научной работы на тему «ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ»

УДК 378.048.2 Латкин А. П., Троценко А. Н.

Ожидаемые эффекты реформирования российской аспирантуры в контексте развития отечественной наук

Ключевым условием вывода российской экономики на мировой тренд инновационного развития является качественное обновление программ подготовки кадров высшей квалификации. В системе высшего образования эта задача всегда сохраняла высокую актуальность при пристальном внимании к её решению государственных органов управления. Одному из авторов статьи посчастливилось быть непосредственным участником и организатором этого процесса на протяжении исторически длительного периода в системе социалистического (планового) управления народным хозяйством, в переходный период к рыночной экономике и, наконец, на современном этапе реформирования российской науки и высшего образования.

Объективности ради следует отметить значительные успехи в реализации государственной научно-образовательной политики, включающей подготовку кадров высшей квалификации во второй половине прошлого столетия. Именно на их основе, при достижении беспрецедентной для мирового сообщества динамики развития советской школы среднего и высшего образования, академической и отраслевой науки, было обеспечено превосходство Советского союза в освоении космического пространства и Мирового океана, в темпах научно-технического прогресса.

Именно в этот исторический период была создана система высших учебных заведений, центров и отделений АН СССР во всех российских регионах, в том числе на Дальнем Востоке, что, кстати, явилось важным стимулом развития здесь высокотехнологичного производственного комплекса, привлечения сюда огромного количества научной молодёжи и квалифицированных специалистов. Именно в этих условиях сформировалась замечательная плеяда признанных во всём мире советских учёных и конструкторов, поддерживающая во всех слоях общества престиж обучения в аспирантуре при востребованности её успешных выпускников в сфере науки, образования и производства.

Справедливости ради следует признать, что при всей успешности указанного процесса в социалистический период постоянным предметом обсуждений учёных советов академических, отраслевых институтов и высших учебных заведений (комсомольских и партийных собраний) являлись теоретическая и практическая значимость диссертационных исследований, их выполнение и защита в плановые сроки.

При значительных изменениях российской системы науки и высшего образования за прошедшие годы рыночных преобразований, в основном с использованием зарубежных моделей и с целью адаптации в мировое научно-образовательное сообщество, негативные тенденции развития национальной экономики последних лет, при её нарастающем отставании от среднеплановых параметров роста валового внутреннего продукта, производительности и оплаты труда, уровня технологичности и цифровизации производства и услуг в России, указанная проблема приобретает статус ключевой.

Её явное обострение обозначилось в российском обществе в недавнем прошлом, когда было вскрыто массовое явление подготовки и защит заказных

© Латкин А. П., Троценко А. Н., 2020

ЛАТКИН Александр Павлович, д-р экон. наук, профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

ТРОЦЕНКО Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

Таблица 1. Основные этапы реформирования российской аспирантуры

Этап Характеристика этапа

29 декабря 2012 г. Принят Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому программы аспирантуры (адъюнктуры) являются третьим уровнем высшего образования

24 сентября 2013 г. Принято Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (вместе с "Положением о присуждении ученых степеней"), в котором изменен порядок присуждения ученых степеней

август 2014 г. Принятие федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре

сентябрь 2016 г. МГУ им. М.Ю. Ломоносова и СПбГУ первыми получили право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук без участия Высшей аттестационной комиссии (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике")

23 августа 2017 г. 4 научные организации и 19 образовательных организаций высшего образования получили право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук (Распоряжение Правительства РФ от 23 августа 2017 года №1792-р)

27 августа 2018 г. Томский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого получили право самостоятельно присуждать ученые степени кандидата и доктора наук (Распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2018 года №1766-р)

28 мая 2019 г. Уточнены критерии и порядок предоставления вузам права самостоятельно присуждать учёные степени с целью выравнивания возможностей вузов различной отраслевой направленности и повышения объективности оценки их деятельности при рассмотрении заявок на предоставление им права присуждать учёные степени (Постановление Правительства РФ от 22 мая 2019 года №642)

28 августа 2019 г. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава и Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет РАН включены в перечень научных организаций и вузов (Распоряжения Правительства РФ от 28 августа 2019 г. N 1897-р)

12 декабря 2019 г. Рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"

4 февраля 2020 г. Принят Государственной Думой в первом чтении законопроект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"

26 мая 2020 г. Правительство утвердило особенности дистанционной защиты диссертаций во время коронавируса (Постановление Правительства РФ от 26 мая 2020 года №751)

Источник: составлено авторами.

