Научная статья на тему 'Оздоровительные услуги в структуре сервиса: проблема подготовки кадров'

Оздоровительные услуги в структуре сервиса: проблема подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оздоровительный сервис / здоровый образ жизни / здоровье / культурно – оздоровительные услуги

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е А. Сигида

В статье рассматривается проблема необходимости решения вопросов межотраслевого культурно-оздоровительного, санаторно-курортного и социальномедицинского характера, выдвигающая требования подготовки специалистов сервиса с культурно-оздоровительной, социально-медицинской специализацией, способных участвовать в реформировании существующих структур сервиса и здравоохранения и в создании новых организационных структур социально-медицинского сервиса. Социально ориентированный характер подготовки специалистов для работы в сфере сервиса по охране здоровья способствует тому, что в своей профессиональной деятельности по оказанию культурно-оздоровительных услуг, осуществления реабилитации, оздоровления населения, интегрированные специалисты сервиса не ограничиваются возможностями одного научного направления, а руководствуются мультидисциплинарным подходом, используя медицинские, психологические, педагогические, социально-экономические знания, умения, опыт и возможности для сохранения и укрепления здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительные услуги в структуре сервиса: проблема подготовки кадров»

8

УКД (075\8)361\362

Оздоровительные услуги в структуре сервиса: проблема подготовки кадров

Е.А. Сигида,

В статье рассматривается проблема необходимости решения вопросов межотраслевого культурно-оздоровительного, санаторно-курортного и социальномедицинского характера, выдвигающая требования подготовки специалистов сервиса с культурно-оздоровительной, социально-медицинской специализацией, способных

участвовать в реформировании существующих структур сервиса и здравоохранения и в создании новых организационных структур социально-медицинского сервиса.

Социально ориентированный характер подготовки специалистов для работы в сфере сервиса по охране здоровья способствует тому, что в своей профессиональной деятельности по оказанию культурно-оздоровительных услуг, осуществления реабилитации, оздоровления населения, интегрированные специалисты сервиса не ограничиваются возможностями одного научного направления, а руководствуются мультидисциплинарным подходом, используя медицинские, психологические,

педагогические, социально-экономические знания, умения, опыт и возможности для сохранения и укрепления здоровья населения.

Ключевые слова: оздоровительный сервис, здоровый образ жизни, здоровье, культурно - оздоровительные услуги

Социально-культурные услуги, к которым принадлежат культурно-

оздоровительный сервис, услуги в здравоохранении, науке, обладая всеми признаками многофункциональности в сфере сервиса, по характеру своей взаимосвязи, являются социально-значимыми услугами, так как способствуют повышению качества жизни, социализации, интеграции и социальной защите в обществе. Современные условия социально-экономического развития, социальная политика в обществе, базируясь на инновационных технологиях, способствует расширению сферы услуг играющих важную роль в вопросах формирования условий жизнедеятельности человека, становлению его как личности. В условиях глобализации роль и значимость социальных, социальнополитических факторов постоянно повышается, что отвечает требованиям

международной стратегии ООН, направленных на формирование гуманистического мирового порядка развития общественных отношений.

9

В настоящее время, когда все большее значение придается приоритетам общечеловеческих ценностей, феномен «здоровье» не отделимым от понятия устойчивого развития общества, а социальная составляющая становится одним из ведущих его компонентов. Снижение социально-экономических и социально-психологических возможностей общества приводит к уменьшению мотивации ведения здорового образа жизни и снижения ценности здоровья в сознании отдельных групп населения.

Гармоничное развитие, сохранение основных параметров функциональных систем человека способствуют и обеспечивают выполнение основных его функций, как в личностном, так и социальном отношениях, что возможно при определенной форме жизнедеятельности обеспечивающей поддержание естественного состояния организма, в гармонии с окружающей средой. Для поддержания динамического равновесия системы человек-природа-общество, что обеспечивается регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях, все большее значение придается не только физиологическому, но и социальному компоненту гомеостатического потенциала человека. Гомеостатический потенциал человека - показатели качества переходных процессов переменных состояний человека на низшем уровне его физиологических систем и высших уровнях, связанных с его социальной сущностью призван обеспечить устойчивое развитие всех структур общества.

