Научная статья на тему 'Оздоровительные виды гимнастики как средство улучшения памяти студентов'

Оздоровительные виды гимнастики как средство улучшения памяти студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
память / запоминание / тест А.Р. Лурия / функциональный тренинг / студенты / физическая культура / хатха йога. / memory / memorization / A.R. Luria test / functional training / students / physical education / hatha yoga.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Овсянникова Марина Андреевна, Поздеева Елена Александровна, Марандыкина Оксана Викторовна, Ушаков Сергей Александрович

Актуальность: В статье затронута проблема недостаточного изучения влияние отдельных методик и средств физического воспитания, позволяющих поднять уровень памяти студентов. Умеренная физическая активность приводит в работу не только мышцы, но и органы человека, в том числе и стимуляцию клеток мозга. Научная новизна заключается определении влияния конкретных методик на память и способность. Цель: изучить срочное влияние различных видов оздоровительной гимнастики на память студентов. Материалы и методы: анализ литературных источников, наблюдение, тестирование. Были сформированы две группы: занимающихся функциональным тренингом с бодибарами, эспендерами и хатха йогой. Результаты. Чтобы оценить их влияние на процесс хранения и воспроизведения информации, перед занятием спортом и после, участникам необходимо было пройти тест А.Р Лурия. Описан диагностический инструментарий исследования. Заключение. Исследование показало, что занятия хатха йогой имеют положительное влияние на память. Интенсивные занятия функционального тренинга показали неблагоприятный результат на процессы внимания и запоминания. Авторы предполагают, что физическое истощение организма, которое достигается при силовых упражнениях, требует больше ресурсов организма для его последующего восстановления. Практическая значимость. Полученные результаты могут использоваться для корректировки рабочих программ и планов занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Овсянникова Марина Андреевна, Поздеева Елена Александровна, Марандыкина Оксана Викторовна, Ушаков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health improving types of gymnastics as a means of improving students' memory

Relevance: The article touches upon the problem of insufficient study of the certain methods and means influence on physical education, which allow to raise the level of studentsmemory. Moderate physical activity activates not only muscles, but also human organs, including stimulation of brain cells. The scientific novelty lies in determining the effect of specific techniques on memory and ability. The purpose of the study is to study the urgent effect of various types of recreational gymnastics on students' memory. Materials and methods. Analysis of literary sources, observation, testing. Two groups were formed: those engaged in functional training with body bars, expanders and hatha yoga. Results. To assess their impact on the process of storing and reproducing information, before and after sports, participants had to take the A.R. Luria test. The diagnostic tools of the study are described. Conclusion. Research has shown that hatha yoga classes have a positive effect on memory. Intensive functional training sessions showed an unfavorable result on the processes of attention and memorization. The authors suggest that the physical exhaustion of the body, which is achieved with strength exercises, requires more resources of the body for its subsequent recovery. Practical significance. The results obtained can be used to adjust work programs and lesson plans.

Текст научной работы на тему «Оздоровительные виды гимнастики как средство улучшения памяти студентов»

УДК 096.015.686

Оздоровительные виды гимнастики как средство улучшения памяти

студентов

Овсянникова М.А.1*, Поздеева Е.А.2, Марандыкина О.В.3, Ушаков С.А.4

1 Российский университет транспорта г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-9191-1621, [email protected]* 2Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4373-8350, [email protected] ORCID: 0000-0003-2927-6660, [email protected] 3Московский государственный лингвистический университет

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-9155-5014, [email protected] 4Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

г. Москва, Россия ORCID: 0009-0008-8113-6677, [email protected]

Аннотация: Актуальность: В статье затронута проблема недостаточного изучения влияние отдельных методик и средств физического воспитания, позволяющих поднять уровень памяти студентов. Умеренная физическая активность приводит в работу не только мышцы, но и органы человека, в том числе и стимуляцию клеток мозга. Научная новизна заключается определении влияния конкретных методик на память и способность. Цель: изучить срочное влияние различных видов оздоровительной гимнастики на память студентов. Материалы и методы: анализ литературных источников, наблюдение, тестирование. Были сформированы две группы: занимающихся функциональным тренингом с бодибарами, эспендерами и хатха йогой. Результаты. Чтобы оценить их влияние на процесс хранения и воспроизведения информации, перед занятием спортом и после, участникам необходимо было пройти тест А.Р Лурия. Описан диагностический инструментарий исследования. Заключение. Исследование показало, что занятия хатха йогой имеют положительное влияние на память. Интенсивные занятия функционального тренинга показали неблагоприятный результат на процессы внимания и запоминания. Авторы предполагают, что физическое истощение организма, которое достигается при силовых упражнениях, требует больше ресурсов организма для его последующего восстановления. Практическая значимость. Полученные результаты могут использоваться для корректировки рабочих программ и планов занятий.