диссертаций, плагиата в их содержательной части, низкая публикационная активность российских соискателей научных статей в известных российских и зарубежных журналах. Для изменения этой ситуации было принято и сейчас принимается логически выстроенная система государственных мер.

Для успешной реализации этой системы авторами статьи была поставлена цель настоящего исследования — сделать оценку возможных эффектов реформирования российской аспирантуры в контексте развития отечественной науки для аспирантов, в том числе и в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО).

В таблице 1 представлена характеристика основных этапов реформирования российской аспирантуры, последствия введения которых будут рассмотрены далее.

В результате трансформации российской аспирантуры были изменены следующие формальные и основополагающие принципы системы подготовки кадров высшей квалификации:

1) структура программы подготовки аспирантов;

2) критерии промежуточной и итоговой аттестации аспирантов;

Рис.1. Динамика численности действующих и объединенных диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, 2000-2018 гг., ед.

■Число действующих диссертационных советов на конец отчетного пода ■Число объединенных диссертационных советов на конец отчетного года

Источник: составлено авторами на основе данных [6; 14].

3) само понятие аспирантуры и конечные цели прохождения подготовки аспирантов [15].

В декабре 2012 г. программы аспирантуры (адъюнктуры) отнесены к третьему уровню высшего образования [16]. Существенно были изменены требования к диссертационным советам, что привело к их значительному сокращению. Так, из числа действовавших диссертационных советов (1781) в 2018 году, в мае 2020 года перечень действующих советов составил 1658 организаций (рис. 1).

Причиной закрытия диссертационных советов является невыполнение публикационной активности членами диссоветов за последние пять лет, а именно превышение допустимой доли членов в диссертационных советах, имеющих недостаточное количество публикаций в изданиях, включенных в международные базы данных, статей в журналах из перечня рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК, а также монографий [6].

Очевидно, что такое сокращение числа диссертационных советов существенным образом повлияет на судьбу значительного числа диссертантов, а также — на количество защит, число которых неуклонно падает с 2011 года по всей России, включая и Дальневосточный федеральный округ (ДВФО). В результате проведенного анализа авторами выявлена тенденция снижения следующих основных показателей эффективности деятельности аспирантуры (табл. 2)\

• число аспирантов в России уменьшилось с 168,2 тыс. человек в 2010 г. до 90,8 тыс. человек в 2018 г., т.е. в 1,9 раз по России и в 2 раза в ДВФО. Стоит отметить, что в аспирантуре в образовательных организациях высшего образования обучаются почти 90% российских аспирантов [8; 14];

• сокращение приема в аспирантуру в 2,2 раза в 2018 г. по сравнению с 2010 г. по России и в 2,3 раза по ДВФО;

• сокращение выпуска из аспирантуры с защитой диссертации в 5 раз в 2018 по сравнению с 2005 г. и в 4,6 раз в 2018 г. по сравнению с 2010 г., а в ДВФО - в 10,7 раз в 2017 г. по сравнению с 2010 г.

Таблица 2. Основные показатели деятельности аспирантуры в России и в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), 2000 - 2018 гг., чел.

Год Число аспирантов в организациях, чел. Прием в аспирантуру, чел. Выпуск из аспирантуры, чел. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации,чел.

Россия ДВФО Россия ДВФО Россия ДВФО Россия ДВФО

2000 128462 3816 46790 1356 27185 695 7950 167

2005 155748 4362 51320 1327 36534 1012 11242 221

2010 168169 4950 58138 1498 36675 944 10089 225

2011 166332 4653 53607 1255 35791 901 10084 148

2012 155710 4192 48338 1240 37828 1195 9610 157

2013 140170 3741 41480 1202 37259 1177 9409 121

2014 123775 3336 33997 819 29320 713 5189 50

2015 112790 2987 32445 819 26468 730 4651 50

2016 100780 2630 27095 706 26685 702 3792 27

2017 93736 2430 26138 655 18112 344 2321 21

2018 90823 * 27008 * 17729 * 2198 *

Примечание: * отсутствуют данные

Источник: составлено авторами на основе данных [8; 14].