Нарушение гомеостатического потенциала, снижение возможностей к нормальной жизнедеятельности проявляется в потере здоровья и нарушении взаимоотношений человека во всех сферах деятельности, как в количественном, так и качественном отношениях.

Рассматривая социализацию как результат взаимодействия личности и общества нельзя не видеть взаимообусловленность этого процесса. Изучение социологии физических и психических дисфункций позволяет выявить социальный компонент ограничений жизнедеятельности человека в обществе по причине и условиям независящих от биологических характеристик индивидуума. Ограничение жизнедеятельности как социальный барьер становится фактором, препятствующим реализации жизненных возможностей многих групп в обществе, и социальный аспект здоровья приобретает в этом случае особую значимость и требует больших реабилитационных оздоровительных воздействий, в том числе и изменения среды обитания, приспособления её к потребностям человека. Сохранение здоровья путем восстановления нарушенного социального компонента гомеостаза в сложившихся условиях приобретает общенациональное значение.

10

В эпоху глобальной взаимозависимости и взаимообусловленности явлений, фактов и процессов, соперничества во всех сферах жизнедеятельности прогресс цивилизации выражается, в создании интеллектуально-образовательного «человеческого капитала» направляемого на укрепление справедливости, стабильности и безопасности в обществе. К этому стремится все прогрессивное человечество.

В тоже время тенденции неустойчивости в социальном, духовном, экологическом развитии социальной сферы, которые доминируют в современном обществе, активизируют потребность в консолидации усилий всех социальных институтов, заинтересованных и способных противостоять деструктивным изменениям в обществе. Повышается роль и значение общечеловеческих принципов, социальных знаний, становится востребованной квалифицированная социальная деятельность, возрастает статус интегрального специалиста сферы сервиса, оказывающего оздоровительные услуги призванные восстановить разрушенную гармонию человека, социума, экологической среды, уменьшить негативные последствия технического прогресса. Междисциплинарный подход в изучении роли теоретических исследования в структуре социальных наук выявляет гуманитарную парадигму социально-культурного сервиса.

Изучение структуры общества, в том числе социальной инфраструктуры, как совокупности направлений политики, обеспечивающих создание оптимальных условий жизни человека, позволяет рассмотреть интегрирование социальных знаний с другими отраслями естественно-гуманитарного направления и в частности с социальной медициной, оценить состояние возможностей доступа граждан к социально-культурным потребностям и услугам общества.

Большое значение приобретают образовательные стратегии как необходимый компонент развития сферы оказания социальных услуг.

Появление новых моделей образовательных систем определили условия для широкого развития общественно-гуманитарного и естественнонаучного направления в науке, переосмысления природы ценностей и связи их с социальными преобразованиями, и переустройством общества.

В системе общего образования, как социального института цивилизации, социально-гуманитарное образование, основанное, прежде всего на признании непреходящих ценностей в человеке, раскрывающем возможности его души и интеллекта становится фундаментальной базой определяющей приоритетность при подготовке специалистов сферы сервиса по направлению оказания культурно-

оздоровительных услуг.

11

Социальное образование, как одно из направлений научно-педагогической деятельности высшей школы способствует формированию социально-гуманитарных технологий, теорий, моделей развития общества, что является обязательным (непременным) компонентом общей и профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса, в том числе, оказывающих и культурно-оздоровительные услуги.

Социальное образование формирует профессиональные и нравственные качества специалиста на базе совокупности научных знаний по таким разделам социально-гуманитарных наук как психология, педагогика, социальная антропология, социальная экология. В этом ряду находятся и социальная медицина, социальная геронтология, реабилитология и другие науки.

Важнейшей компонентой социальных знаний становится изучение самого человека и его отношений с природой и обществом. Человеческое сообщество как сложная система взаимоотношений, подверженная, как все сложные системы вероятностным законам развития, нуждается в комплексном подходе при изучении и анализе всех сфер жизнедеятельности человека.