Ключевые слова: память, запоминание, тест А.Р. Лурия, функциональный тренинг, студенты, физическая культура, хатха йога.

Для цитирования: Овсянникова М.А.*, Поздеева Е.А., Марандыкина О.В., Ушаков С.А. Оздоровительные виды гимнастики как средство улучшения памяти студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 186-191.

Health - improving types of gymnastics as a means of improving students'

memory

Marina A. Ovsyannikova1*, Elena A. Pozdeeva2, Oksana V. Marandykina3, Sergey A.

Ushakov4

1 Russian University of Transport

Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-9191-1621, [email protected]* 2 National Research Moscow State University of Civil Engineering

Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4373-8350, [email protected] 3 Moscow State Linguistic University Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-9155-5014, [email protected] 4 Russian D.I. Mendeleev University of Chemical Technology Moscow, Russia ORCID: 0009-0008-8113-6677, [email protected]

Abstract: Relevance: The article touches upon the problem of insufficient study of the certain methods and means influence on physical education, which allow to raise the level of students' memory. Moderate physical activity activates not only muscles, but also human organs, including stimulation of brain cells. The scientific novelty lies in determining the effect of specific techniques on memory and ability. The purpose of the study is to study the urgent effect of various types of recreational gymnastics on students' memory. Materials and methods. Analysis of literary sources, observation, testing. Two groups were formed: those engaged in functional training with body bars, expanders and hatha yoga. Results. To assess their impact on the process of storing and reproducing information, before and after sports, participants had to take the A.R. Luria test. The diagnostic tools of the study are described. Conclusion. Research has shown that hatha yoga classes have a positive effect on memory. Intensive functional training sessions showed an unfavorable result on the processes of attention and memorization. The authors suggest that the physical exhaustion of the body, which is achieved with strength exercises, requires more resources of the body for its subsequent recovery. Practical significance. The results obtained can be used to adjust work programs and lesson plans.

Keywords: memory, memorization, A.R. Luria test, functional training, students, physical education, hatha yoga.

For citation: Marina A. Ovsyannikova*, Elena A. Pozdeeva, Oksana V. Marandykina, Sergey A. Ushakov. Health - improving types of gymnastics as a means of improving students' memory. Russian Journal of Physical Culture and Sport. 2024; 19(3): 186-191.

Введение

Многие ученые отмечают напряженную жизнь современного студента [1,2]. Связывая это с нарастающей учебной нагрузкой, стрессами экзаменационной сессии, установлением межличностных связей в новом коллективе. Многие приезжают учиться из разных городов, живут в общежитии по несколько человек в комнате. От нервно-психических напряжений мозгу нет пользы. С другой стороны, успешное обучение в вузе предполагает эффективное усвоение огромного количества нового материала.

Физическая культура всегда стояла на страже здоровья молодого поколения. К сожалению, многие вузы нашей страны сокращают количество часов на этот предмет [4,9]. В тоже время отмечается рост заболеваемости среди студентов, увеличение числа освобожденных от физической культуры [7].

Занятия спортом, безусловно, положительно влияют на деятельность нашего организма, адаптацию к умственным нагрузкам, оперативное мышление, внимание, умственную работоспособность. При реализации дисциплины по физической культуре и спорту в вузе вводятся новые направления оздоровительной гимнастики, такие как хатха йога, функциональные тренировки с различным оборудованием [2]. Однако, степень их влияния на интеллектуальные способности студентов освещена недостаточно.

Очевидно, что умеренная физическая активность приводит в работу не только мышцы, но и органы человека, в том числе и стимуляцию клеток мозга. Во время занятия по физической культуре увеличивается кровообращение, соответственно мозг должен лучше снабжаться питательными веществами. Некоторые авторы считают, что двигательные действия помогают увеличить количество нейронных связей и улучшать когнитивные способности [7,8].

Несмотря на то, что на сегодняшний день имеется много исследований, касающихся занятий физической культурой в вузе и когнитивных способностей, недостаточно изучено влияние отдельных методик и средств, позволяющих поднять уровень памяти студентов выше.

Мы предположили, что применение хатха йоги и функционального тренинга с различным современным оборудованием положительно скажется на познавательных способностях молодежи.

Цель исследования: изучить срочное влияние различных видов оздоровительной гимнастики на память студентов.

Материалы и методы

Методами исследования послужили: анализ научно-методической литературы, тестирование. Чтобы оценить влияние спорта на процесс хранения и воспроизведения информации перед занятием спортом и после, участникам необходимо было пройти тест А.Р Лурия. Суть теста заключается в том, что испытуемым зачитывали ряд из 10 слов, 2 секунды на одно слово. После первого прочтения предлагалось назвать слова в любом порядке. После второго прочтения фиксировались очередность и количество слов. Нормой у взрослого человека считается 7-8 слов.