Тем не менее по последним данным Федеральной службы государственной статистики, сейчас программы аспирантуры реализуют 1223 российских организаций. В ДВФО в 2017 г. работали 5,2% научно-исследовательских организаций и 5% образовательных организаций высшего образования, в которых ведется подготовка аспирантов (табл. 3). С 2016 года они принимают на обучение от 26000 до 27000 человек, выпускают — в среднем 18 тысяч человек, в том числе 12,9% — с защитой диссертаций (табл.2).

Удивительно, но именно этот относительно низкий процент успешности обучения в аспирантуре остаётся предметом жарких дискуссий в политических и научно-образовательных кругах страны на протяжении многих десятилетий. При этом в повестке актуальным остаётся вопрос о целевом назначении аспирантуры: воспитание исследователей — будущих научных работников или подготовка кадров третьего уровня высшего образования [1; 2, 5; 7; 10; 15].

В исследованиях Нефедовой А.И., Дьяченко Е.Л. [7], Тезйел А.Х. [15] определены следующие причины сокращения выпуска из аспирантуры с защитой диссертации, в том числе и в ДВФО:

• жесткие нормативные сроки обучения в аспирантуре,

• неравномерное распределение учебной и научной нагрузки;

• низкие стипендии аспирантов, низкая финансовая поддержка аспирантов;

• недостаточная привлекательность аспирантуры для выпускников вузов;

• независимость аспирантуры от системы присуждения степеней;

• присваиваемая выпускникам квалификация "Исследователь. Преподаватель-исследователь" не находит место в действующих должностных линейках научных и научно-педагогических работников, а также в формирующейся Национальной системе квалификаций. Присваиваемая квалификация не соответствует степени PhD.

Таблица 3. Динамика численности организаций, ведущих подготовку аспирантов, в России и в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), 2000-2018 гг., ед.

Год Научно-исследовательские организации Образовательные организации высшего образования Организации государственных академий наук Организации дополнительного профессионального образования

Россия ДВФО Россия ДВФО Россия ДВФО Россия ДВФО

2000 797 40 565 31 459 * - -

2005 833 44 640 33 488 * - -

2010 809 41 748 34 502 * 11 0

2011 805 42 750 34 507 * 15 0

2012 820 44 740 31 520 * 15 0

2013 818 * 724 * 525 * 15 0

2014 805 44 698 31 257 * 16 0

2015 771 42 661 29 158 * 14 0

2016 733 39 611 29 136 * 15 0

2017 670 35 599 30 6 * 15 0

2018 618 * 585 * 6 * 14 0

Примечание: * отсутствуют данные

Источник: составлено авторами на основе данных [8; 14].

Здесь важно вспомнить поставленную Президентом РФ В.В. Путиным перед Российской академией наук задачу: "Российская аспирантура должна измениться и стать только научной, а не работать вхолостую, обеспечивая отсрочку от армии большей части аспирантов" [11].Очевидно, именно такой постановкой объяснима политика последних лет на проведение радикальной реформы российской аспирантуры. Ещё в 2017 году началась работа над проектом федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ", в котором была предусмотрена обязательная защита по окончании аспирантуры. Данный проект федерального закона должны были принять в 2018 году, но из-за серьезной доработки отодвинули сроки [12]. На заседании Правительства РФ 12 декабря 2019 г. рассмотрен и одобрен, а 4 февраля 2020 г. принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)", в котором предлагается установить федеральные государственные требования вместо ФГОС к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, соответственно, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры, а также конкретизируются требования к итоговой аттестации по программам аспирантуры [9].

Какими могут быть последствия введения обязательной защиты

для аспирантов?