Сущность человека - как единство духовно-телесного начала, находясь в состоянии гармонии или дисгармонии, определяя характер жизнедеятельности, позволяет рассматривать все нарушения, как в организме, так и в обществе в непосредственной взаимосвязи, в их непрерывных противоречиях и компромиссах. Динамическое равновесие на физиологическом и социальном уровнях обеспечивает адекватное развитие индивидуума в среде обитания.

Формируя духовно-телесную систему, человек находится в поле воздействия многих факторов как экологических, биологических так и социальных оказывающих на него неоднородное действие. Порождение конфликта противоречий вызывает негативные сдвиги и их разрешение, с помощью, реабилитационного потенциала личности, культурно-оздоровительных услуг, способно создать пути выхода из критических ситуаций возникающих на различных уровнях социального гомеостаза.

Нарушение здоровья в сложной жизненной ситуации становится своего рода социальным барьером, препятствующим свободному развитию индивидуума, в обществе. Социальные барьеры, обусловленные ограничением жизнедеятельности по причине болезней, травм, физических и психических дефектов нарушают гомеостатический потенциал человека, препятствуют реализации жизненных потребностей, снижают активность и участие, адекватное социальное функционирование. Ущемление права на «наивысший, достижимый уровень

12

физического и психического здоровья» приводит к нарушению возможности пользоваться другими правами или даже всем комплексом прав человека.

Права человека целостны и неотъемлемы и социальные барьеры, обусловленные нарушением здоровья, приводящие к нарушению прав, не должны иметь место в цивилизованном обществе.

Сохраняя духовно-телесную основу - в здоровье заложены противоречия социально-детерминированного характера, так как индивидуум постоянно подвергается воздействию со стороны общества.

Социальная сущность человека в последние десятилетия усугубила существование себя как биологического вида, что проявилось в резком снижении возможностей функциональных систем организма, нарушению многих показателей физиологического гомеостаза. Снизились функциональные резервы, реактивность и резистентность, появились признаки рождения ослабленного потомства, что свидетельствует о нарушении равновесия и поломе механизмов самоорганизации живой системы. Последствиями таких биологических изменений параметров гомеостаза незамедлительно стало снижение социальных возможностей человека его способности самореализации, падение духовного и нравственного потенциалов вплоть до появления признаков самоуничтожения. В свою очередь достижения цивилизации (технологические, экономические, информационные), изменения экологического, климатического, социального характера привели к ухудшению биологических показателей: появлению новых форм болезнетворной патологии,

снижению жизнеспособности целостной системы, ослаблению репродуктивной функции, нарушению гармонии в биологических системах организма.

В происхождении болезней, как причины нарушения функций организма и возникновения ограничения жизнедеятельности все большую роль играют факторы внешней среды, включая все разнообразие природного и искусственно созданного мира. Изменение ситуации в экологии приводит к увеличению в организме свободных радикалов, с одновременным снижением функции антиоксидантной системы. Нарушается защитная функция тех органов, которые призваны обезвреживать и выводить из организма токсические вещества, снижается дезинтоксикационная роль печени, легких, почек, кожи, что сопровождается эндотоксикозом - отравлением организма шлаками физиологических систем организма. Не менее разрушительными и агрессивными к человеку становятся и происходящие негативные процессы в социальной среде, социальной экологии, которые приводят к глубоким изменениям в организме сводя на нет все проводимые профилактические мероприятия проводимые на уровне организма.

13

Социальное и биологическое это единые понятия в вопросе здоровья. Говоря о биологических (физиологических) показателях живого организма (приспособляемость, наследственность, изменчивость), рассматривая факторы риска появления заболевания, в том числе и эндогенного характера необходимо понимать, что они зависят и обуславливаются социальными условиями, образом жизни. Патологический процесс есть нечто иное, как проявление дисгармонии факторов внутренней и внешней среды, которые выражаются в различной степени ущербности медико-социальных приспособительных реакций человека на все виды внешнего воздействия и агрессии.

