Научная статья на тему 'ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИИ ТРУДА РАБОЧИХ НА БЕТОННЫХ ЗАВОДАХ И В БЕТОННЫХ ЦЕХАХ ЗАВОДОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ'

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИИ ТРУДА РАБОЧИХ НА БЕТОННЫХ ЗАВОДАХ И В БЕТОННЫХ ЦЕХАХ ЗАВОДОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — В М. Ретнев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF WORKING CONDITIONS AT CONCRETE MIXING PLANTS AND IN CONCRETE DEPARTMENTS OF REINFORCED CONCRETE STRUCTURES PLANTS

Under investigation were working conditions prevailing in the concrete mixing. At concrete mixing plants, particularly old, non-mechanized ones, most unfavourable hygienic environmental factors were: high content of cement dust in the air and, in some instances, high physical strain, excessive humidity and heat. A high general sick rate was noted among the workers of concrete departments and plants. The author proposes measures for improvement of labour conditions in the production of concrete.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИИ ТРУДА РАБОЧИХ НА БЕТОННЫХ ЗАВОДАХ И В БЕТОННЫХ ЦЕХАХ ЗАВОДОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ»

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОЧИХ НА БЕТОННЫХ ЗАВОДАХ И В БЕТОННЫХ ЦЕХАХ ЗАВОДОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Кандидат медицинских наук В. М. Ретнев

Из кафедры гигиены труда и профессиональных заболевании Ленинградского ордена Ленина института усовершенствования врачей имени С. М. Кирова и Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

В настоящее время в связи с огромным размахом строительства в нашей стране растет применение строительных изделий, изготовляемых из бетона и железобетона. Большинство исследователей при изучении условий труда на заводах сборного железобетона обращало основное внимание на обстановку труда рабочих при виброуплотнении бетона. Что касается гигиенических условий труда и состояния здоровья рабочих, занятых приготовлением бетонной массы, то они оказались почти не изученными.

Бетонную массу (бетон) изготовляют как на самостоятельных бетонных заводах, так и в специальных бетонных цехах заводов железобетонных конструкций. Для приготовления бетона применяют в определенных пропорциях следующие материалы: связующее вещество — цемент (чаще всего портландцемент), вода, а также группа наполнителей (иннертные материалы), в которую входят песок, щебень, гравий. Все эти материалы доставляют на предприятие, перегружают в заводские склады, транспортируют в отделение, где их дозируют (по весу или по объему), а затем перемешивают в бетономешалках, откуда бетонная масса поступает к потребителю.

На пути транспортирования цемента рабочие могут подвергаться влиянию цементной пыли, попадающей в воздух из неплотностей в шне-ковых транспортерах, ковшовых элеваторах и бетономешалках. Особенно высокие концентрации пыли образуются при разгрузке цемента из железнодорожных вагонов. При этой операции содержание пыли в воздухе может в сотни раз превышать предельно допустимую концентрацию, установленную для портландцемента. Применение пневматических (типа С-347 и др.) и механических разгрузчиков цемента не снижает содержания пыли в воздухе, но резко облегчает напряженный физический труд рабочих-грузчиков и в 4—8 раз сокращает время разгрузки вагона.

При транспортировании цемента при помощи шнековых транспортеров и ковшовых элеваторов содержание цементной пыли в воздухе составляет 64,3—106,4 мг/м3. На предприятиях, где цемент пневматическим транспортом (сжатым воздухом) подается в запасные и расходные бункера, содержание цементной пыли в воздухе не превышает предельно допустимой концентрации (в среднем 4,4 мг/м3).

При отвешивании цемента в дозировочном отделении пыль может попадать в воздух из неплотностей в брезентовых соединениях между расходными бункерами и весами и между весами и устьем бетономешалок. На заводах старого типа рабочее место дозировщика находится вблизи весов. Поэтому содержание пыли цемента в воздухе рабочей зоны превышает предельно допустимые концентрации примерно в 6—9 раз. На современных механизированных и автоматизированных заводах рабочее место дозировщика удалено от весов на 4—5 м, в связи с чем запыленность воздуха на рабочем месте значительно снижается и превышает допустимую концентрацию лишь в 2—3 раза.