Понятно, что только части аспирантов это требование принесёт относительно гарантированный выход на защиту. Стоит обратить внимание на то, что в своём интервью глава РАН говорит именно о проценте защитившихся аспирантов, а не о росте числа защит. По его словам, основная задача реформы — рост процента защитившихся не менее чем в 1,25 раза, а представивших к защите — не менее чем в два раза до конца 2024 года [10]. Это вполне объяснимо тем, что рост числа самих защит невозможен, прежде всего, в виду

ожидаемого сокращения количества аспирантов на фоне сокращения числа аспирантур (наличие аспирантуры в ВУЗе будет обусловлено наличием диссертационного совета по аналогии с докторантурами). Также не стоит забывать о политике Минобрнауки по сокращению числа диссертационных советов. В этой связи стоит ожидать также ухудшения положения соискателей. Прежде всего потому, что процент защит у аспирантов можно будет увеличить фактически только за счёт сокращения процента защит у соискателей (который и сейчас крайне невысок).

Рассуждая о последствиях введения обязательной защиты для аспирантов и соискателей нельзя не упомянуть о том, что это существенно повлияет на повышение расходов. Очевидно, что ВУЗы поднимут официальную стоимость обучения/прикрепления ввиду того, что количество аспирантур и советов заметно сократится. Причём с ростом официальных, вырастут затраты на неофициальные. В условиях существенно ограниченной возможности защититься, а также повышения рисков для диссертационных советов, соискатель вынужден будет либо оплачивать помощь в работе над диссертацией и защите, либо отрабатывать саму возможность защититься. Подобная практика существует, но в новых условиях она, скорее всего, приобретёт ещё большую массовость. Все рассматриваемые последствия, несомненно, будут способствовать росту интереса к собственным степеням вузов, что, в свою очередь, увеличит стоимость получения вузовских степеней.

В настоящее время в России диссертационные советы имеют два формата работы: формат ВАК и собственные диссоветы. Так, 25 ведущих университета и 4 научные организации имеют собственные диссертационные советы, которые имеют право самостоятельно присуждать учёные степени кандидата и доктора наук согласно самостоятельно установленным процедурам и полномочиям, созданной нормативной базе, предусматривающей процедуру проведения защит в дистанционном режиме. В диссоветах формата ВАК дистанционная форма проведения защит не предусмотрена, а введение ее оперативно непросто, поэтому в условиях режима самоизоляции работали собственные диссертационные советы [3; 4], только в мае 2020 г. были утверждены особенности дистанционной защиты диссертаций во время коронавируса.

В рамках проводимой государственной политики ещё до принятия нового федерального закона сделан важный акцент на развитие института научных руководителей аспирантов, назначение оппонентов и ведущей организации для проведения процедуры защит кандидатских и докторских диссертаций. В частности, по новому положению научное руководство может быть разрешено только учёным со степенью доктора, или (в порядке исключения) — званием профессора при наличии соответствующих теме диссертации аспиранта научных публикаций. Возросли также требования и к опублико-ванности всех защищаемых научных положений в журналах из перечня ВАК с высоким импакт-фактором (3 публикации для кандидатских и 7 — для докторских).

Публикации процессов подготовки нового федерального закона позволяют считать возможным увеличение сроков обучения в аспирантуре. В первую очередь, это будет касаться технических и естественно-научных специальностей, где срок, скорее всего, увеличат до 6 лет. Также сейчас рассматривается возможность установления минимального пятилетнего срока обучения для остальных специальностей. Точный перечень специальностей станет известен в 2020 году. При этом планируется сократить образовательную нагрузку на аспирантов для "увеличения времени на занятие наукой". Однако фактически это просто приведёт к "размазыванию" программы аспирантуры на дополнительные 1—2 года. Положительный эффект от данных нововведений оценят разве что только аспиранты, не желающие идти в армию. Для остальных же это сделает аспирантуру куда менее привлекательной, и они будут искать иные пути для получения учёной степени. Прежде всего, это соискательство, что станет, в свою очередь, дополнительным фактором увеличения официальной стоимости обучения в аспирантуре, а также — неофициальных затрат на защиту. Не исключён вариант и быстрого распространения в российских ВУЗах программ получения степеней PhD и DBI или увеличится мотивация у российских выпускников магистратуры (в том числе в дальневосточных вузах) к обучению в аспирантуре в зарубежных университетах.