Биологические, наследственно детерминированные свойства организма и социальная характеристика человека - личности взаимно дополняют друг друга, как физиологический и социальный компоненты гомеостатического потенциала.

Биологическое в человеке не противоречит социальному, а рассматривается в единстве и это гармоническое единство биологического в социальном и социального в биологическом и определяют социальный феномен здоровья.

Возникновение противоречий между биологической природой человека и средой его обитания в духовно-социальной системе общества непременно приводит к обоюдному патологическому, деструктивному процессу на уровне организма, личности, общества.

Появление новых направлений в учении о здоровье, в дополнение к общеизвестной науки о здоровье - гигиены, являющейся выразителем профилактической медицины, было обусловлено изменением в последние десятилетия структуры заболеваемости и смертности. На смену необходимости проведения общегосударственных мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями (противоэпидемическая революция), которые имели первостепенное общественное значение в структуре заболеваемости, появляются проблемы индивидуальной профилактики неинфекционных психосоматических заболеваний, которые стали причиной ухудшения здоровья в значительно большей степени, чем эпидемии инфекций. Изменение условий и образа жизни человека привели к появлению массовой хронической патологии, что потребовало изменения методологических подходов сохранения здоровья расширения сферы сервиса при оказании культурно-оздоровительных услуг.

Необходимость расширения и углубления культурно-оздоровительных, социальномедицинских знаний в обществе продиктовано необходимостью решения вопросов ранней до нозологической диагностики заболеваний, определения адаптационных резервов организма, разработки мер первичной профилактики и изучения влияния сохранения здоровья на формирование социальных параметров индивидуума. Изменение образа жизни современного человека, характера его питания, труда и жизнедеятельности привело

14

к необходимости развития не медицины болезни, а медицины здоровья расширения значимости оздоровительных услуг с концентрацией внимания на конкретном человеке с его неповторимыми конституциональными особенностями функционирования органов и систем.

Термин «здоровье», в переводе с латинского «санитас» - неповрежденное, прочное и «валетудо» - душевный покой, душевное здоровье определили новое направление в изучении проблем здоровья, науке о здоровье здоровых людей, о здоровом образе жизни

Воплощение идей здорового образа жизни, являющимся одним из направлений сохранения здоровья, продиктовано принципами гуманизма, признания непреходящей ценности жизни и здоровья каждого человека, что невозможно без широкого распространения социально-гуманитарных знаний среди населения, усилении роли

оздоровительного сервиса.

Образ жизни - категория общественная включающая различные аспекты -экономический, социологический, социально-психологический, которые реализуются соответственно в "уровне жизни", "качестве жизни", "укладе жизни" и др. Образ жизни определяет поведение человека в основных сферах его жизнедеятельности -биологической и социальной.

Образ жизни наиболее часто рассматривается через понятие «жизнедеятельность». Его можно представить как полноценную активную жизнедеятельность людей, связанную с удовлетворением их главных потребностей в жилье, питании, режиме труда и отдыха, медицинском обслуживании, обеспечиваемых обществом и зависящих от

многочисленных социальных причин, которые в свою очередь обусловлены экономической структурой общества уровнем образования, производственными отношениями, традициями, обычаями и другими факторами. Комплексный подход к анализу различных элементов социальных отношений человека позволяет определить образ жизни как нормативную базу для достижения благополучия человека в основных сферах его жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни может быть характеризован согласованностью биологических и социальных сторон жизнедеятельности людей, в процессе которой в максимальной степени проявляется свобода физической, психической и социальной активности человека; всесторонним проявлением деятельности, сущности индивида которые реализуется в процессе труда и активного приспособления человека к меняющимся условиям социальной и естественной среды. Для здорового образа жизни характерна медико-социальная активность в области охраны здоровья включающая наличие гигиенических навыков, выполнение оздоровительных рекомендаций, участие в

15

формировании соответствующего образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую до врачебную помощь, использовать средства народной медицины, использовать меры активной профилактики психо-соматического неблагополучия.