При загрузке бетономешалки цементная пыль может попасть в помещение через разгрузочное и в меньшей степени через загрузочное отверстие. На немеханизированных заводах рабочее место бетономешаль-

щика расположено рядом с разгрузочным отверстием, т. е. у места наибольшого пылевыделения. Концентрации пыли в воздухе здесь достигают 58—126 мг/м3. На современных заводах с высокой степенью механизации и автоматизации производственных процессов рабочее место бетономешалыцика отдалено от бетономешалки, в связи с чем и запыленность воздуха на новых заводах лишь в 2—3 раза выше допустимой.

Цементная пыль на бетонных предприятиях является высокодисперсной: 52,2% пылинок имеют размеры менее 1 (г.

На пути транспортирования песка, щебня и гравия рабочие также могут встретиться с неблагоприятными факторами внешней среды. В транспортных галереях, если их не отапливают, наблюдается в холодное время года низкая температура воздуха, равная наружной температуре.

В отделении по подогреву инертных материалов, которое функционирует только в холодное и переходное время года, отмечаются повышенная влажность и температура воздуха (за счет недостаточного укрытия отверстий бункеров по подогреву и ленточных транспортеров по перемещению инертных материалов). Относительная влажность воздуха в некоторых случаях достигает 100%; пол отделения иногда заливается водой из размороженных наполнителей.

При последующей дозировке инертных материалов труд рабочих (чаще всего женщин) на старых предприятиях связан с повышенными физическими затратами. Так, заполнение объемных весов и бетономешалок песком, щебнем, гравием при помощи ручной системы рычагов и штурвалов требует кратковременных физических усилий, достигающих 50 кг и более. Вместе с тем важно подчеркнуть, что на современных бетонных предприятиях, где управление дозировочными весами сосредоточено на специальном пульте, физические усилия рабочих сведены к минимуму.

Метеорологические условия в дозировочном и бетоносмесительном отделениях в основном удовлетворительны: температура воздуха 14—18° в холодное и теплое время года, его относительная влажность 55—70%. На заводах железобетонных изделий, где указанные отделения являются смежными с формовочыми цехами, последние могут сильно увлажнять воздух дозировочных и бетоносмесительных отделений (относительная влажность воздуха в этих случаях достигает 80—95%).

Бетономешалки при вращении издают шум низкочастотного характера, достигающий 90 дб.

Естественная освещенность на бетонных предприятиях, как правило, резко снижена (коэффициент естественной освещенности 0,5% и менее) за счет оседания пыли и брызг бетонной массы на поверхность остекления световых проемов.

Повышенная запыленность воздуха цементной пылью, интенсивный физический труд дозировщиков могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье работающих. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих бетонных предприятий за 1954— 1957 гг. показал, что общая заболеваемость рабочих, контактирующих с цементной пылью, выше, чем в контрольной («беспылевой») группе рабочих тех же предприятий, по случаям заболеваний — на 49%, по дням нетрудноспособности — на 74,0%. У отдельных лиц с большим стажем работы обнаружен умеренный фиброз легких, подозрительный на пневмокониоз. Имеются случаи профессиональной бронхиальной астмы. Заболевания опорно-двигательного аппарата (миозит, люмбои-шпальгия и др.), также связанные с профессией, выявлены у рабочих, занятых на тяжелых операциях по дозировке инертных материалов.

Мероприятия по оздоровлению условий труда рабочих бетонных заводов должны быть направлены в первую очередь на борьбу с повы-

шенной запыленностью воздуха цементной пылью. Опыт ленинградских предприятий показывает, что имеющиеся в их распоряжении средства позволяют успешно решать вопросы обеспыливания воздуха производственных помещений.

Радикальным мероприятием является организация в районах массового потребления цемента цехов по мокрому помолу клиникера—полуфабриката цемента. В этом случае на заводы-потребители цемент привозят не в пылевидном состоянии, а в виде клинкера, который подвергают помолу с обязательным добавлением воды. Полученный при этом жидкий цементный шлам перекачивают насосами непосредственно в дозировочные отделения бетонных заводов или цехов.

Решить проблему борьбы с пылью при выгрузке цемента из различных емкостей путем применения пневматических разгрузчиков можно только при устройстве дистанционного управления пневморазгруз-чиками. Более целесообразно применять специальные вагоны-цементовозы, открывающиеся снизу, или автоцементовозы, разгрузку которых производят при помощи сжатого воздуха.