Не стоит забывать о том, что можно получить диплом и степень за рубежом, которые признаются в России: 1) без каких-либо дополнительных процедур, если степень была получена в одном из 218 зарубежных научных институтов и вузов, список которых утвержден Правительством РФ и планируется расширять; 2) через процедуру признания диплома и степени в Высшей аттестационной комиссии (ВАК), в которую необходимо предоставить в установленном порядке переводы своих документов и текст диссертации на русском языке с последующим обсуждением [13].

В рамках исследованного авторами временного периода не прекращается активная дискуссия относительно целесообразности реформирования российской аспирантуры, в которой можно выделить два подхода.

Сторонники первого подхода считают, что не следует позиционировать аспирантуру в качестве уровня образования, её функционирование должно регулироваться законом о науке или самостоятельными нормативными документами [2].

В основу второго подхода положен мировой опыт, согласно которому российская аспирантура может успешно функционировать в качестве третьего уровня высшего образования, но при этом необходимо учитывать и нормативно закрепить ряд особенностей профессионального исследовательского образования, принципиально отличающих программы подготовки аспирантов от программ бакалавриата и магистратуры [2].

Для развития российской аспирантуры в рамках второго подхода на взгляд авторов предстоит решить следующие проблемы:

1) определение конечного результата обучения в аспирантуре: защита диссертация или сдача государственной экзамена ГЭК с представлением научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работа в ГЭК;

2) определение объёма и содержания образовательного и научно-исследовательского компонентов в аспирантских программах;

3) воспроизводство кадров высшей квалификации в региональных образовательных организациях высшего образования, которые не имеют статуса ведущих вузов страны.

По результатам проведенного исследования можно выделить следующие эффекты реформирования российской аспирантуры в контексте развития отечественной науки:

• сложная процедура аккредитации образовательных программ аспирантуры, особенно для региональных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• увеличилась бюрократическая нагрузка на организации, ведущие подготовку кадров высшей квалификации;

• смещение акцентов с научно-исследовательской компоненты на образовательную компоненту программы обучения в аспирантуре;

• уменьшение привлекательности обучения в аспирантуре по ряду причин: слабая финансовая поддержка, длительный период обучения, превалирование образовательного над научным компонентом подготовки, результат обучения — получение квалификации, которая нигде не учитывается.

На основании проведенных авторами исследования и полученных результатов вполне правомерно выделить следующие приоритеты в реформировании российской аспирантуры в контексте развития отечественной науки:

1. Научно-исследовательская работа аспиранта является главным элементом обучения в аспирантуре, поэтому на данный вид работ должно быть выделено больше времени, чем на образовательную составляющую. Авторы полагают, что программы подготовки аспирантов должны отличаться в зависимости от задач и возможностей различных научных и образовательных организаций, региональных особенностей, поэтому следует предоставлять возможность самостоятельно устанавливать научным и образовательным организациям форму и содержание обучения;

2. Использование сетевых форм для реализации образовательных программ подготовки аспирантов, особенно в регионах, в частности в ДВФО, что позволит повысить качество образования и применить лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций при выполнении диссертации;

3. Ключевым результатом обучения в аспирантуре является защита диссертации, а не представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы, что противоречит российскому и мировому опыту.

Таким образом, выявленные эффекты реформирования российской аспирантуры в контексте развития отечественной науки подтверждают необходимость дальнейшей трансформации существующей аспирантуры из образовательной в научную, что позволит улучшить ситуацию с подготовкой кадров высшей квалификации для российской науки.

Литература

1. Александр Сергеев: от старой аспирантуры отказались, новую еще не придумали // Интерфакс: Интервью. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/ interview/665486 (дата обращения: 21.02.2020).

2. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России, 2019. Т. 28. № 3. С. 9-20.

3. Диссертационные советы ВШЭ переместились в онлайн // НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/361064209.html (дата обращения: 23.05.2020).

4. Диссертационные советы ТГУ работают в дистанционном режиме // НИ ТГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/news/dissertatsionnye-sovety-tgu-rabotayut-v-distantsio/ (дата обращения: 23.05.2020).