Здоровый образ жизни рассматривается как вид, способ деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, как условия и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов жизни в обществе. Это своеобразная форма отражения специфической связи между различными сторонами развития личности, для которой характерны оптимальная интегрированность и соразмерность физических, духовных и нравственных качеств, формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоничному развитию всех его сторон. Здоровый образ жизни может быть представлен как детерминированная биологическими и социальными факторами особая общественная ценность, которая служит основой активности личности как меры деятельности, сущностного социального качества, выражающего высокую степень «включенности» индивида в общественные отношения.

Здоровый образ жизни - форма поведения, привычки, наклонности, которые направлены на сохранение и поддержание здоровья путем повышения адаптационных возможностей организма. Здоровый образ жизни - это организация и виды жизнедеятельности человека, которые обеспечивают индивидуальное и общественное здоровье, через основные компоненты жизни: трудовую сферу, досуг, общение, спорт, питание, использование медицинской помощи и др.

В приоритете ценностей человеческой жизни "здоровый образ жизни" является непременным условием существования человека и, следовательно, его общественного значения. Полноценный образ жизни, формирующийся при условии отсутствия социального неблагополучия, позволяет более целенаправленно воздействовать на многие причины пагубных пристрастий, в частности, такие как пьянство, табакокурение, наркомания.

Культурно-оздоровительные услуги способствуют решению вопросов сохранения здоровья как здорового члена общества или людей относящихся к категории "условно здоровые", а так же страдающих тем или иным хроническим заболеваниями обусловленными социальными факторами. Являясь социально-уязвимыми, ущербными, неустроенными такие люди в еще большей степени нуждаются в здоровье так необходимом для решения повседневных проблем обеспечения полноценной жизни.

Практическая реализация основных положений учения о здоровье предусматривает использование различных культурно-оздоровительных и социально-медицинских методик. Можно выделить следующие направления реализации культурно-

16

оздоровительного сервиса: культурно-оздоровительные услуги профилактической

направленности, услуги по диагностике нарушений и коррекции здоровья, социальномедицинское, психолого-педагогическое направление реабилитационной помощи и др.

Профилактическое направление оказания услуг объединяет методики,

способствующие превентивному укреплению саногенетических механизмов здоровья, формированию самосохранительного поведения, здорового образа жизни. Они включает в себя методы заимствованные из различных научных направлений медицины, гигиены, реабилитологии, знания которых способствует научному осмыслению негативного влияния на организм вредных привычек, ослабляющих здоровье (курение, алкоголизм, токсико- и наркомания), предотвращения всевозможных асоциальных проявлений в обществе, опасных для здоровья своими последствиями.

Профилактическая направленность социальной медицины, трансформируясь в сфере сервиса через принципы культурно-оздоровительных услуг предоставляет свои возможности проведения комплексных социально-медицинских исследований

выявляющие влияние эколого-гигиенических, производственных и других факторов на здоровье. Социально-медицинские знания повышают значение гигиенической

диагностики факторов окружающей среды, гигиенической диагностики до

нозологических состояний, оценки здоровья и его коррекции, правовых основ интегративной медицины.[1]

Культурно-оздоровительная направленность профилактических мероприятий сферы сервиса предусматривает проведение соответствующей социальной политики, заключающейся, прежде всего, в обеспечении необходимых для здоровья условий труда всего населения, исключении неблагоприятных последствий для здоровья достижений научно-технического прогресса, соблюдении правил экологической безопасности среды проживания, снабжении населения здоровыми продуктами питания, оказании услуг первичной медико-санитарной помощи и др.

Существующие технические сервисные возможности для изучения влияния факторов внешней среды на здоровье позволяют проводить мониторинговую оценку и прогнозировать состояние здоровья населения, что особенно важно в регионах с техногенной опасностью, крупных мегаполисах и в случаях аварийных ситуаций.

Диагностические культурно-оздоровительные услуги направлены на установление степени здоровья человека. Методики основаны на показателях функциональных исследований жизнедеятельности органов и систем, личностных факторов и условий среды обитания. Изучение основных параметров физиологии и патологии систем жизнеобеспечения организма, находящихся под влиянием социальных факторов

17

позволяет определить диапазон физиологических возможностей организма и установить количественную сторону здоровья в конкретной социальной среде.