Для проведения теста были выбраны студенты первого курса в возрасте 16-19 лет основной медицинской группы. Одна группа занималась функциональным тренингом с бодибарами и эспандером, вторая - хатха йогой.

Результаты и обсуждение

До начала эксперимента было выявлено, что участники обеих групп справились с этим заданием одинаково хорошо.

8 участников с показателями норма/выше нормы в первой группе.

□ 20%.

□ 30%

□ норма\в ыше нормы

□ 80%

□ 70%

□ норма\ выше нормы

Рис. 1 Оценка прохождения теста А.Р. Лурия до нагрузки

Во второй группе 7 из 10 показали хороший результат.

После студенты занимались физической культурой 1,5 часа. Первая группа занималась силовой тренировкой с бодибарами и гантелями [3]. Частота сердечных сокращений в конце тренировки была 150-160 ударов в минуту. Визуально выглядели уставшими, состояние было такое же.

Вторая группа занималась хатха йогой. В тренировке присутствовали простые ассаны стоя, простые перевернутые позы, балансы. После тренировки студенты чувствовали себя хорошо и не напряженно. Частота сердечных сокращений была 120-130 ударов в минуту.

После этого тестирование проводилось снова, теперь уже с другим рядом из 10 слов.

Таблица 1

Пример теста А.Р. Лурия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

артист воск забор клин лен олень мышь поле хлев волк

Оказалось, что в группе, которая занималась силовой тренировкой 5 из 10 студентов не справились с заданием, результат на 30% хуже, чем было до нагрузки.

□ норма\в ыше нормы

Рис. 2 Результат теста А.Р. Лурия после функционального тренинга Группа, которая, занималась хатка йогой, показала результат на 10% лучше, чем до тренировки, 8 человек из 10 показали хороший результат.

□ 20%

□ норма\в ыше нормы

□ 80%

Рис. 2 Результат теста А.Р. Лурия после хатха йоги

Заключение

На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что занятия йогой имеют положительное влияние на память. Если сравнивать хатха йогу с силовыми упражнениями, то коэффициент влияния на память в первом случае будет выше, чем во втором. Причины подобной разницы во влиянии детально не изучены, но предполагается, что физическое истощение организма, которое достигается при силовых упражнениях, требует больше ресурсов организма для его последующего восстановления, в связи с чем появляется общая усталость, общий стресс. Йога, напротив, влияет на множественные группы мышц попеременно (не воздействует на определённую группу мышц до истощения, как в случае с силовыми упражнениями), не истощает организм, но, даёт ему возможность поддерживать тело в тонусе, не превышая при этом допустимый уровень физической нагрузки и не подвергая себя стрессу. Это, в свою очередь, стимулирует нервную систему и кровообращение, в частности, кровообращение головного мозга, который отвечает за память.

Данные эксперимента подтверждают и другие авторы, установившие, что на процессы внимания и запоминания наиболее благоприятный результат оказывают нагрузки со средним объемом двигательной активности и эмоциональности, промежуточное положение занимают задания низкой интенсивности, а самое неблагоприятное -интенсивные занятия [1,6,9]. Также стоит принять во внимание, что тестирование проводилось сразу после занятия. Возможно, необходимо было дать «отдышаться» студентам. Для большей объективности необходимо повторить эксперимент с интервалом отдыха пятнадцать минут между двигательной активностью и тестированием.

Список литературы

1. Белова Е.Л., Румянцева Н.В., Авдонина Л.Г. Влияние физической нагрузки на умственную деятельность обучающихся. Традиции и инновации в системе физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций: сборник научных статей. Вологда: Вологодский государственный университет. 2023: 3-9.

2. Биндусов Е.Е., Марьянкова Д.А., Павлова Ю.Н., Овсянникова М.А. К вопросу об эффективном подходе к преподаванию физической культуры в вузе. Современные проблемы подготовки спортивного резерва: перспективы и пути решения: Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 06-07 декабря 2018 года. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры. 2018: 289-294.

3. Марандыкина О.В. Теоретические аспекты силовой тренировки. Тенденции развития физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Сборник докладов XVI Международной научно-практической конференции, Москва, 08-09 июня 2023 года. Москва: Московский государственный строительный университет (национальный исследовательский университет). 2023: 200-204.

4. Марандыкина О.В., Онофрей К.С. Система физического воспитания в современной России. Физическая культура. Рекреация. Спорт: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Севастополь, 25-28 мая 2022 года. Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью "Интерактивные технологии". 2022: 335-343.

5. Минбулаева Ф.А., Харисова Н.М., Кокмина Е.Г. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов. Международный журнал экспериментального образования. 2016; 4-2: 244-248.

6. Михеева Т.М., Холодова Г.Б. Коррекция памяти и внимания студентов на занятиях физической культурой в вузе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2014; 2(163): 133-137.