На ряде ленинградских предприятий старая система передвижения цемента со шнековых транспортеров и ковшовых элеваторов заменена пневматическим транспортом (эрлифт), более прогрессивным с технической и гигиенической точки зрения. Пневматическое транспортирование цемента по замкнутой системе решает по существу вопрос обеспыливания воздуха помещений от начала передвижения цемента до дозировочного отделения.

В дозировочном отделении необходимо тщательно следить за уплотнением соединений расходных бункеров и устья бетономешалок с дозировочными весами, для чего следует применять преимущественно войлочную ткань в сочетании с брезентом. Рабочее место дозировщика желательно удалить от весов на расстояние не менее 4—5 м. На Ленинградском домостроительном комбинате (Автово) пульт управления дозировкой изолирован в застекленном помещении, что с точки зрения гигиены труда, безусловно, весьма целесообразно. Рекомендуется оборудовать местные отсосы вокруг мест соединений весов с бункером и бетономешалкой; скорость движения воздуха в сечении отсосов следует принимать не менее 1,0 м/сек. Приточный воздух для компенсации удаляемого должен подаваться вверх с малыми скоростями.

В бетоносмесительном отделении необходимо применение устройств для устранения выбивания пыли из разгрузочного отверстия. На ленинградских заводах железобетонных изделий (завод имени 40-летия комсомола и «Баррикада») применяется уплотнительное устройство в виде двери, укрепленной на петлях, которое полностью закрывает отверстие бетономешалки в момент ее загрузки и вращения. На Ленинградском домостроительном комбинате (Автово) в качестве уплотнительного устройства используют лоток, служащий обычно для разгрузки бетономешалки от бетона. Во время ее загрузки и вращения лоток при помощи сжатого воздуха изнутри закрывает разгрузочное отверстие бетономешалки.

Для уменьшения запыленности имеет значение также порядок загрузки в бетономешалку составных частей бетона. Необходимо вначале загрузить воду, затем инертные материалы и в последнюю очередь цемент.

В отделении по подогреву наполнителей избытки влаги следует удалять путем устройства вытяжных кожухов у верхнего и нижнего отверстий бункеров по подогреву и над ленточным транспортером, перемещающим подогретые инертные материалы. Скорость движения воздуха в рабочем сечении кожухов должна быть не менее 0,3 м/сек. Следует предусмотреть компенсацию удаляемого воздуха, а также устройство воздушнотепловых завес на всех проемах для передвижения людей и

транспорта, ведущих во двор и в неотапливаемые помещения. Наружные поверхности бункеров по подогреву наполнителей нужно покрывать теплоизолирующим материалом. Для отвода воды от нижнего разгрузочного отверстия бункера на Ленинградском заводе железобетонных изделий имени 40-летия комсомола устроен поддон с отводом воды, стекающей из размороженных наполнителей, в канализацию. Эта мера предотвращает затопление пола помещений.

Дозировочное и бетоносмесительное отделения должны быть полностью изолированы от формовочного цеха, что будет препятствовать проникновению в бетонный цех избытков влаги. Именно таким образом осуществляется строительство современных железобетонных предприятий.

Интенсивные физические затраты при дозировке инертных материалов можно резко снизить лишь путем автоматизации данного процесса, как это сделано на некоторых ленинградских заводах железобетонных изделий. Впредь до автоматизации процесса женщин не следует допускать к работе в качестве дозировщиц.

Для лиц, работающих в неотапливаемых помещениях и на открытом воздухе, должны предусматриваться места для обогрева.

Необходимо проводить тщательный контроль за бетономешалками, их своевременным ремонтом и смазкой, а также другие мероприятия в целях уменьшения шума, а для увеличения естественной освещенности— контроль за регулярной очисткой световых проемов.

Рабочие, связанные с воздействием цементной пыли, обязаны проходить периодический медицинский осмотр один раз в течение года.

Выводы

1. Санитарно-гигиенические условия труда рабочих по изготовлению бетона на старых, маломеханизированных предприятиях являются в настоящее время неудовлетворительными в отличие от современных автоматизированных и механизированных бетонных цехов и заводов, на которых обстановка труда приближается к удовлетворяющей гигиеническим требованиям.