В задачу диагностических методик входит определение степени готовности человека противостоять агрессивному воздействию внешней среды и способности организма к сохранению естественного, адекватно уравновешенного гомеостаза.

Изменение нормативных показателей физического, психосоматического и духовного статуса человека, снижение его адаптационных возможностей рассматривается как ухудшение состояния здоровья в виду изменения резервных показателей организма.

Культурно-оздоровительные, социально-медицинские методики основаны на изучении механизма формирования ответной реакции организма, выявления фактора антириска на внешнюю агрессию, установлении характера позитивных процессов социально- медицинской реабилитации и адаптации человека к новым условиям. Особое значение такие исследования приобретают при использовании мониторингового наблюдения за организованными коллективами, при формировании групп населения в зависимости от состояния здоровья и факторов риска и для решения других задач.

Культурно-оздоровительные услуги направлены на сохранение здоровья (на разных уровнях организации общества) с позиции социальной детерминированности факторов его обуславливающих, влияния на него социальных явлений, процессов, как результатирующие понятия социализации и самореализации человека в обществе. Социальный характер здоровья предполагает изучение от обратного, от достижения социальной цели жизни, изучения влияния факторов препятствующих достижению здоровья и повышения качества жизни.

С этих позиций предусматривается комплекс мер, направленных на увеличение физиологических возможностей организма с целью улучшения количественной и качественной характеристик здоровья. Проводимые мероприятия основываются на знаниях саногенеза, процессов регенерации, реституции и компенсации организма и включает в себя практические методы оздоровления организма.

Культурно-оздоровительные услуги, оказываемые в рамках существующих структур здоровье сберегающего сервиса, воплощают в себе усилия различных ведомств в деле обеспечения гарантированных прав граждан на здоровье, становятся компонентом социальной защиты ответственной за реализацию всех программных мероприятий государства. Служба сервиса с социально-медицинской специализацией является

неиспользованным резервом профилактической медицины и потому специалисты, оказываются востребованными для работы в различных сферах, в том числе в системе

18

здравоохранения, курортного дела, туризма, фитнес клубов и других структурах имеющих отношение к охране здоровья.

Расширение культурно-оздоровительных услуг сферы сервиса призваны изменить отношение к здоровью, произвести переоценку жизненных ценностей и стимулировать собственные возможности индивидуума, направленные на изменение социального статуса, достижения социальной независимости улучшения качества жизни.

Необходимость решения многих вопросов межотраслевого культурно-

оздоровительного, санаторно-курортного и социально-медицинского характера выдвигает требования подготовки специалистов сервиса с культурно-оздоровительной, социальномедицинской специализацией способных участвовать в реформировании существующих структур сервиса и здравоохранения и в создании новых организационных структур социально-медицинского сервиса.

Социально ориентированный характер подготовки специалистов для работы в сфере сервиса по охране здоровья способствует тому, что в своей профессиональной деятельности по оказанию культурно-оздоровительных услуг, осуществления реабилитации, оздоровления населения, интегрированные специалисты сервиса не ограничиваются возможностями одного научного направления, а руководствуются мультидисциплинарным подходом, используя медицинские, психологические, педагогические социально-экономические знания, умения, опыт и возможности для сохранения и укрепления здоровья населения.

Литература

1. Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. СПБ.: МФИН,1997.

УДК 316.6.22

Психолого - педагогические и нравственные аспекты оздоровительного сервиса

Н.И.Бабкин, профессор кафедры психологии РГУТиС, Москва

В статье рассматриваются следующие факторы здорового образа жизни воспитанников детского дома; по 100-бальной шкале приводятся уровни их влияния на оздоровление: 1 - Потребность в сервисе. 10; 2 - Знания умения навыки 30; 3 -

Технологии. 32; 4 - Средства. 33; 5 - Активность (социально-психологическая). 34; 6 -Объективация предмета. 26; 7 - Социальное взаимодействие. 34; 8 - Комплексность. 18; 9 - Оптимизм. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.