7. Овсянникова М.А., Биндусов Е.Е., Янкина Е.А. Здоровый образ жизни современной молодежи. Педагогика, психология, языкознание: социально-культурные парадигмы: Материалы IXВсероссийской научно-практической конференции, Рязань, 11 мая 2023 года. г. Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция". 2023: 107-109.

8. Овсянникова М.А., Биндусов Е.Е., Янкина Е.А. Адаптационные возможности организма студентов при различных видах двигательной активности. Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли: Сборник трудов Y Международной научно-практической конференции, Москва, 06-07 декабря 2023 года. Москва: Российский университет транспорта. 2023: 108-112.

9. Симень В.П., Васильева Н.В., Матвеева Н.А. Развитие памяти и внимания у студентов при реализации элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе. Теория и практика физической культуры. 2021; 8: 61-63.

References

1. Belova E.L, Rumyantseva N.V., Avdonina L.G. The influence of physical activity on the mental activity of students. Tradicii I inovacii v sisteme fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij: sbornik nauchnyh statej [Traditions and innovations in the system of physical culture and sports activities of educational organizations: a collection of scientific articles]. Vologda: Vologda State University. 2023: 3-9.

2. Bindusov E.E., Maryankova D.A., Pavlova Yu.N., Ovsyannikova M.A. On the question of an effective approach to teaching physical culture at a university. Sovremennye problem podgotovki sportivnogo rezerva: perspektivy Iputi resheniya: Sbornik materialov I Vserrosijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-proakticheskoj konferencii, Volgograd, 06-07 dekabrya 2018 goda [Modern problems of sports reserve training: prospects and solutions: Collection of materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Volgograd, December 06-07, 2018]. Volgograd: Volgograd State Academy of Physical Culture. 2018: 289-294 [In Russ.].

3. Marandykina O.V. Theoretical aspects of strength training. Tendencii razvitiya fizicheskoj kul'tury I sporta v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah: Sbornik dokladov XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 08-09 iyunya 2023 goda [Trends in the development of physical culture and sports in modern socio-economic conditions: Collection of reports of the XVI International Scientific and Practical Conference, Moscow, 08-09 June 2023]. Moscow: Moscow State University of Civil Engineering (National Research University). 2023: 200-204 [In Russ.].

4. Marandykina O.V., Onofrey K.S. The system of physical education in modern Russia. Fizicheskaya kul'tura. Rekreaciya. Sport: Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sevastopol', 25-28 maya 2022 goda [Physical culture. Recreation. Sport : Materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Sevastopol, May 25-28, 2022]. Sevastopol: Interactive Technologies Limited Liability Company. 2022: 335-343 [In Russ.].

5. Minbulaeva F.A., Kharisova N.M., Komkina E.G. The influence of physical culture and sports on the personal characteristics of students. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; 4-2: 244-248 [In Russ.].

6. Mikheeva T.M., Kholodova G.B. Correction of memory and attention of students in physical education classes at the university. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 2(163): 133-137 [In Russ.]

7. Ovsyannikova M.A., Bindusov E.E., Yankina E.A. Healthy lifestyle of modern youth. Pedagogika, psihologiya, yazykoznanie: social'no-kul'turnye paradigm: Materialy IX Vserrosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ryazan', 11 maya 2023 goda [Pedagogy, psychology, linguistics: socio-cultural paradigms: Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Ryazan, May 11, 2023]. Ryazan: Limited Liability Company "Publishing House "Concept". 2023: 107-109 [In Russ.].

8. Ovsyannikova M.A., Bindusov E.E., Yankina E.A. Adaptive capabilities of the body of students in various types of motor activity. Aktual'nye problem razvitiya I sovershenstvovaniya sistemy fizicheskogo vospitaniya dlya podgotovki specialistov v transpornt\\tnoj otrasli: Sbornik trudov Y Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 06-07 dekabrya 2023 goda [Actual problems of development and improvement of the physical education system for training specialists in the transport industry : Proceedings of the Y International Scientific and practical Conference, Moscow, December 06-07, 2023]. Moscow: Russian University of Transport. 2023: 108-112 [In Russ.].

9. Simen V.P., Vasilyeva N.V., Matveeva N.A. The development of memory and attention in students during the implementation of elective courses in physical culture and sports at the university. Teoriya I praktikafizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2021; 8: 61-63 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.08.2024

Овсянникова Марина Андреевна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, 127055, г. Москва, ул. Образцова, дом 9, строение 9, e-mail: [email protected]

Поздеева Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, ул. Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: lena.pozdeewaamail.ru Марандыкина Оксана Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, дом 38 строение 1, e-mail: omarandykina@,inbox. ru

Ушаков Сергей Александрович - старший преподаватель, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, 125047, г. Москва, пл. Миусская, дом 9, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.