5. Кельсина А.С. К вопросу о новой модели российской аспирантуры // Вопросы территориального развития. 2018. № 5 (45). С. 1 - 14.

6. Минобрнауки высказало замечания к работе более 320 диссертационных советов // Российская Академия Наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/ news/shownews. aspx?id=58dbcda8-254d-4714-9b89-60cd517f27da (дата обращения: 23.05.2020).

7. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 92-111.

8. Официальная статистика: Образование // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/ statistics/population/education/# (дата обращения: 21.02.2020).

9. Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/dep_news/38594/(дата обращения: 21.02.2020).

10. Президент РАН Александр Сергеев: "Нам не нужна фабрика подготовки аспирантов" // Интерфакс: Образование. [Электронный ресурс]. URL: https://academia. interfax.ru/ru/interview/ articles/2300/ (дата обращения: 21.02.2020).

11. Работает вхолостую: аспирантуру ждет реформа // Интернет-издание INFO. [Электронный ресурс]. URL: https://info.sibnet.ru/article/547697/ (дата обращения: 21.02.2020).

12. РАН предложила перенести срок внесения нового закона о науке на два года // Рамблер. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/education/42804318/?utm_ content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 21.02.2020).

13. Своя степень не тянет // Интернет-портал "Российской газеты". [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2019/06/03/rasshiren-spisok-vuzov-chi-diplomy-i-stepeni-priznaiutsia-v-rossii.html (дата обращения: 23.05.2020).

14. Статистика науки и образования. Все сборники. 2013-2018. // ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://csrs.ru/archive/stat_2018_staff/staff_2018. pdf (дата обращения: 21.02.2020)

15. Тезйел А.Х. Российская аспирантура после ее реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 493 - 512.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации" // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?from=304167-0&rnd=227BF6DA7467AD10 C42703EAFE60D96A&req=doc&base=LAW&n=344846&REFD0C=304167&REFBASE= LAW#1xt9v1ijzl6 (дата обращения: 12.02.2020).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б

1. Aleksandr Sergeev: ot staroj aspirantury otkazalis', novuyu eshhe ne pridu-mali // Interfaks: Interv'yu. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/inter-view/665486 (data obrashheniya: 21.02.2020).

2. Bednyj B.I., CHuprunov E.V. Sovremennaya rossijskaya aspirantura: aktual'nye napravleniya razvitiya // Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019. T. 28. № 3. S. 9-20.

3. Dissertatsionnye sovety VSHEH peremestilis' v onlajn // NIU VSHEH. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.hse.ru/news/361064209.html (data obrashheniya: 23.05.2020).

4. Dissertatsionnye sovety TGU rabotayut v distantsionnom rezhime // NI TGU. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.tsu.ru/news/dissertatsionnye-sove-ty-tgu-rabotayut-v-distantsio/ (data obrashheniya: 23.05.2020).

5. Kel'sina A.S. K voprosu o novoj modeli rossijskoj aspirantury // Voprosy territori-al'nogo razvitiya. 2018. № 5 (45). S. 1 - 14.

6. Minobrnauki vyskazalo zamechaniya k rabote bolee 320 dissertatsionnykh sovetov // Rossijskaya Akademiya Nauk. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.ras.ru/ news/shownews. aspx?id=58dbcda8-254d-4714-9b89-60cd517f27da (data obrashheniya: 23.05.2020).

7. Nefedova A.I., D'yachenko E.L. Reforma aspirantury v Rossii v zerkale glob-al'nykh trendov // Mir Rossii. ^ 2019. T. 28. № 4. S. 92-111.

8. Ofitsial'naya statistika: Obrazovanie // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/ statistics/population/education/# (data obrashheniya: 21.02.2020).

9. Pravitel'stvo vneslo v Gosdumu zakonoproekt ob izmenenii poryadka podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture // Pravitel'stvo Rossijskoj Federatsii. URL: http://government.ru/dep_news/38594/(data obrashheniya: 21.02.2020).

10. Prezident RAN Aleksandr Sergeev: "Nam ne nuzhna fabrika podgotovki aspiran-tov" // Interfaks: Obrazovanie. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://academia.interfax.ru/ ru/interview/ articles/2300/ (data obrashheniya: 21.02.2020).