2. На здоровье работающих могут оказывать неблагоприятное влияние повышенная запыленность воздуха цементной пылью, напряженный физический труд при дозировке составных частей бетона, а на отдельных участках—повышенные влажность и температура воздуха.

3. Общая заболеваемость рабочих бетонных предприятий, имеющих контакт с пылью, выше, чем у контрольной группы рабочих тех же заводов, что может быть связано с неблагоприятными условиями труда.

4. Для улучшения условий труда рабочих бетонных заводов и цехов требуется срочное проведение соответствующих оздоровительных мероприятий.1

ЛИТЕРАТУРА

Исаев Н. С. и др. В кн.: Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ин-та сан. и гиг., 1958, № 21.—Румянцев Г. И. В кн.: Материалы 8-й научной сессии Свердловского ин-та гигиены труда и профпатологии. Свердловск, 1958, стр. 114.— С} и а-а э М. Мед. реф. журн., 1959, разд. 4, № 5, стр. 17.

Поступила !2/У1П 1960 г.

1 Полученные нами материалы были доложены в конце 1959 г. на заседании президиума Ленинградского областного комитета профсоюза рабочих промышленности' строительных материалов. На заседание были приглашены директора и главные инженеры бетонных предприятий, а также представители Главленинградстроя и управления «Главленстройматериалы». Совещание приняло решение по оздоровлению условий труда рабочих указанных объектов, в котором были учтены наши предложения.

IMPROVEMENT OF WORKING CONDITIONS AT CONCRETE MIXING PLANTS AND IN CONCRETE DEPARTMENTS OF REINFORCED CONCRETE STRUCTURES PLANTS

V. M. Retnev, Candidate of Medical Sciences

Under investigation were working conditions prevailing in the concrete mixing. At concrete mixing plants, particularly old, non-mechanized ones, most unfavourable hygienic environmental factors were: high content of cement dust in the air and, in some instances, high physical strain, excessive humidity and heat. A high general sick rate was noted among the workers of concrete departments and plants. The author proposes measures for improvement of labour conditions in the production of concrete.

■fr -fr -¿r

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ НА ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИН РАБОТ.

СВЯЗАННЫХ С ЧАСТОЙ ПЕРЕНОСКОЙ НЕБОЛЬШИХ ТЯЖЕСТЕЙ

П. И. Бастина, Л. Н. Грацианская, Г. Ф. Красинская, Е. Н. Сыромятникова, М. А. Элькин

Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний и Института охраны труда (Ленинград)

Широкое внедрение новой техники, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, предусмотренное семилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг., приведет к ликвидации тяжелого физического труда. Однако в течение известного времени в отдельных отраслях промышленности ручной труд будет применяться и выполнять его будут мужчины и женщины.

Вопрос о максимально допустимом весе при одновременном поднятии и перемещении груза для женщин решен постановлением Нарком-труда от 14 августа 1932 г., причем величина его определена в 20 кг. При установлении этой величины исследователи в основном руководствовались положением матки в зависимости от подъема грузов разного веса. Что касается вопроса о суммарной величине груза, поднимаемого женщинами, как факторе, который в известных случаях может стать патогенным, то его следует признать неизученным. Между тем существуют работы, при которых вес каждого отдельно поднимаемого груза не превышает 20 кг, но общий вес перемещенных за смену грузов достигает многих тонн. Такие работы, в частности на кирпичных заводах, нередко выполняются женщинами.

Это обстоятельство, а также многочисленные наблюдения профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферических нервов у работниц кирпичных заводов побудили нас провести настоящую работу. Объектом обследования были ленинградские кирпичные заводы № 1 и № 4. Санитарно-гигиенические условия труда изучали в теплый период года на обоих заводах, а физиологические наблюдения проводили только на заводе № 1 (на этом заводе установлены туннельные печи, что исключало влияние высоких температур на организм работающих женщин)1.

В прессовом цехе и у туннельных печей температура воздуха была 18—24°, а в кольцевых печах доходила до 36° при теплоизлучении порядка 1 кал/см2 в мин. Относительная влажность в период замеров на ра-

1 В проведении гигиенических и физиологических исследований принимали уча-

стие Э. М. Бомштейн и М. И. Пашкова.

3 Гигиена и санитария, № 6

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.