11. Rabotaet vkholostuyu: aspiranturu zhdet reforma // Internet-izdanie INFO. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://info.sibnet.ru/article/547697/ (data obrashheniya: 21.02.2020).

12. RAN predlozhila perenesti srok vneseniya novogo zakona o nauke na dva goda // Rambler. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://news.rambler.ru/education/42804318/?utm_ content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (data obrashheniya: 21.02.2020).

13. Svova stepen' ne tyanet // Internet-portal "Rossijskoj gazety". [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// rg.ru/2019/06/03/rasshiren-spisok-vuzov-chi-diplomy-i-stepeni-priznaiutsia-v-rossii.html (data obrashheniya: 23.05.2020).

14. Statistika nauki i obrazovaniya. Vse sborniki. 2013-2018. // FGBNU NII RINKT-SEH. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://csrs.ru/archive/stat_2018_staff/staff_2018.pdf (data obrashheniya: 21.02.2020)

15. Tezjel A.KH. Rossijskaya aspirantura posle ee reformirovaniya: sravnitel'nyj analiz i otsenka rezul'tatov // Gosudarstvennoe upravlenie. EHlektronnyj vestnik. 2018. № 68. S. 493 - 512.

16. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 06.02.2020) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii" // Konsul'tant Plyus. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.consult-ant.ru/ cons/cgi/online.cgi?from=304167-0&rnd=227BF6DA7467AD10C42703EAFE60D-96A&req=doc&base=LAW&n=344846&REFDOC=304167&REFBASE=LAW#1xt9v1ijzl6 (data obrashheniya: 12.02.2020.

Латкин А. П., Троценко А. Н. Ожидаемые эффекты реформирования российской аспирантуры в контексте развития отечественной науки.

В системе высшего образования задача качественного улучшения программы подготовки кадров высшей квалификации всегда сохраняла высокую актуальность. В выполненном исследовании показаны приоритеты и основные этапы решения этой задачи. Авторами наряду с теоретическим обобщением представлены эмпирические данные динамики численности организаций, ведущих подготовку аспирантов, диссертационных советов, основных показателей деятельности аспирантуры как в целом по России, так и в Дальневосточном федеральном округе, за последние 18 лет. На этой основе в статье выявлены основные проблемы, связанные с обучением в аспирантуре и защитой диссертации, а также причины сокращения численности аспирантов и защит диссертационных работ в последние годы. Особый акцент авторами сделан на оценке возможных последствий осуществления реформ программы в области подготовки кадров высшей квалификации. Рассмотренная проблема затрагивает интересы научного сообщества, высшего руководства страны и непосредственно самих аспирантов.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура как третья ступень высшего образования, реформы аспирантуры, законодательная база, эффекты реформирования

Latkin A. P., Trotsenko A. N. The expected effects of reforming Russian postgraduate education in the context of national science development.

The task of qualitative improving of training programs for highly qualified personnel has always maintained its high relevance. The study shows the priorities and main stages of solving this problem over a historically longer period of time. Authors submitted theoretical generalizations and empirical data on the dynamics of the number of organizations training graduate students, dissertation councils, and the main indicators of postgraduate studies in Russia as a whole, and in the Far East Federal District, in the last 18 years. On this basis, the article identifies the main problems associated with postgraduate studies and defending a dissertation, and also the reasons for reducing the number of graduate students and defenses of dissertations in recent years. The authors put special emphasis on assessing the possible consequences of implementing reforms of the program in the field of training highly qualified personnel. The considered problem affects interests of the scientific community, the top management of the country, as well as directly for the graduate students.

Key words: higher education, training of highly qualified personnel, postgraduate education as the third level of higher education, reforms of post-graduate education, legislative base, effects of post-graduate education reform

Для цитирования: Латкин А. П., Троценко А. Н. Ожидаемые эффекты реформирования российской аспирантуры в контексте развития отечественной науки // Ойкумена. Регионоведче-ские исследования. 2020. № 4. С. 148-157. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/148-157

For citation: Latkin A. P., Trotsenko A. N. The expected effects of reforming Russian postgraduate education in the context of national science development // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 1. P. 148-157. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/148-157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.